• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Сегодня т...

    Панно из мозаики – великолепие творческого порыва

    Кто впервые создал удивительные и прекрасные картины из мозаики нам доподлинно неизвестно. Но мы должны быть благодарны талантливому творцу из далекой древности, который из тысячи мельчайших осколков смог сотворить мозаичное панно – рукотворный шедевр, высоко почитаемый по сей день.

    Сегодня такие изображения для облицовки стен или пола изготавливают из разных материалов: стекла, мрамора, травертина и . Каждый используемый материал привлекателен и практичен по-своему. Довольно необычные панно из мозаики получаются из красочного витражного стекла с многообразием полутонов, что позволяет создавать картины с одинаковым рисунком, но с различными переливами оттенков.

    Картина из мозаики: декор с глубины веков и доныне

    Из цветной мозаики производятся разнообразные элементы облицовки: растяжки, панно, фризы, бордюры и пр. Дивное панно из – это прекрасная настенная композиция декоративного характера, выполненная из маленьких стеклянных чипов на полимерных матрицах, из которых сформирован определенный узор, рисунок, орнамент, фотография, даже текст.

    Изготовление панно из мозаики начинается с выбора и оцифровки изображения, после чего создается схема будущей картины при помощи компьютерных программ. Тщательно прорабатывается цветовое решение и подбор элементов мозаики нужного размера. Обычно панно мозаикой выкладывают из чипов правильной формы (квадраты, ромбы) или из осколков, полученных путем дробления, резки монолита. Мелкие кусочки используются для того, чтобы точнее передать тонкие, нежные детали, элегантные, плавные переходы цвета, позволяющие добиться визуальной целостности мозаичного изображения.

    Современный производитель предлагает панно из мозаики в разных стилистических решениях, что делает материал поистине универсальным, позволяя воплощать в жизнь любую идею: от полотен великих живописцев до фото любимой собаки. Профессионально созданный эскиз и правильно подобранная гамма оттенков дают возможность получать не только восхитительные картины мозаикой, но и сделать из такого отделочного материала панно с точной детализацией фотографии.

    Применяя при укладке сравнительно большие части мозаичных элементов, создается эффект мазков кистью художника. Оригинальное панно из стеклянной мозаики обязательно станет «изюминкой» интерьера, не требуя большого расстояния для того, чтобы оценить всю прелесть и красоту настоящего произведения искусства.

    Купить панно из мозаики – получить индивидуальность и гармонию

    Неповторимые картины из мозаики используются для отделки наружной части здания или для оформления внутренних поверхностей помещения. Разнообразные рисунки, постеры, фото украшают фасады офисов, банков, кафе, баров, ресторанов, ночных клубов.

    Александр Кулёв,

    искусствовед

    Мозаичное панно

    Прежде чем вести разговор о видах мозаичных панно, необходимо разобраться с тем, что понимается под словами панно и мозаика, смысл которых понятен интуитивно, но на самом деле требуются некоторое пояснение.

    О происхождении понятия «мозаичное панно»

    Значение слова панно происходит от французского «panneau», которое в свою очередь восходит к латинскому «pannus» — кусок ткани. Под словом панно понимается обычно произведение декоративного характера, предназначенного для постоянного заполнения каких-либо участков стены (настенное панно) или потолка. К его разновидностям можно отнести: барельеф, резную или лепную композицию. Таким образом, основной признак панно - его неперемещаемость и определенная монументальность, и как следует из латинского значения слова – похожесть на кусок ткани, то есть вставка на стену.

    Слово моза́ика происходит от французского «mosaïque», а также итальянского «mosaico», восходящего, в свою очередь, к латинскому (opus) musivum - произведение, посвящённое музам. Мозаика – это декоративно-прикладное (относящееся к виду искусства, имеющему двоякую функцию: эстетического наслаждения и утилитарную, практическую) и монументальное (имеющее большой формат и связанное с архитектурой или интерьером) искусство. Мозаика достаточно разнородна по использованию материалов: это могут быть закрепленные на поверхности цветные камни, смальта, керамическая плитка или другие материалы.

    Таким образом мозаичное панно – это крупная панель со вкраплениями кусочков разноцветных материалов, образующих смысловой рисунок или узор и выполняющая эстетическую функцию или утилитарную.

    Иногда под мозаичностью понимают собрание разнородных элементов, образующих некое целое, в отдельности ничего из себя не представляющих, в целостности же создающие нечто особенное и цельное.


    История возникновения мозаики

    История возникновения мозаики восходит к четвертому тысячелетию до нашей эры, приблизительно ко второй его половине, времени развития государства шумеров. Если проследить далее (но только гипотетически), то, скорее всего, мозаика возникла из детской игры, развития способности первобытного человека к комбинированию различных материалов и выкладыванию из них изображения, первично, очень простого, из однородных предметов. Но, позднее, с развитием интеллекта, они приобретали более сложную форму, от ахроматической (исполненной в одной цветовой гамме) до полихромной (многоцветной). Первично, мозаика носила утилитарную функцию – функцию защиты облицовываемых поверхностей от атмосферных или других неблагоприятных воздействий. С освоением различных материалов, совершенствованием техники их полировки, развитием стекольного дела, а также с разработкой техники окрашивания стекла, она становилась все более и более усложненной.

    В этой статье, посвященной мозаичным панно, мы коснемся только вопросов техники работы с мозаикой, рассмотрим ее основные виды и, частично, эволюцию и современные работы.





    Эволюция техники создания мозаичных панно

    Техника мозаики сложна компоновкой разнородных элементов в единое целое, чтобы из отдельных мелких элементов выложить картину и в определенной цветовой гамме требуется большое мастерство.

    Возникновение мозаики

    На первоначальном этапе развития мозаик (как мы предполагаем) разнородные элементы не фиксировались друг с другом, то есть это была в большей степени детская игра, или один из способов познания мира. Для компоновки разнородных элементов в единое целое необходимо развитие комбинаторного мышления, определенных, достаточно высоко развитых навыков обработки материалов, поэтому первоначальные образцы дошедшей до наших времен мозаик носят примитивный характер.

    У шумеров мозаика составлялась из наиболее доступного для них материала – обожженных глиняных палочек, которые также закреплялись на глиняном растворе, из них формировался геометрический орнамент. Известны обрамления колонн по этому методу из города Ура. Какую функцию выполняли эти мозаики можно только предположить, возможно, утилитарную – предохранение цоколя колонн от выветривания, а скорее – чисто эстетическую, связанную с функцией своеобразного оберега в использовании геометрического орнамента. С усложнением техники появляются набранные из мозаики полы, богато инкрустированные шкатулки («Штандарт Ура»), мебель.

    Так или иначе, это только предыстория возникновения мозаичных панно. К ранним этапам развития этого древнего искусства можно отнести галечные орнаменты из мозаики, датируемые 8 веком до нашей эры из Ассирии.

    Мозаичное панно в античности

    Постепенно техника усложнялась и уже в достаточно развитых формах встречается в античности. Первично в античности использовалась необработанная галька, затем осваивается техника шлифовки камня, его обработки и только в дальнейшем – цветного стекла, что позволило создавать не только красивейшие, но и реалистичные панно из мозаики.

    Составление мозаики – чрезвычайно сложная и кропотливая работа, чтобы познакомиться с ней ближе – необходимо разобраться с тем, какие материалы могут быть использованы для ее создания.

    Стекло и смальта

    Один из основных материалов – это стекло, позволяющее создать тончайшие цветовые переходы, обыграть струение и игру света внутри мозаичных панно. Кроме того, стекло устойчиво к воздействию влаги, агрессивных жидкостей и сред, перепадам температуры. Панно, выполненные с использованием стеклянной мозаики, надежно защищают поверхность стен и дарят эстетическое наслаждение. Стеклянная мозаика выпускается на настоящий момент в различных видах: это могут быть пластинки, округлые или каплевидные элементы. Стекло позволяет варьировать не только структуру, но и степень окраски, то есть возможность работы с полутонами и чистыми цветами, а также иметь различную степень матовости или прозрачности. Панно из стеклянной мозаики широко используются в декорировании как интерьера (ванные комнаты, бассейны), так и экстерьера (панно на фасадах зданий или внутренних двориков).

    Следующий, наиболее известный материал – смальты – цветные непрозрачные стекла, обычно, квадратной формы со слегка скошенными углами и слегка текстурированной внутренней поверхностью и шлифованной наружной. Смальты могут быть позолоченными, имеющими различные вкрапления, они позволяют добавлять в общий рисунок разнообразные эффекты и часто заменяют стекло, поскольку в силу своей прозрачности, полностью стеклянное мозаичное панно будет очень ярким, стекло очень чувствительно к расположению во внутреннем убранстве или экстерьере.

    Технология изготовления смальты для создания мозаичного панно

    Описав стекла и смальты, хотелось бы особо остановиться на описании процесса изготовления различных цветовых оттенков, столь важных для создания произведений искусства. Красочная палитра смальт насчитывает более 10 000 различных оттенков, достигается же это разнообразие применением немногим более 10 красителей, среди которых можно назвать: железо, марганец, медь, никель, кобальт, уран, золото, серебро, сурьмянокислый свинец; позднее стал применяться хром и уже в наше время - селен и сернистый кадмий. Большинство указанных элементов проявляют свои качества при окислении, то есть взаимодействии с кислородом. Металлы же характеризуются разной степенью окисления в зависимости от взаимодействия с количеством кислорода, так, например, медь в зависимости от степени окисления дает голубой и красный цвета, железо – желтый и синий. Добиться в процессе варки степени окисления достаточно сложно, для этого необходимо обеспечить либо избыток, либо недостаток кислорода, поэтому применяют различные окислители (калиевая или натриевая селитра) и восстановители (уголь, винный, камень, алюминий и другие). Окраска стекла в отдельных случаях сильно зависит от сочетаний с которыми находится краситель, например, сера окрашивает стекло в синий цвет, а в присутствии кадмия, который сам не дает окраски, в желтый. На окраску стекла сильно влияет его состав.

    Большое значение для окраски имеет термическая обработка стекла после процесса варки. Например, медь, растворяясь в стекле, не дает сама по себе никакой окраски, стекло остается прозрачным, а вот при нагреве до температур, близких к плавлению стекла, она дает розоватый оттенок, при нарастающем нагреве который переходит в густой красный цвет. Если дальше продолжить нагрев стекла, то ярко – красный оттенок сменится буровато – коричневым с вкрапленными в его глубине кристаллами меди с параллельным изменением прозрачности, то есть станет мутным. Этот принцип широко применяется для создания эффекта искусственного авантюрина. Такой же процесс производится для производства хромового авантюрина, имеющего зеленую окраску.

    Коллоидными красителями стекла могут выступать драгоценные металлы, такие, как золото и серебро, первый дает окраску стекла в малиново-красный, а второй - в желтый цвет, которые используются в производстве также особо ценной посуды.

    К особой группе смальт, высоко ценимой римлянами и выплавлявшимися Ломоносовым, относятся: лаки, скорцеты и пурпурины. Они окрашены медью, находящейся в низких степенях окисления и имеют оттенки желто-оранжевые, коричнево-красные и сургучные тона. Производство их отличается сложностью, поскольку они требуют не только варки, но и последующей термической обработки. Окрашивание стекла является большим искусством и требует не только огромного мастерства, но и особого чувства краски, поскольку незначительные изменения дают вариации цветовой гаммы.

    После описания цветовой гаммы, необходимо остановиться на процессе варки стекла. Сначала необходимо сказать о некоторых особенностях смальтоваренного производства, во-первых, оно не бывает большим, поскольку потребность в изготовлении необходимых материалов может быть удовлетворена небольшим цехом. Во-вторых, каждый оттенок смальты требует своего состава и поэтому варится в отдельных емкостях и в небольших количествах. Конструкционно смальтоваренные печи относятся к технически несложным устройствам: относительно низкая температура варки стекла позволяет не содержать сложные устройства для нагнетания дополнительной температуры, при поддержании теплового режима также не требуется особой точности, поэтому нет необходимости в дорогих и сложных автоматических устройствах для регулировки и поддержания необходимых температур. В мастерской по производству смальт, кроме варочной печи, имеются также вспомогательные устройства, предназначенные для отжига стекла, наводки цвета, обжига тиглей. Несмотря на примитивность устройств, работа по варке смальт - процесс, требующий большого мастерства и искусства, умения чувствовать материалы. Сваренная смальта прямо из тиглей или посредством металлической ложки выливается на чугунный противень, где застывает в отдельные плитки, которые после этого отправляются в печь для отжига.




    Изготовление золотой смальты. Технология производства кантарели

    Особую группу смальт представляют золоченые смальты, получившие широкое распространение в искусстве Византийской империи. Повышенные требования к прочности в мозаичной живописи не позволяют использовать традиционные методы золочения поверхности, при которых тонкий слой золота закрепляется на поверхности путем обжига. При использовании такого метода позолота быстро стирается. Поэтому применяется более надежный способ, получивший распространение в древности: заключение тонкой золотой фольги между двумя слоями стекла. Многим хорошо знакомы книжечки с тонкими листами золотой фольги - сусальным золотом. Золото является исключительно пластичным материалом, поэтому изготовление золотой фольги из него не представляет большой сложности. Эти золотые листочки имеют толщину менее толщины человеческого волоса, а если быть более точным, то не менее 0,0001 метра. Процесс изготовления золотых смальт заключается в следующем: из стекла выдувают листы не более 1 мм. толщиной, которые затем разрезаются на небольшие пластинки, на которые накладывается листок золотой фольги. Приготовленные таким образом пластинки вводят в печь, где при температуре, дающей размягчение стекла, поверх золотой фольги наливается новый слой стекла толщиной также коло миллиметра. Этот процесс завершается прессованием и последующим обжигом в специальной печи. Для изготовления золотых смальт необходимы два условия: стекло не должно быть тугоплавким, иначе золото начнет гореть, а также оба слоя стекла, между которыми располагается фольга, должны иметь одинаковый состав.

    Несколько реже, чем золотые, применяются серебряные смальты. Они изготавливаются подобным образом, только слой серебряной фольги должен быть немного толще. Известны способы подделки серебряной смальты под золотую, когда лист серебряной фольги накрывается подкрашенным оранжевым стеклом. В наши дни также разработан способ получения более дешевой золотой смальты, основанный на том же способе, при котором вместо серебра наносится алюминиевое напыление.

    Мозаичное панно из мрамора и других видов камня

    Особо популярен, но сложен в работе для изготовления мозаики натуральный камень, например, мрамор, оникс, травертин, гранит. Узор, выложенный из камня, обладает неповторимостью, он позволяет создавать градации необычных и естественных цветов, использовать полутона, а также не обладает блеском и вычурностью стекла. В панно, выполненных из камня, в зависимости от мастерства художника можно передать практически любой сюжет, использовать реалистичность. Следует также отметить, что камень является «живым» материалом, обладающим своей собственной структурой, и при создании мозаики это учитывается; нельзя механически компоновать мозаику из камня, необходимо чувствовать, где можно разместить тот или иной элемент, чтобы не нарушить изображение. По сути, камень диктует правила создания изображений. Структура и цвет камня неповторимы, поэтому отдельные образцы оставляют необработанными, другие подвергают тщательной шлифовке для выявления природной текстуры камня (подобно текстуре дерева), некоторые камни можно искусственно состарить. Особый вид мозаик выполняется из фрагментов керамогранита, обладающего повышенной прочностью, такие облицовки часто используются в экстерьерах.

    Керамическая мозаика и панно

    Особую популярность в наше время приобрела мозаика из керамики, представляющая собой отдельные плитки квадратной формы с глазурованной внешней и шероховатой внутренней поверхностью. Такую плитку часто используют не только мастера-мозаичники, но и непрофессионалы в бытовых условиях, выкладывающие узор на фартуках кухонь или включая в декор ванных комнат. Разнообразные виды таких плиток легко заметить в любом магазине, торгующем керамической плиткой.

    К особому виду создания мозаики можно отнести мозаичные панно из осколков керамической плитки или керамическую плитку малого формата. Этот вид восходит к древним образцам из обожженной глины, только обладает глазурованностью и большим разнообразием. При определенном умении, из керамики можно выложить мозаичные панно достаточно красивые, однако, керамическая плитка, обладающая различными оттенками, цветами, редко может быть использована для создания сложнейших образцов мозаичных панно, поскольку обладает однотонным цветом и не имеет такой естественной текстуры, как камень или тончайших цветовых полутонов, как стекло.

    Все перечисленные материалы достаточно традиционны, но производители в наше время разрабатывают все новые и новые решения для мозаики. Так, например, итальянская фирма «Sicis» разработала металлическую мозаику, причем если традиционная форма – это квадрат, то разработчики ввели новые формы, такие, как ромб или треугольник. Подобная мозаика может применяться для создания поистине необычных эффектов, впрочем она вполне самостоятельна, только стилизовать интерьер под такие мозаичные панно очень и очень сложно.

    Новые виды современной мозаики и эксперименты с мозаичным панно

    Эксперименты над созданием различных видов мозаик продолжаются постоянно, к очень смелым и оригинальным находкам можно отнести мозаики из драгоценных металлов, таковы, например, мозаики, внутрь которых вложена золотая фольга высшей пробы или мозаика с добавлением настоящего аквамарина или с вкраплением оксида меди, разрабатываются также мозаики, обладающие особой светоотдачей, имеющие мерцание при различных типах освещения. Следует отметить, что процесс создания таких видов панно очень трудоемкий и стоят они, как правило, очень дорого. Естественно, нельзя представить себе панно, выложенное только из золотых плиток или с комбинированием дешевой керамической мозаики и дорогой.

    Мастерам приходится находить золотую середину в этом процессе. Создание мозаичных панно – это прежде всего творческий процесс, причем очень трудоемкий, чувство меры и умение видеть свое произведение в целостности. Мастеру мало уметь создавать произведение, он должен видеть, где оно будет расположено, вписать его в пространство, поскольку только в пространстве или в окружении раскрываются в полном объеме панно из мозаики, которые неразрывно связаны с интерьером или экстерьером, только в этой тесной взаимосвязи в полной мере постигается их эстетическая функция, отодвинув на задний план утилитарную.

    Поскольку материалы, используемые при создании мозаики, рассмотрены, можно обратиться к разновидностям техники, конечно, нельзя в полном объеме рассмотреть этот вопрос, как нельзя объяснить в словах процесс творчества, но перечислить с описанием основные виды – это возможно, но прежде нужно описать, как мастера работают с готовыми мозаичными плитками, поступившими из цехов по их изготовлению.

    Процесс создания мозаичного изображения

    В мастерскую мозаика поступает в нескольких видах: это могут быть крупные плитки, размеров 15-20 см, толщиной 1-2 см, либо в виде прямоугольных или вытянутых стволов. Для непосредственного использования она не годится, необходимо плиткам придать нужную форму в соответствии с выбранной идеей рисунка. Крупные бруски распиливаются на небольшие и им придается часто заостренная форма в нижней части кубика, а также для более плотного стыка плиток, они шлифуются.

    Один из простейших видов, относящийся к имитации мозаики – фоновая мозаика . Ее делают из обычной плитки крупного размера, на которой в свою очередь по поверхности делаются пропилы, создающие имитацию мозаичного рисунка, при этом сохраняется текстура и рисунок самой плитки.

    Миксы, или техника смешения – отдельные маленькие плитки выкладываются на поверхности бессистемно, отчего образуется рисунок, рожденный спонтанностью расположения плиток.

    Собственно мозаичные панно , представляющие собой рисунок из множества отдельных мелких плиток, образующих целостность при рассмотрении на некотором удалении.


    Техника набора мозаичного панно. Прямой и обратный способы набора

    Техник набора мозаичных панно существует несколько. В древности плитку укладывали непосредственно на стене на предварительно подготовленную поверхность, на которой наносились насечки, а плитки укладывались на известковый раствор. Позднее мастера отказались от укладывания плитки подобным способом, поскольку он требовал большого мастерства и был трудоемким. В такой укладке малейшая ошибка давала сбои в воспроизведении рисунка, ведь само восприятие мозаичного панно требует осмотра его на некотором расстоянии, а также умения правильно комбинировать различные материалы и цветовые сочетания. Мастера стали использовать метод набора плитки в специальных ящиках или на поверхностях мраморных плит, площадью 1-2 квадратных метра, это позволяло в удобном положении в условиях мастерской наиболее детально нанести рисунок в соответствии с разработанным чертежом и избежать ненужных ошибок и неточностей в работе. По завершении набора, отдельные фрагменты извлекались вместе с плитой, на которой они закреплялись и вмуровывались в стену, образовавшиеся швы аккуратно заделывались и декорировались подобранными по цвету и тону плитками, продолжающими линию рисунка, таким образом, получалась целостность из отдельно набранных фрагментов.

    Существует два основных способа набора мозаичных панно (прямой и обратный). При прямом способе мастер выкладывает кубики лицевой стороной вверх, при этом он может видеть результаты своей работы, и, отступив назад на некоторое расстояние, исправить имеющиеся недостатки рисунка. Технически этот способ выглядит примерно следующим образом: ящик заполняют на всю глубину гипсовым раствором, затем на поверхность накладывается бумага с нанесенным на нее будущим рисунком, после этого отмечают участок небольшого размера и вырезают гипс до самого дна ящика, получившееся отверстие заполняют порошкообразным веществом или специальной мастикой. В приготовленный слой, имеющий рыхловатость, мастер вставляет плитки в соответствии с рисунком, они там достаточно прочно закреплены, но в то же время легко вынимаются. Когда закончена обработка первого фрагмента, вырезается второй фрагмент, затем третий и так до самого конца. Когда вся поверхность будет заполнена рисунком, на лицевую сторону наклеивается бумага, а ящик переворачивается, порошкообразная смесь или мастика удаляются и нижняя часть заполняется клеевым раствором. Есть вариант, когда плитки укладываются прямо на клеевую или цементную смесь.

    Часто применяют обратный способ набора, при котором на дно ящика (или кессона) укладывают кальку с нанесенным рисунком, при этом мастер, руководствуясь просвечивающими линиями через кальку, укладывает плитки лицевой стороной вниз, после завершения укладки, ящик заливают приготовленным цементным раствором, после затвердевания, он разбирается. Этот способ считается более быстрым, но он имеет один существенный недостаток: мастер не может видеть, что у него получается при укладке рисунка.

    В столь кратком обзоре нельзя в полной мере рассмотреть тонкости применения материалов или техники изготовления мозаичных панно, однако, описательно изложить основы работы в достаточно сложной технике – возможно.


    Полировка поверхности мозаичного панно. Технология и материалы

    Завершая описание технологии изготовления мозаики, хотелось бы упомянуть о шлифовке готовых панно из мозаики, то есть окончательной обработке готовой поверхности по завершению работ. Шлифовка и полировка мозаик производится по необходимости. Применяются при этом различные абразивные материалы: металлические, войлочные материалы, химические жидкости, такие, как окись олова. Небольшие мозаичные картины, еще не вмонтированные в поверхность полируются на ротационных станках, представляющие собой вращающиеся в горизонтальной плоскости столы. Большие мозаичные картины полируются преимущественно вручную с использованием необходимых абразивных материалов. Следует отметить, что производить полировку требуется далеко не всегда.

    Рассмотрим случаи, при каких требуется полировка, а при каких – нет. Если панно из мозаики выступает частью архитектуры и является монументальным по размеру и мыслится как объект, рассматриваемый с удаления, его не принято полировать, наоборот, принято оставлять специальную шероховатость или ставить плитки неровными рядами, не стараясь заделывать между ними швы. Это связано с особенностями зрительного восприятия человека, когда контуры отдельных мелких предметов, находящихся на удалении сливаются. Как пример в изобразительном искусстве можно привести направление пуантилизма. В больших размерах панно полировка поверхностей и отсутствие швов между плитками не имело бы никакого смысла. В случаях, когда мозаика вы ступает в качестве картины или предполагается ее рассмотрение с незначительного расстояния, полировка необходима, особенно это касается случаев, когда необходима передача тонких цветовых и тональных переходов. При работе со стеклом отсутствие полировки является признаком высокого мастерства, поскольку стекло само по себе имеет глянцевую текстуру и прибегать к дополнительным методам обработки нецелесообразно, выгоднее расположить фрагменты картины так, чтобы они сами по себе образовывали бы целостность.

    Рукоделие - отличный способ с пользой провести время, успокоить нервы и облагородить своё жилище. Например, направить свою энергию на создание мозаики.

    Мозаика - это искусство декоративного направления, заключающееся в компоновке, выкладке и закреплении изделия на гладкой чистой поверхности. Мозаика известна людям с древнейших времен. Когда-то ей украшали дворцы и храмы — например, в этой технике сделаны знаменитые на весь мир мозаики собора Святой Софии в Константинополе. В качестве мозаичных материалов используются традиционные - природный камень, смальта, керамика и металл.

    С появлением новых материалов мозаика стала доступна даже для обычного рукоделия в домашних условиях. Её можно сделать из чего угодно, в том числе из подручных материалов . Такие изделия всегда выглядят очень дорого и изысканно . Ваша работа будет по достоинству оценена родными и близкими людьми. К тому же это очень увлекательный процесс - творить своими руками! Запаситесь терпением и выдержкой, и у вас обязательно получатся настоящие шедевры !

    Вы, конечно же, можете приобрести уже готовую мозаику в специализированных магазинах — ее сборка будет доступна даже для начинающих мастериц, но та, что вы сотворите своими руками будет уникальной и неповторимой . Панно из мозаики своими руками всегда впишется в интерьер вашего дома или квартиры. Вы можете украсить стены, пол, дорожки возле дома, создать рамку для картины или выделить элемент интерьера. Свое место нашла мозаика и в бисероплетении — одна из техник называется мозаичное плетение бисером.

    Процесс изготовления мозаики своими руками - довольно увлекательное занятие.

    1. Самый банальный способ изготовления керамической мозаики . Разбить готовую плитку молотком, завернув предварительно в ткань. Вы можете приобрести бой плитки или брак в любом строительном магазине за сущие копейки или вовсе бесплатно. Вот и всё, наша основа для создания мозаики готова. Очень хорошо сочетается между собой мозаика из битой посуды и керамическая, создавая удивительную композицию.
    2. Изготовление мозаичное полотно из гипса или алебастра . Это довольно долгий и кропотливый процесс, но результат того стоит. Вы можете сами подобрать любой цвет и изготовить необходимое количество частей мозаики. Для приготовления смеси нужно соединить гипс, клей и воду. Вылить на резиновый коврик с ячейками. Распределить шпателем по всему периметру. Подождать 24 часа, пока смесь застынет и будет пригодна к работе.
    3. Мозаичное полотно из яичной скорлупы . Больше всего подходит для техники декупаж и создания баночек, для круп, например.Нужно очистить яичную скорлупу от внутренней плёнки и расколоть на произвольные кусочки. Изделия, украшенные таким способом, смотрятся очень необычно. Из яичной скорлупы можно сделать по-настоящему необычную мозаику своими руками.
    4. Зеркальная мозаика . Её можно сделать из битого зеркала или зеркальной плитки. Раскалывать нужно очень аккуратно, дабы не повредить изнаночный слой Изготовление панно из мозаики требует большой осторожности, особенно при работе со стеклом.

      Мозаичное полотно из дерева . С помощью такой мозаики можно создать необычную отделку любого помещения. Вы можете сделать её из стружки (это бюджетный вариант) или из цельной древесины твёрдых пород. Вместо дерева, вы можете использовать скорлупу кокосового ореха . У неё интересная текстура и рельеф, похожий на деревянный.

    Галерея: мозаичное панно (25 фото)













    Знакомо нам ещё со времён Древней Греции и Рима.

    Внимание! Поверхность для панно должна быть идеально чистой и максимально гладкой.

    Мозаичным панно можно украсить интерьер любого помещения, стен, фасада здания, площадку, бассейн.

    • римская;
    • керамическая;
    • венецианская;
    • марокканская.

    На просторах интернета вы можете найти множество техник выкладки и образцы мозаики. Наиболее популярной является матричная мозаика . В этой технике рисунок разбивается на отдельные сегменты, а оттенки — на кубики. Такое выполнение позволяет наиболее точно передать сложные художественные замыслы.Для создания матричного панно из мозаики используются части в форме правильных объёмных многоугольников.

    Мозаичное панно, собранное из разноцветных элементов мозаики, представляет собой высокохудожественный декоративный объект. Оно способно добавить изюминку и оригинальность интерьеру, акцентировать внимание на чем-то определенном или визуально изменить пропорции помещения.

    Панно может использоваться на полу, имитируя замысловатый ковер, или на стене в виде копии портрета, фотографии, картины известного художника или кадра из любимого кинофильма.

    Особенности

    Мозаичное панно имеет неоспоримые достоинства при эксплуатации, такие как высокая устойчивость к воздействию окружающей среды, долговечность, эстетичность, прочность и цветовая насыщенность. Это универсальный отделочный материал, который идеально подходит для использования на поверхности любой кривизны и конфигурации. В последнее время все более популярным становится напольное мозаичное панно из натурального камня или колотой плитки.

    С целью передачи плавности цветовых переходов и детализации тончайших элементов используются кусочки мозаики мельчайшего размера. Это создает эффект целостности изображению и насыщенности цветовой палитры. С помощью такой техники можно сотворить художественный шедевр не только на стене, потолке и даже полу, но и использовать для декорирования поверхностей мебели.

    Такой интерьер не останется без внимания, а если в исполнении панно будет применяться зеркальная мозаика, то пространство в помещении будет играть светотенями от отраженного света и предметов обстановки. Месторасположения такого мозаичного панно может быть совершенно разным – это и баня, и ванная комната, и кухня, и бассейн, и гостиная.

    Стоит отметить, что опыт работы с мозаикой очень важен, поскольку она очень сложна в укладке и не прощает даже мелких ошибок. Первым шагом к успешной выкладке является идеально подготовленная гладкая и ровная поверхность.

    Для того чтобы слой не скалывался и впоследствии при нанесении штукатурки не трескался и не деформировался, нужно использовать цементно-песчаную штукатурку с адгезионным и армирующим основанием.

    Виды

    Исходя из материала изготовления, мозаичные панно бывают керамические, стеклянные, каменные, зеркальные, мраморные, металлические и комбинированные виды.

    По технике исполнения подразделяются на художественные и матричные виды. Для сборки художественного мозаичного панно используют элементы различной формы и размера, материалов и текстур. Для создания матричного панно используются четкие схемы со строгим построением пиксельной сетки. Собирается такое панно из выпуклых многоугольников.

    Материалы

    Внешний вид и характеристики для эксплуатации мозаичного панно зависят от используемого материала.

    • Стеклянная мозаика – это весьма практичный и универсальный в использовании материал. Его рельефная поверхность преломляет свет, создавая этим дополнительный объем и выразительность. К тому же обладает рядом завидных качеств, таких как водостойкость, пожаробезопасность, гигиеничность, стойкость к деформации.
    • Смальта происходит от муранского стекла, обладает такой же яркостью, прочностью и непрозрачностью. Изготавливается из растертого в порошок стекла с добавлением красителей. Поверхность смальта имеет как глянцевую, так и матовую с эффектом свечения.
    • Зеркальная плитка (один из вариантов стеклянной) используется только как фон. За счет способности отражения придает визуальное изменение пропорций помещения. Имеет ряд значительных недостатков: хрупкость, высокую подверженность деформации и непереносимость постоянной влажности.

    • Керамическая – идеально подходит для любых поверхностей и условий эксплуатации. Имеет обширный цветовой и текстурный ряд. Отличается стойкостью к морозу, влаге, химическим веществам и износу.
    • Каменная – самый древний способ украшения стен и пола. Такую мозаику чаще выпускают в виде модулей на сетке, поскольку их проще укладывать. Имеет разнообразное сочетание качеств, которые зависят от свойств используемых в ней камней, к примеру, песчаник пористый и не подойдет для отделки фартука на кухне, а мрамор с легкостью впитывает в себя грязь и поэтому ему необходима периодическая полировка.

    • Металлическая мозаика начала свое существование совсем недавно. Для ее производства используют алюминий, нержавеющую сталь, медь, реже применяют опыления латунью, бронзой, серебром и золотом. При скудной цветовой гамме имеет большой ассортимент фактур. Выпускается только модульно на резиновой подложке, за счет чего не требует идеальной ровности поверхности.
    • Деревянная мозаика изготавливается из шпона твердых пород. В большинстве случаев для разнообразия цветовой гаммы применяют смесь шпона из разных пород деревьев, реже прибегают к более интересным решениям, к примеру, поперечные срезы ствола дерева. Такая оригинальная мозаика вписывается в интерьер различных стилей: от лофта до хай-тека. Для большего эффекта структурность поверхности предают за счет укладки мозаики под разным уклоном относительно поверхности.

    Варианты рисунков

    На сегодняшний день фантазия дизайнеров не имеет границ в применении мозаичной плитки. Она используется практически везде: от привычного декора комнат до эксклюзивной отделки мебели.

    Вариация рисунков мозаичного панно также велика и может копировать народные, античные, классические, этнические орнаменты и мотивы, полотна известных художников, фотографии, детские картинки, кадры из фильмов, надписи, имитировать текстильные ковры, шкуры животных и многое другое. Ограничивается это изобилие лишь фантазией и финансовыми возможностями.

    Мозаичное панно с легкость изображает как простые, так и сложные сюжеты, а также растительные, геральдические и даже геометрические орнаменты. Мозаики для создания такого панно имеют форму правильных выпуклых многоугольников. Существует несколько вариантов.

    • Хаотичная укладка – это произвольная сборка мелких деталей любых цветов и форм. В результате получается рябая или однотонная поверхность. Применения схемы такая укладка не требует.
    • Метод повтора мотива. За основу берется простой узор (полосы, волны, геометрические вариации) с повторяющимися элементами и выкладывается по всей площади рабочей поверхности. Подходит для самостоятельной укладки.
    • Графический рисунок. Самый простой вариант картины, в котором используется мало цветов плитки в основном ахроматической гаммы.

    • Концентрический узор . За основу берется точка, вокруг которой создается симметрическая композиция с одинаковыми линиями и повторяющимися по окружности элементами.
    • Картина . Сложный процесс воссоздания изображения пиксельным принципом. Для него требуется готовый эскиз и минимальные художественные навыки, терпение и выдержка. Результат окупит затраченные силы.
    • Метод локальной вставки . Это облегченный вариант, когда рисунок создается путем единичной выкладки несложных элементов на однотонном фоне, например, дельфин или дракон.

    Способы укладки

    Существуют два способа укладки: прямая и обратная.

    При прямой укладке изображения выкладываются непосредственно на поверхности и закрепляются в штукатурном слое.

    При обратном способе укладки шаблон покрывают прозрачной самоклеящейся пленкой или основой из бумаги, на которую фрагменты мозаики укладывают вниз лицевой стороной. После того как панно окончательно застыло, бумага размачивается влажной губкой, а ее остатки удаляют мягкой ветошью, смоченной этиловым спиртом или растворителем лака.

    Как собрать своими руками?

    На протяжении многих столетий панно из мозаики не теряет своей востребованности при декорировании различных поверхностей. С течением времени укладка мозаики стала более доступной и разнообразной, что помогает создать действительно неповторимый интерьер.

    При профессиональной сборке панно мозаикой такого размера получается практически неотличимая версия портрета, картины или ковра.

    Под изготовлением мозаики имеется в виду самостоятельное производство всех ее компонентов от основы до элементов набора. А укладка подразумевает создание панно из готового набора фабричного производства. В такие наборы входит все необходимое от элементов мозаики до эскиза будущего панно. Этот вариант более востребован, поскольку не требует никаких художественных способностей.

    Способ прямой укладки заключается в выкладке изображения лицевой стороной вверх. Выкладку панно лучше производить на горизонтальной поверхности для удобства при работе. Элементы панно приклеиваются на сетку из стеклоткани, а затем уже переносится на запланированное место. Швы затираются уже после закрепления готового панно на поверхности.

    Подходит этот способ укладки только для ровных поверхностей, иначе на изгибах изображение деформируется.

    Для помещений с повышенной влажностью, например, в хаммаме, следует применять клей на силиконовой основе, в остальных случаях подойдет обычный плиточный раствор.

    Прежде всего, необходимо сделать чертеж будущего изделия, в этом поможет небольшой мастер-класс.

    Чтобы воплотить в жизнь задуманное произведение фантазии, следует определиться с рисунком, затем оцифровать его и с помощью компьютерной программы разработать схему будущего панно. После того как эскиз получен, необходимо выбрать, каков же должен быть размер мозаики, и определить его цветовую палитру.

    Укладка мозаики имеет некоторые хитрости.

    1. Для подготовки поверхности следует использовать болгарку с чашеобразным кругом и пескоструйную обработку. В результате должна получиться ровная и шероховатая поверхность.
    2. Подходит такой способ укладки только для идеально обезжиренной поверхности.
    3. Полное отсутствие на основе каких-либо посторонних следов от ржавчины, резины, цементного раствора или иного происхождения.
    4. Затирка не должна содержать в своем составе песка во избежание повреждения элементов мозаики. После застывания следы затирки следует удалить мягкой влажной ветошью и отполировать такой же ветошью, но сухой и совершенно чистой.

    Обратная укладка удобна для использования на криволинейной и изогнутой поверхности.

    Для этой укладки используется рисунок – шаблон, который покрывают прозрачной самоклеящейся пленкой клеевой стороной кверху, и уже на нее выкладываются фрагменты мозаики лицевой стороной вниз. Защитная пленка снимается по мере выкладки элементов мозаики.

    Для завершения укладки полученное панно разделяют на небольшие части, каждую из которых поочередно переносят на основу. Предварительно основу покрывают клеем. Перед перенесением части панно лучше пронумеровать, чтобы не перепутать последовательность его фрагментов. Крепление следует производить с несильными нажатиями, чтобы клей полностью охватил поверхность сцепления. Относительно размеров частей, на которые разрезается панно, то они должны быть небольшими, чтобы мозаика не осыпалась и не повредилась, не изменила своего положения.

    В первом варианте после того как панно окончательно застыло, самоклеящуюся пленку снимают. При использовании второго варианта, бумага размачивается влажной губкой, а остатки яичного белка убираются губкой средней влажности.

    В компании MOZAICO вы можете заказать изготовление мозаичного панно. Мы являемся единственным в России производителем полимерной мозаики. Возможности нашего производства позволяют создавать высококачественные цифровые изображения любой сложности. Живопись, семейные фотографии, дизайнерские принты или шедевры мирового искусства - все это мы можем оперативно изготовить под заказ.

    Какие преимущества имеет панно из полимерной мозаики?

    • Это эффектное декоративное решение, которое преобразит любое пространство.
    • При производстве мозаичного панно используется специальное защитное покрытие.
    • Высокая износостойкость и долговечность делают мозаику очень практичной.
    • Ее можно использовать при температуре от -60 до +120 °C.
    • Стойкость к воздействию ультрафиолетовых лучей обеспечивает сохранность цвета.
    • Изготовление мозаичных панно осуществляется в соответствии с имеющимися стандартами и нормами, что подтверждается наличием санитарно-гигиенических сертификатов.

    Технология производства мозаики

    Особенности производства мозаичной плитки зависят от того, какие материалы используются в процессе. Керамическая мозаика делается из глины, кварцевого песка, полевого шпата и разнообразных пигментов. Все составляющие смешивают и раскладывают по формам. После этого они прессуются, покрываются глазурью и обжигаются в специальных печах. Процесс изготовления керамической мозаичной плитки полностью автоматизирован.

    Керамогранитная мозаика изготавливается из листа керамогранита. Его нарезают на маленькие части гидроабразивным инструментом. Стеклянные мозаичные листы делают из листового стекла. Оно прочное и износостойкое. Сначала такое стекло окрашивается специальными термостойкими красками, а потом режется на необходимые форматы. Перед обжигом их собирают на специальные подложки. В печи кусочки стеклянной мозаики проходят обработку при температуре 900 °С. В результате этого краска впекается в стекло, а углы изделий оплавляются.

    Заключительные этапы производства любой мозаики - наклейка готовых черепков на основу и укладка на специальную сетку или бумажную основу, пропитанную клеевым раствором. Как только лист полностью высыхает, он готов к использованию.