• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Безумный бог

    Оппиан пишет: мальчик Дионис любит раздирать козленка, потом снова оживлять. Рисунок на вазе: Дионис «менадически» разрывает молодого оленя и танцует - в руках окровавленные куски мяса. На многих изображениях Дионис сумасшедший, бешеный, дикий - слово «менадический» относится к нему в первую очередь. Безумием наградила его Гера, согласно Эврипиду и Платону. Однако Аполлодор и Нонний думают, что молоком Геры он лечится от безумия.

    Итак: Дионис бог делира и помрачения, безумный и заражающий безумием. Нелепо вопрошать о причинах, лучше поразмыслить о значении божественного безумия.

    «В конечных и преходящих вещах таится изначально им присущий зародыш гибели; время их рождения - время их смерти» (Гегель. «Логика»).

    «Дионис: чувственность и жестокость. Преходящее становление можно истолковать как наслаждение силой эротической и разрушительной, как беспрерывную жажду творения» (Ницше. «Воля к власти»).

    Безумный бог! Безумие как нормальная теистическая функциональность. Возможно ли сие вообще уразуметь?

    Определенный мир - пролонгация определенного бога. Безумный бог раскрывает суть безумного мира. Что это за мир? Можно ли его найти и признать? Здесь никто не посодействует, исключая бога самого.

    Мы предчувствуем его дух сплошных противоречий и агрессивных оппозиций, мы предчувствуем его дух в беспредельном кипении жизни и в беспощадном уничтожении. Но в его делириуме горит дивное творчество и восторженная очарованность. Суть этого безумия - в двойственности. Еще шаг и… помрачение, блуждание в лабиринтах интенсивного кошмара. Вселенская тайна, мистерия порождающей жизни. Любовь, что стремится к зачатию, оттенена безумием, равно как творческий порыв. Платон знает о безумии философа, «вакхической мании». Шеллинг: «Со времен Аристотеля ни один философ не сказал ничего значительного без легкой интонации безумия, вернее, без постоянного внимания к безумию» («Вечность»).

    Кто хочет зачать живое, должен уйти в черные глубины, где пребывают неукротимые силы жизни. И когда он вернется, колоритом безумия будут окрашены его глаза, ибо там смерть и жизнь неразделимы. Первичная тайна - безумие, лоно раздвоенности, единство раздвоения. Чтобы принять это к сведению, не надобно читать философов, это жизненный опыт всех народов во все времена.

    И данный опыт гласит: пробуждение жизни стимулирует пробуждение смерти. Напряженность жизни приближает смерть, волшебство нового становления - результат экстатических объятий жизни и смерти, вспышка новой жизни на мгновенье устраняет роковую границу.

    Старики и больные тревожно или спокойно принимают смерть со стороны, они размышляют о смерти по мере иссякновения жизни. Но в юности растет предчувствие смерти в сложном расцвете собственной жизни, это предчувствие волнует и пьянит. И если стерильная жизнь монотонно продвигается к своему концу, то жизнь как дикое переплетение любви и смерти вообще не знает категории времени.

    Поэтому в центральных событиях - в рождении и пубертации - люди издревле распознавали присутствие смерти и демонию бездны. Наука, не имея ни желания, ни мужества исследовать глубины бытия, уклоняется от беспощадной серьезности проблемы и предпочитает объяснять соответствующую обрядовость древних страхом перед призраками и т. д. Но мы далеко не уйдем, если с высоты нашего превосходства будем представлять пращурам аккуратный список их заблуждений и суеверий. Они чувствовали жизнь и смерть куда интенсивней нас. Процесс рождения сотрясает основы жизни независимо от сопутствующих страданий, процесс рождения особенно манифестирует связь жизни и смерти, актуальность потустороннего, демонического здесь необходима и неизбежна. Разве это пустое заблуждение? Не повторяются ли в наших лицах черты умерших? Не живет ли каждый от предыдущей смерти? В новорожденном не проступает ли предок из незримого мрака смерти?

    Потому так близки божества рождения и плодородия демонам бездонной тьмы и зачастую совпадают с ними.

    Смерть стимулирует бурную ферментацию жизненных соков - так вздымается дионисийское, музыкальное, трагическое, мятежное. Это угрожает цивилизованному, привычному существованию, где смерть постоянно вытесняется ежедневными заботами. Рихард Вагнер сказал: «Музыка устраняет цивилизацию, как дневной свет - пламя свечи». Дионисийское, музыкальное бросает человека на порог безумия, где необузданность, с трудом покоренная цивилизацией, вырывается в безграничность деструктивных метаморфоз.

    Дионис не только опален дыханием бездны, он сам - живущий в бездне монстр. Его маска выражает единую двойственность близкого и дальнего, жизни и смерти. От него расходятся круги диких, сумасшедших возбуждений, эротических, опьяняющих фасцинаций, однако рьяную волну восторга пересекает режущая боль, однако неистовое упоение жизнью распадается в холоде вечной ночи. Вполне справедливо называют безумным этот дионисийский мир. Шеллинг говорит об «агрессивном безумии в центре каждой вещи, о безумии, которое лишь проясняет свет высшего понимания» («Вечность»).

    греческая богиня безумия

    Альтернативные описания

    Богиня безумия

    Богиня заблуждения

    В греческой мифологии существо, олицетворяющее безумие (мифическое)

    Отец у тюрков

    Татарский отец

    Остров архипелага Тонга

    Денежная единица Лаоса

    Дочь Зевса, богиня заблуждения

    Остров в архипелаге Тонга

    Безумная дочь Зевса

    Город Алма-...

    1/2 бывшей казахской столицы

    Отец у татар

    Половина бывшей казахской столицы

    Богиня безумия или отец казаха

    Обращение к аксакалу

    Дедушка у татар

    Дедушка для казаха

    Один из островов Тонга

    Половинка бывшей казахской столицы

    Дядя, дедушка у татар

    В греческой мифологии дочь Зевса, божество заблуждения

    Разменная денежная единица в Лаосе

    Один из островов архипелага Тонга

    Атай, м. татарск. отец; в пограничных с Азиею губ. употреб. почетно, говоря со стариком татарином, наше: дядя, дедушка

    Ато нареч. твер. неужто? может ли быть? вправду? будто

    Алма-... (областной город в Казахст.)

    Дочь зевса

    Отец на казахский манер

    Бывшая столица казахов - Алма-...

    2-я половина 1-й столицы казахов

    Раньше - Алма-..., а нынче Алматы

    В Древней Греции звалась Манией. Ее культ носил секретный характер. Ее храм находился на пути из Аркадии в Мессению на том месте, где Орест лишился рассудка в наказание за убийство своей матери. Именно здесь поклонники культа богини Мании проводили свои тайные и страшные обряды.

    У простых людей того времени существовала традиция вешать изображение Мании у входа в свое жилище. Считалось, что эта богиня может защитить дом от несчастий.

    Мания воплощает в себе все возможные виды сумасшествия, безумств и неистовства. Эта богиня способна внушить человеку бесконечную уверенность в себе и к окружающим и другим божествам. Мания ослепляет и способна разрушить психику, довести до душевного расстройства.

    Часто Манию сравнивали с Эвменидами – богинями мести. Эвмениды преследуют человека не только во время его земного существования, но и спускаются за ним и в преисподнюю.

    В качестве жертвоприношения служители культа богини Мании использовали кашу из бобов. Но позже сами древние эллины стали совершать человеческие жертвы. Людям отрезали голову. Считалось, что душа человеческая находится именно там. Позднее ритуал жертвоприношения изменился: вместо человеческих жертв начали приносить головки лука и чеснока.

    Откуда произошла богиня Мания и ее аналоги у других народов

    Изначально Мания считалась богиней этрусков, которые проживали на территории современной Италии в области Тоскана. Считалось, что мужем ее был бог Вулкан. От этого союза на свет появились дети – злые духи Маны, которые олицетворяли мужское начало.

    Мужское Мании – бог Пан. Дни чествования этих богов совпадают – 1 мая. Пан был покровителем животных и умел насылать безумие на человека.

    В свое время культ Мании пользовался большой популярностью у древних . Древние римляне отождествляли Манию с Медузой Горгоной и тоже приносили ей кровавые жертвоприношения. Уже в те времена люди понимали, что потерять рассудок порой страшнее, чем умереть.

    В славянских племенах богиня безумия называлась Маньей. Согласно приданиям, Манья являлась в образе страшной сумасшедшей старухи, которая убила своего сына и теперь повсюду его разыскивает.

    Культ Мании тесно связан с богиней луны Артемидой. Общеизвестно, что фазы Луны оказывают сильное воздействие на людей, страдающих душевными заболеваниями. Получается, что термин «

    В греческой мифологии было несколько богинь отождествляющих безумие, заблуждение и помрачение ума. Одной из них была Ата. Ее отцом был Зевс, а матерью Эрида. Перед рождением Геракла вредная Ата повлияла на Зевса, введя его в заблуждение. И он поклялся, что следующим правителем будет первый из родившихся его смертных потомков.

    Алкмена будучи женой тиринфского царя забеременела от Зевса. Предание говорит, что земля не видела солнца во время их брачной ночи. Гера, которая приходилась Зевсу женой и сестрой, ускорила момент рождения Эврисфея, который приходился правнуком Зевсу. За такой проступок Зевс изгнал Ату с небес, запретил ей появляться рядом с богами. Ата упала на самую вершину горы во Фригии. И с тех пор она стала распространять свои злые деяния на людей , принося разруху и опустошение. Гомер называет Ату мгновенной, могучей, злой и приносящей вред.

    Еще одно божество в древней Греции, которое отождествляет безумие, носит имя Лисса. Она рождена богиней ночи и кровью Урана. К ее услугам часто прибегала злая Гера. По писаниям Еврипида именно греческая богиня безумия околдовала Геракла. По этому источнику Лисса была отправлена Герой в Геракла с целью помрачить его рассудок. В этом состоянии Геракл убил свою жену и своих детей. Афина, увидев содеянное, усыпила Геракла тяжелым сном ударом большого камня.

    Более поздним отождествлением Лиссы была богиня Мания. Она являлась и бабкой и матерью всех Манов. Ее культ носил секретный характер. Одной из главных функций Мании являлось насылание безумия на тех, кто нарушил закон или обычай. Часто Мания сравнивалась с богинями мщения Эвменидами. По древним писаниям был построен храм в честь Мании между Мессенией и Аркадией. Именно здесь Орест лишился рассудка после убийства матери. У греков была традиция у входа в свой дом вешать изображение Мании для его защиты. Возможно, эта традиция была заимствована у этрусков и позже была передана римлянам. Этруски вешали изображение Медузы Горгоны.

    Жертвоприношением для богини Мании была бобовая каша. В жертву подобным культам этруски приносили людей. Позже греки также стали приносить Мании в жертву людей или только их головы. Тогда считалась, что душа человека находится в голове, таким образом, Мания пугала и смертью и безумием. Сюда же причислялся страх перед невозможным посмертным перерождением. Со временем жертвоприношение изменилось и вместо человеческих голов Мании стали приносить головки чеснока и лука.

    Мужским олицетворением Мании считался бог Пан. Праздники в их честь проходили в один и тот же день – 1 мая. Пан был покровителем животных и также мог нагонять безумие. Кроме того, в этот день отмечался праздник подземного огня – бога Вулкана. Что также характеризует их разрушительную силу.

    Культ Мании тесно связывали с культом Аритими – лунной богини. Безумие может усиливаться во время изменения лунных фаз при психических расстройствах.

    Настолько хорошо представляли себе, что бывает с бедолагой, с которым случится такое несчастье, что придумали божество, которое карает безумием за нарушение установленных законов и обычаев.

    Не являются в этом плане исключением - богиня безумия эллинов называлась Манией. Когда-то на пути из Аркадии в Мессению, на том месте, где Орест в наказание за смертоубийство своей матери был лишен разума, находился храм, в котором поклонники этой страшной богини творили свои ужасные обряды.

    Кем является Мания

    Богиня безумия у греков воплощает в себе все возможные виды неистовства и безумия. Согласно преданию их она насылает на тех, кто случайно или намеренно осмелился переступить хоть один из действующих законов или обычаев. безумия обожает вселять в человека огромную уверенность в себе вместе с презрением к другим богам и человеческим традициям. Иногда Мания вселяет яростное желание что-нибудь заполучить или страсть. Ей очень легко ослепить человека, причем иногда она даже может довести до душевного заболевания. Из-за этого данная богиня безумия чем-то напоминает эвменид - беспощадных и неутомимых , которые преследуют свою жертву не только на земле, но и в преисподней.

    Происхождение и аналоги у других народностей

    Первоначально Мания считалась богиней этруссков, населявших в I тыс. до н. э. северо-западную часть Сейчас на этой территории находится область Италии под названием Тоскана. У этих древних племен богиня безумия была одной из наиболее страшных злых властительниц и являлась также символом мщения. Считалось, что мужем Мании был а детьми - злые духи Маны, которые были олицетворением мужского начала. Данное обстоятельство стало причиной большой популярности культа, несмотря на то что он был кровавым и предусматривал человеческие жертвоприношения. Все это наводит на мысль, что потеря рассудка для этрусков была страшнее смерти. Кстати, этруски также связывали Манию со всеми наркотическими и опьяняющими веществами, которые в те времена обычно применялись в разных ритуальных практиках. У эллинов богиня безумия также имела достаточное число поклонников. Ее почитали, несмотря на то что сам культ многим народам Средиземноморья внушал ужас и неприятие.

    Не являются исключением и римляне. Они отождествляли Манию с и также приносили ей жертвы, ожидая взамен защиты от темных подземных духов. Для того чтобы сохранить свое жилище, в Риме над дверьми вывешивали ее изображение. Аналог богини безумия был и у наших предков - древних русичей. Славяне называли ее Маной или Маньей и считали чем-то вроде злого призрака, привидения. Согласно поверьям, он являлся в образе безобразной обезумевшей старухи, которая умертвила своего сына и всю жизнь вынуждена его разыскивать. Скорее всего из этого слова и произошел современный психиатрический термин «мания», а также все производные слова на его основе.