• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Один из мощнейших способов формирования навыков личностного поведения — это ролевая игра. Как было показано в первой главе, роль это основа детской игры. Психологи давно использовали этот факт для формирования более объективного и адекватного, а значит, более правильного взгляда на мир и отношения людей. В характере игры, а также в той роли, которую берет на себя играющий ребенок в общих играх, довольно рано проявляются индивидуальные особенности отдельных детей, черты их характера. Общие игры имеют большое значение для воспитания характера. Выносливость по отношению к боли, чувство достоинства, ответственности, доверия, справедливости, сочувствие к слабому. Ни в одном другом периоде своей жизни ребенок не научится столь многому и столь эффективно, как в своих детских играх. Именно поэтому игровая деятельность должна быть перенесена и в период школьного обучения: внутренние возможности ребенка в этом случае развиваются гораздо свободнее.

    Остановимся на некоторых ролевых играх, влияющих на личностное развитие ребенка.

    ☺ Игра «Обмен ролями»

    Технология игры очень проста. На короткое время Вы с ребенком обмениваетесь ролями. «Давай, ты будешь мамой (папой), а я дочкой (сыном)!» Например, предложите ребенку накрыть стол к завтраку, как это делает мама, проконтролировать, чтобы «дети» (например, папа и мама или бабушка) не забыли вымыть руки, правильно «вели» себя за столом и т.д.

    Для более старших детей игра обмен ролями имеет еще более существенное значение. Например, Ваш сын пришел «не в духе» из школы, получил двойку, не выполнил свои обязанности и т.п. Вам необходимо серьезно с ним поговорить. Попытайтесь изменить форму: «Сядь, мне надо серьезно с тобой поговорить» на вариант «Сядь, поговори со мной».

    Предложите своему ребенку высказать все, что по Вашему или его мнению должны ему сказать Вы. Несомненно, Вы убедитесь в совершенно потрясающем результате взаимопонимания. Тут выявится и то, что вы с ребенком по-разному видите проблему, и то, в чем это различие. Вы узнаете своего ребенка с новой, неизвестной Вам стороны. Но и он гораздо глубже поймет Вас и Ваше настроение, отношение, чувства.

    ☺ Игра «Пустой стул»

    Ваша маленькая дочка прибежала к Вам с жалобой на старшего брата. Не торопитесь устраивать следствие и разборку. Поставьте пустой стул, предложите девочке сесть напротив и скажите: «Представь, что на этом стуле сидит Витя. Он хороший? Плохой? А что тебе в нем не нравится? Что мы ему скажем? Начинай. А что ты ему сделала? Что он тебе ответил?» И так далее. При спокойном отношении и переориентации в игровую деятельность ребенок постепенно будет успокаиваться и в значительной мере пересмотрит оценку ситуации. Не исключено, что выяснится иная роль Вити и что дочка сама не совсем права, Витя не такой плохой.

    ☺ Игра «Шаг в будущее»

    Игра, в которой проигрываются ожидаемые явления. Любая мама знает, какой стресс испытывает ребенок, когда ему предстоит визит к врачу. Он рисует в своем воображении ситуации, связанные с болевыми процедурами, вне зависимости от действительного положения дел. (Например, вы должны посетить обычного педиатра, осмотр которого, как правило, безболезненен.) Если Ваш ребенок сильно беспокоится, предложите ему сыграть в предстоящий визит к врачу. Пусть он выберет роль по вкусу: врача или пациента. И начинайте играть. Проигрывайте всю ситуацию последовательно.

    Вот Вы собираетесь в поликлинику, пришли к врачу, проиграйте все этапы осмотра, назначьте процедуры, выпишите рецепты, сходите в аптеку и проведите лечение. Попытайтесь проиграть разные сценарии. (Какой ребенку больше понравится.) Посмотрите результат. Дети склонны в игре выплескивать свое волнение и объективно делаются спокойнее. Не исключено, что после такой игры Ваш ребенок даже захочет идти к врачу, для того чтобы удовлетворить любопытство: а так ли все на самом деле, как в игре?

    ☺ Игра «Сновидения»

    Мы часто видим разные сны. Дети не исключение. Обычно ребенок не запоминает, что ему снилось. Но бывают особые случаи, когда сон сильно эмоционально насыщен и занимает ребенка в бодрствующем состоянии. Чаще это тревожные сны или кошмары. Если ребенок проснулся и продолжает переживать страшные события сна, предложите ему поиграть в этот сон. Распределите роли и в путь! Предложите ребенку роль сильного героя, пускай он уничтожит, разобьет в игре то или того, что его испугало.

    Проиграйте события сна так, чтобы они имели благоприятный или даже счастливый исход. Еще лучше, если в игре события примут комическую окраску. Не жалейте времени на игру, и Вы очень поможете своему ребенку, успокоите его нервную систему.

    Игра «Сновидения» поможет и тогда, когда ребенок просто возбужден или очень волнуется перед каким-либо событием. В этом случае она имеет другую форму. Предложите ребенку представить, что он «заснул» и «видит» сон. Сон веселый и приятный. «Во сне» он совершает разные действия. Предложите ему разыгрывать свое поведение «во сне». Помогите ему направить сюжет игры в спокойное и оптимистичное русло. Как показывает наша практика, такая игра детям очень нравится.

    ☺ Игра «Парное бильбоке»

    Это старинная игра, развивающая координацию, внимание в совместной деятельности. Эта игра тренирует способности адаптироваться к другому человеку, «подстраиваться» под него, и является хорошей моделью взаимодействия и выработки личностного самоконтроля. Игра проводится вдвоем и может проходить как в комнате, так и на открытом воздухе.

    Прямоугольник из ткани, размером 30 х 50 см закрепить по коротким сторонам на двух палочках. Справа и слева в ткани вырезать два отверстия. В центре на бечевке, длиной 80 — 100 см прикрепляется небольшой шарик.

    Складывая и натягивая ткань, два игрока заставляют взлетать шарик. Задача каждого игрока — поймать падающий шарик в свою лунку. За каждое попадание считается одно очко. Играют до пяти очков или до трех подряд у одного игрока.

    Игра направлена на формирование у ребенка внимания к другой личности, попытке оценить ее как через сравнение, так и через ассоциацию.

    Играет группа детей. Водящий выходит за дверь, а среди остальных загадывают одного человека. Водящий входит и задает находящимся в комнате вопросы:

    — На какое растение похож этот человек?

    — На какое животное похож этот человек?

    — В какого цвета платье (рубашку) лучше всего нарядить этого человека?

    ☺ Игра «Угадай меня!»

    По полученным ответам водящий должен отгадать «загаданного» ребенка. Если кто-то из детей затрудняется ответить на заданный вопрос, то его пропускают и задают этот вопрос следующему. Если водящий угадал правильно, то он остается в группе игроков, а водящим становится «угаданный» ребенок.

    ☺ Игра «Живые картины»

    Эта игра была известна еще нашим прабабушкам. Ее психологическое содержание довольно многообразно. Она характеризует умение человека понять и, что называется, «почувствовать» другую личность и одновременно учит этому. Все участники игры встают в круг. Один (водящий) находится в центре круга. Он должен с помощью мимики и пантомимы изобразить одного из участников игры. Остальные должны угадать, кто это. Тот, кто первым угадал изображаемого человека, становится водящим.

    Важно не только уметь играть, но и уметь организовать игру. Для этой цели тоже необходим определенный навык.

    ☺ Игра «Затейник»

    Это групповая игра. Каждому участнику предлагается по очереди вспомнить веселую игру и организовать ее проведение в группе. Участники группы выставляют «затейнику» оценку за проведенную игру по пятибалльной шкале. Подсчитывается общая сумма поставленных оце-нок. У кого она больше по итогам игры, тот и выиграл.

    ☺ Игра «Концерт»

    Эта игра характеризуется тем, что готовится заранее, причем процесс подготовки для ребенка не менее занимателен и привлекателен, чем сама игра.

    Кто-то из участников игры берет на себя роль конферансье. Он заранее готовит и вывешивает перед игрой на видном месте афишу о том, что состоится концерт, на котором выступят следующие участники (перечень). Если эта игра проводится в семье, то в качестве участников должны быть все члены семьи, включая домаш-них животных и случайно оказавшихся гостей. Задача каждого участника будущего концерта — придумать себе номер, реквизит, костюм и все это подготовить. Затем в назначенное время состоится сам концерт. Все участники выполняют роль зрителей, когда не заняты в номере. Затем путем голосования присваиваются призы. Важно, чтобы все участники получили какой-нибудь приз. Для этого нужно придумать соответствующее число номинаций. От самых обычных (за «лучший номер», «костюм») до нетрадиционных (за «самую широкую улыбку», «за работу всеми четырьмя лапами», «самую длинную юбку» и т. п.).

    ☺ Игра «Xopoвая песня»

    Эта игра направлена на развитие коллективной деятельности, совместной координации. Вперед выходит «дирижер» (по желанию). Все вместе выбирают песню для исполнения. Это должна быть всем знакомая и простая по мелодии песня. (Можно заранее заготовить шпаргалки со словами и раздать их игрокам.) По знаку «дирижера» все дети громко начинают петь, затем по хлопку «дирижера»

    наступает тишина, но все продолжают петь мысленно. По следующему хлопку вновь поют вслух. И так несколько раз. Тот кто собьется, становится «дирижером» и руководит исполнением другой песни. Выигрывают те игроки, кто дольше всех продержался в «певцах».

    ☺ Игра «Комплимент»

    Участники разбиваются на пары (можно случайным образом), и эти пары должны на время говорить друг другу ласковые и хорошие слова, не останавливаясь и не повторяясь. Один говорит, в ответ другой говорит, вновь первый, вновь второй и т. д. Выигрывает самая «долгоиграющая» пара.

    ☺ Игра «Дразнилки с солью»

    Чтобы уметь общаться, ребенок должен хорошо знать окружающих его людей, внимательно к ним относиться. Вместе с тем, он должен уметь «посмотреть на себя со стороны», правильно представлять, как он выглядит в глазах окружающих. Решение этих двух задач обеспечивает веселая игра «Дразнилки» . Дразнилки и всякие нелепицы особенно популярны у детей 5—7 лет . Дети любят дразниться. «Дразнилки» в косвенной форме негативно оценивают поведение другого человека, дают выход отрицательным эмоциям, восстанавливают справедливость. Часто нелепые стишки используются детьми не с целью обидеть напарника по игре, а просто для развлечения компании, как своеобразная форма проявления чувства юмора детей. Стремление посмешить других и повеселиться самому характерно для детей. Предлагаемая игра как раз и направлена на придание «дразнилкам» позитивного, веселого (а не обидного) контекста.

    Первый вариант. Все участники садятся в круг (например за столом) так чтобы все видели друг друга и берут в зубы по соленой палочке. Затем они должны дразнить друг друга словами и мимикой, но чтобы не выронить изо рта соленую палочку. По мере того, как ее кончик во рту станет размокать, его откусывают и глотают, не выпуская палочку изо рта и не используя руки. Выронивший палочку может выходить из игры, но как вариант — оставаться в ней (вновь взять палочку в рот), получив за каждую потерю палочки штрафные очки. Побеждает тот участник, кто дразнился дольше всех и ни разу не выронил палочку изо рта.

    Второй вариант игры «Дразнилки». В игре участвуют не менее десяти детей. Все участники игры встают в широкий круг. В центр круга выходит первый игрок, сообщает на ухо взрослому ведущему, кого он собирается «дразнить», и начинает в смешной форме изображать кого-либо из участников игры. Все остальные наблюдают за ним и угадывают, кого из присутствующих изобразили. Если игрок достоверно изобразил своего товарища и того угадали с первого раза, то угаданный меняется местами с «ведущим». Если с первого раза человек оказался неузнанным, то дразнивший выходит из игры. Игра проходит по кругу. Выигравшими считаются те, кому дольше всех удалось продержаться в игре.

    Шпаргалка для ведущего

    Для развития навыков коллективного поведения хорошо использовать активные моторные игры. Вы можете предложить ребенку игры с мячом.

    1. Все дети делятся на две команды и встают по кругу. Они должны быстро передавать по кругу мяч из рук в руки, не выронив его и не перебросив его по воздуху. Какая команда дольше удержала мяч, та и выиграла.

    2. Дети произвольно передвигаются по площадке, водящий держит в руках мяч. По команде ведущего все замирают, а водящий должен попасть в кого-то из игроков мячом, не сдвигаясь со своего места. Тот, в кого попал мяч, выбывает из игры. Выигрывает тот, кто последний остался на площадке.

    3. Дети встают в круг и начинают перебрасывать друг другу мяч, как в волейболе. Тот, кто не поймал мяч, садится в центр круга на корточки. Время от времени игроки кидают мяч в сидящих в центре круга. Если кто-то из них ловит мяч, то он вновь встает в круг. Победителем остается последний в круге игрок.

    ☺ Игры «бегунов»

    1. Дети делятся на пары, и по команде каждая пара, взявшись за руки, бежит к финишу. Побеждает та пара, которая прибежит первой и не расцепит руки.

    2. Все дети встают в широкий круг. Водящий выбирает одного игрока, называя его, и пытается его догнать. Они бегают с внешней стороны круга детей. Тот, кого догоняют, может выкрикнуть любое имя стоящего в круге. Тот, кого назвали, быстро покидает свое место и бежит от водящего, а первый бегущий игрок занимает освободившееся место. Тот, кто «попался» в руки водящего, сам становится водящим.

    3. По сигналу все начинают бегать по площадке, а водящий пытается «осалить» кого-то из игроков. Тот, кто попался, становится помощником водящего и тоже гоняется за игроками, пытаясь «осалить» их. Победитель тот, кто остался последним «неосаленным».

    ☺ Игра «Сиамские близнецы»

    Все дети делятся на пары, желательно равные по росту. Затем каждая пара, взяв по листку чистой бумаги, встает лицом друг к другу. По команде дети прижимаются друг к другу лбами, между которыми зажат лист бумаги. Начинает звучать музыка, и под нее пары «сиамских близнецов» медленно двигаются в танце. Их руки должны быть заведены за спину; листок удерживается лбами. Оставаться на месте без движения нельзя. Если листок упадет на пол, пара останавливается и замирает в той позе, в которой оказалась, когда листок коснулся пола. Эти позы дети должны сохранить до конца игры, создавая помехи другим парам. Побеждает та пара, которая протанцевала дольше всех, удерживая листок бумаги.

    ☺ Игра «Воздушный волейбол»

    Игра развивает координацию, кроме того, воспитывает у детей дух взаимопомощи, упорство, настойчивость. Все участники игры располагаются на площадке равномерно — так, чтобы между двумя любыми игроками расстояние было не менее полутора метров. Затем в группу играющих вбрасывается надутый воздушный шарик. Задача игроков — отбивать друг другу шарик, не давая ему упасть на землю. Однако игроки не могут сдвигаться с места и отрывать пятки от пола. Кто сдвинулся с места или последним коснулся шарика, перед тем как тот упал на землю, получает штрафное очко. Получивший три штрафных очка выбывает из игры. Победителями признаются два игрока, последними оставшиеся на площадке.

    ☺ Игра «Забавный теннис»

    Игра позволяет не только развивать координацию, но и лучше чувствовать другого человека, научиться согласовывать совместные действия. Два игрока встают друг другу в затылок на расстоянии одного метра. Первый игрок наклоняет туловище вперед, горизонтально земле. На шею, под затылок, ему кладут теннисный мячик. Резко распрямляя туловище, игрок «отбрасывает» головой и шеей мячик заднему игроку. Второй игрок ловит мяч, поворачивается спиной к первому и описанным способом «кидает» мяч партнеру. Каждая потеря мяча дает одно штрафное очко. Игра продолжается до пяти очков. Кто их быстрее наберет, тот и проиграл.

    ☺ Игра «Догони фишку»

    Играют группы по четыре человека. По двое садятся напротив друг друга за стол. На столе перед ними лист бумаги с нарисованным игровым полем.

    В среднюю клетку игрового поля помещают фишку. Разыгрывается право первого хода. Теперь пара, которая ходит первой, «выкидывает» вперед правые руки, ладонями вверх или вниз. Для пары, сидящей с правой стороны стола, выигрышным вариантом является совпадение рук обоих участников (обе ладони повернуты вверх или вниз). Если положение ладоней совпало, то они передвигают фишку на одну клеточку в свою сторону, если нет, то на одну клеточку в сторону противоположной пары. Пара, сидящая с левой стороны стола, заинтересована в том, чтобы их «выкинутые» ладони не совпали: одна смотрела вверх, другая вниз. В этом случае они передвигают фишку на одну клеточку в свою сторону. Если их ладони совпали по положению, то они передвигают фишку на одну клеточку в сторону «противника». Задача каждой играющей пары — «довести» фишку как можно быстрее до самой ближней к себе клеточки. Тот, кто сделал это раньше, выиграл. Количество клеток игрового поля может достигать девяти, но это существенно удлинит игру.

    Сложные модели поведения в группе формируются у ребенка путем накопления личного опыта, нередко путем «проб и ошибок». Ему можно помочь, предложив сюжетные игры, моделирующие отношения в обществе взрослых людей.

    ☺ Игра «Этикет»

    Это сложная игра, помогающая детям освоить определенные модели поведения. Она проводится в несколько этапов.

    Первый этап «Приветствие» . Все участники игры рассаживаются на стульях так, чтобы видеть друг друга. Затем они по очереди выходят и приветствуют всех остальных. Основная задача: приветствие каждого игрока должно чем-то отличаться от других. Например, один сказал «Здравствуйте!»; другой — «Добрый день!»; третий — помахал рукой; четвертый — «отдал честь»; пятый — поклонился; шестой помахал рукой и сказал: «Привет!» и т.д. Дети могут комбинировать несколько приветствий в одно, взрослый может им помогать. Когда все друг друга поприветствовали, начинается второй этап игры.

    Второй этап «Комплимент». Дети избирают из своей группы Короля и Королеву, которых усаживают на трон (можно поставить на стол два стула, изобразив «трон»).

    Все остальные участники игры — подданные, которые по очереди подходят к «трону», кланяются Королю и гово-рят комплимент Королеве. Когда все подданные сказали свои комплименты, роли Короля и Королевы переходят к следующим участникам, и так до тех пор, пока все не получат свою «долю» поклонов и комплиментов.

    Третий этап «Приглашение на танец» . Участники подходят друг к другу и приглашают на танец. Приглашенные благодарят.

    Четвертый этап «Угощение» или «Подарок» . Дети по очереди «угощают» друг друга мороженным (шоколадом, конфетой, яблоком) или «дарят» друг другу «подарок». В ответ получают слова благодарности. Каждый игрок должен кого-то «угостить» или что-то «подарить» и поблагодарить, когда «угостили» его.

    Пятый этап «Прощание». Все дети по очереди «прощаются» и выходят из комнаты. Игра закончена.

    Затем все вместе обсуждают, кто был лучшим в игре на ее различных этапах.

    ☺ Игра «Сколько у меня друзей!»

    Детям предлагается указать три качества, которые они хотели бы видеть у своего лучшего друга. Потом ребята должны назвать по одному качеству у присутствующих, за которые этого человека можно похвалить. Затем сравнивают список «качеств лучшего друга» с качествами присутствующих и считают совпадения. По результатам определяют, сколько у каждого потенциальных друзей в группе.

    ☺ Игра «Близнецы»

    Игра позволяет ребенку более четко усвоить содержание конкретных понятий и их антиподов. Особенно она полезна для усвоения нравственных категорий и норм.

    Детям рассказывают историю: «Жили два близнеца. Одного звали Витя, а другого Митя. Они были очень похожи, и различить их можно было только по тому, что и как они делали. Витя всегда все делал правильно: правильно говорил, учился, вел себя. А Митя все делал наоборот, то есть неправильно».

    Вот мы сейчас и выясним, кто был Витя, а кто Митя в каждом случае. Итак:

    — Один мальчик ел суп ложкой, а другой — вилкой. Кто Витя и кто Митя?

    — Один мальчик спать ложился вечером, а другой — утром. Кто из них кто?

    — Один мальчик старался получать только пятерки, а другой учился на тройки. Кто Витя, а кто Митя?

    — Один, входя в дом, снимал шапку, а другой нет. Кто был Митя?

    — Один мальчик съел много конфет, а сказал, что не трогал их вовсе. Другой не брал конфеты без разрешения и ждал, когда позовут к чаю. Кто был кто?

    — Один мальчик сидел на уроках тихо, а другой болтал. Кто Витя, а кто Митя?

    Эти вопросы можно продолжать, противопоставляя правильное и неправильное поведение.

    Другая форма этой игры предусматривает, что ребенок сам предлагает правильные и неправильные формы поведения по механизму противопоставления.

    — Витя честно признался, что случайно разбил чашку, а Митя... (Дальше ребенок достраивает фразу сам.)

    — Витя перед едой вымыл руки, а Митя...

    — Митя входил в класс самый первый, отталкивая девочек, а Витя...

    — Митя ждал, когда бабушка погладит ему рубашку, а Витя...

    — Митя считал очень веселым испугать девочку, неожиданно крикнув ей в ухо, а Витя...

    Так можно продолжать, пока игра представляет интерес для детей. Можно предложить ребятам самим придумать, что делал Витя и что Митя. Этот вариант вызывает особенно бурную и активную реакцию детей — вы услышите множество возможных правильных и неправильных форм поведения. В зависимости от возраста детей, понятия, заложенные в формулировки, можно

    менять — от более простых к более сложным.

    ☺ Игра «Репортаж»

    Игра поможет освоить новые формы поведения, научит общаться. Участники игры должны подготовить и провести «телевизионный репортаж». В качестве темы можно избрать событие, знакомое всем участникам игры. (Например, репортаж о прошедшей экскурсии, вчерашнем уроке, о летних каникулах и т. п.)

    Все участники игры делятся на пары. Один из пары будет «репортером», а другой — «гостем телевиде-ния». «Репортер» заранее готовит несколько вопросов по теме, которые он задаст своему гостю. Затем играющая пара садится на сцене перед остальными участниками-зрителями. Начинается «телевизионный репортаж». «Репортер» представляет «гостя», называет тему беседы и задает первый вопрос; «гость» отвечает; следует

    второй вопрос, и так далее. В ходе беседы «репортер» может описывать какие-то события, делать комментарии, задавать импровизированные вопросы. В свою очередь «гость» тоже может отклоняться от темы, задавать встречные вопросы. Когда «репортаж» закончился, место на «экране» занимает другая пара. Так продолжается, пока себя не покажут в роли «репортера» и «гостя» все желающие.

    Игра будет интереснее, если каждая пара будет разрабатывать свою тему. За каждый «репортаж» игроки, исполняющие в данный момент роль зрителей, выстав-ляют паре свои оценки: 3, 4 или 5 баллов. Оценки выставляет каждый участник отдельно. Затем оценки суммируются, а суммы каждой пары сравниваются между собой. Победителем является та пара, которая набрала больше всего баллов.

    ☺ Игра «Эксперимент с лабораторной мышью»

    Эта игра для достаточно больших детей (начиная с 9 лет) направленные на развитие навыков понимания другого человека и лидерства. Играют два человека, остальные дети — зрители. Пары активных игроков последовательно меняются. Суть игры в том, что один игрок выполняет роль «экспериментатора», а другой — «лабораторной мыши». «Мышь» выходит из комнаты, а «экспериментатор» вместе с другими детьми решает, какое задание должна выполнить «мышь». Например, подойти к столу и сесть на стул или подойти к окну и т. п. Задания должны быть динамичными и достаточно простыми. Затем приглашают «мышь» в комнату, не объясняя, что от нее требуется. Она делает, что хочет, а «экспериментатор» за ней наблюдает. Когда действия «мыши» будут близки к тому, что от нее требуется, экспериментатор говорит ей: «Умница». Это единственное слово, которое может произносить «экспери-ментатор», причем это надо делать с одной и той же интонацией. Игра заканчивается, когда «мышь», наконец, сделает то, что от нее требуется. Выигрывает та пара, которая справится с заданием быстрее и точнее всех. Ей можно выдать шуточный «Диплом кандидата мышиных наук».

    ☺ Игра «Казаки — разбойники»

    Классическая игра наших бабушек и дедушек. Все участники игры делятся на две команды: одна — «разбойники», другая — «казаки». «Разбойники» прячутся, а «казаки» их ловят. Однако, когда «разбойники» прячутся, они оставляют «следы», указывающие маршрут поиска. Это стрелки, указывающие направление, или записки, в которых может быть прямое указание этапа маршрута, а может быть зашифрованное в виде ребуса или загадки. Все зависит от фантазии игроков. Игра «Казаки-разбойники» проходит тем интереснее, чем больше сил положено на ее подготовку (разработан маршрут, подготовлены записки и т.д.). Игра продолжается до тех пор, пока не будут пойманы все «разбойники».

    В сценарии любого праздника наступает момент, когда все основные торжественнные тосты уже произнесены, но гости еще не готовы к активным конкурсам или танцевальным развлечениям. Именно тогда, на помощь ведущим, приходят веселые забавы, которые можно провести прямо за столом.

    Предлагаемая подборка - это застольные ролевые сказки и игры для любого праздника, написанные талантливыми авторами интернета (спасибо им). Каждую из них можно смело отнести к разряду игр - "ледоколов", которые "раскалывают зал", раскрепощают гостей, дают настрой на праздничное веселье, а потому, служат замечательным переходом к активной развлекательной программе.

    Сказка - шумелка за столом "Барабашки"

    Для проведения ведущий делит присутствующих на несколько команд, каждая из которых будет представлять одного из членов семьи "барабашек": Деда, Бабки, Отца, Матери или Сына, далее участники при каждом упоминании "своего" персонажа производят "свой" шум: шуршат, гремят и т.д. Когда же в тексте упоминается семья - все производят шумовые действия одновременно.

    Действующие лица и шумовые действия:

    Дед-барабашка - шуршат газетами,

    Бабка-барабашка - гремят посудой

    Отец-барабашка - три раза топают ногами и издают скрип открываемой двери

    Мать-барабашка - издают звук царапания по деревянной поверхности

    Сын-барабашка - три раза хлопают в ладоши

    Семья барабашек - все присутствующие производят звуки одновременно.

    Ведущий (читает текст) :

    В доме тринадцать по улице Мира
    В очень убогой старинной квартире,
    Что коммуналкой народ наш зовет.
    Семья барабашек давно уж живет.
    Они поселились в чулане огромном,
    Куда уж не ступит нога человека.
    Чулан этот, очень давно захламленный,
    Семью барабашек здесь терпит два века.
    Другие жильцы коммунальной квартиры
    Про эту семью понемногу забыли:
    Привыкли к их шумам обычным и вздохам -
    Под крышей одной они жили не плохо.
    Дед-барабашка любил на досуге
    Чуть-чуть подшутить над родимой супругой:
    Шуршал Дед старинной газетой в углу,
    Вгоняя Бабусю шуршаньем в тоску.
    Бабуся в отместку бренчала посудой,
    Чем Сын-барабашка не раз был напуган.
    Отец-барабашка , когда был не в духе,
    Устраивал в доме своем заваруху:
    Он топал ногами, дверями скрипел
    И звуками этими всем надоел.
    А Мать-барабашка его так любила:
    За эти проделки совсем не бранила.
    И в знак своих нежных и пламенных чувств
    Мамашка ему покупала арбуз.
    Отец-барабашка жмотом не слыл -
    Арбуз непременно меж всеми делил.
    Жильцы коммунальной квартиры тогда
    Слыхали, как чавкает дружно семья.
    Сынок-барабашка всех больше старался:
    Со смаком арбузиком он объедался.
    Так дружно Семья барабашек жила,
    Пока не случилась большая беда:
    Жильцов расселить вдруг однажды решили.
    И дом этот в срочном порядке сносили.
    Уехал народ с коммунальной квартиры,
    Семью барабашек , конечно, забыли.
    Теперь они ищут другое жилье,
    Где будет им сытно, уютно, тепло,
    Где Дед-барабашка без всяких помех
    Продолжит шуршать своей кипой газет,
    Где иногда Барабашка-бабуля
    Сможет греметь своей старой кастрюлей,
    Где Сын-барабашка в ладоши вам хлопнет,
    Отец-барабашка ногою вдруг топнет,
    А Мать-барабашка порой без испуга
    Царапнется в дверь дорогого супруга.
    Откликнетесь, люди, кто против не очень
    Услышать все это глубокою ночью?

    Застольная ролевая сказка "Небременские немузыканты"

    Четверо гостей, получивших карточки с репликами, легко "перевоплощаются" в своих героев, для этого им достаточно после каждой строчки, где говорится о них - выразительно произности свою фразу. Ведущему этой важно не забывать делать в нужный момент небольшие паузы и, при необходимости, делать знаки участникам .

    Действующие лица и реплики:
    Осёл : «Лошадь я в перспективе!»
    Собака: « Гав! Горло хочу промочить я сначала»
    Кот: « Мур-мяу, вдруг толстым и важным я стану!»
    Петух: « Ку-ка-ре-ку-ку! В Москве даже слышно!»

    Ведущий :
    В деревне соседней в году позапрошлом
    Крестьянин какой-то сошел вдруг с ума:
    Он выгнал всю живность, которая в доме
    Уже лет пятнадцать бок о бок жила.
    А жили с ним все эти годики в мире:
    ОСЕЛ шебутной... (Лошадь я в перспективе!)
    СОБАКА, которая уж не рычала...
    Жил старый разбойник, КОТ, любивший сме-тану...
    В компании этой ПЕТУХ был не лишним...

    Компания тихо брела по дороге,
    Устали у бедных и лапы, и ноги.
    Вдруг свет показался в избушке лесной -
    У страшных разбойников там дом родной.
    И стали друзья прямо тут обсуждать,
    Как лучше разбойников им напугать.
    СОБАКА вдруг первой тихо сказала... (Гав! Горло хочу промочить я сначала!)
    ОСЕЛ же, решил, что и он не пассивен. Еще бы! …(Лошадь я в перспективе!)
    КОТ очень боялся ночного тарана… (Мур-мяу, вдруг толстым и важным я стану?!)
    Друзьям предложил шайку напугать -
    Разбойников криком всех разогнать.
    ПЕТУХ, уже взлетевший на крышу…(Ку-ка-ре-ку-ку! В Москве даже слышно!)

    Звери тихонько к избушке пошли
    И все вместе: ОСЕЛ, СОБАКА, КОТ, ПЕТУХ - закричали они (Все кричат).
    Разбойники мигом сбежали из дома.
    Кто в нем поселился? Они нам знакомы.
    И жили еще много лет в доме в мире
    Храбрый ОСЕЛ... (Лошадь я в перспективе!)
    СОБАКА, которая грозно рычала... (Гав! Горло хочу промочить я сначала!)
    И тонкий ценитель домашней сметаны, КОТ... (Мур-мяу, вдруг толстым и важным я стану!)
    И, конечно же, - ПЕТУХ, совсем он не лиш-ний... (Ку-ка-ре-ку-ку! В Москве даже слышно!)

    (Источник: forum.in-ku)

    Застольная ролевая сказка "Счастье близко".

    КЛАВА счастья ждет давно,

    Все гадает, где оно

    Тут ПОДРУГА к ней пришла

    И хозяйку обняла.
    Вместе решили, что пора
    В гости пригласить ПЕТРА.
    Мол, хотя он и дурак,
    Но частушки петь мастак.
    ПОПУГАЙ, о том услышав,
    Сел на жердочку повыше,
    Начал, бедный, причитать:
    «Где бы ПРАЗДНИК переждать?»
    Вот по первому же зову
    ПЕТР пришел - на все готовый.
    КЛАВА сделала салат
    И намыла виноград.
    Ей ПОДРУГА помогает
    И рецепты одобряет.
    В дверь стучат! Метнулась КЛАВА:
    Вдруг какая-то подстава?
    Дверь открылась - ПРИНЦ явился.
    ПЕТР чуть не застрелился!
    Скажем прямо, без обиды:
    Он имел на КЛАВУ виды!
    Тут про ПРАЗДНИК вспомянули,
    Песню дружно затянули.
    ПЕТР икнул, и поперхнулся,
    И на ПРИНЦА замахнулся.
    ПОПУГАЙ летал по клетке,
    Звал своих на помощь предков.
    А ПОДРУГА только рада:
    Будет драка, то что надо!
    Только КЛАВА не зевает,
    Тост за счастье поднимает.
    Пригубили по бокалу,
    А ПЕТРУ бокала мало!
    Но добрея, он в поилку
    ПОПУГАЮ льет горилку.
    ПРИНЦ, селедкой закусив,
    Все лопочет свой мотив.
    Говорит тихонько КЛАВА:
    «Женихи у нас на славу!»
    А ПОДРУГА шепчет ей:
    «Ты по третьей им налей…»
    Принял ПРИНЦ свое решенье,
    Сделав КЛАВЕ предложенье.
    ПЕТР, краснея от натуги,
    Кукиш делает ПОДРУГЕ.
    А из клетки ПОПУГАЙ
    Выдал вдруг собачий лай.
    Славный ПРАЗДНИК получился!
    ПЕТР в итоге отключился.
    Спрятал ПРИНЦ лицо в салате
    (Очень вкусным был он, кстати).
    КЛАВА песенку поет,
    Чем закончится все, ждет.
    А завистница, ПОДРУГА,
    Хоть осталась без супруга,
    Подпевает тоже ей
    Про «печали из полей».
    Насмотревшись этих дел,
    ПОПУГАЙ наш поседел.
    Он по будням то молчит,
    А как ПРАЗДНИК - так кричит.
    Тут и сказочке конец,
    А кто слушал - молодец!

    Игровой момент "Веселый застольный оркестр"

    Кто сидит, кто сидит справа от бутылочки

    Бейте в такт ритмично по стакану вилочкой.
    Кто сидит, кто сидит от бутылки слева
    Вилкой по тарелочке постучите смело.
    Кто сидит, кто сидит справа от селедочки
    Бейте по тарелочке вилочкой и ложечкой.
    Кто сидит, кто сидит справа от картошки
    Бейте по коленочкам обеими ладошками.
    Кто сегодня за столом пил совсем немножко
    Бейте потихонечку вилочкой об ложку
    Кто сегодня в этот зал с опозданием пришел
    Стучите аккуратно рюмочкой об стол.
    Кто сегодня вовремя приехал и пришел
    Бейте как умеете каблучком об пол.
    Кто доволен всем остался — хлопайте в ладоши!
    Кто немного был сердит — не стесняйтесь тоже.
    А теперь все вместе всем, чем можно, — враз!
    Весело и радостно на празднике у нас!

    Подборка размещена для ознакомления

    Количество игроков: любое
    Дополнительно: нет
    Эта старинная русская игра. В нее играли после Фоминой недели, до Петрова дня.
    Игроки выходят на луг, садятся один к другому на колени, сцепляясь один с другим в виде длинной гряды.
    Передний получает название бабушки, а все прочие считаются за редьку. Является купец покупать редьку.
    Купец. Бабушка! Продай редички! Бабушка. Купи, батюшка.
    Купец осматривает редьку, пробует на все манеры, ощупывает и старается выдернуть.
    Купец. Бабушка! Нет ли щуплавой редьки?
    Бабушка. Что ты, батюшка, вся молодая, горькая, одна к одной; выдерни себе любую на пробу.
    Купец начинает выдергивать - сколько есть силы.
    Купец. Бабушка! Твою редьку не выдернуть по доброй воле: уросла. Дай-ка косарик выкопать с корнем.

    Строимся - ролевая игра

    Новогодняя сказка-2 - ролевая игра

    Количество игроков: любое

    Ведущий выходит с шапкой, где лежат бумажки с ролями и предлагает участникам разобрать роли. Далее ведущий рассказывает сказку, предлагаемую ниже. Участники выполняют действия в соответствии с ролью.
    Текст сказки:
    Вот дом, который построен в лесу.
    А вот Дед Мороз-крутой старикан,

    И в любую погоду

    Из дома, который построен в лесу.
    А вот Снегурочка - сварлива девица,
    Которая в девках долго томится
    Но любит Деда Мороза - того старикана,
    Который оденет красный кафтан,
    И в любую погоду
    Идет поздравлять с Новым Годом!
    Из дома, который построен в лесу!
    А вот веселые ребятишки
    Любят они красивые книжки,
    Но жизнь им готовит такие сюрпризы,

    Новогодняя сказка - ролевая игра

    Количество игроков: 14
    Дополнительно: бумажки с ролями
    Подготовка: На бумажках пишутся роли:
    - Занавес
    - Дуб
    - Ворон
    - Кабанчик
    - Снегирь
    - Дед Мороз
    - Снегурочка
    - Соловей - разбойник- Конь
    - Иван-царевич
    Ведущий выходит с шапкой, где лежат бумажки с ролями и предлагает участникам разобрать роли.
    Далее ведущий рассказывает сказку, предлагаемую ниже. Участники выполняют действия в соответствии с ролью. (Все экспромтом.)
    Сцена №1
    Занавес пошел.
    На поляне стоял дуб.

    Пробежало стадо кабанчиков.
    Пролетела стая уточек.
    На поляне гуляли Дед Мороз и Снегурочка.
    Занавес пошел.
    (Участники покидают сцену.)
    Сцена №2
    Занавес пошел.
    На поляне стоял дуб.
    Каркая, прилетел ворон и сел на дуб.
    Пробежало стадо кабанчиков.

    Сцена знакомства - ролевая игра

    Количество игроков: любое
    Дополнительно: нет
    Каждый человек постоянно с кем-то знакомится. Существуют даже всевозможные советы о то, как правильно познакомиться, чтобы произвести о себе хорошее впечатление. Но эти правила действуют только в привычных, обыденных условиях. А если предстоит невероятное знакомство? Как тогда вести себя человеку? Представьте и инсценируйте ситуацию, в которой знакомятся...
    - космонавты с инопланетянами;
    - охотники со снежным человеком;
    - новый владелец замка с обитающими в нем привидениями;

    Превращения - игра для взрослых

    Количество игроков: любое
    Дополнительно: нет
    Все и все превращается в нечто другое, но не с помощью слов, а с помощью определения целесообразности действий. Комната превращается в лес. Тогда участники - в деревья, зверей, птиц, лесорубов и т. д.
    А если в вокзал - значит в чемодан, поезд, пассажиров. А если в студию - в дикторов, телеоператоров, «звезд эстрады» и т. д. При этом кто-то может делать шумовое оформление, изобразить реквизит и т. д.

    Роддом-2 - ролевая игра

    Вася и «голова» - игра (конкурс) для взрослых

    Количество игроков: любое
    Дополнительно: нет
    Выбирается ведущий - Вася, остальные участники исполняют роль «головы». Для этого надо разделиться следующим образом: один играет роль левого глаза, другой - правого, третий - носа, четвертый - уха и т. д. Затем надо скомпоновать такую мизансцену, чтобы образовалась фигура, напоминающая голову великана. Если участников много, то хорошо в таком случае дать кому-нибудь роль левой и правой рук.