• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Краеведение.Разработка урока. 6 класс

    Выполнила Лысяк В.В.

    Тема. «Водные» легенды Донбасса.Легенда «О ясноглазой Речке и гранитном Исполине»

    Цель: -знакомить обучающихся с легендами Донбасса;

    Способствовать формированию сознательной гражданской позиции и патриотизма как важнейших духовно-нравственных социальных ценностей;

    Воспитание патриотических чувств,уважительного отношения к культурному и историческому прошлому родного края;

    Развитие коммуникативных способностей, навыков сотрудничества,

    мышления,памяти,воображения.

    Оборудование: презентация по теме,тетради,листы А-4 формата,фломастеры. Межпредметные связи: история,география.

    Ход урока (Слайд 1)

    Люблю тебя, моя Отчизна!

    Люблю тебя, Донецкий край!

    Ты-мой исток,вода,чтобы напиться,

    Ты-воздух мой,ты-мой хлеб и соль.

    (О.Курипко)

    L .Организационный момент.

    ll. Эвристическая беседа:

    Дети,кто знает,что такое краеведение?

    Назовите ассоциативный ряд к слову «краеведение»(изучение природы,населения,хозяйства,истории и культуры какой-либо части страны)

    Подберите синонимы к слову «краеведение»(краезнание,изучение края)

    (Слайд 2)

    Прочитайте,сделайте вывод:краеведение-это... -Запишите определение в тетрадь. lll. Работа над новым материалом. Вступительное слово учителя. Краеведение своими корнями уходит в далёкое прошлое.У всех народов,во все времена были люди,которые хорошо знали окружавшую их местность,её природу,прошлую и современную жизнь,фольклор.Безвестные народные «краезнатцы»были знатоками родных мест.Свои знания исторического,географического, культурного характера устно или в различных документах они передавали последующим поколениям,тем самым сохраняя преемственность в материальной и духовной культуре народов. (Слайд 3)

    Сообщение группы «Географы».

    Протекает в Донецком крае славная речка,которую называют Кальмиус.Начинается она около города Ясиноватая и впадает в Азовское море у Мариуполя.В своём течении проходит через редкие на земле геологические образования.Покинув Донецкий кряж,пересекает древний гранитный массив Приазовской возвышенности. (Слайд 4)

    Сообщение группы «Историки».

    С Кальмиусом связаны многие исторические события от времён скифов и половцев до трагической битвы русичей с татаро-монголами на Калке.Первое описание природы и жизни народов,некогда заселявших территорию нашего края (Скифию),принадлежит известному древнегреческому историку Геродоту.

    (Слайд 5)

    Сообщение группы «Лингвисты».

    Поисками происхождения названия реки Кальмиус стали заниматься относительно недавно, лишь в середине девятнадцатого века.Известный геолог О.Б.Иваницкий,изучавший в 1833-1841 годах горные породы Донбасса,полагал, что название реки происходит от тюркского каль –золото.Также есть версии,что первое название реки происходит от старославянского кала-холм, каменистая местность;скифы называли Калк-Кочевая река. (Слайд 6)

    Собщение группы «Историки».

    Ещё в шестнадцатом веке в государственных бумагах царя Ивана Грозного река именовалась Кала(Калка). На возможность возникновения современного названия реки Кальмиус повлияло возникновение татарской дороги-Кальмиусской сакмы.Она проходила вдоль речки Кали и шла от неё к речке Миус (по- татарски рог). У этой дороги в устье реки Кали казаки возвели крепость и назвали Кальмиус. (Слайд 7) Учитель.Туристов и жителей Донетчины всегда интересовали события,были, легенды нашего края.Сегодня мы познакомимся с одной из них.

    Дети,кто из вас скажет,что такое легенда? (Слайд 8)

    Назовите виды легенд. (Слайд 9)

    Vl. Работа над текстом легенды « О ясноглазой Речке и гранитном Исполине»

    1.Выразительное чтение легенды. В давние времена жили в наших краях могучие богатыри-суровый Кряж и древний гранитный Исполин. Сказочно богат был Кряж, несметными были его подземные сокровища.Владел он меловыми горами Придонцовья, огромными залежами соли,громадными месторождениями ценнейшего флюорита,а в глубоких недрах хранил безмерное количество каменного угля.Но больше,чем своими сокровищами, гордился богатырь своей дочерью- голубоглазой Речкой. Называл он её Золотая, и другие её так называли. Родилась Речка на овражистых склонах Кряжа из множества чистых родников.Щедро дарил ей отец свои глубинные подземные воды,одевал в зелёный наряд лугов,не скупился на украшения.Радовала всех красавица. Катила она воды в цветущих берегах, но никак не видела своего пути к синему морю.

    Его загораживал мощный гранитный Исполин.(Слайд 10)

    В поисках моря покинула Речка отцовские края и там,где перешла на землю Исполина, оставила небольшой водопад, который до сих пор радует людей. Непростой была дорога беглянки: огибала возвышенности,преодолевала каменистые перекаты, делала замысловатые повороты. Ныне, взглянув на русло сверху, можно увидеть выписанные Речкой замысловатые буквы,особенно изящна многокилометровая омега у посёлка Кирсаново.

    Гранитный Исполин лежал у моря со времён сотворения земли.Ему наскучило нескончаемое время, и он уже не видел ничего,что могло бы его порадовать.Весело и неутомимо журчавшая Речка,обласкала своими волнами гранитного Исполина,и оттаяло его каменное сердце.Открыл он для неё свой разлом в гранитах,через который и покатила дальше свои воды неуёмная Речушка.К морю. (Слайд 11)

    Очень хороша была юная красавица в обрамлении гранитных берегов.Полюбилась весёлая Речка Исполину, подарил он ей бриллиантовые серёжки. Это были две кимберлитовые трубки(в наши дни нашли их геологи на берегах у посёлка Староласпа).Наряжал богатырь красавицу в золото. Из глубины разломов,где по трещинам в гранитах поднимались из недр расплавленные металлы,брал Исполин глыбы, пронизанные золотыми прожилками, и опускал их в реку.Она шаловливо играла блестящими камням,истирая большие глыбы в золотой песок,и уносила в море.

    Старался радовать Исполин свою гостью: возвёл у её берегов скалы, похожие на крепости и башни,поставил на страже покоя загадочные каменные фигуры,из своих подземных сокровищниц разложил для неё на берегах дорогие украшения. И сейчас находят люди в русле Речки окаменевшие кораллы,крупные синие и зелёные кристаллы флюоритов и прозрачные фиолетовые аметисты. (Слайд 12)

    Проходят миллионы лет, но незыблемыми остаются Донецкий Кряж и Приазовская возвышенность, и всё также заботливо смотрит Исполин на свою вечно юную красавицу и слушает музыку её волн.

    2.Беседа по вопросам.

    Понравилась ли вам легенда?

    О какой речке идёт речь?

    Какие богатыри обосновались в наших краях?

    Чем владел могущественный Кряж?

    Кем больше всего гордился богатырь?

    Почему Речка не видела своего пути к морю?

    На что похожа Речка,если взглянуть на неё сверху?

    Почему оттаяло сердце Исполина?

    Что дарил гранитный Исполин голубоглазой красавице? -Во что наряжал он Речку? -Что находят люди в русле Речки в наши дни? -Что можно в тексте легенды назвать сказочным, а что – реальным?

    К какому виду легенд можно отнести данную?

    3.Работа в группах (работа фломастерами на отдельных листах).

    1-я группа.Определить жанр,тему,идею текста.

    2-я группа.Разделить легенду на смысловые части,озаглавить их.

    3-я группа.Создание «Ассоциативного дерева».

    4-я группа.Составление сенквейна (подведение итогов).

    4.Проверка работ,выполнение соответствующих записей в рабочих тетрадях

    (Слайд 13) (Слайд 14)

    V.Рефлексия.Тест.

    1.Сказочно богат был:

    а)Исполин;

    б)Кряж;

    в)Гранит;

    2.Гордился богатырь Кряж:

    а)своими богатствами;

    б)своей дочерью;

    в)своими лугами;

    3.Отец называл дочь Речку:

    а)Золотой;

    б)Алмазной;

    в)Коралловой;

    4.Что дарил Кряж Речке: а)гранитные камни; б)луговые растения; в)подземные воды;

    5.Что оставила Речка там,где перешла она в землю Исполина:

    а)высокий холм;

    б)журчащий водопад;

    в)пологий берег;

    6.Геологи нашли алмазные трубки на берегах Речки у посёлка:

    а)Старобешево;

    б)Новоазовска;

    в)Староласпа;

    Vl.Подведение итогов урока.

    О чём шла речь на уроке?

    Что нового и интересного узнали?

    Vll. Выставление оценок с комментированием

    Vlll.Домашнее задание: в сети –Интернет найти и прочитать легенду о реке Бахмутка; подготовиться к пересказу


    Легенды Донецка

    Легенды Донецка: от скифских баб до нефти в аэропорту
    Донецк не может похвастаться почтенным возрастом и глубокой историей. Однако шахтерской столице хватило и века, чтобы обзавестись обязательным городским атрибутом - местными мифами. В них можно верить, а можно и сомневаться, но в любом случае без них было бы скучно. Мы отыскали самые популярные легенды, а также узнали, откуда берутся городские мифы.

    По словам донецкого краеведа Валерия Степкина, дончане, условно говоря, веселят себя как могут. «Это народное творчество, те же самые сказки, только сказкам - несколько сотен лет, а донецким мифам десятки. Человеческая природа требует сказок, требует относиться ко всему с юмором, особенно если вокруг много негатива. Посмотрите на украинскую историю, литературу, там же веселого раз, два и обчелся, плач и грусть сплошная. А народ не может постоянно грустить», - рассказал нам краевед.

    Негрустные жители Донецка создали неимоверное количество мифов и легенд о родном городе. Не все из них прошли проверку временем, однако один из первых донецких мифов, родившийся в эпоху Юза - о Добром Шубине - духе, живущем в шахте и предсказывающем обвалы, - и поныне жив в памяти дончан. «Все, что связано с шахтами, темнотой и неизвестностью, рождает мифы, - поясняет Степкин. - Вспомнить хотя бы о гигантских крысах-мутантах, о которых писали в газетах во время перестройки, а ведь люди тогда еще верили печатному слову. Молва о крысах родилась именно тогда и до сих пор жива».

    Мифы о крысах-мутантах, обитающих в шахтах и завтракающих зазевавшимися горняками, исправно поддерживают сами шахтеры - то ли смеху ради, то ли подчеркивая непредсказуемость и опасность нелегкого труда. Впрочем, возможно, и действительно, кто-то что-то видел.

    Городские мифы нередко обрастают и современными подробностями. Так, еще недавно в троллейбусах всерьез обсуждали нефтяную скважину, случайно обнаруженную строителями в районе аэропорта «Донецк». Нефть якобы бьет тугой струей, и запасов ее хватит на сотни лет. Правда, в этот же день выяснилось, что строители просто повредили ковшом экскаватора трубопровод для перекачки нефтепродуктов, и история донецкого нефтяного месторождения на этом заканчивается. Однако легенды о том, как Донецк едва не стал нефтяным городом-магнатом, до сих пор пересказываются молодому поколению.

    «В больших городах мифы подобны, - отмечает Валерий Степкин. - Всегда будут живы легенды о подземных бункерах под зданиями администраций, о потайных железнодорожных ветках и подземных ходах под церквями. Люди склонны верить в сказки. Даже если они сами их придумывают».

    МЕТРО ДЛЯ ЧИНОВНИКОВ

    Согласно городским легендам, под «Белым домом» находится бункер и железнодорожная ветка, ведущая в сторону Азовского моря. Тут есть поезд, который находится в полной готовности к эвакуации. Дескать, бункер построен в 1980-е и тянется до ул. Артема.

    В КАКОЙ РУКЕ УГОЛЕК У ШАХТЕРА

    Каждое полнолуние горняк - он же памятник «Слава шахтерскому труду» - с Шахтерской площади в Киевском районе меняет руку, на которой лежит огромный кусок угля.

    В МЕТРО НЕ СЧЕСТЬ АЛМАЗОВ

    Согласно легендам, при строительстве метро в Донецке были найдены алмазы. Впрочем, геологи допускают, что в недрах Донбасса могли быть столь ценные камни.

    ВАМПИРЫ АЛЕКСАНДРОВКИ

    В 1970-е, после серии убийств в районе ДМЗ, по Донецку поползли слухи о вампирах, убивающих людей и пьющих кровь невинных жителей.

    ТЕРРИКОНЫ НЕДОРОГО

    Несколько лет дончане из уст в уста пересказывали легенду о том, что японцы предложили выкупить все терриконы Донбасса и вывезти их за пределы региона.

    ДОНБАСС: БОГИНИ И БОГАТЫР

    Святогорье. Согласно былинам тут жили богатыри Муромец и Святогор. Фото: А. Глушков

    В Донецкой области мифы и легенды имеют, в основном, историческую подоплеку. Так, существует легенда, согласно которой на меловых горах Святогорья былинные богатыри Муромец и Святогор нашли гроб и решили его «примерять». На Илью он оказался великоват, а Святогору подошел и захлопнулся на нем. Илья пытался перерубить крышку, но с каждым ударом на гробе возникали железные обручи. Пришлось так все и оставить.

    Легенда гласит, что Святогор не умер, а уснул. Муромец допустил одну ошибку - он рубил своим мечом, а разбить крышку мог лишь меч Сварога, лежавший рядом. И этот меч стал защитой для Святых гор до того дня, пока не найдется тот, кто отыщет «тропинку между веков», гроб Святогора и меч и освободит могучего защитника, который сможет прогнать всю нечисть с Руси.

    Особое отношение у жителей Донбасса к каменным изваяниям - «скифским бабам». По легенде, Табити - богиня домашнего очага и семьи у скифов - создала первые статуи «скифских баб» и поселила в них души тех, кто умер от несчастной любви. Кроме того, она наложила на них заклятье охраны любви. Если рядом ссорятся влюбленные, душа высвобождается и наказывает виновника ссоры, затем возвращаясь в статую.

    «Скифских баб» надо условно «кормить» с помощью специальных обрядов, иначе в доме не будет порядка и лада, зато вдоволь будет болезней и бедности. Как сообщают на интернет-форумах дончане, если случайно пораниться возле каменных изваяний, то кровь не пойдет, а рана быстро затянется.

    Эта статья была автоматически добавлена из сообщества

    Легенды Донбасса

    Цели : расширить знания учащихся об истории Донецкого края, познакомить с легендами; развивать патриотические чувства к родному краю и людям проживающим на этой территории, интерес к изучению истории своей родины; воспитывать чувство любви к родной земле.

    Оборудование : слайды; портреты и иллюстрации к теме.

    Ход занятия

    1.Орг.момент

    2.Сообщение темы занятия.

    2.1 Введение

    а) Стих(читает наизусть подготовленный ученик)

    Донецкий край, торопиться автобус,

    Бежит дорога лентой голубой…

    Мне в этом крае довелось родиться,

    И мне не надо родины другой!

    б) Слово учителя:

    Родина! Великое слово! Для каждого человека оно начинается с того места, где он родился и вырос. Для нас с вами – это Донбасс. Каждая страна гордиться своей историей, традициями, и мы тоже не равнодушны к этому…

    2.2 Беседа

    Ребята, что вы знаете об истории нашего края?

    Какие полезные ископаемые добывают в нашем регионе?

    Какие исторические памятники расположены в нашей местности?

    3.Работа над темой занятия

    3.1 Работа в группах.

    Класс делится на 3 группы. (по рядам). Каждому ряду предлагается прочитать и обсудить данную легеду,а также рассказать своим одноклассникам её, показав иллюстрации к ней(на доске)

    ЛЕГЕНДА О КАМЕННЫХ МОГИЛАХ.

    Говорят, в XVIII веке стоял здесь город татарский, были мечети, развалины которых угадываются и до сих пор.

    Так ли, нет, однако среди немцев-колонистов, что жили неподалеку в селе Грос - Вердер, и вправду из уст в уста передавалась легенда о том, что действительно на этом месте в старину находился прекрасный город с великолепными дворцами, в одном из которых жила молодая королева.

    Никто не знал, отчего город превратился в каменные нагромождения, только поговаривали, что его можно восстановить из руин, для чего нужно отыскать неимоверно храброго юношу. В ночь с 23 на 24 июня в 11 часов та королева появляется-де на самом высоком камне, а возле нее - чудесный цветок, якобы папоротник. Юноше надлежит взять этот цветок у королевы и принести в свое село. И тогда, мол, город вновь возродится. Да сделать желаемое неимоверно трудно. Потому как в то время, когда смельчак будет нести цветок, позади него раздастся страшный топот, крики, его станут преследовать привидения. Он же не должен ни оглядываться, ни проронить слова какого.

    Колонисты рассказывали, что был у них в селе такой юноша, который никого и ничего не боялся.

    Вот он в ту июньскую ночь и пошел в Каменные Могилы. И дождался таки: в 11часов увидел королеву на камне, а возле нее - желанный цветок. Но едва он намерился сорвать его, королева стала просить, чтоб он не трогал. Казалось, и каменное сердце расплавилось бы от ее уговоров. Однако юноша все же сорвал и понес в село. Когда он шел, то чудилось, будто все бесы вырвались на волю - такой гвалт позади поднялся. А земля прямо стонала от топота чьих-то ног. Да смельчак не оглядывался, одолевал свой путь.

    Навстречу ему поспешил брат и попросил показать цветок диковинный.

    - Смотри! - сказал юноша и дал ему в руки цветок.

    И враз пропал и топот, и привидения, и сам цветок.

    Во второй раз идти в Каменные Могилы юноша уж не осмелился.

    Так и остался загадочный, зачарованный город не спасенный никем по сию пору.

    А легенда вместе с немцами-колонистами перекочевала в Германию и уже оттуда пришла к нам в начале XX века.

    ЛЕГЕНДА О КАМЕННОМ УГЛЕ.

    Однажды бродил охотник по дикой степи, по балкам, по овражным перелескам в поисках добычи. Уже и подустал малость. Солнце же тем временем сдвинулось с полдня на запад, пора было и домой возвращаться - до дома ого-го еще сколько топать!
    И он решил отдохнуть немного, а заодно чего-нибудь поесть, чтоб пополнить силы, согреть нутро кипятком. Снял с плеча добытого на охоте зайца, тетерева, пойманного сельцами, рогожную торбу с несколькими окуньками, которых он поймал горстями на мелких и узких перекатах в Лугани. А еще на подходе сюда приметил родничок в байраке, к нему он и спустился.
    Затем начал собирать сушняк для костра. Видит, у подножия крутолобого склона балки свежий скат - лисья нора. Однако что за диво: земля, которую выгребала лапами рыжая наружу, какая-то необычная - черная-пречерная с виду, а в ней поблескивают черные камушки, большие и маленькие. Осмотрел нору. Сомнений не было: лисья. Да вот и шерсть рыжеватая в бурьяне позастревала.
    Охотник, вернувшись, расчистил старое пастушье кострище, обложил его черными камнями, принесенными от лисьей норы, высек огонь. Когда сушняк разгорелся, положил на жар завернутого в лопух окуня целиком, а сверху присыпал той же черной землей, чтоб он побыстрее упарился и равномерно спекся. И прилег отдыхать...
    Через какое-то время кинулся поглядеть на пекшуюся рыбу и страшно удивился: земля и камушки, принесенные от норы, были теперь не черные, а красные, охваченные поверху синими огоньками. Разгреб поскорее костерок, а от окуня одна зола осталась - сгорел вместе с лопушиными листьями.
    - Ты смотри? - поразился охотник. - Земля горит! Или наваждение бесово?
    Он посидел, в раздумье и недоумении разглядывая неслыханное доселе явление, а потом еще взял из норы тех же камешков, бросил в жар. Сначала задымило слегка, и вслед за тем сквозь дым выткнулись небольшие языки зеленовато-красного пламени.
    «Вот так чуда сия! - еще больше поразился охотник. - Горит-таки земля!»
    Он и об усталости, и о еде забыл. Быстро набрал в свободную торбу тех камешков и земли черной, подхватил дичь, зайца и рыбу и заторопился в слободу, чтобы рассказать односельчанам о невиданной чудо-находке. А перед глазами у него все время было видение недавно горящей земли.

    ЛЕГЕНДА О САРМАТАХ.

    Впервые описал отчасти природу, отчасти людей южно¬русских степей приморских - всю первобытность тогдашней здешней стороны, именуемой в то время Скифией, известный древнегреческий историк Геродот, творивший в V веке до нашей эры и прозванный «отцом истории».
    По его свидетельству, давным-давно, может, две, а то и три тысячи лет тому назад жили на свете воинственные женщины амазонки. Невыразимый страх наводили они на те земли, куда делали набеги на своих летучих, ветровых конях. Никто не мог одолеть смелых воительниц.
    Но в одном из многочисленных боев их победили эллины, захватили в плен, посадили на корабль. Надутые ветром паруса погнали его по волнистым водам в неведомые для них края. Долго плыли пленницы.
    Как-то ночью, когда все воины спали, воительницы убили сторожевых, перебили всех эллинцев и сбросили в морскую бездну...
    Да вот незадача: никто из амазонок не умел править судном. А тут, как на беду, поднялась буря на море, разыгрался шторм, он подхватил корабль и понес на белогривых волнах в темень ночи. Лишь на рассвете прибило их к неизвестному берегу.
    Утром ветер стих, угомонилось море, выглянуло солнце. И стало видно, что вокруг, куда ни кинь взглядом, пластается дикая степь.
    Амазонки взяли мечи, сошли на берег и двинулись степью наугад.
    Через какое-то время они заметили табун лошадей, которые паслись неподалеку в сочных и высоких, едва не скрывающих их из виду, травах.
    Не теряя времени, девушки поймали лошадок и поскакали в направлении скрытых огней, что выдавали себя вьющимся ввысь сизым дымком над заросшим доверху кустарниками и оттого малоприметным яром.
    А как подъехали, оказалось, то были скифские воины. Амазонки враз окружили их и велели следовать за ними. Скифам понравились смелые и красивые воительницы. От их браков и пошло племя сарматов.

    3.2 Словарная работа

    Нутро- внутренние органы человека или животного.

    Байрак- овраг, зарастающий широколиственными, преимущественно дубовым лесом.

    Яр- высокий, обрывистый, обычно речной и не затопляемый берег.

    3.3 Беседа

    Понравились ли вам легенды?

    Что нового узнали?

    А что такое легенда? (предание о исторических событиях или личностях)

    4. Синквейн о Донбассе

    Донецк

    Родной, любимый,

    Учит, ждёт, вдохновляет

    горжусь историей своего края.

    Мечта.

    5. Стихотворения о Донецке.

    1 ученик

    На свете много мест чудесных!

    Прекрасна вся наша Земля!

    Но мне роднее и милее,

    Донбасс – там, где родился я!

    2 ученик

    Где люди уголь добывают, руду

    и делают металл,

    Мой край растёт и процветает!

    Он красивее и лучше стал!

    3 ученик

    Я хочу, чтобы люди спокойно

    Ложились, вставали,

    Чтобы песни о счастье

    С утра не смолкали,

    Чтобы люди все жили

    В любви и согласье...

    И за светлое счастье.

    6.Итог.

    Детские сердца – подарок Донбассу.(каждый учащийся на вырезанном сердце пишет пожелание родному городу и клеет на ватман)















    Город Донецк, к сожалению, не имеет такой долгой и седовласой истории, как другие города Украины, например: Львов, Киев, Харьков. Многие историки начинают отсчет его летописи с момента основания англичанином Джоном Хьюзом металлургического производства, вокруг которого и образовался поселок Юзовка (сегодня Донецк). Однако, несмотря на свой «молодой» возраст, история края была насыщенной и интересной, что породило множество легенд и мифов. В эти удивительные истории можно верить, а можно и нет, однако без них стало бы однозначно скучно.


    Легенда о Добром Шубине.


    Донецкие легенды, как все остальные, являются своеобразным народным фольклором, сказками, в которых тесно переплетаются правда и вымысел. Одной из таких легенд стала история, придуманная еще во времена Джона Хьюза - легенда о Добром Шубине. Шахтерский труд невероятно тяжелый и опасный. Ежегодно в шахтах региона гибнут шахтеры. Основная опасность исходит от взрывоопасности газа метана, который имеет особенность собираться в лаве. Газ этот без цвета и запаха, поэтому его очень сложно обнаружить, равно, как и уловить закономерность его появления в шахтных выработках.

    Сам по себе газ не токсичен. Он не легче воздуха и не скапливается в проветриваемых помещениях. Опасность представляет концентрация газа более 25 процентов. Основная опасность метана заключается в том, что при концентрации его в воздухе более 4,4 процента, газ становится взрывоопасным. Наибольшая взрывоопасная концентрация метана составляет 9,5 процентов. И если сегодня существуют разнообразные датчики для обнаружения метана, то несколько веков назад шахтеры были лишены подобной технической поддержки.


    Говорят, что существовала даже такая шахтерская специальность. По шахте ходил человек с факелом и сжигал, собирающийся в воздухе метан. Излишне говорить о том, что работа эта была смертельная и редко кто на нее соглашался. По одной из версий легенды, среди таких шахтеров был смельчак по фамилии Шубин. Он погиб от взрыва метана, а дух его стал хранителем и хозяином шахт.


    По другой версии, в одной из шахт Донбасса работал молодой шахтер Шубин. При взрыве метана в забое погибла вся бригада, в живых остался только Шубин. От горя или от бессилия перед страшной бедой, люди обвинили во всем именно его. Парень не смог выдержать оскорблений и спрятался в забое. Больше его никто не видел. Одни считали, что Шубин повесился, другие, что молодой шахтер взорвал вместе с собой шахту.


    В одном эти легенды переплетаются - Добрый Шубин до сих пор помогает шахтерам. Он каждый день обходит свои выработки, словно Хозяйка Медной Горы. Предупреждает шахтеров об опасности выброса метана или обвала. Иногда он выводит на поверхность, попавших в завал шахтеров, или приходит к ним на помощь. Говорят, что те шахтеры, которым встретился дух Доброго Шубина, увольняются с шахт. Считается, что увидеть Доброго Шубина - означает получение предупреждения о предстоящей гибели.


    Пивовары, узнав об этой легенде, решили назвать Добрым Шубиным один из сортов пива. С этикетки пива улыбается шахтер, держащий в руке пивную кружку. Пиво пользуется спросом у многих любителей хмельного напитка.


    Миф о метро для городских чиновников.


    Есть в Донецке свой «Белый дом», так в народе называют Областной исполнительный комитет. Строился он еще при Советском Союзе и, как это было принято в те годы, с огромным масштабом. Даже по сегодняшним меркам здание и прилегающая к нему территория поражает своими внушительными размерами и архитектурным величием. Рядом с ним были разбиты многоуровневые клумбы и фонтаны. Местные старожилы говорят, что при помощи фонтанов и вентиляционных выходов, поддерживается микроклимат в бункере под обкомом.


    Бомбоубежище, которое возводилось в годы холодной войны, имеет внушительные размеры. Говорят, что оно было шире бульвара Пушкина и доходило до улицы Артема. От бомбоубежища вели подземные ходы.


    Донецкие диггеры утверждают, что существует еще один секретный подземный объект, о котором не сохранилось документальных свидетельств. Это так называемое секретное метро, одна из веток которого начинается от дома по Щорса, 62. Затем эта ветка направляется к городскому исполкому, облгосадминистрации и министерству угля. Все ветки, соединяясь в одну, уходят по направлению Гладковки. Предполагают, что подземные галереи были построены для эвакуации городской и партийной власти в случае военных действий. К сожалению, история о секретной подземке не была подтверждена, похоже, что данная информация по-прежнему засекречена.


    А вот по поводу сталинских домов, располагающихся по улице Щорса, то они действительно имеют добротные подвалы и бомбоубежища. Строились дома пленными фашистами качественно. Квартиры в них крупногабаритные, с высокими потолками. Зимой в них тепло, а летом прохладно. Однако пару десятков лет назад уровень подземных вод под домами неожиданно стал подниматься, и некоторые подвалы были затоплены.


    Памятник «Слава шахтерскому труду».


    В Киевском районе города Донецка установлен памятник «Слава шахтерскому труду». Он представляет собой фигуру шахтера. В вытянутой вперед руке горняк держит символ Донбасса - кусок угля. Сама скульптура шахтера изготовлена из чугуна и весит 22 тонны. А вот кусок угля был выполнен из алюминия, и его вес составляет 90 килограммов. Авторами памятника являются архитектор П.И. Вигдергауз и скульптор К.Е. Ракитянский.


    С памятником связана еще одна городская легенда. Говорят, что во время полнолуния горняк меняет руку, в которой он держит кусок угля. Тяжко видно не только живым шахтерам уголек дается, но и чугунным.


    Метро и алмазы.


    Долгие годы дончане надеялись получить в свое распоряжение метрополитен. Город большой, и горожане иногда вынуждены проводить в дороге 1,5 - 2 часа, чтобы добраться домой с работы. Строительство метро было начато еще в годы СССР. Однако после распада Советского Союза, стройка была заморожена из-за нехватки средств. Город не в состоянии осилить такой дорогостоящий проект самостоятельно, а руководство страны приняло решение о направлении средства на развитие уже существующих метро в других городах.


    Существуют легенды о том, что при прокладке метрополитена были найдены алмазы. Несмотря на всю невероятность легенды, она достаточно правдоподобна. Оказывается, первые алмазы в недрах Донбасса были найдены еще задолго до Октябрьской революции. Однако царское правительство тогда не проявило желание вкладывать средства в разработку месторождений. Частные инвесторы тоже не спешили принимать участие в данном проекте. Однако геологи края утверждают, что алмазы в регионе имеются, правда, в небольших количествах.


    Легенды о терриконах.


    Ходят легенды о том, что японцы предложили руководству Донбасса выкупить и вывезти из края все терриконы. Зачем порода из шахтных выработок понадобилась японцам сказать сложно. Может быть, построить еще пару тройку новых островов. Но, думается, дончанам свои терриконы дороги, и они сами с успехом их используют для строительства новых дорог. Кроме того существуют задумки об использовании терриконов под установку ветряков. Интересны идеи по созданию на старых терриконах зон отдыха, велосипедных и лыжных трасс, смотровых площадок и парков. Данные проекты обсуждались на международных конференциях, где угольщики Германии делились собственным опытом в данном направлении. Так что японцам вряд ли достанутся Донецкие терриконы.


    После войны существовала еще одна легенда, которой пугали детвору. Дескать, в одном из терриконов Сталино (сегодня Донецк) живет душа демона, охраняющая настоящее золото. Террикон ночью оживает, дышит и передвигается, а с рассветом, снова замирает. Сказка эта нагоняла ужас на малышей, которые не решались гулять ночью. А вот о золотых жилах, которые существуют в Донбасский землях, известно давно. Жаль, что разработками золота никто серьезно не занимался.


    Легенды о скифских бабах.


    Приазовские и причерноморские степные зоны Украины были всегда привлекательны для кочевников своими богатыми пастбищами, множеством водоемов и теплым сухим климатом. Сюда устремлялись скифы, половцы и другие кочевые народы, а вместе с ними и их уникальная в своем разнообразии культура.


    До нашего времени сохранились многочисленные каменные могилы и статуи, которые называют каменными бабами. Эти необычные скульптуры, были вырезаны древними ремесленниками из цельного куска камня. Высота скульптурок составляет 1 - 4 метра. В изображении просматриваются образы воинов и женщин. Сегодня скифские бабы установлены возле Донецкого краеведческого музея. Есть несколько баб и в ландшафтном парке возле стадиона Донбасс Арена, а также в Донецком ботаническом саду.


    Наши предки использовали каменных баб в качестве указателей направлений света. Ведь в зимнее время сложно было по заснеженному бездорожью определить верное направление. Половцы использовали каменных идолов для жертвоприношения в своих ритуальных обрядах. Частенько каменных баб устанавливали в качестве надгробий на курганах. Интересно, что «баба» произошло от тюркского слова «балбал», что означает «дед-отец», «пращур». В большинстве древних культур бабы были своеобразными оберегами.


    Наверное, это и стало основой для появления легенды о каменных бабах Донецка. Богиней семьи и домашнего очага у скифов была Табити. Именно она создала первых скифских баб из камня и наделила их душами несчастных влюбленных, погибших от любви. Они были обязаны охранять любовные отношение людей. Легенда гласит, что если влюбленные ссорятся, то дух каменной бабы выходит и наказывает виновника ссоры.


    А если задобрить дух бабы, то мир, порядок и лад в семье будет обеспечен. Кроме того, раны, полученные недалеко от скифских баб, не будут кровоточить и быстро заживут. Как именно можно задобрить дух каменных баб легенда умалчивает, но отличную фотографию пары на фоне скифской бабы сделать можно.


    Юзовка. Коксовый завод

    Когда-то давно люди верили, что где-то далеко, в заморских странах, живут люди с песьими головами. Просвещение уничтожило эти легенды, но как бы в отместку просвещению, появились навязанные средствами массовой информации стереотипы. Стереотипы вздорные, мерзкие, граничащие с ксенофобией, иногда даже бесчеловечные. Демонизируются украинцы в глазах россиян, демонизируются россияне в глазах украинцев, демонизируется Донбасс в головах украинцев и россиян. О Донбассе я и хочу поговорить.

    Итак, мифы о Донбассе.

    1. В Донбасс свозили людей из России сотнями тысяч. Специально. Принудительно.

    На самом деле в Донбассе представлены в основном потомки переселенцев из Левобережной Украины и южных и центральных областей России. Три года назад я принимала участие в исследовании этого вопроса, так что в теме. Конкретно в Донецке количество украинцев и русских приблизительно одинаково. Очень большой процент смешанного населения. Интересно, что у нас довольно значительное количество людей с белорусскими корнями (кто-то из бабушек-дедушек был из Белоруссии, но чистокровных белоруссов мало).
    Приезжали к нам добровольно. Донбасс притягивал возможностью заработка. Мой прадед с сыновьями приехали на Донбасс в 1910 году. Они заработали денег и, вернувшись в деревню, купили лошадь.
    До революции народ переселялся из-за малоземелья, после революции - бежали от коллективизации. Да и вообще, урбанизация - глобальный процесс, затронувший все без исключения страны. В ХХ веке миллионы крестьян стали горожанами.

    2. Донбассовцы - люди, оторвавшиеся от своих корней.
    Отчасти это так. Приехал ли человек из Полтавской области или из Орловской - его корни оставались где-то там. Но нельзя сказать, что мы - Иваны, родства не помнящие. Я, например, знаю, что мои предки были крепостными князя Оболенского. Раньше в Донецке были землячества, люди поддерживали связь с родным краем. Дед мой всегда посещал собрания своего землячества.

    3. Донбасс был заселен зеками.
    Я не знаю, откуда взялась эта легенда, она явно брехливая. Формирование Донбасса существенно не отличалось от других промышленных регионов. Понятно, что клондайки всегда притягивали авантюристов, но в этом Донбасс тоже не оригинален. Особенно хочу подчеркнуть, что в Донбасс приезжали люди активные, энергичные, не желавшие мириться с нищетой.

    4. В Донбассе всегда жили одни уголовники .
    Да, в Донбассе выше уровень преступности, чем в сельских районах с их традиционным укладом. В промышленных регионах всегда преступность выше, чем в сельскохозяйственных. И эта особенность характерна для всего мира, а не только для одного Донбасса.