• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Методы коллективных ассоциаций

    В методе ассоциаций основными источниками для генерирования идей служат случайно выбранные понятия и возникающие при этом ассоциации и метафоры (рис. 18).

    Для возникновения ассоциаций и генерирования идей целесообразно использовать различные метафоры: бинарные метафоры-аналоги; метафорыкатахрезы, содержащие противоречия; метафоры-загадки. Технология свободных ассоциаций базируется на таких принципах, как свободные ассоциации, антиконформизм, отсроченный критический анализ.

    Метод гирлянд ассоциаций. Метод гирлянд ассоциаций и метафор представляет собой развитие метода фокальных объектов. Вначале дается определение синонимов объекта, в результате которого образуется гирлянда синонимов. Осуществляется комбинирование всех элементов гирлянды синонимов с каждыми элементами гирлянды случайных существительных.

    Методы, использующие карточки

    Методы, основанные на использовании карточек, позволяют добиться анонимности участников групповой работы, поэтому их часто применяют, когда есть конфликты в группе, выдвигающей идеи. Конфликты не дают проявиться творческому, созидательному характеру решений. Кроме того, вербальные описания дисциплинируют участников, предъявляя требования к лаконичности высказывания мыслей, и позволяют визуализировать процесс генерирования идей, подключая тем самым дополнительные каналы восприятия и создавая дополнительные ассоциации.

    К методам, использующим карточки, относятся: метод анкетирования Кроуфорда; метод 635; диаграмма родового сходства; техника расчленения; данные методы подробно рассмотрены в .

    Вопросы для повторения

    1. Перечислите характеристики методов генерирования альтернатив.

    Методы соединения альтернатив.

    • 2. Сущность метода мозгового штурма.
    • 3. Сущность метода Дельфи.
    • 4. Назначение эвристических методов. 5. Методы морфологического анализа.
    • 6. Возможности применения метода коллективных ассоциаций.
    • 7. Назначение методов синектики.

    Метод синœектики

    Методы морфологического анализа

    Метод морфологического анализа. Термин ʼʼморфологияʼʼ (учение о форме, гр.
    Размещено на реф.рф
    morphe – форма и logos – учение) ввел в 1796 ᴦ. Гете – основоположник морфологии организмов, учения о форме и строении растений и животных. В дальнейшем появилась морфология человека, почв и т.д. Метод основан на комбинировании выделœенных элементов или их признаков в процессе поиска решения проблем. В рамках этого метода определяются всœе возможные элементы, от которых может зависеть решение проблемы, перечисляются возможные значения этих элементов, а затем наступает процесс генерирования альтернатив путем перебора всœех возможных сочетаний этих значений. Впервые морфологический анализ был использован для решения технических задач в 1942 ᴦ., когда швейцарский астроном Ф. Цвикки начал разрабатывать ракетные двигатели в фирме ʼʼАэроджемн инжиниринг Корпорэйшнʼʼ.

    Построение морфологических матриц позволяет быстрее и точнее ориентироваться в многообразии понятий и факторов. Классифицирование – один из важнейших элементов творческой деятельности.

    При использовании данного метода исследования объект крайне важно разбить на функциональные части (функционально-морфологические признаки), такие, без которых объект не будет выполнять свои функции. Далее следует выписать отдельно морфологические признаки и записать информацию о них (варианты осуществления) без связи с объектом (изделием), ᴛ.ᴇ. применить морфологические признаки к другим аналогичным изделиям. Анализ полученных вариантов выявляет такие их комбинации, которые при обычном переборе бывают упущены.

    Метод синœектики. Уильям Гордон (автор синœектики), стремясь превратить продуктивный процесс, протекающий в сфере подсознания при решении задачи, из неявного в явный, из стихийного – в сознательно управляемый, в 1960 ᴦ. ввел осознанный поиск аналогий в рамках определœенной процедуры.

    Термин ʼʼсинœектикаʼʼ означает совмещение разнородных элементов, соединœение различных, зачастую очевидно несовместимых частей. Сама идея синœектики состоит в объединœении отдельных ʼʼтворцовʼʼ в единую группу для совместной постановки и решения проблем. Обобщенно синœектика включает в себя два базовых процесса:

    1) превращение незнакомого в знакомое;

    2) превращение знакомого в незнакомое.

    В ситуации объединœения от участников требуется высказывать свои мысли и чувства по поводу поставленной творческой задачи.

    В методе ассоциаций основными источниками для генерирования идей служат случайно выбранные понятия и возникающие при этом ассоциации и метафоры.

    Для возникновения ассоциаций и генерирования идей целœесообразно использовать различные метафоры: бинарные метафоры-аналоги; метафоры-катахрезы, содержащие противоречия; метафоры-загадки. Метод гирлянд ассоциаций. Метод гирлянд ассоциаций и метафор представляет собой развитие метода фокальных объектов. Вначале дается определœение синонимов объекта͵ в результате которого образуется гирлянда синонимов. Осуществляется комбинирование всœех элементов гирлянды синонимов с каждыми элементами гирлянды случайных существительных.

    Ассоциацией обычно называют связь,
    возникающую в сознании человека
    между какими-либо фактами,
    событиями, свойствами, явлениями,
    которые отражаются в сознании
    человека и существуют в его памяти.
    В основе механизма возникновения
    ассоциаций лежат человеческие
    рефлексы и работа подсознания.

    Метод гирлянд ассоциаций и метафор

    Метод применяется для поиска
    решений и генерации идей в любой
    области. Он помогает исследователю
    найти подсказки для решения задачи с
    помощью различных ассоциаций.
    Суть метода состоит в построении
    длинных цепочек – гирлянд, в которые
    входят случайные элементы и
    ассоциации к ним.

    Этапы

    Этап 1. Подбор фокального объекта и
    синонимов к нему. На первом этапе
    необходимо обозначить основной
    объект, для которого требуется найти
    креативное решение. Определив
    такой элемент, нужно подобрать к
    нему несколько синонимов.

    Этап 2. Подбор случайных
    объектов. На этом этапе требуется
    подобрать вспомогательные элементы,
    которые помогут в поиске решения
    задачи. Эти объекты подбираются
    случайным образом и не имеют
    никакой связи с основным.

    Этап 3. Установление логической
    связи фокального объекта со
    вспомогательными. После того как
    основной и вспомогательные объекты
    подобраны, нужно установить между
    ними логическую ассоциативную связь

    Этап 4. Выбор характеристик и свойств
    случайных объектов. На этом этапе
    необходимо по очереди брать каждый
    вспомогательный объект и подбирать к
    нему характеристики, в соответствии с
    его свойствами. Основной объект здесь
    не участвует, то есть характеристики
    нужно подбирать, не обращая
    внимания на него.

    Этап 5. Связывание характеристик
    вспомогательных объектов с
    основным. Теперь нужно
    проанализировать найденные свойства
    и характеристики элементов и
    отобрать те, которые можно применить
    к фокальному объекту.

    Этап 6. Определение наиболее
    подходящих вариантов и выбор
    наилучшего. На последнем этапе
    работы остается только
    проанализировать те варианты, которые
    оказались наиболее подходящими для
    решения стоящей перед
    исследователями задачи, и выбрать
    лучший из них

    Пример

    Чтобы продемонстрировать метод гирлянд
    ассоциаций поставим решить задачу
    расширения ассортимента часового завода
    и возьмем для модернизации такой
    объект как часы.
    1. На первом шаге мы получим гирлянду
    синонимов слова часы: часы - будильник секундомер - хронометр.
    2. На втором шаге выберем пять случайных
    объектов, например: кассета,
    подснежник, транспарант, постель, войлок.

    3. На третьем шаге получаем следующую
    комбинацию синонимов и случайных
    объектов: часы с кассетой, часы с
    подснежником, часы на транспаранте, часы
    в
    постели, часы в войлоке, будильник с
    кассетой, будильник для постели, будильник с
    войлоком, секундомер с кассетой и т.д.
    4. На четвертом шаге получим таблицу
    случайных объектов и их признаков:
    CЛУЧАЙНЫЙ ОБЪЕКТ / ПРИЗНАКИ
    Кассета: Пластмассовая,хрупкая,музыкальная
    Подснежник:Голубой, маленький, пахучий.
    Транспарант:Большой, тяжелый, красочный
    Постель: Чистая, мягкая, теплая, широкая
    Войлок: Плотный, колючий, теплый.

    5. Комбинируя модернизируемый предмет
    и его синоним с признаками случайных
    объектов получаем: пластмассовые часы,
    хрупкий будильник, голубые часы,
    музыкальные часы, маленькие часы,
    будильник с запахом, большие часы,
    тяжелый
    будильник, красочный секундомер, чистые
    часы, мягкий будильник, теплые часы,
    широкий секундомер, теплый секундомер,
    плотные часы, колючий будильник и т.д.
    6. На данном шаге будем генерировать
    гирлянды свободных ассоциаций, основой
    которых будут признаки случайных объектов:

    ПРИЗНАК / Собственно гирлянда
    ассоциаций:
    Пластмассовый Пластмасса - ручка бумага – огонь
    Хрупкий Стекло - стакан - вода – дождь
    Голубой Небо - солнце - лето – жара
    Пахучий Духи - женщины - цветы – весна
    Тяжелый Гиря - спорт - соревнования призы
    Красочный Журнал - компьютер - дискеты программы

    Синтезируя гирлянду ассоциаций и синонимы
    модернизируемого предмета
    получим следующие комбинации: часы в ручке,
    огненные часы, стеклянные часы,
    водные часы, солнечные часы, часы в духах,
    женские часы, цветные часы,
    спортивные часы, призовые часы, стеклянный
    будильник, водный будильник,
    призовой будильник, водный секундомер,
    компьютерный секундомер.
    8. На данном шаге мы решаем не продолжать
    процесс генерирования идей, т.к. их
    уже достаточно.
    9. Выбирая из множества идей только
    рациональные и отсеивая те решения, которые
    уже воплощены в жизнь (будильник с кассетой,
    часы с музыкой, женские часы,
    подводные часы, спортивные часы, часы в ручке и
    т.д.), получим следующие
    комбинации:

    Будильник с запахом, часы в духах,
    солнечные часы, теплые часы, стеклянные
    часы,
    призовые часы, компьютерный
    секундомер.
    10. На последнем этапе выбор решений
    производит заказчик,но никто не скажет
    точно, какое из предложенных решений
    сделает блестящую карьеру.


    Тренировка памяти
    >
    Метод ассоциаций

    Метод ассоциаций - это первый и основной метод развития памяти , который необходимо освоить обязательно, так как он функционален не только сам по себе, но и является составной частью большинства методов эффективного запоминания. Без этого метода невозможно представить себе ни одну технику запоминания, так же как, невозможно представить математику без цифр.

    Что же такое ассоциация? Ассоциирование - это в широком смысле связывание чего-то с чем-то . То есть ассоциация - это такая связь между двумя или более явлениями (предметами, ощущениями, идеями, словами и т.п.) при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого. Так, например, когда вы видите идущего с лыжами человека - вы вспоминаете о зиме (иными словами, лыжи ассоциируются с зимой), а когда вас спросят, с чем у вас связано лето, вы, скорее всего, скажете, что с солнцем. И тем не менее ассоциации у разных людей очень отличаются друг от друга.

    Если попросить нескольких людей ответить первым пришедшим в голову словом на слово "красный" (иначе говоря, спросить, с каким словом ассоциируется у него слово "красный"), можно получить такие ответы: "мак", "флаг", "помидор", "черный" и др. Такие различия зависят прежде всего от индивидуального опыта каждого человека. Выше описанные ассоциации называются свободными, они уже сформированы в вашем сознании. А для овладения самим методом ассоциаций вам необходимо будет научиться создавать новые ассоциации (или связи) между любыми элементами (словами, цифрами, символами и т.п.).

    На самом деле, создание ассоциаций для запоминания - это целое искусство. Известный американский психолог и философ Уильям Джеймс (1842-1910) заметил: "Искусство хорошей памяти - это искусство сотворения многочисленных и разнообразных связей с любыми сведениями, которые мы хотим запомнить...". И все остальные исследователи резервов человеческой памяти безоговорочно согласны с ним. Для того, чтобы ассоциации помогали вам эффективнее, нужно прежде всего усвоить несколько правил их создания или построения.

    Правило №1. Ассоциации должны быть необычными, нестандартными, невероятными.

    Чем банальнее и скучнее будут ваши ассоциации, тем меньше вероятность их эффективной помощи. Напротив, чем нестандартнее и даже, может быть, абсурднее связь между элементами, тем она прочнее. Еще лучше, если ваши ассоциации будут смешными и нелепыми. Недаром в череде сменяющихся дней мы не можем вспомнить позапрошлый вторник, но отчетливо помним праздники, дни рождения десятилетней давности, то есть все, что хоть как-то выходит из разряда обыденности.

    И даже среди праздников вновь и вновь обращаемся в воспоминаниях к тем, которые отличились каким-то необычным происшествием. Таково свойство нашей памяти: лучше всего запечатлятъ все самое яркое, необычное и волнующее. Итак, при объединении двух элементов старайтесь придумать самую невероятную и странную комбинацию, и вы убедитесь, что это повлияет на процесс запоминания самым положительным образом.

    Создание ассоциаций всегда индивидуально , а потому читатель должен относиться к приводимым ниже примерам лишь как к иллюстрации, а вовсе не как к единственно возможному и правильному построению ассоциаций. Для того, чтобы овладеть методом ассоциаций, нужно прежде всего научиться связывать между собой любые два слова, причем научиться создавать связи необычные, неожиданные, нестандартные, смешные.

    Попробуем, например, связать несколькими способами слово "апельсин" и слово "мыло". Очень хочется надеяться, что вы усвоили Правило №1 и сразу откажетесь от связей, подобных этой: "Я купил апельсин и мыло". Это связь-перечисление, она легко забывается. Намного лучше, если связь будет такая: "Стал очищать апельсин, а там (вместо сочной мякоти) оказался кусок мыла".

    Вас не должна смущать странность или нереальность созданной вами связи - ведь, как вы знаете, именно такие вещи запоминаются лучше всего. Вот другой вариант создания связи между этими словами: "Я рисую апельсин куском мыла". Связь может быть и такой: "Представляю, что откусываю апельсин, а он во рту превращается в мыло". Теперь придумайте еще 2-3 оригинальные связи (ассоциации) между словами "апельсин" и "мыло" сами.

    Попробуем связать между собой слова "дерево" и "телевизор". Естественно, связь "дерево показывают по телевизору" нам не подходит. Она забудется так же быстро, как и возникла. "Телевизор висит на дереве" - уже лучше, но еще лучше, еще необычнее будет представить себе, что много маленьких телевизоров висят на дереве (словно листья или плоды).

    "Телевизор вмонтирован в ствол дерева" - тоже неплохо. А вот связь: "При включении телевизора, из него начинает расти дерево", - на мой взгляд, самая удачная из перечисленных. Вам станет понятнее мое мнение, когда вы ознакомитесь с остальными правилами построения ассоциаций для запоминания.

    Сначала построение таких связей кажется делом очень и очень странным, иногда почти бредом, но вы не должны забывать, что научиться строить такие связи просто необходимо для овладения большинством методов эффективного запоминания. Попробуйте придумать еще несколько существенно различающихся связей между словами "телевизор" и "дерево". Чем больше оригинальных связей между этими словами вы сможете создать, тем лучше.

    Между прочим, подобным образом тестируют творческие способности человека. Чем человек больше оригинальных и отличающихся по существу (а не "дерево вылезло сверху...", "дерево вылезло сбоку... или снизу") связей может создать, тем выше его творческий потенциал. Поэтому построение новых связей между словами полезно вдвойне.

    *** Упражнение 1.

    Потренируйтесь самостоятельно: придумайте ассоциативные связи для слов:

    СТАКАН и ТУФЛИ
    КАРАНДАШ и ШЛЯПА
    ТЕЛЕФОН и АРБУЗ

    Для каждой пары придумайте по 3-4 связи, не забывая про Правило №1.

    В Приложении вы найдете еще несколько пар слов для самостоятельной тренировки. Еще сложнее придумывать связывать такие слова, между которыми стандартные ассоциации просто так и напрашиваются. В этих случаях надо уметь придумывать другие ассоциации, строить новые связи.

    Для развития памяти научиться избегать стереотипные, прочно укоренившиеся в личном опыте связи особенно важно. Важно потому, что наибольшее количество ошибок встречается именно при воспроизведении слов, между которыми сама по себе возникает стандартная логическая связь.

    Например, между словами "трава-цветок", "кошка-мышка" сами по себе напрашиваются такие связи: "в траве растет цветок" и, соответственно, "кошка поймала мышку". Такие связи забываются, как все обыденное. Происходит это потому, что люди доверяют такой закрепленной в опыте связи и не подходят к созданию ассоциации творчески. Особенно часто это происходит при запоминании не двух, а целой цепочки элементов.

    Попробуем придумать что-нибудь новенькое для слов "подушка" и "одеяло". Это сложнее, чем для слов "апельсин" и "мыло", не правда ли? И все же для хорошего овладения методами развития памяти надо научиться уходить от привычных связей, ломать привычные стереотипы. Вот несколько примеров оригинальных связей между этими словами

    "Подушка пришита (прилипла) к центру одеяла".
    "Из подушки выпало перо и превратилось в одеяло".
    "Подушка лопнула и превратилась в одеяло".
    "Подушку одели на голову, а в одеяло завернулись".

    *** Упражнение 2.

    Потренируйтесь в создании неожиданных связей между словами:

    ВОДА и ЦВЕТОК
    КОТ и МОЛОКО
    КОНВЕРТ и РУЧКА

    Придумайте по 3-4 оригинальных связи между словами каждой пары.

    Конечно, логичнее всего было бы связать "кот" и "молоко" так: "Кот пьет молоко", но если вы действительно хотите, чтобы метод ассоциаций приносил вам в дальнейшем максимальную пользу, то проявите побольше фантазии и придумайте что-нибудь поинтереснее. Например, хотя бы такую: "Кот плавает в молоке". Еще несколько пар слов, привычные связи между которыми надо изменить на новые вы найдете в Приложении .

    Правило №2. Представляйте ваши ассоциации визуально.
    Когда ассоциация уже готова, ее нужно представить, нарисовать зрительную картинку, "оживить" сюжет, который придумали. Иначе это правило называется МЕТОДОМ ОЖИВЛЕНИЯ . Этот простой метод поможет вам закрепить в памяти рожденную связь. Постарайтесь представить свой сюжет как кадр из фильма или мультфильма. Сначала для этого вам, возможно, потребуется закрывать на некоторое время глаза, но после небольшой тренировки вы научитесь видеть картинки с открытыми глазами.

    Правило №3. Преувеличивайте ваши ассоциации.
    Информация сохранится прочнее, если вы будете представлять предметы неестественных размеров, например, огромными, гораздо большими, чем они есть на самом деле. Так, когда вам надо запомнить слово "масло", представьте себе огромную пачку масла, величиной с жилой дом; если же вы запоминаете слово "свет", то представьте ослепительно-яркий свет. А вот огромного слона в своем воображении можно приплюснуть, он станет необычным и смешным, и, следовательно, запомнится лучше.

    Правило №4. Ваши ассоциации должны двигаться.
    Запоминание будет еще эффективнее, если, объединяя предметы, вы заставите их двигаться, то есть совершать какие-нибудь действия. Движение поможет вам ярче и живее представить сюжет. Создавая связи между предметами заставляйте их падать, гореть, разбиваться, летать, проваливаться, взрываться, подскакивать и т.п.

    Постарайтесь избегать в своих сюжетах глагола "был", используйте более яркие глаголы. И чем нагляднее действие, посредством которого осуществляется переход от одного слова к другому, тем лучше результат запоминания. При усвоении длинного списка старайтесь, чтобы каждый его элемент становился как бы действующим лицом, то есть совершал действие сам, а не был только объектом воздействия предыдущего элемента списка.

    *** Упражнение 3.

    Теперь, когда вы знакомы уже со всеми правилами составления ассоциаций, самое время потренироваться еще. Хорошо, если при составлении ассоциаций вы будете помнить про все 4 правила. Свяжите при помощи метода ассоциаций слова:

    ПИДЖАК и УХО
    ЛАМПОЧКА и ВЕНТИЛЯТОР
    МЯЧ и КОТЛЕТА
    САЛЮТ и ГРИБ
    КРАСКА и СТЮАРДЕССА
    БИНОКЛЬ и МОЧАЛКА
    РАДИО и АНТЕННА
    ВЕЛОСИПЕД и МЕЛ

    Если у вас возникли трудности при создании связей между словами, обратитесь за помощью к вашим знакомым, а еще лучше - к детям, ведь они мастера фантазировать. Послушайте, какие связи придумают они, и постепенно вы научитесь быстро создавать необычные ассоциации, главное побольше фантазии и воображения.

    Кстати, напомню, что умение связывать между собой самые разнообразные слова полезно не только для развития памяти, но и для развития творческих способностей. Поэтому не пожалейте времени и уделите этому занятию побольше внимания.

    Знаменитый итальянский детский писатель Джанни Родари не только создал на базе этого весьма невинного занятия целую методику развития творческих способностей у детей, но и придумал ей замечательное название - "бином фантазии". В его книге "Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй" вы найдете не только множество примеров того, как из двух, казалось бы, несовместимых слов рождается удивительная история, но и конкретные методы соединения этих различных слов, то есть методы нахождения той самой связи между словами, на поиски которой вы, быть может, уже потратили уйму времени.

    Однако мало знать, как можно выстроить связь между понятиями или предметами, обозначенными словами, необходимо приобрести в этом полезном деле практический опыт. Вы можете заняться этим когда угодно, в любую свободную от умственной деятельности минуту: дома, в транспорте, в очереди и т.п. В течение дня у нас всегда есть минуты, которые мы тратим впустую, так лучше использовать их для пользы дела. Например, почему бы вам не попробовать придумать связи между двумя произвольными предметами, которые вам попались по дороге от кровати до ванной?

    На следующий день попробовать снова связать их же, но на сей раз другим способом. А потом, быть может, удастся придумать и третий, и четвертый вариант связи. Или можете выбрать два других предмета. Все равно у вас эти секунды ничем не заняты. Почему бы не сделать зарядку для ума, вы же не станете оспаривать тот факт, что она менее необходима, чем зарядка для тела. Вы можете выполнять такую зарядку для ума и в момент, когда ждете, что вот-вот закипит кофе, и когда ваш партнер немного опаздывает на встречу.

    Ну а теперь самое время проверить, насколько хорошие связи между словами вы создали в Упражнении №3. Не подглядывая в задание (лучше закройте его листком бумаги), постарайтесь воспроизвести второе слово в паре:

    Лампочка -
    Пиджак -
    Котлета -
    Велосипед -

    Гриб -
    Бинокль -
    Краска -
    Антенна -

    В методе ассоциаций основными источниками для генерирования идей служат случайно выбранные понятия, возникающие при этом ассоциации и метафоры.

    Например, ассоциации к слову "лед": стекло (хрупкое, прозрачное, скользкое и т.д.), снег (лед - производное от снега, если последний полить водой на морозе), масло (тает как и лед). Далее - следующая ассоциация: масло - нож - узкое лезвие! Может быть еще цепочка ассоциаций: стекло - стеклорез (надлом) -опять хрупкость. Еще один вариант: лед - мокрый замерзший снег - тает под солнцем - абсолютно черное тело - вода - водяная подушка. Может быть и такой вариант: лед звенит - звон - звук - ультразвук (использование ультразвука). В этих примерах ассоциаций объектом является лед, а что если сделать объектом изменений корабль 1 .

    Как видно из примера, для возникновения ассоциаций и генерирования идей целесообразно использовать различные метафоры. Например: бинарные метафоры-аналоги(«под дугой колокольчик поет», «подковы бровей»); метафоры-катахрезы,содержащие противоречия («сухопутный моряк», «круглый квадрат»); метафоры-загадки(«полная горница людей» - огурец). Технология свободных ассоциаций базируется на таких принципах как свободные ассоциации, антиконформизм, отсроченный критический анализ.

    Правила реализации метода предусматривают свою специфику как для организаторов, так и для участников (см. рис. 13.5. на котором приведены параметры метода ассоциаций).

    Аналогии для озарения

      Прямые (например, аналогии с биологическими системами)

      Личные (отождествление себя с объектом исследования)

    Трудности

      Целесообразно выполнять вслед за мозговым штурмом

      В состав группы должны входить представители творческих профессий

      Требование максимальной комфортности психологической обстановки

      Необходимость специального психологического образования для ведущего

    Этапы сессии синекторов

      Целеполагание

      Дискуссия

      Анализ и отбор идей

      Подведение итогов

    Метод мозговой атаки

    Аналогии для озарения

      Символические (поэтические метафоры и сравнения)

      Фантастические (формирование образа не существующего, но желаемого)

    Рис. 13.4. Факторы реализации метода синектики

    Ассоциации

    Вторичные смысловые оттенки

    Семантические аналогии

    Принципы

      Свободные ассоциации

      Антиконформизм

      Отсроченный критический анализ

    Метафоры

      Бинарные метафоры-аналоги

      Метафоры-катахрезы

      Метафоры-загадки

    Интерактивные технологии

    По взаимодействию

    Не бояться высказывать все, что связано с зарождающейся идеей

    Систематизация идей осуществляется после окончания процесса

    Самая конструктивная идея отбирается по результатам анализа

    Для организаторов

    В начале несколько раз переформулировать проблему

    Предлагать исходное слово для неожиданных ассоциаций

    В темпе менять слова и понятия ассоциативной цепочки

    Рис. 13.5. Параметры метода ассоциаций