• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    У всех народов мира существуют свои традиции и обычаи. В них отображаются особенности быта народа, его привычки и отношения между людьми. Традиции берут начало в древности, передаются из поколения в поколение и тщательно соблюдаются всеми членами общества. Обычаи и традиции могут быть связаны с силами природы, духами и другими моментами, которые могут каким-либо образом повлиять на жизнь людей. Нарушение традиций раньше считалось недопустимым и строго наказывалось.

    обычаи народов мира

    В некоторых странах есть очень необычные традиции, романтичные и шокирующие, красивые и экстравагантные.

    Очень богата обычаями Япония

    С каждым временем года у японцев связаны определенные обряды и действия. Наиболее красивой, известной во всем мире традицией является «любование цветами». Цветение хризантем, сакуры, персиков производят на жителей этой страны неизгладимое впечатление, появление цветов они воспринимают, как чудо. Сакура – это символ страны восходящего солнца, ее нежные и прекрасные цветы олицетворяют красоту человеческой жизни. А в древности считалось, что в цветах обитают души умерших предков. Накануне цветения сакуры телевидение постоянно сообщает о том, в каком районе и в какие дни ожидается появление первых цветов, и японцы начинают готовиться к этому событию. В компаниях объявляется рабоче-выходной день. Все служащие отправляются в парк, чтобы вместе со своими сотрудниками и начальством наслаждаться красотой. Они сидят под деревьями и рассуждают о смысле жизни, законах бытия, о любви и преданности. При этом пьют саке и едят кусочки курицы и рисовые сладости. Процедура чем-то напоминает наш пикник, только более осмысленный и духовный. К вечеру уставшие, но очень довольные они отправляются домой. Вот такая красивая традиция.

    Туристы, отправляясь в путешествие в Японию, должны знать, что ни в коем случае нельзя ломать ветки сакуры, нельзя даже притрагиваться к цветам, их можно только созерцать.

    Необычная традиция, связанная с Рождеством

    Существует она в Финляндии. Для финнов это особый праздник – день, когда вместе собирается вся родня. Утром они идут в церковь, а в обед садятся за праздничный стол, пьют горячий грог и едят запеченную свиную ногу, которую поливают брусничным вареньем. При этом дарят друг другу подарки и произносят пожелания. А ближе к ночи вся семья собирается и отправляется на кладбище. В Рождественскую ночь там собирается большое количество людей, они радостно поздравляют всех с праздником, зажигают свечи и ставят их родным на могилки. На фоне заснеженных дорожек и могил, горящие огоньки выглядят сказочно и таинственно. После того, как проведают умерших близких, финны идут в сауну, где отдыхают и веселятся до самого утра.

    Поэтому, если вы приехали в Финляндию под Рождество, что бывает довольно часто, и вам предлагают сходить на кладбище, не стоит удивляться и отказываться.

    Обычаи, связанные с празднованием Нового Года

    Они есть практически во всех странах. Например, в нашей стране, как и во многих других, принято ставить в доме новогоднее дерево, украшать его игрушками и оставлять под ним подарки. Мы ждем боя курантов и только после этого поздравляем всех с праздником и желаем счастливого нового года. А вот в Италии есть довольно необычная традиция. Экстравагантные и темпераментные итальянцы с приходом Нового года выбрасывают из окон своих жилищ все ненужные, старые вещи. Многие избавляются даже от мебели, выкидывая ее на улицу. Чем больше старых вещей выбросит человек, тем более удачным будет для него наступающий год.

    Празднуя Новый Год в Италии, помните про этот обычай и не вызывайте полицию, чтобы «утихомирить» соседей.

    Обычаи и традиции стран Кавказа

    Этот край ими действительно славится. Жители этих мест являются мастерами в изготовлении домашнего вина. Все знают, как красиво, метко и тонко жители Кавказа могут произносить тосты. Поздравительная речь может затянуться на много минут. Но все это время приглашенные гости не должны разговаривать или отпивать из бокалов – это считается неприличным и оскорбительным. Все внимательно слушают и смотрят лишь на человека, который произносит речь.

    Туристы обязательно должны об этом знать, иначе велик риск, оказаться в неловкой ситуации.

    Есть множество интересных традиций, заслуживающих внимания. Многие из них являются общими для различных стран и народностей. Некоторые встречаются только в определенной местности и поражают туристов своей оригинальностью. Но все традиции и обычаи, как и культуру других народов, необходимо чтить и уважать.

    В каждой стране, в каждом народе есть свои исконные обычаи. Но иногда они кажутся уж слишком странными для современного человека. Мы расскажем вам о некоторых из них.

    Жители республики Мадагаскар отличаются исключительной привязанностью к своим родственникам. Но порой такая связь становится ненормальной, в особенности, когда речь идет об уже умерших. Малагасийцы и по сей день строго следуют древнему обычаю периодически выкапывать мертвецов из своих усыпальниц, одевать в лучшие одежды и делать с ними совместные фотографии. Современному европейцу это покажется диким, а жители Мадагаскара считают, что подобное поведение есть не что иное, как проявление любви и почтения тем, кто уже находится в другом мире.

    В Индии существует довольно шокирующий обычай, связанный с укреплением духа новорожденного. Только появившегося на свет ребенка сбрасывают со стены храма (высота 10-15 метров). Внизу новорожденного ловят, для этого растягивается большой кусок материи, который держат как минимум 8 человек. Считается, что подобная процедура с ранних лет сделает ребенка более удачливым, а также придаст ему смелости.

    В Шотландии, в некоторых регионах, и в XXI веке сохранился средневековый свадебный обычай. Невеста, одетая в безупречно белое платье, украшенная цветами (а богатая и драгоценностями) полностью вымазывается в грязи. Грязью могут служить испорченные продукты, земля, мука, мед. В таком виде, она должна пройти по главной улице, обойти центральную площадь, а также проехать на лошади по всему городу. Сегодня это делается, по большей части, ради развлечения, но раньше люди верили, что посредством этого девушка очищает свою душу от всяческих земных прегрешений.

    Отношения со смертью у большинства народов всегда были оригинальными. Но в проведении похоронных обрядов, больше всех отличились тибетские монахи. Тело усопшего, по их верованию, должно было не просто вернуться к земле, но и принести пользу. И поэтому оно не закапывалось, а членилось и относилось на вершину горы, где обитают дикие звери. Таким образом, люди верили, что дух умершего вновь воссоединен с природой самым естественным образом: будучи включенным в естественный круговорот веществ.

    Хождение по разожженным углям практиковалось в Японии и Африке еще с далекой древности. Но встретить этот обычай там можно и сегодня. Огонь был призван очистить человека, вселить в него храбрость, твердость и стойкость. Верилось, что если пройти по дороге огня без страха, то больше уже и нечего бояться в жизни.

    Японцы, как показывает практика наблюдения, довольно странны в своих обычаях. И японский праздник весеннего плодородия- тому доказательство. В начале весны, жители страны восходящего солнца собираются на улицах городов (только некоторых городов, так как участие в празднике принимают не все), чтобы лицезреть священное действие. Самые крепкие и здоровые мужчины получают возможность пронести через весь город деревянный мужской детородный орган, весом 25 килограмм. Такая традиция предполагает не только облагораживании земли и повышения уровня урожайности, но и несет «плодородие в семью», повышая рождаемость и укрепляя семьи.

    Ах, эта свадьба…!
    Всякий уважающий себя андалузец перед своей свадьбой обязан прыгнуть со скалы головой вниз. По древним обычаям Андалузии считается, что жениться может мужчина исключительно с крепким черепом. Сам парадокс заключается в том, что чем больше родственников у жены, тем выше должна быть скала.
    Свадебная церемония индейцев племени навахи поражает посторонних наблюдателей своей жестокостью: перед вступлением в брак невесте отрезают язык, а жениху….Возможно, поэтому жены славятся своей молчаливостью, а мужья – необычайным постоянством.
    Аборигены Соломоновых островов решают вопрос о неверности супружеских пар таким образом: под предводительством шамана они садятся в круг и съедают обвинённую в измене половину. Если мясо горчит, значит, она считается виновной, если нет, съедается вторая половина. В том случае, когда обе половины оказываются невиновными, об их верности складываются легенды.
    Когда юному китайцу исполняется ровно год, его кладут на желтую шелковую подстилку с вышитыми старыми мастерами черными драконами бьют по голове молотком. Если при этом раздаётся звук «дзэн», то ребёнка отдают в дзэнно-буддийский монастырь, если раздаётся звук «Бэм», он считается обычным китайцем.
    Лишь однажды за всю историю Китая во время подобного обряда раздался странный звук «кон-фу», его издала голова дитя, ставшего в последствии Конфуцием.
    С феодального периода в Японии существует особая каста людей, которых в народе называют самураями. Возле каждого высшего учебного заведения, где изучается анатомия человека, построены специальные помещения (бонзайки), в которых и живут самураи, зарабатывая себе на жизнь харакирями.
    Невеста для всех. Одна из самых диких свадебных традиций существует на островах Полинезии. Первую брачную ночь молодожены должны провести не наедине, а вместе с друзьями. И совсем не празднуя свадьбу… Новоиспеченная жена должна лечь на пол, положив голову на колени мужа, а гости мужского пола, начиная с самого старшего, вступают с ней в половую связь. Жених допускается до тела невесты в самую последнюю очередь. Все это время гости женского пола поют и танцуют вокруг. Объясняется эта традиция тем, что у многих народов кровь, выделяющаяся во время дефлорации, считается грязной и пропитанной демонами. Поэтому мужчины, начиная с самых старших и уважаемых, таким образом очищают невесту от демонов.

    Сначала драка, а потом - любовь. Законы племени Бахуту запрещают молодоженам заниматься сексом сразу после свадьбы. В первую брачную ночь молодожены отправляются в дом мужа, где молодая жена начинает бить мужа всем, что попадется под руку. Под утро она уходит домой, а вечером возвращается и все повторяется. Такие избиения продолжаются неделю, после чего случается долгожданный акт любви. Эта традиция объясняется тем, что прежде чем заняться любовью, молодожены должны привыкнуть друг к другу, а драка в этом очень помогает.

    Семейная жизнь на 3 дня. Молодые девушки одного из народов Индии выходят замуж всего на три дня. По истечении этих дней молодой супруг должен навсегда покинуть дом своей жены и больше никогда не попадаться ей на глаза. После этого у девушки начинается счастливая жизнь: она имеет полное право заводит столько любовников, сколько захочет и ни в чем себе не отказывать.

    Невеста: чем толще, тем лучше. В Центральной Нигерии вопрос о том, когда девушке пора выходить замуж, решают старейшины племени. И это еще не самое худшее. После того, как решение принято, девушку на несколько месяцев, а то и на целый год запирают в специальной хижине и откармливают. Она не должна ничего делать, только целыми днями есть как можно больше жирной и калорийной пищи, чтобы быстрее потолстеть. Считается, что чем толще невеста, тем она прекраснее.

    У древних арабов закон предписывал сыну, в виде особой привилегии, сделаться мужем для своей овдовевшей матери.

    Традиционное свадебное блюдо бедуинов - жареный верблюд, внутри которого находится жареный баран, начиненный вареными курами, которые начинены рыбой, а рыба начинена яйцами.

    Чтобы считаться женихом и невестой в Болгарии, парню достаточно запустить в горячо любимую девушку яблоком. А после брачной ночи жених выстрелом из ружья извещал всех присутствующих на свадьбе о благополучном исходе.

    Австралийские аборигены в пределах одного рода делились женами. Единственным условием было, чтобы этот мужчина понравился хозяину. В этом случае отказаться от сексуальных услуг означало оскорбление и неуважение к семье.

    России — многонациональная страна. И есть у нас народы, весьма необычные, которых почти не осталось. Их традиции и язык находятся на грани уничтожения, но они продолжают существовать. Кто-то уже перебрался в города и надевает национальный костюм только на праздники, другие до сих пор живут в местах, куда можно добраться только с помощью вертолета.

    Абазины

    По данным последней переписи в России живут 43 341 представителей этого народа. Большая часть проживает в 13 аулах в Карачаево-Черкесии. Кто-то переезжает в соседние республики и города. Первое упоминание о них можно найти уже в V веке до нашей эры у греческого историка. Исповедуют ислам.

    Во втором веке у них даже было собственное княжество, но народ не мог соперничать с мощными государствами и постоянно попадали под их влияния. После русско-кавказской войны в XIX веке стали частью России. Основное занятие этого народа — скотоводство, так как горные земли плохо возделываются. Также они разводят пчел и готовят из меда сладкий, одурманивающий напиток. Ласточка считается священной птицей, которая спасет человечество. Сейчас живут пользуясь многими благами цивилизации.

    Алеуты

    В России осталось всего 500 представителей этого народа. Зато на Аляске живут больше 15 тысяч человек. Изначально — это коренное население островов, которое со временем разъехалось и по соседним материкам. Сами себя называют «унанган». Сейчас живут на Командорских островах.

    Впервые этот народ столкнулся с русскими в XVIII веке. Сначала туда поехали ученые-антропологи, а потом и моряки. С ними алеуты часто конфликтовали. Потом алеуты попали под влияние российско-американской компании, которые пытались заработать на добычи морских котиков, а потом на добыче золота. Алеутов привлекали к работе. Русские и американцы женились на местных девушках.

    Сейчас алеуты добывают мех ценных животных, ловят птицу и рыбу, разводят ездовых собак и растят репу, редис и картофель. Скорее всего, скоро этот народ окончательно ассимилируется с русскими и другими народами, так как алеутскому языку не учат в школах.

    Население традиционно исповедовало язычество: шаманы связывали людей с духами предков и помогали решать житейские проблемы. Также из-за влияния русских тут популярно православие. Сейчас народ пользуется благами цивилизации и живет в домах, построенных для них советской властью.

    Бесермяне

    Бесермяне живут в Удмуртии, но на самом деле они как и карелы являются финно-уграми. Сейчас численность народа колеблется около 2 тысяч человек. Чисто бесермянских деревень — 10. Язык бесермян — наречие удмуртского языка, в котором можно услышать и более восточные влияния.
    Религия народа — смесь нескольких верований. В XVIII в. они приняли православие, но сохранили традиционные верования и мусульманство. В деревню ежегодно приглашали для совершения моления муллу, считалось необходимым его присутствие при похоронах; мулле относили муку (крупу) после первого выгона скота в поле. Развит культ предков, ярко проявляющийся в погребальной и поминальной обрядности.
    Бессермяне занимаются земледелием. Сейчас остатки народа пытаются сохранить их традиции, отмечают национальные праздники. К ним как-то даже Путин приезжал.

    Вепсы

    По официальным данным, сейчас осталось чуть больше 6 тысяч вепсов. Большинство из них живут в Карелии и селе Шелтозеро. Также проживает на территории Ленинградской области.

    До середины 1930-х годов вепсы жили большими семьями. Всей хозяйственной и обычной жизнью большой семьи руководил ее глава − старейший мужчина. Его жена ухаживала за скотом, домом, готовила пищу, ткала и шила одежду. Вепсы выращивали рожь, ячмень, овёс, горох, бобы и небольшое количество пшеницы и картофеля. Позднее стали сажать лук, брюкву, редьку, капусту, морковь, картофель.

    В среднем хозяйстве обязательно имелась лошадь, 2-3 коровы, овцы. Рыбная ловля, а также сбор грибов и ягод имели большое значение. Мужским занятием являлось изготовление разнообразных изделий из дерева, бересты, плетение из ивовых и еловых корней. Они делали деревянную кухонную утварь, предметы рукоделия — ткацкие станы, прялки, пяльцы и др. Деревянные изделия для рукоделия обычно украшали резьбой. Женщины занимались ткачеством, шитьём одежды и вышивкой.

    Коряки

    Сейчас осталось чуть больше 8 тысяч коряков. Знают русский, хотя и пытаются сохранить свои языки. Около трех тысяч говорят на местных наречиях. Исповедуют православие, но сохраняют и шаманские традиции. Исследование посёлка Атарган указывает на то, что местные племена коряков были знакомы с использованием металла задолго до прихода русских, а точнее, в последнее столетие первого тысячелетия.

    Удивительно, но мифология коряков почти не отличается от мифологии индейцев Тихого океана. Некоторые религиозные события могли быть заимствованы, но в целом мифы обычно отражают состояние ума в течение длительного времени и даже самых отдалённых периодов.

    Cходство между жизнью чукчей и коряков велико, хотя, характерные черты эскимосов, как правило, исчезают. Среди коряков и камчадалов количество элементов сходства с эскимосами постепенно уменьшалось, в то время как количество мифов, доказывающих обратное, увеличивалось. До сих пор большинство коряков живут без особых удобств, придерживаясь традиций. Молодежь постепенно уезжает в города и ассимилируется.

    Нганасаны

    Нганасаны — самый северный народ Евразии. Сейчас их осталось меньше тысячи человек. Раньше они вели кочевой образ жизни, но из-за советской власти перешли на оседлый. Для охоты на диких оленей им пришлось углубиться в тундру. Женщины в посёлковых пошивочных мастерских и дома занимаются выделкой оленьих шкур и шитьем национальной обуви, сувенирных ковриков, поделок из шкур оленя, шитьем меховой одежды для промысловиков.

    Произведения устного народного творчества знают почти все мужчины и женщины независимо от возраста. Профессиональных исполнителей фольклора у нганасанов нет, все общепризнанные сказители — это простые охотники, рыболовы и оленеводы. Предания рассказывают долгими вечерами под конец рабочего дня или на отдыхе, специальных всенародных празднеств, на которых рассказчики делятся своими историями, как у уже упоминавшихся якутов или казахов, не было.

    Популярны кайнгэймэкуми — состязания двух молодых людей, которые, сидя по обеим сторонам своей избранницы, сочиняли иносказательные песни, соперничая в остроумии. Тот, кто, не поняв иносказательного текста своего противника, считался побежденным и обязан был подарить победителю какое-либо металлическое украшение.

    Фото: Российский этнографический музей

    Нивхи

    Малочисленный народ, который живет в России и Японии. Первые следы его пребывания на этих территориях появились 10 тысяч лет назад. Сейчас численность народа постоянно падает, в последнюю перепись специалисты насчитали около 4 тысяч человек.

    Предполагается, что родственными для нивхов являются народы Полинезии. Полагают, что самое раннее упоминание о нивхах в истории — китайские хроники начала 600 годов н. э. Контакты русских с нивхами начались в XVII веке, когда здесь побывали казаки-землепроходцы.

    Нихви большей частью занимаются рыбной ловлей. Религиозные верования нивхов основывались на анимизме и вере в обитавших повсюду духов. Каждый медведь считался сыном хозяина тайги. Медвежий праздник отмечался в январе или феврале, в зависимости от клана. Медведя ловили, выращивали и выкармливали на протяжении нескольких лет в загоне. Во время празднования медведя наряжали в специальный костюм, водили по домам, угощали из резной деревянной посуды. После чего зверя приносили в жертву, стреляя из лука. У головы убитого медведя ставили кушанье, «угощая» его. В отличие от других народов Амура, нивхи кремировали умерших, сжигая их на огромном костре в тайге под ритуальные плачи, а в древности практиковали воздушное погребении. Умершего подвешивали на дерево и оставляли там.

    Сету

    Малочисленная финно-угорская народность из Псковской области. В России их живет всего 200 человек, а в соседней Эстонии около 10 тысяч. Происхождение сету вызывает споры среди учёных. Есть и мнение, согласно которому сету представляют собой остаток этноса - некогда столь же самостоятельного,как и другие финно-угры.

    Сету, в отличие от лютеран-эстонцев, являются православными. В течение нескольких веков, приняв обряды православия и соблюдая их, сету не имели перевода Библии . Русские, проживавшие рядом, не считали сету полноценными христианами, называя их «полуверцами».

    Для домостроительства сету характерен псковский замкнутый двор с высокими воротами; позднее распространяется двухкамерные (а затем и многокамерные) дома с застеклённой верандой. Такой тип дома переселенцы-сету занесли и в Сибирь. Сейчас народность мало чем отличается от обычных людей.

    Тофалары

    Проживают на территории Тофаларии в Иркутской области. Сегодня тофалары живут в основном в трёх организованных советской властью в 1920-1930-х годах населённых пунктах: Алыгджер, Верхняя Гутара и Нерха, куда были принудительно переведены на оседлость и поселены вместе с русскоязычными переселенцами. Добраться туда возможно только на вертолёте и связаться только по рации.

    Начиная с конца XVII века и по 1925 год (до начала кардинальных изменений в жизни тофов), их численность практически не менялась и колебалась в пределах 400-500 человек. Такая малая численность отдельного народа удивительна. Ни в летописях, ни в архивных данных нет указаний на какую-либо массовую гибель. По-видимому, русские уже застали этот народ в состоянии, близком к современному, и уменьшение их численности произошло задолго до покорения Сибири.

    Народ занимался охотой и оленеводством, вели полукочевой образ жизни. Но из-за советсткой власти им пришлось оставить кочевой образ жизни. Вместе с тем в деревнях появилась техника. Традиции были забыты и только в конце прошлого века их начали восстанавливать.

    Ульчи

    Сейчас их осталось всего около 3 тысяч. Большинство живут в Хабаровском крае. Корни этого народа уходят в глубокую древность. Археологические материалы свидетельствуют, что в культуре современных ульчей просматриваются определенные параллели с культурой древних племен, обитавших на этой территории около 10 тысяч лет назад.

    Новейшие генетические исследования доказывают, что предки ульчей уже жили в этом регионе 8 тысяч лет назад. В процессе длительных контактов, в том числе этнически смешанных браков, в бассейне Нижнего Амура и сформировались современные ульчи как этнос. Только в середине XIX века ульчи стали подданными России.

    Ульчи много рыбачат. Основным способом консервации улова было изготовление юколы - вяленой на ветру и солнце рыбы в виде тонких длинных пластинок. Люди вели оседлый образ жизни, жили в небольших селениях, состоящих из 2-5 домов.