• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Чтобы наилучшим образом познать себя, свою сущность, заглянуть в "свое я", человек обычно прибегает к медитации. Ничего страшного в этом нет. Наоборот, процесс медитации очень важен и полезен для всех.

    Многие системы медитации являются достаточно сложными. Чтобы их использовать, надо себя сначала определенным образом подготовить. Но, все же, есть одна специальная техника, к которой готовиться особо не надо.


    Причем, эта методика совершенно не сложна, как для мужчин, так и для женщин. Возраст тоже не важен, как и принадлежность к религии. Этот способ медитации называется Мантра Хам (или Со-Хам).


    Почему так важно дыхание


    Попасть в состояние глубокой медитации можно только с помощью правильного дыхания. Любой человек, который хотя бы раз медитировал, знает, что именно от дыхания зависит очень многое.


    Всем известно, что два главных вдоха человек делает в жизни - при появлении на свет и когда отходит в "мир иной". В течение жизни мы тоже дышим, причем регулярно.



    Мантра Хам - созерцание себя, своего тела как бы изнутри. Если вы правильно поймете (в первую очередь) эту технику, то начать медитировать будет гораздо проще.


    При вдохе образуется поток воздуха (мы сами его создаем) - это будет СО. А при выдохе - ХАМ. Вот и весь "секрет" мантры Со-Хам.


    Постигая технику мантры Со-Хам, человек ярче видит жизнь. Его перестают мучить беспокойства и нервозность; в целом, жизнь становится лучше.


    Что касается физического состояния человека, то оно тоже улучшается. Спустя некоторое время вы заметите разницу - какой вы были и каким стали!



    Какая техника выполнения мантры ХАМ правильная


    Если вы разбираетесь в йоге (хотя бы малость), то есть две позы для медитации - Сиддхасана и Ваджрасана. Ну, а когда ваши познания в йоге "оставляют желать лучшего", то можно сидеть в любой позе.


    Главное, чтобы вам самим было делать это удобно. Ничего не должно доставлять дискомфорт. Главное - УДОБСТВО! Кто-то стоит, другой - сидит в кресле, третий - лежит на диване.


    Но не стоит расслабляться слишком сильно. Так вы можете просто-напросто уснуть! Будьте бдительны. Не спать же вы собрались!



    Просто прислушайтесь к своему дыханию. Спустя время, когда вы нашли некий "консенсус", следует идти дальше. На вдохе вы говорите СО, на выходе - ХАМ. Это очень просто.


    Возможно, первый раз будет несколько неловко. После вы привыкнете и будете делать все "на автомате".


    В течение всего времени (медитации) нужно повторять СО-ХАМ. Гоните разные мысли от себя, мозг должен быть полностью расслаблен. Концентрация лишь на вдохе-выдохе и СО-ХАМ.


    Мантра СО-ХАМ – Универсальная Медитативная Практика

    Техника исполнения чрезвычайно проста – принять позу для медитации. Сделать несколько полных йоговских дыханий и максимально расслабить тело . Внимание переключить на процесс дыхания , но не контролировать его, а созерцать , позволяя телу дышать естественно и спонтанно. И каждый раз на вдохе , разум должен повторять СО , а на выдохе ХАМ . Примерно так: СО-О-О-О-О-ХАМ-М-М-М-М! Синхронное с дыханием повторение мантры продолжается в течение всей практики медитации.

    Какие мысли не приходили бы к вам голову – не отгоняйте их, но и не концентрируйтесь на них. И тогда мыслеформы начнут постепенно успокаиваться и разум начнет погружаться в состояние медитации.

    Продолжительность выполнения техники зависит только от практикующего. И 5 минут принесут свою пользу, и час практики не будет излишним. Для начинающих можно рекомендовать 10-15 минут медитации .

    Расслабляющая техника перед сном

    Ложась спать, не стоит в очередной раз нырять в круговорот собственных мыслей, предположений, желаний и сожалений. Та катавасия, которая обычно твориться в нашей голове должна прекращаться хотя бы перед засыпанием. Это просто необходимо для нормального сна. И вообще здорового существования.

    Потому, перед тем, как заснуть, лучше погрузить разум в созерцание дыхания и синхронное повторение мантры СО-ХАМ. Делать это нужно столько, сколько разум будет удерживаться от засыпания. Сон после этой практики будет спокойным и позволит хорошо отдохнуть.

    so ham mantra



    * * *

    ШАБДХА САНЧАЛЯНА

    На санскрите «шабдха» означает «слово»; «санчаляна» означает «вращение, продвижение». А посему эта практика может быть переведена, как «продвижение слова, исполненного сознанием». Вместо слова здесь — мантра «СоХам». Шабдха Санчаляна может считаться как шестая стадия Аджапа-Джапы.

    ЧТО ТАКОЕ СОХАМ

    «СоХам» зачастую называют аджапа гаятри — спонтанная песня дыхания. Это мантра, которая возникает автоматически при каждом вдохе и выдохе. Этот звук связан с естественным ритмом дыхания. И эту мантру каждый человек поет постоянно, независимо от того, знает он ее или не знает, хочет он этого или не хочет.

    Во всех ведических практиках сознание должно быть зафиксировано на чем-либо. Это должна быть фокусная точка, на которой колебания ума приводятся в порядок и нацеливаются. Для этой цели может быть использовано многое: мантра, ментальное представление какого-либо божества или даже ваш большой палец. Но это «что-то» должно автоматически привлекать ваше внимание и постоянно вызывать воспоминания. И это не так чтобы очень легко.

    Сознание сопротивляется процессу концентрации, постоянно норовит убежать в сторону и блуждать. И символ, выбранный нами, легко забывается. Практикующий снова попадает в поток блуждающих мыслей. СоХам же — это идеальная мантра, потому что она исполняется независимо от сознания. Она может остановиться только тогда, когда остановится дыхание. А, следовательно, СоХам напоминает, чтобы вы были сознательны.

    Любая мантра может быть интегрирована с процессами дыхания для того, чтобы постоянно продуцировать воспоминания. Но СоХам, в отличие от всех остальных, возникает в сознании естественно, и поэтому это самая легкая мантра для большинства людей. Это уже проверено бесчисленным количеством йогов за тысячелетия опытов. Мы настоятельно рекомендуем ее (а также мантру АУМ) для всех искренних садхаков. Постоянные воспоминания о ней ведут к дхьяне.

    СоХам также буквально означает: «Я есть Шива (чистое сознание)» или «Я есть Он (чистое сознание)».

    Смешение индивидуального и космического, или высшего сознания, указывает на союз Шивы и Шакти. Однако читателям не стоит слишком заботиться о том, как должно переводиться или как должно пониматься значение этого слова. Любая попытка понять это слово ментально приведет к заблуждению. Оно может быть понято только на интуитивном уровне. И только когда практикующий понимает ее трансцендентальное значение, только тогда она может быть использована как средство постоянной опоры и воспоминания. «Оно» означает постоянный поток дхьяны.

    Если вы пожелаете и если ваше сознание полностью целеустремленно, вы можете погрузиться дальше в глубины и в реальное значение слова СоХам. Но это уже является методом джнана-йоги. Однако, и он не принесет никаких результатов, если ваш ум напряжен и исполнен проблем, пусть даже если вы произносите это слово, не прекращая, все двадцать четыре часа в сутки. Только в том случае, если ваше сознание готово и ваше стремление достаточно мощно, только тогда вы поймете трансцендентальный смысл слова СоХам. Значение его подобно языку пламени, полосе активного света. Но помните, что для этого вы должны быть готовы. Тем, кто уже готов для этого типа практики джнана-йоги, мы рекомендуем вхождение в СоХам как наилучшую садхану.

    В Шабдха Санчаляне не стоит беспокоиться о значении слова СоХам. Главное — быть сознательным и наблюдать за тем, как звук синхронизируется с дыханием.

    ПРОИЗНЕСЕНИЕ СЛОВА СОХАМ

    Некоторые люди слышат «СаХам» вместо «СоХам». В принципе, это приемлемо и может использоваться в Шабдха Санчаляне.

    СоХам обязательно должен быть интегрирован с дыханием. При наличии практики удджайи пранаямы этот звук может быть услышан достаточно отчетливо. Попробуйте. Вы скорее всего услышите: Со — на вдохе и Хам — на выдохе.

    В Шабдха Санчаляне вы должны услышать «со» по мере вдоха, когда сознание движется от мулядхары по фронтальному каналу арохан к бинду. Это должен быть длительный звук. От мулядхары к свадхистхане этот звук должен быть выражен в звуке: «с — с — с». От свадхистханы к бинду он должен звучать, как долгое «о-о-о». Это произношение отражено на прилагаемом рисунке.

    Звук же «Хам» должен исполняться на выдохе, когда сознание движется по позвоночному каналу аварохан от бинду к мулядхаре. От бинду через аджну к вишудхи он должен звучать, как: «х — а — а — а». От вишудхи к мулядхаре он должен быть слышим, как: «м — м — м». Это гудящий звук, вибрирующий в позвоночнике.

    Звук СоХам не должен произноситься вслух. Это естественный звук дыхания. Звук должен быть таким, чтобы вы слышали его, а любой человек, стоящий очень близко к вам, пусть даже вплотную, не мог расслышать ничего.

    ПОЛОЖЕНИЕ ТЕЛА

    Оставайтесь в той же самой позиции, которую вы использовали для Паван Санчаляны. Лишь в том случае, если вы почувствуете боль или излишнее напряжение, как-то сдвиньтесь или поменяйте позиции. Традиционными позами для этой крии являются падма-асана или сиддха-асана (сиддха-йони-асана — для женщин). Если эти асаны для вас не удобны, вы можете воспользоваться другими, такими, как: ардха-падма-асана, свастика-асана и др. Удерживайте свой позвоночник прямым на протяжении всей крии. Двигаться может в случае необходимости только голова.

    ПСИХИЧЕСКИЕ КАНАЛЫ СОЗНАНИЯ

    По мере того, как вы вдыхаете, ваше сознание должно идентифицировать себя со звуком «Со» и подниматься по фронтальному каналу арохан. После оставления чакры мулядхары следует прочувствовать мантру и дыхание, проходящее через свадхистхану, манипуру, анахату, вишудхи и под конец бинду.

    Когда вы выдыхаете со звуком «Хам», ваше сознание должно опускаться по позвоночному каналу аварохан. По мере того, как вы покинете бинду, вы должны почувствовать мантру и дыхание, постепенно проходящее через аджну, вишудхи, анахату, манипуру, свадхистхану и, наконец, мулядхару чакры.

    ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

    Во время Шабдха Санчаляны вам следует практиковать удджайи пранаяму, кхетчари мудру и унмани мудру. Как вы помните, они использовались и в Паван Санчаляне.

    ТЕХНИКА ИСПОЛНЕНИЯ

    Исполняйте Шабдха Санчаляну сразу по окончании Паван Санчаляны. Сядьте удобно. Выпрямите спину. Откройте глаза, проделайте кхетчари мудру и удерживайте ее в течение всей практики. Выдохните глубоко, наклоните голову вперед. Прочувствуйте, направив сознание, муладхару чакру. С этого начнется ваш первый круг обращения энергии.

    С помощью удджайи пранаямы вдохните и начинайте подниматься по каналу арохан. Услышьте звук «Со» и прочувствуйте, как он пронзает каждую чакру по мере восхождения.

    Когда ваше сознание начнет двигаться между полем вишудхи и бинду, медленно поднимите голову. Ваша голова должна быть поднята и смотреть вперед, когда сознание достигнет бинду. Мантра «Со» и вдох должны закончиться по мере того, как сознание достигнет бинду. Осознайте ваше местонахождение в бинду в течение нескольких секунд. Затем начните выдыхать с помощью удджайи по каналу аварохан. Примите к исполнению унмани мудру. Услышьте звук «Хам» и прочувствуйте, как он пронзает чакры одну за другой. Не должно быть никакого ментального называния чакр... только сознание. Ваш выдох и звук «Хам» должны закончиться, когда сознание достигнет мулядхары. Склоните голову вперед. Откройте глаза. Удерживайте сознание на мулядхаре в течение нескольких секунд. Это конец первого цикла. Этот процесс показан на прилагаемом рисунке. А теперь начните второй цикл. С помощью удджайи вдохните и со звуком «Со» начинайте поднимать сознание по каналу арохан. Так проделайте пятьдесят девять (59) кругов. После этого перейдите к Маха мудре.

    ДЫХАНИЕ

    В течение всей крии исповедуйте дыхание удджайи. Задержите дыхание на несколько секунд на чакре мулядхара. Вдыхайте по каналу арохан. Затем задержите дыхание на несколько секунд, получив осознание нахождения в бинду. Затем выдохните по нисходящему каналу аварохан.

    МЕНТАЛЬНАЯ СУМАТОХА

    Если ваше сознание находится в состоянии разбаланса, позвольте звуку «СоХам» проявляться несколько громче, чем мы предписываем, а дыханию быть более частым. Когда напряжение спадет и ум расслабится, звук «СоХам» станет более тонким, а дыхание более медленным.

    СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ

    Поддерживайте осознание мантры «СоХам», дыхания и психических каналов.

    ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ

    Шабдха Санчаляна должна исполняться непосредственно после Паван Санчаляны и перед Маха мудрой.

    ДЛИТЕЛЬНОСТЬ

    Вам следует проделать 59 (пятьдесят девять) полных кругов. Это займет в среднем от 25 (двадцати пяти) до 40 (сорока) минут, в зависимости от скорости дыхания.

    ПОДСЧЕТ КРУГОВ

    При описании Паван Санчаляны мы посоветовали вам использовать для подсчета ста восьми бусинную (108) малю. А также посоветовали завязать узел или расположить бусину сумеру по окончании сорок девятого круга. Для Шабдха Санчаляны вам не нужно завязывать никаких узлов. По завершении Паван Санчаляны ваши пальцы остаются на сорок девятой бусине. А после нее перейдите к подсчету кругов Шабдха Санчаляны, ибо 49 (сорок девять) кругов Паван Санчаляны и 59 (пятьдесят девять) кругов Шабдха Санчаляны и дают искомое число 108 (сто восемь).

    Книга предназначена для тех, кто хочет понять – как работает сверхчувственное восприятие и освоить его.


    Буддизм.

    Вероятно, вы знаете, каково это - пытаться «достучаться» до человека, который думает о чем-то своем: вам не смогут или не захотят уделить внимание, и это очень разочаровывает. Однако такое разочарование, в большей или меньшей степени, присутствует в нашем опыте постоянно, так как мы редко можем всецело отдавать внимание чему-то одному. У большинства из нас ум одновременно занят таким множеством вещей, что внимание легко рассеивается. Привычка отвлекаться становится обычной частью нашей жизни, постоянным свойством нашего сознания. Мы постоянно отвлекаемся то на одно, то на другое. Иногда нас так уводит в сторону от наших первоначальных целей, что мы даже теряем из виду то, что представляет для нас наибольшую важность и ценность. Подчас весь ход нашей жизни напоминает один из тех снов, в которых все словно сговорились нам помешать, в которых присутствует чувство досады: мы знаем, что собирались что-то сделать, но не можем вспомнить, что именно.

    Развивая способность к сосредоточению можно добиться многого. Сосредоточивая внимание, мы начинаем «находить себя» - раскрывать в собственной природе новые глубины и истины. Практика медитации, которую вам предстоит изучить, представляет собой средство для достижения такого сосредоточения. Она дает возможность одновременно освободить поток сознания и сосредоточить ум на одном предмете, причем одно не противоречит другому.

    Важно понять, что ум нельзя заставить сосредоточиться, по крайней мере на долгое время и достаточно успешно. Если, пытаясь сосредоточить внимание, мы слишком принуждаем ум, наши эмоции дадут ответную реакцию, что приведет или к излишней подвижности ума, или к сонливости. Истинное сосредоточение зависит от согласованности интеллектуальной и эмоциональной сторон нашей личности. В то же время, у большинства людей эти две стороны зачастую действуют совершенно независимо друг от друга. Мы часто думаем о чем-то, не отдавая себе отчета в том, что при этом чувствуем, или бездумно даем увлечь себя потоку эмоций. Такое отсутствие психического равновесия не дает нам ощутить себя во всей полноте, и поэтому мы не можем полностью сосредоточиться.

    Мы часто замечаем отсутствие психического равновесия у других. Иногда мы говорим: «Думай о том, что говоришь, - сегодня утром она сама не своя». Или, в более благоприятной ситуации: «Уверен, тебе понравится старина Н. Он всегда остается самим собой». Давая подобные оценки состояниям людей, мы интуитивно чувствуем каково равновесие между их разумом и эмоциями. «Быть собой» в наиболее полном смысле слова и есть основная задача, которую мы решаем с помощью практики сосредоточения.

    На нашу способность к сосредоточению внимания влияют многие факторы. Очевидно, что у одних эта способность от природы более высока, другие же отличаются несобранностью. Разным людям легче сосредоточиться в разных ситуациях и в разное время: внешние воздействия, разнообразные эмоции, даже время дня – все имеет значение. В переломный момент даже хладнокровный и собранный человек может утратить присущее ему спокойствие, а человек энергичный и целеустремленный может испытывать беспокойство, если не находит себе применения. Но все мы в той или иной степени обладаем способностью к сосредоточению. Для того чтобы совершенствоваться далее, нам необходимо сделать это сосредоточение еще более глубоким и устойчивым, чтобы оно меньше зависело от обстоятельств.


    Метод медитации «осознанное дыхание».

    Начинающий должен сосредоточить внимание на объекте данной медитации [т.е. дыхании] с помощью счета…

    Затем он может прекратить медленный счет, подобный счету мер зерна, и начать считать быстро [т.е. с опережением], подобно пастуху. Ибо опытный пастух кладет в карман горсть камешков и утром идет в загон для скота… сидя на поперечине ворот и подгоняя коров тычками в спину, он считает каждую из них, когда она подбегает к воротам, говоря «одна, две» и бросая вниз по камешку. Коровы его стада, которые провели три ночные стражи тесно сгрудившись в загоне, группами устремляются к выходу, толкаясь на бегу. Поэтому он считает быстро (прежде, чем очередная корова пробежит мимо), говоря «три, четыре, пять» и так до десяти.

    …Ибо пока объект сосредоточения связан со счетом, именно с помощью счета собирают ум воедино - также как с помощью рулевого весла устойчиво удерживают лодку на быстрине.

    Традиционный комментарий Буддагхоши.

    (Буддийский ученый V в. н. э., представитель школы Тхеравада).

    Метод, который лежит в основе этой практики, очень прост. В течение длительного времени мы направляем внимание на поток дыхания, на череду вдохов и выдохов, и как только замечаем, что отвлекаемся, спокойно возвращаем ум к сосредоточению на дыхании.

    По мере того как мы продолжаем практику, наше внимание становится более глубоким и устойчивым, а ум все меньше отвлекается и блуждает. Настойчиво возвращая внимание к дыханию, мы сможем почувствовать, как наши прежде рассеянные энергии собираются воедино, словно разбежавшийся скот, согнанный в стадо. Это переживание единства ума приносит исключительный душевный покой: мы чувствуем себя все более безмятежными, расслабленными, наш ум проясняется.

    Как только появляется способность постоянно удерживать внимание на дыхании, мы начинаем чувствовать, что полностью погружены в медитацию. У нас возникает отчетливое ощущение единства, переживание полной самотождественности.

    Вроде бы, ничто не мешает нам сосредоточить ум на любом другом предмете: ведь дыхание – лишь один из тысяч возможных объектов сосредоточения ума. Например, можно сосредоточиться на небольшом материальном объекте – спичечном коробке, черной точке, дереве, горящей свече (или изображении излюбленного Божества (из любого религиозного пантеона Божеств!!!), с возвышенными качествами которого вы стремитесь отождествиться, с целью трансформации своей низшей природы). Проблема в том, что людей, ещё не привыкших к систематической (и длительной) медитации, эта практика может начать утомлять, или ввергать в преждевременные трансовые состояния.

    Для начинающих учиться сосредоточению внимания, дыхание особенно хорошо подходит в качестве предмета сосредоточения, поскольку может надолго привлечь к себе (и задержать) наш интерес, в то же время позволяя сохранять некоторую подвижность и гибкость ума. Эта подвижность ума довольно важна: ведь если допустить, чтобы внимание стало жестким и застывшим, можно утратить энергию и вдохновение. Дыхание как естественный внутренний процесс весьма интересно. Оно дает очень явственные ощущения, имеет определенный ритм и по самой своей природе способно увлечь нас своим мягким приятным движением. К тому же дыхание – довольно таинственная вещь: это дыхание жизни, то, от чего зависят все существа в каждый миг своей жизни.

    Возможно, именно потому, что дыхание - необходимое условие жизни, его характер тесно связан с нашим физическим и душевным состоянием. Когда мы эмоционально возбуждены, дыхание ускоряется. По мере того как наше тело расслабляется, дыхание замедляется, а когда дыхание успокаивается, ум, соответственно, обретает собранность, сосредоточенность и гармонию.

    Но несмотря на то что дыхание может привлекать наше внимание самыми разными качествами, вам все же понадобится определенное усилие, чтобы сосредоточиваться на нем в течение всего периода практики. Возможно, вы то и дело будете замечать, что отвлекаетесь, а подчас и вовсе забываете о том, что делаете. Поэтому на начальной ступени практики осознанного дыхания рекомендуется отмечать каждое дыхание счетом от одного до десяти просто для того, чтобы удерживать ум на поставленной задаче.

    МАНТРА СО-ХАМ и дыхание как один из лучших объектов медитации.

    Индуизм.

    Когда мы рождаемся, мы делаем первый вдох. С последним выдохом, из нашего тела уходит жизнь. Дыхание – это и есть сама жизнь. Оно выше всех домыслов и рассуждений разума. Дыхание или есть, или его нет.

    Созерцать процесс дыхания – созерцать само движение жизни! Наше тело дышит, чем бы ни был занят наш разум. Но если разум созерцает дыхание, то все мыслеформы (ума и эмоций) постепенно успокаиваются и человек может познать состояние глубокой медитации.

    Аджапа-джапа.

    Медитативное повторение мантры называется джапа-медитация. Соединение мантры с естественными ритмами организма – это аджапа-джапа. Или естественная, спонтанная джапа. Для ее выполнение не требуется никаких усилий. Наоборот. Нужно успокоить разум и пребывать в расслабленном состоянии, созерцая процессы в своем теле.

    СО-ХАМ – это естественная мантра, которую наше тело повторяет независимо от того, осознаем мы это или нет. Когда тело делает вдох, шум воздуха создает звук СО. Когда тело делает выдох, создается звук ХАМ. Если прислушаться к своему телу, если позволить себе «просто дышать», эта мантра становится ясно различимой.

    Польза СО-ХАМ-медитации.

    Пользу от медитативных практик сложно описать словами – ее лучше прочувствовать на себе. Разум становится более уравновешенным и сконцентрированным. Мысли и все внутреннее состояние – более собранным. Это влияет не только на психику, но даже и на физическое тело – оно становится более здоровым.

    Техника выполнения.

    Поза для медитации может быть любой. Если вы уже занимаетесь йогой и можете сидеть в медитативных позах, то эту практику лучше всего выполнять в Сиддхасане – позе совершенства. Прекрасно подходит поза алмаза – Ваджрасана. Но эта медитативная техника может выполняться и сидя в удобном кресле и даже лежа на диване. Правда, если не хватает должного опыта, то из-за расслабленного положения тела велика вероятность быстро погрузиться в сон, а это уже не будет медитацией. Но на самом деле, в этом отношении СО-ХАМ медитация не имеет жёстких ограничений.

    Техника исполнения чрезвычайно проста – принять позу для медитации. Сделать несколько полных йоговских дыханий (глубоких вдохов и выдохов) и максимально расслабить тело. Внимание переключить на процесс дыхания, но не контролировать его, а созерцать, позволяя телу дышать естественно и спонтанно. И каждый раз на вдохе, разум должен повторять СО, а на выдохе – ХАМ. Примерно так: СО-О-О-О-О-ХАМ-М-М-М-М! Синхронное с дыханием повторение мантры продолжается в течение всей практики медитации.

    Какие мысли не приходили бы к вам голову – не отгоняйте их, но и не концентрируйтесь на них. И тогда мыслеформы начнут постепенно успокаиваться и разум начнет погружаться в состояние медитации.

    Продолжительность выполнения техники зависит только от практикующего. И 5 минут принесут свою пользу, и час практики не будет излишним. Для начинающих можно рекомендовать 10-15 минут медитации. Как ежедневная практика СО-ХАМ медитация может делаться по 20-30 минут.


    Значение Мантры СО-ХАМ.

    Размышление над значением мантры СО-ХАМ – это сама по себе мощнейшая техника Джняна-йоги – йоги мудрости.

    СО – означает То. ХАМ – Я есть. СО-ХАМ – «Я есть То». Под То – подразумевается бесконечный и безличностный поток жизни, который проявляется в нашем существе. Размышлять о том, что же это «То» (ТАТ), чем на самом деле является (Истинное)«Я» - прекрасная йоговская техника самопознания.

    Расслабляющая техника перед сном.

    Ложась спать, не стоит в очередной раз нырять в круговорот собственных мыслей, предположений, желаний и сожалений. Та катавасия, которая обычно твориться в нашей голове должна прекращаться хотя бы перед засыпанием. Это просто необходимо для нормального сна. И вообще для здорового существования.

    Потому, перед тем, как заснуть, лучше погрузить разум в созерцание дыхания и синхронное повторение мантры СО-ХАМ. Делать это нужно столько, сколько разум будет удерживаться от засыпания. Сон после этой практики будет спокойным и позволит хорошо отдохнуть.

    Медитация является мощным инструментом в самопознании человека. Многие медитативные практики очень сложны и для их выполнения требуется определенная подготовка. Но, есть такая универсальная техника, которую может практиковать любой человек без предварительной подготовки, независимо от возраста, пола и религиозных взглядов. Этой практикой является мантра СО-ХАМ .

    Познать состояние глубокой медитации возможно при помощи дыхания. Ведь когда мы рождаемся, мы делаем первый вдох, когда умираем, то с последним выдохом нас покидает жизнь Мы дышим постоянно, чем бы мы не занимались, этот процесс происходит неосознанно. Созерцать дыхание это значит – созерцать жизнь, ее движение. СО-ХАМ – это мантра нашего дыхания, ее повторяет наше тело. Когда мы вдыхаем, то звук воздуха создает звук СО, а когда выдыхаем – ХАМ. Постигая процесс медитации, созерцая свое дыхание, мы очень четко начинаем у. Если вы практикуете СО-ХАМ, ваш разум становится уравновешенным, мысли и внутреннее состояние собранными и гармоничными. Даже ваше физическое и психическое тело становится более здоровым.

    Техника выполнения мантры ХАМ

    Что касается позы, то человек, разбирающийся в йоге, может использовать Сиддхасана, или Ваджрасана позу. Обычный человек может практиковать мантру СО-ХАМ в любой удобной для него позе, в том числе и сидя в кресле, или лежа на диване. Избегайте слишком расслабленного положения тела, чтобы не погрузиться в сон. Далее сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов, и постарайтесь, как можно более расслабиться. Затем переключите свое внимание на процесс дыхания, но ни в коем случае не контролируйте свой вдох и выдох, а наоборот созерцайте свое естественное дыхание. На вдохе каждый раз повторяйте СО, а на выдохе – ХАМ, делайте это постоянно.

    Мощная мантра СО-Хам должна повторяться в течение всего упражнения. Если в вашу голову приходят какие-то мысли, не отгоняйте их и не концентрируйтесь на них, и тогда ваш разум начнет постепенно успокаиваться и погружаться в медитативное состояние. Сколько времени займет у вас этот процесс, вы должны решить сами. Пять минут упражнений принесут пользу, и даже час этой практики не станет лишним. Главное это – регулярность.

    Практикуйте мантру СО-ХАМ по 10-15 минут за один раз, если вы только осваиваете ее. Дальше можно больше. Но главное делайте это ежедневно.

    Значение сильной мантры ХАМ

    Для того чтобы практиковать данную медитацию, не обязательно понимать значение мантры, но и лишним это тоже не будет. Само размышление над значением мощной мантры СО-ХАМ является очень мощной техникой йоги мудрости.

    СО в переводе означает – то. ХАМ – я есть. А в совокупности СО-ХАМ – Я есть то. То – это нескончаемый жизненный поток.

    Ложась спать вместо мыслей о бесконечных проблемах погрузите свой разум в созерцание дыхания и повторения красивой мантры СО ХАМ . Делайте это пока не погрузитесь в сон. После такой практики вы будете спокойно спать, а утром проснетесь бодрыми, свежими и хорошо отдохнувшими.

    Пропевание мантр на каждую чакр у - один из способов их открытия и чистки. Для чего это делается? Открытие чакр способствует правильному прохождению потока жизненной энергии (праны ) в теле. Человек чувствует себя хорошо, как на физическом, так и на психологическом уровне.

    В статье:

    Чакра (санскр. चक्र, cakra IAST, букв. «круг», «колесо», «диск», «мандала) в духовных практиках индуизма - центры силы и сознания, расположенные во внутреннем (тонком) теле человека.

    Википедия

    В индуизме и в буддизме, где так же используется это понятие, система чакр насчитывает семь энергетических центров в тонком теле человека. У каждого из них есть свой цвет, сфера влияния, звук и элемент.

    Чакры необходимо раскрывать, очищать и наполнять энергией. Для этого используются различные медитации и праноямы (дыхательные практики). Самые известные медитации не обходятся без на каждый из семи центров энергии. Чаще всего используются биджма-мантры - простые односложные тексты без особого смысла. Читаются они сверху вниз: АУМ, ОМ, ХАМ, ЯМ, РАМ, ВАМ и ЛАМ.

    Первая чакра, САХАСРАРА , звук« АУМ», цвет фиолетовый. Расположена на макушке. При гармоничном развитии оказывает влияние на головной мозг. Считается, что развитая сахасрара дает высокий уровень интеллекта вплоть до гениальности, хорошо развитую интуицию. В буддизме она отвечает за ощущение нирваны. Медитация происходит в позе лотоса или Падмасане .

    Вторая, АДЖНА , находится в межбровном пространстве. Очень часто ее называют «третьим глазом». Звук «ОМ», цвет синий. Отвечает за развитие интуиции, эмоционального контроля, экстрасенсорных способностей. Медитация на нее проходит в Вирасане (позе героя) и Матсиасане (позе рыбы).

    Третья, ВИШУДКА , находится в районе горла. Звук «ХАМ», а цвет ее - голубой. В ведении этой чакры общение, творчество, самовыражение. Медитация на нее выполняется в асане под названием Махамудра (поза великой печати).

    Четвертая АНАХАТА . Звук «ЯАМ», цвет зеленый. Сердечная, как ее еще называют. Расположена в грудном отделе. Отвечает за контроль дыхания, эмпатию и такие эмоции, как любовь, преданность, доброту. Поют эту мантру в асанах, раскрывающих грудную клетку: Уштрасане (позе верблюда) и Чакрасане (мостик, поза колеса).

    Пятая находится в солнечном сплетении, МАНИПУРА . Ее цвет - желтый, мантра - «РА». Отвечает за власть, контроль, уверенность. Медитируют на нее, находясь в Сарвангасане (позе березки).

    Шестая, СВАДХИСТАНА . Ее цвет оранжевый, звук «ВАМ». Она находится в районе брюшной полости, на четыре пальца ниже пупка. В ее власти: сексуальное наслаждение, эмоции, желания и удовольствия. Лучше всего она раскрывается во время медитации в Бхуджангасане (позе кобры).


    Последняя - седьмая, МУЛАДХАРА . Ее еще часто называют «корневой». расположена в районе копчика. Цвет красный, звук «ЛАМ». Считается основным центром жизни. Отвечает за желание жить, инстинкты самосохранения, все виды агрессии, безопасность, здоровье, желание продолжения рода. Медитация на нее выполняется в асане Ардха Матсйендрасана.

    Правила медитации и пения мантр на чакры

    В первую очередь, важно очистить голову от ненужных мыслей и эмоций . Делается это для того, чтобы в процессе медитации вам ничего не мешало. Очищение от навязчивых мыслей и сильных эмоций достигается при помощи и медитаций.

    Как и в других практиках йоги, советуется не есть до самой медитации хотя бы пару часов.

    Кроме того, важно, чтобы на момент практики вас никто не отвлекал.
    На первых порах необходимо подобрать , голос и музыка на которой вам должны нравиться.

    После окончания медитации важно расслабить тело и нормализовать дыхание . Для этого подходит поза мертвеца или Шавасана . Лежать в ней необходимо не менее десяти минут.

    Позаботитесь о своем комфорте во время пения мантр. Вам не должно быть ни жарко, ни холодно. Для новичков будет сложно выполнять некоторые из вышеописанных асан и одновременно петь соответствующую мантру. Поэтому можно выполнять эту практику сидя. Существуют и другие варианты работы с чакрами, которые выполняются лежа. Однако мантры поются всегда сидя .

    Чакры скрывают многие резервы нашего организма и внутреннего «Я». Чтобы они правильно работали, важно уделять им должное внимание. Медитация на чакры с мантрами на каждую из них - это один из эффективных способов работы с этими энергетическими центрами.

    Вконтакте