• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Оборудование и материалы: бумага для черновиков (любого размера и качества); бумага плотная для живописи формата А-3, (или А-4); простой карандаш, стирка, точилка; наглядные пособия: несколько известных, простых по форме, овощей (картофель, морковь, луковица, свёкла), или их муляжи или изображения; гуашь не менее 9-ти цветов; баночки для воды; беличьи кисти (толстая — для фона, средняя — для предметов, тонкая — для обводки и мелких деталей): репродукции натюрмортов с овощами (простые но композиции), отрицательные схемы-примеры с типичными композиционными ошибками.

    Цели занятия: закрепить понятие об овощах, познакомить с понятием «натюрморт», закрепление полученных знаний о компоновке главных предметов изображения, дальнейшее знакомство с законами композиции — учить гармонично располагать предметы на плоскости листа во фронтальной композиции с учётом свободного пространства и формата, учить рисованию простых геометрических форм и чувствовать их связь с реальным предметом, ознакомить с приёмами работы гуашью, ознакомить с последовательностью работы при рисовании красками, развивать мышление, наблюдательность, внимание, память, мелкую моторику руки.

    Ход занятия

    1. Оргмомент: проверяем наличие материалов и их готовность к работе. (Краски закрыты, вода не набирается. Открываем краски и набираем воду непосредственно перед раскрашиванием!)

    2. Сообщение темы занятия. Ребята, что мы с вами рисовали на прошлом занятии? А яблоко — это фрукт или овощ? А какие вы знаете овощи? Чем они отличаются от фруктов? Сегодня мы с вами будем рисовать натюрморт с овощами, как настоящие художники.

    Преподаватель показывает репродукцию живописной картины или фото­натюрморт с изображением овощей.

    Что такое натюрморт? Это изображение не живых предметов: фруктов, посуды, цветов, овощей, или сразу всего вместе. Мы с вами будем рисовать овощи. Показывает — какие именно.

    3. Тренировка. Для того, чтобы картина получилась красивой, сначала потренируемся — на листочках-черновиках попробуем нарисовать форму разных овощей. Посмотрите, ребята, какой формы картошка? Это неровные круги или овалы. Давайте нарисуем картошку одним движением (показывает на своём листе). Теперь попробуйте нарисовать её постепенно, из многих штрихов (показывает). Пока ребята пробуют рисовать на черновике, педагог помогает, напоминая, что рука расслаблена, что на карандаш не нужно сильно давить, что линия должна вернуться в ту точку, из которой вышла.

    Молодцы! Теперь, посмотрим какой формы морковь. Она похожа на сильно вытянутый треугольник, только уголки у неё не острые, а скруглённые. Преподаватель показывает на своём листе, ребята тренируются — рисуют несколько морковин разного размера.

    Примечание: для маленьких деток, с невысоким уровнем подготовки, двух видов овощей простой формы достаточно. Если занятие проводится с детьми постарше, с более высоким уровнем знаний, умений и способностью к концентрации внимания, тогда можно усложнить задачу: добавить овощей и, даже, ввести в композицию простые предметы.

    4. Исполнение работы. Преподаватель раздаёт бумагу для работ. Для отработки навыков компоновки, свободного чувства пространства листа, лучше взять для этой работы бумагу формата А-3. Педагог проводит посередине своего листа прямую линию и, сравнивая с репродукцией, спрашивает: Ребята, что за линию я провела? Что я нарисовала? Затем объясняет, что так обозначается плоскость стола, когда рисуем много предметов. Далее, показывает, как расположить овощи на столе в свободном порядке, напоминая о законе расположения главных героев в центре картины.

    Знакомит с несколькими новыми законами: о взаимосвязи горизонтального расположения предметов и горизонтального расположения листа бумаги, об эффекте загораживания дальних предметов ближними. Так как в этом возрасте изобразительные способности ребят только формируются, они могут плохо чувствовать связь формы, размера и взаиморасположения предметов со свободным пространством листа. В задачи обучения входит постепенное формирование этого чувства. С этой целью на первых занятиях педагог постепенно объясняет и показывает простейшие законы компоновки и, затем мягко контролирует их выполнение (через напоминание и обращение внимания ребёнка на ошибки) до тех пор, пока ребята не усвоят их.

    Типичные ошибки пр рисовании натюрморта и их преодоление:

    • Предметы рисуются слишком маленькими — исправляем их размер до гармоничной связи со свободным пространством листа.
    • Предметы «слеплены в одну кучу», или сильно смещены в каком либо направлении так, что в других местах лист выглядит неоправданно пустым — свободно и гармонично перераспределяем их по листу, с акцентом в центре.
    • Предметы неоправданно сдвинуты к краям листа, «выпадают» из листа, или даже обрезаны краем листа — сдвигаем их к середине так, чтобы заполненной была центральная зрительная зона, и все предметы были видны полностью.
    • Для того, чтобы избежать этих трёх типичных ошибок компоновки, целесообразно иметь схематически нарисованные отрицательные примеры таких ошибочных композиций, и показать их при объяснении -как делать неправильно.
    • Контуры предметов не замкнуты — убираем зазоры, доводим линии до точки, из которой они вышли.
    • Постоянно приходится напоминать о необходимости вытирать лишние линии там, где ближний предмет закрывает собой дальний. (Этой теме может быть посвящён отдельный урок).

    Варианты занятия: может ставить более сложную композиционную задачу -компоновка мелких овощей по периферии более крупного предмета в центре — картошка вокруг качана капусты.

    После того, как натюрморт закомпанован, можно набрать воду, открыть гуашь и приступать к раскрашиванию. На этом этапе отметим следующие существенные моменты:

    Качество бумаги, кистей и гуашевых красок — бумага должна быть плотная, подходящая для живописи; гуашь должна быть свежая, пластичная, не менее 9 цветов; кисти беличьи, мягкие, нескольких размеров для разных видов работ. Если качество материалов для рисования низкое (тонкая писчая бумага, синтетические кисти и 6 баночек старой засохшей гуаши, оставшихся в наследство от бабушки), ребёнок испытает радость творчества, но какого либо эстетического результата от таких занятий ждать нелогично.

    Малыши, обычно, начинают раскрашивать работу не от крупных деталей к мелким, а наоборот — не само яблоко, например, а хвостик яблока, не пейзаж за человеком, а глазки и ротик на лице человека и т.п. Эту особенность детского восприятия необходимо перестроить. Живописные композиции любого содержания начинаем раскрашивать с фона, последовательно переходя от. всё более крупных предметов, к мелким деталям! В данной теме, это фон за столом и плоскость стола. К главным «героям» композиции, в данном случае — овощам, мы переходим в последнюю очередь.

    Сразу, с первых уроков живописи, важно приучить ребят смешивать краски! Для этого педагог предлагает ребятам выбрать свой любимый цвет для фона, затем подобрать родственные цвета (например, все синие и зелёные, или все тёплые — жёлтый, оранжевый, охра) и, смешивая их в любой последовательности, закрасить фон так, чтобы создалась красочная вибрация, перетекание одного цвета в другой, соседство разных оттенков одного или нескольких цветов.

    На первых уроках педагог сам показывает, как это делается, и, затем следит и помогает ребятам освоить это живописное правило. То же проделывается со столом: если это деревянный стол — выбираются все цвета соответствующие дереву (все тёплые, плюс оттенки зелёного), и раздельными мазками разных оттенков передаётся фактура дерева. Если планируется изображать скатерть или салфетки, подбираем цвета исходя из фона и цвета овощей, с элементами несложного узора.

    • Мазки краски, как и штрихи карандашом, кладутся по форме предметов!
    • Ненавязчиво обращаем внимание ребят на наличие теней, и делаем их, добавляя холодные синие тона, или через добавление чёрного.
    • Если ребятам трудно добиться тонового и цветового контраста, и предметы «смешались» и трудно различимы — можно и нужно использовать приём обводки тёмным тоном тонкой кистью.

    5. Итог занятия. Дети должны закрепить понятие о фруктах и овощах, знать что такое «натюрморт», знать вышеперечисленные правила компоновки, порядок выполнения живописной работы, правило смешивания цветов, освоить рисование нескольких простых по форме овощей. В конце занятия устраивается общая выставка, работы обсуждаются. Похвалы заслуживают все, кто старался, независимо от результата.

    6. Завершение занятия: уборка рабочих мест.

    маргарита акулова

    Открытое занятие для преподавателей изобразительной деятельности в изостудии детского сада с детьми подготовительной группы.

    Тема:

    «Осенний натюрморт»

    (в технике "обратная графика")

    Задачи:

    1. Продолжать знакомить детей с одним из жанров живописи - натюрмортом.

    2. Познакомить с видом изобразительного искусства – графикой и «обратной» графикой.

    3. Вызвать у детей желание составлять натюрморт из предложенных предметов, сочетая их между собой по цвету и величине.

    4. Закреплять умение передавать в рисунке характерные особенности листьев, цветов, фруктов: форму, строение, величину, расположение.

    5. Продолжать осваивать приёмы работы в нетрадиционной технике – рисование ластиком (обратная графика).

    6. В процессе работы создать у детей радостное настроение, учить умению радоваться результатам своего труда и успехам других детей.

    7. Поддерживать проявление фантазии, смелости в изложении собственных замыслов.

    Ход занятия:

    *Установка на встречу в изостудии (в группе):

    Ребята, вас в изостудии ждёт наш друг-карандаш, он приготовил для вас много интересного.

    1.

    *Дети в изостудии.

    Сегодня у нас в изостудии много гостей, поприветствуйте их.

    *В волшебном окне – Карандаш.

    Ребята, мы с вами часто встречаемся с карандашом, и он стал нашим другом.

    *На экране Карандаш и Резинка

    Сегодня он пришёл не один, а с резинкой. А зачем он её привёл, вы узнаете позже, а сейчас Карандаш приготовил вам видео- загадку, хотите её отгадать?

    *Видео-отрывок: «Если видишь на картине (натюрморт)

    Ребята, вы догадались, о чём сегодня будем говорить, а если вы захотите - и рисовать (о натюрморте).

    Приглашаю вас на видео выставку, на которой мы полюбуемся натюрмортами разных художников.

    *Просмотр натюрмортов (на экране телевизора).

    Понравились вам натюрморты?

    О каком времени года рассказывают эти натюрморты? (осень)

    Какие цвета использовали художники для передачи даров осени?

    Предполагаемые ответы детей: яркие, тёплые, золотистые, солнечные…

    Посмотрите, какие работы яркие, какое здесь многообразие красок.

    Прежде чем нарисовать натюрморт, художник его составляет.

    И мне тоже захотелось составить осенний натюрморт.

    Я сохранила веточки дуба, листья клёна, цветы. У нас есть вазы, фрукты.

    Ребята, я попробую составить натюрморт, а вы мне, надеюсь, поможете.

    Какой у нас фон? (тёмный) Подберите ту вазу, которая лучше подойдёт (тёмная или светлая)

    (-Тёмная ваза, как будто спряталась)

    *Составляем с детьми натюрморт. Любуемся.

    *На экране Карандаш

    Карандаш что-то ещё для вас приготовил.

    Оказывается можно изобразить натюрморт, пользуясь только двумя цветами - чёрным и белым, и этот вид изобразительного искусства называется - графика.

    Карандаш хочет показать вам осенние натюрморты, выполненные в этой технике.

    * Просмотр осенних натюрмортов (на экране телевизора).

    **Комментарий, в ходе просмотра:

    Если живопись – это искусство красочное, то основные цвета графики – это чёрный и белый. Выразительные средства графики - линия, рисунок, переходы цвета и тени, контраст тёмного и светлого.

    *На экране Карандаш и Резинка (отрывок из песни Большой секрет… )

    А вот теперь карандаш хочет раскрыть секрет, почему он пришёл сегодня с ластиком

    Часто, когда рисуем набросок простым карандашом, мы пользуемся резинкой. Но ластик не только стирает, но и может сам создать картину.

    Это графика наоборот или «обратная графика».

    Посмотрите в волшебное окошко – это работы детей в технике – обратная графика.

    * Просмотр детских работ (на экране телевизора).

    Карандаш приготовил вам тонированные листы и предлагает нарисовать осенний натюрморт на память об этом красивом времени года. Вы не против?

    2.

    Ребята, я приглашаю вас занять места в нашей художественной мастерской.

    Мне захотелось нарисовать вот такой натюрморт в память об осени.

    *Показываю свой натюрморт.

    Если вам понравился натюрморт, который мы вместе составили, то можно нарисовать его.

    А можно придумать и изобразить свой натюрморт.

    Один и тот же предмет можно изобразить по-разному:

    Тёмный - можно передать просто контурным рисунком или высветлением контура

    Светлый - светлым силуэтом с дорисовкой прожилок простым карандашом

    *Показ трёх разных способов изображения одного предмета (листика) и то, как можно изобразить мелкие круглые формы.


    *Включаю спокойную музыку

    А теперь под музыку вы представьте свой осенний натюрморт и изобразите его в технике - обратная графика, с помощью резинки и простого карандаша.

    Кто готов - может приступать к работе.


    *В ходе работы детей использую:

    Наводящие вопросы:

    Какими по размеру должны быть листья, чтобы их могли все рассмотреть и любоваться ими;

    Могут ли быть на одной ветке листья от разных деревьев;

    Какую часть листа может занимать ваза.

    Как можно исправить ошибку - затушевать эту часть;

    Для рисования тонких линий лучше использовать резинку на карандаше, а для прорисовки большого - ластиком.

    Косвенные указания:

    А ты не хотел бы на листиках добавить прожилки…

    Напоминания:

    А ты не забыла нарисовать стол или полку, на которой расположен натюрморт?

    Как ты интересно украсил вазу, молодец;

    Мне очень понравилось, как ты расположил предметы на своём натюрморте;

    У тебя получились листики резные, замечательно…

    *В ходе работы предлагаю физкульт минутку тем детям, которые устали:

    Пальчиковая гимнастика «Осенний букет»

    Дети расставляют пальцы в сторону и загибают их в такт стихотворению, по очереди, начиная с большого пальца:

    Раз, два, три, четыре, пять,

    Будем листья собирать. (Все пальчики собраны в кулак.)

    Листики дубовые, (Отогните мизинец)

    Листики кленовые, (Отогните безымянный палец.)

    Листики рябины, (Отогните средний палец.)

    Листики осины. (Отогните указательный палец.)

    Красивые листочки мы вместе соберем

    (Сложите две ладошки с расставленными пальчиками вместе.)

    И букет осенний маме понесем!

    3.

    – Ребята, сейчас звенит маленький колокольчик. Но как только в нашем волшебном окошке зазвучит большой колокольчик – наша художественная мастерская закроется, и мы пригласим всех гостей на открытие выставки осенних натюрмортов.

    (-А кто немного не успел дорисовать – может сделать это в группе, в свободное время).

    * По окончанию - работы детей расположить на выставке

    Ребята, сегодня на нашей встрече вы узнали, как можно по-разному изобразить натюрморты – и в цвете и в графике, и в обратной графике.

    Ваши осенние натюрморты получились выразительные, интересные, разные.


    А помогла создать вам эту красоту - обычная резинка и простой карандаш.

    Вы сегодня были – художниками –графиками.

    У кого натюрморт похож на наш? Почему ты решил его нарисовать?

    Как ты точно изобразила прожилки. Чем пользовалась?

    Какие веточки получились у тебя тоненькие, а от какого они дерева?

    А у тебя листочки получились, как живые.

    Очень красиво ты украсил вазу, необычные подобрал узоры.

    Ребята, полюбуемся вашими натюрмортами и пригласим гостей присоединиться к нам.

    Итак, что же представляет собой натюрморт? Первым делом в голову приходят кувшин или ваза, фрукты, овощи, чашки, цветы и т.п. На самом деле натюрморт может содержать абсолютно любые неодушевленные предметы в количестве двух или более, обычно небольших размеров, лежащие на поверхности.

    В этом уроке я покажу, как нарисовать цветочный натюрморт (в уроке использовано замечательное фото от Galina Chi).

    Шаг 1. При рисовании любого натюрморта, первым делом необходимо представить все предметы в виде простейших форм. В данном примере корзину можно представить как паралеллограм, а вазу как цилиндр. Очень важно сразу правильно расположить предметы на листе бумаги. Обратите внимание, что предметы должны стоять на столе, а не скатываться с него.

    Шаг 2. Искривляем линии, чтобы получить нужную нам форму предметов. Добавляем ручку корзинке.

    Шаг 3. Кружками и палочками рисуем вишенки, не забывая, что они перекрывают друг друга. Не старайтесь делать их идеально ровными.

    Шаг 4. Обозначаем цветы и их центры. На этом этапе можно еще не прорисовывать лепестки. Так же добавляем листья.

    Шаг 5. Прорисовываем лепестки.

    Шаг 6. Начинаем штриховать рисунок — добавляем плетеную текстуру корзине, вишенки штрихуем по кругу, оставляя большое количество бликов, чтобы сделать их сочнее. На правой стороне вазы поверх штриховки добавляем полоску блика. Лепестки цветов и листья штрихуем от центра к краям.
    Так как свет падает слева, добавляем горизонтальные тени справа от предметов.

    Натюрморт карандашом нарисованный смотрится очень красиво и сможет стать украшением практически любого интерьера. Понять, как нарисовать натюрморт, в целом, совсем нетрудно. Для этого, в первую очередь, стоит ознакомиться с произведениями известных живописцев, которые любили рисовать самые разные натюрморты. Например, на старинных картинах можно увидеть не только вазы, букеты и разнообразные фрукты и овощи, но также и дичь, разнообразные кулинарные изыски и красивую посуду.
    Перед тем как нарисовать натюрморт стоит подготовить:
    1. Разноцветные карандаши в наборе;
    2. Карандаш. Превосходно подойдет как отлично заточенный простой, так и механический карандаш;
    3. Резинку (также подойдет клячка);
    4. Листок бумаги;
    5. Линер. Рекомендуется пользоваться линером черного цвета.


    Изучить, как нарисовать натюрморт карандашом будет значительно проще, если разделить весь этот процесс на несколько этапов:
    1. Начертите линию, обозначив тем самым край стола. Легкой штриховкой обозначьте контуры всех предметов, которые будут составлять натюрморт. В данном случае натюрморт будет состоять из вазочки с цветами, луковицы, огурца и яблока. По сути, натюрморт, конечно же, может состоять из практически любых неодушевленных предметов;
    2. Прорисуйте вазочку. Схематично изобразите три ромашки, а также стебли и листья растений;
    3. Прорисуйте ромашки, а также стебли и листья;
    4. Прорисуйте остальные объекты – огурец, луковицу и яблоко;
    5. Теперь вы поняли, как нарисовать натюрморт карандашом поэтапно. Но, чтобы потом картинка смотрелась красиво и достаточно ярко, ее обязательно следует раскрасить. Сперва обрисуйте натюрморт линером;
    6. Резинкой удалите следы карандаша;
    7. Желтым и нежно-коричневым карандашом раскрасьте серединки ромашек. Лепестки этих цветков немного проштрихуйте голубым оттенком. А зеленым карандашом раскрасьте стебли и листики;
    8. Желтым и синим тонами раскрасьте вазочку;
    9. Карандашами, относящимися к коричневой цветовой гамме, прокрасьте луковицу;
    10. Кончик огурца закрасьте коричневым цветом. Сам овощ прокрасьте нежно-зеленым и темно-зеленым оттенками;