• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Ясинецкая Н .,

    аспирант ВСЭИ г.К иров.

    Чувства и качества составляющие понятие «гражданственность».

    Многими исследователями «гражданственность» рассматривается как интегративное качество личности.(О.И. Волжина , А.С. Гаязов , О.И. Золотов, О.П. Песоцкая и др.)

    Понятие «качество» в свою очередь являет собой философскую категорию, «выражающую существенную определенность объекта, благодаря которой он является именно этим, а не иным».(7.с.225) Определение качества с точки зрения педагогики – это «длительно существующая черта личности, проявляющееся последовательно в широком спектре ситуаций».

    Эмоции и чувства – это также личностные образования. Они характеризуют человека социально - психологически.

    Если эмоции есть непосредственное отражение, переживание сложившихся отношений, а не их рефлексия, то чувства имеют предметный характер и связываются с представлением или идеей о некотором объекте.

    Если эмоциональность относят к числу врожденных и жизненно устойчивых характеристик человека, особенность же чувств состоит в том, что они совершенствуются и, развиваясь, образуют ряд уровней, начиная от непосредственных чувств и кончая высшими чувствами, относящимися к духовным ценностям и идеалам. Развитие чувств, как отмечают психологи, может идти в нескольких направлениях. В направлении связанном с включением в сферу эмоциональных переживаний человека новых объектов, предметов, событий, людей. Полинии повышения сознательного, волевогоуправления и контроля своих чувств со стороны человека. И, наконец, в направлении постепенного включения в нравственную регуляцию более высоких ценностей и норм: совести, долга, ответственности и др. Совершенствованиевысших чувств означает личностное развитие их обладателя.

    Рассмотрим, какие же качества определяют гражданственность.

    В исследовательских работах О.И. Волжиной , А.С. Гаязова , В.И. Золотова, О.И. Песоцкой к гражданским качествам относятся:

    Гражданский долг – это осознанная система гражданских требований общества и личности, вызванныхпотребностями социальной необходимости и конкретными целями и задачами исторического этапа развития;

    Гражданское достоинство – совокупность гражданских качеств человека, а также оценка этих качеств самой личностью и общественным мнением;(2,с.156)

    Гражданская ответственность – свойство личности, характеризующееся стремлением и умением оценивать свое поведение с точки зрения пользы или вреда для общества, соизмерять свои поступки с господствующими в обществе требованиями нормами, законами, соотносить потребности с реальными возможностями, руководствуясь интересами социального прогресса;(2,с.156)

    Гражданская совесть – это «не общее всем людям, а индивидуальное состояние одного человека; она не уравнивает людей, а зовет каждого отдельного к осуществлению добра, которое ему доступно, и всей справедливости, которая причитается от него другим людям. (4,с.179)

    Чувство патриотизма и интернационализма – чувство любви к Родине, деятельность, направленная на служение интересам Отечества, и уважение к суверенитету и национальной гордости других народов;

    Гражданское сознание;

    Гражданская активность;

    Единство гражданского сознания и поведения;

    Уважение к законам государства и готовность к их выполнению;

    Уважение и принятие прав и обязанностей гражданина и др.;

    Мы перечисли лишь те качества, которые совпадают уназванных выше исследователей в определении гражданственности.

    Половина перечисленных качеств (гражданский долг, гражданская ответственность, гражданское достоинство, гражданская совесть, чувство патриотизма и интернационализма) и есть те ценности и нормы, которые относятся к высшим чувствам личности. Уровень их развития говорит о нравственном состоянии личности.

    Итак, исходя из выше изложенного, можно сделать вывод, что нравственные чувства и качества взаимосвязаны. Без развитых нравственных чувств не сформируетсянравственное качество, либо оно будет неустойчивым и непостоянным.

    Гражданственность же без нравственных чувств и качеств лишается базиса, который побуждает личность действовать во благо не только собственных интересов и выгоды, но во благо другого человека, общества, страны.

    Следовательно, гражданственность это интеграция не только качеств, но и чувств. Ибо именноналичие нравственных чувств делает гражданственность индивидуальной формой нравственности.

    Список литературы:

    1.Волжина О.И. Развитие идеи гражданского воспитания подрастающего поколения (историко-педагогический аспект): автореф . дис . …канд. пед . наук – М.:1991. -21с.

    2.Гаязов А.С. Теория и практикагражданского воспитания молодежи на современном этапе.:д ис . …докт . пед . наук: 13.00.01: утв.31.03.98 –Бирск,1996. – 306с.- Библиогр.:284-299.

    3.Золотов В.И. Политическая культура и гражданственность.- Барнаул,1989. – с.110-115.

    4.Ильин И.А. Путь к очевидности: Сочинения.- М.:1998.- 912с.

    5.Немов Р.С. Психология. Учеб. Для студентов высш . Пед . учеб.з аведений . В 3 кн. Кн. 1.Общие основы психологии.- 2-е изд. – М.:1995 – 576с.

    6.Песоцкая О.П. Эффективность подготовкибудущего учителя к гражданскомувоспитанию старшеклассников: автореф . …канд.д. наук. – М.:1994. – 20с.

    Педагогическое содействие гражданскому развитию личности требует осмысления психологических основ данного процесса. Что подлежит развитию? Проявление каких психологических структур лежит в основе процесса гражданского развития личности? В каких чертах и характеристиках воплощаются эти психологические структуры? В каком соотношении они находятся? Какова их роль в целостном процессе гражданского развития личности?

    Рассмотрение данного вопроса позволит педагогу-практику искать те виды деятельности, в которых становится возможным проявление и совершенствование этих черт и характеристик, а также - правильно подбирать формы и методы педагогического воздействия и взаимодействия.

    В предыдущей части нашего пособия «Цель и сущность процесса воспитания» (Часть 4) мы уже описывали психологические основы развития личности, которые являются общими характеристиками, однако, проявляясь в разных аспектах целостного развития личности (например , гражданском, нравственном, эстетическом, физическом и т.д.), приобретают специфические особенности в зависимости от условий их реализации.

    Личность проявляет себя на уровне сознания (её суждения, оценки, убеждения и т.д.), эмоций и чувств (её реакции на окружающий мир, переживания), поведения (её поступки, привычки, стиль поведения). Содействуя гражданскому развитию личности, педагогу необходимо увидеть конкретное проявление данных психологических структур, в которых просматриваются черты гражданственности . Мы предлагаем Вам дать характеристику гражданского сознания, гражданского самосознания, гражданских чувств, гражданских поступков.

    Гражданское СОЗНАНИЕ – это отражение в сознании человека законов общества, его норм и принципов. Гражданское сознание проявляется на трёх уровнях:

    На 1-ом уровне человек проявляет знание законов, норм и принципов, которые приняты в обществе, он знаком, например, с экономическими, политическими, нравственными основами общества, политическими партиями и общественными движениями, их лидерами, предвыборными программами. Но формальное усвоение знаний (даже при широте кругозора) показывает, что человеку достаточно трудно сделать свой выбор, так как знание предполагает только лишь определённый уровень информированности и понимание смыслов в событиях и явлениях экономической и политической жизни страны.

    На 2-ом уровне проявляются убеждения человека – это совокупность идей , которые осмыслены, приобретают личностную значимость и целесообразность в жизни данного человека. Это знания, ставшие личным достоянием человека. Они лежат в основе его жизненной позиции, обусловливающей его отношения с миром. Убеждения входят в систему мотивов поведения человека, которые обусловливают стремление (намерение ) воплотить их в жизни. Например , в своих взглядах на общество, его политическое и экономическое устройство человеку могут быть близки идеи общности или частной собственности, равенства людей или их сословности. Человек может разделять идеи монархического или демократического устройства общества, социального равенства мужчин и женщин (устройство и увольнение на работу, забота и воспитание детей) и т.д. А какие идеи разделяете Вы?

    3-й уровень характеризуется убеждённостью человека. Она проявляется как умение личности высказывать, отстаивать и аргументировать свою точку зрения (свои убеждения, позицию).

    Как можно заметить, именно от учителя во многом зависит, на каком уровне гражданского сознания происходит развитие личности. Учитель может быть заинтересован только в передаче знаний , возможно, широте кругозора, но только этим и исчерпывается его педагогическая деятельность. Рассказ и лекция остаются ведущими методами обучения.

    Учитель может быть заинтересован в том, чтобы знания ученика переходили на уровень его убеждений, а потому в своей работе он применяет разнообразные формы и методы учебно-познавательной деятельности, позволяющие ученикам проявлять личные позиции и делать выбор.

    Учитель, заинтересованный в том, чтобы научить ученика высказывать свою точку зрения, аргументировать её, широко использует на своих уроках методы, активизирующие их познавательную деятельность, - диспуты, дискуссии, политические дебаты, «мозговой штурм» и т.п.

    Гражданское сознание личности проявляется в широте кругозора и в умении человека оперировать этими знаниями (идеями), которые становятся мотивами его поведения. Однако развитие в личности различных уровней гражданского сознания только тогда станет действенным, когда для личности станет характернымгражданское САМОСОЗНАНИЕ - «осознание и оценка человеком самого себя как субъекта практической и познавательной деятельности как личности» (71, с. 566). Таким образом, в понятии «гражданское самосознание» отражаетсяпроцесс познания человеком своей личности в соответствии с теми законами и нормами, которые приняты в данном обществе. Происходит познание себя как гражданина. Психологи используют ещё один термин -сознательность - для обозначения такого уровня развития личности, при котором становится возможным проявление«осознанного отношения к миру», поведения, «регулируемого через осмысление собственных действий и их результатов в соответствии с целями и мотивами» (57, с. 349). Именно с того момента, когда личность начинает осознавать свою гражданскую принадлежность, свои идеи, нормы и принципы поведения, происходит её гражданское развитие.

    В данном случае можно говорить о гражданской позиции личности каксистемы отношений к миру, в основе которых лежат определённые идеи, жизненные ценности, нормы, принципы, регулирующие её взаимодействие с миром, отдельные поступки и поведение в целом. Гражданская позиция - это видение мира и себя в нём, своей социальной сущности и ролей, которые необходимо выполнять каждому человеку.

    Гражданскую позицию современного человека характеризуют:

      толерантность – терпимость по отношению к иному мнению, поступку, позиции; признание возможности существования разных точек зрения; умение выслушать иную точку зрения, отнестись к ней с уважением;

      компромисс - умение поступиться некоторыми своими интересами ради решения общих проблем; взаимное желание решить проблему; отказ от достижения своих целей любым путём.

    Гражданский долг – это осознание человеком личной ответственности

    (перед страной, другими людьми) в исполнении своих гражданских обязанностей. Принять на себя ответственность – значит осознать свои возможности, цель и смыл определённых жизненных ценностей, соотнести эти ценности по степени их важности. Гражданский долг выстраивается на личных убеждениях человека (гражданской позиции), его гражданской сознательности. Например, такой обязанностью для мужчины в любом государстве является служба в армии и защита Отечества в случае военных действий, для женщин – рождение и воспитание детей.

    Как Вы думаете, насколько возможно в условиях современной школы развивать гражданское самосознание личности – её гражданскую позицию и гражданский долг? Что Вам известно из практического опыта инновационных школ? Что можете предложить Вы сами?

    Гражданский ПОСТУПОК , как понимают его психологи, - это «элемент поведения, обусловленный мотивами ». В отличие от импульсивных

    действий, поступок совершается с принятым намерением (57, с. 269).

    Гражданский поступок совершается в соответствии с социальными требованиями, в нём находят своё отражение ведущие потребности личности, её отношения с окружающей действительностью, характер, темперамент.

    Оценивая степень участия личности в общественной жизни страны (рабочего или школьного коллектива), проявления его самостоятельности и инициативности, можно судить о гражданской АКТИВНОСТИ личности .

    В каких же поступках проявляется гражданственность взрослого человека ? Прежде всего - участие в политических выборах; участие в работе политических партий и общественных движениях; митингах и демонстрациях, на которых становится возможным выразить своё отношение к действиям правительства; забастовки, как крайние меры выражения протеста; обращение через газету и др.

    А в каких поступках может проявиться гражданственность школьника ? Что Вам известно из практического опыта инновационных школ? Какие условия для развития гражданской активности школьников можете предложить Вы?

    Сформированность гражданского сознания и самосознания личности обусловливает гражданские поступки личности, способствует развитию её гражданской активности. Однако каким образом идеи общества (государства) становятся идеями личности? Почему одни идеи личность принимает, а другие отвергает? Почему у всех нас (даже при их общей схожести) по-разному проявляется жизненная позиция и осознаётся гражданский долг? На все эти вопросы, конечно, нельзя дать однозначного ответа. У каждого человека складывается свой индивидуальный опыт, по-разному выстраивается иерархия жизненных ценностей, мотивов и т.д. Большую роль в этом играют эмоции и чувства , которые могут в определённой степени объяснить «механизм регуляции деятельности и поведения» (57, с. 411).

    Как отмечают психологи, эмоции и чувства – это такие психические процессы и состояния, в основе которых лежат потребности человека (желания, интересы, идеи и идеалы, жизненные смыслы и т.д.). В эмоциях проявляется «непосредственное переживание значимости … действующих на человека каких-либо ситуаций и явлений окружающей жизни» (57, с. 411).

    Эмоции и чувства, которые сопровождают общественную жизнь человека, процесс познания явлений и ситуаций окружающей его жизни и себя, как члена этого общества, называют гражданскими ЭМОЦИЯМИ и ЧУВСТВАМИ. К их числу можно отнести, например, чувство любви к Родине, которое может у разных людей проявляться в разных эмоциональных состояниях – радости, заботы, боли, гнева, печали. Но этого чувства может и не возникнуть (или оно может исчезнуть), если человек получает только негативные впечатления от той действительности, в которой он оказался, испытывает только негативные состояния.

    Эмоциональные переживания стимулируют активность человека : положительные эмоции побуждают к достижению и сохранению того, что вызывает приятные, желанные для самого человека состояния; отрицательные эмоции побуждают к избеганию неприятного, вредного для человека состояния. Вот почему человек может прийти к решению покинуть Родину или, наоборот, занять активную гражданскую позицию (выступать в печати, на митингах, заниматься законотворческой деятельностью в органах власти и т.д.).

    Гражданские эмоции и чувства относятся к высшим психическим процессам . В отличие от, например, чувства голода или жажды, гражданские эмоции и чувства основываются не только на непосредственных переживаниях ситуации (нравится – не нравится, хочу – не хочу), но и на убеждениях, гражданской позиции .

    Так, гражданский долг проявляется в чувствах ответственности, личной причастности к определённым явлениям и событиям жизни. Когда человек осознаёт значимость какой-либо идеи, он переживает состояние подъема, чувствует прилив сил и энергии, свою готовность к осуществлению цели. Он сознательно проявляет стремление к её воплощению, он реализует себя в гражданских поступках.

    Можно наблюдать людей, которым гражданские чувства не знакомы , их не волнует всё, что происходит в жизни, в иерархии их ценностей на первом месте располагаются те, которые связаны только с материальным достатком. Обыватель – так называют человека, который в своих мыслях и настроениях не поднялся выше личных интересов.

    Но стремление к материальному достатку не исключает возможности проявления гражданской позиции и гражданских чувств (например, отстаивание своего права на работу, получение заработной платы и социальных пособий).

    Можно наблюдать людей, которые отрицают любые нововведения, проявляют неверие в положительные изменения, в деятельности государства и его руководителей видят только разрушительные действия, их некомпетентность. В жизни таких людей называют нигилистами .

    Можно наблюдать и фанатическую преданность идее, когда человек закрыт для восприятия и осознания других идей, ему не свойственны толерантность и компромисс. Фанатичное поведение мало у кого вызывает желание общаться с таким человеком, который не желает слушать других.

    Таким образом , развитие гражданских эмоций и чувств является важнейшим моментом гражданского развития личности. Их пробуждение и совершенствование – один из путей активизации воспитательно-образовательного процесса школы. Оказывается важным не только создание условий для проявления и формирования гражданской позиции и убеждённости личности, но и создание ситуаций, которые позволяют пережить самые разные эмоции и чувства.

    Всем известно, что осмысление событий и явлений общественной жизни (прошлого или настоящего), которые не вызвали никаких (или вызвали негативные) эмоции, остаётся на формальном уровне усвоения, эти знания не включаются в личный опыт ученика. В.А.СУХОМЛИНСКИЙ считал, что на уроке важно организовать «познание сердцем», когда восприятие научного знания сопровождается переживаниями детей, их эмоциональными оценками, в которых проявляется причастность к событиям и явлениям как далёкого для них прошлого, так и настоящего (того, что они наблюдают вокруг себя).

    Сегодня в деятельности многих учителей используются методы суггестивной педагогики и методы эмпатии (дидактический театр, деловые игры, проигрывание ситуаций и др.). Известны ли Вам такие методы? Насколько возможно их применение на уроках Вашего предмета?

    Практические задания

    Попытайтесь составить социально-психологический портрет личности гражданина, в котором его черты и характеристики можно было бы расположить в соответствии с психологическими структурами: гражданское сознание, гражданское самосознание, гражданские чувства и гражданские поступки.

    Это поможет Вам подбирать формы, методы и приёмы педагогической деятельности, видеть их целесообразность для решения конкретных задач развития личности.

    __________________________________________________________________

    3

    1 ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»

    2 Набережночелнинский институт ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»

    3 Набережночелнинский институт ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»

    В предлагаемой статье проведен анализ проблемы гражданского воспитания, суть которой заключается в формировании у личности, способной принести пользу обществу, гражданского сознания, гражданских чувств, гражданского поведения, гражданской активности. Гражданское воспитание необходимо осу-ществлять на всех ступенях образования: дошкольном, школьном, вузовском. Результатом гражданского воспитания является сформированность гражданственности. Для изучения сформированности граждан-ственности у студентов вуза выделены четыре критерия: познавательный, эмоциональный, деятельност-ный и потребностно-мотивационный. Выявлены уровни гражданской воспитанности в зависимости от степени сформированности гражданских качеств, принятия и реализации поведенческого решения, со-отношения внешних влияний и внутренней саморегуляции и разработана диагностическая карта для выявления сформированности гражданственности.

    гражданское воспитание

    гражданственность

    процесс формирования гражданственности

    сформированность гражданственности

    студенты

    диагностика.

    1. Бондаревская Е.В. Проблема формирования нравственного сознания личности старших школьников // Сов. педагогика. – 1980. - №1. – С. 42-49.

    2. Веремеева Е.П. Студенчество как социальная группа общества. Структура сознания сту-дента// Комплексный подход к коммунистическому воспитанию студенческой молодежи. – Львов: Вища школа, 1980. – С. 38-54.

    3. Гаязов А.С. Формирование гражданина: теория, практика, проблемы / Челяб.гос.пед.ун-т. – Челябинск: Изд-во Челяб.гос.пед.ун-та «Факел», 1995. – 237с.

    4. Руссу И.Н. Воспитание гражданственности у учащихся общеобразовательной школы. – Кишинев: Штиница, 1976. – 192 с.

    5. Хмелюк Р.И. Формирование гражданской зрелости студенческой молодежи. – Киев, Одесса: Вища школа, 1978. – 134 с.

    Гражданское воспитание на современном этапе - это многосторонняя, многоцелевая, разнонаправленная педагогическая деятельность, суть которой заключается в формировании личности, способной принести пользу обществу, ощущающей себя юридически, социально и политически дееспособной.

    Для успешного решения проблемы гражданского воспитания необходимо осуществлять его на всех ступенях образования: дошкольном, школьном, вузовском. При этом особое внимание следует уделять воспитанию гражданственности студентов. По мнению социологов, педагогов и психологов, в частности Е.П. Веремеевой, «в студенческие годы, которые являются временем наиболее интенсивного развития интеллектуальных и нравственных возможностей человека, закладывается фундамент личности, от ее внешнего облика, до того, что определяет ядро личности - ее характер и мировоззрение. В это время постепенно приходит более серьезное отношение к жизни, большая самостоятельность, а с ней и ответственность за свои поступки, стремление к установлению устойчивых отношений с людьми, к содержательному общению, к инициативному и творческому решению профессиональных задач, к трезвости мышления и зрелости суждений. Этот период в жизни человека характеризуется наиболее активным развитием нравственных чувств» .

    Теоретические основы гражданского воспитания подрастающего поколения получили освещение в научных трудах психологов, педагогов, юристов, философов и социологов разных эпох. Так, основы гражданского воспитания заложены в трудах Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, В.Я. Стоюнина, В.А. Сухомлинского и многих других отечественных и зарубежных философов и педагогов.

    И.Н. Руссу определяет гражданственность как взаимосвязь трех аспектов:

    • рационального (совокупность качеств, с помощью которых личность осознает свое положение в обществе);
    • чувственно-эмоционального (представляющего собой оценку этого положения, прав и обязанностей гражданина, выражающегося в чувстве любви и преданности государству и обществу);
    • практического (преломление в практических отношениях своего осознанного положения гражданина) .

    Е.В. Бондаревская выделяет 3 компонента гражданской воспитанности: нормативный компонент гражданских качеств (знания, моральные понятия, принципы, идеи, выражающие требования общества к поведению людей и постепенно становящиеся достоянием личности); регулятивный компонент (чувства, отношения, убеждения, которые оказывают регулирующее воздействие на личность); оценочный компонент (оценки и самооценки), которые используются гражданином в практической деятельности .

    Результатом гражданского воспитания является сформированность гражданственности. Для определения сформированности гражданской воспитанности у студентов вуза мы выделили четыре критерия: познавательный, эмоциональный, деятельностный и потребностно-мотивационный.

    Показателями сформированности гражданственности студентов являются гражданское сознание, гражданские чувства, гражданское поведение, гражданская активность, которые выражаются в активном участии в общественной жизни страны, города, учебного заведения, осознании прав и обязанностей, гражданской позиции, которая характеризует мировоззренческие взгляды личности, ее убеждения, отношение к обществу и государству, людям и социально-политическим явлениям, проявляющееся в его деятельности.

    Такого же подхода придерживается Р.И. Хмелюк. Он связывает знания, убеждения, деятельность и поведение личности как единую целостность при определении гражданской зрелости .

    А.С. Гаязов дополняет данный подход замечанием о том, что следует определить уровни проявления этих качеств в гражданской деятельности на различных ее этапах .

    Таким образом, анализ научных исследований, посвященных этой проблеме, показывает, что ученые единодушно признают необходимость изучения и возможность учета результатов гражданского воспитания.

    Действительно, чтобы управлять процессом формирования гражданственности, надо иметь возможность отслеживать продвижение студентов в их развитии. Это требует создания соответствующих диагностических программ. В зависимости от степени сформированности гражданских качеств, принятия и реализации поведенческого решения, соотношения внешних влияний и внутренней саморегуляции определяют уровни гражданской воспитанности.

    На этой основе мы попытались определить карту диагностики сформи-рованности гражданственности, которая помогает конкретизировать цели воспитания гражданственности, определить тактику и стратегию работы, позволяет подойти дифференцированно к студентам с разными уровнями сформированности гражданственности и обеспечивает индивидуальный подход к каждому студенту.

    В зависимости от полноты формирующихся качеств, проявляемой личностью общественной направленности и гражданской позиции, мы выделили три уровня сформированности гражданственности у студентов: высокий, средний, низкий.

    Высокий уровень характеризуется устойчивым и положительным опытом гражданского поведения, глубокой убежденностью, социально ценной установкой на отношения и поведение, ответственным отношением к соблюдению законов, трудовым и общественным обязанностям. Для студента характерно единство сознания и поведения. Он хорошо учится, порученные дела выполняет с желанием, проявляя активность и творчество, гуманность к людям, животным, встает на защиту тех, кто в ней нуждается.

    Для среднего уровня свойственны устойчивое положительное поведение, наличие регуляции и саморегуляции, хотя активная гражданская позиция по отношению к деятельности и поступкам товарищей проявляется не всегда. Студенты этой группы знают свои права и обязанности, правила поведения и соблюдают их, правдивы, верны своему слову. Но они не проявляют самостоятельную инициативу, так как общественная активность, характерная для высшего уровня, недостаточно развита.

    Низкий уровень сформированности гражданственности студентов характеризуется слабым проявлением положительного, еще неустойчивого опыта гражданского поведения. Студенты слабо знают нормы морали и права, к труду и к учебе относятся равнодушно, не проявляя инициативы. Они нуждаются в постоянном стимулировании со стороны педагогов и коллектива.

    На высоком уровне у студентов наблюдаются только положительные проявления, на среднем - не всегда, на низком - редко. Характер проявлений может быть различным. У одних повышается познавательная активность, у других - общественно-политическая активность. Признаки разных уровней сформированности гражданственности выделенного комплекса качеств сведены в диагностическую таблицу 1. В ней представлены показатели и признаки разных уровней воспитанности гражданственности, которые выступают в качестве конкретных «ключей» для распознания. Эта диагно-стическая программа позволяет увидеть сущность изучаемого явления, понять мотивы поведения студентов через их отношение к обществу, государству, труду и самому себе.

    По мнению В.П. Беспалько, необходимо выделить диагностические и диагностируемые признаки. К числу диагностируемых качеств мы относим: общественную направленность личности, выполнение гражданского долга, осознание прав и обязанностей, гражданскую позицию, которые характеризуют мировоззренческие взгляды личности, ее убеждения, отношение к обществу и государству. Показатели и признаки разных уровней сформированности гражданственности представлены в таблице 1.

    Таблица 1.

    Диагностическая карта определения уровней сформированности гражданственности у студентов вуза

    Критерии

    Показатели гражданственности

    Признаки проявления разных уровней гражданской воспитанности

    Высокий

    Средний

    Низкий

    Познавательный

    Гражданское сознание

    Знает основные документы о правах человека и гражданина: о политических, социальных, гражданских, экономических, культурных правах. Осознает и выполняет права и обязанности. Знает и правильно оценивает социальные явления и процессы, свои поступки и действия оценивает с позиции интересов общества, требует этого от других.

    Знает конституционные законы, старается выполнять свои обязанности;

    знает и правильно оценивает социальные явления и процессы, свои поступки и действия оценивает с позиции интересов общества, но не требует этого от других.

    Недостаточно знает конституционные законы, свои обязанности выполняет не всегда добросовестно, затрудняется оценивать социальные явления и процессы.

    Эмоциональный

    Гражданские чувства

    Любит свою Родину, страну, окружающих людей, гордится своей страной, проявляет уважение к традициям и обычаям своего народа, эмоционален,

    умеет находить в любых ситуациях прекрасное в жизни, в природе, в нравственном облике и поведении человека. Заботлив, всегда внимателен, проявляет милосердие и помогает слабым, больным и нуждающимся.

    Любит свою Родину, страну, окружающих людей, гордится своей страной, уважает традиции и обычаи

    своего народа; заботлив к окружающим людям, уважает старших, не всегда уделяет должного внимания к тем, кто нуждается в его помощи.

    Не проявляет интереса к судьбе своей Родине, к окружающим людям; равнодушен к традициям и обычаям своего народа; редко проявляет заботу об окружающих его людях, не внимателен к тем, кто нуждается в его помощи.

    Деятельностный

    Гражданское поведение

    Соблюдает правила и нормы поведения, существующие в обществе, требует этого от других; охотно, ответственно и с желанием выполняет

    общественные поручения; участвует в решении общественно значимых задач; сочетает общественные и личные интересы; выполняет требования коллектива.

    Старается соблюдать правила и нормы поведения, существующие в обществе, но не требует хорошего поведения от других, выполняет общественное поручение охотно; не всегда участвует в общественной жизни

    института; старается выполнять требования коллектива.

    Допускает отклонения в соблюдении правопорядка,

    нуждается в дополнительном контроле со стороны взрослых, товарищей;

    неохотно выполняет поручения, а только при условии контроля со стороны преподавателей и однокурсников; не всегда выполняет требования коллектива.

    Потребностно-мотивационный

    Гражданская активность

    Активно участвует в общественной жизни города, страны, института, активен в учебе, требует этого от других; проявляет инициативу, самостоятельность в борьбе с нарушителями дисциплины; выступает организатором различных акций и умеет воодушевлять на общественно значимую деятельность других; легко устанавливает социальные контакты. Умеет высказать и отстоять свою точку зрения; самокритичен, требователен, настойчиво работает над собой; несет полную ответственность за свои дела. Умело применяет знания о гражданственности, социальной роли гражданина на практике.

    Участвует в общественной жизни страны, города, не требует этого от других; поддерживает борьбу с нарушителями дисциплины и правопорядка; принимает участие в различных акциях; может устанавливать социальные контакты; не всегда высказывает свою точку зрения; объективно оценивает свои познавательные возможности и черты характера; работает над собой недостаточно; не всегда применяет знания о гражданственности, социальной роли гражданина на практике; не всегда проявляет настойчивость и упорство в достижении цели; не готов реализовать себя как гражданина.

    Неохотно участвует в общественной жизни страны, города, иногда участвует при условии контроля со стороны однокурсников; не поддерживает борьбу с нарушителями дисциплины; не охотно принимает участие в различных акциях; не высказывает свою точку зрения; не самокритичен, самооценка несколько завышена, над собой не работает; не применяет знания о гражданственности, социальной роли гражданина на практике.

    Таким образом, выявленные три уровня сформированности гражданственности у студентов вуза (высокий, средний, низкий) позволяют определить зону необходимого влияния на гражданское становление студентов. Показателями, характеризующими выделенные уровни, являются гражданские качества. Важными являются следующие показатели: активное участие в общественно-политической деятельности группы, факультета, вуза; самостоятельность и доказательность суждений и выводов; ответственное отношение к учебной деятельности; творческая инициативность; непримиримость ко всякого рода нарушениям (нетерпимое отношение к безнравственным, антиобщественным поступкам и т.д.); единство слова и дела и др.

    Рецензенты:

    Закирова В.Г., д.п.н., профессор, зав. кафедрой педагогики и методики начального образования Института педагогики и психологии ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. Казань.

    Власова В.К., д.п.н., доцент,зам. директора по образовательной деятельности Института педагогики и психологии ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. Казань.

    Библиографическая ссылка

    Валеева Р.А., Королева Н.Е., Сахапова Ф.Х. ДИАГНОСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ У СТУДЕНТОВ ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6.;
    URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=11199 (дата обращения: 23.11.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

    Что такое "гражданские чувства" и "гражданский поступок"? и получил лучший ответ

    Ответ от
    Что такое гражданский поступок? Ответ на этот вопрос искали семиклассники («Пресня») на уроке обществознания.
    По мнению многих студентов, гражданский поступок – это защита родины, бережное отношение к памятникам России, и даже, например, плата налогов... К антигражданским поступкам мы отнесли равнодушие к родине.
    Размышления на эту тему помогли нам изменить свое отношение к обществу и происходившим событиям, поступкам людей. Было безумно интересно читать исторические хроники, написанные очень знаменитыми людьми.
    Вы, наверное, тоже задумались, а каких поступков в вашей жизни больше: гражданских или антигражданских?
    Источник:

    Ответ от 2 ответа [гуру]

    Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Что такое "гражданские чувства" и "гражданский поступок"?

    Ответ от Mikki L [новичек]
    Гражданское чувство - сознание себе гражданином своей страны, человеком принимающим правила, законы и историю, радеющим за государственность.
    гражданские чуства связаны со страной в которой мы живём чуство любви к родине принятие веры законов страны традиций культуру. гражданский поступок поступок во благо обществу