• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Пояснительная записка:

    Цель: формировать основы экологического мировоззрения и природоохранного сознания, ответственного отношения к окружающей среде (воде) у детей. Ведь вода – это богатство нашей страны и залог здоровья и людей, и животных, и растений. Вырабатывать навыки грамотного и безопасного поведения в природе. Учить детей при помощи изо творчества (плакаты, рисунки) доносить проблему «Об охране источников чистой воды» до других людей. Способствовать всестороннему развитию ребёнка.

    Задачи: дать детям представление о планете Земля, познакомить с глобусом. Уточнить знания детей о роли воды в жизни человека. Дать детям представление о том, какое большое значение имеют родники и другие источники чистой воды для всего живого на земле. Познакомить детей с традиционно добрым отношением людей к родникам. Научить понимать, что чистая вода – это бесценный дар природы, который нужно бережно сохранять. Закрепить знания детей о том, как беречь водопроводную воду. Развивать логическое мышление, связную речь, творческие способности детей. Упражнять детей в умении изменять силу голоса, темп речи, в отчётливом произнесении слов со звуком [ Р ]. Воспитывать бережное отношение к чистоте воды, экологическую культуру.

    Актуальность: в наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, проблема охраны окружающей среды (воды), как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности. Потому что запасы воды иссякают из-за нерационального использования её человеком. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. От них будет зависеть её судьба. И первые основы экологической культуры должны закладываться нами - педагогами. Поэтому одной из основных задач воспитания и образования детей является формирование эк. культуры и природоохранного сознания. «Природа для нас – кладовая солнца с великими сокровищами… и охранять природу значит охранять Родину» (М. М. Пришвин). Будем же изучать родную природу, учиться у неё и охранять.

    Краткая аннотация: в данном конспекте я использую материал по познавательному развитию: рассказ о родниках и чистой воде, охране воды в природе; по ознакомлению с худ. литературой: слушание стихотворения «Земля - наш дом родной», «Родники» Бунин; п/и «Ручейки – озеро»; игровые приёмы: приход сказочного персонажа Степашки с играми; развитие творчества детей – рисование плакатов.

    Материал к занятию:

    Глобус; картинка с изображением завода, сливающего грязную воду, мусора в воде и на берегу; картинки с изображением озёр, рек и родников; кукла зайчонок; карточки с загадками; альбомные листы на каждого ребёнка, карандаши, фломастеры.

    Ход занятия:

    I. Звучит тихая музыка.

    Воспитатель читает стихотворение:

    Наш дом родной, наш общий дом-

    Земля, где мы с тобой живём!

    Чудес нам всех не перечесть,

    Одно у них названье есть:

    Леса, и горы, и моря-

    Всё называется Земля!

    А если в космос ты взлетишь,

    То из окна ракеты

    Увидишь шар наш голубой,

    Любимую планету!

    Знакомство с глобусом.

    Воспитатель показывает глобус.

    Вот такой наша планета Земля выглядит из космоса. Это модель нашей Земли, только уменьшенная во много раз.

    Кто знает, как называется эта модель? (глобус)

    Посмотрите на глобус. То, что обозначено голубым цветом, - это океаны и моря. В них очень много воды, но она солёная и не годится для питья. Ребята, а есть ещё реки и озёра. Многие озёра настолько чистые, в них бьют подземные родники, что из них можно пить воду. Например: в республике Хакасия есть такое заповедное озеро Иткуль. А также есть озеро Байкал, которое находится на границе с республикой Бурятия. (Сибирский Федеральный Округ.)

    Ребята, как вы думаете, зачем нужна вода? (Чтобы жить, купаться, умываться, пить, готовить еду, стирать и т.д.)

    Ребята, а вы знаете, откуда берётся вода в реках и озёрах? (Ответы детей)

    Многие реки и озёра, даже очень большие, в начале своего пути образуются слиянием небольших ручейков, которые вытекают из родников. Немало ручьев стекает в озёра.

    Любит и бережёт родники наш народ: обкладывает их камнями, ограждает, делает над ними навесы. На ухоженном роднике всегда есть кружка, которую оставила чья-то бескорыстная рука для всех и каждого. Пейте, люди добрые, кристально чистую воду, пейте на здоровье.

    Ребята, а кто из вас пил воду из родника?

    А как говорят о чистой воде? (Прозрачная, хрустальная.)

    У И.А Бунина есть стихотворение «родник».

    Послушайте его:

    В глуши лесной, в глуши зелёной,

    Всегда тенистой и сырой,

    В крутом овраге под горой

    Бьёт из камней родник студёный:

    Кипит, играет и спешит,

    Крутясь хрустальными клубами,

    И под ветвистыми дубами

    Стеклом расплавленным бежит.

    А вы знаете, для чего нужны родники зверям и птицам? (Для водопоя)

    Воспитатель: Необходимо следить, чтобы родники были чистыми, чтобы вода из них свободно текла в ручьи. Необходимо беречь их от тех, кто не щадит ни красоту, ни чистоту природы.

    Родник - бесценный дар. Если родник засорился, надо срочно расчистить его, тогда наши реки и озёра будут полноводными.

    А теперь я предлагаю поиграть в подвижную игру.

    П . Игра «Ручейки-озеро»

    Ребята строятся друг за другом по 5-6 человек, руки кладут на пояс впереди стоящему - это «ручейки». По сигналу «ручейки бегут» дети произвольно бегут каждый в своей колонне друг за другом. Все колонны бегают, не мешая одна другой. По сигналу: «Озеро!» каждая команда, взявшись за руки, образует круг - «озеро».

    II. Встреча со Степашкой.

    Раздаётся стук. Появляется игровой персонаж-Зайчонок. Он грязный, плачет.

    Ребята, кто это к нам пришёл, такой грязный, такой несчастный? (Ответы детей)

    Как вы думаете, что с ним могло случиться, почему он такой грязный? (Ответы детей)

    Степашка: Я шёл к вам в гости, хотел поиграть, мимо речки, солнышко пригрело, я решил искупаться в речке. Искупался и вышел из воды таким грязным. Ребята, может, вы знаете, что со мной случилось? (Ответы детей)

    Степашка: Ой, я вспомнил! На берегу реки я видел длинную трубу, которая тянулась от завода. Из неё текла чёрная вода. Вот такая! (Показывает картинку.) А ещё там, в воде и на берегу, валялось много бутылок, пакетов с мусором, фантиков из-под конфет, кожура от бананов и мандарин. И так мне стало плохо и неприятно.

    Как вы думаете, кто так мог поступить? (Ответы детей)

    Что необходимо сделать, чтобы наши речки были чистыми? (Ответы детей)

    Дети жалеют Степашку. Воспитатель предлагает ему умыться.

    Степашка : Ребята, какая чистая вода течёт у вас из крана! Мало чистой воды на Земле, поэтому воду надо беречь.

    Как вы думаете, что мы можем сделать, чтобы чистой воды стало больше? (Напрасно не лить, закрывать краны)

    Правильно ребята. Но сегодня я к вам пришёл, чтобы поиграть. Я буду говорить слова и показывать движения, а вы будете за мной повторять. Дети встают в круг.

    Скороговорка:

    «Ехал Грека через реку,

    (дети изображают, как гребут вёслами на лодке)

    Видит Грека, в реке рак.

    (Повороты туловища и головы вправо- влево)

    Сунул Грека руку в реку,

    (Наклоны туловища вперёд)

    Рак за руку Греку цап!

    (Воспитатель ловит детей за руку)

    Молодцы ребята, у вас так хорошо получается. А вы умеете отгадывать загадки ? Тогда слушайте:

    В морях и реках обитает,

    Но часто по небу летает.

    А как наскучит ей летать,

    На землю падает опять. (Вода.)

    Чуть дрожит на ветерке

    Лента на просторе,

    Узкий кончик в роднике,

    А широкий в море. (Река)

    Он без рук, он без ног

    Из земли пробиться смог

    Нас он летом, в самый зной,

    Ледяной поит водой. (Родник)

    Посреди поля лежит зеркало:

    Стекло голубое, а рама зелёная. (Озеро.)

    Не море, не земля, корабли не плавают

    Только лягушки квакают.

    Ходить нельзя, можно увязнуть. (Болото)

    Степашка: Молодцы ребята, вы такие умные. А теперь давайте немножко разомнёмся.

    Физ. минутка:

    Вот болотце на пути, как его нам перейти.

    (дети ходят по кругу)

    С кочки на кочку, прыг да скок,

    Веселей скачи дружок.

    (Прыжки на двух ногах, с продвижением вперёд)

    Степашка: Ребята, как у вас хорошо, весело и интересно. Но мне уже пора домой, меня ждут мои друзья: Филя и Хрюша. До свидания.

    Степашка уходит.

    III. Итог занятия :

    Воспитатель предлагает детям пройти за столы. Напоминает им о госте, как ему было плохо от грязной воды.

    Ребята, как вы думаете, что нужно делать, чтобы со Степашкой больше такого не случалось? (Ответы детей)

    Правильно, надо охранять чистоту воды и их берегов, не загрязнять их: не бросать в реки мусор, не мыть машины и велосипеды в них. После пикника собирать мусор в пакеты и увозить с собой. Ведь вода - это богатство нашей страны и залог здоровья и людей, и животных и растений.

    Ребята, у вас на столах лежат альбомные листы бумаги, карандаши и фломастеры, давайте нарисуем небольшие плакаты на тему: «Мы реки и озёра в обиду не дадим» . А потом мы с вами, когда пойдём домой, развешаем плакаты на подъезды наших домов, чтобы все люди знали, что надо беречь воду.

    Список используемой литературы:

    1 «Планета – наш дом». Мир вокруг нас. Учебник-хрестоматия по основам экологии для дошкольников и младших школьников. Т. А. Сидорчук. Ульяновск, 2001г.

    2 «Загадки, считалки и скороговорки» О. Д. Ушакова.

    3 «Подвижные игры разных народов» из программы экологического образования детей «Мы».

    Непосредственно образовательная
    деятельность с детьми 6 , 7 лет

    «Экологическая азбука»

    Вид непосредственно-образовательной деятельности: интегрированный.

    Интегрируемые области : «Познавательное развитие», «Социально - коммуникативное»,»Речевое»,»Художественно - эстетическое«.

    Форма НОД: групповая.

    Виды деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, чтение художественной литературы, игровая.

    Программные задачи:
    · Формировать у детей интерес к природоохранной деятельности человека.
    · Дать представление о том, что природе нужна помощь человека, его забота, любовь. На земле обитает много живых существ. Всем нужна чистая вода, чистая земля, чистый воздух.
    · Воспитывать в детях высокую ответственность за сохранность природных богатств, разумное использование и умножение.

    Материал и оборудование:
    1.Мультимедийная установка, магнитофон.
    2.Слайды: изображение животных, рыб, птиц, живущих около реки.
    3.Картинки для составления модели загрязнения реки.
    4.гуашь, краски, бумага.
    5.Экологическская азбука.

    Предварительная работа:
    1.Беседа с детьми на тему:
    а) «Откуда берет начало река Волга?»
    б) «Какие города, заводы и фабрики расположены на берегу реки?»
    в) «Как человек загрязняет реку?»
    г) «Кто населяет реку?» (рыбы, животные, растения).

    2.Чтение книг о Волге.
    а) «Наша Волга».
    б) «Почемучка» (из серии «Наш мир»)
    в) «Загрязнение и сохранение (из серии «Наш мир»).
    г) «Реки и озера (из серии «Наш мир»).
    д) Экологическая азбука.

    3.Рассматривание альбомов, открыток о Волге.
    Серия открыток «Астраханский заповедник».

    4.Рисунки детей о Волге, родном крае.

    5.Экскурсия на набережную Волги.

    Взаимосвязь с семьей:
    помощь родителей в изготовлении карточек для игр.

    Взаимосвязь со специалистами:
    обеспечение фоновой музыки в реализации деятельности НОД.

    Ход непосредственно-образовательной деятельности:
    Педагог: Садитесь удобнее. Сейчас мы с вами продолжим разговор о том, что нас окружает. О природе, о ее красоте, о том, как нужно ее беречь. Мы с вами провели много бесед об экологии нашего края. Пусть вы еще не взрослые, но свое значение для природы уже пора понимать. Природа позаботилась о нас - напоила водой, накормила, обогрела, одела, порадовала душу своей красотой. А как мы относимся к природе?

    - просмотр слайдов на экране о загрязнении реки.
    - Разумно ли используем ее богатства и надолго ли его хватит? Мы должны быть в ответе за нашу планету. Нам надо многому научиться. А чтобы чему - то научиться, надо прочитать много книг. А в этом нам поможет Азбука. Но так как мы хотим стать юными экологами, тот мы с вами изучаем какую азбуку?
    - Экологическую азбуку (ответы)

    Верно! Давайте вспомним с вами некоторые слова из этой азбуки.
    Педагог выставляет на доске карточку с буквой «А».
    - А теперь скажите экологическое слово на эту букву.
    - Аквариум (ответы)

    Выставляется буква «В»
    - Скажите экологическое слово на эту букву.
    - Вода.
    Педагог просит объяснить значение этого слова (ответы)
    - Вода имеет большое значение для всего живого. Недаром еще с древних времен человек строил себе дом у реки.
    - Ребята, а мы с вами на берегу какой реки живем?
    - На берегу реки Волга.
    - Давайте поговорим немного о нашей реке.
    - Откуда наша Волга берет свое начало?
    - Как она называлась раньше?
    - Есть ли у нашей реки - притоки?
    - Куда впадает Волга?
    - Какой город расположен у дельты реки?
    - Чем отличается река от озера?
    - Какую пользу приносит река (ответы)?
    - Да, ребята, мы называем нашу Волгу матушкой-кормилицей.

    Выставляется бука «К».
    - Красная книга(ответы).
    - Новое слово на букву «К» - катастрофа. Что же это такое?

    Педагог дает объяснение слову «катастрофа». Вспоминают с детьми катастрофу нефтепровода, которая произошла на реке Белая.
    - Чем грозила нам эта катастрофа?
    (река Белая протекает очень близко от реки Кама, а Кама впадает в реку Волга).

    Послушайте, что происходит, если человек плохо относится к природе, не заботится о ней.

    Рассказ педагога с показом слайдов.
    - Текла по равнине река с чистой - пречистой водой река Волга. Построили на ее берегу химический завод. Для работы ему нужно много воды - вот и проложили от завода к реке две трубы. По одной вода в завод вливается, по другой обратно выливается. Вливается чистая, прозрачная вода, а выливается отработанная, грязная вода.

    Педагог на доске выстраивает модель загрязнения реки. От каждого объекта загрязнения проводит по воде кисточкой грязную дорожку отходов.

    Ребята, я вам раздам карточки, и мы попробуем с вами составить небольшой рассказ «Разноцветная речка» (детям раздаются карточки).
    - А что вы, ребята, можете добавить к моему рассказу?
    - Как еще человек загрязняет реки?

    1. Заводы - промышленные отходы.
    2. Сбрасывание отходов и мусора.
    3. Пароходы, катера, танкеры - остатки бензина, мазута.
    4. Загрязнения от мойки машин.
    5. Сточные воды. (ответы детей)

    Ребята, посмотрите, из чистой прозрачной наша река превратилась в серо-буро-малиновую. Тяжело стало нашей реке! Прислушайтесь, вы ничего не слышите? Раздается голос (в записи) Нептуна - хозяина реки: » Помогите
    мне люди, трудно стало жить, дышать, испортилась наша река. Да и вам самим угрожает опасность - не будет чистой воды, не будет жизни на земле».

    Ребята, поможем Нептуну!
    - Давайте очистим нашу Волгу! Поищем в нашей лаборатории карточки с добрыми делами (дети отыскивают карточки).

    1. Построить очистные сооружения - «водоочистки».
    2. Построить уловители дыма-» дымоловка».
    3. Больше строить парусных лодок.
    4. Рыбу ловить только удочкой.
    5. Очистить реку от мазута и грязи.
    6. Машины лучше мыть в специальной мойке.
    7. Построить заводы по разведению рыбы.

    Вот сколько добрых дел мы с вами сделали. И задышала наша река, засверкала. И рыбе стало легче, и животным, и человеку. Течет наша река, а Нептун радуется нашим добрым делам. И с большой радости населил Нептун нашу реку и рыбой, и животными, и птицами, и растениями.

    Да что-то он тут немного перепутал. Собрал всех обитателей и поселил в одном месте.

    Давайте мы поможем ему правильно расселить обитателей.
    (проводится игра » Рассели правильно водных обитателей«.)

    Вопросы к детям:
    1. Почему не живут у нашей реки: верблюд, белый медведь, пингвин, страус, зебра?
    2. Почему не растут у реки: кактус, пшеница?
    3. А в речной воде не водятся: крабы, осьминоги?

    Дети отвечают на вопросы, подкрепляя их небольшими рассказами о среде обитания данного вида.

    Вот мы и еще одно доброе дело сделали - помогли реке! И так шаг за шагом вы будете понемногу узнавать о родном крае, о природе, о ее бедах и нуждах. И когда вы вырастите большими, то сами сможете помочь природе и научите других, как надо бережно обращаться с родным краем, с нашей планетой Земля.

    Литература:
    1. «Волшебница вода» - Н.А. Рыжова
    2. «Экологическое воспитание дошкольников» - Н.С. Голицин
    3. «Любовь к природе воспитываем с детства» - С.Н. Николаева
    4. «Экологические игры в воспитании дошкольников»- Н.А. Рыжова
    5. «Воспитание экологической культуры в дошкольном возрасте»
    - С.Н. Николаева
    6. «Формирование основ экологического мировоззрения у детей дошкольного
    возраста» - Г.И. Соломахина
    7. «Экологическая азбука» - Н.В. Емельянова

    Название: Конспект занятия по экологии в подготовительной группе «Экологическая азбука»

    Должность: воспитатель первой категории
    Место работы: МОУ детский сад №295
    Месторасположение: город Волгоград, Красноармейский район

    Подробности Автор: Благодырёва Людмила Васильевна воспитатель МБДОУ Тацинский детский сад "Солнышко" РФ, Ростовская область Категория: Публикации Опубликовано: 21 апреля 2017 Просмотров: 1856

    Цель:

    Задачи:

    Материал к занятию:

    Ход занятия:

    Воспитатель:

    Слайд - 2

    Земля, где мы с тобой живём!

    Чудес нам всех не перечесть,

    Одно у них названье есть:

    Леса, и горы, и моря-

    Всё называется Земля!

    А если в космос ты взлетишь,

    То из окна ракеты

    Увидишь шар наш голубой,

    Любимую планету!

    Знакомство с глобусом.

    Посмотрите на глобус.

    Загадки:

    Я и туча, и туман,

    И ручей, и океан,

    И летаю, и бегу,

    Ложе есть, но не спит,

    Не котёл, но бурлит,

    Не гроза, но гремит.

    Ледяной поит водой. (Родник)

    Посреди поля лежит зеркало:

    Слайд № 3 -4 – 5

    Воспитатель:

    Воспитатель:

    Дети: Воздухом, кислородом.

    Воспитатель:

    Дети: Нет.

    Воспитатель:

    Дети: В лесу, на море, в горах.

    Воспитатель:

    Дети

    Воспитатель:

    Дети:

    Вос-ль:

    Дети:

    Осторожно ветер

    Из калитки вышел

    Постучал в окошко

    Пробежал по крыше

    Поиграл немного

    Ветками черемух,

    Пожурил за что-то

    Воробьев знакомых

    И, расправив бодро

    Молодые крылья

    Полетел куда-то

    Вперегонку с пылью.

    Вос-ль:

    Дети: Нет.

    Вос-ль:

    Опыт:

    Воспитатель: (Ответы детей)

    Воспитатель: Ответы детей.)

    Физминутка.

    Выросли деревья в поле. (руки вверх)

    Хорошо расти на воле!

    Каждый старается,

    К небу, к солнцу тянется.

    Вот подул веселый ветер,

    Закачались тут же ветки, (дети машут руками)

    Даже толстые стволы

    Наклонились до земли. (наклоны вперед)

    Вправо-влево, взад-вперед –

    Так деревья ветер гнёт. (

    Он их вертит, он их крутит.

    Ветер стих. Взошла луна.

    Наступила тишина. (дети садятся за столы)

    Воспитатель: (ответы детей).

    Вы слыхали о воде? Слайд № 6 – 7 - 8

    Говорят,она везде!

    В луже, в море, в океане

    И в водопроводном кране.

    Как сосулька, замерзает,

    В лес туманом заползает.

    На плите у нас кипит.

    Паром чайника шипит,

    Без нее нам не умыться,

    Не наесться, не напиться!

    Смею вам я доложить:

    Без воды нам не прожить!

    Воспитатель:

    (Пьём, моем руки, купаемся,

    А как же рождается речка?

    (Дон) Слайд № 9 – 10

    Под горою родничок

    Он людей к себе зовёт Слайд № 11 -12 -13

    И домой ее несут.

    Как прозрачна и чиста,

    И прохладна, и вкусна

    Родниковая вода.

    (Для водопоя)

    Воспитатель:

    На сигнал «Озера!»

    Воспитатель:

    Опыт №1 «У воды нет запаха».

    Опыт №2 «У воды нет вкуса».

    Опыт №3 «Вода прозрачная».

    Вывод:

    Опыт №4

    Вывод:

    III. Итог занятия:

    Воспитатель:

    (ответы детей).

    (Ответы детей)

    Шесть советов, как сберечь воду :

    Все : «Чтобы не было бед ы - трать поменьше ты воды!»

    Берегите воду!

    Список используемой литературы:

    1 «Планета – наш дом». Мир вокруг нас. Учебник-хрестоматия по основам экологии для дошкольников и младших школьников. Т. А. Сидорчук. Ульяновск, 2001г.

    2 «Загадки, считалки и скороговорки» О. Д. Ушакова.

    Цель:

    Формировать основы экологического мировоззрения, ответственного отношения к окружающей среде (воде) у детей. Ведь вода – это богатство нашей страны и залог здоровья и людей, и животных, и растений. Вырабатывать навыки грамотного и безопасного поведения в природе.

    Задачи:

    Дать детям представление о планете Земля, познакомить с глобусом. Уточнить знания детей о роли воды в жизни человека. Дать детям представление о том, какое большое значение имеют родники и другие источники чистой воды для всего живого на земле. Научить понимать, что чистая вода – это бесценный дар природы, который нужно бережно сохранять.

    Закрепить знания детей о том, как беречь водопроводную воду.

    Развивать логическое мышление, связную речь, творческие способности детей.

    Воспитывать бережное отношение к чистоте воды, экологическую культуру.

    Материал к занятию:

    Глобус; презентация - «Вода – бесценный дар», картинки с изображением озёр, рек и родников; загадки; альбомные листы на каждого ребёнка, карандаши; аудиозаписи ветра, шума воды, пения птиц; д/и «Воздух, вода, земля»

    Ход занятия:

    Воспитатель:

    Воспитатель читает стихотворение: Слайд - 2

    Наш дом родной, наш общий дом-

    Земля, где мы с тобой живём!

    Чудес нам всех не перечесть,

    Одно у них названье есть:

    Леса, и горы, и моря-

    Всё называется Земля!

    А если в космос ты взлетишь,

    То из окна ракеты

    Увидишь шар наш голубой,

    Любимую планету!

    А что такое планета Земля? (ответы детей)

    Знакомство с глобусом.

    Воспитатель показывает глобус.

    Вот такой наша планета Земля выглядит из космоса. Это модель нашей Земли, только уменьшенная во много раз.

    Кто знает, как называется эта модель? (глобус)

    Посмотрите на глобус.

    А сейчас послушайте мои загадки:

    Загадки:

    Я и туча, и туман,

    И ручей, и океан,

    И летаю, и бегу,

    И стеклянной быть могу! (Вода)

    Нет ног, но на месте она не стоит,

    Ложе есть, но не спит,

    Не котёл, но бурлит,

    Не гроза, но гремит.

    Нет рта, но она никогда не молчит. (Река)

    Ледяной поит водой. (Родник)

    Посреди поля лежит зеркало:

    Стекло голубое, а рама зелёная. (Озеро.)

    То, что обозначено голубым цветом, - это океаны и моря. Ребята, а есть ещё реки и озёра. Многие озёра настолько чистые, в них бьют подземные родники, и из них можно пить воду. Слайд № 3 -4 – 5

    Воспитатель: Дети, а что такое природа? (ответы детей)

    Да это реки, леса, поля, небо, солнце, животные; то есть все то, что не сделано руками человека. И человек тоже часть природы. И самый маленький жучок - тоже часть природы. Природа кормит человека, одевает, обучает,даёт все необходимое для жизни.

    Воспитатель: Ребята, а чем мы с вами дышим?

    Дети: Воздухом, кислородом.

    Воспитатель: А какой бывает воздух? (Дети: грязный и чистый.) А всегда ли воздух бывает чистым?

    Дети: Нет.

    Воспитатель: Где можно встретить чистый воздух?

    Дети: В лесу, на море, в горах.

    Воспитатель: А где можно встретить грязный воздух?

    Дети : В больших городах, где много машин, и заводов.

    Воспитатель: А что можно сделать для того. Что бы воздух был чистым?

    Дети: Посадить деревья, на трубы заводов поставить фильтры.

    Вос-ль: Ребята скажите, а мы можем услышать воздух, и когда мы можем его услышать?

    Дети: Мы можем его услышать, когда дует ветер.

    Осторожно ветер

    Из калитки вышел

    Постучал в окошко

    Пробежал по крыше

    Поиграл немного

    Ветками черемух,

    Пожурил за что-то

    Воробьев знакомых

    И, расправив бодро

    Молодые крылья

    Полетел куда-то

    Вперегонку с пылью.

    Вос-ль: Скажите, а воздух мы можем увидеть?

    Дети: Нет.

    Вос-ль: А я вам предлагаю проделать опыт, где мы можем увидеть воздух и услышать его.

    Опыт:

    Взять стакан с водой и трубочки из – под сока. Опустить трубочки в стакан с водой и потихоньку дунуть в трубочку. Объяснить, что пузырьки это и есть воздух и мы его видим. Затем дуем с разной силой, чтобы услышать воздух. Свойства воздуха - это движение с разной силой.

    Воспитатель: Ребята, а теперь скажите, кому нужен воздух? (Ответы детей)

    Воспитатель: А что произойдет, если на Земле будет лишь грязный воздух? (Ответы детей.)

    Физминутка.

    Выросли деревья в поле. (руки вверх)

    Хорошо расти на воле! (потягивания - руки в стороны)

    Каждый старается,

    К небу, к солнцу тянется. (потягивания, руки вверх, встать на носочки)

    Вот подул веселый ветер,

    Закачались тут же ветки, (дети машут руками)

    Даже толстые стволы

    Наклонились до земли. (наклоны вперед)

    Вправо-влево, взад-вперед –

    Так деревья ветер гнёт. (наклоны вправо-влево, вперед-назад)

    Он их вертит, он их крутит.

    Да когда же отдых будет? (вращение туловищем)

    Ветер стих. Взошла луна.

    Наступила тишина. (дети садятся за столы)

    Воспитатель: А без чего ещё не может прожить человек? Затрудняетесь? (ответы детей).

    А сейчас послушайте стихотворение.

    Вы слыхали о воде? Слайд № 6 – 7 - 8

    Говорят,она везде!

    В луже, в море, в океане

    И в водопроводном кране.

    Как сосулька, замерзает,

    В лес туманом заползает.

    На плите у нас кипит.

    Паром чайника шипит,

    Без нее нам не умыться,

    Не наесться, не напиться!

    Смею вам я доложить:

    Без воды нам не прожить!

    Воспитатель: А вы знаете, ребята, что существует « Праздник воды», который празднуется 22 марта.

    Для чего нужна нам вода, как мы её используем? (Пьём, моем руки, купаемся, стираем, моем пол, поливаем цветы.)

    Дети, подумайте, откуда берётся вода в кране? Мы каждый день пользуемся этой водой, а она все течёт и течёт, не кончается. В кране – вода реки. Те капельки, которыми мы моем руки, проделали большой путь. Сначала они плавали в реке, потом человек направил их в трубы.

    А как же рождается речка?

    На Земле много разных рек, больших и маленьких, все они куда – то бегут.

    Большая река образуется из множества маленьких речек и ручейков.

    Дети, скажите, пожалуйста, какая в нашем Донском крае главная река?

    (Дон) Слайд № 9 – 10

    А какие вы ещё знаете реки? (Северский Донец, Калитва, Быстрая)

    Любит и бережёт наш народ реки, а также бережёт и родники: обкладывает их камнями, ограждает, делает над ними навесы.

    Ребята, а кто пил из вас воду из родника?

    А какая вода в роднике? (прозрачная, чистая, хрустальная)

    - Сейчас послушайте стихотворение:

    Под горою родничок

    Он людей к себе зовёт Слайд № 11 -12 -13

    И домой ее несут.

    Как прозрачна и чиста,

    И прохладна, и вкусна

    Родниковая вода.

    Любят люди пить воду из родников.

    А вы знаете, для чего нужны родники животным и птицам? (Для водопоя) К воде, дети, надо относиться очень бережно, но не всегда так получается. Очень часто наши родники, реки, озёра, моря страдают от деятельности человека: заводов, фабрик и т.д.

    Слайд № 14 -15-16 -17 -18 -19

    Воспитатель:

    Необходимо следить, чтобы родники были чистыми, чтобы вода из них свободно текла в ручьи. Необходимо беречь их от тех, кто не щадит ни красоту, ни чистоту природы.

    Родник - бесценный дар. Если родник засорился, надо срочно расчистить его, тогда наши реки и озёра будут полноводными.

    А теперь я предлагаю поиграть в подвижную игру.

    Подвижная игра «Ручейки - озёра»

    Дети стоят в двух-трех колоннах с одинаковым количеством играющих в разных частях зала – это ручейки.

    На сигнал «Ручейки побежали!» - все бегут друг за другом в разных направлениях (каждый в своей колонне).

    На сигнал «Озера!» - игроки останавливаются, берутся за руки и строят круги озера. Выигрывают те дети, которые построят круги.

    Воспитатель: Так что же такое вода? Какими свойствами обладает? Что бы это выяснить мы сядем на свои места.

    Опыт №1 «У воды нет запаха».

    Предложить детям понюхать воду и сказать. Чем она пахнет (или совсем не пахнет). Пусть нюхают ещё и ещё, пока не убедятся, что запаха нет. Однако подчеркните, что вода из водопроводных труб может иметь запах, так как очищают ее специальными веществами, что бы она была безопасной для вашего здоровья.

    Опыт №2 «У воды нет вкуса».

    Предложить детям попробовать через соломинку воду. Вопрос: Есть ли у нее вкус?

    Очень часто дети убежденно говорят, что вода очень вкусная. Дайте им попробовать для сравнения молоко или сок. Если они не убедились, пусть еще раз попробуют воду. Вы должны доказать им, что у воды нет вкуса. Дело в том, что дети часто слышат от взрослых, что вода очень вкусная. Объясните, что когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьет воду, и, чтобы выразить свое удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода», хотя на самом деле ее вкуса не чувствует.

    Опыт №3 «Вода прозрачная».

    Перед детьми стоят два стакана: один с водой, другой - с молоком. В оба стаканчика положить игрушку из киндера. В каком из стаканчиков она видна, а в каком - нет? Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим игрушку, а в стаканчике с молоком нет.

    Вывод: вода прозрачная, а молоко нет.

    Опыт №4 «В воде одни вещества растворяются, а другие не растворяются».

    Возьмите два стакана с водой в один из них дети положат обычный песок и попробуют размешать его ложкой. Что получается? Растворился песок или нет? Возьмите другой стаканчик и насыпьте в него ложечку сахарного песка, размешаем его. Что теперь получилось? В каком из стаканчиков песок растворился?

    Вывод: вода - одно из самых удивительных веществ. Она обладает многими свойствами: прозрачность, не имеет вкуса и запаха, является растворителем.

    III. Итог занятия:

    Воспитатель:

    Ребята, что нового мы сегодня с вами узнали о воде? (ответы детей).

    Мы с вами маленькая частица этой природы, поэтому просто обязаны бережно относиться ко всему живому, заботиться о нашей планете Земля.

    Что необходимо сделать, чтобы наши речки были чистыми?

    (Ответы детей)

    · Надо охранять чистоту воды и их берегов, не загрязнять их: не бросать в реки мусор, не мыть машины и велосипеды в них.

    · После пикника собирать мусор в пакеты и увозить с собой.

    · Ведь вода - это богатство нашей страны и залог здоровья и людей, и животных и растений.

    · На Земле мало чистой воды, поэтому воду надо беречь.

    · Как вы думаете, что мы можем сделать, чтобы чистой воды стало больше? (Напрасно не лить, закрывать краны)

    Ребята, у вас на столах лежат альбомные листы бумаги, карандаши и фломастеры, давайте нарисуем небольшие плакаты на тему:

    «Мы реки и озёра в обиду не дадим».

    А потом мы с вами, сделаем выставку, чтобы все дети и родители знали, что надо беречь воду.

    А сейчас я вам подарю советы на память:

    Шесть советов, как сберечь воду :

    Ø - Когда моешь руки – не включай сильно струю. Это не помешает умыться, а воды утечет меньше.

    Ø - Наливай воду в стаканчик, когда чистишь зубы. Полоскать рот из стаканчика очень удобно, а сколько воды сбережешь!

    Ø - Когда охлаждаешь бутылку с лимонадом, поставь её в холодильник, не держи под холодной струёй воды.

    Ø - На даче лучше мыть руки из умывальника, так меньше потратишь воды.

    Ø - Машины моют на автомойках, нельзя мыть возле реки.

    Ø -Комнатные цветы поливайте талой снеговой водой или дождевой!

    Все : «Чтобы не было бед ы - трать поменьше ты воды!»

    Берегите воду!

    Конспект проведения занятия

    для подготовительной группы.

    "Юные исследователи"

    Программное содержание:

    Продолжать знакомить детей со свойствами воды на основе приобретенных ранее знаний опытным путем;

    Расширить и углубить представление детей о значении и местонахождении воздуха на земле, о свойствах воздуха, о значении в природе свойств воздуха

    Формировать умение выполнять опыты, наблюдать за ходом и результатами опыта, умения делать выводы, рассуждать по аналогии, анализировать;

    Развивать наблюдательность и любознательность детей;

    Формировать эмоционально - позитивное отношение к окружающему миру, первые навыки рационального природопользования

    Воспитывать умение бережно относится к живой и неживой природе, заранее предусматривать позитивные и негативные следствия своего вмешательства в природу;

    Помогать видеть красоту, неповторимость, и разнообразие природы (богатство ее форм, красок, запахов), получать удовольствие от общения с ней.

    Материал.

    Раздаточный материал: баночки, салфетки, полиэтиленовые пакетики;

    камни, поролон, мел, земля, стакан; мыльные пузырьки; бумажные кораблики или теннисные шарики; волшебные цилиндры; бокалы с разным количеством воды, дудочки, свирели, медали.

    Демонстрационный материал: вода (горяча и холодная); рисунок организма

    человека; глобус; рисунки "Кто загрязняет воздух"; загадки о воде и воздухе, вопросы блиц-турнира; 3-литровая банка подсоленной воды, полстакана пресной воды, пипетки, тарелочка, иллюстраций морей, озер; 3-литровая банка воды, краски, грязная морковь на тарелке, грязное платье куклы в ванночке, грязные кисточки, мыло; миска; стакан, салфетки; пробирки с окрашенной водой; 2 пластиковых трубы; воздушные шарики, пластиковая бутылка; теннисные шарики.

    Ход занятия

    Дети вместе с воспитателем подходят к дверям комнаты. На них надпись: "Исследовательская лаборатория". На двери изображения двух "человечков".

    код воздуха

    код воды

    Чтобы открыть двери в лабораторию, следует разгадать код. "Узнали ли вы на них "человечков"? "Человечки" какого вещества здесь изображены?

    Да, водяные - это человечки-капельки, они принимают форму той посуды, в которую их наливают. Что может быть водяными человечками? (Человечки воды, чая, молока, лужи, дождя.)

    А это воздушные - постоянно в действии, они всегда куда-то летят. Что может быть такими человечками? (Газ, дым, пар, запах.)

    Двери отворяются, дети заходят в лабораторию.

    Сегодня мы с вами будем исследовать разные вещества. Но прежде всего

    каких надо придерживаться правил безопасности? (Ответы детей)

    Загадка о воде

    Тучкой в небе мчит, льется, течет и бежит.

    На пруду в зимнюю пору может стать стеклом прозрачным.

    Что это такое? Правильно, это - вода.

    А ну вспомните, какую вы знаете игру о воде? "Вода не вода".

    Кто может напомнить правила игры?

    Если дети не вспомнят, то тогда воспитатель:

    Я буду называть слова, если слово означает то, что содержит в себе воду (радуга, лужа), вы будете поднимать обе руки.

    Если предмет или явление имеет отношение к воде (кораблик, дельфин), вы поднимаете одну руку; если я назову предмет или явление, которое не имеет никакой связи с водой (ветер, камень) вы руку не поднимаете.

    Воспитатель называет слова: радуга, песок, рыба, камень, снег, дождь, ветер, дельфин, лужа, туча, челнок, сосулька, лед, глина, ручей, озеро.

    Молодцы! Вы хорошо знаете, что содержит в себе воду, что имеет связь с водой, а что нет!

    А как вы думаете, нужна ли вода человеку? Для чего она нужна человеку? А как вы думаете, в организме человека есть вода? (Ответы детей)

    Посмотрите на этот рисунок. Видите организм человека, в основном, состоит из воды: она есть в крови, в слюне. Без еды человек может прожить неделю, но без воды 1-2 дня. Как вы думаете, сколько каждому человеку каждый день нужно воды. Много или мало? Много ли воды на нашей планете, хватает ли ее всем? (Ответы детей)

    Дети, на какой планете мы живем? (Земля)

    Это макет нашей планеты Земля. (Воспитатель показывает детям глобус.)

    Как он называется? (Глобус). Синим цветом на глобусе изображены моря и океаны.

    Посмотрите внимательно на глобус и скажите, чего больше на нашей планете - воды или суши? (Воды).

    Много ли воды на планете Земля ? (Много).

    Большую часть воды составляют моря и океаны. А вода в них соленая. Может ли всякая вода удовлетворить потребности человека? (Ответы детей)

    Опыт 1. Сравнить количество соленой и пресной воды на Земле.

    Как вы считаете, какой воды у нас больше всего ?

    Чтобы было понятно: подходим к столику, на котором стоит 3-литровая банка подсоленной воды, полстакана пресной воды, пипетки и тарелочки.

    Дети, представьте себе, что воду морей и океанов нашей планеты мы слили в эту банку. Здесь соленая вода. Тогда пресная вода займет лишь полстакана.

    И только 3 капли (считайте - 1. 2. 3.) это вода рек и озер.

    Вместе прийти к заключению.

    Много ли у нас пресной воды? (Мало, в сравнении с солёной)

    Воды живым существам нужно много, на планете ее недостаточно. Надо воду экономить. Что вы делаете, чтобы экономить воду?

    А может не надо ее экономить, потому что она вся возвращается обратно в

    природу?

    Опыт 2. Какая вода возвращается к природе.

    А в каком виде? (Дети излагают свои предположения).

    Воспитатель подводит детей к столику, на котором стоят, :

    З-х литровая банка воды; краска; грязная морковь на тарелке, грязное платье куклы в ванночке, грязные кисточки, мыло, около каждого предмета стоит баночка, песочек и лежит салфетка. Посредине стоит большая миска. Воспитатель ставит по 2 ребенка около каждого "оборудования труда", разливает в баночки воду из большой банки. Предлагает выполнить нужную работу, дети выполняют. Грязную воду из маленьких мисок все сливают в большую миску.

    Вместе прийти к заключению: вода возвращается к природе грязная.

    Дети, а вы знаете откуда вода приходит к нашим кранам? (Ответы детей)

    Да, вода приходит к нам из естественных водоемов, из рек и озер трубами, но перед этим проходит очистку на специальных станциях. Потом она отправляется назад уже по другим трубам.

    Дети, вспомните, какая кристально чистая вода была в банке, а превратилась в противную мутную воду. С рек и озер к нам пришла чистая вода, а возвращается туда очень грязной. Поэтому вода в реках и озерах перестала быть чистой. И перед тем как вода придет опять в водопровод, ее надо очистить. Если кран остался открытым, то не только зря потрачена чистая вода, но и увеличилось количество грязной воды. Соответствующая нагрузка на очистные сооружения. Пока что водопроводную воду можно использовать, но ее качество с каждым годом ухудшается.

    Какое можно вывести правило? (Чистой воды мало и ее надо беречь – не загрязнять.)

    Нам нужна чистая вода. Поэтому мы не должны ее загрязнять. Послушайте, как об этом рассказывается в стихотворении:

    А вода это настоящее чудо!

    Как прожить без воды?

    С ней мы всегда счастливы,

    С ней у нас нет беды.

    Есть вода - растут растения:

    Лес, сады, красивые поля.

    Это чудесно для человека

    И радуется вся Земля.

    Плавают в водах дети,

    Рыбы в воде живут.

    Расцветают на лугу цветы.

    И частые дожди идут.

    Круговорот постоянный

    На Земле вода ведет.

    Поэтому с водой всем прекрасно

    "Небесный Колодец" - нас сбережёт!

    - А теперь отгадайте загадки о воде.

    Меня ожидают, не дождутся

    А как увидят - разбегаются.

    (Дождь)

    Над тобой и надо мной

    Пролетел мешок с водой.

    Наскочил на дальний лес

    Застудил нас и исчез.

    (Ливень)

    С неба - звездой

    На ладошку - водой.

    (Снежинка)

    Висит за окошком

    Кулек ледяной

    Он полон капели

    И пахнет весной.

    (Сосулька)

    Сам вода

    А по воде плавает.

    (Лед)

    Утром бусы заблестели

    Всю траву собой укрыли.

    А пошли искать днем -

    Ищем, ищем, не найдем.

    (Роса)

    Вокруг вода

    А с питьем беда.

    (Море)

    Клубится, а не дым

    Ложится, а не снег.

    (Туман)

    Чайник на плите стоит

    Что над чайником шипит?

    (Пар)

    Молодцы дети! Вы были очень внимательными, хорошо и интересно отвечали на мои вопросы.

    А сейчас поговорим о том, что такое воздух и какое он имеет значение. Но, чтобы исследовать воздух, его следует увидеть. А если его мы не видим, то по-видимому нет никакого воздуха. Вы согласны со мной? (Ответы детей.)

    Я предлагаю вам поймать воздух. Дети пытаются поймать воздух

    руками.

    Уверены вы, что держите в руках воздух? (Ответы детей.)

    Воспитатель предлагает детям взять в руки полиэтиленовые пакетики, развернуть их и набрать в них воздух.

    Дети выполняют задание.

    Что теперь в ваших пакетах? Как вы узнали что это воздух?

    (Ответы детей.)

    Если пакетик закрутить, то в нем есть что-то, что мешает до конца

    закрутить пакет. Но почему мы ничего не видим в пакете?(Потому, что

    воздух прозрачен.)

    Мы с вами сможем почувствовать воздух, если поднесем пакетик к лицу

    и раскроем его.

    Деть, пускали ли вы мыльные пузыри? Как вы думаете, что в середине

    мыльных пузырей ? (Ответы детей.)

    Давайте попробуем пустить несколько пузырьков. (Дети пускают мыльные пузыри.)

    Давайте посмотрим, где еще есть воздух.

    У воздуха нет определенной формы, оно распространяется во всех направлениях.

    Опыт 3. Есть ли воздух

    Я возьму стакан, который пуст.

    Как вы считаете или есть в нем воздух? (Дети излагают свои предположения).

    Мы сейчас проверим.

    Воспитатель берет стакан и на дно прикрепляет салфетку пластилином.

    Сейчас я буду погружать стакан в воду, а вы посмотрите намокнет ли салфетка?

    Воспитатель окунает в емкость стакан вверх дном.

    Что происходит, намокла ли салфетка? Почему?(Салфетка осталась сухой.)

    Какой вывод можно сделать? (В стакане был воздух, который не дал салфетке намокнуть.)

    Опыт 3. Есть ли воздух в разных объектах неживой природы.

    А теперь попробуем исследовать, или есть воздух в камнях, поролоне, меле, земле и тому подобное.

    (Дети излагают свои предположения).

    Для этого вы разделитесь на группы. Каждая группа будет исследовать, где есть воздух.

    Дети избирают материал для опытов: губки из поролона, камней (можно взять кирпич), мел и тому подобное.

    Дети окунают эти предметы в стаканы с водой.

    Что вы видите? Что это за пузырьки? (Ответы детей.)

    Какой вывод можно сделать? (Видим пузырьки, которые поднимаются на поверхность воды. Это воздух. Во всех предметах, которые нас окружают, есть воздух.)

    Опыт 4. Могут ли живые объекты жить без воздуха

    Могут ли живые объекты жить без воздуха?

    (Дети излагают свои предположения).

    Почему в народе говорят: "Нужен как воздух"? (Варианты ответов

    детей.)

    Попробуйте задержать дыхание. Долго ли вы сможете не дышать?

    (Всем живым существам, в том числе и человеку, для дыхания нужен кислород, который содержится в воздухе.)

    Опыт 5. Могут ли живые объекты жить без воздуха

    А как вы считаете, одинаково вода ведёт себя при разной температуре?

    (Дети излагают свои предположения).

    Нальем полную пробирку окрашенной воды и закроем ее пробкой со стеклянной трубкой. Вода зайдет в трубку. На трубке на уровне воды есть наклеенная полоска бумаги. Опустим пробирку в горячую воду, что вы заметили? Почему уровень воды в пробирке изменился?

    А теперь опустим ту же пробирку в холодную воду. Как изменился уровень воды в пробирке?

    Как вы думаете, почему уровень воды при нагревании повышается, а при охлаждении снижается? Давайте вместе сделаем вывод (Вода имеет свойство расширяться при нагревании, сжиматься при охлаждении).

    Воздух плохо проводит тепло. Это свойство воздуха можно часто наблюдать в природе. На зиму у зверей отрастает густая шерсть, а у птиц появляется пух. Между густыми шерстинками и пушинками есть много воздуха. Оно хранит тепло тела животных. Зимой некоторые травянистые растения - озимая пшеница, рожь, земляника не отмирают и остаются зелеными. Но не погибают они только тогда, когда покрыты толстым пышным слоем снега. Почему? Если снег пышен, то между снежинками много воздуха, который плохо проводит тепло. Тепло хранится около растений и согревает их во время мороза.

    Сейчас я еще расскажу несколько интересных моментов о воздухе. Воздух есть везде: и в группе, и у нас дома, и на улице. Чистый воздух не имеет цвета, запаха, вкуса. Но, если мы его ароматизируем, он будет пахнуть? В воздухе легко и быстро распространяется запах духов, аромат цветов, изменяется воздух и после дождя.

    У воздуха нет определенной формы, оно распространяется во всех направлениях.

    Воздух - это удивительная оболочка вокруг нашей Земли. Если бы не было

    вокруг Земли воздуха, все живое погибло бы в обжигающих лучах Солнца

    днем и от космического холода ночью. Ветер перегоняет над землей холодный воздух на юг, теплый, - на север, разгоняет тучи, Ветер

    наполняя воздух влагой и собирает маленькие тучи в дождевые тучи.

    Летом поливает землю дождем, а зимой укрывает пушистым снежным

    одеялом.

    Без воздуха Земля была бы мертвой пустыней. В космосе нет воздуха, потому космонавты на космических кораблях запасаются воздухом из Земли.

    Сейчас поиграем в игру "Кто быстрее переправит Смешариков по ручью".

    Дети распределяются на 2 команды и по очереди дуют на предметы, чтобы они из одного конца ручья приплыли к другому.(2 пластиковые трубы обрезаны вдоль).

    Воспитатель предлагает детям рассмотреть рисунки и поразмышлять, кто

    загрязняет воздух, а кто чистит его. Детям следует заметить объекты которые

    чистят воздух, и зачеркнуть те, которые его загрязняют.

    Воспитатель предлагает детям рассмотреть рисунки и рассказать, как способствовать тому, чтобы воздух был чистым. Как дети это делают.

    Воспитатель предлагает детям поиграть в "Фокусник".

    Дети, вы любите фокусы? А скажите мне, пожалуйста, кто показывает фокусы и с помощью, каких волшебных предметов они это делают? Хотите

    научиться, сами показывать фокусы? (Ответы детей)

    А как вы думаете можно ли с помощью обычных вещей показать фокусы? (Ответы детей)

    Давайте проверим? Оденем наши волшебные цилиндры, которые будут нам помогать.

    Вы малыши, не зевайте, не шумите, А за мной наблюдайте!

    Опыт 6.Как можно надуть воздушный шарик

    Дети, чем можно надуть воздушные шарики или с помощью каких

    предметов? А с помощью бутылки пластиковой можно надуть?

    (Дети излагают свои предположения).

    Воспитатель берет бутылку, которую хорошо заморозила в холодильнике и воздушный шарик. Ставит открытую бутылку в таз, надевает на нее воздушный шарик, и заливаем в таз горячую воду. Шарик надувается.

    Дети, смотрите, что происходит, как вы думаете, почему шарик надулся? (Ответы детей)

    Вот же, сделаем вывод что воздуху стало жарко и тесно в бутылочке, он расширился и стал выходить из бутылки прямо в шарик, потому шарик и надулся. Теплый, горячий воздух легче или тяжелее холодного. (Легче)

    Опыт 7.Что может толкать воздушный шарик

    А как ты (имя ребенка) думаешь воздух может толкать предметы?

    Мы же настоящие фокусники, сейчас и проверим.

    Предложить детям выпустить воздух из одного шарика. Есть ли при этом звук? Предлагается детям подставить ладошку под струю воздуха. Что они чувствуют? Обращает внимание детей: если воздух из шарика выходит очень быстро, он как бы толкает шарик, и двигается вперед. Если отпустить такой шарик, он будет двигаться до тех пор, пока из него не выйдет весь воздух.

    Опыт 8.Что может толкать воздушный шарик

    А можно ли заставить двигаться теннисный шарик без помощи рук? (Ответы детей.) Сейчас и проверим.

    Предлагается детям подставить теннисный шарик под струю воздуха из воздушного пузыря. Что происходит? (Ответы детей.)

    Какой вывод можно сделать ?(Струя воздуха вынуждает двигаться предметы) - Где это может еще происходить? (Струя воздуха вынуждает двигаться листочки деревьев, корабли на море, легкие предметы на земле).

    А еще мы знаем, что вода может выдавать разнообразные звуки. От чего это зависит? (От того в чем она, и какое ее количество) . А воздух может звучать? От чего это зависит? (От силы потока воздуха)

    Игра детей на бокалах с разным количеством воды и на дудочках, свирелях.

    А что вы знаете о воде мы увидим, проведя небольшой блиц-турнир, за каждый правильный ответ вам медаль " Исследователь"

    Какие свойства имеет вода?

    От чего зависит цвет воды?

    Вода - это твердое вещество или жидкость?

    От чего зависит вкус воды?

    Вода меняет форму или нет?

    Можно ли очистить воду?

    Может ли вода толкаться?

    Какой температуры бывает вода?

    Как вода превращается в газообразное состояние?

    Могут ли живые объекты жить без воды?

    Какие свойства имеет воздух?

    Какое значение в природе имеет свойство воздуха задерживать тепло?

    Приведи примеры.

    Без воздуха человек проживет несколько часов?

    Воздух заполняет все полости?

    Какого цвета воздух ? (Прозрачный.)

    Вдохните ртом воздух.

    Попробуйте, какой воздух на вкус?

    Вдохните носом воздух. Какого он запаха?

    Вот и закончилась наша работа в исследовательской лаборатории. Вы были настоящими исследователями и получили медали, может кто-то из вас станет выдающимся ученым. Вы много чего узнали и можете сами сделать некоторые опыты дома, для этого не нужно много оборудования.

    Вода и воздух, хороший фактор для сохранения нашего здоровья, потому надо всегда бережно к ним относиться!

    МБДОУ «Детский сад № 7 общеразвивающего вида» с. Выльгорт

    Конспект открытого занятия – викторины

    по экологии в подготовительной группе

    «Мы- друзья природы»

    Выполнила:

    Попова Л.Е.

    Выльгорт 2015 год

    Конспект занятия-викторины по экологии «Мы – друзья природы» в подготовительной группе.

    Цель:

    C истематизировать представления детей о многообразии природы.

    Задачи:

      Закрепить знания детей о природе, о бережном и заботливом отношении к природе

      Выявить знания о птицах, насекомых, животных, деревьях

      Закрепить правила поведения в природе

      Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников, чувство ответственности перед своей командой

    Оборудование: аудиозапись «Звуки природы», «Голоса птиц»; природоохранительные знаки; эмблемы с изображением ручейка и леса; картинки ручейка и леса для подсчета баллов, зарисовки следов животных,

    Ход НОД:

    Дети встают в круг:

    Собрались все дети в круг,

    Я - твой друг и ты - мой друг.

    Крепко за руки возьмемся

    И гостям мы улыбнёмся:

    «Здравствуйте, гости!»

    Ребята, садитесь на места! А я вам предлагаю сегодня отправиться в путешествие, но не обычное, а в форме викторины – «Мы - друзья природы». Играть мы будем командами, а для этого нам нужно разделиться. У вас на столе лежат карточки, вам нужно каждому подойти и взять одну. В соответствии с изображением на карточке, делитесь на команды.

    У нас получились две команды: «Чистый ручеек» и «Защитники леса». Все вы знаете, что для проведения игры нам потребуется справедливое жюри: я предлагаю выбрать доктора Айболита, потому что он хорошо знает всех зверей и птиц, он их лечит, и поэтому очки никому просто так присуждать не будет. Но доктору нужны помощники (выбирается жюри из числа гостей)

    За каждый правильный ответ команда «Чистый ручеек» будет получать картинку с изображением ручейка. А команда «Защитники леса» - картинку с изображением леса.

    Встречайте команды.

    Представление.

    Команда «Чистый ручеек»: Широки просторы Родины любимой,

    Дорог каждый кустик, мотылек.

    Сохраним мы красоту природы,

    Пусть журчит, искрится

    Чистый родничок!

    Команда «Защитники леса»:

    Много леса – не губи,

    Мало леса – береги,

    Нет леса – посади.

    Лес сажаем и растим,

    Его мы защитим,

    Никому в обиду не дадим.

    (команды получают по одному «ручейку» и «лесу»)

    Ну, вот и познакомились. А вы знаете, куда мы отправимся? Я приглашаю вас в путешествие по лесу. Хотите?

    А что такое лес, вы знаете? Что растет в лесу? Кто живет в лесу? (Лес – это деревья, кусты, травы, ягоды, грибы, насекомые, птицы, звери)

    Леса бывают разные. Вот как называется лес, где растут березы? – (березняк, березовая роща)

    А где растут ели, сосны? (ельник, еловый лес, сосновый бор, сосновый лес)

    Много дубов? (дубрава)

    А что такое смешанный лес? (Лес, где растут сосна, береза, липа, дуб, клён, рябина, осина, ель)

    Молодцы! Ну что, готовы? Закрыли глаза (запись «Звуки весеннего леса»), откройте – мы с вами уже в лесу.

    1 конкурс.

    Посмотрите, ребята, я здесь вижу следы, давайте попробуем угадать, чьи они. А чтобы легче было угадать, я вам буду задавать загадки:

    1) Кто зимой холодной

    Ходит злой, голодный? (Волк)

    2)Рыжая кума всех провела (Лиса)

    3) Он всю зиму долго спал, лапу правую сосал.

    А проснулся – стал реветь.

    Этот зверь лесной (медведь)

    4) Хожу в пушистой шубе,

    Живу в густом лесу.

    В дупле на старом дубе орешки я грызу. (Белка)

    2 конкурс

    Настроение у всех замечательное, и я думаю, что можно продолжать нашу викторину.

    3.Вопросы:

    1команда – Назовите животных, которые зимой впадают в спячку.(медведь, еж, барсук, лягушка, хомяк, летучие мыши, бурундук)

    2 команда - Назовите птиц хищников. (орел, сокол, сова, ястреб)

    1 команда – Назовите перелетных птиц.

    2 команда – Назовите птиц, которые зимуют в нашем крае.

    1 команда – Назовите птиц, которые не летают? (страусы, пингвины)

    2 команда – Что птицам страшнее голод или холод? Почему?

    1 команда – Какие птицы не вьют гнезда и не выводят птенцов?

    2 команда – Приведите примеры живой и неживой природы.

    1 команда:-Почему воробья так назвали? (он воровал зерна и люди бегали за ним и кричали: вора бей!)

    2 команда:- А почему сороку назвали сорокой? (на ней белое оперение, похожее на сорочку)

    4. Динамическая пауза.

    Игра «Закончи предложение и покажи движение»

    Хитрая, как ….

    Быстрый, как…

    Голодный, как…

    Неуклюжий, как…

    Игра «Отгадай и назови»

    (Кто) забрался под листья.

    (Кто) залез в берлогу.

    (Кто) юркнул в дупло.

    (Кто) укрылся под кустом.

    (Кто) шмыгнул в логово.

    (Кто) спряталась в нору.

    О птицах и животных мы с вами поговорили, но птицы и животные не могут существовать без растений.

    5 конкурс

    1 команда – Как называются огромные растения с твердыми стволами, от которых отходят ветки?

    2 команда – Как называются растения, у которых сразу несколько стволов и по высоте которые уступают деревьям.

    1, 2 команды – Как называются небольшие растения с мягкими стебельками.

    (После каждого ответа воспитатель выставляет соответствующую картинку: дерево, кустарник, трава)

    Ребята посмотрите, что у нас получилось – лестница. В лесу растения расположены по лесенке. Скажите, пожалуйста, какие растения живут внизу, посередине, повыше.

    Ребята как вы думаете, как такие огромные деревья и маленькие нежные цветочки стоят на земле и не падают? Что их держит? (корень) Зачем для растений необходим корень? (Растения через корни «пьют» воду и получают питательные вещества из земли.)

    6 конкурс «Загадки- задачки»

    У животных две пары ног, две правые ноги, две левые ноги, две сзади и две спереди. Сколько ног всего? (4)

    Наступил долгожданный январь, и зацвела одинокая дикая яблонька, а потом еще три липы. Сколько зацвело деревьев? (в январе деревья не цветут)

    Кто про себя может сказать такое: «живу в норе, там сплю, отдыхаю, затем охотиться начинаю. ищу мышку полевую. Хочу зайца поймать, да мне его не догнать? »(лиса)

    Про кого говорят так: «зимой я крепко сплю, зарывшись в теплую нору. Готовлю с осени запас, грибы и ягоды припас. Трудился я, не ленился. Нам с медведем одна зимой забота – крепко спать, да весну ждать? » (еж)

    7 конкурс

    А сейчас следующее задание: представитель от каждой команды должен подойти к столикам, где лежат разные предметы: нарисованные ветки сосны, дуба, ели, ореха. В чашечках лежат еловые и сосновые шишки, жёлуди, орехи. Кто быстрее разложит «деток» к веткам, тот получает балл.

    8 Задание «Узнай по описанию»

    1. Срежешь гриб, и вскоре увидишь – ножка его сразу потемнела. А у этого не темнеет никогда, даже когда высушишь его. Как называется этот гриб? (белый). Ребенок находит гриб и выставляет его на мольберт.

    2. Живут эти грибы на дереве или пнях. Живут большими компаниями. Иногда с одного дерева или пня можно собрать целое лукошко. Что за гриб? (опенок) Ребенок работает у мольберта.

    3. Красивый гриб, яркий, а есть его нельзя, но и уничтожать нельзя. Он лечит некоторых животных, а для человека – ядовитый гриб. Что это за гриб? (мухомор).

    4.Эти грибы из-за своего цвета названы в честь хитрого лесного животного. (лисички)

    Физкультминутка «Звериная зарядка»

    Мы идем во лесок,

    Будь внимателен, дружок. (Ходьба.)

    Впереди ручеек,

    Перейти – вот мосток. (На носочках.)

    Пробирайся осторожно –

    Промочить здесь ноги можно. (Высоко поднимают ноги.)

    Мы попрыгаем немножко

    По извилистой дорожке. (Прыжки.)

    Как услышим в небе гром,

    Спрячемся мы под кустом. (Приседают.)

    Будем медленно идти –

    Дождь настигнет нас в пути. (Легкий бег.)

    Мы пришли с тобой, дружок,

    Во дремучий во лесок. (Ходьба.)

    9.А теперь небольшой блиц-опрос:

    Кто на себе дом носит? (Улитка)

    Не птичка, а с крыльями. (Бабочка)

    Кто шляпу носит, а здороваться не умеет? (гриб)

    Чем отличаются хищные птицы от других пернатых? (Очень зоркие глаза, клюв крючком, острые когти)

    Для чего на водоёмах зимой делают проруби. (Рыбам не хватает воздуха, чтобы дышать)

    У какого зверя глаза одновременно видят спереди, сбоку и даже сзади? (У зайца)

    Какую птицу называют “лесным доктором? (Дятла).

    Какое животное называют “кораблём пустыни”

    Без чего не сможет расти растение? (свет, вода, тепло).

    Какие звери летают? – летучие мыши.

    - Что такое «Красная книга»? (В книге указаны исчезающие виды растений, животных и причины исчезновения.)

    Почему листву нельзя сжигать? (Ухудшают условия существования деревьев и кустарников. Листва – это дом для насекомых. Ущерб здоровью жителей.)

    Что такое загрязнение? (Это вредные вещества, которые накапливаются в воздухе)

    Что происходит с лесами на нашей планете? (Исчезают.)

    10 конкурс.

    Каждой команде я раздам карточки. Вы должны посовещаться и выложить цепочку. «Чем был и чем стал.”

    Икринка – малёк – рыба.
    Икринка – головастик – лягушка.
    Семечко – росток – растение (одуванчик).
    Жёлудь – росток – дуб.

    Вы, ребята, очень хорошо отвечали на все вопросы воспитателя. И вы, конечно, знаете, что иногда человек причиняет вред природе своим неумением вести себя на прогулках. Для того чтобы шумели леса, пели птицы, резвились бабочки, необходимо соблюдать правила поведения в природе. В этом вам поможет знание природоохранительных знаков. Давайте проверим, знаете ли вы их.

    11 конкурс. Работа с природоохранительными знаками.

    Итак, что нельзя делать в лесу?

      Не лови красивых насекомых.

      Не рви паутину и не уничтожай пауков, они полезны

      Не сбивай ногами несъедобные грибы, они нужны лесу

      Не жги костры

      Не рви цветы

      Не руби деревья

      Не ломай ветки

      Нельзя брать с собой домой лесных жителей.

    Ребята, сегодня мы с вами побывали в лесу, провели викторину и вспомнили, кто, где и как живет, узнали, для чего нужны корни растениям, как правильно вести себя в лесу, отвечали на вопросы, отгадывали загадки. Сегодня все вы были умницами, и победила сегодня дружба. Ну а я вам предлагаю вечером нарисовать правила поведения в лесу.