• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Лазутина Лариса Ивановна учитель высшей категории

    Урок русского языка (развитие речи с элементами этической грамматики)

    Тема . Азбука вежливости: учимся отстаивать свое мнение в споре.

    Цель. Учить детей обосновывать, доказывать свою точку зрения, в споре подтверждать ее примерами, избегать конфликтных ситуаций, думать о том, что чувствует твой оппонент.

    Ход урока.

    1. Организация класса.

    У нас гости. Мы рады гостям. Светит солнышко.Улыбается. И что? У нас хорошее настроение. Улыбнулись друг другу.

    Сядут за парты тихо девочки, ….мальчики.

    2. Введение в тему урока.

    Не буду раскрывать секрет заранее,

    А предложу вам сразу же задание.

    Расскажите друг другу, что делают дети на картинках. Одно условие-

    Нельзя произносить слова.(дети пробуют)

    Какая проблема у вас возникла? Без слов невозможно.

    Значит сегодня на уроке……(продолжите) развивать речь. Урок развития речи.

    Еще задание - необычный вопрос.

    Как вы думаете, может ли человек съесть 1 кг мороженого?(обсуждение)

    Так может или нет? Может, но нужно ли?

    Что мы сейчас делали? (спорили)

    Как вы думаете, что такое спор?(ответы)

    Где можно уточнить лексическое значение этого слова?(в словаре)

    В каком? (толковом)

    Согласно толковому словарю -

    Спор – это словесное обсуждение какого – либо вопроса, в котором каждый отстаивает точку зрения.

    Зачем люди спорят? (чтобы доказать свою точку зрения.

    Какая тема урока?

    Сколько человек обычно принимает участие?(2 и более)

    А вы часто спорите? (ответы) Вспомните, как заканчиваются ваши споры?

    (ответы Единое мнение, ссора)

    3. Знакомство с правилами ведения спора.

    А как вы думаете чем спор отличается от ссоры? Обратимся снова к словарю. Ссора- состояние взаимной вражды, размолвка, перебранка. Что поможет нам достойно закончить спор? ЗНАНИЕ ПРАВИЛ!

    Мы разобрались, чем отличается спор от ссоры.

    Сегодня на уроке мы будем учиться отстаивать свое мнение так, чтобы спор не превращался в ссору.

    А что для этого надо? (Правила культурного общения во время спора)

    А прежде очень знакомая ситуация. Знакомство с рассказом С. Иванова «Спор про вежливость» Чтение по ролям (дети сами распределяют роли)

    Подумайте, понимают ребята, что такое вежливость? (Ответы)

    Почему вы так считаете?(Грубо разговаривали, кричали)

    Умеют ли эти ребята спорить? На что больше похож их разговор- на спор или ссору? Какие правила речевого этикета забыли ребята? (обсуждение)

    Говорят, что в споре рождается истина. В таком споре может родиться истина?

    Какое правило для спорящих можно вывести из этого разговора?

    Веди спор достойно: будь спокоен, вежлив, уважай чужое мнение.

    Чтобы высказать свою точку зрения и не обидеть собеседника, употребляют специальные слова и обороты речи.

    Прочитайте обороты речи. Выберите только те из них, которые вежливый человек может использовать во время споров.

    «Я думаю, что ты прав…Ты говоришь чепуху….Мне кажется ты ошибаешься….Ты что с приветом?....Ну что ты мелешь?...Давай подумаем вместе…

    Вспомните рассказ Леонида Андреева « Петька на даче».А для этого Ч.2 Упр.18. Прочитайте задание. Обсудите ответы с соседом.

    Прочитайте, как ответили Таня Перова и Маша… СТР. 49

    Цитата- строчки из текста.

    Стр 50, 51

    ВСТАВКА ФИЛОСОФ СОКРАТ

    4. Упражнения в ведении диалога.

    Почему люди спорят? (по одному вопросу разные мнения). Это хорошо или плохо? (хорошо, когда у человека есть собственное мнение). А раз у человека есть собственное мнение, то с каких слов он должен начинать свою речь во время спора, обсуждения?

    Я думаю…

    Мне кажется…

    По-моему…

    А сейчас попробуйте ответить на вопрос, используя эти слова.

    Надо ли утром завтракать? (ответы)

    Достаточно ли этого для спора? Чего не хватает? (доказательства)

    Думали вы до сегодняшнего урока о культуре спора?

    А сейчас попробуйте в парах доказать друг другу, когда полезнее чистить зубы: утром или вечером? (обсуждение)

    Пришли ли вы к общему мнению?

    Вывод. СПОРИТЬ МОЖНО БЕЗ КОНЦА.

    А как культурно закончить спор? (ответы)

    Закончить спор могут следующие фразы.

    « С вами было интересно говорить, но я останусь при своем мнении»

    «Вы привели много убедительных примеров, я подумаю…»

    « Вы так убедительно доказывали свое мнение, что я с вами соглашусь…»

    Так мы можем закончить спор.

    И урок.

    5.Итог урока

    К какому выводу пришел каждый из вас?

    Что дома расскажите родителям?

    6.Дом. задание

    Сочинить небольшой диалог – спор любых персонажей. Спор должен быть вежливым.

    «Учимся спорить»

    Урок риторики в 7 классе

    Выполнила

    Матвеева Ольга Ивановна

    учитель риторики

    МБОУ гимназии №5

    г. Морозовска Ростовской области

    Цели:

    1. Повторить уже известные детям правила речевого этикета.
    2. Познакомить с правилами поведения во время спора, дискуссии.
    3. Учить дискутировать.

    Спор – не ссора,

    бойся ложного задора!

    (Пословица)

    В споре побеждает не тот,

    кто горячится,

    а тот, кто думает.

    (Народная мудрость)

    Ход урока

    1. 1. Вступительное слово учителя .

    Сегодня мы узнаем, что ЗНАЧИТ СПОРИТЬ ПО ПРАВИЛАМ. Вы, наверное, удивитесь, ведь вам не раз приходилось оказываться в ситуации спора и вы не предполагали, что есть определенные этикетные правила поведения в такой ситуации.

    2. Знакомство с правилами поведения во время спора, дискуссии.

    Как вы понимаете значение слов СПОР, ДИСКУССИЯ? Найдите в словаре. (Словесное обсуждение какого-либо вопроса, в котором каждый отстаивает своё мнение).

    Как вы думаете, зачем люди спорят, дискутируют друг с другом? Может быть для того, чтобы поссориться?

    Чем отличается ссора от дискуссии, спора? Найдите в словаре. (Ссора – состояние взаимной вражды, перебранка).

    О том, что существуют этикетные правила ведения спора, по-видимому, не знали ребята из рассказа С. Иванова «Спор про вежливость». Давайте посмотрим сценку

    «СПОР ПРО ВЕЖЛИВОСТЬ».

    После полдника у нас был разговор про вежливость.

    - Вот, например, если я сижу в автобусе, - закричала Лиза Петрова, - а входит старушка, я ей сразу место уступаю!

    - Это каждый дурак знает! – закричал Оганес Суприкян. – А ещё надо сказать: «садитесь, пожалуйста!» Поняла, ворона?

    - Ты что, с приветом? – закричал Дима Ковалёв. – Надо сказать этой старушке: «Будьте добры, садитесь, пожалуйста». Понятно? А так она и не захочет садиться на твоё дурацкое место!

    - Да пока ты будешь говорить свои длинные ослиные речи, старушка, может быть, вообще вылезет из автобуса!

    - Не беспокойся! Старушка не такая попрыгунья. Сам скачет, а на других сваливает.

    Спорили – спорили. И без конца по разговору «пробегали» то осел, то козёл, то ворона, то баран.

    Как вы поняли, ребята перешли от спора к ссоре. Почему это произошло? Давайте обсудим вместе.

    О чем спорили дети? (О том, как должен вести себя в автобусе вежливый человек).

    Можно ли назвать этих ребят вежливыми? Какие ошибки они допустили во время спора? Каким тоном они разговаривали друг с другом? Как обращались друг к другу? Умеют ли эти дети спорить? На что больше похож их разговор: на спор или на ссору?

    Говорят, что в споре рождается истина. Может ли истина родиться в таком споре?

    Какое правило для спорящих можно вывести из этого разговора?

    «Веди спор достойно: будь спокоен, вежлив, уважай чужое мнение».

    Вежливый человек во время спора не обидит, а тем более не оскорбит другого.

    Чтобы высказать свою точку зрения и не обидеть собеседника, употребляют специальные слова и обороты речи.

    Прочитайте обороты речи, записанные на слайде. Выберите только те из них, которые вежливый человек может использовать во время дискуссии:

    Я думаю, что ты прав (не прав)… Ты говоришь чепуху… Мне кажется, что ты ошибаешься… Ты думаешь, когда говоришь?… Ну что ты говоришь?… Я согласен (не согласен) с тобой… Ты что, с приветом?… Извини, я не могу с тобой согласиться… Давай подумаем вместе… Это каждый дурак знает!…

    Но самая главная причина речевой неудачи ребят заключается в том, что они, как сказали бы раньше, - СПОРЯТ ПО ПУСТЯКАМ, т.е. без ПРИЧИНЫ.

    Ведь очевидно, что вежливый человек всегда уступит место в автобусе тем, кому это нужно больше.

    3. Знакомство с правилами ведения спора.

    Давайте не будем уподобляться этим незадачливым спорщикам и познакомимся с секретами талантливого спора.

    Известный философ Сократ ввел для своих учеников специальные уроки, которые он назвал «Уроками эристики», т.е. уроками «праведного», честного спора, который строился как диалог – уважительный и доказательный.

    Были определены и основные правила ведения такого диалога-спора. Вот некоторые из них (правила вывешиваются на доску последовательно).

    НЕ СПОРЬ ПО ПУСТЯКАМ, т.е. БЕЗ ПРИЧИНЫ

    ПОМНИ ВСЕГДА, О ЧЁМ СПОРИШЬ, т.е. О ПРЕДМЕТЕ СПОРА.

    ИМЕЙ ВСЕГДА В СПОРЕ ПРИМЕРЫ И ДОКАЗАТЕЛЬСТВА.

    ВЕДИ СПОР ДОСТОЙНО: БУДЬ СПОКОЕН, ВЕЖЛИВ, УВАЖАЙ ЧУЖОЕ МНЕНИЕ.

    4. Упражнения в ведении диалога.

    Выберите из предложенных ниже такие положения для спора, где есть основание, причина – ПРЕДМЕТ СПОРА. (2, 4)

    Осенью часто идёт дождь.

    Телевидение скоро окончательно заменит газеты и книги.

    В морях вода имеет соленый вкус.

    Это обидное слово – кличка..

    Почему вы не выбрали 1и 3 предложение? (они не имеют основания для спора).

    Обоснуйте свой выбор. Сделайте это грамотно, используя обороты «мне кажется»,

    «по моему мнению».

    Например, вы можете начать так: «Мне кажется, что это положение не имеет основания для обсуждения, потому что в нём высказываются бесспорные истины. Подумайте сами, ведь никто не будет спорить, что…»

    Среди положений, выбранных вами для спора, найдите такие, которые вызывают ваш интерес и которые вы бы хотели обсудить в диалоге-споре с друзьями.

    1) Запишите выбранный ПРЕДМЕТ СПОРА. Определите ваше отношение к предмету спора.

    2) В течение 5 минут запишите ДОКАЗАТЕЛЬСТВА, которые вы могли бы привести, отстаивая своё мнение. Используйте выражения: «во-первых, потому что…», «во-вторых, потому что…» и т.д.

    3) Спор не всегда строится как безобидное обсуждение проблемы. В ситуации спора нередко возникают «острые углы»: противники высказывают разные мнения на один и тот же предмет спора. В этом случае важно не «сердито» оспаривать и перебивать, а спокойно выслушать своего оппонента и отметить то, в чем ты можешь с ним согласиться, а в чем нет. ВЕДИ СПОР ДОСТОЙНО.

    Дети пробуют свои силы в ведении диалога-спора.

    5. Решение проблемы «Как не допустить ссоры».

    Всем известно, что чаще всего мы понимаем, что возникает спор, по тому, как меняется тон речи собеседников. Что происходит с голосом спорящих? Важно добиться не повышения тона (спорить нужно без крика), а выбора нужного тона (вопроса, утверждения).

    6. Итог урока.

    Какие правила речевого этикета вы сегодня узнали?

    В жизни приходится очень много спорить, возражать, опровергать мнение других, не соглашаться.
    Лучше всего проявляет свою воспитанность человек, когда он ведет дискуссию, спорит, отстаивая свои убеждения.
    В споре сразу же обнаруживается интеллигентность, логичность мышления, вежливость, умение уважать людей и… самоуважение.
    Если в споре человек заботится не столько об истине, сколько о победе над своим противником, не умеет выслушать своего противника, стремится противника «перекричать», испугать обвинениями, – это пустой человек, и спор его пустой.
    Как же ведет спор умный и вежливый спорщик?
    Прежде всего он внимательно выслушивает своего противника – человека, который не согласен с его мнением. Больше того, если ему что-либо неясно в позициях его противника, он задает ему дополнительные вопросы. И еще: если даже все позиции противника ясны, он выберет самые слабые пункты в утверждениях противника и переспросит, это ли утверждает его противник.
    Внимательно выслушивая своего противника и переспрашивая, спорящий достигает трех целей: 1) противник не сможет возразить тем, что его «неправильно поняли», что он «этого не утверждал»; 2) спорящий своим внимательным отношением к мнению противника сразу завоевывает себе симпатии среди тех, кто наблюдает за спором; 3) спорящий, слушая -и переспрашивая, выигрывает время для того, чтобы обдумать свои собственные возражения (а это тоже немаловажно), уточнить свои позиции в споре.
    В дальнейшем, возражая, никогда не следует прибегать к недозволенным приемам спора и придерживаться следующих правил: 1) возражать, но не обвинять; 2) не «читать в сердце», не пытаться проникнуть в мотивы убеждений противника («вы стоите на этой точке зрения, потому что она вам выгодна», «вы так говорите, потому что вы сам такой» и т. п.); 3) не отклоняться в сторону от темы спора; спор нужно уметь доводить до конца, то есть либо до опровержения тезиса противника, либо до признания правоты противника.
    На последнем своем утверждении я хочу остановиться особо.
    Если вы с самого начала ведете спор вежливо и спокойно, без заносчивости, то тем самым вы обеспечиваете себе спокойное отступление с достоинством.
    Помните: нет ничего красивее в споре, как спокойно, в случае необходимости, признать полную или частичную правоту противника. Этим вы завоевываете уважение окружающих. Этим вы как бы призываете к уступчивости и своего противника, заставляете его смягчить крайности своей позиции.
    Конечно, признавать правоту противника можно только тогда, когда дело касается не ваших общих убеждений, не ваших нравственных принципов (они всегда должны быть самыми высокими).
    Человек не должен быть флюгером, не должен уступать оппоненту только для того, чтобы ему понравиться, или, боже сохрани, из трусости, из карьерных соображений и т. д.
    Но уступить с достоинством в вопросе, который не заставляет вас отказаться от своих общих убеждений (надеюсь, высоких), или с достоинством принять свою победу, не злорадствуя над побежденным в споре, не торжествуя, не оскорбляя самолюбия оппонента, – как это красиво!
    Одно из самых больших интеллектуальных удовольствий – следить за спором, который ведется умелыми и умными спорщиками.
    Нет ничего более глупого в споре, чем спорить без аргументации. Помните у Гоголя разговор двух дам в «Мертвых душах»:
    «– Милая, это пестро!
    – Ах нет, не пестро!
    – Ах, пестро!»

    Тема: Учимся спорить и доказывать.
    Цели:

    Повторить уже известные детям правила речевого этикета.

    Познакомить с правилами поведения во время спора, дискуссии.

    Учить дискутировать.

    Оформление:
    Спор - не ссора,
    бойся ложного задора!
    (Пословица)

    В споре побеждает не тот,
    кто горячится,
    а тот, кто думает.
    (Народная мудрость)

    Ход занятия.

    Вступительное слово учителя .
    На этом занятии мы узнаем, что ЗНАЧИТ СПОРИТЬ ПО ПРАВИЛАМ. Вы, наверное, удивитесь, ведь вам не раз приходилось оказываться в ситуации спора и вы не предполагали, что есть определенные этикетные правила поведения в такой ситуации.

    Знакомство с правилами поведения во время спора, дискуссии.
    - Как вы понимаете значение слов СПОР, ДИСКУССИЯ? Найдите в словаре. (Словесное обсуждение какого-либо вопроса, в котором каждый отстаивает своё мнение).
    -Как вы думаете, зачем люди спорят, дискутируют друг с другом? Может быть для того, чтобы поссориться?
    -Чем отличается ссора от дискуссии, спора? Найдите в словаре. (Ссора - состояние взаимной вражды, перебранка).

    Задание: Прочитайте тексты. В каком из них собеседники ведут спор, а в каком - происходит ссора? Почему ты так решил?

    Проходящий мальчик задевает плечом другого.

    Не цепляйся!

    Кто цепляется?

    Ты цепляешься!

    Я не цепляюсь! Ты сам цепляешься!

    Я цепляюсь?

    Да знаешь… Знаешь ты кто? - толкает его.

    Да та сам… - и тоже толкает.

    Стоящая рядом девочка громко говорит:

    Наталия Борисовна, а мальчики дерутся!

    Учитель. Ребята, может ли предложение быть одновременно восклицательным и вопросительным?

    Коля. Я думаю, что нет. И вот почему. Вопросительное предложение употребляется, когда мы спрашиваем, чтобы получить ответ. А восклицательное - когда хотим выразить какие-то чувства: радость, удивление, восхищение, страх.

    Таня. Твоё суждение интересное, но я не согласна. Ведь мы можем спрашивать и радоваться, спрашивать и бояться. Вот в сказке Козлята Волка спрашивают с большим страхом: «Кто там?!». Значит, твоё утверждение, Коля, не является правильным, и предложение может быть восклицательным и вопросительным одновременно.

    Определите вид спора. Можно ли назвать данный спор публичным? Если да, то какой форме организации публичного спора он соответствует? Обоснуй свой ответ.

    Вывод:
    Веди спор достойно: будь спокоен, вежлив, уважай чужое мнение. Вежливый человек во время спора не обидит, а тем более не оскорбит другого.

    Чтобы высказать свою точку зрения и не обидеть собеседника,

    употребляют специальные слова и обороты речи.

    Задание: Какие речевые обороты не следует употреблять в дискуссии? Как возразить, чтобы не оскорбить и не обидеть собеседника? Рассмотрите левый столбик и сформулируйте противоположные по значению речевые клише для правого столбика. Помните о том, что выражения несогласия должны быть вежливыми.

    Речевые обороты согласия и несогласия.

    Согласие Несогласие

    Правильно

    Это само собой разумеется

    Это нельзя отрицать

    Я согласен с…

    Могу согласиться

    Я уверен, что это так

    Я разделяю ваше мнение

    Придерживаюсь того же мнения

    Не возражаю против этого

    3. Знакомство с правилами ведения спора.
    Давайте познакомимся с секретами талантливого спора.

    Известный философ Сократ - один из основателей Школы риторической
    грамоты - ввел для своих учеников специальные уроки, которые он назвал «Уроками эристики», т.е. уроками «праведного», честного спора, который строился как диалог - уважительный и доказательный.

    Были определены и основные правила ведения такого диалога-спора. Вот некоторые из них (правила вывешиваются на доску последовательно).

    НЕ СПОРЬ ПО ПУСТЯКАМ, т.е. БЕЗ ПРИЧИНЫ

    ПОМНИ ВСЕГДА, О ЧЁМ СПОРИШЬ, т.е. О ПРЕДМЕТЕ СПОРА.

    ИМЕЙ ВСЕГДА В СПОРЕ ПРИМЕРЫ И ДОКАЗАТЕЛЬСТВА.

    ВЕДИ СПОР ДОСТОЙНО: БУДЬ СПОКОЕН, ВЕЖЛИВ, УВАЖАЙ ЧУЖОЕ МНЕНИЕ.
    4. Упражнение в ведении дискуссии.

    Примите участие в дискуссии на тему «Человек - друг или враг природы?», используя на каждом этапе речевые обороты, допустимые в дискуссии.

    Для этого класс делится на 4 группы, каждая получает индивидуальное задание - готовит текст высказывания для одной из частей дискуссии (вступление, заключение, позиция «человек-друг», позиция «человек-враг»). Далее происходит коллективное обсуждение в рамках учебной дискуссии.

    5. Итог занятия.

    Для чего необходимо знать речевые обороты ведения дискуссии? Как помогают

    они сформулировать свою мысль?

    Как проходила работа твоей группы по подготовке дискуссии? Насколько

    участники были активны в процессе обсуждения, вежливы, внимательны друг

    Было ли тебе интересно участвовать в дискуссии? Почему?

    6. Домашнее задание .
    - Сочините небольшой диалог - спор любых персонажей. Спор должен

    быть вежливым. Запишите диалог в тетрадь, правильно оформив.

    Жительница Санкт-Петербурга стала героиней вирусного видео. Вместо того, чтобы отойти в сторону и дать автомобилям проехать по двору, а самой обойти их по неубранному снегу, она пошла на принцип и долгое время стояла посреди дороги, отказываясь уступить. В социальных сетях её называют ненормальной и сочувствуют терпеливым водителям. Но кажется, правила дорожного движения на её стороне.

    Этот небольшой дорожный конфликт, который на первый взгляд кажется незначительным, произошёл в Петербурге в конце января, когда прошли обильные снегопады. Женщина отказалась уступить дорогу автомобилю во дворе жилого дома на Ленинском проспекте. Видео противостояния, выложенное в группу «Ездюки» в фейсбуке, стало вирусным: многих история задела за живое.

    Ситуация развивалась так: женщина пыталась выйти из двора, который был сильно завален снегом. Навстречу ей двигался автомобиль с пассажиром, который заехал во двор. Вместо того, чтобы протиснуться между встречной машиной и припаркованными авто, принципиальная местная жительница остановилась и заявила, что не уступит дорогу.

    Терпеливые водители долго пытались убедить её отойти хотя бы немного в сторону, но женщина стояла на своём.

    Дайте нам проехать, пожалуйста. Вы можете дать нам проехать?
    - А вы мне дайте пройти. Вы мужчина!

    Постепенно за красным автомобилем, перед которым остановилась женщина, скопилось ещё несколько. Водители вышли из них, стали убеждать жительницу отойти в сторону все вместе, но та продолжала стоять на своём.

    Видео длится четыре с половиной минуты, и за это время никто так и не соглашается уступить, но конфликт остаётся в рамках относительно вежливой беседы, никто не прибегает к насилию. Кажется, что в любой момент может начаться рукоприкладство, но этого не происходит. Мы узнали у Василия Бойцова, который с согласия автора поделился видеозаписью, чем кончилось дело: женщина в конце концов ушла и машины смогли проехать.

    Василий задал вопрос подписчикам: «А как бы поступили вы?» И почти все в группе единодушно на стороне водителей. В основном люди либо высмеивают героиню ролика, либо унижают её.

    Записью поделились в фейсбуке почти полторы тысячи пользователей. И большинство из них тоже сочувствует водителям, а не женщине. Грубых комментариев очень много, люди пишут о «недостатке мужского внимания», называют женщину сумасшедшей или просто нецензурными словами.

    Виктор Гусеевский

    И вот такие мысли: у наших бы мужиков терпения не хватило, девушку очень жалко - довели до крайности коммунальщики или прочие неурядицы, вот что бывает, когда плохо чистят снег. Ну и это самое… эм… как же его… типа… А вот… берегите себя 🙂

    Dina Golmenko

    Вот так живёшь-живёшь, просыпаешься утром с котиком рядом и понимаешь, что всё окончательно задрало, выходишь на улицу, идёшь, ***, по неочищенной дороге и ещё кому-то должен уступать дорогу… Где-то в душе я её даже понимаю)))

    При этом почти никто из тех, кто репостит и комментирует видео, не считает, что женщина может быть права по закону и именно водители должны были уступить ей дорогу с самого начала. Однако статья 17 Правил дорожного движения указывает на то, что во дворах пешеходы имеют преимущество перед автомобилистами.

    17.1. В жилой зоне, то есть на территории, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками 5.21 и 5.22, движение пешеходов разрешается как по тротуарам, так и по проезжей части. В жилой зоне пешеходы имеют преимущество, однако они не должны создавать необоснованные помехи для движения транспортных средств. […]

    17.4. Требования данного раздела распространяются также и на дворовые территории.

    Весь вопрос только в том, что значит «необоснованные помехи». Автоюристы портала PDD Master считают, что это касается случаев, когда люди не идут и не едут по дороге, а просто стоят на ней и загораживают проезд и проход.

    При этом пешеходы не должны создавать необоснованных помех автомобилям, то есть, например, курить посреди узкой проезжей части, когда во двор пытается въехать пожарный автомобиль со спецсигналами.

    Насколько позиция пешехода-женщины была необоснованной, каждый может судить сам. Вот видеозапись противостояния целиком:

    Петербургский адвокат-правозащитник Виталий Черкасов в шутку даёт хороший совет - что делать автомобилистам, которые столкнулись с такой ситуацией.