• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Сценарий классного часа для 7 класса

    «Береги свою жизнь! (опасности на дорогах)»

    Подготовила:

    Челик Е.Т., учитель физики и информатики

    Раздольненской ОШ I - III ступеней, Старобешевского района.

    Цели и задачи:

    Формировать представления школьников о безопасности дорожного движения

    Повторить правила движения пешеходов по дороге и улице

    Развивать у школьников умение находить наиболее безопасный путь от дома до школы

    Воспитывать уважительное отношение ко всем участникам дорожного движения, чувство гражданской ответственности за поведение на дороге.

    Подготовка : плакаты с элементами улиц и дорог, картины с участниками дорожного движения, фишки, карточки с заданиями.

    Ход урока

    1.Введение (вступительное слово классного руководителя).

    Соблюдение ПДД - закон сохранения жизни. С этим нельзя не согласиться. Однако статистика гласит: примерно три четверти всех ДТП происходит с участием детей. Давайте подумаем, какие это могут быть причины.

    Наиболее частыми являются:

    Переход через проезжую часть вне установленных для перехода мест.

    Неожиданный выход из-за движущихся или стоящих транспортных средств или других препятствий, мешающих обзору.

    Неподчинение сигналам светофора.

    Игры на проезжей части и ходьба по ней при наличии тротуар.

    Как можно уберечь от необдуманных действий на дороге? Как не допустить рост ДТП с участием школьников? Для этого необходимо уделять теме безопасности огромное значение. И мы сегодня поговорим об этом.

    2. Основная часть (Беседа с классом).

    Представьте, что в нашем городе вдруг погасли все светофоры. А все инспектора, регулирующие движение, куда-то исчезли. Какие последствия могут быть? (Обсуждение вопроса).

    С каждым днем на наших дорогах появляется все больше и больше автомобилей. Высокие скорости и интенсивность движения требуют от водителей и пешеходов быть очень внимательными.

    Дисциплина, осторожность и соблюдение правил дорожного движения водителями и пешеходами - основа безопасного движения на улице.

    Что такое ДТП? (Обсуждение вопроса обучающимися).

    Из всего числа дорожно-транспортных происшествий половина совершается с участием пешеходов. Это страшный показатель, свидетельствующий о низкой культуре и пешеходов и водителей. Оказывается, пешеходам не хватает терпения дождаться подходящего момента, чтобы перейти дорогу. Половина готова стоять на тротуаре всего 4 секунды, на пятой они готовы рисковать жизнью, чтобы оказаться на противоположной стороне дороги. Надо бороться с подобным нетерпением, помня о том, что первым приходит тот, кто «торопится медленно».

    Полосатая дорожка («зебра») лишь в какой-то степени гарантирует вашу безопасность на дороге. Ученые выяснили, что семеро из десяти водителей, занятых разговором по сотовому телефону, не уступят на «зебре» дорогу пешеходам.

    Сегодня мы с вами попробуем разобраться, что мы делаем на дороге не так. Начнем с самого распространенного транспортного средства доступного школьникам - велосипеда.

    Запомним первое: это самое незащищенное транспортное средство. У него нет дверей, предохраняющих от удара сбоку, нет бампера, который отчасти принял бы на себя лобовой удар. Поэтому при любом столкновении или наезде на препятствие велосипедист очень уязвим. Второе: ездить на велосипеде комфортно там, где для этого создана специальная безопасная зона. Третье правило: никогда не пытайтесь проехать между едущим и стоящим автомобилем. Остановитесь, пропустите движущийся на вас автомобиль. Не считайте это за трусость, это всего лишь здравый смысл. Теперь главное: старайтесь не выезжать на проезжую часть, даже если вам исполнилось 14 лет.

    На мопеде вы можете выезжать на проезжую часть с 16 лет. Но помните: двигаться вы должны только по крайней правой полосе, в один ряд, как можно правее. Относительная зона безопасности кончается дальше одного метра от тротуара.

    3. Закрепление изученного (в игровой форме (викторина)).

    Викторина

    Класс делится на 3 команды (в зависимости от числа учащихся).

    С каждым годом растет число дорожно-транспортных происшествий, происходящих как в городах, так и в сельской местности. Во многих таких происшествиях виновниками являются дети, плохо знающие или не знающие вовсе правил дорожного движения. Сегодня мы посмотрим, как вы знаете правила дорожного движения и умеете ли вы применять полученные знания в конкретных ситуациях на дороге.

    Капитаны команд, подойдите и выберите свою эмблему команды.

    Конкурс “Знаете ли вы?”

    Право ответа предоставляется той команде, чей капитан первым поднял эмблему. За каждый правильный ответ команда получает 2 балла, за неполный ответ - 1 балл. Если команда отвечает неправильно, то право ответа переходит к той команде, которая второй подняла эмблему.

    Вопросы:

    1. Что такое тротуар? (Дорога для движения пешеходов.)

    2. Что такое зебра? (Разметка дороги, обозначающая пешеходный переход).

    3. Кого называют пешеходом? (Человека вне транспорта, находящегося на дороге, но не работающего на ней.)

    4. Как правильно обходить трамвай? (Спереди.)

    5. Как правильно обходить автобус и троллейбус? (Сзади.)

    6. Кого называют водителем? (Человека, управляющего каким-либо транспортным средством.)

    7. Где следует ходить пешеходам? (По тротуарам, придерживаясь правой стороны.)

    8. Где можно играть детям на улице? (В специально отведенных для игр местах.)

    9. С какого возраста разрешается езда на велосипеде по дорогам? (С 14 лет.)

    10. В каком возрасте можно получить удостоверение на право управления мотоциклом? (В 16 лет.)

    11.По какому краю дороги должны идти пешеходы в тех местах, где нет тротуара? (По левому, навстречу движущемуся транспорту.)

    12.Что такое железнодорожный переезд? (Место пересечения железной дороги с автомобильной.)

    13.Можно ли детям садиться на переднее сиденье легкового автомобиля? (Можно, при достижении 12 лет.)

    14. Разрешается ли водителю мопеда движение по пешеходным дорожкам? (не разрешается).

    15. Кого мы называем "участниками дорожного движения"? (пешеходы, водители, пассажиры). 16. Можно ли велосипедисту ехать по дороге, если недалеко имеется велосипедная дорожка? (нет).

    17. Какой дорожный знак устанавливают вблизи школ? (дети).

    18. Какой поворот опаснее: левый или правый? (левый, так как движение правостороннее).

    19. Как называется "зебра" на дороге? (пешеходный переход).

    20. Являются ли пешеходами лица, выполняющие работу на дороге? (нет).

    21. Какие сигналы подает светофор? (красный, желтый, зеленый).

    22. Какой перекресток называют регулируемым? (тот, где есть светофор или регулировщик).

    23. Кому должны подчиняться пешеходы и водители, если на перекрестке работают одновременно и светофор и регулировщик? (регулировщику).

    24. Зачем нужны стоп-сигналы на автомобиле? (чтобы другие участники дорожного движения могли видеть намерения водителя остановиться или притормозить).

    25. Какой стороны нужно придерживаться, шагая по тротуару? (правой стороны).

    26. Всегда ли пассажирам нужно пристегиваться ремнями безопасности? (да, всегда).

    27. Как велосипедист должен информировать других участников движения о намерении остановиться? (поднять руку вверх).

    28. Как следует перейти дорогу, если ты вышел из автобуса? (нельзя обходить транспорт ни спереди, ни сзади, нужно подождать, когда он уедет, и дорога будет просматриваться в обе стороны, а лучше отойти на безопасное расстояние, а если есть пешеходный переход, то переходить через дорогу следует по нему).

    29. Можно ли переходить дорогу наискосок? (нет, потому что, во-первых, путь становится длиннее, а во-вторых, сложнее увидеть транспорт, который движется со стороны спины).

    30. Какое положение регулировщика запрещает движение всем участникам движения? (рука поднята вверх).

    2.Конкурс капитанов

    Вопросы:

    1. Какие специальные светофоры вы знаете? (Железнодорожный, двухцветный (красный и зеленый), пешеходные светофоры, светофоры для велосипедистов, светофоры с указанием направления движения.)

    2. Как должен поступить пешеход, если он не успел закончить переход на разрешающий сигнал светофора? (Дойти до середины проезжей части и оставаться там, продолжить движение только тогда, когда загорится зеленый сигнал светофора.)

    3. Почему опасно пересекать улицу бегом? (Бегущему человеку труднее наблюдать за происходящим. Он может не заметить едущее транспортное средство.)

    3. Конкурс “Найди нарушения”

    Командам раздают картинку с нарушениями. Ребята должны их найти.

    4. Конкурс “Угадай знаки”

    Как называется и что означает этот дорожный знак? Показываются дорожные знаки:

    велосипедное движение запрещено;

    дорожные работы;

    телефон;

    пешеходная дорожка;

    движение запрещено;

    опасный поворот;

    обгон запрещен;

    дети.

    5. Конкурс “Дорожная ситуация”

    Командам предлагаются карточки с ситуациями, которые наиболее часто встречаются на дорогах. После трехминутной подготовки учащиеся должны представить план своих действий, исходя из конкретной ситуации.

    Ситуации:

    1. Вы ехали на заднем сиденье легкового автомобиля. После остановки автомобиля на проезжей части вам необходимо выйти из салона. Как вы поступите?

    2. Вы стоите на остановке и ждете автобус. Автобус задерживается, а количество пассажиров на остановке все увеличивается. И вот автобус подъезжает. Как вы поступите в этом случае?

    3. При движении в автобусе неожиданно начался пожар. Что вы предпримете?

    4. Катаясь на велосипеде, вы подъехали к автомобильной дороге. Вам необходимо перебраться на другую сторону дороги. Как вы это сделаете?

    6. Загадки

    Посмотри, силач какой:
    На ходу одной рукой
    Останавливать привык
    Пятитонный грузовик.
    (Милиционер)

    Этот конь не ест овса,
    Вместо ног - два колеса.
    Сядь верхом и мчись на нем,
    Только лучше правь рулем.
    (Велосипед. )

    Удивительный вагон!
    Посудите сами:
    Рельсы в воздухе, а он
    Держит их руками.
    (троллейбус)

    По обочине дороги
    Как солдатики стоят,
    Все мы с вами выполняем
    То, что нам они велят
    (Знаки)

    Не живая, а идет
    Неподвижна, а ведет.
    (Дорога)

    Где ведут ступеньки вниз,
    Ты спускайся, не ленись.
    Знать обязан пешеход:
    Тут …?
    (подземный переход!)

    Чтоб тебе помочь
    Путь пройти опасный,
    Горит и день, и ночь -
    Зеленый, желтый, красный
    (Светофор)

    Полосатые лошадки
    Поперёк дорог легли-
    Все авто остановились
    Если здесь проходим мы.
    (Переход-зебра)

    Дом по улице идет,
    На работу нас везет,
    Не на курьих тонких ножках,
    А в резиновых сапожках.
    (Автобус)

    7. Задачки

    1. Представьте себе, что ты - водитель троллейбуса. На первой остановке в пустой салон вошли 5 человек. На второй остановке вошли двое и один сошел, на третьей - поднялись 4 пассажира, а двое сошли. Сколько лет водителю троллейбуса ? (столько лет, сколько тому, к кому обращён этот вопрос)

    2. Мальчик ехал на велосипеде в город. Навстречу ему ехала автомашина, в которой сидело 5 женщин. Каждая из них везла по одной курице и паре валенок. Сколько живых существ ехало в город ? (1 - мальчик)

    3.На прямолинейном участке пути каждое колесо двухколесного велосипеда проехало 5 км. Сколько километров проехал велосипед? (5 км)

    В конце подводятся итоги конкурсов. Победившие получают грамоты.

    Вывод: сегодня мы с вами узнали, как вести себя за рулем велосипеда. Запомнили главные правила управления этим транспортным средством на дорогах и во дворах нашего города; вспомнили и закрепили основные правила дорожного движения. Поняли главное - не стоит подвергать свою жизнь неоправданному риску. Соблюдать правила дорожного движения, быть осторожным на дороге - это не трусость, а умный расчет.

    Классный час на тему «Мой помощник - внимание», 5 класс

    Классный час, посвященный развитию внимания, не требует от воспитателя проведения психологической диагностики и тренингов - пусть этим занимаются специалисты-психологи. Задача классного руководителя - обратить внимание детей на ресурсы их интеллекта, пробудить стремление к самопознанию, саморазвитию.

    Упражнения на развитие внимания, наблюдательности вызывают большой интерес у слабых учеников, дают возможность этим детям проявить себя.

    Цели: подвести детей к осознанию необходимости развивать свое внимание; мотивировать на самостоятельную работу по развитию внимания; пробудить у детей интерес к самосовершенствованию, саморазвитию.

    Подготовительная работа с детьми

    Договориться с одной ученицей о том, что она в течение 3 минут изменит внешность, чтобы проверить наблюдательность одноклассников (сначала она предстанет перед ними в одном виде, затем, выйдя в коридор, внесет семь изменений в свою внешность).

    Оборудование

    Подготовить большую картину (можно взять у учителя истории, русского языка; портрет, жанровая сценка, натюрморт), на которой легко можно выделить 7-9 ярких деталей (картинка должна быть незнакома детям).

    Оформление класса:

    а) на перемене перед классным часом подготовить доску:

    Нарисовать 3-4 концентрические окружности с точкой в центре (как мишень в тире);

    Написать 5 предложений (1 для примера, 4 - для упражнения).

    б) на парту каждому ученику положить двойной тетрадный лист бумаги.

    Музыкальное оформление

    Желательно приготовить 1-2 музыкальных фрагмента (без слов) для сопровождения игровых упражнений. Все упражнения должны выполняться в течение 1 минуты, и музыка позволяет детям сориентироваться во времени. Музыка для сопровождения игровых упражнений должна быть спокойная, помогающая сосредоточиться. Для игровой паузы можно использовать ритмичную танцевальную музыку.

    План классного часа

    1. Вступление. Мотивация к занятию.

    2. Интерактивная беседа «Внимание и его особенности».

    3. Игровой блок:

    а) игровое упражнение на проверку объема внимания «Мгновенная фотография»;

    б) игровое упражнение на распределение внимания «Треугольники и круги»;

    в) игровое упражнение на распределение внимания «Цифры»;

    г) игровое упражнение на концентрацию внимания «Спрятанные имена»;

    д) игровое упражнение на наблюдательность «Смотреть и видеть».

    4. Игровая пауза. «Кросс».

    5. Конкурс «Профессия - детектив».

    6. Подведение итогов (рефлексия).

    Ход классного часа

    I. Вступление. Мотивация к занятию

    Классный руководитель. Ребята, сегодня мы поговорим о внимании. У каждого из вас на партах лежит лист бумаги. Чтобы показать, что вы внимательно меня слушаете, возьмите этот лист бумаги

    в левую руку и поднимите вверх.

    Часть детей выполнила задание, часть осталась сидеть в недоумении. Ну вот мы и увидели, насколько вы внимательны. Кто-то сосредоточился и все понял с первого раза, а кому-то нужно было повторять задание дважды. Примерно то же самое происходит на уроках. Если бы все ученики умели управлять своим вниманием, в нашем классе учились бы одни отличники. Так что же такое внимание?

    II. Интерактивная беседа «Внимание и его особенности»

    Классный руководитель (показывает на доску, на которой нарисованы концентрические окружности.) Посмотрите на доску. Что на ней нарисовано? Дети. Мишень.

    Классный руководитель. Да, мишень. Ее изображают в виде концентрических окружностей. Они сосредоточены, сконцентрированы вокруг центра. Стрелок старается попасть в центр мишени, а мы стараемся сосредоточить свое внимание на чем-то. Внимание - это умение собирать, концентрировать свои мысли. Но, как видим не всегда это у нас получается. Что же мешает нам сосредоточиться?

    Примерные ответы детей:

    Думаю о посторонних предметах.

    Рисую на уроках.

    Иногда настроение плохое мешает.

    Отвлекает шум на улице или в коридоре.

    Что-то постоянно хочется вертеть в руках.

    Классный руководитель. Мы видим, что удерживать внимание иногда очень нелегко. Как же можно бороться с этими врагами на уроках?

    Примерные ответы детей:

    Выбросить весь мусор из головы и слушать только учителя.

    Сжать руки в кулаки, чтобы ничего не трогать.

    Не смотреть по сторонам.

    Не прислушиваться к шуму за окном.

    Не мечтать о том, что ты будешь делать после школы.

    Нужно заставлять себя не отвлекаться, хотя это очень трудно.

    Классный руководитель. Ребята, внимание - это очень важное качество человека. От него зависит успех в любом деле. Сегодня мы узнаем, как развивать внимание. Это можно делать буквально играючи.

    III. Игровой блок

    Игровое упражнение «Мгновенная фотография»

    Классный руководитель. И первая игра называется «Мгновенная фотография».

    За одно мгновение, за одну короткую вспышку света наш мозг способен воспринять (увидеть, понять, обработать) огромный объем информации.

    Посмотрите на картинку в течение 3-5 секунд. (Показывает любую картинку или предмет с крупными яркими деталями.) А теперь запишите на листах бумаги, какие детали вам врезались в память.

    Дети пишут в течение 1-2 минут.

    Посчитайте количество деталей, которые вы заметили. Это объем вашего внимания.

    Есть такие, которые заметили больше 7 деталей? Это отличный результат!

    Кто запомнил 5-6 деталей? Это хороший результат.

    Тем, у кого цифра меньше 5, нужно работать над своим вниманием.

    Игровое упражнение «Треугольники и круги»

    Классный руководитель. А теперь я приглашаю к доске того, кто умеет делать несколько дел одновременно.

    Если в классе широкая доска, можно вызвать 2-3 учеников.

    (Обращается к ученику.) Попробуй нарисовать на доске правой рукой пять треугольников, и одновременно левой рукой - 5 кругов. А вы, ребята (обращается к классу), попробуйте сделать это на листах бумаги. Но старайтесь, чтобы у треугольников были острые уголки, а окружность была плавной. На это вам дается 1 минута.

    Ученик рисует фигуры на доске. Остальные дети пытаются нарисовать фигуры на листах бумаги.

    Это упражнение учит нас распределять внимание и концентрировать его на 2 объектах. Если вы сумели нарисовать за 1 минуту 5-7 пар фигур, это хороший результат. А кто нарисовал больше?

    Учитель предлагает детям оценить рисунки товарищей (много, но небрежно; мало, но аккуратно).

    Игровое упражнение «Цифры»

    Классный руководитель. А теперь упражнение посложнее. Нужно 2 руками одновременно рисовать разные цифры. Вызываю представителей от каждого ряда.

    Учитель выбирает от каждого ряда по 7 ученику и предлагает им разные задания: один пишет цифры 1,2, другой - 2,3, третий - 3,4.

    Ну а вы, ребята, попробуйте сделать это на бумаге. Каждый ряд рисует свои цифры. На это отводится 1 минута.

    Ученики рисуют цифры.

    Лучше всех справился с этим заданием (имя ученика). Кто хочет, поднимите свои листочки, чтобы я посмотрела, у кого из вас самый лучший результат.

    Дети показывают листочки, учитель оценивает результат (по качеству - не по количеству.)

    Игровое упражнение «Спрятанные имена»

    Классный руководитель. А теперь упражнение на концентрацию внимания. На доске написаны 4 предложения. Среди букв в каждом предложении спрятаны имена мальчиков и девочек.

    Попробуйте отыскать эти имена за 1 минуту.

    Пример: «...принес кофе дяде». (Федя.)

    1. «В густой листве раздается свист соловья», - сказала...

    2. ...пела песни на сцене.

    3. ...купил тетради малышам.

    4. «Лиса шарит по кустам в поисках зайца», - сказал...

    В течение 7 минуты дети анализируют предложения.

    Классный руководитель. А теперь ответьте на мои вопросы к этим предложениям.

    Кто же сказал про свист соловья в листве? (Вера.)

    Кто пел песни на сцене? (Нина.)

    Кто купил тетради малышам? (Дима.)

    Кто сказал о лисе, которая ищет зайца? (Саша.)

    Игровое упражнение «Смотреть и видеть»

    Классный руководитель. И еще одно задание на внимательность. Оно называется «Смотреть и видеть». Ребята, вы уже 5 лет учитесь в одном классе. Каждый день смотрите друг на друга. Но умеете ли вы видеть? Сейчас мы это проверим.

    Я приглашаю к доске двух соседей по парте. Кто из вас более внимательный? (Выбирает ученика.) Ему мы завяжем глаза. (Завязывает ученику глаза платком.) Он будет отвечать на вопросы. А его сосед останется стоять у доски, чтобы мы смогли оценить, правильно ли отвечает его сосед.

    Итак, вопросы:

    Какого цвета глаза у твоего соседа?

    Какого цвета волосы?

    Есть ли на лице у него родинки?

    Есть ли у него сегодня сережки (колечки, ремешок на брюках)?

    Есть ли у него сегодня на руках часы?

    В какой обуви он пришел сегодня в класс (туфли, сапоги, ботинки, кеды, кроссовки)?

    Есть ли карманы на одежде, сколько их?

    Какого цвета блузка (рубашка, брюки, кофта)?

    Какая прическа сегодня (открытый лоб или челка на лбу, косички, бантики, локоны).

    Это упражнение можно повторить с другой парой соседей по парте.

    Классный руководитель. На примере этого упражнения вы смогли сами убедиться, как нам не хватает внимательности и наблюдательности, чтобы не только смотреть, но и видеть друг друга.

    IV. Игровая пауза. «Кросс»

    Классный руководитель. Ребята, нельзя перегружать внимание. Во время работы обязательно нужно делать небольшие перерывы и переключаться на что-то другое. Мы переключимся на игру «Кросс».

    Кросс - это бег по пересеченной местности. У нас препятствия будут такие: горы - поднимаем руки вверх (показывает); ямы - опускаем руки вниз (показывает); вода - плывем (показывает); лесная чаща - наклоняемся вперед, чтобы ветки не поцарапали лицо (показывает).

    Встаньте, выйдите из-за парт. Я буду быстро называть препятствия, а вы должны показать, как вы будете их преодолевать.

    Учитель вразброс называет препятствия, дети выполняют движения в течение 3 минут под музыку.

    После игры учитель предлагает всем вновь занять свои места.

    V. Конкурс «Профессия - детектив»

    Классный руководитель. Ребята, мы сегодня говорим о внимании. Но есть такие профессии, в которых внимательность и наблюдательность - это самые необходимые профессиональные качества. Какие же это профессии?

    Дети. Врач, учитель, шофер, милиционер.

    Классный руководитель. Да, милиционер, следователь, детектив должны обладать обостренным вниманием. Буквально по одному взгляду на человека детектив может рассказать о нем очень много. Недаром Шерлок Холмс говорил, что наблюдательность - это его вторая натура. А теперь мы проверим, есть ли среди нас будущие детективы? Начинаем конкурс «Профессия - детектив».

    Сейчас к доске выйдет (имя девочки). Вы посмотрите на нее внимательно в течение 1 минуты. Потом девочка выйдет в коридор и внесет семь изменений в свою внешность. После этого она вернется в класс, и вы вновь на нее посмотрите в течение 3 минут. Вы должны будете найти эти изменения в ее внешности и записать все, что вы заметили, на листочке бумаги. На позу и выражение лица девочки внимания не обращаем.

    Учитель приглашает девочку, с которой была предварительная договоренность, к доске. Затем девочка выходит в коридор и вносит незаметные изменения в свой костюм (расстегивает пуговицы, меняет ленты, прячет воротничок блузки, надевает или убирает ремешок, берет в руку платок и т. п.). Дети смотрят на девочку, вернувшуюся в класс, записывают изменившиеся детали.

    Ну, что ж, даю слово тем, кто обнаружил все 7 изменившихся деталей внешности (имя девочки).

    Учитель дает слово детям, поднявшим руки. Они читают свои записи, девочка оценивает их ответы.

    Ну вот, оказывается, детективов у нас в классе много. Это (фамилии учеников).

    VI. Домашнее задание

    Классный руководитель. Наш классный час подходит к концу. Но развивать свое внимание вы можете каждый день: на Уроках и переменах, на улице и дома. Вообще, развивать себя - это очень увлекательное занятие. Награда за него - это успех и уверенность в себе.

    А домашнее задание у вас будет такое: попробуйте по памяти написать портрет своей мамы. А потом прочитайте ей ваше описание и проверьте, насколько вы внимательны.

    VII. Подведение итогов (рефлексия)

    Классный руководитель. Как вы считаете, ребята, будет ли какая-нибудь польза от нашего классного часа? Что вы почувствовали, выполняя упражнения на развитие внимания?

    Примерные ответы детей:

    Считал себя наблюдательным, а оказалось, что я рассеянный.

    Очень интересно было рисовать двумя руками - и смешно, и трудно.

    Обязательно задам маме такие упражнения. Проверю ее внимание.

    Было очень легко и интересно выполнять упражнения на внимание, на уроках трудно сосредоточиться.

    У нас есть ребята, которые постоянно отвлекают всех на уроках. Им нужно развивать свое внимание.

    Буду следить за своим вниманием, постоянно проверять его.

    Классный час на тему» Поведение учащихся на дороге, во дворе, в транспорте»

    Цели:

    1) формировать представления школьников о безопасности дорожного движения;

    2) повторить правила движения пешеходов по улице и дороге;

    3) развивать у детей умение находить наиболее безопасный путь от дома до школы;

    4) воспитывать уважительное отношение ко всем участникам дорожного движения.

    Оборудование: карточки с правилами, «светофор», рисунки детей, кроссворд.

    ^ Ход классного часа

    I. Оргмомент

    Долгожданный дан звонок –
    Это начался урок.
    А урок расскажет всем
    Как без бед и без проблем,
    Рано утром, не спеша,
    Прийти в школу малышам.

    ^ II. Сообщение темы и целей

    Почти каждое утро вы выходите из дома и идёте в школу. Сегодня на уроке мы с вами повторим правила движения школьников по улице и дороге, выясним, какой путь от дома до школы наиболее безопасный.

    Работа по теме

    ^ 1. Повторение правил дорожного движения

    Все люди, как только выходят на улицу, становятся пешеходами. Настоящий пешеход ведёт себя на улице уверенно, и шофёры относятся к нему с уважением. Машины ездят по строгим правилам. Для пешеходов тоже есть правила. Если их не знать, ни за что не стать хорошим пешеходом.

    1-й ученик.

    Движенья полон город!
    Бегут машины в ряд,
    Цветные светофоры
    И день, и ночь горят.
    Шагая осторожно
    За улицей следи.
    И только там, где можно,
    Её переходи!

    2-й ученик.

    Делаем ребятам предостережение:
    Выучите срочно правила движения,
    Чтоб не волновались каждый день родители,
    Чтоб спокойны были за рулём водители.

    3-й ученик.

    Правил дорожных на свете немало.
    Все бы их выучить нам не мешало.
    Но основные из правил движенья
    Знать как таблицу должны умноженья.

    Сегодня каждый школьник должен знать, что улица очень опасна для того, кто не умеет правильно ходить по ней. Но тот, кто твёрдо знает и точно выполняет строгие правила дорожного движения, может не опасаться самой быстрой машины. Давайте повторим эти правила.

    - Правило 1: пешеходы должны ходить только по … тротуару. И идти по нему нужно, придерживаясь правой стороны, чтобы не сталкиваться со встречными людьми.

    - Правило 2: если дорога небольшая, пешеходы по обочинам идут … навстречу транспорту.

    - Правило 3: при переходе улицы обязательно надо посмотреть сначала … налево, а потом направо.

    - Правило 4: где попало и как попало дорогу переходить нельзя! А где можно переходить улицу?... по пешеходным переходам.

    - Правило 5: правильно переходить дорогу на перекрёстке помогает «трёхглазый командир улицы» … светофор.

    4-й ученик.

    Пешеход, пешеход!
    Помни ты про ПЕРЕХОД!
    Подземный, наземный,
    Похожий на зебру.
    Знай, что только ПЕРЕХОД
    От машин тебя спасёт!

    5-й ученик.

    Красный, жёлтый и зелёный,
    Он на всех глядит в упор.
    Перекрёсток оживлённый,
    Неспокоен светофор.
    Старики идут и дети –
    Не бегут и не спешат.
    Светофор для всех на свете
    Настоящий друг и брат.

    6-й ученик.

    По сигналу светофора
    Через улицу идём.
    И кивают нам шофёры:
    «Проходите, подождём».

    7-й ученик.

    На красный свет – дороги нет,
    На жёлтый – подожди
    Когда горит зелёный свет,
    Счастливого пути!

    ^ IV. Физкультминутка

    Мы повторили основные правила дорожного движения, а теперь отдохнём. Я буду вам показывать разные сигналы светофора, а вы должны выполнять следующее:

      красный – стоять на месте

      жёлтый – хлопать в ладоши

      зелёный – шагать на месте.


    ^ 2. Безопасный путь от дома до школы.

    Расскажите об особенностях месторасположения нашей школы.

    Дома вы выполняли рисунки «Мой безопасный путь до школы», расскажите нам о самом безопасном маршруте.

    (рассказы детей о безопасном пути до школы)

    А сейчас выполните следующее задание – проведите по карте микрорайона наиболее безопасные пути до нашей школы.

    Физкультминутка.

    Ты налево повернись –
    Что нет автомобиля - убедись.
    А теперь направо поворот –
    Будь внимательней пешеход!
    Переходим дорогу скоро,
    Соблюдая знаки или сигнал светофора.

    ^ V. Закрепление изученного

    Разгадаем кроссворд и вспомним основные понятия дорожной азбуки:

    1) Полосатая лошадка,
    Её зеброю зовут.
    Но не та, что в зоопарке –
    По ней люди все идут. (ПЕРЕХОД)

    2) По дорожке во дворе
    Мчится Коля на коне.
    Не машина, не мопед,
    А простой. ( ВЕЛОСИПЕД )

    3) Из края города в другой
    Ходит домик под дугой. (ТРАМВАЙ)

    4) Неживая, а идёт.
    Неподвижна, а ведёт. (ДОРОГА )

    5) В дороге всем ребятам
    Мы светим с давних пор,
    Мы три родные брата
    Наш домик - (СВЕТОФОР)

    6) Дом по улице идёт,
    На работу нас везёт.
    Не на курьих ножках,
    А в резиновых сапожках. (АВТОБУС )

    7) Чтоб дорогу перешёл ты
    на зелёный свет,
    Слушай наш совет:
    - Жди! И увидишь перед ним ты
    …............свет. (ЖЁЛТЫЙ)

    8) По обочине дороги
    Как солдатики, стоят.
    Все мы с вами выполняем
    Всё, что они нам велят. ( ЗНАКИ )

    9) Мчат по улицам машины,
    Там хозяйничают шины.
    Мы спустились в переход,
    Там хозяин… ( ПЕШЕХОД )

    10) Чтоб тебе помочь
    Путь пройти опасный.
    Горит день и ночь
    Зелёный, жёлтый, … (КРАСНЫЙ )

    11)Ожидаешь ты посадки
    На отведённой площадке,
    Не нужна тебе сноровка,
    Это место … (ОСТАНОВКА)

    12)Не летает, не жужжит -
    Жук по улице бежит.
    И горят в глазах жука
    Два блестящих огонька.
    Это дал завод ему:
    И огни глядеть во тьму,
    И колёса, и мотор,
    Мчаться чтоб во весь опор. (АВТОМОБИЛЬ)

    VI. Подведение итогов

    Какое ключевое слово разгадали? ОСТОРОЖНОСТЬ

    Как это слово связано с темой урока?

    Какой должен быть ваш путь от дома к школе?

    Форма проведения: игра с элементами викторины.

    Возраст учащихся: 5 – 7 класс.
    Объяснительная записка.

    Цели:


    1. совершенствовать знания учащихся по правилам дорожного движения;

    2. воспитывать навыки выполнения основных правил поведения учащихся на улице, дороге, с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма.
    Задачи:

    1. систематизировать знания учащимися правил дорожного движения;

    2. развивать навыки конструктивного взаимодействия, взаимопомощи, толерантности;

    3. воспитывать чувства взаимоуважения;

    4. развивать творческое, логическое мышление, коммуникативные навыки;

    5. профилактика детского дорожно-транспортного травматизма;

    6. развивать познавательный интерес к изучению ПДД, творческие способности детей.

    Актуальность.

    В наше время дорожное движение стало наиболее интенсивным, увеличивается число ДТП с участием несовершеннолетних, основными причинами которых являются недисциплинированность учащихся, незнание ПДД, несоблюдение их, отсутствие культуры поведения на дороге. Поэтому передвижение человека в условиях современного дорожного движения, насыщенного большим количеством транспортных средств, стало проблемой, требующей изучения не только элементарных правил дорожного движения, но и более разносторонних знаний, психологической подготовки всех участников движения: пешеходов, водителей, пассажиров.

    По статистике, примерно три четверти всех ДТП с участием детей происходит в результате их непродуманных действий. Среди них наиболее частыми являются:


    1. Переход через проезжую часть вне установленных для перехода мест 35-40%.

    2. Неожиданный выход из-за движущихся или стоящих транспортных средств или других препятствий, мешающих обзору 25–30%.

    3. Неподчинение сигналам светофора 10–15%.

    4. Игры на проезжей части и ходьба по ней при наличии тротуара – 5–10%.
    Как можно уберечь от необдуманных действий на дороге?

    Как не допустить рост ДТП с участием школьников?

    В связи с этим большое значение приобретает изучение в школе дорожной грамоты. С тем, чтобы этот процесс был более интересным, увлекательным, зримым для учащихся, с одной стороны, и материал для учителя был систематизирован, с другой стороны, возникла идея разработать дидактический материал для классных часов по ПДД. Практически каждый учитель-предметник является и классным руководителем, поэтому классные часы и оперативки по ПДД – это неотъемлемая часть нашей педагогической и просветительской работы. Важнейшими условиями обучения должны являться регулярность занятий, их непрерывность, преемственность, систематичность. Наряду с традиционными уроками необходимо проводить и необычные занятия. Таким и является данный классный час с презентацией, который составлен таким образом, что каждый классный руководитель может внести изменения или дополнить его актуальной на данный момент информацией (например, сводками ГИБДД по ДТП, совершёнными в городе за месяц). Занятия с учащимися рекомендуется проводить в кабинете, оборудованном интерактивной доской.

    Описание.

    Презентация состоит из 44 красочных анимированных слайда, которые будут прекрасными помощниками при проведении мероприятия по изучению правил дорожного движения. Работа предназначена для классных руководителей и учителей ОБЖ, работающих с учащимися 5-7 классов. Презентация охватывает большой объём программного материала по ПДД: виды транспортных средств, их классификация, история развития; понятие тормозного пути, причины, влияющие на его длину; причины ДТП; участники дорожного движения; сведения о дороге и её главных составных частях; правила передвижения на велосипеде; назначение дорожных знаков и указателей, их группы.

    Для большей эффективности презентация построена с учётом возрастных особенностей, в неё включены занимательные вопросы, анимационные картинки. Чередование демонстрации теоретического материала и беседы с учащимися помогает добиться поставленных целей.

    Грамотно подобранный материал помогает отследить уровень знаний школьников и спланировать дальнейшую работу.

    Оборудование: презентация, показ вопросов в электронном виде.

    Оформление: мультимедиа проектор, ноутбук, экран, столы для двух команд и стулья для зрителей-болельщиков.

    Предварительная подготовка: объявление о мероприятии вывешивается заранее: в ожидании викторины ребята получают возможность просмотреть имеющуюся в библиотеке тематическую литературу. Это позволит им обогатить свои знания, а также активизирует внимание детей к теме безопасности на дороге. Содержание объявления может быть следующим:

    Внимание! Если вы хотите, чтобы дорога стала вашим другом и помощником, чтобы она вела вас к новым открытиям и сама открывала вам свои секреты и тайны, если вы ещё не всё знаете о дороге (о её далёком прошлом, о её «жизни» в литературе, об истории её надёжного помощника светофора, о разных видах транспорта и правилах безопасного поведения участников движения), приходите на нашу викторину. А если вы знаете всё это, то можете стать участником команды .

    Такое объявление очерчивает круг вопросов и позволяет готовиться целенаправленно, причём дети просмотрят гораздо больший материал, чем им пригодится для ответов на вопросы. В игре участвует две команды по 5-6 человек, вопросы задаются по очереди каждой команде.
    Сценарный план.


    1. Организационный момент (вступительное слово учителя).

    2. Сообщение темы и целей урока.

    3. Ход авто-викторины:

    1. «Разминка» (игра на активизацию внимания).

    2. «Ну-ка, зритель, помоги!».

    3. «Перекрёсток загадок для велосипедистов».

    4. «А ну-ка, обгони!».

    5. «Дорожные знаки».

    6. «Авто-тест».

    1. Подведение итогов.

    Сценарий дела.

    Вступительное слово учителя:

    Город, в котором с тобой мы живем,

    Можно по праву сравнить с Букварем.

    Азбукой улиц, проспектов, дорог,

    Город даёт нам всё время урок.
    Ребята, добро пожаловать в дорожную академию. Девиз, с которым мы с вами отправимся занимательное путешествие: “Дисциплина на улице - залог безопасности”.

    Посмотрите, как красиво выглядят города с высоты птичьего полета. Огромное количество дорог, как паутина висит над городом. Дорога всегда манит, по ним движется транспорт. А по тротуарам идут люди. И для каждого из них есть свои правила. Это правила дорожного движения. Их составили для того, чтобы не было аварий. И вы их должны знать.

    Город Урюпинск отличается от крупных городов. Но и он имеет много дорог и перекрестков, поэтому нам тоже необходимо быть внимательными на улицах города.

    История автомобиля.

    Свыше 500 лeт тому назад один китайский богдыхан обратил внимание на цветок венчика ветреницы, который под воздействием ветра перекатывался по полю. Так появилось колесо. Первые деревянные, грубые повозки появились во 2-ом тысячелетии до н.э. Мусколоход, паровая тележки, одноместный экипаж, велосипед, самодвижущийся экипаж, телега ветер, трехколесный экипаж, самодвигающаяся коляска, карета, паровая машина, самокатка, педальний велосипед, электроцикл, бензиновый автомобиль, автомобили с дизельным топливом вот какой непростой и долгий процесс создания того автомобиля, который мы видим в настоящее время.

    Виды транспортных средств.

    В зависимости от места передвижения весь транспорт делится на 4 большие группы: воздушный, наземный, подземный, водный.

    Причины ДТП.

    Мы должны уважать дорогу, чтобы дорога уважала вас. Зачем нам это? Давайте посчитаем, сколько детей погибает на дорогах. Ежедневно на дорогах России погибает около 1,5 тысяч детей чьих-то самых лучших, самых любимых, чьих-то самых, самых... 24 тысячи получают ранения. И, – это не просто цифры. Это чьи-то невосполнимые потери, чьи-то страдания, боль, крушение чьих-то надежд. Если смотреть на эти цифры в сравнении с вселенной, то они ничтожно малы. Если рассматривать по количеству выплаканных слёз матерей, родственников, то это огромные цифры.

    Кто виноват в их смерти?

    Виноваты сами дети. Дети не уважали дорогу, а дорога “отплатила” им за это. Дорога не терпит не послушания и забирает жизни.

    Травматизм на дорогах – самая распространённая причина гибели людей во всём мире. Привитие с детства этики поведения на дорогах спасёт громадное количество жизней в будущем! Наша гимназия находится на одной из самых центральных и оживленных улиц города. Жизнь проходит в ритме, в суете и с бешеными скоростями, и не зря прерывает всё - случайность!

    Правила дорожного движения должен знать каждый человек. Они очень важны.
    Ведь эти правила помогают нам сохранить самое главное – жизнь!

    Учитель.

    В школе вы – ученики,

    А в театре – зрители,

    А в музее, в зоопарке –

    Все мы посетители.

    А коль на улицу ты вышел,

    Знай, приятель, наперед:

    Всех названий стал ты выше,

    Стал ты сразу…

    Дети: ПЕШЕХОД.
    Авто-викторина


    1. Разминка. (Игра на активизацию внимания)

    1. Дорогу можно переходить только на? (3)

    1. красный мигающий свет светофора

    2. зелёный мигающий свет

    3. зелёный свет

    4. жёлтый свет

    1. Какие машины могут ехать на красный свет? (3)

    1. папина и мамина

    2. такси

    3. пожарная, скорая, спецмашины.

    4. гончая

    1. На какой дороге машины лучше тормозят? (4)

    1. на мокрой

    2. на обледенелой

    3. с ямками

    4. на сухой

    1. По какой стороне тротуара можно двигаться пешеходам? (3)

    1. по любой

    2. по бордюрам

    3. по правой стороне

    4. по левой

    1. Для чего постовому нужен жезл? (4)

    1. приветствовать знакомых

    2. отгонять мух

    3. для красоты

    4. регулировать движение

    1. Когда загорелся зелёный свет светофора, что ты будешь делать? (3)

    1. побежишь со всех ног

    2. останешься стоять на месте

    3. посмотришь, нет ли по близости быстро идущего транспорта, и пройдешь дорогу.

    1. Задача: Ване 9 лет и 5 месяцев. Через какое время мальчику можно сесть на переднее сиденье? (через 2 года 7 месяцев)

    1. Ну-ка, зритель, помоги!

    1. Чем должен руководствоваться пешеход, если жест регулировщика противоречит сигналу светофора? (1)

    1. жестом регулировщика

    2. сигналом светофора

    3. действовать по своему усмотрению

    1. Где разрешается кататься на лыжах и санках? (3)

    1. по дороге, предназначенной для пешеходов

    2. по правой стороне проезжей части

    3. в парках, скверах, стадионах, т.е. там, где нет опасности выезда на проезжую часть

    1. Какие требования правил дорожного движения должен соблюдать пешеход,
      переходя дорогу? (2)

    1. переходить под прямым углом

    2. не останавливаться на дороге без надобности

    3. не есть мороженого

    1. Опасно ли ходить по краю тротуара?

    1. не опасно, т.к. тротуар предназначен для пешеходов

    2. не опасно, т.к. транспорт не должен ездить близко к тротуару

    3. опасно, т.к. можно быть задетым близко идущим транспортом

    1. Причины несчастных случаев и аварий на улицах и дорогах (по вине пешеходов) (игроки каждой команды произносят по очереди, пока кто-то не остановится, затем открываются ответы)

    1. Переход дороги в неположенном месте

    2. Неподчинение сигналам регулирования

    3. Игра на проезжей части

    4. Ходьба по проезжей части по направлению движения транспорта

    5. Неожиданный выход на проезжую часть дороги из-за стоящего транспорта, сооружений, зелёных насаждений

    1. Перекрёсток загадок для велосипедистов.

    1. С какого возраста можно ездить на велосипеде на проезжую часть? (С 14 лет)

    2. Что надо проверить у велосипеда в первую очередь перед поездкой на велосипеде? (Тормоза)

    3. На каком расстоянии от обочины можно ехать на велосипеде по проезжей части?(1м)

    4. Можно ли перевозить на велосипеде пассажира? (Только маленьких детей до 7 лет, при наличии специального дополнительного сиденья).

    5. Какой знак запрещает движение велосипеда?

    6. Должен ли велосипедист останавливаться у знака “Проезд без остановки запрещён”? (Да)

    7. Как велосипедист должен предупреждать о совершении поворота направо? (Вытянутой правой рукой или согнутой в локте левой)

    8. Должен ли велосипедист остановиться на перекрёстке на красные свет, если нет транспортных средств, и он не создаёт аварийную ситуацию? (Да)

    9. Относится ли велосипед к гужевому транспорту? (Нет)

    10. Как необходимо передвигаться в тёмное время суток на велосипеде? (Нельзя ездить в тёмное время суток без фонаря, даже на велосипеде).

    1. А ну-ка, обгони!

    1. Форма предупреждающего знака. (Треугольник)

    2. Чудо лестница. (Эскалатор)

    3. Транспорт без кондуктора. (Такси)

    4. Человек «безлошадный». (Пешеход)

    5. Дорога для пешеходов. (Тротуар)

    6. Ситуация на дороге в час-пик. (Пробка)

    7. «Зал ожидания» на дороге. (Остановка)

    8. Транспорт, которому не нужна дорога. (Воздушный)

    9. Следствие неправильного перехода проезжей части. (Травма)

    10. Водитель повозки. (Кучер)

    11. Разрешающий свет светофора. (Зеленый)

    12. Музыкальный инструмент постового. (Свисток)

    13. Атмосферное явление, затрудняющее движение транспорта. (Туман)

    14. Организация, стоящая на страже безопасности движения. (ГИБДД)

    15. Автоматический жезл на железнодорожном переезде. (Шлагбаум)

    16. Крупный населенный пункт. (Город)

    17. Документ пассажира. (Билет)

    18. Не пассажир и не пешеход. (Водитель)

    19. Наказание для зайцев. (Штраф)

    20. Каток на дороге. (Гололед)

    21. Форма запрещающего знака. (Круг)

    22. Лентяй в автомобиле. (Пассажир)

    23. Устройство для остановки машины. (Тормоз)

    24. Официальное имя «зебры». (Пешеходный переход)

    25. То, что всегда просят инспекторы. (Права)

    26. Транспорт на поводке. (Троллейбус)

    27. Палка, которую боятся водители. (Жезл)

    28. Излучатель света в темном царстве. (Фара)

    29. Круглая дырка в дороге. (Люк)

    30. Твердое покрытие дороги. (Асфальт)

    31. Переезд через реку. (Мост)

    32. Волшебный фонарь. (Светофор)

    33. Процесс перемещения транспорта и пешеходов. (Движение)

    34. Дирижер на дороге. (Регулировщик)

    35. Путь следования. (Дорога)

    36. Нелюбимый сигнал светофора. (Красный)

    37. Группа знака «Телефон». (Сервис)

    38. Животное, живущее на дороге. (Зебра)

    39. Край дороги. (Обочина)

    40. Азбука безопасности поведения на дороге. (Правила)

    1. Дорожные знаки.
    Чтобы изучать правила дорожного движения нужно знать дорожные знаки. Число знаков росло с каждым годом, начиная с 1909 года.

    Что такое дорожный знак? дорожный знак – табличка со схематическим рисунком, помогающим регулировать движение.

    Какие виды знаков вы знаете?


    • запрещающие

    • предписывающие

    • предупреждающие

    • знаки приоритета

    • знаки сервиса и дополнительной информации
    Назначение дорожных знаков легко запомнить. Запрещающие – круглые с красной каймой (Ассоциация с огнем) с белым, а некоторые с голубым фоном. Предупреждающие - треугольной формы, с красной каймой. Предписывающие, т.е. указывающие направление движения, минимальную скорость и т.д. - голубые круглые. Информационно - указательные знаки - они имеют различный фон: синий, зеленый, белый, желтый. Прямоугольные, квадратные, 6-угольные.

    Для чего необходимы дорожные знаки? Знание дорожных знаков так же важно, как и знание правильного поведения на дороге. Одно без другого существовать не может. Дорожные знаки регулируют движение транспорта и пешеходов, в сложной дорожной обстановке.

    Говорящие знаки:


    1. Если ты спешишь в пути через улицу пройти, там иди, где весь народ, там, где знак… (пешеходный переход)

    2. Знак висит у ……..: беззаботности нет места. Тут шлагбаум не положен, буду очень осторожен. (У переезда)

    3. А под этим знаком ни за что на свете не катайтесь дети… (на велосипеде)

    4. Затихают все моторы и внимательны шофёры, если знаки говорят: … «Близко школа! Детский сад!»

    5. Чудо-конь – велосипед. Можно ехать или нет? Странный этот синий знак. Не понять его никак! (разрешающий езду на велосипеде)

    6. Форма странная у знака. Больше нет таких, ребята! Не квадрат он и не круг, а машины встали вдруг. (Стоп)

    1. Авто-тест.

    1. Что означает понятие «Пассажир»?
    «Пассажир» – лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нём), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него).

    1. Что означает понятие «Пешеход»?
    «Пешеход» – лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску.

    1. Что означает понятие «участники дорожного движения»?
    «Участники дорожного движения» – пешеход, шофер, пассажир - люди, от поведения которых зависит порядок на дорогах. Каждый из них имеет свои правила. Любой человек может быть и пешеходом, и водителем, и пассажиром, поэтому правила дорожного движения должны изучать и знать как взрослые люди, так и дети. Участники дорожного движения на улице имеют каждый свое место. А именно пешеходы – тротуар, а водители - дорогу.

    1. Что означает понятие дорога?
    «Дорога» - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли, либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

    1. Что означает понятие «ДТП»?
    «Дорожно-транспортное происшествие» - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

    1. Назовите виды ДТП?

    1. Столкновения – движущиеся механические транспортные средства столкнулись между собой или с подвижным составом железных дорог.

    2. Опрокидывание – механическое транспортное средство потеряло устойчивость и опрокинулось.

    3. Наезд на препятствие – механическое транспортное средство наехало или ударилось о неподвижный предмет.

    4. Наезд на пешехода – механическое транспортное средство наехало на человека или оп сам натолкнулся на него, получив травму.

    5. Наезд на велосипедиста – механическое транспортное средство наехало на человека, передвигающегося на велосипеде или он сам натолкнулся на него,получив травму.

    6. Наезд на стоящее транспортное средство – механическое транспортное средство наехало или ударилось о стоящее механическое средство.

    7. Наезд на гужевой транспорт – механическое транспортное средство наехало на упряжных или вьючных животных.

    8. Наезд на животных – механическое транспортное средство наехало на диких или домашних животных.

    9. Прочие происшествия – происшествия не относящиеся к выше перечисленным.

    1. Что означает понятие «тормозной путь»?
    Тормозной путь – Нет. Потому что транспорт находиться на скорости, пока водитель жмёт на тормоз, автомобиль продолжает двигаться.

    1. Для чего водитель и пассажир должны пристегиваться ремнями безопасности?
    Для сохранения здоровья и жизни. Люди, которые не пристегиваются ремнем безопасности, могут быть выброшены из автомобиля с силой, в 30 раз превышающей их собственный вес. В настоящее время не пристегиваться ремнями безопасности имеют право только две категории водителей - инструкторы, обучающие вождению, а также водители и пассажиры автомобилей оперативных служб, имеющих специальную цветографическую окраску.

    1. Какие меры предосторожности должен предпринять пассажир легкового автомобиля, пред тем как открыть его дверь?
    Посмотреть, не едет ли транспорт.

    Итог урока. Учитель: Вы показали неплохие знания по ПДД, проявили свою фантазию, взаимовыручку. Осталось лишь подвести итоги.

    Вывод: Таким образом, чтобы безопасно чувствовать себя на дорогах, надо:


    1. знать – ПДД;

    2. уметь – предвидеть, распознавать опасность, избегать её;

    3. действовать - грамотно, без паники;

    4. хотеть – совершенствовать свои знания по ПДД
    А что будет наградой для команд? (знание ПДД и ваша сохранённая жизнь)

    В наше время, каждый час

    На дорогах погибает очень много ребят.

    Закон для улиц и дорог

    Один на всей земле,

    Он всем необходим.

    Всегда ты правила учи,

    Будьте осторожны!

    Во всех странах мира дети стараются никогда не нарушать Правила дорожного движения, потому что правильное поведение на дорогах - показатель культуры человека. Желаю всем безопасных дорог. Будьте воспитаны. Спасибо всем за активное участие. Берегите себя и окружающих! Будьте здоровы! До новых встреч!
    Список использованной литературы


    1. Информационный портал ГАИ РУ(www.gai.ru)

    2. Правила дорожного движения 2009

    3. Три сигнала светофора. Дидактические игры, викторины. М: Просвещение, 2001

    4. Методическое пособие для педагогов и сотрудников пропаганды БДД по обучению школьников умению и навыкам безопасного поведения на дороге «Вместе за порядок на дороге». – Пермь,2008.

    5. Уроки по правилам дорожного движения в 5-9 классах. – Учебное пособие. – Екатеринбург: Калан, 2000.

    6. Филенко М.Н. Школьникам о правилах дорожного движения. М: Просвещение, 2002

    Задачи

    1. Напомнить школьникам Правила дорожного движения, обратить внимание на необходимость их соблюдения.

    2. Способствовать формированию у детей стереотипа безопасного поведения на дороге, умения предвидеть опасность, воспитывать наблюдательность, осторожность.

    3. Повторить и закрепить знания о том, как правильно переходить улицы и дороги.

    Ход классного часа

    Беседа «Для чего нужно знать ПДД?»

    Учитель. Ребята, что такое ПДД и для чего нужно знать ПДД? (Дети отвечают, а затем учитель обобщает ответы.)

    На улицах и дорогах нашего города все еще происходит много дорожных происшествий, в которых гибнут и страдают люди, в том числе и дети. И это в основном учащиеся начальных классов. Одна из причин происшествий - незнание или несоблюдение правил безопасности движения. Скоро у вас начнутся летние каникулы, и вы будете самостоятельно ходить по улицам города, ездить в автобусе, переходить дорогу. Сегодня мы еще раз поговорим об этих правилах.

    Обсуждение рассказа

    Учитель. Послушайте рассказ. (Текст читает сам учитель или подготовленный ученик.)

    Летние каникулы

    Быстро пролетел учебный год. Начались веселые летние каникулы.

    В яркий погожий денек вся ребятня высыпала на улицу. Кто-то взял с собой новенький футбольный мяч. Юные спортсмены решили сыграть в футбол. Коля встал на ворота, Леля стала главным нападающим, а остальные были в защите.

    Игра началась. Мяч скакал и подпрыгивал, как акробат. Все очень увлеклись игрой. Вдруг Гриша послал сильный пас Леле. Мяч взмыл в воздух и покатился прямо по дороге.

    Автобусы и машины мчались по шоссе. Со всех сторон слышны были сигналы. Водители стали жать на тормоза, а мяч все скакал и скакал, катился то под машинами, то под автобусами. Каким-то чудом он остановился прямо посередине дороги.

    Ребята подумали: «Как же достать мяч?» Пришлось обратиться за помощью к регулировщику движения. Он поднял свой жезл, остановил поток машин, поднял мяч и строго сказал:

    Вы выбрали неудачное место для игры в футбол. Здесь играть нельзя. Может случиться беда!

    Учитель. Где же можно играть, не нарушая Правил дорожного движения? (Дети отвечают.)

    Ребята, вы очень хорошо и дружно сейчас отвечаете, но почему- то на деле все происходит совсем не так. Послушайте еще один невыдуманный рассказ.

    Авария

    Вот какой случай произошел недавно на одном из самых широких проспектов Москвы. По проспекту ехал тяжелый грузовик с прицепом, полным кирпича. Впереди дорога была свободна, и шофер прибавил скорость.

    Внезапно из-за кустиков на проезжую часть вылетел мячик, а за ним выскочила девочка, старавшаяся его догнать. Забыв обо всем на свете, она бежала прямо наперерез несущемуся на большой скорости грузовику.

    Опытный шофер был внимателен. Он мгновенно нажал на тормоз, круто повернул руль. Громадная машина проскочила в двух шагах от девочки, не задев ее.

    Однако такое резкое торможение не прошло даром. Груженый прицеп развернуло, бросило вправо, и он всей своей тяжестью ударил по двум стоявшим возле тротуара легковым машинам.

    Вот какова цена легкомысленного поступка девочки...

    Ребята, если вам захочется поиграть с друзьями в мяч, то сначала выберите безопасное место для игры, и тогда все будет в порядке.

    Тротуар

    Учитель. Как вы думаете, для движения по тротуару есть какие-то правила? (Дети отвечают.)

    Сейчас вы поработаете в группах. Каждая группа получит конверт, в котором лежит листок с описанием ситуации, произошедшей с пешеходами на тротуарах и обочинах. Прочитайте текст, обсудите в группе. Постарайтесь показать нам инсценировку этой ситуации.

    Ситуация 1

    Участники (прохожие) делятся на две группы, которые двигаются навстречу друг другу. Учащиеся должны найти ответы на вопросы и показать:

    с какой стороны тротуара должны двигаться пешеходы;

    как и с какой стороны можно обойти пешеходов;

    можно ли проходить между двумя пешеходами, которые идут рядом.

    Ситуация 2

    Каждый ученик берет что-либо в руку - портфель, сумку, зонтик. Участникам нужно найти ответы на следующие вопросы и показать:

    в какой руке удобнее нести вещи, если на тротуаре много пешеходов;

    как надо держать зонтик;

    как пропустить человека, который идет навстречу.

    Ситуация 3

    Несколько учеников изображают пешеходов, которые громко разговаривают, смеются, ссорятся, сорят, свистят, толкаются, едят,

    мешают движению других пешеходов. Остальные ученики обсуждают ситуацию. Далее следует коллективное обсуждение.

    Физкультминутка

    Учитель проводит игру «Светофор»: если показывает красную карточку - дети стоят на месте, если желтую - хлопают в ладоши, если зеленую - шагают на месте.

    Переход через дорогу

    Учитель. Теперь вспомним правила перехода через дорогу. Послушайте еще один рассказ.

    Одна секунда - много это или мало?

    Что для пешехода одна секунда - один шаг шагнуть. А машина, скорость которой 60-80 км/ч, проезжает больше 20 м.

    Иногда пешеход видит: машина совсем близко, но нет же, все равно спешит перебежать дорогу перед самым ее носом. Думает: водитель успеет затормозить.

    Он не хочет понимать, что водитель при всем старании, даже изо всех сил нажимая на тормоза, не успеет остановиться. Сразу не срабатывают даже самые надежные тормоза.

    А если дорога скользкая, то тормозной, или остановочный, путь удлиняется.

    В результате при скорости 80 км/ч машина окончательно остановится только через 400 м после того, как водитель начал тормозить. Почти полкилометра!

    Вот почему через дорогу надо переходить осторожно и не мчаться наперерез машинам.

    Какие правила перехода через дорогу вы помните? (Дети отвечают.)

    Правила перехода через дорогу

    Дорога с односторонним движением . Несмотря на то что на такой дороге транспорт движется в одну сторону, смотреть надо не только в эту сторону, но и в противоположную. Потому что навстречу транспортному потоку при включенных спецсигналах могут ехать машины скорой помощи, милиции, противопожарной и аварийных служб.

    Дорога с двусторонним движением. Подойдя к проезжей части, надо остановиться и посмотреть сначала во все стороны, чтобы оценить ситуацию, затем посмотреть налево, а дойдя до середины - направо, продолжая контролировать ситуацию слева. Если не удалось сразу перейти дорогу, следует остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. При этом надо иметь в виду, что на дорогах с интенсивным движением нужно быть осторожным. Один шаг вперед или назад может стоить жизни. Машины едут слева и справа в 2-3 ряда. Из-за любого неосторожного движения можно попасть под колеса.

    Загородная дорога. Переходить загородную дорогу следует так: остановиться перед ней, сказав себе: «Будь осторожен!», имея в виду, что машина может появиться с любой стороны, в том числе из-за одного из поворотов, которые всегда есть на такой дороге. Поэтому надо смотреть вокруг (дорога может быть извилистой), потом налево, направо и, убедившись в безопасности, контролируя ситуацию, переходить дорогу, по возможности не останавливаясь.

    Дорожная задача

    Вдоль дороги, возле которой нет тротуара, движутся две группы подростков. Первая группа - мальчики. Вторая группа - девочки. Обе группы двигаются в одном направлении. Мальчики идут вдоль правой стороны дороги, а девочки - вдоль левой стороны. Вопрос: кто из них прав? Почему? (Правильно идут девочки. При отсутствии вдоль дороги тротуара пешеходам нужно двигаться полевой стороне, навстречу идущему транспорту.)

    Учитель. Помните эти правила и выполняйте их, чтобы не случилось так, как в рассказе.

    Невозможно ничего исправить

    Уже темнело. По улице быстро ехал автобус, возвращавшийся в парк. И вдруг перед ним появился мальчишка, перебегавший улицу. Решив, по- видимому, проскочить перед самым автобусом, мальчик неожиданно поскользнулся и упал. Все, кто это видел, замерли от ужаса. Еще мгновение - и ребенок погибнет под колесами тяжелой машины!

    Это понял и водитель. Не теряя и доли секунды, он одним движением руля бросил машину в сторону, и автобус на всем ходу врезался в фонарный столб. Удар был страшен. Весь перед машины смяло, будто он был картонным. А пожилой шофер уронил голову на руки, которые еще сжимали руль. Шофер спас мальчишку, заплатив за это собственной жизнью...

    Как это ни печально, но подобные аварии происходят в наших городах не так уж редко. Разбиваются машины, остаются навсегда калеками, а то и погибают хорошие, смелые и благородные люди.

    Подумайте, не случится ли так, что и вы можете стать виновниками такой аварии...

    Давайте разберемся, почему нельзя переходить дорогу где вздумается.

    Потому что водитель не всегда ожидает появления пешехода. Ведь ему приходится наблюдать одновременно за соседними машинами, состоянием проезжей части, дорожными знаками и многим другим. Только там, где пешеходам разрешен переход улицы, водитель едет внимательно, снижает скорость. Он готовится заранее к возможной встрече с пешеходом. Почти все несчастные случаи с пешеходами происходят в местах, не предназначенных для перехода улицы.

    Привычка переходить проезжую часть где угодно приводит к тому, что пешеход действует бездумно, автоматически, забывая о Правилах дорожного движения, о своих конкретных обязанностях участника движения. Такая беззаботность приводит к непоправимым ошибкам.

    В правилах говорится: на участках дорог, где отсутствуют обозначенные пешеходные переходы, переходить дорогу разрешается на перекрестках по линии тротуаров или обочин, а между ними - под прямым углом в местах, где она хорошо просматривается.

    Почему надо переходить на перекрестке - понять нетрудно. Перед перекрестком любой водитель заранее готовится ко всяким неожиданностям, принимает меры предосторожности, снижает скорость.

    Но почему нельзя переходить улицу наискосок?

    В этом случае пешеход поворачивается спиной к машинам и может их не увидеть. Кроме того, переход становится значительно длиннее. Важно выбрать хорошо просматриваемый в обе стороны участок. Обзор могут ограничивать стоящие по краям проезжей части автомобили, деревья, кустарники, заборы и другие препятствия, а также изгиб дороги либо пригорок, на который дорога взбирается. В этих случаях пешеход не видит приближающуюся машину, а водитель - пешехода. Ситуация становится крайне опасной.

    Правила поведения в общественном транспорте

    Учитель. Вспомним правила поведения в автобусе.

    На остановке

    1. Соблюдай порядок, веди себя спокойно: не играй, не толкайся, не бегай.

    2. Стой только на тротуаре, не наступая на бордюр.

    3. Не выходи на проезжую часть.

    4. Подходи к двери автобуса только после полной его остановки.

    При посадке

    1. Пропусти выходящих пассажиров.

    2. Мальчики помогают девочкам и пропускают их вперед.

    3. Соблюдай осторожность при посадке, чтобы не оказаться зажатым закрывающимися дверьми.

    В салоне автобуса

    1. После посадки проходи вперед, не задерживайся на ступеньках и на площадке около дверей.

    2. В салоне держись за поручни или сядь на свободное место. Мальчики уступают место взрослым и девочкам.

    3. При выходе не суетись и не толкайся.

    В салоне нельзя:

    отвлекать во время движения от работы водителя, требуя продать билет или спрашивая названия остановок;

    шуметь, шалить, громко разговаривать, чтобы не мешать другим пассажирам;

    высовываться из окон или выставлять какие-либо предметы;

    возить с собой пачкающие предметы, острые и колющие инструменты;

    ездить в грязной, пачкающей других пассажиров одежде.

    Обобщение. Викторина «Знаешь ли ты?»

    1. Как пешеходы должны ходить по улице? (Пешеходы должны ходить только по тротуару, так как проезжая часть улицы предназначена для транспорта.)

    2. Какой стороны тротуара должны придерживаться пешеходы? (,Пешеходы должны придерживаться правой стороны тротуара, чтобы не мешать идущим навстречу людям.)

    3. Можно ли переходить улицу наискосок? (Нельзя. Улицу надо переходить прямо, так как это уменьшает время пребывания на проезжей части.)

    4. Почему нельзя устраивать игры на проезжей части улицы? (Игры на проезжей части улицы мешают движению транспорта, а главное, дети, увлекшись игрой, могут попасть под колеса машин.)

    5. Можно ли переходить улицу на желтый сигнал светофора? {Нельзя. Желтый сигнал светофора означает «Внимание!». Он включается при смене сигналов светофора. Для перехода улицы надо дождаться зеленого сигнала.)

    6. Как надо переходить улицу, если нет светофора? (Прежде чем начать переход улицы, надо сначала посмотреть налево и направо и пропустить приближающийся транспорт. Дойдя до середины, посмотреть направо и налево и, если нет машин, закончить переход.)

    7. В какой последовательности расположены сигналы в трехсекционном светофоре? (Сигналы в трехсекционном светофоре располагаются сверху вниз в последовательности: красный, желтый, зеленый.)

    Игра-загадка

    Учитель. Игра на внимание. Я задаю вопросы, а вы дружно отвечайте: «Это я, это я, это все мои друзья!». Однако в вопросах может содержаться подвох. В этом случае правильным ответом является молчание.

    Вопросы:

    Кто из вас в вагоне тесном уступает старшим место? (Это я, это я, это все мои друзья!)

    Кто из вас идет на свет, говорящий: «Хода нет»? (Молчание.)

    Кто из вас идет вперед только там, где переход? (Это я, это я, это все мои друзья!)

    Кто из вас, идя домой, держит путь по мостовой? (Молчание.)

    Кто же, правила не зная, едет «зайцем» на трамвае? (Молчание.)

    Кто на скользкую дорогу выбегает в непогоду? (Молчание.)

    Если желтый свет горит, кто идет? (Молчание.)

    А кто стоит? (Это я, это я, это все мои друзья!)

    Подведение итогов

    Соблюдая Правила дорожного движения, ты, юный друг, будешь оберегать себя и окружающих от несчастных случаев, поможешь водителям своевременно выполнять очень важную работу по перевозке пассажиров и грузов.