• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Цель: воспитание добрых качеств детей, умение дружить и бережно относиться друг к другу. Способствовать воспитанию чувства уважения друг к другу, взаимопомощи, взаимоподдержки, сплочению коллектива, развивать творческую активность. Раскрыть значение дружбы, доброты, отзывчивости в жизни людей.

    Столы в классе сдвинуты по 2. Дети рассаживаются по 5-6 человек.

    Атрибуты: пазлы, фломастеры, бумажные ладошки, мячи, обруч, скотч.

    Дети входят в класс под песню: “Настоящий друг”.

    Классный руководитель : Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада всех вас приветствовать на нашем мероприятии: “В поисках дружбы”! Надеюсь, что мы интересно с вами пообщаемся.

    Уж множество веков среди людей
    Две разные волшебницы живут.
    Одну привыкли ДРУЖБОЙ называть,
    Враждой другую средь людей зовут.

    Нас ДРУЖБА учит жизнью рисковать,
    В огонь и в воду за друзей идти.
    Вражда нас заставляет враждовать,
    И злость, и зависть для людей нести.

    – Ребята, это вступление к нашему классному часу не случайно. Дело в том, что без ДРУЖБЫ жизнь в классе невозможна, и вы своими делами должны сегодня доказать, что выбираете дружбу, а не вражду для своих отношений в классе. Только с ДРУЖБОЙ жизнь в классе будет интересной. Но волшебница Вражда решила спрятать от вас ДРУЖБУ. На её поиски вам предстоит сегодня отправиться на острова Интересов. Итак, скорее в путь!

    Для путешествия нам понадобится карта. (Слайд 2). Вот она перед вами. На ней различные острова. Первый остров, к которому мы причалили:

    1. Остров “Улыбки”.
    (слайд3)

    Ведущий: Наше первое задание: Знаешь ли ты своих одноклассников?

    Необходимо выбрать себе партнёра из другой команды, не называя его имени, а только перечисляя его человеческие качества и некоторые внешние признаки. Например: “Это мальчик. Он любознательный, очень весёлый, большой друг Васи и Коли. У него костюм синего цвета”. С этим партнёром нужно пронести мяч в другой конец кабинета, зажав его между своими плечами.

    1. Остров “Знайка”.
    (слайды 4-11)

    Ведущий: Ребята! Здесь нам надо показать, как мы умеем думать, рассуждать. Попробуйте проанализировать ситуации, о которых я вам сейчас расскажу.

    Ситуация №1.

    В воскресенье вечером, когда должна быть интересная передача по телевизору, мне звонит Олег и просит помочь разобраться с заданием по математике. Представляете, я ждал эту передачу всю неделю, я так хотел её посмотреть. Но я не мог поступить иначе, ведь Олег – мой друг! И вместо телевизора я просидел за книгой вместе с другом. Но я видел, насколько Олег был признателен мне. Я думаю, что если бы мы поменялись местами, то есть не ему, а мне нужна была его помощь, то он тоже не задумываясь помог бы мне. А как бы вы поступили на моём месте?

    Ситуация №2.

    Когда мы готовили спектакль для Новогоднего праздника, то всем хотелось получить главные роли. Я предложил дать главные роли тем, кто ещё ни разу ни в чём не участвовал. Илья сказал, что лучше дать главные роли тем, кто уже проявил свои способности. Наш руководитель театральной студии предложила тянуть жребий. Но я точно знал, что Игорь очень хотел играть роль Бармалея, хотя и никогда в наших постановках не принимал участия. Мы стали тянуть жребий, и роль досталась Илье. Я его долго уговаривал уступить Игорю эту роль, но хоть Илья всегда играл в школьном театре и в этот раз мог отказаться, он не согласился со мной. Я видел, что Игорь был очень расстроен, но помочь ему мог только морально. А как бы вы поступили на моём месте и на месте Ильи?

    Ситуация №3.

    Вместе с моим другом мы шли с рынка. У меня был полный пакет с овощами и фруктами, а у Николая в руках – упаковка стирального порошка. Он случайно зацепил мой пакет коробком с порошком и порвал его. Всё содержимое пакета рассыпалось по всей улице. Колька стал смеяться в полный голос, а я – собирать всё с асфальта. Мне было очень обидно и грустно, что мой друг мне не только не помог, но и сам послужил причиной моего несчастья. А как бы вы поступили на моём месте и на месте Николая?

    Ведущий: А сейчас, дети, послушайте небольшую сказку:

    Тихим летним вечером сидели на крылечке бабушка Настя и внучка Катя. И вот какую сказку рассказала бабушка…
    Бабушка: Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет, волшебнику:
    - Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, что бы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.
    Подумал волшебник и сказал:
    - Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса еще не просохнет…
    Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла любовь в установленное место к трем соснам, что стояли на краю леса…Пришла и видит: стоят у сосен пять прекрасных девушек, одна другой краше.
    - Вот, выбирай, - сказал дедушка-волшебник. - Одну зовут - Радость, другую - Удача, третью - Красота, четвертую - Печаль, пятую - Доброта.
    - Они все прекрасны, - сказала Любовь. - Не знаю, кого и выбрать…
    - Твоя правда, - ответил волшебник, - Они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю жизнь.
    Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой: у одной - как небо - синие, у другой - как изумруд - зеленый, у третьей - как яхонт - серые, у четвертой - как темный бархат - черные, у пятой - как незабудки - голубые.
    Задумалась Любовь. Потом подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку…

    Ведущий: Вот и вся сказка. Ну, а вы, ребята, кого бы выбрали себе? А сейчас дополните пословицу:

    • Кто любит лгать, того нельзя в друзья брать.
    • Старый друг лучше новых двух.
    • Нет друга – ищи, а нашёл – береги.
    • Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
    • Друзья познаются в беде.
    • Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
    • Скажи мне кто твой друг, и я скажу, кто ты.
    1. Остров “Домисолька”
    (слайд 12 -18)

    Ведущий: Собрать строчки из песен о дружбе и пропеть по одному куплету.

    На проекторе слова написаны вразброс:

    • Если с другом вышел в путь;
    • Дружба крепкая, не сломается;
    • Три танкиста, три весёлых друга;
    • Ничего на свете лучше нету, чем бродить друзьям по белу свету;
    • Вместе весело шагать по просторам;
    • Поделись улыбкою своей, и она к тебе не раз ещё вернётся;
    1. Остров Мечты
    (слайд 19)

    (Показ фрагмента из мультфильма “Крокодил Гена и Чебурашка) (слайд 20)

    Ведущий: Ребята! Всем известный вам мультфильм рассказывает нам о том, как важно, чтобы у каждого был друг. На острове мечты мы должны смоделировать качества настоящего друга. Здесь мы с вами должны показать, как мы умеем представлять, воображать, выбирать.

    Моделирование дружбы. (слайд 21)

    Ребята! Давайте вместе определим качества настоящего друга. Я буду называть вам положительные и отрицательные качества человека, если оно подходит к слову “друг”, то хлопаем в ладоши 3 раза, если нет – тишина.

    Положительные качества личности Отрицательные качества личности
    доброта, честность, ум, смелость, сила, трудолюбие, чувство юмора, щедрость, аккуратность, преданность, целеустремленность, мужество, умение держать слово, бескорыстие, согласие, умение слушать и уступать другу, доверие, уважение, терпимость, обязательность, умение признавать свои ошибки, терпение, несёт ответственность за друга, волнение, переживание, радость за друга, умение давать полезные советы, умение оказывать помощь, поддержка в хорошем деле злоба, лень, хвастовство, жадность, зависть, трусость, неряшливость, эгоизм, подлость, оскорбления, насмешки над своим товарищем,
    отрицательное влияние на друзей, поддержка в озорстве и хулиганстве
    1. Остров “Выручалка”
    (слайд 22)

    Игра “передай мяч”. Дети должны передавать мяч своему соседу с помощью локтей, при этом постараться не уронить и как можно быстрее передать от первого к последнему участнику и обратно.

    1. Остров “Мастеров”
    (слайд 23)

    На нашем пути оказался остров Мастеров . Они любят шить, вязать, вышивать, выжигать, выпиливать, ухаживать за животными и растениями, изготавливать игрушки, плести из бисера и многое другое. Одним словом, мастерить.

    Детям раздаются бумажные ладошки, и каждый на нём пишет одно слово, которое подходит к образу его друга. Затем ученики вместе прикалывают их к кругу.

    Ведущий: Сегодня мы докажем Вражде, что ей не место в нашем классе. А показать это мы ей сможем, выполнив быстро и дружно последнее задание. У вас на столах разложены бумажные фигурки. Вы должны быстро сложить из них букву. Посмотрим, что у нас получится?

    Дети складывают буквы: Д, Р, У, Ж, Б, А.

    Итак, ребята, какое слово у нас получилось? Конечно ДРУЖБА! Это и есть название главного острова, к которому мы плыли! (слайд 24)

    Ведущий: Ребята, я могу вас поздравить: вот мы и нашли ДРУЖБУ! Вы не только правильно сложили это слово, но и показали, как дружно вы работаете в классе, умеете поддержать друг друга! Берегите ДРУЖБУ! ВРАЖДА всегда рада её заменить.

    Ребята! А вы считаете ваш класс дружным? Да!

    Тогда я предлагаю вас всех встать в круг дружбы, взяться за руки и сказать друг другу приятные слова:

    В нашем классе – все друзья!

    Посмотрите на себя, на соседа справа, на соседа слева.
    В нашем классе все друзья!
    -Я, ты, он, она – вместе дружная семья!
    Улыбнись соседу слева, улыбнись соседу справа!
    В нашем классе все друзья!
    Я, ты, он, она – вместе дружная семья!
    Посмотрите на себя – вместе мы сто тысяч “Я”!

    (Детям раздаются светящиеся сердечки)

    А теперь давайте зажжём свои СЕРДЦА, чтобы их тепло передалось каждому из нас!

    Дружба школьная прекрасна!
    Не страшны ей и года!
    Где бы ни были, ребята,
    Помните друзей всегда!

    Надо мне, чтобы юные души
    Научились любить и дружить,
    Друга выслушать, песню послушать
    И любовью могли дорожить.
    Чтоб весною нам ласточка пела,
    И судьба всех была хороша.
    Чтобы вечной струною звенела
    И была вечно юной душа.

    (Фрагмент из мультфильма “Кот Леопольд”, фраза: “Ребята! Давайте жить дружно!”) (слайд 25)

    В заключении дети и учитель исполняют песню: “Совершите чудо”.

    • Приложение 3(Приложение можно взять у автора)

    Цель данного классного часа: развить представления обучающихся о доброте, ее видах, способах проявления. При организации классного часа используются групповая, индивидуальная работа, работа в парах.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Классный час в 5 классе

    Тема: Давайте быть добрее!

    Цель: Развить представления учащихся о доброте, ее видах, способах проявления.

    Задачи:

    • развить этические нормы поведения в обществе и общения друг с другом,
    • развить эмоционально-ценностную сферу учащихся,
    • содействовать воспитанию культуры общения друг с другом, самовоспитанию личности ребёнка
    • развить умения сравнивать, анализировать, обобщать.
    • развить умение совместно работать в группе;

    Оборудование: презентация, притча, клубочек ниток, карточки с ситуациями, пословицы о добре, «золотые» ключики из картона.

    Форма: беседа.

    Методы: дискуссия, практикум по решению ситуаций, игровые (моделирование жизненных ситуаций в сюжетной игре)

    Форма работы : индивидуальная, групповая, работа в парах.

    Технологии: проблемные, витагенные, модерации


    Ход урока:

    Здравствуйте ребята! Я рада вас всех видеть сегодня! Меня зовут Дубанова Ольга Викторовна, я – учитель школы №2 п.Новоорск, сегодня я буду вести у вас классный час.

    А сейчас ребята, и вы еще раз поприветствуйте друг друга, только не просто так, а с улыбкой на лице. А теперь посмотрите вокруг, как в нашем классе стало теплее и светлее! Вы согласны с этим?

    Ребята, сегодняшнее наше занятие мне бы хотелось начать со следующей истории, послушайте ее, пожалуйста, и постарайтесь определить тему нашего классного часа.

    Видео притча (учитель на фоне видео читает притчу):

    Семья очередной раз отдыхала на пляже. Дети купались в море, загорали, строили замки из песка. Вдруг вдалеке показалась маленькая неприметная старушка, ее седые волосы развевались по ветру, одежда была грязной и оборванной. Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и складывая их в сумку. Родители подозвали детей и велели им держаться от старушки подальше. Когда она проходила мимо, нагибаясь то и дело, чтобы что-то поднять, она улыбнулась семье, но никто на ее приветствие не ответил.

    Много недель спустя они узнали, что маленькая старушка всю свою жизнь посвятила тому, что подбирала на пляже осколки стекла, которыми дети могли поранить ноги. Уважайте друг друга, дарите добро соседям, родственникам, другу другу и оно, как истинное волшебство вернется к вам непременно!

    Добро и зло творить всегда
    Во власти всех людей,
    Но зло творится без труда,
    Добро творить трудней.

    Какие чувства у вас вызвала эта история? Кто в этой ситуации ведет себя не правильно? Почему? Как можно назвать поступки этой бабушки?

    Итак, ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня будем с вами говорить? Какова тема нашего сегодняшнего урока?

    ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.

    Верно, о доброте. Тема нашего занятия «Давайте быть добрее!»! Ребята, как вы думаете, какова цель нашего занятия?

    ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.

    Ребята, а как вы понимаете, что такое доброта? Что значит быть добрым?

    ОТВЕТЫ.

    Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим

    Прочитайте притчу и выскажите свое мнение о ней.

    Работа с текстом (Самостоятельное чтение)

    «Шел охотник по лесу, вдруг видит: дерево упало на дорогу и придавило змею. Подошел охотник к змее, а та умоляет его: «Спаси меня, я уже вторые сутки здесь лежу, умираю, приподними дерево». Охотник поднял дерево, выскользнула змея, обвила ногу охотнику и готовится укусить его. Взмолился охотник: «Что же ты делаешь, я ведь тебя от смерти спас?» «На то я и змея»,- отвечает она. Тут на счастье охотника пробегает лиса. Просит охотник лису рассудить, кто прав из них. А лиса сделала вид, что ничего не поняла, и просит, чтобы змея опять под дерево легла. Придавил охотник змею деревом и больше спасать не стал, пошел своей дорогой, оставив змею умирать».

    Вопросы учащимся:

    Значит, не надо делать добра?

    Правильно поступили змея и человек?

    Мы часто говорим о хороших людях. На самом деле выделяют 3 вида доброты:

    1. Пассивная (бездейственная)
    2. Активная (деятельностная).
    3. Созидательная.

    Я вас прошу, поработать, каждый сам, установите соответствие между видом доброты и ее характеристикой:

    А. Человек совершает добрые дела, но тоже проходит мимо зла.

    Б. Человека с чувством обострённого достоинства, защитит слабого, поможет в беде, по-настоящему почувствует несправедливость, унижение одного человека другим и способен бороться со злом.

    В. Человек не ударит слабого, не заденет самолюбия легкоранимого, но пройдёт мимо зла, не поспешит сделать добро.

    Индивидуальная работа:

    Ребята, а как вы думаете, легко ли быть добрым, внимательным, отзывчивым?

    ОТВЕЧАЮТ

    На самом деле, быть добрым одновременно легко, и совсем не просто. К сожалению, не всегда мы относимся друг к другу с вниманием и пониамнеим, у каждого из нас свои достоинства и свои недостатки.

    СИТУАТИВНЫЙ ПРАКТИКУМ

    Сейчас я вам предлагаю поработать в группах. Каждой группе нужно будет разыграть ситуацию, а мы с вами должны будем ее оценить с позиции доброты, и высяснить, как бы поступили мы в этой ситуации.

    1 группа: Вас обидел одноклассник, и убегая от вас, он сильно упал и подвернул ногу. Кроме вас рядом никого нет. Никто не слышит его крик о помощи. Вы разворачиваетесь и уходите, говоря ему в след «Так тебе и надо! Мне тоже было больно от твоих слов!».

    Правильно ли поступил мальчик? А вы что бы сделали в этой ситуации?

    2 группа. Автобус стоял на конечной остановке, когда в него вошёл молодой человек, очевидно, очень уставший после работы. Он тяжело опустился на сидение, и даже задремал. Потом, когда в салоне автобуса не осталось уже свободных мест, вошла старушка. Бабушка молча встала около молодого человека и вздохнула.

    Куда тебе ехать, бабка? –спросил её парень.

    А до Вокзала, сынок, до Вокзала.

    Садись уж, раз едешь.

    Спасибо, милок.

    И чего вам, пенсионерам, дома на сидится? А?

    И он продолжил свой путь, стоя, встав над старушкой.

    Какой поступок совершил молодой человек?

    (Хороший, он уступил место пожилому человеку.)

    А почему он это сделал?

    (Он знает, что пожилым людям тяжело стоять, когда движется автобус; потому что надо место уступать)

    А как он это сделал?

    (Плохо, обидел старушку.)

    Вы совершенно правы, ребята. Сделал он это некрасиво, грубо, и ценность его поступка стала ничтожной. Оказывать помощь надо тактично, не подчёркивая, что ты совершаешь хороший поступок.

    1. Группа. Во дворе многоэтажного дома есть узенькая дорожка, по льду которой во время мороза любят кататься ребятишки. Её присыпало снегом, и старушка, шедшая в гости к кому-то из жильцов, не заметила льда, поскользнулась и упала. Мальчишка подошёл и с укором сказал: « Что ж вы, бабуля, такая невнимательная? Так и кости переломать можно».

    Дайте оценку поступку. А как бы вы поступили?

    1. Группа. Девочка возмущенно жаловалась маме: «Во дворе есть такой плохой мальчик – все время зовет меня Валькой». «А ты как его зовешь» – спросила мама. «Я его вообще никак не зову. Я ему просто кричу: «Эй, ты!»

    Права ли была девочка? (Девочка сама должна звать мальчика по имени, показывая ему пример, а не кричать «Эй, ты!»)

    1. Группа. В школьном коридоре разговаривают 2 учителя. Среди них Катя увидела свою учительницу и вежливо поздоровалась только с ней: «Здравствуйте, Ольга Ивановна!»

    Правильно ли поступила девочка?

    (Надо было сказать общее “Здравствуйте”)

    Какие вы молодцы! Сделали совершенно правильные выводы! Надеюсь, что вы не только говорите, но и поступаете правильно.

    А как мы можем в повседневной жизни делать добро?

    Доброжелательный человек, желающий другим всего доброго, и ведёт себя соответственно. Он не может быть злым, грубым и жестоким.

    А сейчас, ребята, я предлагаю вам побыть в роли строителей. Вы в парах будете строить дом мудрости, из кирпичиков, которые лежат на ваших партах. На каждом кирпичике написана часть пословицы. Соедините половинки пословиц о доброте.

    • Добрыми делами славен человек.
    • Злой не верит, что есть добрый.
    • Доброе слово и кошке приятно.
    • Добрая слава лежит, а худая бежит.
    • Доброе слово лечит, злое калечит.
    • Доброта без разума пуста.
    • Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
    • Делай другим добро - будешь сам без беды.
    • Доброе дело питает и душу и тело.
    • Добрый человек в добре живет век.
    • Худо тому, кто добра не творит никому.
    • Чего не сделаешь силком, того добьешься добром.
    • За доброго человека сто рук.

    Молодцы, ребята справились с заданием! А теперь давайте с вами поработаем в группах и вместе вырастим дерево добра. Вам предлагается набор различных слов на листочках. Выберите те качества, которые необходимы добром у человеку и прикрепите их на ствол дерева на доске. Это будет крона дерева добра для нашего сада . (Работа в группах)

    1 группа:

    • аккуратный
    • доброжелательный
    • вежливый
    • грубый
    • неучтивый
    • лживый

    2 группа:

    • умеет прощать обиды
    • чуткий
    • отзывчивый
    • лживый
    • грубый
    • наглый

    3 группа

    • помогает в беде
    • часто ссорится
    • вспыльчивый
    • общительный
    • ласковый
    • наглый

    4 группа:

    • веселый
    • счастливый
    • наглый
    • внимательный
    • жадный
    • крикливый
    1. группа
    • понимающий
    • великодушный
    • сердечный
    • наглый
    • лживый
    • жадный

    (Выполняют задание.)

    Ребята, а вы обладаете этими качествами? Все ли вы можете спокойно выслушать друг друга? Поддержать в трудную минуту, понять окружающих на нас людей, разрешить конфликты мирным путем? (Ребята отвечают).

    А можем ли мы изменить себя? Можем ли мы воспитать в себе те качества, о которых сегодня говорим? Как мы можем это сделать?
    (Ребята отвечают).

    Главное не забывать, что для того, чтобы это дерево росло и не зарастало сорняками, нужно наполнять его солнечным светом, добрыми словами и добрыми поступками.

    Ребята, теперь давайте подведем итог, продолжите, пожалуйста, следующие предложения:

    1.Теперь я знаю, что …

    2. Теперь я научился …

    3. Для себя я отметил, что …

    Таким образом, ребята, нам всем приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее.

    Добрые дела нельзя откладывать на потом. Добро надо делать сегодня и сейчас. Ведь, говорят, одно сегодня стоит двух завтра. А сейчас я вас всех прошу послушать песню и каждому я раздам памятку с правилами доброты, пользуясь которыми мы станем по-настоящему добрыми.

    Правила доброты:

    1. Не бойся предлагать помощь другим, помогай в первую очередь людям попавшим в беду, слабым, больным.
    2. Не мешай окружающим тебя людям работать и отдыхать.
    3. Будь вежливым, добрым, внимательным к другим, оказывай уважение старшим.
    4. Будь терпим к другим людям, но никоим образом не мирись с их неправильным поведением.

    Звучит песня.

    Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

    школа № 7

    Красносельского района г. Санкт-Петербург

    Открытый классный час:

    « C емья и семейные ценности».

    Составитель:

    классный руководитель 5 Б класса,

    СвистуноваТатьяна Эвальдовна

    2016-17 уч. год

    Цели и задачи:

      Воспитание чувств любви и гордости за свою семью;

      Развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям;

      Побудить участников классного часа к размышлениям об отношениях в их семьях;

      Способствовать формированию нравственной культуры учащихся, уважительного отношения к родителям, взаимопонимания и терпимости в отношениях взрослых и детей;

      Формировать потребность в общении взрослых и детей, необходимость друг другу;

      Развивать интерес и любознательность, открытость, положительные эмоции и чувства.

    Оборудование класса: уголок с рисунками «Моя семья», «Золотые руки моей мамочки», выставка фотоальбомов "Моя семья", тема, эпиграф на доске, распечатанные пословицы и поговорки о семье, Интернет-ресурсы: грамзаписи с песнями о семье и дружбе, презентация «Моя семья».

    Приглашены родители обучающихся.

    Место и время проведения: кабинет 358, 09.12.2016г.

    Ход классного часа.

    Несколько учеников рассказывают стихотворение о семье:

    Семья – это счастье, любовь и удача,
    Семья – это летом поездки на дачу.
    Семья – это праздник, семейные даты,
    Подарки, покупки, приятные траты.
    Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
    Мечты о хорошем, волнение и трепет.
    Семья – это труд, друг о друге забота,
    Семья – это много домашней работы.
    Семья – это важно!
    Семья – это сложно!
    Но счастливо жить одному невозможно!
    Всегда будьте вместе, любовь берегите,
    Обиды и ссоры подальше гоните,
    Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
    Какая хорошая Ваша семья!

    Кл рук: Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые гости и родители! Сегодня мы встретились с вами, чтобы поговорить о самом важном в жизни каждого человека – семье. Вы становитесь год от года взрослее и придет время, когда вы тоже будете создавать свою семью.

    Класс: Семья – это святое слово,

    и обижать его нельзя!

    В нем наши корни, наша сила,

    Наши заветные слова!

    Кл час: А как вы понимаете это слово «семья»? Что возникает в вашем воображении, когда вы его произносите?..

    Слово «семья» понятно всем, как слова «мама», «хлеб», «родина». Семья… История идет от слова «семя». Маленькое семя, посаженное с любовью, дает свои всходы. И для того, чтобы семя взошло, нужно жить в любви и согласии. И если ты так будешь жить, у тебя появятся замечательные и нежные плоды – это дети. А что, ребята, для вас значит семья? (по одному выбирают листочки, на которых написано: забота, счастье, труд, любовь, дети, родители, родня, тепло, хлеб и др, объясняют данные понятия и прикрепляют на доску с помощью магнитов к листку «семья»).

    Кл рук: Существует такая заповедь – наказ: «Почитай мать и отца своего, и будет тебе счастье, и будешь ты долго жить». И если все это исполнилось, значит, семя дало положительные всходы.

    Наша семья – это самые близкие люди, которые помогут в трудную минуту, и будут радоваться твоим успехам больше всех на свете .

    У каждого человека должен быть дом, семья, родня, потому что именно здесь мы найдем сочувствие, теплоту, взаимопонимание. Именно самому близкому человеку вы сможете доверить свою тайну, поговорить о самом сокровенном, о том, что вас волнует, посоветоваться с ними. Каждая семья - уникальное объединение людей разного возраста, основанное на кровнородственных отношениях. У каждого из вас есть желание жить в дружной, благополучной семье, основанной на взаимопонимании и доверии детей и взрослых. Именно15 мая 2008 года в России впервые отмечался Международный день семьи. С семьи начинается жизнь любого человека, именно в семье происходит формирование его как личности и гражданина. Семья - это источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек.

    Кл рук: С семьи начинается все. От ее благополучия, успехов и развития зависит развитие города, региона, страны.

    На сегодняшний день поддержка семьи – одно из приоритетных направлений в государственной политике нашей страны. Семья делает нашу жизнь счастливее, ярче и богаче. А сейчас мы послушаем рассказ об одном знаменитом празднике.

    Кл рук:В России впервые 8 июля 2008 года отмечался новый праздник - День семьи. Он посвящен памяти святых Петра и Февронии Муромских. В православной традиции они считаются покровителями супружеской верности, любви и семейного счастья.

    По преданию Петр, младший сын муромского князя, расправился со змеем-демоном, приходившим в человеческом обличье к снохе Петра блудить. Зарубив оборотня, сам Петр получил тяжелое кожное заболевание.

    Феврония, дочь бортника, была девушкой мудрой, она общалась с животными и лечила травами. Когда Петр узнал о способностях девушки, то пообещал в случае исцеления на ней жениться. Однако слово своё не сдержал. Только со второго раза, после того как был вылечен вернувшийся недуг, князь женился на простолюдинке.

    Много испытаний выпало на долю Петра и Февронии. Сила любви помогала им одолеть зависть, ненависть и коварство. Они жили долго и счастливо, и княжили в Муроме на радость своим подданным.

    В старости супруги приняли монашеский постриг и молили Бога, чтобы им умереть в один день. Завещав положить их тела в одном гробу, они, и правда, скончались в один день и час 25 июня 1228 года. Сочтя погребение в одном гробе для монахов не по канонам, их тела положили раздельно. На следующий день они оказались вместе. А в 16 веке супругов причислили к лику православных святых.

    Петр и Феврония обладали любовью, наполненной необыкновенным духовным содержанием. На такой любви держится мир. Именно этим святым молились наши предки, прося благословения на вступление в брак.

    День Петра и Февронии пока празднуется не так романтично, как день святого Валентина, без сердечек и прочей альковной атрибутики. Но уж если делать избраннику предложение, то лучше всего в этот день. Брак наверняка будет крепким. СЛАЙД с иконой Петра и Февронии.

    Кл рук: Ребята, а с чем можно сравнить семью?

      Что с течением времени не увядает, а только растет и крепнет?

    Часто проводят аналогию между семьей и деревом, существует даже такое понятие, как «генеалогическое дерево» – это родословная семьи, которая для наглядности изображается в виде схемы. (СЛАЙД) и рисунок-дерево…

    Кл рук: Знаете ли вы, что раньше человек, не знающий свою родословную, считался необразованным. Например, родословная великого русского поэта А.С. Пушкина насчитывала 5 тысяч имен. А сможете ли вы назвать 50 членов своей семьи?

    Кл рук: А теперь поговорим о семейных традициях. Что это такое? Это обычаи, которые существуют в семьях в течение долгих лет. Подходим к стендам, рассказываем о своих семьях, увлечениях семей.

    Кл рук: Молодцы, ребята, интересные получаются у вас рассказы. Одой из традиций, обычаев – давать новорожденному ребенку имя в честь одного из членов семьи. Традиция давать имена в честь родственников имеет давние корни. Считалось, что, унаследовав имя старшего члена семьи, ребенок унаследует и его судьбу. Кого из вас, ребята, назвали в честь близких родственников, бабушек или дедушек? А знаете ли вы, почему вас назвали в их честь?
    (предоставляется возможность высказаться двум-трем детям).

    Кл рук: Давным-давно сформировалась еще одна семейная традиция – члены одной семьи занимались одним, общим для всех, видом деятельности. Таким образом, создавались династии – несколько поколений семьи были кузнецами, ткачами, строителями, учителями или врачами.(предоставляется возможность высказаться детям, родителям).

    Кл рук: А знаете ли вы примеры таких династий? Может быть, представители вашей семьи как раз и являются династией? Или вы сами хотите пойти по стопам родителей? (предоставляется возможность высказаться двум-трем детям, я рассказываю о себе: династия учителей).

    Кл рук: русский язык очень богат, вот и сегодня я предлагаю вашему вниманию пословицы и поговорки о семье, если вам они знакомы, то попробуйте продолжить их, если не знакомы, послушайте, запомните, станьте мудрее (на выбор):

      Вся семья вместе, так и душа на месте.

      В семье разлад, так и дому не рад.

      Земля без воды - мертва, человек без семьи - пустоцвет.

      В родной семье и каша гуще.

      Семья сильна, когда над ней крыша одна.

      Согласие да лад в семье клад.

      В семье согласно, так идет дело прекрасно.

      Когда нет семьи, так и дома нет.

      Семья в куче - не страшна и туча.

      Семья без детей что цветок без запаха.

      Семья человеку первую путевку в жизнь дает.

      В хорошей семье хорошие дети растут.

      Намеки да попреки - семейные пороки.

      Семья - опора счастья.

      Семейное согласие всего дороже.

    Кл рук: А теперь я предлагаю немного поиграть, проявить ловкость, смекалку. Посмотрим, что вы умеете делать. Игра №1: «Построй дом» (раздаются 2 командам вырезанные детали – квадрат, треугольник, цветы и др.)

    Игра №2: «Бабушкин помощник» (кто быстрее намотает клубочек из шерстяных ниток).

    Кл рук: Ну что, какие ещё традиции чтутся в ваших семьях? Гостеприимство, радушие, желание угостить родственников, пришедших поздравить, навестить больного, провести вместе время….Добро пожаловать к столу. Приглашаем гостей, мам, товарищей за стол.

    Кл рук: А за столом вы придерживаетесь каких-нибудь правил?

    (правила этикета, поведения за столом).

    Кл рук: И конечно же, собирась вместе, мы любим смотреть альбомы с фотографиями, делиться своими удачами, победами, книгами, танцевать и петь песни. Предлагаю всем спеть песню о семье. (включаем фонограмму…).

    Кл рук: И напоследок давайте пожелаем хорошее нашим близким, нашим мамам, которые пришли к нам в гости. То, что они пришли к нам, большой показатель поддержки, любви, доброго отношения ко всем нашим начинаниям. Счастья и взаимопонимания нашим семьям! До новых встреч!

    Сценарий классного часа для 5 класса "Быть добрым надо по привычке"
    Классный час
    для 5 класса
    «Быть добрым надо по привычке…»
    Цель: разделить в представлении учащихся понятия «добро» и «зло»;
    формировать чуткое отношение к окружающим.
    Задачи:
    1.Формировать у учащихся уважение к общечеловеческим
    нравственным ценностям.
    2.Учить вырабатывать и аргументированно отстаивать свою точку
    зрения.
    3.Учить задумываться о своём месте в жизни.
    4.Развивать умение сопереживать другим людям, лучше понимать их
    чувства.
    Оборудование: компьютерная презентация.
    Ход мероприятия.
    1.Вступительное слово учителя.
    Добро и зло творить всегда
    Во власти всех людей,
    Но зло творится без труда,
    Добро творить трудней.
    (Слайд 1)
    В наш век стремительных перемен, время сложного периода для
    страны мы особенно остро нуждаемся во внимательном, чутком
    отношении со стороны окружающих. Поэтому сегодня разговор пойдёт
    о доброте. А называется наш классный час «Быть добрым надо по
    привычке…»(Слайд 2) Девизом послужат слова из стихотворения
    А.Дементьева:
    Пока мы боль чужую чувствуем,
    Пока живёт в нас сострадание.
    Пока мечтаем мы и буйствуем,
    Есть в нашей жизни оправдание.
    (Слайд 3)
    2. А что такое доброта? Давайте соберём корзинку добра. (Ребята
    отвечают письменно на вопрос и складывают листочки с ответами в
    корзинку).
    Учитель достаёт из корзинки листочки и зачитывает ответы: «Доброта
    – отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям, умение
    сопереживать, чуткое отношение, терпимость, человечность…»
    Чтец 1.

    Когда по склонам вечной суеты
    Бежать от неудач устанешь люто,
    Направь шаги
    Тропою
    Доброты
    И радость помоги найти кому-то.
    Чтец 2.
    Как бы жизнь не летела –
    Дней своих не жалей,
    Делай доброе дело
    Ради счастья людей.
    Чтобы сердце горело,
    А не тлело во мгле,
    Делай доброе дело –
    Тем живём на земле.
    Учитель. Если представить, что доброта – это яркое солнышко, а его
    лучики – это те качества, из которых состоит понятие «доброта», то
    получится вот такая картинка (слайд 4).
    3. Сценка «Цветы для бабушки».
    Вася. А сейчас, ребята, вы увидите…
    Входит Коля с букетом цветов.
    Вася. Вы увидите чудака, который среди белого дня ходит с
    цветочками (Коле). Тебе не стыдно?
    Коля. Почему мне должно быть стыдно?
    Вася. Что это за лютики-цветочки? Ты бы ещё бантик прилепил!
    Коля. А! Ну… У бабушки моей – день рождения. Я и решил подарить ей
    цветы.
    Вася. Вот уж не знал, что ты любишь цветы!
    Коля. Причём тут я? Бабушка очень цветы любит. У неё праздник, и я
    хочу её порадовать!
    Вася. А ты, оказывается, эгоист! «Вот тебе, бабуля, цветочки – и
    радуйся!» Вот я, например, всегда делю радость и с папой, и с мамой,
    и с бабушкой, и с дедушкой. Их праздник – это и мой праздник.
    Коля. Прекрасно. Я тоже стараюсь делить радость…
    Вася. Да кто же так делит?! Цветочки! У моего деда был день
    рождения, я ему, знаешь, что подарил? Хоккейную клюшку!
    Коля. Ну, что ж, хороший подарок. Дедушкам тоже надо спортом
    заниматься.
    Вася. Причём тут спорт? Мой дедушка с палочкой ходит – не до хоккея
    ему. Но ты знаешь – не важен подарок. Важно внимание.
    Коля. А что ты маме подарил?
    Вася. Маме – щенка.
    Коля. Твоя мама, наверное, любит животных?
    Вася. Терпеть не может! Имне не разрешала щенка заводить. А раз
    подарок – выкинуть нельзя, обидишь человека. То есть меня. Вот
    щенок и живёт у нас. Вот у бабушки скоро день рождения, а я всё не

    могу придумать, что ей подарить.
    Учитель. Как можно охарактеризовать участников этой сценки?
    Мальчик Коля проявил такие качества, как любовь и внимание к
    бабушке. Второй участник диалога показал, что любит только себя.
    Иван Сергеевич Тургенев писал: «Себялюбие – самоубийство.
    Себялюбивый человек засыхает, словно одинокое дерево». (Слайд 5)
    4. Учитель. А сейчас послушайте рассказ Марии Скребцовой «Юноша и
    морские звёзды» (слайд 6). Как-то на рассвете старик шёл по берегу
    моря и увидел юношу, который подбирал на песке морские звёзды и
    бросал их в воду. Старик спросил, для чего он это делает. Юноша
    ответил, что звёзды могут засохнуть и умереть под лучами жаркого
    солнца.
    - Но ведь побережье тянется на многие мили, а морских звёзд
    миллионы. Что толку в твоих усилиях? – сказал старик.
    Юноша взглянул на морскую звезду, которую держал в руках, бросил
    её в море и тихо произнёс:
    - Толк есть для этой морской звезды.
    Вопросы для обсуждения.
    1.Что побудило юношу бросать в воду морские звёзды?
    2.Согласились бы вы или возразили, услышав слова « Всем всё равно не
    поможешь!»
    5. Добро многогранно. Поищите варианты доброго поведения в
    следующих ситуациях (слайды 7,8,)
    1.Ты идёшь по улице, видишь плачущего ребёнка. Какими будут твои
    действия?
    2.В подъезде ты встречаешь бездомное домашнее животное. Как ты
    поступишь?
    Случались ли с вами подобные ситуации?
    Учитель. К Пеппер писал: « Когда кто-нибудь совершает для другого
    доброе дело, радуйтесь! Сразу два человека стали счастливы» (слайд
    9)
    Чтец 3.
    В доме добрыми делами занята,
    Тихо ходит по квартире доброта.
    Утро доброе у нас.
    Добрый день и добрый час.
    Добрый вечер, ночь добра, было доброе вчера.
    Чтец 4.
    Доброта с годами не стареет,
    Доброта от холода согреет,
    Если доброта, как солнце, светит,

    Радуются взрослые и дети.
    Чтец 5.
    Добрым быть совсем, совсем не просто,
    Не зависит доброта от роста.
    Доброта приносит людям радость
    И взамен не требует награды.
    6.Рассказ о подвиге Валерия Чкалова.
    (Слайд 10)
    Чтец 6. Ранним утром 15 декабря 1938 года Валерий Чкалов испытывал
    только что выпущенный заводом истребитель. Набрав высоту, лётчик
    начал постепенно увеличивать скорость, бросать машину вниз и снова
    взмывать кверху, делая резкие повороты и «мёртвые петли».
    Как всегда, когда в воздухе был Чкалов, на лётном поле возле ангаров
    собралось много зрителей, любовавшихся мастерством лётчика.
    И вдруг могучий рёв самолёта внезапно прервался…
    Ещё перебор…ещё…И мотор смолк.
    Самолёт пролетел по инерции сотню-другую метров и пошёл к земле,
    быстро теряя высоту.
    Чкалову было не впервой побеждать смертельную опасность. Его опыт
    и мастерство лётчика-испытателя, его неизменное хладнокровие
    давали возможность посадить машину и не на бетонную дорожку
    аэродрома.
    И на этот раз Чкалов мгновенно оценил обстановку и направил
    падающую машину на ближайший к аэропорту пустырь. Но вдруг он
    увидел, что там бежит по снегу маленькая девочка в красном
    пальтишке. Неужели ей суждено погибнуть под рухнувшей сверху
    тяжёлой машиной?
    И в эти последние секунды Валерий Чкалов принял решение, такое же
    благородное и мужественное, какой была вся его жизнь.
    Резко изменив направление, Чкалов бросил несущийся к земле самолёт
    в сторону, туда. Где на пути виднелись кирпичные здания
    мастерских…
    Так Чкалов совершил свой последний подвиг. Пожертвовав жизнью, он
    спас неизвестную маленькую девочку от неминуемой гибели. В
    Нижнем Новгороде Валерию Чкалову поставлен памятник. (Слайд 11)
    Чтец 7. Помочь человеку в трудную минуту, прийти ему на помощь,
    даже если придётся жертвовать собой, своими интересами, временем,
    может не каждый. Но поддержать добрым словом часто так же важно,
    как вовремя переключить стрелку на железнодорожном пути,
    потушить оставленный в лесу костёр, накормить бездомную собаку.
    Чтец 8.
    Давайте поклоняться доброте!
    Давайте с думой жить о доброте.
    Вся в голубой и звёздной красоте,
    Земля добра. Она дарит нас хлебом,

    Живой водой и деревом в цвету.
    Под этим вечно неспокойным небом
    Давайте воевать за доброту!
    7. Учитель. К сожалению, существует и противоположность добра –
    зло, и иногда оно берёт верх над добром. Люди ненавидят зло и
    осуждают его, противостоят ему изо всех сил.
    Я предлагаю вам обсудить ситуации, дать оценку поступкам.
    Первая ситуация. Миша был сильным ребёнком, занимался в
    спортивной секции по боксу, имел разряд. Его немного побаивались
    даже ребята из старших классов. Однажды, возвращаясь из школы
    домой, Миша увидел во дворе драку. Это привлекло его внимание. С
    возгласом «Давай» он остановился посмотреть. На следующий день
    все узнали, что у Серёжки, мальчика из 5-го класса, в драке была
    сломана рука. На вопрос учителя «И ты тоже стоял и смотрел?» Миша
    ответил:» Ну я же его не бил!»
    Вторая ситуация. Нина очень спешила в музыкальную школу, была
    непогода, но она знала, если не успеет, то опоздает на экзамен, не
    сможет сыграть всё произведение в отведённое ей положенное время
    и, возможно, получит «4». А она отличница, ей за отличные успехи
    состоятельные родители обещали на зимних каникулах поездку в
    Альпы на горнолыжный курорт. Она спешит, переходит улицу и видит
    старушку, идущую в другую сторону. Перебежав через дорогу, Нина
    слышит звук бьющегося стекла, оглянувшись, она видит лежащую на
    дороге старушку. Нина, хихикнув, ловит себя на мысли: как в комиксе –
    палочка в одной стороне, сумка в другой – и бежит дальше, ведь она
    опаздывает.
    Учитель (после обсуждения ситуаций). А какие ещё понятия не
    относятся к понятию «доброта»? (Равнодушие, жестокость, эгоизм,
    грубость, гнев, досада, враждебность)
    Злоба – это тёмная тучка (слайд12).
    А давайте её прогоним! А для этого надо вспомнить пословицы и
    поговорки о доброте.
    1.В добре жить хорошо.
    2.Делать добро спеши.
    3.Доброе дело и в воде не тонет.
    4.Доброе дело крепко.
    5.Злой человек не проживёт в добре век.
    6.Доброе слово лечит – злое калечит.
    7.Добрая слава лежит, а худая бежит.
    (Называя пословицу, кликаем мышкой на капельку дождя – она падает,
    потом – на тучку, тучка уходит с горизонта).
    Ну вот мы и прогнали эту тёмную тучку с нашего небосклона, и на
    нашем небе снова засияло яркое солнышко (слайд13).
    Чтец 9. Так давайте творить добро и в малом, и в большом. Человек,

    который думает только о себе и ищет во всём своей выгоды, не может
    быть счастлив.
    Хочешь жить для себя, живи для других. Будем относиться к людям с
    расположением и будем помнить всегда, что доброта – единственное
    одеяние, которое никогда не ветшает, что все прекрасные чувства в
    мире весят меньше, чем одно доброе дело (слайды 14,15).
    Чтец 10.
    Сумей преодолеть преграды,
    И боль, и призрачный успех.
    Живи, не требуя награды
    За свой поступок ради всех.
    Ещё печалью мир простужен,
    Исподтишка разит беда,
    Ты должен быть кому-то нужен –
    Всегда – как хлеб или вода.
    Быть добрым надо по привычке,
    Не по расчёту. Пригодись
    Хотя бы маленькой синичке –
    Пусти её из клетки ввысь.
    8. Заключительное слово учителя. (Слайд 16)
    Великий педагог В.А.Сухомлинский писал: « Надо иметь большую силу
    духа, чтобы «жить сердцем», желать добра другим. Хорошие, добрые
    желания живут в душе того, кто сам чувствует, что он сегодня стал
    лучше, чем вчера». Я думаю, ребята, что сегодня вы все стали лучше,
    чем вчера. А желание нести людям добро действительно войдёт у вас в
    привычку.

    Конспект классного часа для 5 класса на тему «Азбука общения»

    По утверждению психологов главной и определяющей деятельностью для младших подростков является общение. А лучшие возможности для общения предоставляет совместная работа или игра. В данном сценарии автор объединяет эти 2 занятия и предлагает сценарий игры, в ходе которой возникают различные ситуации для общения.

    Выполняя задания игры, дети обсуждают варианты ответов, учатся уважать чужое мнение, учатся находить объединяющие качества, выявлять положительные черты характера у сверстников, что способствует сплочению коллектива, выработке позитивной установки в общении.

    Цели: формировать у детей коммуникативные навыки, навыки позитивного общения, умения понимать себя и других; ознакомить с основными правилами общения; формировать положительную нравственную оценку таких качеств, как тактичность, доброжелательность, терпимость к мнению других; развивать умение слушать, понимать, сопереживать.

    Форма : групповая игра.

    Оборудование:

    а) приготовить альбомные листочки (по количеству экипажей). На каждом листке написать: «Путевой лист»;

    б) приготовить квадраты (по количеству экипажей) из бумаги разного цвета, разрезать их на 4 произвольные части (4 участника в экипаже). Если цветной бумаги не хватит, можно сделать квадраты в горошек, в полоску, в клетку и т. п.

    Оформление класса

    На перемене перед классным часом нужно расставить парты, чтобы дети могли сидеть по 4 человека лицом друг к другу. На каждый стол положить по 1 тетрадному листку бумаги.

    На перемене перед классным часом на доске записать положительные человеческие качества.

    Качества, которые украшают человека

    Красивый

    Любознательный

    Эрудированный

    Деликатный

    Искренний

    Симпатичный

    Разносторонний

    Тактичный

    Справедливый

    Аккуратный

    Вежливый

    Надежный това

    Рассудительный

    Воспитанный

    Толковый

    Интеллигентный

    Бескорыстный

    Трудолюбивый

    Душевный

    (не жадный)

    Старательный

    Сердечный

    Скромный

    Отзывчивый

    План классного часа

    1. Интерактивная беседа на тему «Общение».

    2. Мини-лекция «Золотые правила общения».

    3. Игра «Тайна третьей планеты»:

    а) «Экипаж». Формирование групп;

    б) Планета «Содружество». Поиск общих признаков;

    в) Планета открытий. Поиск положительных качеств;

    г) Планета «Бумеранг».

    4. Подведение итогов (рефлексия).

    Ход классного часа

    I. Интерактивная беседа на тему «Общение»

    Классный руководитель. Ребята, наш сегодняшний классный час будет посвящен общению.

    Как вы считаете, можем ли мы прожить, не общаясь с другими людьми?

    Примерные ответы детей:

    Дома мы общаемся с членами своей семьи.

    Мы ходим в школу, общаемся с одноклассниками, учителями.

    Потом мы будем работать, будем общаться с людьми на работе.

    Даже старые люди, которые уже не ходят на работу, ходят в магазин, на рынок, вызывают врача, общаются с работниками ЖЭКов.

    Даже если мы окажемся в кабине космического корабля, МЫ будем общаться по радио с Центром управления полетом.

    Классный руководитель. Да, вы правы, человек не может прожить без общения с другими людьми. Но общаться можно по-разному. Ссора, драка, ругань - это ведь тоже общение. Нравится ли вам такое общение?

    Дети отвечают.

    Как вы понимаете слова «деликатность», «тактичность»? Хотели бы вы, чтобы с вами обращались деликатно, тактично?

    Дети дают ответы, классный руководитель комментирует, уточняет понятия (тактичность и деликатность - это душевная тонкость, нежность, вежливость).

    Что значит, по-вашему, «возлюбить ближнего»?

    Примерные ответы детей:

    Принять его таким, какой он есть.

    Найти в нем что-то хорошее.

    Простить ему какие-то недостатки.

    Пожалеть его.

    Сочувствовать ему.

    II. Мини-лекция «Золотые правила общения»

    Классный руководитель. Действительно, ребята, тысячами нитей связаны мы с другими людьми. От этих людей зависят наши успехи в учебе, работе, наше здоровье и даже сама жизнь. Поэтому человеку обязательно нужно научиться общению.

    Несколько лет назад большую популярность получила книга американского психолога Дэйла Карнеги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей». В этой книге автор дает простые правила:

    Как понравиться окружающим;

    Как стать популярным;

    Как заставить людей выполнять твои желания.

    Но многие читатели обнаружили, что, выполняя эти правила, человек просто манипулирует другими людьми. Манипулирует - значит управляет, использует в своих целях. Иногда люди поддаются на эти уловки, но крепкой дружбы, глубокого уважения, искренней привязанности с помощью этих правил добиться трудно. И человек чувствует себя одиноким и опустошенным.

    Для полноценного общения нужны другие, более трудные и более серьезные правила.

    Мы живем в России. Это страна тысячелетней христианской традиции. По каким правилам общались друг с другом наши предки?

    Этих правил всего 2. И вытекают они из Евангелия.

    Правило первое: «Возлюби ближнего как самого себя».

    Правило второе: «Всегда поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобою».

    Легко ли выполнить эти правила? Это мы узнаем во время нашей игры «Тайна третьей планеты».

    III. Игра «Тайна третьей планеты»

    Цель: найти объединяющие признаки и выявить положительные качества у сверстников; научиться ставить себя на место другого человека.

    «Экипаж». Формирование групп

    Классный руководитель. Представьте себе, что вас включили в отряд космонавтов. Комплектуются экипажи из 400 человек. Вы должны выбрать себе экипаж. Для этого нужно вытянуть из коробки разноцветные детали из бумаги. Те, у кого оказались детали одного цвета, будут в одном экипаже. И таких экипажей у нас окажется 8 (красный, белый, синий, желтый, коричневый, лиловый, зеленый и оранжевый).

    Все дети выходят к доске, вытягивают детали из бумаги.

    Классный руководитель. А теперь вам дается 2-3 минуты, чтобы найти членов своего экипажа и занять места в космическом корабле.

    Дети объединяются по цвету бумажных деталей и занимают столы.

    Да, кого-то мы не хотели бы видеть в своей команде, но ради дела придется находить общий язык со всеми. Первое задание. Чтобы запустить двигатель нашего космического корабля, нужно собрать квадрат из тех деталей, которые вы вытянули из коробки.

    Дети собирают квадраты. Классный руководитель обходит столы, проверяет результаты.

    Планета «Содружество». Поиск общих признаков

    Классный руководитель. Ну, вот, все двигатели запущены, и наши космические корабли несутся по просторам Вселенной. Внимание, вот и первая планета - Планета «Содружество». Она ставит перед экипажами вторую задачу - найти что-то общее для всех 4 членов команды. На каждом столе лежит листок бумаги. Это путевой лист вашего экипажа. Напишите на нем не меньше 5 признаков, которые вас объединяют (внешность, характер, интересы, способности, вкусы). Если экипаж не смог найти объединяющих признаков, он не сможет продолжить полет. Ведь в космическом путешествии возможны встречи с разумной жизнью. И если мы не можем договориться друг с другом, мы не сможем установить контакт и с представителями других миров.

    Дети записывают объединяющие их признаки: граждане России, жители одного города, ученики одной школы, одного класса, всем по 11 лет, у всех есть домашние животные, все играют в футбол, болеют за «Динамо», все любят Глюкозу и т. п.

    Ну что ж, ребята, какой экипаж не смог найти 5 признаков, которые объединяют его членов? Нет таких?

    А кто нашел больше 5 таких признаков?

    Дети поднимают руки, отвечают. По ходу ответов выясняется, у кого наибольшее количество объединяющих признаков. Классный руководитель просит детей зачитать свои записи.

    Чем больше общего нашли между собой члены экипажа, тем более успешной будет их работа. Им можно поручить сложные, ответственные задания.

    Все экипажи из нашего класса прошли испытание, и наше путешествие продолжается.

    Планета открытий. Поиск положительных качеств

    Классный руководитель. А вот и вторая планета - Планета открытий. Чтобы ступить на эту планету, нужно сделать открытие. Нужно открыть что-то хорошее в других людях. На доске записаны качества, которые украшают человека. Может быть, вы обнаружите какие-то из них в членах вашей команды? Или откроете что-то свое?

    Итак, начинаем выполнять задание этой планеты.

    Сделайте на своем путевом листке табличку из 4 столбиков. Вверху у каждого столбика напишите имя и фамилию членов вашего экипажа. Это будет его личная колонка. Ваша задача - найти у каждого члена своего экипажа его главное хорошее качество и записать это качество в столбик с именем. Чтобы найти хорошие качества, нужно провести обсуждение, добиться согласия всех членов экипажа. Задание понятно? Можете начинать.

    Примерный вид таблички на путевом листке

    Таня Иванова

    Игорь Сидоров

    Ира Смирнова

    Искренняя

    Потом каждый экипаж допишет в каждую колонку по одному хорошему качеству.

    В течение 3-5 минут дети выполняют задание.

    Классный руководитель. А теперь мы передадим свои листочки по кругу всем экипажам. Каждый экипаж, посовещавшись, найдет у своих товарищей еще что-то хорошее и допишет в каждую колонку еще по 1 положительному качеству.

    Когда путевой листок вернется к своему экипажу, каждый обнаружит в своей личной колонке столько прекрасных качеств, найденных вашими товарищами на Планете открытий, сколько экипажей.

    Включается музыка. Дети совещаются, заполняют листочки. На каждом листочке каждый экипаж дописывает по одному хорошему качеству под фамилией участника. Решение о том, что писать, дети принимают совместно, в процессе обсуждения.

    Ну вот, все листочки вернулись к экипажам, и все с удивлением обнаружили, какие прекрасные люди учатся в нашем классе! А между тем мы неумолимо приближаемся к загадочной планете «Бумеранг»

    Планета «Бумеранг». Поставить себя на место другого

    Классный руководитель. Что такое бумеранг? Это такое орудие, которое возвращается к тому, кто его бросил. Но при чем здесь планета? Почему она носит такое название? Эту загадку нам предстоит разгадать.

    Тут, на этой планете, мы нашли дневник древнего ученика. Отдельные фразы в этом дневнике стерлись от времени. Нам нужно восстановить эти фразы, и тогда, может быть, мы и разгадаем секрет этой планеты. Послушайте обрывки этих фраз и попробуйте угадать их окончания, которые поглотило неумолимое время. На обсуждение и формулировку ответа вам дается 1 минута.

    Фраза для первого экипажа: «Взялся за перила, а рука наткнулась на чью-то противную и липкую жевачку. И вдруг я вспомнил...» Что же вспомнил этот древний ученик?

    Примерный ответ: Я вспомнил, что я тоже приклеивал жевачку куда попало, не думая о других людях.

    Классный руководитель. Второй экипаж, слушайте вашу фразу: «Приехал на речку, а весь берег усыпан консервными банками и грязной бумагой. И вдруг я вспомнил...»

    Примерный ответ: Я вспомнил, что я тоже бросал мусор, не думая о других людях.

    Классный руководитель. Третий экипаж, ваша фраза: «Забыл ручку, и никто не дал запасную. И вдруг я вспомнил...»

    Примерный ответ: Я вспомнил, что я тоже жадничал и не хотел делиться с другими.

    Классный руководитель. Четвертый экипаж, послушайте вашу фразу: «На перемене кто-то подставил подножку, я упал, а все смеялись. Было больно и обидно. И вдруг я вспомнил...»

    Примерный ответ: Я вспомнил, что я тоже ставил подножки ребятам и смеялся, когда они падали.

    Классный руководитель. А теперь фраза для пятого экипажа: «Забыл выучить правило и получил двойку. Все надо много смеялись. И вдруг я вспомнил...»

    Примерный ответ: Я вспомнил, что я тоже радовался чужим неудачам.

    Классный руководитель. Шестому экипажу достается такая фраза: «Ночью у бабушки сильно болела голова, ей нужно было уснуть, а за окном ребята включили магнитофон на полную громкость. И вдруг я вспомнил...»

    Примерный ответ: Я вспомнил, что я тоже громко кричал во дворе, не думая о других людях.

    Классный руководитель. Фраза для седьмого экипажа: «В столовой кто-то вылил чай в мою тарелку с кашей, и я остался голодным. И вдруг я вспомнил...»

    Примерный ответ : Я вспомнил, что я тоже портил еду в столовой, не думая о том, что кто-то останется голодным.

    Классный руководитель. Восьмой экипаж, угадайте окончание такой фразы: «Кто-то спрятал мой портфель, и я весь урок его искал, за это получил замечание в дневнике. И вдруг я вспомнил...»

    Примерный ответ: Я вспомнил, что я тоже для смеха прятал чужие вещи.

    Классный руководитель. Девятый экипаж, ваша фраза: «Мы убирали на школьном участке, и мне одному пришлось выносить кучи листьев, потому что все сбежали. И вдруг я вспомнил...»

    Примерный ответ : Я вспомнил, что я тоже часто отлынивал от генеральной уборки, не думая, что за меня мою работу будут делать другие.

    Классный руководитель. Десятая фраза достается десятому экипажу: «Мы играли в футбол, а какой-то старшеклассник забрал у нас мяч и забросил его на крышу гаража. И вдруг я вспомнил...»

    Примерный ответ : Я вспомнил, что я тоже обижал малышей, пользуясь своей силой.

    Классный руководитель. Мне кажется, что вам удалось угадать смысл этих стертых фраз. Мы слишком задержались на этой планете, и нам пора возвращаться домой. Но для того чтобы вернуться. нужно разгадать тайну этой планеты. Итак, последнее задание - Дать ответ, почему эта планета называется «Бумеранг»? И какое золоте правило нарушил этот древний ученик?

    Примерные ответы детей:

    На этой планете к человеку бумерангом возвращаются все его плохие поступки.

    Все, что сделал человек плохого, потом возвращается к нему от других людей.

    Этот ученик нарушил главное правило общения: нужно всегда поступать с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой.

    Классный руководитель. Ну вот мы и разгадали тайну третьей планеты, и нам пора возвращаться на Землю. А чтобы мы никого здесь не оставили, нужно встать и всем взяться за руки.

    Дети встают за партами, берутся за руки, смыкая цепь.

    IV. Подведение итогов (рефлексия)

    Классный руководитель. Ну, вот мы и прибыли на Землю Понравилось ли вам, ребята, наше путешествие? Что вам запомнилось?

    Примерные ответы детей:

    Мне очень понравилось находить хорошее в людях.

    Мне понравилось находить общее у нас, таких разных.

    Мне запомнилось, как мы вспоминали свои плохие поступки, разгадывая стертые фразы.

    Мне кажется, теперь я буду смотреть на людей другими глазами.

    Мне кажется, мы стали немножко добрее друг к другу.

    Дополнительный материал

    Игры на развитие навыков общения

    Поздороваемся

    Участники рассчитываются на раз-два-три. Получаются 3 группы. Разделиться можно и любым другим способом. Например, заранее по числу участников приготовить цветные квадратики: красный, синий, зеленый. Каждой группе предписывается какая-то поза: на корточках, на цыпочках, полуприсев, наклонившись вперед, вбок. Изменять позу нельзя, при этом здороваться придется, соприкоснувшись локтями. Много смеха, веселой неразберихи, прекрасный заряд бодрости.

    А еще каждой группе можно предложить роль. «Вы, европейцы, здороваетесь за руку. Вы индийцы - здороваетесь, сложив ладони у лица. Вы, японцы, здороваетесь полупоклоном. Вы, папуасы, здороваетесь, потершись носами. Вы, инопланетяне, здороваетесь, подпрыгивая. А теперь пусть каждый поздоровается с соседом!» В этой игре дети получают урок толерантности: все мы разные, но рады друг другу.

    Дадим отпор

    Эта игра дает сильное чувство принадлежности к группе и защищенности. Все становятся в круг. Ведущий начинает: «На нас напали комары (жара, холод...)». Ему дружно отвечают: «Дадим отпор комарам». Ведущий быстро указывает на кого-то из участников. Тот предлагает свой вариант. «На нас напала скука!» - «Дадим отпор скуке!» Игру можно сделать проблемной и развивающей внимание. Ведущий говорит, например: «На нас напало желание много знать!», «На нас напали угрызения совести!» Тогда группа кричит не «Дадим отпор!», а «Поддержим!».

    Тайный дирижер

    Игра на внимание. Участникам надо угадать игрока, который «дирижирует» поведением остальных.

    Все становятся в круг. Один из игроков (доброволец или выбранный считалкой) выходит за дверь, а оставшиеся назначают тайного дирижера, движения которого они будут повторять. Ушедший возвращается в центр круга. Игроки (вслед за дирижером) хлопают, топают, кружатся, раскачиваются, исполняют танцевальные движения, водят хоровод, а водящий должен угадать, кто же ими руководит. Раскрытый тайный дирижер сам потом превращается в ведущего.

    Волшебные квадраты

    Игра вырабатывает умение работать в команде. Потребуются 2 листа ватмана, одинаково расчерченные на 1 б квадратов. Первый лист - у ведущего. В квадратах он располагает различные предметы. Они должны быть парные. Например: в квадратах 1 и 5 лежат одинаковые ручки; в квадратах 3 и Ю - монетки или баночки с краской, а квадраты б и 12 остаются пустыми...

    Ведущий на 15 секунд открывает свой лист команде - ей предстоит запомнить расположение предметов. Получив такой же расчерченный лист, игроки должны по памяти разложить на нем только что увиденные предметы в той же последовательности, что и на листе у ведущего, для чего у игроков есть набор предметов, среди которых и такие, каких нет на листе у ведущего. Разговаривать, советоваться вслух - можно.

    Изюминка игры в том, что ребята должны сообразить, как использовать преимущества команды. За 15 секунд одному трудно успеть заметить и запомнить расположение всех предметов во всех квадратах, но если каждый член команды фиксирует только свой фрагмент (3-4 квадрата), задание выполняется безошибочно.