• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Одним из обязательных столпов ислама, который должен выполнять каждый мусульманин, является пятикратная молитва (салят) Всевышнему Аллаху в установленное время суток. При этом, для совершения намаза должны быть соблюдены определенные условий. Как правильно совершать намаз и что должен знать каждый мусульманин перед его совершением?

    Как правильно читать намаз – подготовка

    Прежде чем приступить к намазу, необходимо выполнить малое (вуду) омовение или, при необходимости, полное (гусл).

    Помимо омовения должны быть выполнены еще следующие условия:

    • Облачение. Для женщин позволяется оставить открытыми ступни ног и кисти рук, лицо. При этом голова, в том числе и волосы, должны быть покрыты. У мужчин голова остается не покрытой.
    • Молитва должна совершаться по направлению к Каабе (Мекка, Саудовская Аравия).
    • Для определенной молитвы должно соблюдаться определенное время.
    • Нужно выразить намерение совершить намаз (в душе).

    Если все перечисленные пункты выполняются, то можно начинать совершать намаз.

    Как правильно читать намаз. Пять обязательных суточных намазов: названия и время выполнения

    • Фаджр – утренний намаз. Этот салат выполняется с наступлением рассвета и до полного восхода солнца, когда солнце полностью пересекает границу горизонта.
    • Зухр – полуденный намаз. Можно молиться через несколько минут после того, как солнце минует зенит. Период, в который нужно успеть помолиться заканчивается с началом молитвы намаза аср.
    • Аср – предвечерний намаз. Начало примерно за два часа до заката солнца и нужно успеть до того, как солнце начнется скрываться за горизонт.
    • Магриб – вечерний намаз. Следует совершить вечернюю молитву сразу после захода солнца, до момента, пока еще есть вечернее зарево.
    • Иша – ночной намаз. С наступлением позднего вечера, когда уже на улице совсем темно, можно совершать иша-намаз. Его время охватывает всю ночь до рассвета.

    Как правильно читать намаз – правила

    Рассмотрим совершение намаза на примере утреннего фаджр-намаза (состоит из 2 ра’каатов). Важно, молящийся читает намаз про себя или шепотом.

    • Встаньте по направлению к Каабе. Опустите руки вдоль туловища и нужно смотреть на пол, примерно в метре от себя. Глаза не закрывать.


    • Затем руки сгибаются в локте, поднимаются открытые ладони от себя до уровня ушей, произносится такбир: «Аллаху Акбар!» (Аллах Велик!). При этом пальцы должны быть соединены вместе. После произношения такбира нельзя делать какие-либо действия, которые могут нарушить намаз, потому что он не будет учтен Всевышним (смеяться, разговаривать, смотреть по сторонам, что-то чесать и так далее).


    • После руки соединяются на животе выше пупка. При этом правая кисть кладется на левую, обхватывая ее в запястье. Начинается первый ра’каат намаза. Читается сана – восхваление Аллаха:

    «Субханака-ллахумма ва-би-хамдика ва-табарака-смука ва-та’ала джаддука ва джалла сана’ука ва-ла ‘илаха гайрук» («Преславен Ты, о Аллах, Своей Чистотой! Начинаем с хвалы Тебе. Благословенно Имя Твое. Велика Сила Твоя. Могущественна Слава Твоя. Нет божества, кроме Тебя»).


    • После произносится: «А’узу би-л-ляхи мина-ш-шейтани-р-раджим!» («Я прибегаю к защите Аллаха от проклятого и отверженного шайтана!»).
    • Далее, необходимо прочесть суру Аль-Фатиха («Открывающая»).

    Би-сми-лляхи-р-рахмани-р-рахим.
    Аль-хамду ли-лляхи рабби-ль-аламин.
    Ар-рахмани-р-рахим.
    Маалики йавми-д-дин.
    Иййака на’буду ва иййака наста’ин.
    Ихдина-с-сираата-ль-мустакиим.
    Сираата-л-лязиина ан’амта алейхим.
    Гайри-ль-магдуби алейхим ва ля-д-дааааллиин.

    Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного.
    Хвала Аллаху, Господу миров,
    Милостивому, Милосердному,
    Властелину Дня воздаяния!
    Тебе одному мы поклоняемся и Тебя одного молим о помощи.
    Веди нас прямым путем,
    путем тех, кого Ты облагодетельствовал, не тех, на кого пал гнев, и не заблудших.

    • После завершения открывающей суры, нужно произнести: «Аминь!» и сразу читается еще одна сура. Это может быть сура «Ан-нас» (Люди), «Ал-ихлас» (Очищение веры), «Ал-фалак» (Рассвет) или любую другую наизусть.
    • После второй суры опять произносится такбир «Аллаху Акбар» с поднятием рук и совершается поясной поклон (руку). При этом открытые ладони опускаются на колени, произносится: «Субхана раббийа-ль-азим!» (Слава Господу Величайшему!) – 3 раза.


    • Потом, поднимаясь, говорится: «Сами’а-л-лаху лиман хамидах!» (Аллах слышит тех, кто возносит хвалу Ему!).
    • При полном выпрямлении: «Раббана ва-лака-ль-хамд!» (Господи наш, вся хвала только Тебе) и такбир: «Аллаху Акбар!».


    • После такбира делается земной поклон (суджуд). Он выполняется следующим образом. Колени начинают сгибаться, потом нужно встать на них, затем опустить руки перед собой и коснуться лбом и носом пола. Руки в это время должны быть сомкнутые на уровне ушей. При этом ступни остаются на носочках. Произносится: «Субхана раббийа-ль-а’ля!» (Слава Господу Всевышнему) – 3 раза.


    • Затем такбир и, не вставая, сесть на левую ногу, согнув ступню под себя носком внутрь, а правую выпрямить параллельно полу. Ладони кладутся на колени, пальцы соединены и руки лежат вдоль бедер. Затем опять произносится «Аллаху Акбар» и совершает второй поклон с троекратным повторением фразы: «Субхана раббийа-ль-а’ля».


    • Далее, такбир «Аллаху Акбар» и нужно встать в обратном порядке. Сначала отрываются от пола руки и голова, а затем нужно встать с корточек и выпрямится. Так заканчивается первый ра’каат.


    • Далее следует повторение первого ра’каата и в конце второго поясного поклона, произносится такбир и опять нужно сесть на ноги. При этом указательный палец правой руки нужно выпрямить по направлению к Каабе. Читаются молитвы «Ташаххуд» и «Саляват». Во время этих молитв выпрямленный палец должен двигаться вверх-вниз не останавливаясь.

    «Ат-тахиййату ли-лляхи ва-с-салявату ва-т-таййибат! Ас-саляму ‘алайка аййуха-н-набиййу ва-рахмату-ллахи ва-баракатух! Ас-саляму ‘алейна ва-‘аля ибади-лляхи-с-салихин! Ашхаду ‘ал-ля ‘иляха иля-ллаху, ва-‘ашхаду ‘анна Мухаммадан ‘абдуху ва-расулух!» (Все приветствия – Аллаху, все молитвы и праведные деяния. Мир тебе, о Пророк, милость Аллаха и Его благословения! Мир нам и всем праведным рабам Аллаха. Я свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад – Его раб и посланник.)

    Салават: «Аллахумма салли ‘аля Мухаммадив-ва-‘аля ‘али Мухаммадин кама саллайта ‘аля Ибрахима ва-‘аля ‘али Ибрахима, иннака хамидун-маджид. Аллахумма барик ‘аля Мухаммадив-ва-‘аля ‘али Мухаммадин кама баракта ‘аля Ибрахима ва-‘аля ‘али Ибрахима, иннака хамидун-маджид» (О Аллах! Благослови Мухаммада и семью Мухаммада, как Ты благословил Ибрахима и семью Ибрахима. Воистину, Ты Достославен, Достохвален и Велик. О Аллах! Окажи Мухаммаду и его семье щедрость Свою, как Ты одарил щедростью Своей Ибрахима и семью его. Воистину, Ты Достославен, Достохвален и Велик).


    • После салавата нужно повернуть голову вправо и произнести: «Ас-саляму алейкум ва рахмату-л-лах» (Мир вам и милость Аллаха), а затем влево и снова: «Ас-саляму алейкум ва рахмату-л-лах».
    • Намаз фаджр закончен. Все остальные намазы, кроме магриба, состоят из 4 ра’каатов. После первых двух, когда проговорен ташахуд до «Ашхаду ‘ал-ла ‘иляху илла-лляху …», снова говорится такбир «Аллаху Акбар!», нужно подняться и повторить еще раз два ра’каата. Магриб состоит из 3 ра’каатов.


    Прежде чем начать молиться, необходимо ознакомиться с тем, когда нельзя совершать намаз, что нарушает намаз, как правильно делать омовение и многое другое. Сначала может показаться, что все очень сложно, но это не так! Самое главное, что после молитвы вы будете ощущать внутренне спокойствие и удовлетворение! Мир вам и благословение Аллаха!

    Правильное выполнение ежедневной пятикратной молитвы является условием принятия поклонения верующего и получения награды от Всевышнего. При этом в исламе для женщин в намазе предусмотрены некоторые послабления.

    В интернете можно встретить множество сайтов и личных страниц мусульман, обучающих намазу. Некоторые из них ошибочно утверждают, что для мужчин и женщин в нём нет различий, кроме как в нюансах прикрывания аурата. Данное утверждение верно лишь отчасти, потому что в целом все совершают один и тот же обряд поклонения (детально он описан ), читают суры из Корана, одинаковые молитвы внутри намаза и по его завершению, совпадают порядок действий в таких элементах, как кыям (стояние), рукугъ (поясной поклон) и суджуд (саджда, земной поклон). Тем не менее, особенности у различных полов всё же существуют. Это объясняется мудростью нашего Творца, который учёл мужскую и женскую сущность.

    Основные различия

    Как известно, всем женщинам в исламе в первую очередь предписана скромность. И это особо заметно в намазе.

    Пророк Мухаммад (с.г.в.) уделял внимание отличиям поз братьев и сестёр по вере во время совершения молитвы-салят, обосновывая это тем, что женщина должна выполнять элементы поклонения более сдержанно, как говорится об этом у имама Байхаки в труде «Сунан аль-Кубра»: «Все правила намаза, в которых женщина отличается от мужчины, основаны на принципе сатр (сокрытие). Это значит, что женщине надлежит выполнять движения намаза так, чтобы максимально скрыть себя».

    Исходя из этого, женщинам воспрещается читать вслух аяты из Корана, дуа, азкары и всё, что читается в голос во время определённых намазов. Они не совершают призыв на молитву (азан), не говорят камат (икамат).

    В такбире женщина приподнимает руки только до уровня плеч и кладёт на грудь. Тем самым она закрывает эту часть тела. По мнению имама Ахмада ибн Ханбаля, мусульманка должна поднимать руки лишь немного. Есть также мнение, что ей не следует поднимать их вовсе.

    Во время стояния в кыяме она не должна раздвигать локти - полагается максимально прижать их к телу, а также не следует широко расставлять ноги. По ханафитскому мазхабу расстояние между ступнями примерно равняется ширине четырёх пальцев.

    В поясном поклоне (руку’) женщина не должна прогибать спину и выпрямлять её, наклоняясь так же низко, как мужчины. Прекрасному полу предписано лишь немного наклониться вперёд, при этом чуть сгибая колени. Это делается с той же целью соблюдения скромности.

    Земной поклон, как и стояние, предполагает максимальную компактность. Женщина прижимает локти к телу и к полу, а живот - к бёдрам. Такая поза позволяет не выставлять свои части тела во время молитвы. Мужчинам же желательно слегка расставить руки и оставить такое расстояние между бедром и туловищем, чтобы мог пролезть ягнёнок:

    «Когда вы отправляетесь в саджда, то прижимайте часть плоти (тела, туловища, например, локти) к земле, потому как женщина в этом (т.е. земном поклоне) не подобна мужчине» (хадис передал аль-Байхаки).

    Необходимо заострить внимание и на сидении между ракаатами - ташаххуде, когда читается молитва «ат-тахият» и при завершении намаза. Если мужчины садятся на левую ногу, а ступнёй правой опираются на носок, то женскому полу предписано сесть на левую ягодицу и обе ноги расположить справа без выгибания ступней (подробнее - в видео) . Сидение в намазе в такой позиции позволяет женщине в наибольшей степени скрывать своё тело. Все основоположники суннитских мазхабов подтверждают эту разницу. В частности, имам Ахмад ибн Ханбаль высказывался: «По моему мнению, для наших сестёр “садль” (класть обе ноги в правую сторону) намного лучше».

    С целью уберечь женщину ей рекомендуется молиться дома , а не в мечети. Ведь даже посещение коллективных праздничных намазов и пятничной проповеди вменено в обязанность только мужчинам. В исламском вероучении мужчина удостаивается большей награды при совершении намаза с джамаатом, особенно в мечети. Для женщин же награда увеличивается, когда она читает молитву у себя дома, поскольку основное предназначение женщины - сохранение семейного очага.

    Также следует учитывать, что в отличие от мужчин, для мусульманок делаются послабления в периоды хайда () и нифаса (послеродовые кровотечения). В эти дни не разрешается совершать молитву, соблюдать пост и читать Коран. Однако, если пропуск дней уразы в Рамазан следует восполнять в течение года до наступления следующего месяца поста, то намазы уже не перечитываются, и греха за это не будет. В этом ещё одна Милость Всевышнего, который позволяет женщинам оставить молитву из-за физиологических причин, ведь в этот период организм ослабевает, а кто-то болезненно переносит весь период.

    Чтение коллективного намаза женщинами

    Отношение в исламе к женщине, которая становится имамом в намазе, - не порицательное, и в то же время оно не является одобряемым. Ей запрещено возглавлять джамаат мужчин. Есть ещё некоторые особенности, отличающиеся от мужского коллективного намаза:

    1) Женщина-имам не выдвигается вперёд из ряда остальных мусульманок (у мужчин имам встаёт впереди и первый ряд молящихся встаёт за его спиной).

    2) Если женщина, взявшая на себя роль имама, допустила ошибку в намазе, ей сигнализируют об этом похлопыванием правой рукой по тыльной стороне левой ладони. У мужчин в аналогичных случаях говорят: «СубханАллах».

    3) Женскому полу советуется ограничиться лишь произнесением про себя «икамата». Читать азан вслух запрещено, даже если призыв к молитве осуществляется в присутствии только женщин и даже если это делается шёпотом либо очень тихо. Подобное в исламе для женщин порицается, в отличие от мужчин, которым надлежит призывать к намазу громко и красивым голосом.

    4) Чтение праздничного коллективного намаза женщинам не запрещено, однако, по мнению факихов, наилучшим является, если она не пойдёт в мечеть, а совершит гает-намаз (ид-намаз) в стенах дома. В хадисе передаётся:

    «Ещё не вышедшие замуж молодые девушки, женщины, которые за занавесом живут в своих домах, и женщины, у которых месячные, пусть выйдут из своих домов, пусть они будут свидетелями блага и молитв верующих. Но пусть женщины, у которых месячные, стоят отдельно от людей, читающих намаз» (хадис передал имам Бухари).

    5) Разрешено чтение коллективного пятничного намаза представительницам женского пола, однако это также не является обязательным. Мусульманка может совершать обычный полуденный намаз дома, в отличие от мужчин, которым предписано посещение мечети по пятницам на зухр намаз.

    По этой Вы можете посмотреть и скачать, а также распечатать расписание намазов в городах России.

    Аллама Абдуль-Хай аль-Лукнави (да смилуется над ним Аллах) писал: «Многие действия женщины во время намаза отличаются от действий мужчин… » («Ас-Сиая», том 2, стр. 205).

    Женщины должны внимательно следить за соблюдением следующих условий :

    1. Прежде чем начать молитву, женщины должны убедиться в том, что всё их тело, кроме лица, кистей рук и ступней, покрыто одеждой . Иногда женщины совершают молитву, оставляя открытыми волосы на голове. Некоторые оставляют открытыми запястья. Некоторые используют такой тонкий или маленький шарф, что через него видны свисающие локоны волос. Если во время молитвы хотя бы четверть любой части тела остаётся открытой на такое время, которого достаточно, чтобы сказать «субханаллах» три раза, то такая молитва становится недействительной. Однако, если открытой останется меньшая часть тела, молитва будет действительна, но на таком молящемся всё равно остаётся грех.

    Алламах Мухаммад Амин Ибн Абидин аш-Шами (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Женщине не следует поднимать руки до уровня ушей. Ей не следует поднимать рукава. Ей следует располагать руки на груди, положив одну ладонь на другую. Ей следует лишь слегка сгибаться, совершая рук’у. Она не должна расставлять пальцы, совершая рук’у, напротив, их необходимо держать вместе и положить ладони на колени, не обхватывая их. Ей следует лишь слегка сгибать колени. Она должна подбирать своё тело, выполняя рук’у и суджуд. Она должна класть руки ладонями на землю. Ей следует сидеть, высвободив из-под себя ноги, опираясь на ягодицу в ташаххуде. Выполняя ташаххуд, женщине следует держать пальцы вместе» (Радд аль-Мухтар, том 1, стр. 504; смотри «Аль-Бахр ар-Раик», том 1, стр. 320).

    2. Для женщин выполнение молитвы в комнате лучше, чем на веранде, и выполнение её на веранде лучше, чем выполнение её во внутреннем дворе .

    3. В начале молитвы женщинам не нужно поднимать руки к ушам, им лишь нужно поднять их на уровень плеч . И руки следует поднимать внутри шарфа или другого покрывала. Вынимать руки из-под покрывала не следует. Мулла Али Кари (да смилуется над ним Аллах) пишет: «Женщина поднимает руки до уровня плеч (совершая такбир тахримах)» («Фат баб аль-Иная би-шарх ан-никая», том 1, стр. 239, 242, 262 и 265; и «Аль-Фатава аль-Аламкириях», том 1, стр. 73). Также Бадруддин аль-Айни говорил: «Согласно Умм уд-Дардам Атаа, Зухри, Хаммаду и другим, женщине следует поднимать руки до уровня груди» («Аль-Биная фи шарх аль-Хидая», том 2, стр. 187).

    Мухаммад ибн Мукатил сообщает о том же мнении ханафитских правоведов. Бурхануддин аль-Маргинани (да смилуется над ним Аллах), автор книги «Аль-Хидая», сообщает, что это правильная и принятая версия («Аль-Хидая», том 1, стр. 50).

    4. Когда женщины складывают руки на груди, они должны просто положить ладонь правой кисти руки поверх левой кисти руки . Складывать руки на уровне пупка, как мужчинам, не нужно. Алламах Абдул-Хай Лукнави пишет: «Что касается женщин, правоведы единодушны в том, что сунна предписывает женщинам класть руки на грудь » («Ас-Сиая», том 2, стр. 152).

    5. В поясном поклоне женщинам не обязательно полностью выравнивать спину . Также им не следует сгибаться низко, как мужчинам.

    6. В положении поясного поклона мужчины должны обхватывать пальцами колени, женщинам нужно лишь положить руки на колени так, чтобы пальцы были расположены близко друг от друга , то есть чтобы между пальцами оставалось пространство.

    7. Женщины не должны держать ноги абсолютно прямыми , вместо этого они должны чуть-чуть согнуть ноги в коленях.

    8. В поясном поклоне мужчины не должны сгибать руки в локтях и прижимать руки к бокам. Женщины, наоборот, должны прижимать руки к бокам .

    9. Женщины должны держать обе ноги близко друг от друга . Оба колена должны быть почти соединены, чтобы между ними не оставалось расстояния. В «Фатава аль-Аламкирийя» утверждается: «Что касается женщин, они должны слегка склоняться, совершая рук’у не вытягивая пальцы. Они должны держать их вместе, просто положив ладони на колени. Женщина должна слегка сгибать колени и не вытягивать руки. Женщине не следует вытягивать тело, совершая рук’у и суджуд, когда она сидит на своих ногах. Совершая суджуд, она должна прижимать живот к бёдрам. Женщина сидит на своей левой ягодице, разместив ноги справа от себя» («Аль-Фатава аль-Аламкирийя», том 1, стр. 75).

    10. При совершении земного поклона мужчины не должны понижать грудь до того момента, пока не поставят на пол оба колена. Женщинам не нужно придерживаться такого способа – они могут сразу опустить грудь и начать совершать земной поклон .

    11. Женщины должны совершать земной поклон так, чтобы живот был прижат к бёдрам и руки прижаты к бокам . В дополнение к этому они могут расположить ноги на полу, направив их в правую сторону. Имам Абу Давуд передал следующий хадис в книге «Марасил»: «Язид ибн Аби Хабиб заявляет, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) как-то прошёл мимо двух женщин, которые делали намаз. Он сказал им: “Когда вы делаете земной поклон, следите за тем, чтобы части вашего тела соприкасались с землёй, потому что женщина не похожа на мужчин в этом”» (Марасил Аби Давуд, стр. 118).

    12. Мужчинам не разрешается ставить локти на пол во время земного поклона . Но женщины, наоборот, должны положить предплечья, включая локти, на пол.

    13. Во время сидения между двумя земными поклонами и чтения «Ат-Тахийят» женщины сидят на левом бедре, направив обе ноги вправо . В книге «Муснад» имама Абу Ханифы (да смилостивится над ним Аллах) упоминается: «Абдуллу ибн Умара спросили о том, как женщины совершали намаз в эпоху Посланника Аллаха (мир ему и благословение). Он ответил, что изначально они сидели в позе тараббу. Затем им было приказано подбирать тело и, склонившись в одну сторону, сидеть на левой ягодице, полностью подобрав тело» («Джами уль-Масанид», том 1, стр. 400).

    Тараббу означает сидеть, положив одну ногу на другую. Это сообщение показывает, что изначально женщины сидели в позе тараббу, но это веление было позже отменено, и женщинам было велено подбирать своё тело и, склоняясь в одну сторону, сидеть на левой ягодице, полностью подобрав своё тело.

    Шейх Абуль-Вафа Афгани пишет: «Это наиболее достоверное изложение этой главы (имеется в виду глава о том, как женщины должны сидеть во время намаза). По этой причине имам Абу Ханифа (да смилостивится над ним Аллах) сделал это суждение основным относительно данного вопроса в своём мазхабе» («Таликаш-шейх Абуль-Вафа Афгани аля Китабиль-Атар лил имам Мухаммад аш-Шайбани», том 1, стр. 208).

    Абу Бакр ибн Аби Шайбах сообщает: «Когда Ибн Аббаса спросили о женском намазе, он ответил: “Она должна подбирать своё тело и, склонившись на одну сторону, сидеть на левой ягодице”» («Аль-Мусаннаф ли Ибн Аби Шайбах», том 1, стр. 270).

    Шейх Мухаммад Закария аль-Кандахлави (да смилуется над ним Аллах) сообщил: «По нашему (ханафитских правоведов) мнению, для женщин, безусловно, предпочтительней сидеть на ягодицах, расположив ноги справа от себя» («Авджаз аль-Масалик», том 1, стр. 258).

    Опираясь на эти высказывания, факихи вынесли следующее решение: «Женщина должна сидеть на левой ягодице, расположив ноги справа от себя, потому как это более скрытное для неё положение» («Аль-Хидая», том 1, стр. 55).

    14. Известно из многих книг по ханафитскому мазхабу, что создание отдельного женского джамаата с женщиной-имамом – это макрух тахрими (действие, близкое к запретному и поэтому влекущее за собой грех). Совершение молитвы в одиночку будет предпочтительнее для них. Но если они всё же решат совершить намаз джамаатом, то женщина-имам должна встать в центре первого ряда. Если их мужчины-махрамы (члены их семьи) совершают намаз в доме, не будет ничего плохого, если женщины тоже присоединятся к ним в джамаате. Но в этой ситуации необходимо, чтобы они стояли точно позади мужчин. Женщины не должны стоять рядом с мужчинами в одном и том же ряду.

    Всевышний Аллах в священном Коране сказал:

    وما خلقت الجن والإنس إلا ليعبدون

    Смысл: «И не сотворили мы (Аллах) людей и джинов, кроме как для поклонения » (сура «аз-Зарийат», аят 56).

    Ежедневная пятикратная молитва – обязанность, которую Аллах возложил на каждого совершеннолетнего мусульманина и мусульманку. Молитва является одним из столпов религии. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

    الصلاة عماد الدين

    «Молитва – опора религии » (имам ас-Суюты). Также сказано в хадисе:

    لا حظَّ في الإسلام لمن ترك الصلاة

    «Нет доли в религии тому, кто оставил молитву » (аль-Малик), т.е. нет полноценной веры у того, кто не совершает молитву.

    Первое, за что будет спрос в День Суда - это молитва. Хадис гласит:

    إنَّ أول ما يسأل عنه العبد يوم القيامة من عمله الصلاة ، فإن تقبلت منه صلاة تقبل منه سائر عمله

    «Первое, за что будет отчёт в День Суда – это молитва, если она будет принята, то и остальные деяния будут приняты » (ат-Тирмизий).

    Обязательная молитва совершается пять раз в день:

    1) Утренняя молитва, состоящая из двух ракаатов.

    2) Полуденная молитва, состоящая из четырёх ракаатов.

    3) Послеполуденная (предзакатная) молитва, состоящая из четырёх ракаатов.

    4) Вечерняя молитва, состоящая из трёх ракаатов.

    5) Ночная молитва, состоящая из четырёх ракаатов.

    Условия молитвы:

    1) Быть в ненарушенном малом и большом (ритуальное купание) омовении.

    2) Определить Киблю (сторону, в которую совершают молитву).

    3) Закрыть аврат (срамные места), у мужчин минимум между пупком и коленями, однако желательно быть полностью одетым, у женщины – всё тело кроме лица и кистей рук.

    4) Очищение от наджасы (нечистоты) места, одежды, тела и коврика.

    5) Наступление времени молитвы.

    Обязательные составные части (арканы) намаза по мазхабу имама аш-Шафии.

    1) Стояние, выпрямившись для того, кто имеет физическую возможность. Тот, кто не имеет возможности стоять из-за физического состояния, тот совершает сидя, а если и сидя не сможет, то совершает лёжа на правом боку или на левом, если и так не сможет, то лёжа на спине.

    2) Произнесение вступительного такбира «Аллаху Акбар».

    3) Вступительное намерение, которое должно быть совершено сердцем вместе с произнесением слов «Аллаху Акбар», то есть, одновременно произнося эти слова, нужно иметь намерение на молитву. Например: «Я вознамерился совершить двухракаатную обязательную утреннюю молитву ради Аллаха».

    4) Чтение суры «аль-Фатиха» со всеми правилами её чтения.

    5) Поясной поклон, пауза в некоторое время, зафиксировавшись в этом положении.

    6) Выпрямление, стоя после поясного поклона, и пауза, зафиксировавшись в этом положении.

    7) Два земных поклона, и так же зафиксировать позу в обоих земных поклонах.

    8) Сидение между двумя земными поклонами, взяв паузу в таком положении.

    9) Сидение для последнего «ташаххуда» («ат-тахият»).

    10) Чтение последнего «ат-тахията».

    11) Благословение (салават) на Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) в последнем «ат-тахияте».

    12) Сидение для этого салавата (в последнем «аттахияте»).

    13) Первый таслим в конце, то есть сказать: «Ас-саляму алейкум» – это минимум, а желательно добавить: «ва рахмату-ллах».

    14) Соблюдение указанного порядка совершения в перечисленных арканах.

    Если какой-то рукн упустить или преднамеренно оставить, то молитва нарушается. Эти обязательные составные части должны соблюдать все мусульмане, которые вступили в молитву (независимо от пола).

    Некоторые особенности намаза для женщин

    Что касается о достоинстве молитвы, совершаемой женщиной, то Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

    إذا صلت المرأة خمسها و صامت شهرها و حصنت فرجها و أطاعت زوجها قيل لها : ادخلي الجنة من أي أبواب الجنة شئت

    «Если женщина совершает пятикратную молитву, соблюдает пост (в Рамадан), сохраняет свой половой орган, починяется своему мужу, ей скажут: “Входи в Рай через врата, которые сама пожелаешь ”» (Ибн Хаббан).

    Никакой разницы в количестве совершаемых молитв, в количестве составных частей или переходов и т. д. нет между молитвой мужчины и женщины, кроме как в формальных моментах, и периодов, в которых женщинам запрещено совершать такой вид поклонения (менструальный цикл и послеродовые выделения).

    Формальная разница заключается в следующем:

    Молитва у женщины более собранная, руки и ноги более сжатые к туловищу, а стойка, более собранная, чем у мужчины, потому как Посланник Аллаха (мир ему и благословение), когда проходил мимо двух молящихся женщин, сказал:

    إذا سجدتما فضما بعض اللحم إلى الأرض فإن المرأة ليست في ذلك كالرجل

    «Когда вы совершаете земной поклон, то прижимайте часть плоти (тела, туловища, например, локти) к земле, потому как женщина в этом (земном поклоне) не подобна мужчине » (аль-Байхакий в «Сунан»).

    Одиночная молитва:

    1) Всё тело женщины, кроме лица и кисти рук, обязательно должно быть закрытым, иначе молитва не считается действительной.

    2) Женщина будет совершать молитву более собранно, то есть, когда она станет, выпрямившись для того, чтобы совершать молитву, то не будет широко расставлять ноги, а наоборот, ноги будут вместе или же немного врозь.

    3) При вступлении в молитву, при чтении «Аллаху Акбар» она не будет поднимать руки выше уровня плеч, а локти будут прижаты к туловищу, тогда как мужчине желательно поднять так, чтобы ладони были напротив ушей. Так же она будет поступать и в остальных переходах, в которых желательно поднять руки.

    4) Женщине в земном поклоне желательно локти своих рук прижимать к земле, а бедра будут прижаты к туловищу, в отличие от мужчин, которым желательно раздвинуть руки и не прижимать бедра к туловищу.

    5) Женщине порицаемо читать слышным голосом в присутствии чужих мужчин, не являющихся ей махрамами (близкими родственниками, как отец, родной брат, дядя и т.д.) или мужем, если же нет чужих мужчин, то можно читать вслух, однако не так громко, как мужчины.

    Коллективная молитва женщин:

    1) Женщина, которая молится в качестве имама, не выходит вперёд из ряда других женщин, в отличие от мужчин, у которых имам, руководящий молитвой, выдвинут вперёд, и первый ряд молящихся находится за его спиной.

    2) В коллективной молитве, если женщина, которая в качестве имама, совершила ошибку или упустила что-то, то другие женщины напоминают ей похлопыванием правой ладони по внешней части левой кисти, в отличие от мужчин, которые в такой ситуации произносят: «Субхана-ллах».

    3) Женщине в присутствии женщин желательно ограничиться только на чтении «икамата». А читать призыв к молитве «азан» громко запрещено, даже если в присутствии только женщины, а тихо читать является порицаемым. В отличие от мужчин, которым желательно призывать к молитве громко и красивым голосом.

    Вышеприведённые пункты являются дополнительными особенностями молитвы женщины и нужно соблюдать их поверх тех обязательных составных частей и условий молитвы, которые приводятся для мужчин и женщин.

    Вся хвала Всевышнему Аллаху, Господу миров!

    Ибн Мухаммад

    (перс. نماز‎) или салят (араб. صلاة‎) - каноническая молитва, один из пяти столпов ислама. Молитвы первых мусульман состояли в совместном громком произнесении формул единобожия и возвеличения Аллаха. В Коране нет ясных предписаний совершения молитв, хотя есть многие указания на такие частности, как время молитв, молитвенные формулы, некоторые движения и др. Весь порядок совершения молитвы сложился как подражание молитвенным позам и движениям пророка Мухаммеда и закреплён памятью первых мусульман. Единообразие молитвы отрабатывалось практически в течение более чем полутора веков и было письменно зафиксировано ханафитским правоведом Мухаммадом аш-Шайбани (ум. в 805 г.).


    Слова Икамата в мазхабе имама Абу Ханифы:

    Аллаху акбар, Аллаху акбар
    Аллаху акбар, Аллаху акбар

    Ашхаду алля иляха илля Ллах
    Ашхаду алля иляха илля Ллах


    Ашхаду анна Мухаммадар расулю Ллах

    Хаййа аля ссалях
    Хаййа аля ссалях

    Хаййа аляль фалях
    Хаййа аляль фалях

    Кад камати ссалях
    Кад камати ссалях

    Аллаху акбар
    Аллаху акбар

    Ля иляха илля Ллах

    I рака‘ат


    1. Стоя, выразите искреннее намерение (ният) совершить намаз :

    "Намереваюсь ради Аллаха совершить фард* сегодняшнего утреннего намаз а".

    Важные примечания:
    * Фард - обязательное к исполнению в Исламе. Невыполнение фарда считается грехом.

    В данном случае, мы приводим упрощенный пример совершения утреннего намаз а, в котором 2 рака´ата (цикла телодвижений).

    Помните, что каждый намаз включает в себя определенное кол-во рака´атов сунны (желательного) и фарда (обязательного).

    Утренний - 2 сунны, 2 фарда
    Дневной - 4 сунны, 4 фарда, 2 сунны
    Послеполуденный - 4 фарда
    Вечерний - 3 фарда, 2 сунны
    Ночной - 4 фарда, 2 сунны


    2. Поднимите обе руки, раздвинув пальцы, ладонями в сторону Киблы, до уровня ушей, касаясь большими пальцами мочек и произнесите такбир ифтитах (начальный такбир) "Аллаху акбар".

    Такбир. Взгляд обращен на место сажда (место, которого касаются головой при земном поклоне). Ладони повернуты в сторону Киблы, большие пальцы касаются мочек ушей. Ступни параллельны друг другу. Между ними расстояние в четыре пальца.

    3. Затем положите правую руку ладонью на левую руку, обхватив мизинцем и большим пальцем правой руки запястье левой руки, и опустите сложенные таким образом руки чуть ниже пупка и прочтите:

    "Суру Фатиха"


    "Аузу билляхи минашшайтаани р-раджим
    Бисмилляхи р-рахмаани р-рахим
    Альхамдy лилляхи раббиль ´алямин
    Аррахмаани р-рахим
    Маалики яумиддин
    Иййякя на´бyдy ва ийякя наста´ийн
    Ихдина с-сырааталь мyстакыйм
    Сырааталлязина ан´амта алейхим
    Гайриль магдуби алейхим валяд-дооллиин…"
    Аамин!.. (Произносится про себя)

    Но Вам, как новичку, совершающему свои первые в жизни намазы, можно ограничиться лишь чтением суры "Фатиха".

    Кыйям. Взгляд обращен на место сажда. Руки сложены на животе, чуть ниже пупка. Большой палец и мизинец правой руки обхватывают запястья левой руки. Ступни параллельны друг другу. Между ними расстояние в четыре пальца.



    4. Опустив руки, произнесите: "Аллаху акбар" и совершите руку" (поясной поклон).

    Руку". Взгляд обращен на кончики пальцев ног.Голова и спина - на одном уровне, параллельно поверхности места молитвы. Ноги выпрямлены. Пальцы рук раздвинуты и обхватывают колени.


    5. После руку" выпрямите тело до вертикального положения.

    6. После выпрямления, со словами "Аллаху акбар", исполните сажда. При выполнении сажда необходимо сначала опуститься на колени, затем опереться на обе руки и, только после этого, лбом и носом коснуться места сажда.

    Сажда.Голова - между руками. Лоб и нос касаются пола. Пальцы рук и ног должны быть направлены по направлению Киблы. Локти не касаются ковра и отодвинуты от корпуса тела. Живот не касается бедер. Пятки сомкнуты.



    7. После этого со словами "Аллаху акбар" поднимитесь с сажда в сидячее положение.


    8. Выдержав в этом положении паузу, достаточную для произнесения "Субханаллах", со словами "Аллаху акбар" снова опуститесь в сажда.

    Сажда. Голова - между руками. Лоб и нос касаются пола. Пальцы рук и ног должны быть направлены по направлению Киблы. Локти не касаются ковра и отодвинуты от корпуса тела. Живот не касается бедер. Пятки сомкнуты.


    9. Затем, со словами "Аллаху акбар", встаньте для исполнения второго рака"ата. Руки смыкаются на прежнем месте.


    II рака‘ат

    Сначала, как и в первом рака´ате, прочитайте суру "Фатиха", дополнительную суру, например «Ихлас» (хотя для начинающих можно ограничиться только чтением суры "Фатиха" - см.выше) выполните руку´ (верхний поклон) и сажда.

    10. После второго сажда второго рака´ата сядьте на ноги и прочитайте молитву (ду´а) "Аттахийят":

    "Аттахиятy лилляахи вассалаватy ватайибяту
    Ассалямy алейке аюyханнабийю ва рахматyллахи уа барака´атyх
    Ассалямy алейна ва ´аля ´ибядилляхи с-салихийн
    Ашхадy алля илляха илляллах
    Ва ашхадy анна Мухаммадан ´абдyху уа расyлюх"

    Внимание! Во время произнесения слов "ля илляха" указательный палец правой руки поднимается, а на "илля ллаху" - опускается.

    Ка´да (сидение). Взгляд обращен на колени. Руки лежат на коленях, пальцы - в свободном положении. Обе ноги чуть сдвинуты вправо. Садиться следует не на левую ногу, а на пол.


    11. Произнесите приветствие: "Ассаляму "алейкум уа рахматуллах" с поворотом головы сначала в сторону правого плеча, а затем - в сторону левого

    Салям (приветствие) в правую сторону. Руки на коленях, пальцы - в свободном положении. Ступня правой ноги поставлена на ковер под прямым углом, пальцы направлены в сторону Киблы. Голову поворачивают вправо, взгляд - на плечо.