• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    ПРОВОДЫ КАЗАКА НА СЛУЖБУ "

    рассказ-быль из казачьей старины
    Вячеслава Григорьевича Родионова

    - Здорово ли дневали? На востоке забрезжила заря, небо медленно просветляется. Сначала наступают утренние сумерки, потом высвечиваются степные просторы, серебрится Дон и под всполошные крики кочетов и ленивую брехню дворняг пробуждается казачья станица. На базах забеспокоилась худоба, хрипят кони, предчувствуя расставание и дальнюю дорогу. Это в тех дворах, где казачьи семь встали еще до зари, где в куренях идут приготовления к проводам молодого казака на почетную царскую службу. В курень служивого, стоящий на высоком вале над рекой, заходят друзья и близкие родственники. Накануне вечером, в храме Божьем, священник отслужил молебен, а сейчас молодой казак усердно молясь на образа, кладет земные поклоны. Одет он в хлопчатобумажную гимнастерку с пристяжными погонами и двумя карманами ниже пояса, в шароварах серо-синего цвета с красными лампасами, в армейских сапогах и при полной походной справе. Защитного цвета фуражка с кокардой лежит рядом на столе. Наконец служивый закончил молиться. Его отец, в казачьей форме и при наградах за былые походы, снимает икону и, благословляя ею, напутствует молодого казака. - От икона святая, дорогой сын, помни Бога, не забывай Его заповедей, служи царю верой и правдой и слушайся своих начальников. Помни родителей своих и не забывай, что они вспоили и вскормили тебя на службу царскую . В от тебе благословение от меня и от твоей родительницы и знай, что с верой в Бога и Его Пречистую Матерь тебе не будут страшны ни вражеские пули, ни ко п ья, ни мечи. Послужи Матушке-царице, как и деды и отцы твои служили. Молодой казак целует икону, а потом кланяется в ноги отцу и матери, деду с бабушкой, дядям и теткам, говоря: - Простите меня, родной батюшка! Простите меня, родная матушка! Простите все родные! Потом обнимает, целует жену и маленького сына. - Прости милая жена! Жди меня! Бог даст, вернусь! Казачки всхлипывают, но казаки торжественно молчат, ведь пожилые сами испытывали те же чувства, а молодые испытают в скором времени. Первым из куреня на баз выходит служивый, за ним родители, жена с сынишкой, родственники, друзья. Казак грустным взором окидывает родной двор, сад и все, что дорого и мило ему, и что так связано с его детством и юностью. Пока он мысленно прощается с родовым гнездом, седлают его коня. Потом его младший братишка выносит за распахнутые ворота пику, один из друзей выводит коня, снаряженного в полную походную сбрую. Все выходят за ворота. Рядом с казаком идут отец, мать, жена с ребенком на руках и родственники, за ними народ. Один из казаков, провожающих служивого, заводит заунывную, старинную, казачью песню, ее подхватывают все:

    Путь дороженька пролегала здесь, Как по той по дороженьке Да шёл в службу молодец. Провожали его отец-мать родные , Жена милая, все приятели. Тихий Дон шумел , Он поклон ссылал Своим детушкам в дал ь ню сторону ...

    Шествие направляется вдоль улицы за станицу. У станичных ворот, откуда должны выходить казаки на шлях, собирается народ, одетый по-праздничному. Казаки в форменной военной одежде, без погон, но с заслуженными наградами за былые кампании. Старики при той же форме, но либо в башмаках из грубой кожи, на толстой подошве, либо в чувяках - низкой кожаной обуви без твердого задника, и в шерстяных чулках домашнего изготовления. Женщины в нарядных платьях с обтягивающими кофтами с буфами. Толпы народа собрались провожать служивых. Все соединяются и идут вместе. Пройдя около версты, делают привал. Появляется вино и начинается угощение. Песни не умолкают. Служивые казаки пьют мало и глядят как-то сосредоточенно с сознанием важности минуты и своего долга.

    Через час-два настает последнее прощание. Служивые снимают со стремян колпачки и наливают в них грамм по десять вина. Пьют стремянную. Слышен плач их жен, детей и матерей. Вот жена подала мужу ребенка, а он посадил его в седло. Сама же она обвила руками шею коня, плачет, жалится и молит коника принести назад ее милого друга. Провожающие завели печальную прощальную песню.

    Ты прости, прощай, Тихий Дон, сын Иванович...

    Громко несется песня над безбрежной степью, уже проснувшейся, а вдали блестит широкий, привольный Дон, заросший мелким лесом и подернутыми дымкой берегами. Казаки уже на конях; кони рвутся, бьют копытами землю и грызут удила. Последняя минута. Казаки снимают шапки, кланяются и крестятся... Дробно застучали копыта, блеснули на солнце пики, и все исчезло в дали. Только еще долго оседает пыль, поднятая конскими копытами на вековом шляхе. Народ постепенно расходится, медленно идут старики и каждый из них по-своему толкует о походе, а иные вспоминают свою прежнюю боевую жизнь и дела.Медленно расходится народ по своим дворам. Солнце пронзает степь распаляющимися лучами. Занимается жаркий день.

    ПОСЛЕСЛОВИЕ

    Вот так-то, ребятки! Отправились служивые на воинскую службу, к которой готовились многие годы, с раннего детства, как и вы. Сначала в играх и забавах, потом в тренировках и состязаниях. Чтобы стать умелым и сноровистым, ловким и сильным, удалым казаком. Чтобы стать в ряды нашей армии, в ряды защитников спокойной жизни и мирного труда нашей любимой Родины - России. На то мы и казаки! Во славу Господа! Прадед Вячеслав

    Проводы казаков на военную службу

    В XVI в. для того чтобы организовать поход достаточно было казаку выйти на майдан посреди станицы, кинуть шапку-трухменку, сделанную из бараньей смушки, на землю и прокричать: «– Атаманы-молодцы! Послушайте!.. На Синем море, аль на Черное поохотиться, на Куму или на Кубань реку за ясырями; на Волгу-матушку рыбки половить или под Астрахань, на Низовье, за добычей, или в Сибирь пушных зверей пострелять!..»(1).

    Обращает на себя внимание символика Круга, который собирается на майдане, обозначение центральной зоны, бросанием шапки, а также ритуальное обнажение головы, показывающее важность сообщаемого. После того, как собирались охотники, казаки служили молебен в ближайшей церкви-капличке, и обсуждали условия похода.
    К началу ХХ столетия, обряд претерпел ряд изменений. Сохранившийся у казаков-некрасовцев обряд жеребьевки «кому идти на службу» предполагал каждому казаку по очереди подходить к атаману и старикам с поклоном, класть у ног атамана шапку, к которой была прикреплена карточка с его именем. Старики смешивали палками шапки, после чего есаул отбирал нужное число. Потом зачитывались имена, составлялся список. А в завершении всего атаман вызывал казаков, включенных в списки, и отдавал им шапки(1).
    Перед уходом казака на действительную службу в доме собирались родные и близкие, приезжали даже из отдаленных хуторов. Сроки проводов не регламентировались. «Гуляли по карману», т.е. размах застолья и его продолжительность определялись достатком хозяев. В целом проводы длились не более 2-3 дней. На некоторых хуторах в первый день прощания участвовали лишь родственники, а на второй день собирались соседи, знакомые. Уходящего на службу сажали в «святой угол», провожающие говорили ему напутственные слова, пели военные песни, стреляли. Было принято, чтобы молодой казак до службы не пил и лишь после действительной службы мог принимать равное участие в застольях взрослых(1).
    Распространено было брать в поход частицу родной земли. Ее брали около церкви или на кладбище с могилы родных (на худой конец – просто в саду или возле дома). Зашитая в мешочек она привешивалась к кресту. Объяснялось все так: если доведется погибнуть, на груди будет родная земля. Важным моментом проводов было благословение. Этот обряд совершался перед тем, как казак должен был покинуть дом. В нем принимали участие лишь самые близкие родственники. Уходящий на службу становился на колени, отец благословлял сына иконой, завещая не посрамить казачьей славы (чести). Обычно говорили: «Дай Бог всего лучшего, служить верою правдою царю-батюшке Николай Александровичу, вернуться на Тихий Дон к родным отцу-матери, жинёнки своей молодой». После этого казаку давали иконку, которая носилась на шее в вышитом мешочке.
    Вообще среди служивых казаков было распространено ношение ладанок с зашитыми молитвами и щепоткой родной земли(1). Обряд благословения зачастую дополнялся прощанием с иконами, т.е. казак целовал все иконы в доме. Затем прощались с отцом и матерью, а потом с женой. При выходе из дома кто-либо из родных – чаще всего жена, а если ее не было – отец, брали коня под уздцы. Казаку подавали оружие. Выезд за ворота порой также сопровождался обрядовыми действиями. В воротах казак должен был на коне «переехать через что-то», либо в воротах казак с коня стрелял вниз, а затем выезжал на улицу.
    Выход казака из «своего» мира в «чужой», сопровождался охранительной магией. По сообщению С. В. Черницына, у некрасовцев общинный характер проводов вытеснился семейным. После трапезы отец говорил: «Церковный начал положи, со всеми нашими прощайся». Читалась молитва, уходящий на службу целовал всех. После чего говорил матери: «Непитой воды положи». Для этого бралась заранее приготовленная вода из колодца, к которой никто не прикасался, и мать, читая молитву («Отче наш»), «посевала крест»: делая рукой крестообразное движение, рассыпала по поверхности воды соль. Освещенная подобным образом вода, выплескивалась за ворота так, чтобы мокрая полоса пересекла черту, разделяющую подворье и улицу. После этого следовало благословение и напутствие: «Господи! Свороти, чтобы вернулся назад сын!» . Обращает на себя внимание не только структура обряда (трапеза – благословение – выход из дома), но и семантика действий. Прохождение уходящего по мокрой полосе, по мнению С. Черницына, маркирует переход человека из «своего», защищенного пространства в «чужое», внешнее, незащищенное. «Непитая вода» должна нейтрализовать действие потусторонних сил, воплощением которых является пыль. Подобный обряд входит в одну смысловую группу с такими действиями, как выплескивание воды вслед уходящему, либо выпивание алкогольных напитков (пить на дорожку, на посошок, пить стремянную).
    На наш взгляд, уход из мира Порядка в хаотичный мир символизируется еще и движением уходящего по воде, реке, которая является путь-дорожкой на тот свет. Соль и христианская символика должны оградить его в пути, цель же пути – привнесение порядка в мир хаоса.
    После выезда за ворота проводы проходили по-разному. Если на хуторе или станице была церковь, казаки собирались там, служили молебен, а затем и провожающие и те, кто уходил на службу, смешавшись, шли из станицы (впереди священнослужители). В одних случаях было принято, чтобы служивый казак шел спешенный, в других – ехал, а коня вели жена или отец. При этом оружие – пику, а раньше и ружье нес кто-либо из родных: сын племянник, но не взрослый мужчина. В хуторе Вислый Семикаракорского района жена вела коня по улице, а казак вприсядку проходил до самого конца улицы. Обычно провожающие доходили до какого-либо условного рубежа – конец хутора, выгон, переправа через реку и т.д., где прощались окончательно. При этом на краю хутора расставлялись столы и угощение; уходящие казаки демонстрировали удаль перед собравшимися, джигитовали. Мужчины пели военные песни. Иногда, проводы, а позже и встречи казаков осуществлялись на сборных местах(2).
    По описаниям М. Чайковского (Садык-паши) у казаков-некрасовцев, уходящие на службу, вооруженные и на конях, проезжали перед атаманом и стариками и каждый спрашивал: «Нет ли милосердного человека, который взял бы попечение перед Богом о моей грешной душе?». Если он был хорошего поведения, то один из стариков отвечал: «Я (имя и прозвание) беру попечение о твоей душе перед Богом, буду молиться, чтобы Бог сохранил тебя для покаяния в грехах, а ты привези нам военную честь и доброе казацкое имя». Если человек был дурного поведения, то ему отвечали молчанием, и он отъезжал. Все были уверены в его гибели, так как среди стариков не нашлось поручителя(2).
    Заключительный акт проводов так же порой сопровождался действиями, носившими обрядовый характер. Так, в станице Митякинской, казаки собирались у переправы, после традиционного угощения переправлялись на другой берег. Один из казаков стрелял в воздух, бросал ружье, и все по этому сигналу пускались вскачь. Интересно, что по рассказам Ф. Крюкова, в день проводов казаки стреляли в землю из старого, дедовского оружия, а во время проводов случались и кулачные потасовки.
    Уходя в степи, казаки отрекались от семьи по слову Иисуса Христа «нет никого, кто оставил бы братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или земли ради Меня и Евангелия и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более домов и братьев и сестер и отцов и матерей, и детей и земель, а в веке грядущем жизни вечной»(2).
    Уход казака в поход сопровождался молебном. В походе или поиске казаки не брали с собой никаких хмельных напитков, всякий одевался в старую ветошь, чтобы неприятелю нечем было с них поживиться. Оружие также имело бедную наружность, «на ясном железе глаз играет» говорили донцы. Походы у казаков бывают морские, сухопутные, конные и пешие, дневные и ночные(2).
    По старинному обычаю, казаки оказывают почёт станичникам своим при отправлении их на полевую службу и по приходе из оной. Всё общество станицы провожает и встречает воинов, так сказать, парадно: слушает вместе с ними молебен и представляет им хлеб-соль, с обычными приветами. Казаки, возвратившиеся со службы, особенно в значительном числе из одной станицы, справляют от себя знамя из цветной материи с изображением святого, жертвуют оное станице на память о своем возвращении. Таковые знамёна освящаются и хранятся в церквах каждой станицы.
    На фото Проводы фото. Болдырева
    На фото казаки хутора Вислый в центре Ермаков, погиб под Царицыным.

    1. Черницын С.В. Ритуал проводов на военную службу у майносских некрасовцев XIX-нач. ХХ вв.// Итоги фольклорно-этнографических исследований этнических культур Северного Кавказа за 2003 год. Дикаревские чтения (10). Краснодар, 2004. С.220.

    На авансцене - ведущие пролога

    В1: - Мы – люди 21-го века.

    В2:

    В3:

    В2:

    В1: - И судьбой.

    Звучит негромкая музыка. Выходит Мать и Отец , несут колыбельку.

    Звучит «Казачья колыбельная»

    Мать :

    Отец:

    Мать :

    Отец:

    В1:

    В2:

    В3:

    В2: - Рубить шашкой - с 10-ти.

    Маленький Казачонок

    Казачонок: -

    В3:

    В2:

    В1:

    В3:

    В2: - Весь день. А вечером…

    Казачонок

    Новобранец:- Знамо дело, отстоял.

    Казачонок:-

    Новобранец:-

    Казачонок:- Это – добрая примета.

    Входят отец, мать и сестра .

    Отец.

    Сестра:

    Казачонок: - Цыц, баба.

    Мать:- А вот и гости пожаловали

    Новобранец:-

    Звучит песня «Пришли в гости казаки»

    Гости:

    Ведущий:

    Ведущий:

    Мать:

    Сестра: - это ещё зачем?

    Казачонок:

    Отец: - Тихо, сороки.

    .

    Отец:

    Мать:

    Звучит мелодия песни «Маты сына провожала»

    Мать:-

    С последними словами все уходят. На сцене остаются ведущие пролога

    В1: - Мы – люди 21-го века.

    В2: - Века высоких технологий, сверхмощного оружия и неограниченных возможностей.

    В3: - Но не всё меняется в этом мире. Наша страна по-прежнему нуждается в защитниках как сто и двести лет тому назад.

    В2: Вспомним же о людях, для которых служба Отечеству была не только профессией, но и образом жизни.

    В1: - И судьбой.

    Звучит финальная песня «В путь- дорожку дальнюю»

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Сценарий реконструкции обряда

    «Проводы казака на службу в кубанской традиции»

    На авансцене - ведущие пролога

    В1: - Мы – люди 21-го века.

    В2: - Века высоких технологий, сверхмощного оружия и неограниченных возможностей.

    В3: - Но не всё меняется в этом мире. Наша страна по-прежнему нуждается в защитниках как сто и двести лет тому назад.

    В2: Вспомним же о людях, для которых служба Отечеству была не только профессией, но и образом жизни.

    В1: - И судьбой.

    Звучит негромкая музыка. Выходит Мать и Отец , несут колыбельку.

    Звучит «Казачья колыбельная»

    Мать : - Бог тебя дал, Христос даровал, Пресвятая Похвала в окошечко подала…

    Отец: - В окошечко подала. Андреем назвала.

    Мать : - Спи со Богом, со Христом, со Святыми Ангелами, спи, дитя до утра, до утра – до полудня

    Отец: - Настанет пора – мы разбудим тебя

    В1: - Когда в казачьей семье рождался сын, ему на «зубок» все родные и знакомые приносили кто саблю, кто патроны, а кто и ружье.

    В2: - А когда после крестин на 40 -й день возвращались домой, отец, надев на мальчугана саблю, сажал его на коня. Придерживая в седле, он обводил его 3 раза вокруг дома, читая молитву вслух. С 3-х летнего возраста мальчик уверенно держался в седле.

    В3: - Стрелять его учили с 7 -ми лет,

    В2: - Рубить шашкой - с 10-ти.

    Маленький Казачонок выбегает на авансцену, демонстрирует искусство владения шашкой

    Казачонок: - А в 18 лет казак был полностью готов к службе.

    В3: - За некоторое время до призыва новобранец мог оставить работу. Ему «давали нагуляться». Он освобождался от ежедневной работы по хозяйству, а был занят только подготовкой снаряжения.

    В2: - А ещё он готовился духовно - держал строгий пост, который заканчивался напутственным молебном.

    В1: - За день до назначенной даты проводов, утром, казаки съезжались на своих лошадях в центр станицы к храму. Возле храма, проводился молебен, на котором присутствовало большинство жителей станицы, родители и родственники новобранцев, атаман и станичное правление. Из храма выносили «святости» - хоругви, знамена, иконы. Священник, проведя молебен, причащал и окроплял молодых казаков.

    В3: - А после новобранца все поздравляли, желали счастливой службы и весь день был посвящён только ему.

    В2: - Весь день. А вечером…

    Заходят молодые казаки и новобранец, За ними – маленький казачонок.

    Казачонок : -Андрюшка, а Андрюшка, а ты молебен отстоял?

    Новобранец:- Знамо дело, отстоял.

    Казачонок:- А конь-то твой, конь-то как?

    Новобранец:- Знамо дело, как. Смирно стоял, головы не опускал.

    Казачонок:- Это – добрая примета.

    Входят отец, мать и сестра .

    Отец. Ну что, сынок, много ли гостей придёт на проводы?

    Сестра: - Вот и я говорю: «Андрюшка, много будет молодых девок?». Он грит: «А, нет». А как пошёл он, вон привел усю Брёшку».

    Казачонок: - Цыц, баба.

    Мать:- А вот и гости пожаловали

    Появляются гости. Звучит гармонь. Гости поочерёдно подходят к казаку, дарят подарки девушки прикалывают булавками платочки/цветы к черкеске на груди казака, перевязывают его крест накрест рушником.

    Новобранец:- Добро пожаловать, гости дорогие.

    Звучит песня «Пришли в гости казаки»

    Гости: - Благополучной дороги, успешной службы, счастливого возвращения

    Ведущий: за праздничным столом звучало много пожеланий, напутствий казаку, но находилось место и для весёлых игр и песен.

    Ведущий: Гости веселились до самого утра. Но наступало утро – последнее утро казака в родном доме. Пора было прощаться.

    Выходят отец и мать. Отец держит в руках икону.

    Мать: - Аннушка, шубу-то, шубу скорей неси.

    Сестра: - это ещё зачем?

    Казачонок: -Да чтоб служить ему не голо было.

    Все суетятся, сестра обнимает казака, плачет.

    Отец: - Тихо, сороки.

    Все замолкают. Казак становится на колени перед родителями .

    Отец: - Благословляю тебя, сын, на добрую службу.

    Мать: - И пусть родная земля защитит тебя от погибели.

    Звучит мелодия песни «Маты сына провожала» в инструментальном изложении. Новобранец целует икону, встаёт, кланяется на все четыре стороны, выходит из дома спиной вперед, поочерёдно «закрывая» за собой воображаемые «двери».

    Мать:- Господи благослови, идти тебе в пути, Господь впереди, Матерь Божа с ними, а ты - за ними.

    С последними словами все уходят. На сцене остаются ведущие пролога

    В1: - Мы – люди 21-го века.

    В2: - Века высоких технологий, сверхмощного оружия и неограниченных возможностей.

    В3: - Но не всё меняется в этом мире. Наша страна по-прежнему нуждается в защитниках как сто и двести лет тому назад.

    В2: Вспомним же о людях, для которых служба Отечеству была не только профессией, но и образом жизни.

    В1: - И судьбой.

    На сцену выходят все участники реконструкции.

    Звучит финальная песня «В путь- дорожку дальнюю»


    Звучит фонограмма: «Золотое кольцо»- «Сохрани Земля»,№117, 2000 год

    На ее фоне звучат слова : Одна из ветвей скифского рода издавна обитала на Дону. Были они языка славянского, а веры православной, и назывались казаками. Охраняли они рубежи российские, служили верою и правдою народу своему. Расселялись вглубь Кавказа, строили хутора, обживали места новые. Так и сложилось вольнолюбивое гордое племя, замешанное на крови древних казачьих родов и выходцев из Руси.

    Под слова песни участники выходят на сцену (танцевальная композиция)

    В середине танца выходит девушка с караваем, вклинивается в танец, а затем выносит каравай к жюри и говорит слова:

    Гость, войди!

    Традиций не нарушив!

    И всегда чайку попьем.

    Всем известно казаков радушье,

    Хлебосольство и открытый дом! (3 мин. 10 сек.)

    Отдает каравай жюри и возвращается на сцену.

    Есть у нашего народа

    Вечные, особые черты:

    Не берут ни годы, ни невзгоды,

    Мы горды, добры и веселы!

    Звонкий выкрик на сцене: Казаки без песни, что виноградная лоза без гроздьев!

    1.Ой, при лужку, при лужке,

    При широком поле,

    При знакомом табуне

    Конь гулял на воле. – 2 раза

    2.Ты, гуляй, гуляй, мой конь,

    Пока не споймаю,

    Как споймаю, зануздаю

    Шелковой уздою.

    3.Как поймал казак коня,

    Зануздал уздою,

    Вдарил шпоры под бока,

    Конь летит стрелою.

    4.Ты, лети, лети, мой конь,

    Лети - торопися,

    Возле милого двора

    Стань – остановися.

    5.Конь остановился,

    Вдарил копытами,

    Чтобы вышла, красна девка

    С черными бровями. – 2 раза

    6.Но не вышла красна девка,

    Вышла ее мати:

    Пожалуйте в хату».

    7.А я в хату не пойду,

    Пойду во светлицу,

    Разбужу я крепким сном

    Спящую девицу

    8.А девица не спала,

    Парня ожидала,

    Правой ручкой обняла,

    Крепко целовала. – 2 раза

    9.Ой, при лужку, при лужке,

    При широком поле,

    При знакомом табуне

    Конь гулял на воле. – 2 раза (2 мин. 30 сек.)

    Фонограмма: «Золотое кольцо», «Посвящение земле русской», № 1, 2007 год.

    Ведущий: Жили казачьи семьи на земле ставропольской, рожали детей, и воспитывала, в основном своих детей мать - изо дня в день, из года в год, вкладывая в них свою душу, даря свою любовь. Особое внимание уделяла воспитанию сыновей, чтоб почитали старших, любили отчий дом, Родину. В раннем возрасте казачка водила сына под звездное небо и наставляла его.

    На сцене появляется казачка с казачонком. Она указывает ему на небо рукой и говорит:

    Казачка : Вон звездочки на небе.

    Это глазки наших дедушек

    По ночам они смотрят на тебя,

    Как ты защищаешь мамку, батьку,

    Всех казаков наших...

    Как Богу молишься, стариков чтишь.

    Расти добрым, ... честным...,

    Люби край родной,

    Не греши... Будь смелым казаком!

    Верным. . .

    Вон звездочка. Видишь ее? Она тебя из любой чужой стороны к родному дому приведет. (1 мин. 20 сек.)

    (вынести декорации на сцену)

    Испокон веков казаки смело шагали по родимой земле на лихом коне да с верной шашкой. А дома всегда ждала казачка. Статная, красивая, дородная, будто боярыня, хотя и дом на ней, и хозяйство, и дети.

    Казак, приезжавший со службы, чувствовал себя скорее гостем, чем хозяином, и в домашние подробности не входил, мог, конечно, и плеткой жену отходить, если ему что–то было не по нраву, но считался с ней, побаивался даже.

    Она полностью верховодила в доме.

    Фоно: «Засвистали козаченьки», альбом №14, трек №7, 1994 год

    Казаки идут со службы (выходят из зала и направляются к сцене, останавливаются возле жюри)

    Казак: Ну, вот мы и в родной станице? По домам казаки!

    О-о-о, куманек, здорово живешь! (пожать руку и обняться). А что ты не по форме нас встречаешь? Где ж твоя кубанка? Потерял что - ль? Так я тебе другу справлю! (достает из рюкзака кубанку и надевает на голову немного на бок). О! Вот теперь узнаю – есаул Бабоян!

    Ну, а как там твой конь белый, что дарил тебе этой осенью? Подковы целы? А то я тебе тут новые (зимние) в подарочек привез, с шипами, чтобы по снегу скакалось легче! (достать из вещмешка подковы и подарить).

    Ну, что ж, куманек, рад был нашей встрече, таперича домой, заждались уж меня! Заходи, повечеряем, о службе погутарим. Ну, давай, ждем! (поднимается на сцену)

    (сценка возвращения казака со службы, знакомства с родителями невесты)

    Декорации: угол казачьей комнаты:

    На одной стене: русская печь, чепельник, чугунки, на стене весит плетка;

    На другой стене: окно с занавесочками

    Стоит стол, накрытый скатертью, стулья или лавки.

    (Заходит казак в хату. Казачка моет пол.)

    Казак: Встречай мужа со службы, Натальюшка, вот и гостинцы справил тебе и доне (достает платки из рюкзака, и накидывает их на плечи жене и дочери). Не баловала? А то зараз плеткой отхожу?

    Казачка: А чертей тебе не всыпать?

    Казак: Ну-ну, не наскакивай, оглашенная, не заводись попусту!

    Казачка: Ох, Микола, всю душу, ты мне вытряс!

    Казак: Ну, так что ж?

    Казачка: Ах, ты чертило вислоухий! Гляделки твои бесстыжие! Вот я тебе…

    (хватает полотенце и замахивается)

    Казак: А ну, Наталья, не дури, лучше расскажи, как без меня жили – поживали, чай три годочка меня не было.

    (на сцену выбегает маленький ребенок)

    Казак: Вот невидаль, какой хлопчик у нас по хате скачет!

    Казачка: Да ты пореже домой наведывайся, еще и не такое увидишь!

    Казак: Какая ж судьбинушка уготована нашему казачку? А, ну-к, Наталья, давай спытаем.

    (ребенка садят на половик и он выбирает предмет)

    Нож, сабля – отчаянным будет, хорошим воином

    Веревка – длинной и полной событий будет жизнь

    Овес – с полем будет тесно связан

    Сало – обжорой будет

    Плетка – лихой наездник

    Цветок – будет гарным кавалером

    Казачка уводит ребенка со сцены

    Казак: (Чешет затылок) Эхма, вот так и живем, сынок под стол пешком ходит, а дочка - уже девка на выданье.

    Фоно: «Золотое кольцо», «Посвящение земле русской», № 1, 2007 год.

    Ведущий: Девичья жизнь кончалась сватовством. А перед сватовством молодой казак, которому приглянулась девушка, вместе с отцом или крестным приходили в дом девушки на знакомство, как бы "чайку попить".

    Во время знакомства ни о сватовстве, ни о свадьбе не говорили ни слова. Казак как бы невзначай клал на стол кубанку. Если девушка роняла ее, то можно было свататься. Если уносила на вешалку, то о сватовстве не могло быть и речи. Так что выбор был за девушкой. А вот отказ был мягким, чтобы ни в коем случае не задеть честь казака.

    (1 мин. 30 сек.)

    - Стук в дверь, входят гости, парень с отцом. И их встречает мать девушки.

    Отец: Здорово дневали! (кланяются)

    Мать: Здорово ночевали! (кланяется), заходите, гости дорогие, с чем пожаловали?

    Отец: Да вот, шли мимо, зашли чайку попить, да посудачить.

    Мать: А, ну тогда, садитесь за стол, сейчас будем чай пить. Доченька, неси-ка самовар.

    /появляется дочь с самоваром в руках/

    - Опять стук в дверь. На пороге появляется еще парень с крестным отцом.

    Крестный: Мир вашему дому! (кланяются)

    Мать: Да будет и с вами мир. (кланяется). С чем пожаловали, гости дорогие?

    Крестный: Да вот, шли мимо, зашли чайку попить, посудачить.

    Мать: Заходите, гости дорогие, присаживайтесь.

    Казак: Ну, Наталья, давай-ка быстренько на стол собери чего – нибудь: огурчиков, капустки, рыбки сушеной…

    /Все усаживаются за стол, парни кладут на стол кубанки/.

    Отец одного из женихов: Вот, Микола, услыхали, что со службы ты вернулся, решили зайти проведать. Ну, как служилось?

    Отец невесты: Слава Богу, держимся!

    Крестный: Да, наслышаны, лихой ты у нас вояка !

    Отец невесты: Уж это так…

    Отец невесты: Ну, а вы, хлопцы, на службу скоро?

    Парень 2: Да, дядьку, уж мы- то не посрамим род казачий!

    Отец невесты: А коня сыну справил?

    Отец одного из женихов: А как же! Спаси Христос. Он у меня лихой наездник, так я ему коня подстать подобрал – бурного, вороного!

    (Отец невесты заправляет самокрутку и имитирует, что курит)

    Крестный: Микола, я слыхав, шо капля никотину вбивае лошадь! Так что ж ты об ентом думаешь?

    Отец невесты: Так ей, дуре, и надо, нехай не курыть!

    / Девушка несет чашки на подносе и расставляет их. Парню 2 ставит чашку, и демонстративно роняет или толкает его папаху/

    Девушка: Ой, какая я неловкая.

    Парень 2: Ничего, ничего /поднимает папаху и тихо говорит:/ Это даже хорошо.

    Девушка: ставит чашку парню I : Давайте, я вам чашку поставлю, а головному убору здесь не место. Наверное, я его на вешалку отнесу, /уносит/.

    Парень 1: Эх, бать, почаевничали, да и честь знать надо…, я думал по-другому дело обернется…

    Крестный: Петух тоже думал, да в суп попал...Ну, что ж, прощевайте, да и не хворайте.

    (Встают и уходят)

    Отец невесты: Ну, а вас со сватами милости просим.

    (пока со сцены убирают декорации, жених с невестой, обнявшись уходят)

    Фоно: «Я тебя так долго ждала», альбом №8, трек №4, 2000 год.

    (26 сек.)

    И ни один обряд у казаков не обходился без щедрого застолья, шумного гулянья, заводных песен и задорных плясок!!!

    Танец. Фонограмма «Золотое кольцо», «Пролегала она путь - дорожка», № 1, 2007 год

    (1 мин. 58 сек.)

    На сегодня прощевайте,

    Лихом нас не поминайте!

    Для вас старались мы сейчас,

    Дружно поддержите нас!

    Фонограмма «Золотое кольцо», «Пролегала она путь - дорожка», № 1, 2007 год

    Фестиваль дружбы народов

    «Золотое мое Ставрополье»

    Сценарий представления народа

    «Казаки»

    9 класс

    2007- 2008 уч. Год

    Звучит песня: «Ой, при лужку, при лужке»

    1.Ой, при лужку, при лужке,

    При широком поле,

    При знакомом табуне

    Конь гулял на воле. – 2 раза

    2.Ты, гуляй, гуляй, мой конь,

    Пока не споймаю,

    Как споймаю, зануздаю

    Шелковой уздою.

    3.Как поймал казак коня,

    Зануздал уздою,

    Вдарил шпоры под бока,

    Конь летит стрелою.

    4.Ты, лети, лети, мой конь,

    Лети - торопися,

    Возле милого двора

    Стань – остановися.

    5.Конь остановился,

    Вдарил копытами,

    Чтобы вышла, красна девка

    С черными бровями. – 2 раза

    6.Но не вышла красна девка,

    Вышла ее мати:

    «Здравствуй, здравствуй, милый зять,

    Пожалуйте в хату».

    7.А я в хату не пойду,

    Пойду во светлицу,

    Разбужу я крепким сном

    Спящую девицу

    8.А девица не спала,

    Парня ожидала,

    Правой ручкой обняла,

    Крепко целовала. – 2 раза

    9.Ой, при лужку, при лужке,

    При широком поле,

    При знакомом табуне

    Конь гулял на воле. – 2 раза

    Казачья свадьба

    Одно из первых мест в ряду многочисленных казачьих обрядов занимает свадебная обрядность, сложившаяся после введения на Дону церковного брака в XIX веке. Традиционной донской свадьбе присущи многие черты южновеликорусской и украинской свадьбы.

    Свадьбы обычно устраивали осенью или зимой, когда казаки освобождались от полевых работ, но иногда и весной, чтобы к началу весенних полевых работ в семье была еще одна работница.

    Чаще всего родители сами объявляли сыну свою волю в выборе невесты и отправлялись на смотрины. В доме невесты заводили разговоры о ее красоте, уме и трудолюбии. По зову матери появлялась одетая по-домашнему невеста, держа в руках поднос с кубками вина. Она угощала пришедших и скромно отходила в сторону. Гости расхваливали вино, пили умышленно медленно, чтобы дать возможность жениху рассмотреть невесту. Потом невесту уводили и спрашивали, понравился ли ей жених. А жениха спрашивали о невесте.

    Через несколько дней родители жениха присылали сватов, которые приходили в дом под видом заблудившихся странников.

    Завершал сватанье обряд рукобития, главное значение которого заключалось в торжественном договоре об условиях брака. Родители договаривались о кладе (т. е. подарках невесте), угощении. Договорившись, отцы били по рукам.

    За неделю до свадьбы начинались посиделки, на которые у невесты каждый вечер собирались подруги, шили ей платья, готовили приданое.

    Невеста оплакивала свою волю («тяжко с тобой, моя волюшка, тяжко с тобой расставатися»), своих подруг, с которыми расставалась («да вы, милаи мои подруженьки, все вы вольная да раскочнаи! Да последний жа вечерочек побывать мне, девочки, с вами»). Подруги на посиделочной неделе оставались ночевать у невесты.

    За несколько дней до свадьбы праздновали «подушки». Приданое невесты веселые «подушечники» несли к дому жениха - легкие вещи несли в руках, а следом на телеге везли сундук. Жениховая родня во главе с матерью принимала приданое и угощала участников «подушечного» поезда.

    В последний день перед венцом, девушки собирались у невесты печь традиционный каравай, который украшали веточками, розочками и торжественно несли в дом жениха.

    Под песни девушек убирали невесту, заплетали волосы в одну косу. Ждали прихода жениха.
    В доме жениха собирались родственники и знакомые. Готовили жениха: одевали, учили держать себя бравым казаком. Затем, набрав провизию, отправлялись в дом невесты, как войско, осаждающее неприятельскую крепость, вновь сводили жениха с невестой, которые торжественно подтверждали согласие на вступление в брак. Жених с невестой удалялись к молодежи, а старые отправлялись на предбрачную вечеру в дом жениха. Здесь выбирали дружку, в помощь ему выбирали двух свашек, главная из них — невестина.

    У молодежи в это время тоже шла вечера. С приходом старых вечера заканчивалась, и невеста с подругами, проводив жениха, возвращалась в курень с печальной песней:

    Да кукуй, кукушка, не вмолкай,
    — Да немножко тебе куковать,
    От велика дня до Петра!..

    Наступал день выданья. Жених и его друзья садились на коней, остальные участники «поезда» рассаживались в тарантасы, украшенные красными лентами. Казаки-конники отчаянно джигитовали. Улицы станицы оглашались пением военных казачьих песен, звоном колокольчиков. С шумом подкатывал «храбрый поезд» к дому невесты на последний приступ.

    К этому времени невеста уже простилась с родными, посидела «на посаде» (овчинной шубе кверху мехом), чтобы богатой и счастливой быть. Одетая в брачный наряд, с заплетенной косой, она сидела за столом в окружении свашки, дядьки, младших братьев. Братья с плетками в руках не пускали жениха к сестре. А дружка, набивая цену, выкупал невесту. После выкупа брачный «поезд» с женихом и невестой ехал на венчание в церковь, а потом - в дом жениха, где на крыльце их встречали родители и благословляли хлебом: разламывали над их головами большой каравай. Чтобы молодые жили в достатке и благополучии, на них сыпали пригоршнями орехи, конфеты, зерно, пшеницу, хмель. Девушки играли песни:

    Отворяй, маменька, широк двор,
    Да вот тебе, маменька, сын на дворе,
    Да не сам с собою — с женою,
    Со своей верною слугою.

    Начинался обряд повивания: молодой расплетали косу девичью, закладывали волосы на макушке и убор замужней.

    А на следующий день происходила раздача каравая со словами «Сыр-каравай принимайте, а молодых одаряйте, наши молодые нанове, им много надобно», — дружка подводил молодых к отцу с матерью. Те провозглашали свои подарки: отец сыну — коня с седлом на службу, а мать — телку или корову в хозяйство. Затем каравай разносили гостям, и каждый одаривал молодых.

    Дружка и свашки, завершив свое дело, сдавали молодых родителям, просили не обижаться, если что не так. Их благодарили, наделяли подарками. Молодые благодарили всех участников свадебного пира, прощались, но гулянье после этого могло продолжаться еще неделю, в течение которой молодая пара посещала родственников, знакомых. Это называлось ходить «по сабе».

    Так играли свадьбы на Дону. Но в каждом хуторе и станице были свои особенности.
    Старинная казачья свадьба долго бытовала на Дону, И в наши дни в некоторых хуторах и станицах, играют свадьбы с элементами старинного обряда — с дружкой и свахой, выкупом и караваем, с танцами: и пением свадебных песен.

    Проводы на войну

    Уходя в поход, казаки собирались в церкви на молебен. По обычаю, брали горсть земли у церкви или на кладбище с могилы отца или матери. Землю зашивали в ладанку (расшитую сумочку с горстью земли и переписанной молитвой) и привешивали к кресту на грудь. Считалось, что это должно оградить воина от ранений и другой беды. Если казаку суждено было быть убитым, родная земля первой ложилась ему на грудь.

    После благословения отца казак кланялся в ноги родным: «Простите меня, родной батюшка! Простите, родная матушка!» Обращаясь к жене, говорил: «Бог даст - вернусь! Береги детей!».
    Провожая мужа на войну, казачка подводила ему коня. Передавала повод, говорила: «На этом коне уезжаешь, на этом коне и возвращайся домой». Только приняв повод, казак обнимал и целовал жену, детей, садился в седло, снимал папаху, осенял себя крестным знамением и уходил к месту сбора.

    Встреча казака с войны

    Встреча была радостным событием в жизни каждой казачьей семьи. Встречали казаков не только родные и близкие, но и все жители станицы. Казаки въезжали в станицу торжественно, один из них держал образ Святого Спасителя. Казаков встречали с хлебом-солью, затем все отправлялись в храм, где служили молебен, и казаки передавали храму принесенный дар, так как все успехи и удачи в военных делах казаки приписывали милости Божьей. Но часто в казачьем храме можно было увидеть икону Божьей Матери, украшенную жемчугом. Это казачьи вдовы клали по жемчужине на икону Богородицы в вечное поминовение убиенных мужей.

    Проводы казака в последний путь

    Смерть для верующих казаков представлялась естественным явлением, не вызывающим ужаса или отчаяния. Они по-философски мудро относились к последнему дню своей жизни, считая: уж коли ты родился, то должен и умереть. А потому некоторые еще при жизни присматривали себе место под захоронение.

    Для казака считалась достойной смерть на поле брани или в кругу семьи. При проводах казака в последний путь за гробом шел его боевой конь под черным чепраком и с притороченным к седлу оружием, а уже за конем шли близкие. В доме вдовы под иконой лежала шапка погибшего. Это означало, что семья находится под защитой Бога и общины.

    Хоронили казака по православному обряду. Тело покойника обмывали: мужчины - мужчин, женщины - женщин. Все предметы туалета, которыми пользовались при омовении и обряжении, непременно сжигали, чтобы их не использовали для наведения порчи.

    Поминали в день похорон, на 9-й и 40-й дни и в годовщину смерти. В малых донских казачьих станицах до сих пор это свято соблюдают. На поминки пекут пирожки с капустой, сладкие - из сухофруктов, варят компот. Перед началом поминок обязательно подают кутью - рис с медом или изюмом. На стол ставят водку и вино. Раньше выпивали строго по три рюмки. На обеде ели только ложками, вилок не подавали и желательно, чтобы ложки были деревянными. Когда в станице умирал человек, то «звонили по душе». Если умирал ребенок, то звон колокола был высоким, если умирал пожилой человек, звон был низким.
    Приближение смерти казаки связывали с некоторыми приметами. Считалось, что непременно быть беде, если икона упадет на пол, завоет без причины собака или птица забьется в окно. Умирающему старались облегчить смерть, открывали двери или в потолке делали отверстие. Перед смертью необходимо было причаститься. Казаки полагали, что особенно плохо приходится на том свете самоубийцам, которых хоронили отдельно, вне кладбища и без креста.