• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Американские консультанты активно участвовали в разработке экономических реформ, имевших целью переход России от плановой к рыночной экономике. Отношения России и США улучшились, но не надолго. Развал Советского Союза, экономический и социально-политический кризис в России, резкое падение её международного престижа и военно-политического потенциала привели к тому, что США стали фактически единственным мировым лидером. В России рассчитывали, что с роспуском Организации Варшавского договора НАТО рано или поздно также будет распущено, тем более что руководство США давало гарантии того, что блок не будет расширяться на восток. Однако в 1999 в НАТО были приняты Чехия, Польша и Венгрия, а в 2004 - Эстония, Латвия, Литва, Румыния, Словакия, Словения и Болгария. Этот факт, а также операции США и их союзников против Югославии, Афганистана и Ирака вызвали в России замешательство по поводу выстраивания отношений с США. С одной стороны, после террористического акта 11 сентября 2001 в США Россия присоединилась к антитеррористической коалиции, возглавляемой США, рассчитывая на то, что под понятие «терроризма» удастся подвести и действия чеченских сепаратистов, а значит, получить хотя бы молчаливую поддержку Запада; с другой, уже 13 июня 2002 США денонсировали договор по ПРО от 1972 года, мотивируя это необходимостью защиты от «стран-изгоев». В 2003 Россия совместно с Францией и Германией фактически возглавили «лагерь несогласных» с действиями США в отношении Ирака. В конце 2004 в российско-американских отношениях наступило небывалое «похолодание», связанное с событиями на Украине («Оранжевая революция»). К основным проблемным вопросам между Россией и США относятся помощь России Ирану в осуществлении ядерной программы, энергобезопасность, ситуация в Грузии, Украине и Палестине, а также развёртываемая Соединенными Штатами в Европе система противоракетной обороны. Под предлогом развития демократии США финансируют некоторые российские неправительственные организации и политические партии.

    4 мая 2006 вице-президент США Ричард Чейни, находясь в Вильнюсе, произнёс речь, которую многие теперь называют «Вильнюсской» по примеру «Фултонской» речи Черчилля. По его словам, США не устраивает «использование Россией своих минеральных ресурсов в качестве внешнеполитического оружия давления, нарушение в России прав человека и деструктивные действия России на международной арене». Отказ России от прекращения сотрудничества с Ираном, Сирией, КНДР, Белоруссией и другими государствами, «вызывающими тревогу» у США, приводит к постоянным российско-американским конфликтам в Совете Безопасности ООН.

    В начале 2007 между США и Россией с новой силой разгорелся конфликт по поводу намерения США разместить в Польше и Чехии элементы своей системы ПРО. По словам руководства США, этот шаг направлен на защиту Европы от северокорейских и иранских ракет. Российское руководство категорически отвергает такое объяснение В свою очередь, на Мюнхенской конференции по безопасности 10 февраля 2007 Владимир Путин с жёсткой критикой обрушился на внешнюю политику США. Главнокомандующий РВСН генерал Соловцов также заявил, что в случае, если элементы ПРО США все-таки будут размещены в Восточной Европе, Россия может денонсировать Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности

    14 июля 2007 президент России Владимир Путин подписал Указ «О приостановлении Российской Федерацией действия Договора об обычных вооружениях в Европе и связанных с ним международных договоров». Наблюдатели полагают, что это решение стало первым шагом российского руководства в сторону коренного изменения военно-политической обстановки на европейском континенте, складывающейся с начала 1990-х годов не в пользу России. В сопровождающей документ справке указывается, что данное решение было вызвано «исключительными обстоятельствами, влияющими на безопасность Российской Федерации». К таковым, в частности, отнесены: Превышение восточноевропейскими государствами - участниками ДОВСЕ, присоединившимися к НАТО, «групповых» ограничений ДОВСЕ в результате расширения альянса; Невыполнение странами НАТО принятого в 1999 году политического обязательства об ускоренной ратификации Соглашения об адаптации ДОВСЕ; Отказ Латвии, Литвы и Эстонии, вступивших в НАТО, от участия в ДОВСЕ и, в результате, появление на северо-западной границе РФ территории, «свободной» от ограничений на размещение обычных вооружений, в том числе и вооружений других стран; Планируемое размещение военных баз США на территориях Болгарии и Румынии.

    В августе 2008 года новый виток противостоянию России и США дало вторжение грузинских войск в Южную Осетию. Российские войска очистили территорию почти полностью захваченной непризнанной республики от грузинской армии и в течение нескольких дней продолжали бомбардировки военных объектов на всей территории Грузии, после чего Россия официально признала Южную Осетию и Абхазию независимыми государствами. Под вопросом оказалось дальнейшее существование Совета Россия-НАТО.

    Соединённые Штаты, несмотря на проблемы в политической сфере, традиционно являются одним из ведущих торговых партнеров России.

    19 ноября 2006 в рамках российско-американской встречи на высшем уровне на саммите АТЭС в Ханое был подписан Протокол о завершении двусторонних переговоров с США по условиям присоединения России к ВТО в пакете с межправительственными соглашениями о сельскохозяйственных биотехнологиях, о торговле говядиной, об инспекциях предприятий, о торговле свининой, о защите прав интеллектуальной собственности и о процедуре импортного лицензирования товаров, содержащих шифровальные средства.

    В 2005 поставки в США российской нефти и нефтепродуктов достигли уровня 466 тыс. баррелей в день. При сохранении этой тенденции Россия может войти в четвёрку основных экспортёров энергоресурсов в США. В 2003 «Газпром» начал работу над проектом поставок в CШA сжиженного природного газа. В 2005 были осуществлены первые «своповые» поставки. На российских автозаводах расположены сборочные цеха американских автомобилей марки Форд, General Motors. На непроизводственную сферу приходится четверть прямых инвестиций США, направляемых в первую очередь в банковскую и страховую деятельность, а также в сферу информационных услуг.

    Прямые российские инвестиции в американскую экономику превышают 1 млрд долл. В США работают российские компании «ЛУКойл», «Норильский никель» (завод по производству металлов платиновой группы), «Северсталь» (компания по производству стали), «ЕвразГруп» (завод по производству ванадия), «Интеррос» (водородная энергетика) и некоторые другие.

    Развивается сотрудничество в сфере высоких технологий, инновационной деятельности и информатики. Создан российско-американский Инновационный совет по высоким технологиям, работает Межправительственный комитет по науке и технике, российские компании участвуют в инновационных форумах в США. Ведущие компании аэрокосмической отрасли США - Боинг, Локхид Мартин, Пратт энд Уитни - на протяжении многих лет активно взаимодействуют с российскими предприятиями в рамках проектов по МКС, космическим запускам, производству авиадвигателей, разработке новых моделей самолётов.

    Американские компании проявляют значительный интерес к развитию торгово-экономического сотрудничества с регионами России. Более 10 лет действует «Российско-американское тихоокеанское партнерство», объединяющее представителей бизнеса, науки, общественных кругов, федеральных и региональных властей Дальнего Востока России и Западного побережья США.

    Культурное сотрудничество между Россией и США осуществляется на основе Меморандума о взаимопонимании между правительствами России и США о принципах сотрудничества в области культуры, гуманитарных и общественных наук, образования и СМИ от 2 сентября 1998.

    США сотрудничают с российскими музеями, культурными центрами, художественными коллективами и артистами на базе индивидуальных проектов и контрактов. Федеральные и муниципальные власти США делают ставку на прямые связи между организациями, гражданами, учреждениями культуры и образования.

    Одно из основных мест в российско-американском культурном сотрудничестве занимает проект долгосрочного сотрудничества между Фондом Гугенхайма и Государственным музеем «Эрмитаж». Его основной целью является представление на постоянной основе экспозиций произведений классического искусства из собрания Эрмитажа в музеях Гугенхайма и, соответственно, представление коллекций западного искусства XX века в залах Эрмитажа. В октябре 2001 в Лас-Вегасе открылся музей Гугенхайм-Эрмитаж. К открытию была приурочена совместная выставка из коллекций Эрмитажа и Гугенхайма.

    В 2001 в Посольстве России в Вашингтоне состоялся гала-концерт под девизом «Санкт-Петербург-2003: культурный ренессанс». Он положил начало серии мероприятий в связи с 300-летним юбилеем Санкт-Петербурга в целях его популяризации как центра мировой культуры и привлечения внимания американской общественности к культурному наследию Петербурга.

    Активно развиваются связи по линии Библиотеки Конгресса США. В рамках реализации программы для российских управленческих кадров «Открытый мир», которая была учреждена в 1999 по инициативе директора Библиотеки Джона Биллингтона, в США с краткосрочными ознакомительными поездками побывали более четырёх тысяч молодых российских политиков, предпринимателей и общественных деятелей. Был запущен совместный проект Библиотеки Конгресса и Мариинского театра по модернизации архивных фондов театра.

    Осуществляется программа сотрудничества Центра сценических искусств имени Джона Кеннеди с Мариинским театром. Этот проект рассчитан на 10 лет и предполагает ежегодные гастроли «Мариинки» в крупнейшем оперном театре США. Первые выступления Мариинского театра в Центре Кеннеди состоялись 12-24 февраля 2002 и стали новой вехой в развитии российско-американских культурных связей

    Исследования внешней и внутренней политики Соединенных Штатов Америки, выключая российско-американские отношения, являются одним из центральных направлений современной науки о международных отношениях, а сама эта политика продолжает оставаться во многом системообразующим элементом современной мировой политики. США остаются и еще будут оставаться относительно долгое время самым сильным государством современного мира – единственной сверхдержавой, превосходящей все остальные страны по агрегированным показателям силы, имеющей глобальное военное и политико-дипломатическое присутствие и играющее центральную роль в глобальном политическом, военно-политическом и экономическом управлении. Более того, с учетом относительно ослабления США в последние годы, провала их попытки выстроить глобальную гегемонистскую систему и продлить «момент однополярности», а также с учетом появления и быстрого усиления новых незападных центров силы (прежде всего Китай) именно «американский вопрос» - способность США найти для себя новое место в новой международной системе – будет оставаться решающим для международных отношений первой половины XXI в., для выстраивания нового международного порядка как такового.

    Российско-американские отношения также сохраняют и будут сохранять свою значимость как для Москвы и Вашингтона, так и для системы международных отношений в целом. США и Россия остаются ядерными сверхдержавами и основой стратегической стабильности в мире. От их сотрудничества или соперничества в конечном итоге зависит состояние международной безопасности в ее наиболее важном аспекте – отношения между ядерными державами, перспективы режима нераспространения ядерного оружия. От характера российско-американских отношений во многом зависят позиции России в мире и ее отношения со странами и регионами, где сосредоточены важнейшие российские интересы – Европа, Восточная Азия, постсовесткое пространство. В свою очередь, от сотрудничества или соперничества США и Россией зависит реализация ряда жизненно важных американских приоритетов – Иран, Афганистан, проблематика нераспространения ядерного оружия. За время президентства в США Барака Обамы именно Россия стала единственным подлинно успешным направлением внешней политики США среди их отношений с другими великими державами.

    Вместе с тем, большая часть российских исследований внешней политики США и российско-американских отношений находится в рамках парадигмы, не соответствующей меняющемуся месту России и США в современном мире и тем вызовам, угрозам и возможностям, с которыми Москва и Вашингтон сталкиваются и будут сталкиваться в мире сегодня и завтра. Это парадигма, в соответствии с которой главный вызов безопасности России и США по-прежнему связан с их политикой друг в отношении друга, и, соответственно, на парирование этого вызова должны быть направлены действия сторон. Это приводит к доминированию в отношениях философии сдерживания путем устрашения и необходимости каждой из сторон балансировать действия другой стороны. В результате повестка дня российско-американских отношений сегодня по-прежнему напоминает повестку дня советско-американских отношений, и стороны все в большей степени занимаются поиском и решением вопросом, имеющих в лучшем случае минимальное отношение к реальным вопросам безопасности и международной стабильности сегодняшнего и завтрашнего мира.

    Исследования по США и российско-американским отношениям, проводимые в ЦКЕМИ, призваны компенсировать данный пробел. Во-первых, коллективом Центра готовятся ежемесячные аналитические Обзоры внутренней, внешней политики США и российско-американских отношений, в которых содержится критический анализ нынешний тенденций и приводятся рекомендации для политикообразующего класса России. Во-вторых, Центр координирует работу Рабочей группы по российско-американским отношениям Международного Дискуссионного клуба «Валдай», которая призвана сформулировать новую логику и новую повестку дня отношений между двумя странами, более соответствующую нынешним и будущим международным реалиям. Здесь коллективом центра уже подготовлены и опубликованы несколько аналитических материалов, касающихся трансформации российско-американских отношений как в целом, так и по отдельным вопросам международной жизни.

    Правообладатель иллюстрации РИА "Новости" Image caption Ровно три года назад Crocus Group Араза Агаларова (справа) потратила 20 миллионов долларов на проведение в Москве конкурса красоты "Мисс Вселенная", который принадлежит Дональду Трампу

    Дональд Трамп - лидер тех, кто разочаровался в американском истеблишменте, улучшения отношений с Россией в ближайшее время ждать не стоит, но и предсказать его действия категорически невозможно - так можно суммировать то, что говорят сейчас о новом президенте США российские политики, политологи и бизнесмены, мнения которых собрала Русская служба Би-би-си.

    И если Кремль делает ставку на Трампа, то эти надежды вряд ли оправдаются. Но по крайней мере хуже точно не будет. Или все-таки будет?

    Отношения с господином Трампом нам придется выстраивать с очень низкой точки, которая образовалась в силу действий предыдущей администрации. Это означает, что хуже точно не будет.

    Может быть так же плохо, но может быть и лучше. Это шанс. Я далек от эйфории. Я не считаю, что Трамп является для России заведомо удобным партнером.

    Сейчас Трампу придется согласовывать свои действия с Конгрессом, со многими другими американскими властными структурами, и это будет первый опыт для Трампа уже командной, а не индивидуальной работы.

    Я подозреваю, что здесь его будет поджидать еще много сюрпризов. А Конгресс, как известно, многие революционные идеи Трампа точно не разделяет, в том числе на российском направлении.

    Конгресс, как известно, многие революционные идеи Трампа точно не разделяет

    Там, где у нас не получались договоренности, они не получались из-за того, что американцы не рассматривали Россию в качестве равного партнера. Они предлагали России в любых подобных ситуациях вариант "либо вы соглашаетесь на наш сценарий, либо это становится вашей трудностью".

    Это было и в случае с вопросами противоракетной обороны в Европе, и в случае с расширением НАТО, и в случае с поддержкой так называемых цветных революций на постсоветском пространстве, и в случае с урегулированием многих других конфликтных ситуаций.

    Поэтому от США сейчас требуется только одно: признать, что если у партнера есть какие-то озабоченности, то эти озабоченности нужно обсуждать, а не игнорировать.

    Если такая подвижка произойдет, то я уверен, мы сможем довольно быстро находить общий язык и по Сирии, и по Украине, и по взаимодействию в рамках НАТО, и по многим другим вопросам.

    Не готов еще аплодировать будущему президенту, он еще эти аплодисменты должен еще оправдать и заслужить. Это первое. Но второе - да, действительно, победа Клинтон не оставляла никаких сомнений в том, что ситуация не будет меняться к лучшему.

    А Трамп - это что называется задачка со всеми неизвестными. И при Трампе наши отношения могут улучшиться. Они могут еще более ухудшиться, хотя еще раз повторю, хуже вроде бы некуда, но разброс возможностей достаточно велик.

    Поэтому прогнозы сейчас на однозначное улучшение российско-американских отношений при Трампе я бы, совершенно точно, воздержался делать, хотя, еще раз повторю, надежда на это, безусловно, есть.

    Илья Яшин, заместитель председателя партии "Парнас":

    Путинская пропаганда сыграла дурную шутку с Трампом. Российские телеканалы, риторика Кремля - в итоге Трамп воспринимается как агент Путина, ставленник Кремля, и это становится проблемой для него на посту.

    Но завышенные ожидания, скорее всего, сменятся глубоким разочарованием. Все эти победные крики - рассказом, что не на того поставили, не такой, каким оказался и не выполняет обещания.

    Хотя на первом этапе будут какие-то шаги. Сегодня мы будем наблюдать шоу на всех российских каналах.

    Геннадий Бурбулис, первый вице-премьер первого правительства РФ (1991-92 гг.), один из ближайших соратников Бориса Ельцина в 1990-92 гг.:

    Мне кажется, что выборы президента США, завершившиеся победой Дональда Трампа, означают, во-первых, банкротство партийной системы организации демократического процесса в современном мире.

    Трамп показал банкротство современного политического мышления. Партии перестали быть эффективным институтом, представляющим адекватно интересы конкретных слоев общества.

    Во-вторых, победу одержала та часть населения США, которая десятилетиями копила негодование, презрение к истеблишменту.

    В-третьих, Трамп - одаренный человек, бизнесмен, нашедший свой язык, речевой темперамент, проявивший искусство формирования спроса на свою риторику: "Я вижу, к чему вы бессознательно стремитесь, чего хотите, и я для вас это формулирую".

    Победу одержала та часть населения США, которая десятилетиями копила негодование, презрение к истеблишменту

    В-четвертых, он победил в последние две недели, найдя безупречный механизм приведения на выборы той части электората, которая до последнего не понимала, что ей на выборах делать. Штаб Клинтон недооценил важности динамики общения с той частью голосующих, которая была прежде за скобками.

    В-пятых, США свойственна такая политическая культура, при которой ни одному президенту не удастся существенно изменить стратегическую политику этой современной империи. В этом смысле я почти уверен, что феномен Трампа практически себя исчерпал в момент подведения итогов выборов.

    Сейчас начнется формирование команды Белого дома, и это будет серьезная дискуссия. Думать, что Трамп получил карт-бланш на любые чрезвычайные действия персонального характера, было бы с нашей стороны опрометчиво.

    На мой взгляд, если выбирать между Клинтон и Трампом, разница ровно в том, что если в случае Клинтон можно было бы ожидать очень прагматичного, но достаточно жесткого подхода к России, то в случае Трампа проблема в том, что это сложно предсказать.

    Трамп - это сингулярность

    Это некая точка сингулярности, после прохождения которой перестает работать причинность. Трамп - человек, который не сильно связан с бюрократией, и преемственности в части политики вообще и политики в отношении России от него сложно ожидать.

    Может быть и ухудшение, и улучшение, и продолжение политики, которая была при Обаме. Но, повторюсь, Трамп это сингулярность - не только для Америки, но и для всего мира.

    Эдуард Лимонов, писатель и политик:

    Я думаю, все будет в порядке. Если Трамп похож на человека. который держит свое слово, то он будет такую политику проводить.

    Наверное, Америка подвинется немного, займется в основном своими домашними делами, и, возможно, мир станет многополярным.

    Дружить с Россией? Зачем обязательно дружить?

    Дружить с Россией? Зачем обязательно дружить? Надо, чтобы были совместные интересы. Сделать так, чтобы наши интересы, если не совпадали, то чтобы хотя бы Америка учитывала бы наши интересы, а мы всегда учитываем их интересы.

    Я вижу то, что я вижу. Я один из первых, кто заметил Трампа и стал говорить, что это нужный человек. У меня хорошее чутье на новых и интересных лидеров.

    Василий Жарков, руководитель программы "Международная политика" Московской высшей школы социальных и экономических наук:

    В России Трамп, благодаря нашим масс-медиа, стал чуть ли не народным героем. Вчера в одной из передач ему предлагали политическое убежище.

    Вообще удивительно, как Россия за 2,5 года вытеснила внутренние протестные настроения во внешний мир. И Трамп в России воспринимается как бунтарь, бросивший вызов системе.

    Даже Константин Косачев в своем твиттере написал, что есть человек, который переиграл систему. Вопрос в том, как это столкнется с действительностью.

    Его [Трампа] полномочия значительно меньше, чем, скажем, полномочия президента России

    Обратите внимание на то, что он сказал в своей речи после выборов - он собирается быть президентом всей Америки. Это означает, что ничего резко меняться не будет, долго будет работать некая инерция.

    Никаких дел этот человек во внешней политике не совершал - посмотрим, как он будет действовать, здесь не может быть однозначных ожиданий: "Это наш кандидат, пророссийский".

    Также существует система сдержек и противовесов - Трамп не единолично решает вопросы внешней и внутренней политики США, его полномочия значительно меньше, чем, скажем, полномочия президента России.

    Кроме того, невозможно поверить, что Трамп стал бы поддерживать диктаторские режимы, нарушения прав человека - не то что поддерживать, а спокойно к ним относиться, невозможно себе представить, чтобы Трамп легко согласился на передел границ.

    Арас Агаларов, глава Crocus Group (в интервью телеканалу Россия-24):

    Для меня неожиданностью было то, что, несмотря на сопротивление всех средств массовой информации, всего истеблишмента, он сумел это преодолеть и стать президентом.

    Он неординарный человек и достоин быть президентом Соединенных Штатов. Бизнес же всегда компромисс - если ты занимаешься большим бизнесом, особенно таким, каким занимался Дональд Трамп.

    В 1991 году был банкротом, объявил себя банкротом, вернее, его обанкротили. И выбрался из этой ситуации. Я считаю, что это большое искусство.

    Из таких ситуаций немногие бизнесмены находили в себе силы выбираться. Тем более, в условиях США, где это все напряженно с точки зрения финансовой дисциплины.

    А политика - это тоже система компромиссов, которые нужно находить. Они будут его преследовать с самых первых дней - он же не стал президентом ЗАО или ООО или какого-то кооператива.

    Это президент США, где очень много разных кругов, которые преследуют свои какие-то политические, экономические интересы. Множество векторных движений, он должен найти свое направление, которое считает правильным.

    Склад любого человека, в бизнесе, в политике - он не меняется. Если человек одаренный, он может быть физиком, медиком, политиком - кем угодно. Я считаю Трампа достаточно одаренным человеком.

    Возможно, он этого [отменить санкции против России] хочет, я почти уверен, что хочет.

    Когда он в 2013 году здесь был с бизнес-визитом, мы об этом говорили, у него были очень теплые чувства по отношению к нашей стране, но как будет это дальше развиваться, предсказать очень сложно.

    Андрей Зубов, историк:

    Я думаю, что ожидания нашей власти, что в случае победы Трампа отношения между нашими странами принципиально изменятся, что США иначе посмотрят на проблемы Украины, Крыма, Сирии, обязательства в НАТО… Это не соответствует действительности.

    Те, кто так говорят, находятся в плену российской политической системы, когда со сменой лидера все меняется. Но в США совершенно не так - там демократия, система сдержек и противовесов.

    Даже если президент захочет развернуть корабль, Конгресс, независимый Верховный суд не дадут это сделать. Это наивные надежды.

    Российско (советско) – американские отношения на всей своей временной протяжённости отличались противоречивостью и нестабильностью. Не стал исключением и постсоветский период. Исключением была лишь та наивность, с которой руководители новообразованной Российской Федерации подошли к вопросам международной политики и в частности – к линии политического поведения в отношениях с США.

    Начало 90-х гг. было наполнено эйфорическими ожиданиями, связанными с убеждённостью пришедших к власти политиков либерального толка, что уничтожение СССР ликвидировало все препятствия и одновременно создало все условия для перехода в отношениях с Западом, и прежде всего его лидером – США, к полноценному партнёрству и сотрудничеству. Очень короткий период в начале отношений поддерживал эти ожидания, создавал впечатления их обоснованности.

    В феврале 1992 г. президент России Б.Ельцин совершил первый официальный визит в Вашингтон. В ходе его была подписана Декларация о новых отношениях между РФ и США . Декларация провозгласила, что отношения между двумя странами будут строиться на принципах:

    1. Дружба и партнёрство, взаимное доверие. США и РФ не рассматривают более друг друга в качестве потенциальных противников.

    2. Устранение остатков враждебности периода «холодной войны», в т.ч. сокращение стратегических арсеналов.

    В документе было сказано о стремлении США и России создать «новый союз партнёров», т.е. о переходе от сотрудничества по ограниченному кругу вопросов к союзническому типу отношений.

    В июне 1992 г. Ельцин посетил Вашингтон вторично. Была подписана Хартия российско-американского партнёрства, подтверждавшая и конкретизировавшая основные положения Декларации относительно сотрудничества в сферах международного мира и безопасности, экономических отношений.

    Однако в Хартии уже ничего не говорилось о «новом союзе партнёров». Принципиально новым было следующее: в первой части Хартии оговаривались принципы, которые должны быть заложены в основу российско-американских отношений. Они касались проведения внутренней политики: демократия, свобода, зашита прав человека, уважение прав меньшинств, в том числе национальных. Это был первый случай в российской истории, когда в документе, заключённом с иностранным государством, регламентировались положения, касавшиеся государственного строя и внутренних дел России.

    Отсюда со всей очевидностью следовало, что ни о каком равноправном российско-американском союзе речи не идёт. Россия для Соединённых Штатов была в лучшем случае младшим партнёром, дальнейшие отношения с которым будут строиться в зависимости от его «поведения», т.е. от проведения внутренних преобразований, оценку которым будут давать те же США. Это подтверждала и договорённость того же 1992 г. о предоставлении сторонами друг другу режима наибольшего благоприятствования в торговле. Он был предоставлен России не на постоянной основе, как другим странам, а на один год, с ежегодным продлением по решению американского Конгресса. Фактически США получили возможность оказывать на Россию давление посредством угрозы отменить его в любое время.

    Причина отхода от «буквы и духа» февральской Декларации объясняется тем, что к июню 1992 г. была решена проблема, вызывавшая особое беспокойство Вашингтона и требовавшая участия России. США опасались появления новых ядерных держав в лице Украины, Белоруссии и Казахстана, на территории которых оставалось советское ядерное оружие. Имелось беспокойство, которое разделяла и Москва, относительно утечки атомного оружия и технологий его производства.

    Согласованное давление РФ и США привело к тому, что в мае 1992 г. Украина, Белоруссия и Казахстан обязались присоединиться к Договору о нераспространении ядерного оружия в качестве безъядерных стран. Оружие вывозилось в Россию, ядерный статус которой, как правопреемницы СССР, никем не оспаривался. Проблема ядерного наследия была благополучно решена, и для США потребность в тесном сотрудничестве со всё более слабевшей Россией стала не самой актуальной.

    Предельно ясной позиция США стала к началу 1994 г., когда был поднят вопрос о расширении НАТО на восток. О такой возможности было заявлено ещё в конце правления администрации Буша-старшего. Для демократической администрации Б.Клинтона расширение альянса стало важнейшим приоритетом.

    Все последующие годы российско-американские отношения развивались неровно. Достаточное взаимопонимание и обоюдный стойкий интерес отличало сотрудничество в сфере ядерной безопасности: в январе 1993 г. был под подписан Договор СНВ-2, а в апреле 2010 – СНВ-3; стороны постоянно взаимодействуют в вопросе недопущения распространения ядерного оружия.

    Однако по целому ряду других тем позиции сторон оказались несовместимыми: расширение НАТО, действия альянса на Балканах, правомерность самой концепции «гуманитарной интервенции», незыблемость приоритета международного права, роль и место ООН в современном мире, признание независимости Косово, судьба ПРО, планы США по созданию национальной ПРО и размещению её элементов в Восточной Европе и т.д. Позиции сторон оказались коцептуально различны и во взглядах на модель мирового устройства.

    К концу 1990-х гг. в отношениях России и США можно говорить о кризисе. В 1997 г. Б.Клинтон подписал директиву, ставившую перед американскими стратегическими ядерными силами задачу «сохранять возможность нанесения ядерного удара по российским военным и гражданским объектам».

    Позитивный поворот в российско-американских отношениях произошёл перед лицом новой глобальной угрозы – международного терроризма. Активная позиция России с самого начала антитеррористической операции была высоко оценена в США. Россию перестали отождествлять с угрозой для безопасности Америки. В мае 2002 г. состоялся визит президента Дж. Буша, в ходе которого была подписана Совместная декларация о новых стратегических отношениях между РФ и США, содержание которой охватывало максимально широкий спектр направлений сотрудничества. Появилась надежда, что идея двустороннего партнёрства, потерпевшая фиаско в 1992-2000 гг., может стать реальностью.

    Однако уже вскоре развитие событий показало, что у России и США сохраняются принципиально несовместимые подходы по ряду жизненно важных вопросов международной жизни. Россия осудила американское вторжение в Ирак и не приняла стратегию «демократического» переустройства мира Дж.Буша. С другой стороны, США оказались не готовы к быстрому восстановлению Россией внешнеполитической самостоятельности. Вашингтон был готов к партнёрству с Москвой в решении важных для Америки проблем, но не к тому, что Россия возьмёт курс на восстановление державной мощи, способной бросить вызов интересам США.

    Главным полем столкновения интересов стало постсоветское пространство. Цель США – предотвратить восстановление российского влияния на бывшей советской территории. За исключением раз и навсегда утраченной Прибалтики, противостояние шло по всему периметру российской границы. Крайние формы оно приобрело в августе 2008 г. во время так называемого «Кавказского кризиса», вызванного грузинской авантюрой в Южной Осетии. Американские военные корабли вошли в Чёрное море и их боестолкновение с Черноморским флотом России, поддерживавшим с моря действия Российских Вооружённых Сил в Закавказье, казалось весьма вероятным.

    Из «Кавказского кризиса» в Вашингтоне сделали определённые выводы. Президентство Барака Обамы началось с выдвижения идеи «перезагрузки» отношений с Россией. Это понимается как отказ от трактовки России как «врага» и переход к отношениям как с «партнёром-соперником»: партнёр при решении, например, проблемы нераспространения ядерного оружия; соперник на пространстве сопредельных государств Европы и Азии. По оценке председателя президиума Совета по внешней и оборонной политике С.Караганова предложенная «перезагрузка» на самом деле «была квазиперезагрузкой, поскольку она не касалась главной проблемы – признания российских интересов безопасности на территории бывшего СССР» .

    Тем не менее, именно отношения, характеризуемые понятием «партнёры-соперники», наиболее реальны и даже желательны для России и США как сегодня, так и в обозримом будущем.

    США всегда будут относиться к России настороженно, поскольку за исключением Китая и возможно - Евросоюза, только Россия является потенциальным глобальным конкурентом США и не скрывает свои глобальные амбиции. Диапазон интересов наших стран настолько широк, что реально практически вся мировая «повестка» становится «повесткой» двусторонней.

    Противостояние в ряде случаев неизбежно, но недопустимо доводить его до «последней грани». Важно понимание, что Россия и США вряд ли когда-нибудь станут друзьями, но они никогда не должны больше становиться врагами. Идеальный формат наших отношений – постоянный диалог разумных партнёров-соперников, всегда готовых к жёсткой защите своих национальных интересов, но никогда не смешивающих истинные интересы с ложными.

    Сегодня обе стороны стремятся строить свои отношения, исходя из описанной выше реальности. В Стратегии национальной безопасности США 2010 г. Россия признаётся одним из центров международного влияния, подчёркивается, что «в интересах США – сильная, миролюбивая, процветающая Россия» . В свою очередь Концепция внешней политики Российской Федерации 2008 г. делает в отношениях с США акцент на поддержание постоянного диалога и обеспечение «совместной выработки культуры управления разногласиями на основе прагматизма и соблюдения баланса интересов» .

    Российско – американский диалог не только отвечает правильно понятым национальным интересам обеих стран, но и является одной из основ поддержания стратегической стабильности в мире

    Администрация Трампа хочет улучшить отношения с Россией. Однако, кажется, появляется все больше оснований говорить о том, что Россия этого не хочет и активно предпринимает шаги, подталкивающие их к новой, еще более низкой точке.

    Последний подобный шаг был совершен сегодня, когда российское Министерство иностранных дел отменило давно запланированную встречу между высокопоставленными американскими и российскими дипломатами. По словам Кремля, это были ответные действия, поскольку Соединенные Штаты только что объявили о расширении санкций в отношении физических лиц и организаций, помогавших Москве во время ее вторжения на Украину в 2014 году.

    «После вчерашнего решения по санкциям обстановка не располагает к проведению раунда такого диалога», — подчеркивается в заявлении российского Министерства иностранных дел.

    Госдепартамент ответил на это послание собственными на удивление недипломатичными действиями. «Давайте вспомним о том, что эти санкции возникли не из ниоткуда. Наши адресные санкции были введены в ответ на продолжающееся нарушение Россией суверенитета и территориальной целостности своего соседа Украины», — отметила в своем заявлении официальный представитель Госдепартамента Хезер Науерт (Heather Nauert).

    Контекст

    Новые санкции против России и их последствия

    Сегодня 20.06.2017

    Глава немецкого МИД - против санкций

    Die Welt 19.06.2017

    Кому выгодны санкции?

    Die Presse 26.04.2017 Эта словесная война уже сама по себе должна казаться серьезной проблемой. Однако это не единственное свидетельство ухудшающихся отношений между Вашингтоном и Москвой.

    В прошлое воскресенье Соединенные Штаты сбили сирийский военный самолет. Это был первый подобный шаг Америки за время сирийской гражданской войны. Оно вызвало такое негодование у русских, которые являются партнерами сирийского правительства, что российское Министерство обороны даже выступило с угрозами. Оно заявило, что теперь будет рассматривать в качестве цели любые самолеты США и коалиции в небе Сирии к западу от Евфрата.

    Американцы проигнорировали жесткие заявления Москвы и во вторник сбили сирийский беспилотник, что, конечно же, не останется незамеченным Кремлем. А в среду высокопоставленный сотрудник ФБР подтвердил сведения о том, что Россия активно пыталась помочь Трампу победить на выборах, хотя сам президент отвергает этот факт.

    Джим Таунсенд (Jim Townsend), который при администрации Обамы занимал высокий пост в Пентагоне и отвечал за вопросы, связанные с Россией, обеспокоен тем, что все это может быть началом опасной новой фазы в отношениях между Москвой и Вашингтоном, а также тем, что не слышно более спокойных голосов, пытающихся снизить напряженность.

    «"Да пошел ты! Нет, это ты пошел!" Так начинаются конфликты на спортивной площадке, — сказал он в интервью. — А где же взрослые люди?»

    Вместо того, чтобы сдержать свои эмоции, обе страны, похоже, пытаются схватить друг друга за горло. И, судя по всему, ситуация не будет улучшаться.


    Соединенные Штаты продолжают раздражать Россию

    Во время выборов было ясно, что команда Трампа хотела улучшить отношения с Россией. Помимо того, что Трамп с похвалой отзывался о Путине, члены его команды, вопреки советам большинства авторитетных членов Республиканской партии в области внешней политики, убрали из платформы партии положение, призывавшее к поставкам вооружений Украине. А когда Трамп оказался в Белом доме, то сложилось впечатление, что он даже собирался снять с России санкции.

    Однако ситуация коренным образом изменилась. Как раз вчера украинский президент Петр Порошенко встретился с Трампом, вице-президентом Майком Пенсом и министром обороны Джеймсом Мэттисом. Целью с американской стороны было показать, что Соединенные Штаты продолжают поддерживать своих союзников в Киеве. Мэттис, обсуждая отношения с Киевом подтвердил приверженность Вашингтона своим обязательствам в сфере обороны этой страны.

    «Соединенные Штаты поддерживают вас. Мы поддерживаем вас перед лицом угроз в отношении суверенитета, международного права и международного порядка», — сказал он после встречи, явно намекая на Россию.

    Действия Мэттиса стали подтверждением его слов. Он помог инициировать операцию «Атлантическая решимость» (Operation Atlantic Resolve), которая представляет собой самое масштабное наращивание военной силы в Европе с момента окончания холодной войны. В этом регионе в настоящее время находятся 6500 американских военных.

    А 1 июня Пентагон даже потребовал предоставить в этом финансовом году дополнительные средства для программы «Инициатива по обеспечению европейской безопасности» (European Reassurance Initiative), в рамках которой Соединенные Штаты помогают своим союзникам в Европе защищаться от угроз, главным образом — от Москвы.

    Поддержка Украины и других европейских союзников и одновременное введение санкций против граждан и организаций в России — не тот способ, с помощью которого Вашингтон сможет вернуть себе расположение России.

    По словам Таунсенда, напряженность между двумя странами повышает вероятность возникновения опасных ошибок — особенно в Сирии, где у обеих сторон имеются боевые самолеты, которые бомбят одни и те же участки.

    «На мой взгляд, ситуация стала очень сложной, и это означает, что стало легче сделать шаг, который может привести к катастрофическому инциденту — к такому инциденту, после которого будут жертвы», — подчеркнул он.

    Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.