• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    или 935 ?), святой страстотерпец, чешский князь, сын кн. Вратислава и Драгомиры .

    Память 4 марта , 28 сентября .

    Воспитан бабкой св. княгиней Людмилой в духе благочестия и любви к славянскому обряду, отцом же - в латинской церкви. Получил прекрасное образование от пресвитера Павла, ученика святителя Мефодия , святой Вячеслав владел славянским, латинским и греческим языками и был всесторонне образован.

    Отец его, князь Вратислав погиб в 920 году в бою с уграми (венграми), и 18-летний Вячеслав вступил на княжеский престол. До 924 - 925 был под опекой матери, Драгомиры , убившей его бабку Людмилу, боровшейся с аскетически-религиозными наклонностями сына, наконец, изгнанной им.

    Как самостоятельный правитель Вячеслав проводил религиозно-аскетические идеалы эпохи как в личной жизни (собирал вокруг себя духовенство, мечтал о путешествии в Рим , монашестве и т.п.), так и в государственной (отказался от пыток и от смертной казни). Он много потрудился для укрепления христианства в Чехии . Он перенес мощи мученика Вита в столицу Чехии, Прагу , построил для них великолепный храм во имя святого Вита .

    Недовольство части народа, особенно знати, образом жизни князя, его политикой, особенно внешней (он признал себя вассалом немецкого короля Генриха I Птицелова ), облегчило его брату, удельному князю Болеславу I , государственный переворот.

    28 сентября 935 в г. Старом Болеславе на празднике св. Вячеслав был убит своим родным братом и его слугами у дверей храма. Над его сторонниками в Праге была учинена жестокая расправа. Судьба сына Вячеслава, Збраслава, неизвестна.

    Под давлением народа, почитавшего Вячеслава как мученица, братоубийца перенес его мощи в Прагу , похоронил их в церкви святого Вита (перенесение мощей святого Вячеслава празднуется 4 марта ).

    Страстотерпец Вячеслав вместе с княгиней Людмилой почитаются покровителями Чехии .

    Тотчас по смерти Вячеслава появляется в Чехии почитание его как первого чешского мученика-святого, уже в первую четверть XI в. проникший и в Киевскую Русь (жития Бориса и Глеба, богослужебный канон св. Вячеславу и т.п.). Появляются жития его: 1) латинские: «Crescente fide», Гумпольда, Лаврентия - все конца X в., и 2) церковно-славянские: одно оригинальное, первой половины X в., другое, найденное проф. Н. Никольским и изданное Обществом любителей древней письменности,- позднейшее, переработка Гумпольда, но с интересными добавлениями (оба - в русских рукописях, но с чехизмами). Возникает гимн «Svaty Vaclave, vévodo ceské zeme»; в гуситскую эпоху укореняется возникшее еще в XIII в. представление (неверное) о Вячеславе как национальном герое-борце против немцев .

    Тропарь, глас 4

    Днесь ангели с человеки радуются вкупе общим веселием. / Небо и земля светло ликуют в память ти, святе. И мы, грешнии, прилежно ти вопием: / помолись к Владыце о нас, избавити ны от напасти, видимых и невидимых враг, чтущих пресветлую ти память.

    Ин тропарь, глас 1

    Благочестиваго корене отрасль пречестная, / святый благоверный великий княже Вячеславе, / поборник быв Восточныя в Чехах Церкве / и прибежище теплое убогим и сирым, / яко вторый Авель, незлобиве претерпел еси смерть, / во главу усечен рукою брата пред враты церковными. / Темже и всели тя Христос, / яко исповедника правыя веры во обители Небесныя, / прослави всечестную память твою в словенских языцех / и дарова тя скораго помощника всем, почитающим тя. / Молися о людех твоих ко Господу, / да обратит их в лоно Православныя Церкве и спасет души наша.

    Кондак, глас 1

    С лики ангельскими предстоя, блаженне княже Вячеславе, / наслаждаешися Божественныя и неизреченныя доброты, / и оттуду благодетельныя дары почерп чудес, / всем притекающим верою под твою святыню / источаеши цельбам дарование.


    Прими, святой, похвалу из окаянных уст, которые не могут восхвалить тебя по достоинству,

    и моли милостивого Бога даровать нам великую милость.

    Из службы святому Вячеславу

    Святой Вячеслав. Иконописец: Ленка Влкова. Конец 1990-х годов. Кафедральный собор святых Кирилла и Мефодия в Праге. фото: Владимир Поморцев.

    По смерти Борживоя (889) на княжеский престол взошел его старший сын Спитигнев. Он продолжил добрую семейную традицию: завершил постройку храма Пречистой Богородицы в Праге, начатую еще Борживоем, заложил храм Петра и Павла в Будече, при котором вскоре возникла латинская школа. Но ранняя смерть оборвала его жизнь (905), и княжеский престол в Праге перешел к его младшему брату Братиславу, во время правления которого христианство окончательно утвердилось в Чехии, причем в двух формах - славянской, наследованной от Кирилла и Мефодия, и латинской.

    В Праге Вратислав строит еще один храм, посвящая его святому великомученику Георгию, покровителю воинов. И это имеет свое объяснение: Чехия в этот период ведет упорную войну с венграми.

    Вратислав и его супруга Драгомира имели четырех дочерей и двух сыновей: старшего, Вячеслава, родившегося в 907 году, и младшего, Болеслава. Как наследник престола, Вячеслав получил великолепное для своего времени образование. Княгиня Людмила хотела видеть во внуке своем истинного христианина и заботилась в первую очередь о его нравственном воспитании, тем более что отрок от природы был кроток, добр и целомудрен.

    Под руководством духовника святой Людмилы юный Вячеслав изучил славянский язык. Видя успехи сына, отец отправил его в город Будеч, где он овладел латинским и греческим языками и другими науками. Своими познаниями юный князь удивлял даже учителей. Он был очень опытен в разумении книг церковных, вельможи даже сетовали, что тот, кто должен быть князем, «испорчен священниками и есть сущий монах».

    Когда умер Вратислав (921), Вячеславу было четырнадцать лет, и управлять княжеством от имени сына стала мать его Драгомира. Она приблизила к себе язычников, которых еще много оставалось в княжестве, стала отменять порядки, введенные Борживоем и Вратиславом. Семейные распри усиливались, дела в княжестве приходили в упадок. Святой Вячеслав, испытывая любовь к монашеству, имел намерение отказаться от правления, но блаженная Людмила, скорбя о несчас- тиях отчизны и ревнуя об общем благе, уговорила Вячеслава вступить в управление княжеством. Благочестивый Вячеслав выполнил совет своей мудрой бабки, уступив при этом младшему брату Болеславу половину княжества.

    Такой поворот событий не отвечал тщеславным замыслам Драгомиры. Она старалась всячески изолировать Вячеслава от священников и книжников и подчинить своему влиянию. Затаив до времени злобу, она отыскивала средства отомстить своей свекрови. Ей удалось поселить семена вражды против Людмилы и Вячеслава в сердце младшего сына Болеслава.

    Святая Людмила, видя внука воцарившимся, удалилась в Тетин, но и там настигла ее месть Драгомиры. Убийцы, посланные невесткой, ворвались в покои блаженной княгини и накинули петлю на старческую выю. Душа мученицы отлетела в небесные селения, и многими чудесами Господь ознаменовал ее праведность.

    На долю молодого князя выпало много испытаний. Одолевали внешние и внутренние враги. В 922 году на Чехию совершил поход баварский князь Арнульф. Коварные вельможи, желая добиться своей цели, стали восстанавливать Вячеслава против матери, обвиняя ее в убийстве святой Людмилы. Вячеслав, поверив этим словам, отправил Драгомиру в Будеч. Но, воспитанный своей святой бабкой в благочестии, он, памятуя евангельскую заповедь о почитании родителей, возвращает Драгомиру обратно в свой дом, молясь Богу: «Господи Боже мой, не вмени мне сего в грех». И с этих пор он всячески почитал свою мать, так что она радовалась благоволению его и доброте. В 924 году Вячеслав наконец стал единовластным правителем страны. Одним из первых его действий было торжественное перенесение останков своей бабушки святой Людмилы из Тетина в Прагу. Были возвращены на свои места приближенные Людмилы, в том числе и священники. Князь продолжал строить храмы, заботясь о духовном просвещении своего народа. Всем он делал добро: выдал замуж четырех своих сестер с богатым приданым, заботился о вдовах и сиротах, кормил увечных, выкупал пленных. И всюду прославилось имя доброго и праведного князя Вячеслава, устраивавшего по-христиански как дела семейные, так и дела государственные.

    Когда напал на княжество соседний князь Радислав, Вячеслав послал спросить его о том, что послужило причиной нападения. Если он, Вячеслав,

    Корона святого Вячеслава, скипетр и держава на выставке в Пражском Граде. Чешские коронационные регалии выставляются только один раз в пять лет. Фото: Владимир Поморцев.

    не прав в чем-либо пред ним, пусть скажет о вине, и удовлетворение будет сделано. Радислав отвечал, что Вячеслав должен уступить ему Богемию. Тогда Вячеслав вывел в поле сильное войско, но ему все-таки не хотелось проливать кровь ближних, и он послал Радиславу предложение: «Спор идет между нами двумя; тебе хочется владеть Богемиею, а я не согласен уступить. Пусть бой между нами двумя решит дело. К чему кровавою битвою войск доводить дело до того, что тебе, пожалуй, не над кем будет и властвовать». Оба князя выступили на середину поля, войска их стояли в безмолвном ожидании. И вот внезапно увидел язычник светлый крест, сияющий пе-ред лицом святого, ибо ангелам своим заповедал Господь охранять праведника в путях его. Тогда пал Радислав к ногам Вячеслава, прося себе прощения, и благодушно отпустил его святой князь.

    Благочестие Вячеслава подтверждает и такой случай. Однажды святой князь был приглашен императором Оттоном на сейм, но, будучи задержан в пути делами милосердия, явился после других, чем вызвал их неудовольствие. Но когда святой Вячеслав предстал пред лицом кесаря, тот с высоты престола своего увидел, что князя вводят в собрание ангелы и на челе его сияет золотой крест. Умиленный кесарь с особенным вниманием и лаской принял князя Вячеслава и предложил исполнить любую его просьбу. Тогда Вячеслав испросил себе у кесаря частицу мощей святого мученика Вита и, возвратясь в Прагу со священным даром, основал церковь во имя этого святого. Тогда же он перенес мощи и святой бабки своей Людмилы в Прагу в храм святого Георгия, построенный отцом его.

    Трудно перечислить все благочестивые подвиги милосердия и любви Христовой, которыми обогатил себя Вячеслав.

    Он выкупал у язычников детей, чтобы, окрестив, посвятить на служение Богу. Часто по ночам занимался печением просфор или с верным старым слугой блаженным Подивоем, которому были открыты все тайные его милостыни, в зимнее ненастье босыми ногами шел на молитву в какой-либо отдаленный монастырь. Когда Поди- вой не мог выносить холода, Вячеслав приветливо говорил ему: «Теперь зима, старче, ступай лучше по моим следам». И усердный слуга не только не чувствовал холода, но даже ноги у него горели от тепла. А святой Вячеслав, ступая первым по замерзшей земле, иногда до крови обдирал себе ноги.

    За высокие добродетели Господь одарил святого Вячеслава даром прозорливости, и нередко предсказывал он будущее; так, благодаря божественному предвидению, он предотвратил готовившийся против него братом заговор и, воздавая хвалу Господу, дал обет основать церковь во имя мученика Вита. Получив благословение от епископа, он собрал строителей и сам начал на своих плечах носить известь и своими руками заложил и окончил церковь, в которой после освящения происходили многие чудеса и знамения. После этого блаженный Вячеслав хотел пойти в Рим к святому апостолу Петру, передав княжение своему брату, и там отречься от сего мира. Он медлил только из-за того, что церковь еще не до конца была достроена.

    Болеслав, узнав о его желании пойти в Рим, стал еще яростнее искать возможность погубить его. По наущению неверных вельмож поднял он руку на брата своего.

    Вячеслав был позван братом своим Болеславом в храм святых Косьмы и Дамиана. После пиршества хотел он возвратиться домой, но по просьбе брата остался еще на день, хотя имел тайное предчувствие о своей смерти. Во время ристалища один из придворных Болеслава предупредил, что брат хочет умертвить его. Но не хотел великодушный Вячеслав поверить злому умыслу, хотя и готовился на смерть.

    Вернувшись с вечери, князь Вячеслав помолился о себе и своих присных, о народе своем и погрузился в сон праведника, а на рассвете, едва услышав утренний звон, осенил себя крестным знамением и пошел в церковь, говоря: «Слава Тебе, показавшему нам свет и давшему видеть еще и это утро». Во дворе настиг его Болеслав. Вячеслав, оглянувшись, с чистым сердцем сказал ему: «Добрый вчера был день, брат мой». Болеслав же, распаленный яростью, выхватил из-под одежды меч и со словами: «Нынешний хочу тебе сделать лучше вчерашнего» - ударил брата по голове. Крепкий силами Вячеслав поверг помраченного на землю и сказал: «Что ты замыслил против меня, брат мой?» Но в эту минуту подбежал один из дружинников Болеслава и ударил Вячеслава мечом по руке. Видя вокруг явную измену, Вячеслав оставил поверженного брата и устремился в церковь, чтобы там искать спасения, но в самых дверях был настигнут убийцами и прободен мечами их в ребра. На церковном пороге, умирая, он воскликнул: «Господи! В руки Твои предаю дух мой!» Смерть блаженного князя последовала 28 сентября 935 года (по Козьме Пражскому - 929 г.).

    Убийцы не остановились на этом, но стали преследовать и его присных, не успевших бежать; от их руки пострадали даже младенцы и нищие, которых питал Вячеслав. Дружинники подговаривали Болеслава умертвить и мать, но сам он не дерзнул поднять на нее руку, предоставив им это адское дело.

    Между тем тело князя Вячеслава, обагренное кровью, лежало у дверей храма. Из сострадания к усопшему пресвитер этой церкви отец Крастей дерзнул накрыть его тонкой плащаницей. Драгомира же, услышав о смерти сына, которой отчасти сама была виной, проливала над телом его слезы позднего раскаяния. Не смея перенести тело Вячеслава на княжеский двор, в скромном жилище пресвитера омыла она раны его и облекла в одежды погребальные. Едва только успели внести убиенного в церковь, как достигла ее слуха весть об угрожающей ей самой смерти. И в ужасе она бежала от преследователей.

    Три дня лежало тело Вячеслава в храме. Все это время не переставала истекать кровь из его ран, как бы у живого: не могли стереть ее ни со стены церковной, ни даже с одежды Болеслава, на которую она брызнула в минуту убийства, так что изумился весь народ этому свидетельству мученической крови, вопиющей от земли на небо, подобно Авелевой.

    Смятенный князь Болеслав призвал священника Павла погрести тело брата - и в самый час погребения еще сильнее потекла кровь. Многие чудеса и исцеления ознаменовали святость блаженного мученика Христова, который всегда пламенно желал пролить за Него кровь свою.

    В ту самую ночь, когда под мечом брата пал Вячеслав, было чудное видение зятю его королю Датскому: во сне ему явился распятый Господь с таким словом: «Если хочешь получить прощение грехов своих, построй церковь во имя присного Мне мученика Моего Вячеслава». Король, пораженный таинственным явлением, воздвиг в своей земле первую церковь во имя святого мученика Вячеслава.

    В ту же страшную ночь убийства у Болеслава родился сын, которого назвали странным именем Страхквас, что значит «страшный пир». Чувство раскаяния коснулось окаменевшего сердца Болеслава. Осознав тяжкий грех свой, он с плачем обратился к Богу, моля о прощении неповинно пролитой крови, и дал обет посвятить рожденного в эту ночь сына на служение Богу, а тело брата своего перенес в царственный град Прагу и положил в созданной святым при жизни церкви святого Вита по правую сторону алтаря в приделе Святых Апостолов. Это торжественное перенесение, празднуемое и поныне, свершилось четвертого марта.

    Господь же упокоил душу блаженного мученика Вячеслава с праведными Своими в лоне Авраама, Исаака и Иакова.

    Умер святой Вячеслав давно, сила же его, в которой по его достоинству проявляется по всей вселенной милость Божия и слава святого, и доселе действует. Некие люди, арестованные по клевете и осужденные на смерть, взывали к святому Вячеславу: «Святой Божий мученик, если справедливо то, что говорят люди, и ты можешь умолить Вышнего Бога, помолись за меня, умирающего, чтобы я по твоим молитвам был избавлен от смерти и смог бы, окаянный, получить прощение за тяжкие грехи до тех пор, пока буду жить». Никого не оставлял своей помощью святой, даже язычников, которые по молитвам блаженного Вячеслава не только избавлялись от смерти, но и обращались потом к истинной вере.

    Одна женщина была лишена зрения, а руки ее были согнуты от рождения. И когда она пришла в праздник святого в церковь и была приведена к его гробу, куда так стремилась, долго она лежала простертой и с плачем совершала молитву. И все видели исцеление от святого Вячеслава, ибо она прозрела и со здоровыми руками возвратилась в свой дом.

    Память святого мученика Вячеслава празднуется Церковью 4/17 марта и 28 сентября/11 октября.

    * * *

    11 октября 2001 года Высокопреосвященнейший Христофор, Архиепископ Пражский и Чешских земель, передал в дар Русской Православной Церкви ковчежец с частицей мощей святого мученика Вячеслава, который пребывает в Москве, на Подворье Православной Церкви в Чешских землях и в Словакии, в храме свт. Николая в Котельниках.

    Тропарь, глас 4

    Днесь ангели с человеки радуются вкупе общим веселием, небо и земля светло ликуют в память ти, святе. И мы, грешнии, прилежно ти вопием: помолись к Владыце о нас, избавити ны от напасти видимых и невидимых враг, чтущих пресветлую ти память.

    Кондак, глас 1

    С лики Ангельскими предстоя, Блаженне княже Вячеславе, наслаждаешися Божественные и неизреченныя добрОты, и оттуду благодетельныя дАры почерп чудес, всем притекающим верою под твою святыню источаеши цельбАм дарование.

    Ин кондак, глас 3

    Святый княже - воине страны Богемии предивный, из царского Престола венец славы мученика за Христа обрел еси, усердно молится о верных, Духом Божиим для вечнаго блаженства просветленных, смиренным княжеским служением спасение стяжал если, страну Чешскую хранити в Православии с любовию призвал еси, спаси Боже души наша.

    Молитва

    О святый княже Вячеславе! Усердно молим тя молитися за ны, да простит Господь Бог наши согрешения вольные и невольные и очистит нас от всякия скверны плоти и духа, да избавит нас от козней диавола и сохранит от клеветы людския, да утвердит нас в истинной вере и благочестии, да соблюдет от суемудрых и душетленных учений, да сохранит сердца наша от соблазна мира сего и да научит огребатися(воздерживаться, отвращаться) от плотских страстей и похотей, да тако горняя мудрствовати, а не земная, прославляя Единосущную Троицу во веки и в век века. Аминь.

    Определением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода Русской Православной Церкви от 17 июля 2002 года, был прославлен как священномученик и причислен к Собору новомучеников и исповедников Российских диакон Вячеслав Луканин. Документы были предоставлены Комиссией по канонизации святых Екатеринбургской епархии. Диакон Вячеслав Луканин получил при крещении имя в честь святого благоверного князя Вячеслава Чешского и оказался достойным этой чести: он всю жизнь трудился для утверждения святых истин Православия и, как и его небесный покровитель, принял мученическую смерть за веру.

    Благоверный князь Вячеслав Чешский

    Благоверный Вячеслав (Вацлав), князь Чешский, был внуком святой княгини Людмилы, которая воспитала его в христианской вере. Получив прекрасное образование от пресвитера Павла, ученика святителя Мефодия, святой Вячеслав владел славянским, латинским и греческим языками и был всесторонне образован. Отец его, князь Ростислав (Вратислав) погиб в 920 году в бою с уграми (венграми), и 18-летний Вячеслав вступил на княжеский престол.

    Он управлял мудро и справедливо, заботясь о христианском просвещении своего народа. Выкупая детей язычников, проданных в рабство, он отдавал их на воспитание в христианском духе. Князь Вячеслав был миролюбив, почитал духовенство, украшал храмы. Он много потрудился для укрепления христианства в Чехии. Он перенес мощи мученика Вита в столицу Чехии, Прагу, построил для них великолепный храм во имя святого Вита.

    Немецкое духовенство, преследовавшее раньше святителя Мефодия, противодействовало и святому Вячеславу и восстанавливало против него завистливых вельмож. Эти вельможи стали интриговать против Вячеслава и уговорили его младшего брата Болеслава занять престол. Чтобы избавиться от Вячеслава, Болеслав пригласил его на освящение храма. Вячеслав отказался верить слугам, которые предупреждали его о заговоре. Он пошел в храм к утрене и на пороге храма был убит своим братом и его друзьями. Это произошло в 935 году.

    Изрубленное тело святого Вячеслава несколько дней лежало без погребения, отчего народ негодовал и волновался. Мать, узнав об убиении Вячеслава, похоронила его тело в церкви при княжеском дворе. Кровь, пролитую в церковных дверях, долго не могли отмыть.

    Болеслав, став правителем, занялся искоренением Православия в Чехии и насаждением католичества. Он настаивал на служении литургии только на латинском языке. Под давлением народа, почитавшего Вячеслава как мученика, братоубийца, по-видимому, раскаялся и перенес его мощи в Прагу, похоронил их в церкви святого Вита.

    Страстотерпец Вячеслав вместе с княгиней Людмилой почитаются покровителями Чехии.

    pravoslavie.ru

    Священномученик Вячеслав Невьянский

    В день блгв. кн. Вячеслава Чешского, 4 (17) марта 1882 года, в губернском городе Перми, в семье Георгия Авксентьевича Луканина родился сын, которого, окрестив, назвали Вячеславом в честь св. Чешского князя. Георгий Авксентьевич (отец Георгий) долгие годы честно служил в домовой церкви Кирилла и Мефодия при Пермском духовном училище. И, как было заведено, Вячеслав пошел по стопам своего отца-священника. Вячеслав, будучи от рождения слабым ребенком, часто болел, но еще в юности сам выбрал себе духовную стезю и поступил в Пермское духовное училище.

    После окончания училища семнадцатилетний юноша он был направлен на регентские курсы. В 1889 году Вячеслав Луканин поступил в Пермскую духовную семинарию, но по слабости здоровья не смог учиться. Учитывая прекрасные способности юноши и его необычайный голос, учительский совет семинарии решает оставить Вячеслава в штате Пермской духовной семинарии как сотрудника, поставив его регентом училищного и семинарского хоров.

    Пришедший на Пермскую епархиальную кафедру епископ Иоанн назначил Вячеслава Луканина помощником регента при архиерейском хоре и воспитателем певчих архиерейского дома. Спустя год, 16 июля 1902 года, епископ Иоанн определил Вячеслава на должность псаломщика при заводской церкви Святой Троицы г. Кизела Соликамского уезда. Здесь же, в Кизеле, 1903 году Вячеслав женился на девице Марии Гордеевне Галкиной. Через год у Марии и Вячеслава Луканиных родилась первая дочь. Всего в семье Луканиных родилось девять детей, трое из которых умерли в младенчестве, а последняя дочь Людмила родилась 31 августа 1918 года, через две недели после мученической гибели своего отца в Невьянске.

    25 марта (7 апреля) 1905 года, на праздник Благовещения, епископом Пермским Павлом, Вячеслав Луканин был посвящен в стихарь. Приняв священнический сан, отец Вячеслав не оставил управления церковным хором. Отец Вячеслав был одним из организаторов Церковно-певческих курсов в с. Усолье Соликамского уезда.

    4 марта 1918 года он был назначен регентом в Невьянский завод Екатеринбургской епархии - место своей будущей мученической кончины.

    Летом 1918 года на территории Невьянского завода и в ближайших населенных пунктах расположился революционный отряд «Красные орлы» - особый карательный отряд, сформированный в городе Катайске органами Советской власти для усмирения и подавления любых восстаний, митингов и выступлений населения против большевистских властей. В краеведческом музее города Катайска остались многочисленные воспоминания красноармейцев из этого отряда. Читая их «откровения», удивляешься, с каким цинизмом и похвальбой они пишут о том, как убивали священников и мирян. Самым распространенным способом уничтожения церковных служителей были расстрелы, четвертование и утопления. Топили их не только в реках, но и в колодцах.

    Со стороны местных властей был издан приказ о запрещении любых «сборищ». 6 (19) августа 1918 года должен был отмечаться престольный праздник Спасо-Преображенского собора в Невьянске. Накануне отец Вячеслав со своим хором, гостями и хористами Свято-Троицкого храма г. Кизела, приехавшими специально на это торжество, сидели вечером в доме и обсуждали план проведения храмовых торжеств. Был вечер. Окно в доме было плохо зашторено, и лучик света чуть-чуть просачивался на улицу. Был комендантский час. Обнаружив свет, красноармейцы ворвались в дом и арестовали всех, кто там был.

    На следующий день под конвоем всех их привели к Спасо-Преображенскому собору и за алтарем заставили рыть могилы. Отец Вячеслав был среди прихожан и также рыл могилу. Он с достоинством попросил красноармейцев дозволить ему помолиться перед смертью в соборе. Не услышав ответа, отец Вячеслав медленно пошел в собор, тихо читая молитву за упокой своей души. Войдя в храм, он увидел, как «красноорловцы» срывают со стен иконы, бросают их на пол, при этом выламывают драгоценные оклады, круша все, что попадало им под руки. Он попытался вступиться, но не мог быть услышан. Видя его молящимся, один из «орловцев» выстрелил отцу Вячеславу прямо в спину. Этим выстрелом он и был убит наповал, убит прямо в храме, за молитвой… Его волоком вытащили из собора и бросили в могилку, еще теплую, вырытую его руками.

    По сохранившимся документам отец Вячеслав вместе с прихожанами был похоронен возле алтаря правого предела Спасо- Преображенского Собора.

    Святой мученик дьякон Вячеслав Невьянский (Луканин) был канонизирован в лике Новомученников Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, определением Священного Синода от 17 июля 2002 года.

    Святые разных веков являются прообразами героев многих литературных произведений. Иногда мы даже не помним автора любимых строк - но точно знаем, кто вдохновил их создателя.

    Здравствуйте! С вами писатель Ольга Клюкина с программой «Прообразы: святые в литературе».

    Сегодня мы говорим о благоверном князе Вячеславе Чешском и популярной в Европе рождественской песне «Добрый Вячеслав король...»

    «Добрый Вячеслав король
    Распахнувши ставни
    Увидал глубокий снег
    В день Стефанов славный

    Видит - в поле под луной
    Вьюга снег взметает
    Там крестьянин на ветру
    Хворост собирает.

    «Где ты, верный мой слуга?
    Расскажи мне, друже
    Где живет крестьянин, что
    Мерзнет в этой стуже»...

    Таким - внимательным к людям, обходительным, добрым - остался в народной памяти образ благоверного князя Вячеслава (или Вацлава) Чешского.

    Вячеслав жил в 10 веке и был старшим сыном князя чехов Вратислава. У него был младший брат Болеслав и несколько сестер.

    Так сложилось, что Вячеслав с детства воспитывался в доме бабушки, святой княгини Людмилы Чешской, и перенял у нее все самое лучшее.

    После смерти мужа княгиня Людмила до совершеннолетия сыновей сама правила Чехией. В летописях (кстати, она первая женщина, упоминаемая в чешских хрониках) ее правление характеризуется как разумное и справедливое.

    Княгиня Людмила была христианкой и знала славянскую грамоту. По преданию, ее крестил сам просветитель славян святой Мефодий.

    Её любимый внук Вячеслав тоже был хорошо образован: знал латынь, греческий язык. Христианское «образование» получила и его душа: добрая, сострадательная к людям.

    Не каждый правитель, выглянув в окно, обратит внимание на озябшего крестьянина, собирающего хворост...

    «Сир, отсюда мили три
    Там источник под горой
    У святой Агнии"

    «Принеси скорей вина,
    мяса, дров сосновых
    Пусть отведает бедняк
    Трапезы дворцовой»...

    Но если Вячеслав многое унаследовал от своей мудрой, просвещенной бабушки, то его младший брат Болеслав находился под влиянием матери, жестокой язычницы Драгомиры.

    Невестка ненавидела Людмилу, ревнуя к ее уважению в народе, а после смерти мужа, князя ВратислАва, подослала к княгине-мученице убийц.

    Вячеславу было шестнадцать лет, когда он сразу лишился отца, бабушки, да и матери тоже - за свои злодеяния Драгомира была выслана за пределы страны.

    Из близких у занявшего княжеский престол юного Вячеслава теперь был только брат БолеслАв. Князь Вячеслав справедливо распорядился наследством, уступив младшему брату обширную область княжества, которая называлась Болеславией.

    Среди многочисленных легенд о Вячеславе Чешском одна - особенно трогательная. Она о том, как молодой князь со своим верным слугой Подивоем ходил зимой к заутрене в церковь. Вячеслав шел по сугробам впереди и заботливо протаптывал для старика дорожку в снегу, говоря: «Нынче зима, старче, ступай по следам моим, какие проложил я в снегу».

    «Злой зиме наперекор
    С ветрами, снегами
    Вышли в путь король и паж
    С грузом за плечами

    «Добрый Сир, не видно зги,
    Заметает очи
    Сжалось сердце от тоски
    И идти нет мочи»

    «Видишь, вот следы мои
    В них ступай ты смело
    Так и хлада избежишь,
    И согреешь тело».

    Так за кралем он пошел
    По следам смелее -
    Самый дерн согрел святой
    Поступью своею...»

    Святой князь Вячеслав Чешский - князь-страстотерпец, князь-мученик...

    Как-то на праздник Косьмы и Дамиана князь Вячеслав поехал в Болеславль, город младшего брата. После литургии он собирался ехать домой, но Болеслав стал упрашивать брата остаться на праздничный ужин.

    На вечерний пир в княжеский дворец собралось множество друзей Болеслава, и во время рыцарской потехи кто-то шепнул князю Вячеславу, что это - неспроста, младший брат задумал его убить. Но Вячеслав не хотел в это верить и остался гостить у брата до утра.

    На рассвете, когда князь Вячеслав уже выезжал из ворот дома, неожиданно его нагнал Болеслав.

    - Добрый вечер был у тебя, брат мой! - сказал ему Вячеслав.

    Выхватив меч, Болеслав ответил:

    - Нынешний хочу сделать тебе лучше вчерашнего, - и ударил Вячеслава по голове.

    Они схватились, в какой-то момент князь Вячеслав выхватил меч из рук Болеслава...

    О силе Вячеслава и его умении владеть оружием тоже ходили легенды. Как-то молодому князю чехов пришлось сражаться с соседним князем Радиславом, и когда два войска уже стояли напротив друг друга, Вячеслав предложил противнику решить спор поединком. Радислав был побежден и просил у Вячеслава прощение...

    Теперь князь-христианин не захотел проливать кровь родного брата и опустил свой меч.

    Братья смотрели друг другу в глаза - а тем временем во двор уже стали сбегаться друзья и слуги Болеслава, кто-то из них ранил гостя в руку. Вячеслав вырвался и побежал в сторону церкви. Убийцы настигли князя-мучника прямо на пороге храма...

    Позже Болеслав раскаялся в своем преступлении. Став верховным князем, он велел перенести мощи князя Вячеслава в Пражский Град, где они и теперь лежат в соборе святого Вита.

    А еще память благоверного князя Вячеслава увековечена в песне, которую на праздник Рождества Христова в Европе любят петь взрослые и дети.

    Братья, верьте - не спасут
    Деньги иль главенство
    А кто бедных ублажит -
    Сам найдет блаженство!

    Период правителей рода Пржемысловичей: Борживой (880-894) – первый христианский правитель Чехии; имел резиденцию на Пражском Граде, где приказал построить костел Девы Марии Спитигнев (894-915) – освободил свои территории от господства Великой Моравии Вратислав I (915-921) – основал костел св. Георгия на Пражском Граде (примерно после 910 г.) св. Вацлав (921-935) – основал ротонду св. Вита […]

    Период правителей рода Пржемысловичей:

    • Борживой (880-894) – первый христианский правитель Чехии; имел резиденцию на Пражском Граде, где приказал построить костел Девы Марии
    • Спитигнев (894-915) – освободил свои территории от господства Великой Моравии
    • Вратислав I (915-921) – основал костел св. Георгия на Пражском Граде (примерно после 910 г.)
    • св. Вацлав (921-935) – основал ротонду св. Вита на Пражском Граде (около 926); провозглашен святым
    • Болеслав I (935-967) – создание раннего государства и расширение его территории; помог Оте I победить венгров на Лехе (955)
    • Болеслав II (967-999) – основано пражское епископство и монастырь бенедектинок у св. Георгия, объединение и расширение империи, уничтожение Славниковичей (995)
    • Болеслав III (999-1002,1003)
    • Владивой (1002-1003) – представитель Пястовичей (родственен с Пржемысловичами)
    • Болеслав Храбрый (1003-1004) – польский князь из рода Пястовичей (внук Болеслава I)
    • Яромир (1003/4-1012,1034),
    • Олдржих (1012-1034)
    • Бржетислав (1034-1055) – привез из Польши мощи св. Войтеха; издал регламент наследования
    • Спитигнев II (1055-1061) – сооружение храма св. Вита (Базилика Спитигнева)
    • Вратислав II (1061-1092) – первым получил в 1085 г. титул чешского короля (для себя)
    • Конрад I Брненский (1092),
    • Бржетислав II (1092-1100),
    • Олдржих Брненский (1100)
    • Борживой II (1101-1107,1117-1120),
    • Святополк (1107-1109),
    • Владислав I (1109-1125)
    • Собеслав I (1125-1140) – начало перестройки Пражского Града
    • Владислав II (1140-1173) – 1158 – получил королевский титул за помощь в походе на Милан
    • Собеслав II (1173-1178) – завершена перестройка Пражского Града
    • Олдржих (1173),
    • Бедржих (1172-1173,1178-1189)
    • Конрад III, Ота (1189-1191) – самый старый чешский письменный свод законов (Статут Конрада Оты)
    • Вацлав II (1191),
    • Йиндржих Бржетислав (1193-1197),
    • Владислав Йиндржих (1197) Период королей Пржежюювичей и великодержавного расцвета
    • Пржемысл Отакар I (1192-1193, 1197-1230) – 1198 получил наследственный королевский титул; 1212 – подтверждены права чешского королевства
    • Вацлав I (1230-1253) – политическое, экономическое и культурное развитие государства
    • Пржемысл Отакар П (1253-1278) – король „железный и золотой”; экономический расцвет, основание городов в Чехии и Австрии; основал земский суд
    • Вацлав П (1283-1305) – король чешский и польский; подтверждено курфюртское звание чешским королям; началась чеканка пражского гроша (1300)
    • Вацлав III (1305-1306) – король чешский, польский и венгерский (Ладислав V), его смертью закончилась мужская линия рода Пржемысловичей
    • Период люксембургский и начало чешской реформации
    • Йиндржих Корутанский (1306,1307-1311),
    • Рудольф Габсбургский (1306)
    • Ян Люксембургский (1310-1346) – король чешский и польский, ориентировался на
    • зарубежную политику; погиб в битве у Креси.
    • Карл IV (1346-1378) – король чешский и немецкий, с 1355 г. император Священной римской империи; один из крупнейших европейских правителей позднего средневековья, основатель, расцвет Праги и Пражского Града; Золотая булла (Законы Священной римской империи) и коронационный регламент
    • Вацлав IV (1379-1419) – король чешский и римский; споры с высшим дворянством и церковью; поддерживал реформаторское движение в церкви
    • Зигмунд Люксембургский (1419-1437) – король венгерский с 1397 г., римский с 1410 г., чешский с 1419 г., с 1433 г. – римский император; стремления реформировать церковь, организация крестовых походов
    • Альбрехт II Габсбургский (1437-1439),
    • Ладислав Погробек (1453-1457)
    • Йиржи из Подебрад (1458-1471) – стремился к созданию союза европейских правителей и
    • мирному решению споров; начало войн с венгерским королем Матиашем Корвином
    • Период Ягеллонов
    • Владислав II Ягеллонский (1471-1516) – король чешский и с 1490 г. венгерский (после этого имел резиденцию в Будине – Будапеште); время так называемой Владиславами готики
    • Людвик Ягеллонский (1516-1526) – король чешский и венгерский, погиб в битве у Мохача
    • Период Габсбургов
    • Фердинанд I Габсбургский (1526-1562) – король чешский и венгерский, с 1531 г. – римский, с 1556 г. – римско-немецкий император; стремление к централизации, возвращение католицизма
    • Максимилиан П (1562-1575) – король чешский и немецкий, с 1563 г. – венгерский, с 1564 г. – император римский; начало веротерпимости
    • Рудольф II (1575-1611) – Прага становится императорской резиденцией и центром культуры позднего маньеризма
    • Матиаш (1611-1617) – резиденция правителей навсегда перенесена в Вену
    • Фердинанд II (Штирский) (1617-1619, 1620-1627) – после подавления восстания сословий
    • получил абсолютную власть, а чешские земли попали в наследственное владение Габсбургов
    • Фридрих Фальцкий (1619-1620) – выбран восставшими чешскими сословиями („зимний
    • король”)
    • Фердинанд III (1627-1646, 1654-1656) – насильственное возращение католицизма
    • Фердинанд IV (1646-1654),
    • Леопольд I (1656-1705),
    • Иосиф I (1705-1711)
    • Карл VI (1711-1740) – прагматическая санкция (наследование для габсбургско-лотарингской
    • династии)
    • Мария Терезия (1740-1780) – реформы Терезии (в т.ч. обязательное посещение школы); великолепная перестройка Пражского Града
    • Иосиф II (1780-1790) – представитель просвещенного абсолютизма; реформы Иосифа (в том числе указ о веротерпимости и отмена подневольного труда) Леопольд II (1791-1792)
    • Франц I (1792-1835) – прекращение существования Священной римской империи; после этого австрийский император
    • Фердинанд V (Добросердечный) (1835-1848) – последний коронованный чешский король Франц Иосиф I (1848-1916) – правитель, дольше всех находившийся у власти Карл I (1916-1918)
    • Президенты от возникновения Чехословакии (1918)