• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Приход Св. апостолов Петра и Павла (Гонконг)

    Этот приход в Гонконге официально зарегистрирован как Православное Братство Святых Апостолов Петра и Павла (Московский Патриархат) в 2004 году для пастырского попечения о как православных иностранцах, проживающих в Гонконге, так и для постоянных жителей Гонконга. Братство возглавляется Председателем, священником Дионисием Поздняевым, также оказывающим содействие возрождению Китайской Автономной Православной Церкви. При поддержке Братства осуществляются различные миссионерские проекты, включая переводы и публикации православной литературы на китайском языке. Первоначальный приход святых апостолов Петра и Павла в Гонконге расплагался по адресу Essex Crescent Kowloon Tong, 12 и был закрыт вскоре после кончины его настоятеля прот. Дмитрия Успенского, служившего в Гонконге с 1933 г. Богослужения в приходе святых апостолов Петра и Павла в Гонконге возобновлены после переезда храма и ремонта. Новый храм располагается на острове Гонконг в районе Шенван по адресу:

    #701, 7/F, Arion Commercial Centre
    2-12 Queen"s Rd West
    Sheung Wan, Hong Kong
    Тел.: +852 9438 5021
    Fax: +852 229 09125
    www.orthodoxy.hk

    Источник: http://www.orthodox.cn

    Интервью с о. Дионисием Поздняевым, настоятелем храма ПЕтра и Павла в Гонконге:


    - Батюшка, как Вы определяете для себя свою цель здесь в Гон-Конге, по большому счету?

    Создание Православной Церкви Китая… Проповедь Православия, вовлечение китайцев в понимание православного исповедания Христа, в церковную жизнь.

    А как же Россия, наша с Вами страна, которая также нуждается в этом? Которая крещена, но не просвещена…Может быть, лучше все усилия, все ресурсы активных людей, как священников, так и мирян, направить на проповедь Православия в России? Ведь это же наши с Вами близкие, родные люди, зачастую, как и китайцы, живущие без Христа и имеющие очень поверхностное и формальное представление о православном христианстве…

    Ну, в России все же достаточно людей способных делать эту работу. Мое глубокое убеждение, что проповедь Православия в Китае, создание здесь своей Китайской Церкви – дело всей Церкви. Той Вселенской и Соборной, частью которой является Русская Православная Церковь. Я абсолютно уверен в необходимости моего пребывания здесь…

    Мы сидим в небольшой кофейне, находящейся на первом этаже огромного офисного здания в центре Гонконга. Мой собеседник – отец Дионисий Поздняев, священник Московского Патриархата, который около пяти лет назад приехал в Китай с матушкой и двумя детьми. Молодой, энергичный, увлеченный. Всегда удивительно и радостно встречать таких людей, и всегда хочется, чтобы этих людей как можно больше было в России.

    Конечно, перед глазами у нас подвиг св. Николая Японского, - говорю я, - создавшего с нуля¸ в период сложных отношений России и Японии, включавших в себя даже войну, автономную Православную Церковь Японии. Насколько я знаю, были уже попытки проповеди православия в Китае, были волны русской эмиграции; достаточно много священников, среди которых были видные иерархи РПЦЗ, жили непосредственно в Китае. Почему не получилось, почему сейчас на весь 1,5-миллиардный материковый Китай нет ни одного православного храма, ни одного непосредственно китайского прихода?
    - Это большой и больной вопрос. И многоплановая проблема. Отчасти, наверно, из-за неправильного подхода к Китаю. Проповедь православия была здесь увязана тесно с политикой, что, кстати, касалось и других христианских конфессий, и католиков, и протестантов. А это создавало эффект отторжения, поскольку за видимыми жестами и проповедью христианства, китайцы угадывали конкретные интересы конкретных государств. Что привело, в конечном итоге, к запрету на проповедь и вообще на любую деятельность иностранных миссионеров. Поэтому я сейчас живу в Гонконге, где законодательство в этом отношении гораздо мягче, отсюда достаточно удобно ездить в Китай, здесь можно переводить, печатать и распространять православную литературу на территорию всего Китая. Здесь у нас есть своя домовая церковь, библиотека, мы ведем курсы русского языка, организовываем воскресную школу и катехизаторские курсы. Пойдемте, поднимемся в храм, покажу, как у нас здесь, - улыбается о. Диониций, - сами все увидите.

    На лифте поднимаемся на второй этаж. На площадке две двери, одна ведет в православный храм, другая… в протестантский!

    Да, мы соседи, - увидев мой удивленный взгляд, говорит о. Дионисий. – В общем-то, у меня неплохие отношения и с ними, и с католиками, чего не скажешь о греческом духовенстве. Здесь есть православные греческие приходы, храмы, даже есть митрополит Гонконга, но, сколько я не пытался взаимодействовать с ними, ничего не получилось. Может быть потому, что они относятся к Константинопольскому Патриархату, может быть другие причины, не знаю…
    Мы входим в небольшой уютный храм. В центре – икона святых апостолов Петра и Павла. Еще несколько икон по сторонам. Отец Дионисий показывает еще икону Божией Матери, сразу привлекшую мое внимание своей необычностью, своеобразностью.

    Эта икона из Японии, вышита шелком. Я недавно был там, ее мне подарили японские священники. Очень, кстати, была полезная поездка. Я увидел там, как можно организовать приход, как можно организовать просто, понятно и прозрачно всю внешнюю церковную организацию. Каждый храм и каждый приход в месяц утверждает все издержки по финансированию и организации храма. Все подсчитано до мелочей: коммунальные услуги, транспортные издержки, почта, зарплата священникам, материальная помощь и т.д. Таким образом, приход, то есть конкретные люди его составляющие, знают и видят, сколько необходимо средств на нормальную работу храма и духовенства, и вносят свои деньги, видя и зная, на что они расходуются. Это здорово организует и самих прихожан, создает чувство ответственности за свой приход и свой храм, и духовенство, которое понимает и разделяет это чувство и эту ответственность. Все это здорово сближает…

    Мне кажется и у нас, в России, такой опыт было бы неплохо использовать. Да и вообще, это огромная беда – отсутствие прихода, как единой семьи, и приходской жизни, как постоянного взаимодействия членов этой семьи.

    Я предлагаю помолиться перед этой вышитой иконой. Батюшка соглашается, и мы вместе поем акафист Божией Матери. Удивительно, благодатно и светло. Где же я, в Гонконге за тридевять земель, или в России, или на Афоне? Тоже чувство умиления и радости.

    Слава Богу, что есть и здесь, в Китае, такое место, где живет Господь, и дай Бог, усилия о. Дионисия не пройдут даром, и принесут свои плоды.

    Часто, говоря о православии в Китае и Гонконге, я предваряю свой рассказ вступлением, в котором отвечаю на вопрос, для многих очевидный: почему Китай? Какой интерес для русского православного священника представляет собой эта страна? Почему выбрано служение в ней?

    Протоиерей Дионисий Поздняев

    Впервые я приехал в Пекин в 1994 году – по приглашению моего друга-китайца, которого крестил еще в Москве. Китай я полюбил еще в детстве. Позже, учась в семинарии, заинтересовался историей Пекинской миссии. Позднее Бог судил мне познакомиться со многими людьми – и в Китае, и в Европе, и в Америке, – которые имели непосредственное отношение к истории Православной Церкви в Китае. Постепенно пришло понимание того, что и как нужно сделать, чтобы Православная Церковь в Китае не стала лишь случайным эпизодом в истории Поднебесной.

    Как появилось православие в Китае?

    Православная миссия возникла в Китае в начале XVIII века. В те времена император Петр I активно стремился установить отношения с Китаем, хотя это было весьма непросто: Поднебесная всегда оставалась замкнутой страной. Предлогом для направления официальной миссии в Китай была забота о группе русских пленных албазинцах (албазинцы – потомки русских казаков-поселенцев пограничного с Китаем острога Албазин; в конце XVII века острог был захвачен китайцами, а казаки в качестве пленных были доставлены в Пекин – Ред. ). Это был первый шаг России в Китай. И до конца XIX века Пекинская миссия наряду с миссионерскими задачами исполняла и дипломатические поручения, что не могло не обременять ее, не очень способствуя выполнению основной, проповеднической задачи. По-настоящему миссионерская работа в Поднебесной началась лишь в конце XIX века, хотя, к сожалению, события 1917 года в России ее существенно затормозили.


    Албазинская икона Божией Матери

    Сегодня православной миссии в Китайской Народной Республике де-юре нет. Согласно китайским законам, иностранные миссии не имеют права действовать на территории страны. Чтобы как-то обойти этот закон, в 50-х годах прошлого века Пекинская миссия была преобразована в Китайскую Православную Церковь, но она, увы, не пережила периода «культурной революции» и была фактически уничтожена. Хотя модель автономной Православной Церкви была создана, были рукоположены два китайских епископа, полтора десятка китайских священников. Тем не менее, фундамент этой Церкви не выдержал испытаний «культурной революции» – институционально оны была разрушена в 60-е годы прошлого века.


    Китайские просфоры

    Однако в некоторых местах остались верующие, сохранились храмы. И сегодня идет речь о том, как нормализовать церковную жизнь православных верующих. Правда, работа в этом направлении не может развиваться без поддержки извне, и прежде всего со стороны Русской Православной Церкви. В этом смысле правильно говорить о необходимости создания православной среды, развития китайской православной культуры для утверждения православия среди китайцев. В этом смысле такую задачу можно назвать по-настоящему миссионерской.

    «Все православные храмы на территории Китая были открыты или восстановлены по инициативе местных приходов или местного правительства»

    Основная проблема Православной Церкви в Китае – это то, что в силу исторических обстоятельств была разрушена православная среда приходов. Нет системы образования, нет архиереев, людям неоткуда серьезным образом получить опыт духовной и богослужебной жизни. Нынешние власти, учитывая сегодняшнюю их политику, вполне адекватно бы отреагировали на увеличение православной общины. Нужно сказать, что все православные храмы на территории Китая были открыты или восстановлены без всякой инициативы извне. Это всегда была инициатива местных приходов или местного правительства. То есть когда шло восстановление церковной жизни в Китае, скажем, в 80-90-е годы, со стороны Русской Православной Церкви на это не было направлено никаких усилий. Так, храм в Кульдже, построенный в 2000 году, возник по инициативе местной общины, на деньги местного правительства. Поэтому мы видим много примеров того, что китайские власти готовы адекватно реагировать на развитие православия в том случае, когда оно идет изнутри, по линии именно местных общин.

    «Важно ставить акцент на духовную сторону вопроса, а не на политику. Первая забота – о духовной жизни существующих общин, об образовании людей, об опыте молитвы, богослужения»

    Православие – всемирная религия, православные общины Китая не могут быть изолированными. В силу исторической связи они опираются прежде всего на Русскую Православную Церковь. Не имея достаточной степени внутренних ресурсов для своего роста и развития, они надеются на ту помощь, которая могла бы и должна была бы прийти со стороны Русской Православной Церкви. Для китайских властей сейчас самая большая сложность – понять, в какой мере и в какой форме они готовы допустить эту необходимую для нормализации православной жизни в Китае помощь со стороны Русской Православной Церкви. С одной стороны, существуют улучшающиеся отношения: председатель КНР Си Цзиньпин встречался с Патриархом. Но нужно заметить, что для официальных властей Китая это всегда взгляд с политической точки зрения. Нельзя сказать, что в религиозной жизни нет политического аспекта. Но, наверное, здесь, в том числе и со стороны Православной Церкви, важно ставить акцент на духовную сторону вопроса, а не на политику. Дело не в российско-китайских отношениях, не в стремлении России усилить свои отношения с Китаем. Первая забота – о духовной жизни существующих там общин, об образовании людей, об опыте молитвы, богослужения.

    Самое важное – укрепление этой самой православной среды, из которой могли бы выходить собственные китайские священнослужители. Когда эта среда станет достаточно сильна, надеюсь, при помощи Русской Православной Церкви, тогда и реакция китайских властей будет совершенно адекватна. Но когда мы говорим о том, что православных немного, они рассредоточены по стране и часто не в состоянии объединиться, то попытки со стороны любых иностранных сил (будь то Русская Православная Церковь или Константинопольский Патриархат) вести какую-то неофициальную или незаконную деятельность на территории страны будут вызывать беспокойство у китайских властей. Они хотели бы контролировать все процессы. В силу того, что это власти светские, они, как я уже сказал, воспринимают религиозные движения с политической точки зрения. Всё неизвестное вызывает беспокойство, и они бы не хотели, чтобы в стране происходило что-то непонятное, неизвестное, потенциально, может быть, враждебное, а может быть, и не враждебное. Откуда им знать – какое?

    Поэтому я думаю, что все шаги, которые Русская Православная Церковь предпринимала и предпринимает, должны быть открытыми, ясными, понятными, заранее согласованными. Со стороны же китайских властей я вижу основную проблему в крайне плохом представлении о православии. Практически мы не можем встретить нормальную, адекватную экспертную оценку. Наверное, не по их вине. Поскольку православие в стране представлено слабо, и чтобы с ним серьезно познакомиться, надо немало прочитать, посетить множество православных общин за пределами Китая. Для того чтобы увидеть, как это работает. Здесь, я полагаю, совершенно необходима помощь со стороны Русской Православной Церкви. В том, чтобы сформировать правильное, адекватное видение и понимание ситуации у китайских официальных лиц касательно Православной Церкви. Если не будет адекватного понимания – будут неадекватные реакции.

    Гонконг

    Совершенно особую роль в деле возрождения Православной Церкви в Китае играет Гонконг. Законы здесь значительно отличаются от законов, действующих на остальной территории КНР. Здесь нет ограничения для религиозной деятельности иностранцев. Именно поэтому только в Гонконге мы как иностранцы можем официально вести религиозную деятельность. Вместе с тем Гонконг тесно связан с континентальным Китаем, и благодаря этому многие приезжают к нам для участия в богослужениях, для Крещения.

    Освящение чая

    Приход Гонконга помогает православным китайцами во всех регионах Китая наладить церковную жизнь. Мы регулярно совершаем богослужения в общинах Шэньчжэня, Гуанчжоу, Даляня. Кроме того, регулярные богослужения совершаются русскими священниками на территории российского посольства в Пекине и консульства в Шанхае. В Харбине в Покровском храме служит китайский священник. Сегодня в Гуанчжоу и Шэньчжэне есть две общины, в которых по выходным дням богослужения совершаются в домовых храмах. Есть также храм в Тайбэе, где регулярно проходят службы. В открытых храмах в Синьцзяне и Внутренней Монголии богослужения совершаются мирским чином по воскресным дням и праздникам.

    В самом Гонконге мы служим в небольшом домовом храме в центре города на 12-м этаже одного из небоскребов. Именем святых апостолов Петра и Павла храм был назван в 1934 году, когда он был открыт. Возобновляя его деятельность в 2003 году, мы решили не менять имя. Община нашего храма – это несколько десятков человек. Из них примерно четверть прихожан – китайцы. Форма домового храма типична для Китая, здесь подавляющее большинство храмов располагаются в небоскребах. Ведь в Гонконге самая дорогая в мире недвижимость. Скажем, 150 кв. метров, на которых располагается наш храм, можно арендовать за 4 000 долларов США в месяц. Покупка этого помещения будет стоить порядка двух миллионов. А уж приобретение участка земли и строительство храма обойдется в десятки миллионов долларов!

    Помимо богослужебной деятельности, приход в Гонконге занимается рядом миссионерских проектов. Мы открыли первое в Китае издательство православной литературы, много работаем над переводами вероучительных и богослужебных книг. Это сложная работа, требующая высококвалифицированного труда. И стоит она немалых денег. Все проекты по переводам финансируются только путем частных пожертвований.

    Есть у нас и медийный проект, ведь речь идет не только о том, чтобы сделать перевод того или иного текста на китайский – его ведь надо облечь в какую-то определенную форму: книги, аудиозаписи, фильма, веб-страницы. Мы создали и несколько китайских приложений для смартфонов – молитвослов, православный календарь.

    «В Китае нет запрета на исповедование православия, как ошибочно полагают многие. Проблема лишь в недостаточном объеме и ограниченной доступности материалов о православии, а также в невозможности для китайцев регулярно посещать храмы и богослужения»

    Все это довольно-таки востребовано, ведь китайское общество сегодня переживает быстрый процесс трансформации, который сопровождается кризисными явлениями. На этом фоне многие в Китае интересуются вопросами веры. Православие для китайцев – нечто новое и малознакомое (по сравнению с католицизмом и протестантизмом). Именно в силу своей новизны оно имеет шанс на развитие. В Китае нет запрета на исповедование православия, как ошибочно полагают многие. Проблема лишь в недостаточном объеме и ограниченной доступности материалов о православии, а также в невозможности для китайцев регулярно посещать храмы и богослужения. Тем не менее китайцы часто осознанно и охотно принимают Крещение в Православной Церкви. По большому счету, речь сейчас идет о том, чтобы о православии для китайцев мы могли рассказать на доступном для них языке, в широком смысле этого слова.

    К сожалению, Православная Церковь в Китае никогда не получала от Церкви в России даже малой доли тех усилий, заботы, материальных и человеческих ресурсов, которые были приложены католиками и протестантами для развития их церквей – видимо, в силу того, что российское общество всегда было достаточно равнодушно к вопросам миссии в Китае. Не так было в Европе и Америке – и сегодня мы видим в Китае несколько десятков миллионов инославных христиан, численность которых быстро растет.


    Иконостас

    И мы многому можем поучится у католиков и протестантов в деле организации миссии. Ведь все мы здесь христиане в окружении постхристианского мира. У всех христиан в Китае общие проблемы. Мы все живем в одном обществе, в довольно специфическом социуме, и нам важно знать любой опыт решения самых разных проблем. Именно поэтому и многие католики и протестанты активно интересуются практикой духовной жизни Православной Церкви.

    Иногда меня спрашивают о том, что Русская Православная Церквоь получает от развития православия в Китае. Казалось бы, в России немало таких проблем, которые мы должны были бы решить, работая прежде всего у себя дома. Миссионерство – в самой природе Церкви, дух его – в словах Спасителя, благословляющего апостолов «научить все народы». Православие в Китае – это такая задача, на решении которой мы можем понять, остался ли миссионерский потенциал в Русской Православной Церкви, остались ли силы, умение, желание к этому стремиться. Если мы на этом пробном камне поймем, что внутренний потенциал есть, это скажет нам, что Русская Православная Церковь жива и сильна.

    На основе материалов с сайта “Прихожанин”

    Вконтакте

    Кита́й (кит. трад. 中國 , упр. 中国 , пиньинь: Zhōngguó ), официальное название - Кита́йская Наро́дная Респу́блика (кит. трад. 中華人民共和國 , упр. 中华人民共和国 , пиньинь: Zhōnghuá Rénmín Gònghéguó , палл.: Чжунхуа Жэньминь Гунхэго ) - социалистическое (коммунистическое) государство в Восточной Азии. Крупнейшее по численности населения государство мира (свыше 1,35 млрд, большинство населения - этнические китайцы, самоназвание - хань ); занимает третье место в мире по территории, уступая России и Канаде.

    Крупнейшие города

    • Чунцин
    • Шанхай
    • Пекин
    • Тяньцзинь
    • Гуанчжоу

    Православие в Китае

    Правосла́вие в Кита́е - история распространения и положение православия в Китае. На данный момент о распространении православного вероучения среди жителей Китая можно говорить лишь относительно, хотя его история в Китае судя по всему началась ещё в первые века нашей эры, а представители русской православной традиции на территории Китая присутствуют как минимум с ордынских времён, когда русские служили в гарнизоне одной из ордынских столиц - Ханбалыка, будущего Пекина. С XVII века присутствие православных, пусть и в незначительном количестве становится постоянным, преимущественно в пограничных регионах империи - в виде военнопленных, послов и купцов.

    Современная история православия в Китае началась в конце XVII века, когда пленённые в 1684 году китайской армией казаки крепости Албазин во главе со священником Максимом Леонтьевым были увезены в Пекин и основали там русскую общину. Для их окормления, а также для развития российско-китайский отношений в Пекине в 1712 году была основана Русская духовная миссия.

    Образованная в 1956 году решением Священного Синода Московского Патриархата Китайская Автономная Православная Церковь в конце 1960-х годов практически прекратила своё видимое существование и де-юре не восстановлена до сего времени, хотя Московский Патриархат продолжает считать её существующей.

    По данным митрополита Илариона (Алфеева) в Китае насчитывается до 15 тысяч православных.

    Православие признано как религия русского национального меньшинства в специальных автономных районах Синьцзян и Внутренняя Монголия, провинции Хэйлунцзян.

    Возникновение христианства в Китае

    Согласно преданиям, христианство было проповедано в Китае ещё апостолом Фомой, однако подтверждённая история христианства в Китае начинается со времён династии Тан (VII в.), когда в Китай прибыли проповедники-несториане. Первыми европейскими христианскими миссионерами в Китае были францисканцы (XII-XIV вв.), а в XVI веке в Китай прибыли иезуиты, за сто лет создавшие в Китае мощную церковную организацию, имевшую огромное влияние при императорском дворе.

    Албазинцы

    После сдачи Аблазинского острога 26 июня часть казаков (45-50 человек) с семьями были уведены в Пекин, где по указанию императора им был отведён для постоянного проживания участок земли на северо-восточной окраине Пекина, близ крепостной стены. Из албазинцев была составлена особая императорская рота - отряд «Знамени с жёлтой каймой». Несмотря на малочисленность, сильное влияние китайской среды и смешанные браки, потомки албазинцев сохранили православную веру. Во многом это стало возможно благодаря трудам российских духовных миссий, регулярно направлявшихся в Пекин с согласия китайского императора с 1713 года для окормления албазинцев.

    Русская духовная миссия в Пекине

    В XVII - середине XX века в Пекине действовала Русская духовная миссия. Она играла важную роль в установлении и поддержании российско-китайских отношений, была центром научного изучения Китая и подготовки первых русских синологов. Из-за отсутствия дипломатических отношений между обоими государствами служители миссии в течение длительного времени являлись неофициальными представителями российского правительства в Китае.

    Палладий (Кафаров), Иакинф (Бичурин), Алексий (Виноградов) и другие члены миссии внесли большой вклад в изучения религий, языка, культуры и истории Китая.

    В начале XX века в Китае началось строительство новых православных храмов: в 1900 году в Харбине был освящён Никольский собор, построенный из дерева в стиле русских шатровых церквей; были заложены церкви при станциях КВЖД (среди которых одной из первых была построена в 1901 году Сергиевская церковь в Имяньпо); приобретён участок и начато строительство подворья миссии с Благовещенским храмом в Харбине.

    Восстание ихэтуаней и 222 мученика Китайской православной церкви

    222 мученика Китайской православной церкви

    Ихэтуаньское восстание 1900 года, разгромившее здания Пекинской Миссии и физически уничтожившее 222 православных китайца, нанесло сокрушительный удар в деле проповеди православия в Китае.

    Тем не менее в 1900 году в Харбине было открыто Благовещенское подворье, а начиная с 1902 года деятельность Пекинской духовной миссии была не только восстановлена, но и получила дополнительное развитие - Начальник Миссии архимандрит Иннокентий (Фигуровский) был рукоположен в епископа, усилены материальные средства, выделяемые на Миссию (вместо прежних годовых 15 500 руб. назначены 30 000 руб.; кроме того единовременно от Святейшего Синода было выделено 150 000 руб. для восстановления разрушенного «боксерами» зданий и хозяйства).

    В 1902 году вместе с епископом Иннокентием в Пекин прибыл новый состав духовной Миссии: 1 архимандрит, 2 иеромонаха, 3 иеродиакона и 30 послушников.

    Православие в годы Китайской республики

    Сложным и вместе с тем плодотворным стал период после 1917 года, когда из России в Китай пришли сотни тысяч православных беженцев, нашедших убежище в Китае. К 1949 году в Китае было построено до 106 православных храмов. После «исхода» русских верующих из Китая в 1949 году в стране оставалось 10 000 православных христиан.

    Монастыри на территории Китая

    До 1967 года в Китайской Православной Церкви действовало восемь монастырей, а также 2 скита. Все они в конце 1960-х годов прекратили своё существование и были разрушены в годы культурной революции.

    • Успенский мужской монастырь (Пекин)
    • Покровский женский монастырь (Пекин)
    • Крестовоздвиженский скит (в горах Си-шань близ Пекина)
    • Казанский мужской монастырь (Харбин)
    • Владимирский женский монастырь (Харбин)
    • Скорбященская женская община (Харбин)
    • Скорбященская мужская община (Харбин)
    • Табынско-Казанский женский монастырь (Какагаши, Дайрен)
    • Владимирский мужской монастырь (Трёхречье, северная Маньчжурия)

    Положение после 1949 года

    Ввиду политических обстоятельств, в 1954 году Российская Духовная Миссия в Китае была упразднена. В её ведении к тому времени было более 100 храмов и молитвенных домов; всё её имущество было передано Китайской Народной Республике и посольству СССР. Бейгуань (Северное подворье), где находилось три храма, женский монастырь, большая часть строений, и в состав которой входил исторический участок земли, впервые отведённый в Пекине для нужд православной миссии, в 1985 году отошёл посольству СССР. Главный храм Миссии в честь Всех святых мучеников, близ которого были похоронены начальники Миссии и в котором покоились мощи китайских мучеников и тела членов Императорской семьи, расстрелянных в Алапаевске, был разрушен, поруганию были подвергнуты и прочие храмы. Храмы вне территории посольства ветшали и сносились.

    24 апреля 1956 года начальник Отдела культов при Госсовете КНР Хэ Ченсян дал разрешение на назначение архимандрита Василия (Шуана) епископом Пекинским, который должен был также временно исполнять обязанности главы Китайской Православной Церкви. 23 ноября 1956 года Священный Синод РПЦ принял решение о даровании Православной Церкви в Китае автономии и хиротонии во епископа Пекинского архимандрита Василия (Шуана). Последний был рукоположён во епископа Пекинского 30 мая 1957 года в Москве.

    После смерти епископа Пекинского и Китайского Василия (Шуана) (1962) и епископа Шанхайского Симеона (Ду) (1965) Китайская Православная Церковь лишилась епископской иерархии. В условиях начавшейся вскоре культурной революции внешняя жизнь КПЦ прекратилась.

    Современное состояние

    В 1986 году была открыта для богослужения Покровская церковь в Харбине, где служил единственный получивший государственную регистрацию православный священник-китаец - протоиерей Григорий Чжу.

    31 января 1994 года вступило в силу Положение о регулировании религиозной деятельности иностранных граждан на территории КНР, позволяющее иностранным священнослужителям совершать богослужения по приглашению китайских религиозных организаций при согласии Управления по делам религии при Госсовете КНР. В 1996 году Григорий Чжу получил антиминс и миро от Московской Патриархии и использовал их при богослужении до своей кончины в 2000 году.

    «Поскольку в настоящее время Китайская Автономная Православная Церковь не имеет своего Предстоятеля, впредь до его избрания Поместным Собором этой Церкви, в соответствии с православными канонами, каноническое управление епархиями Китайской Автономной Православной Церкви осуществляется Предстоятелем Матери-Церкви - Патриархом Московским и всея Руси. Решение практических вопросов по урегулированию православной жизни в Китае в рамках, соответствующих китайскому законодательству, поручить председателю Отдела внешних церковных сношений».В сентябре 2000 года в Харбине скончался настоятель Покровского храма города Харбина отец Григорий Чжу, единственный православный священник, официально служивший в то время в Китае.

    1 марта 2005 года вступили в силу новые «Положения о религиозных делах», которые расширили религиозную свободу китайских граждан.

    9 марта 2008 года, в Неделю сыропустную, клирик РПЦ иерей Алексий Киселевич совершил богослужение в помещении Генерального консульства России в Шанхае, за которым молились и причащались Святых Тайн старейшие священнослужители Китайской Автономной Православной Церкви - иерей Михаил Ван и протодиакон Евангел Лу. Последним были вручены награды РПЦ в связи с 50-летием со дня дарования автономии Китайской Православной Церкви.

    Многократные попытки священника Михаила Ли добиться разрешения совершать богослужения не увенчались успехом, вследствие чего отец Михаил эмигрировал в Австралию, где служит в китайском приходе в юрисдикции Русской Православной Церкви заграницей.

    Священный Синод Константинопольской Церкви в 2008 году объявил Китай территорией своей Гонконгской митрополии, включив также в её состав ряд стран Юго-Восточной Азии, что вызвало протест со стороны Русской православной церкви.

    В конце 2000-х годов правительство КНР разрешило миссионерскую деятельность православных в Китае на условии, что все миссионеры будут китайцами по национальности.

    30 августа 2009 года был освящён храм в честь святителя Иннокентия Иркутского в городе Лабудалинь (Лабдарин) - центре уезда Аргунь-Юци городского округа Хулун-Буир на северо-востоке автономного района Внутренняя Монголия; освящение совершил шанхайский священник Михаил Ван в сослужении настоятеля прихода святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Гонконге протоиерея Дионисия Поздняева. Открыт также Храм преподобного Сергия Радонежского в городе Шэньчжэнь (провинция Гуандун). В Гонконге служит священник Московского Патриархата Дионисий Поздняев, окормляющий приход во имя святых апостолов Петра и Павла.

    13 октября 2009 года епископом Егорьевским Марком (Головковым) был освящён Успенский храм, восстановленный на территории российского посольства в Пекине.

    В сентябре 2010 года делегация Государственного управления КНР по делам религий посетила Россию в качестве гостей Русской Православной Церкви и познакомилась с Московскими и Санкт-Петербургскими духовными школами для определения места обучения студентов из Китая.

    6-7 декабря 2012 года в Гонконге прошли мероприятия, приуроченные к празднованию 300-летия присутствия в Китае Российской духовной миссии. В программе мероприятий - конференция, книжная ярмарка, круглый стол и праздничные богослужения.

    С 10 по 15 мая 2013 года впервые в истории состоялся визит Патриарха Московского и всея Руси в Китай. Состоялись встречи Патриарха Кирилла с Председателем КНР Си Цзиньпином и директором Государственного управления по делам религий при Государственном совете КНР Ван Цзоанем. Предстоятель Русской православной церкви совершил божественную литургию на территории посольства России в Пекине, в Покровском храме Харбина и в здании бывшего собора в честь иконы Пресвятой Богородицы «Споручница грешных» в Шанхае. Визит Патриарха показал особый уровень российско-китайских отношений в религиозной сфере и придал импульс дальнейшим шагам в процессе возрождения православия в КНР - рукоположению первых священников, а в перспективе регистрации Китайской автономной православной церкви.

    Святые

    • св. свщмч. Павел Ван Вэнь-хэн
    • св. свщмч. Митрофан Цзи Чун
    • св. свщисп. Сергий Сребрянский
    • св. свт. Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский
    • св. свт. Иона Покровский

    Храмы

    Собор иконы Божией Матери "Споручница грешных" (Шанхай)

    Архиепископ Шанхайский Симон (Виноградов) в 1928 году впервые обратился к русским православным верующим с призывом собрать деньги для постройки большого православного храма в Шанхае. Несмотря на широкий энтузиазм прихожан, денег удалось собрать крайне мало: благосостояние русских эмигрантов оставляло желать лучшего. Тем не менее, сооружение Собора было постоянной мечтой владыки Симона. Вторично с призывом о сборе средств на Православный храм он обратился в 1930 г. уже глубоко больным человеком. На этот раз был объявлен церковный заем – за каждые 10 долларов взноса было обещано 100 долларов возврата с годовым процентом 6%. Общая сумма займа составила 30.000 долларов. В феврале 1933 г. архиепископ Симон скончался. Претворением его мечты в жизнь занялся епископ Виктор (Святин). Благодаря его энергии и воле, сооружение храма было начато несмотря на весьма скудные средства.

    Закладка фундамента Кафедрального Собора «Пресвятой Богородицы Споручницы грешных» была совершена в мае 1933 г. На церемонии закладки Собора присутствовало более 1000 человек: общественные деятели русской эмиграции, члены французского муниципального Совета, руководители китайского города, много иностранцев.

    Адрес: Китай, Шанхай, перекресток улиц Синьлэ-лу и Сянъянбэй-лу

    Храм Успения Пресвятой Богородицы (Пекин)

    Собравшись рано утром, около 9 часов, что является для некоторых практически подвигом в воскресный день, мы дружной компаний Китайской Лапши оказались у главных ворот российского посольства в Пекине.

    Немного померзнув, ожидая сбора всех участников съемок, мы приготовились снимать…

    Однажды, когда Артем делал репортаж о предолимпийском Пекине, разложив треногу и поставив камеру прямо перед воротами посольства, на него со всех сторон побежали китайские охранники, съемку тогда пришлось остановить. Чтобы этого не случилось и в этот раз, ребята встали стенкой, загораживая прямое поле зрения охраны, и, снимая с рук, быстро записали несколько дублей. Больше ничего плохого мы не делали. Честно.

    Все готовы идти? Отлично. Проходим в посольство.

    Первая калитка — это китайские охранники, которые спокойно пропускают нас, не наблюдая среди нашей группы китайских лиц. В противном случае, их бы не пустили, потому что доступ на территорию посольства для граждан КНР закрыт. Это, кстати, один из частых вопросов при посещении православного храма в Пекине, потому что здесь рады видеть лица любых национальностей. Ну что же, проверим? Ведь сегодня с нами и наш друг из Франции.

    Калитка вторая. Русская. Холодная ручка, большой электронный замок, который открывают нам удаленно из домика охраны и запускают внутрь. Мы попадаем на небольшую площадку, огороженную невысоким забором. Выходит улыбчивый охранник. Мы сообщаем, что мы Китайская Лапша и должны быть в специальном списке, потому что идем вместе с камерой. Посольский охранник забирает паспорта и просит подождать. Недолго. В этот момент подходят другие русские, которые и с нами, и друг с другом из вежливости здороваются. Вернувшись, охранник взамен паспортов раздает всем пластиковые номерки. Один номерок на два-три человека. Нашего друга из Франции пропускают так же легко, как и нас.

    Со стороны может показаться, что попасть на службу в храм — дело сложное и запутанное. Это не так. Все очень просто. Для обычных прихожан процесс такой: вы календарь мероприятий и при желании прийти на службу заранее, не менее чем за пять дней, отправляете на личный электронный ящик о.Сергия сообщение следующего содержания: имя, фамилия, гражданство. И затем не забываете взять с собой заграничный паспорт. А в такие праздники, как Пасха и Рождество, вообще никакая предварительная запись не требуется. Достаточно просто прийти с паспортом.

    Итак, третья калитка отворена. И мы на территории посольства РФ в Китае, прямо перед главным зданием. Нам очень хотелось сделать и тут кадры, рассказав о том, что мы внутри. Но когда мы предварительно оговаривали условия нахождения на территории вместе с камерой, нам строго настрого было запрещено что-либо снимать. Имейте это в виду, когда будете пытаться что-то заснять на мобильный телефон. Это тоже запрещено.

    Храм. Часть людей из нашей сегодняшней группы является редкими прихожанами, кто-то пришел сюда в первый раз, а кто-то ходит регулярно, Лиля участвует в жизни храма, а Настя и Катя поют в церковном хоре. Для некоторых было удивительно лицезреть настоящий храм с золотым куполом, колокольней, ведь некоторые помнят его еще в виде гаража. Да-да. Когда-то, и довольно длительное время, он выглядел именно так. Но сегодня перед нами настоящий храм, что не может не радовать, учитывая, что мы находимся в Пекине.

    Мы уже немного опаздывали к службе, которая начиналась в 9-30, поэтому походить вокруг храма не успели, а к концу и вовсе про это забыли, изрядно вымотавшись во время съемок.

    Небольшая прихожая. Слева вешалки, одежды много. Справа информационная зона, чаша для пожертвований, свечки и литература, которые можно взять бесплатно. На одном из объявлений написано о том, чтобы прихожане не забывали выключать звук на мобильных телефонах, иначе «они могут быть освящены в чаше со святой водой». Оказывается, в церкви тоже шутят. Все телефоны в момент были переключены на беззвучный режим. В храме тепло и солнечно.

    Люди уже стоят. Служба началась. Не будем описывать сам процесс, но на что обязательно нужно обратить внимание, так это на церковный хор, который на протяжении полутора часов, редко отдыхая, распевал молитвы и песни, очень красиво и гармонично подчеркивая происходящее. Люди постоянно подпевали. Все мы испытали прилив сил и радости.

    Люди постоянно подходили, было очень много детей. Мало где в Пекине можно встретить такое количество русских в одном месте. Были и иностранцы. Для них специально раздавали тексты на английском языке. А батюшка читал проповедь и на иностранных языках. Удивительно.

    После окончания службы многие остались на чаепитие. Два длинных стола с угощениями, которые приносят сами прихожане. Мы тоже подготовились. Принесли орешки, сухофрукты, финики, постные кушанья. Как оказалось, могли бы принести и бутерброды. Кто что любит. Все зависит от поста.

    Все погрузились в чаевничество и разговоры. Да, разговоры –это, наверное, основное, из-за чего хочется оставаться после службы. Люди дружелюбны и никто не отказывает в беседе. Можно пообщаться и с батюшкой. Но сегодня он был занят, в гостях у него был какой-то иностранный высокопоставленный гость. Это можно было определить по его осанке и манере держаться, но он тоже был дружелюбный и постоянно улыбался, как и его жена. Мы встретили многих знакомых. Все зовут приходить чаще, почему бы и нет? Мы взяли несколько интервью у прихожан, встретился даже корреспондент Итар-Тасс, Алексей Селищев, который сказал немного слов о приходе.

    В небольшом временном окне между чаепитием и воскресной школой о.Сергий рассказал нам об особенностях православия, о храме и жизни здесь, в Китае. Камера не сможет передать энергетики, которая исходит от этого человека. В процессе интервью вся наша команда, находясь за камерой, замерла от того, насколько приятно было слушать батюшку. Конечно, что-то мы не стали включать в сюжет, и многие вопросы остались за кадром. Но у вас всегда есть возможность задать свои вопросы лично или по электронной почте . Лучше, конечно, лично, чтобы почувствовать душевную теплоту этого человека. Немного об о.Сергии можно почитать на сайте храма .

    Немногие знают, но в храме есть библиотека и музей, в котором можно узнать о роли Духовной миссии в развитии отечественного китаеведения. Об этом нам рассказала матушка и провела небольшую экскурсию. Этот видеоматериал еще не обработан, и, возможно, скоро мы сделаем об этом сюжет. А многие ли могут похвастаться тем, что были на колокольне в Пекине? А вот Артем может. Правда, снимать оттуда было нельзя. Поэтому пришлось присесть и заснять только колокола. Кстати, в храме в этом году есть настоящий звонарь, и по большим праздникам он будет извлекать настоящую музыку из колоколов. Ближайший большой праздник — это Пасха.

    Какие наши общие впечатления от похода в храм? Крайне положительные. У всех был эмоциональный подъем, все наговорились, напились чая и узнали много нового. Даже имея свои личные взгляды и представление о Боге и православной церкви, если вы будете в Пекине, то обязательно посетите храм Успения Пресвятой Богородицы, потому что там вы можете оказаться в одной из самых многочисленных русских общин в Пекине, посетить музей, почитать редкую литературу и немного прикоснуться к Родине.

    По словам работников посольства РФ, на территории которого расположена церковь, она является единственной действующей в данный момент православной церковью на территории КНР. На территории посольства России в КНР располагался большой собор, разрушенный в советское время. На его месте можно видеть остатки фундамента и поклонный крест. Успенская Церковь, закрытая в советское время, использовалась как гараж. В настоящий момент здание возвращено Церкви. Внутреннее убранство полностью новое.



    Первым православным епископом, которому определено было служить в Пекине, возглавляя Российскую Духовную Миссию, был святитель Иннокентий Иркутский. В 1902 году на территории Российской Духовной Миссии в Пекине был освящен крестовый архиерейский храм в память святителя Иннокентия. Богослужения в этом храме совершались ежедневно, преимущественно на китайском языке. Сама архитектура храма, китайский стиль, использованный для оформления интерьера храма, воплотили идею служения Православной Церкви в китайском мире, идею создания китайской православной культуры.

    Теперь на месте бывшей Русской духовной миссии в Пекине территория посольства Российской Федерации. На территории посольства сохранились постройки Русской духовной миссии: Красная фанза, Успенский Храм, часть зданий Успенского монастыря, основание колокольни, а также постройки советского времени - здание посольства, жилые дома. В настоящее время в посольстве возрожден Успенский храм, освященный 13 октября 2009 года, идут восстановительные работы в храме св. Иннокентия.



    Здание Успенского храма на территории Российской Духовной Миссии в Пекине (в районе именуемом Бэйгуань — Северное подворье) было построено по благословению начальника 18 Миссии епископа Пекинского Иннокентия (Фигуровского) в 1903 г. Ранее храм во имя Успения Божией Матери появился на Северном подворье Русской Духовной Миссии в Пекине на месте первой православной Никольской церкви албазинцев (группа русских, поселившихся на подворье Бэйгуань в северо-восточной части Пекина в 1685 г.), разрушенной при землетрясении 19 августа 1730 г.

    Восстановленная церковь была первоначально освящена 15 августа 1732 г. Поскольку это событие совпало с днем празднования Софии - Премудрости Божьей, храм был освящен в память Успения Божией Матери. Этот храм просуществовал 168 лет и был разрушен, как и другие постройки на территории Российской Духовной Миссии, в июне 1900 г. во время восстания ихэтуаней. В 1904 г. на этом месте возвышался храм Всех Святых Мучеников, разрушенный в 1957 г. В настоящее время на этом историческом месте в парке Посольства Российской Федерации в КНР, стоит мраморный Поклонный Крест (установлен 3 апреля 2007 г.).

    Возрожденной ныне Успенской церкви отводилась роль временного трапезного храма, так как наряду с ней строился храм Всех Святых мучеников, а также другие храмовые постройки: церковь во имя Серафима Саровского на русском кладбище в районе Аньдинмэнь (ныне парк Циньняньху), надвратная колокольня Миссии, для крестового архиерейского храма во имя Святителя Иннокентия Иркутского перекладывалась Красная Фанза. Кафедральный собор задумывали построить к 300-летию дома Романовых в 1913 г. в южном парке Миссии (ныне городской парк Наньгуань), но этому плану не суждено было сбыться.

    Успенскую церковь отличал лаконизм композиции, простота сочленений, простота форм и деталей, отсутствие вычурного убранства. Все это отвечало характеру временного типа сооружения, хотя, как показала история, ему удалось пережить другие более значимые в архитектурном отношении храмовые постройки Российской Духовной Миссии в Пекине. Использование простых изобразительных средств свидетельствовало о стремлении создать, прежде всего, каменный молитвенный дом для текущих нужд, не дожидаясь возведения храмов классической православной архитектуры. В храме хранилась такая святыня, как икона святителя Николая Чудотворца, привезенная албазинцами из России в 1685 г., а также иконы святых великомучеников Димитрия Солунского и Пантелеимона-целителя. Судьба святынь после 1956 г. достоверно не известна.

    В течение полувека в Успенской церкви и других храмах Миссии осуществлялось духовное окормление православных верующих как из числа китайцев, так и россиян, проживавших в Пекине или приезжавших сюда на время. В 1954 г. было принято решение о закрытии Российской Духовной Миссии, а в мае 1956 г. все русское духовенство во главе с архиепископом Пекинским Виктором (Святиным) отбыло в Россию.

    На территории Китая была образована Китайская Автономная Православная Церковь, которую возглавил епископ Пекинский Василий (Шуан), а территория Миссии в Пекине была передана китайским государством СССР для размещения посольства. На территории Миссии началось строительство комплекса зданий Посольства СССР. В ходе строительных работ были разрушены многие церковные постройки, в том числе и храмы. Варварски был взорван храм Всех Святых мучеников. Здание Успенской церкви в 1957 г. было переоборудовано под гараж посольства. Для этого демонтировали с крыши главку, а с восточной стороны, где находилась алтарная часть храма, были проделаны два въездных проема. Кроме того, для подсобных помещений в храме был устроен второй этаж, а с южной стороны - большая пристройка для парковки автобусов. Храм во имя Святителя Иннокентия Иркутского стал использоваться для проведения светских приемов.

    После 40-летнего перерыва на территории Посольства России в КНР в конце 1996 г. была возрождена практика регулярных православных богослужений в Пекине. Богослужения совершались в Иннокентьевском храме, площадь которого достаточна для того, чтобы вместить до 300 молящихся. В 2002 г. православные верующие, проживающие в китайской столице, создали инициативную группу по восстановлению Успенского храма. Ее обращение в Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата получило поддержку. Благодаря совместным усилиям Московского Патриархата и МИД России было принято решение о возрождении Успенского храма. Особое внимание восстановлению Успенского храма уделил Президент России В.В. Путин, неоднократно поднимавший этот вопрос на переговорах со своими китайскими коллегами по просьбе святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

    После согласования с китайской стороной началась работа по воссозданию на территории посольства храма Успения Божией Матери. Первоначальный рабочий проект воссоздания Успенского храма на территории российского посольства в Китае был выполнен в 2005 г. в бюро архитектора А.Р. Воронцова. Авторы проекта строительства храма-музея в Пекине взяли за основу конструкцию предыдущего здания Успенской церкви. Вместе с тем они учли, что эта церковь строилась как временный храм по упрощенной схеме. Например, не было апсиды - алтарного выступа, и ряда других элементов церковной архитектуры. Поэтому перед архитекторами стояла задача не просто восстановить облик прежнего храма, но воссоздать его с учетом современных требований церковной архитектуры.

    Основные работы по проектированию, реконструкции и обустройству храма выполнялись творческой архитектурной мастерской «ДАБОР», возглавляемой Д.А. Боруновым. Мастерская спроектировала, изготовила и смонтировала купол, крест, иконостас и другие элементы обустройства православного храма. Проектировщики в своей работе не стремились воссоздать исторический образец, а попытались на его основании создать новое храмовое здание, при этом соблюдая символику, традиции и каноны храмостроения. Основные строительные работы выполнялись китайскими подрядчиками при техническом сопровождении ОАО «В/О «Стройматериалинторг», имеющего большой опыт реставрационных работ памятников архитектуры, в том числе православных храмовых сооружений в Нью-Йорке, Вене, Белграде и других городах мира. Непосредственная работа по реконструкции объекта началась в июне 2008 г. (руководитель работ — А.А. Лютин). Производственный процесс с некоторыми перерывами продолжался до июня 2009 г. Был построен новый алтарный выступ, барабан для купола, плоские потолки были заменены на подвесные полукруглые своды, двускатная крыша покрыта медью. При отделочных работах применялись гранитная плитка, керамогранит и кафель. Важнейшим этапом реконструкции здания стал подъем позолоченного купола на крышу и монтаж креста на главке.

    Нужно отметить, что большую работу по организации восстановления и благоукрашения храма взяло на себя руководство посольства России в КНР в лице Его Превосходительства, Чрезвычайного и Полномочного Посла РФ в Китае С.С. Разова и его супруги. Все это способствовало развитию теплых отношений между приходом и посольством. Реконструированное здание имеет длину 36,4 м, ширину около 10 м. Высота здания с крестом - 18,5 м. В планировке здания под храмовую часть выделено свыше 90 кв. м, притвор — 26,5 кв. м. На втором этаже созданы помещения для музея Российской духовной миссии в Пекине и библиотеки православной общины Успенского храма.

    В канун праздника Пасхи 19 апреля 2009 г. был смонтирован изготовленный в России иконостас. На створках Царских врат размещены иконы Пресвятой Богородицы и архангела Гавриила, образующие сюжет Благовещения в окружении евангелистов. Справа от Царских врат помещен Нерукотворный Образ Спасителя, слева - образ Пресвятой Богородицы — Игуменьи горы Афонской. На диаконских вратах изображены святые архидиаконы Стефан и Лаврентий. Справа от южных диаконских врат изображена храмовая икона Успения Пресвятой Богородицы. Справа от нее установлена иконы святителей Иннокентия Иркутского и Иоанна Шанхайского, судьба которых была тесно связана с Китаем. Слева от северных диаконских врат в иконостасе помещена икона Собора святых, в земле Российской просиявших. Рядом с ней находятся иконы преподобномучениц Елисаветы и Варвары, тела которых вместе с телами других алапаевских мучеников в апреле 1920 г. были привезены из России в Пекин. В дальнейшем мощи преп. мучениц Елисаветы и Варвары были перевезены в Иерусалим, тела же остальных алапаевских мучеников остались в Китае. Над Царскими вратами помещена икона Тайной Вечери. В центре деисусного чина изображен образ Спаса в Силах. Справа и слева — иконы предстоящих и молящихся Христу Пресвятой Богородицы и святого Иоанна Предтечи. Иконостас венчается распятием. Иконостас удачно вписался в конструкцию внутреннего помещения храма и вместе с другими иконами.

    Привезенная из России величественная трехъярусная люстра и позолоченные светильники на стенах гармонируют с интерьером храма, создавая необходимую атмосферу для проведения богослужений. Средства для изготовления и установки храмового престола собраны православными верующими России, Китая, Украины, США, Великобритании, Франции и Эстонии. В основание Престола алтаря Успенского храма, сделанного китайскими мастерами из лучших сортов мрамора провинции Сычуань, положены мощи священномученика Иоанна Рижского (Поммера).

    Колокольня Успенского храма имеет 6 колоколов весом от 14 до 210 кг. Они были изготовлены в 2008 г. специалистами «Общества древнерусской музыкальной культуры - Завод им. И.А. Лихачева - Московское колокольное предприятие». Территория, прилегающая к зданию Успенской церкви, красиво благоустроена: вымощена плиткой, возведен фонтан, установлены скамейки, посажены цветы и деревья. Ранее неприметный уголок посольства, используемый в хозяйственных целях, превратился в благоукрашенное место отдыха, в центре которого разместился православный храм-музей во имя Успения Божией Матери, зримый памятник трудам многих поколений служителей Российской Духовной Миссии в Китае. Воссозданный храм во имя Успения Божией Матери создает новые благоприятные условия для деятельности православной общины Пекина, в которую входят не только граждане России, но и православные верующие многих других стран. Успенский храм — единственный действующий православный храм на территории китайской столицы.

    Во втором православном храме, расположенном на территории Посольства России (храм во имя святителя Иннокентия Иркутского «Красная Фанза») после открытия Успенского храма, начат ремонт. Святыни православной общины Пекина — иконы с частицами мощей святителя Иоанна Шанхайского, святителя Иннокентия Иркутского, святителя Гурия Таврического и мученицы Людмилы перенесены в Успенский храм и будут доступны для поклонения во время совершения богослужений.

    По материалам работ Б.Н. Горбачева, Т.Б. Манаковой. http://orthodoxbj.com/history/