• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Действие оперы происходит на берегу Днепра. Наташа, дочь мельника встречает своего возлюбленного князя. Их отношения уже год, молодые люди любят друг друга. Отец Натальи, старый мельник рад их роману, и постоянно хочет извлечь из этой любви свою выгоду.

    Время идет, князь все реже стал наведываться к своей возлюбленной. Наташа очень тоскует по нему, и с нетерпением ждет встречи. Однажды, услышав топот копыт, девушка спешит на встречу к любимому. Мельник, тем временем напоминает дочке о необходимости этих отношений. Но, не все так просто, князь приехал, чтобы расстаться с Наташей. Он полюбил другую девушку, о чем и сообщил дочери мельника. Прощаясь, князь одаривает Наташу подарками. Девушка расстроена, она говорит возлюбленному, что ждет их ребенка. Князь обещает не забывать их и помогать материально. Наташа не может пережить такого горя, она побежала к реке и бросилась в воду. Мельник не смог ее удержать.

    Князь устроил пышный пир, по поводу своей свадьбы. Веселье в самом разгаре, все поют и радуются. Вдруг, средь веселых песен, слышится заунывный голос Наташи. Князь просит слугу найти девушку и увести со двора. Молодая княгиня опечалена, ей неприятны грустные песни на свадьбе, она считает, что это к беде. Когда молодожены поцеловались, из толпы гостей раздался протяжный женский стон. Свадьба окончательно испорчена.

    Прошло почти двенадцать лет. У князя так и не сложился брак. Княгиня считает, что у него есть другая.

    Однажды, князь приехал к Днепру. Его давно туда тянула непреодолимая тоска. Вдруг он увидел человека в лохмотьях, это был мельник. Старик совсем лишился разума после гибели дочери. Он бросился с претензиями к князю. А тому, стало еще хуже от услышанного.

    Где-то на дне Днепра живет царица русалок, у нее есть прелестная дочь русалочка. Ей двенадцать лет. Она поведала матери, что частенько бывает на берегу, общается с дедушкой. Царица попросила дочь заманить на дно князя, сказав, что он ее отец. Русалка Наталья так и не справилась со своими чувствами, она по-прежнему любит князя.

    Придя на берег, князь встретил маленькую русалочку, она рассказала ему о своем происхождении и позвала с собой. За мужчиной следила его жена, и вот княгиня заговорила с ним. В это время послышался голос царицы русалок, а старый мельник толкнул неудавшегося зятя в воду. Подданные царицы доставили тело князя к своей повелительнице.

    Это произведение учит отвечать за свои поступки.

    Картинка или рисунок Даргомыжский - Русалка

    Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

    • Краткое содержание Та сторона, где ветер Крапивина

      Генке на протяжении долгого времени не удается сдать английский. Обстоятельство может обернуться для него неприятными последствиями. Его могут оставить на второй год, к тому же при не исправлении ситуации отец грозит его сурово наказать.

    • Краткое содержание Жизнь господина де Мольера Булгаков

      Комедиограф Жан Батист Поклен оказал влияние на творчество Михаила Булгакова и также на его жизнь настолько сильное, что писатель решил посвятить ему книгу.

    • Краткое содержание Гоголь Рим

      Молодой князь, который родился и вырос в старом Риме, уезжает учиться в Париж. Прогрессивный европейский город поражает и захватывает юношу своим блеском, кипением страстей, наук, политики. Рестораны, кафе, магазины, театры – все сверкало, манило.

    • Краткое содержание Пища богов Уэллс

      Это произведение в жанре фантастики. В нем описана история горе - изобретателей, которые создали чудодейственную пищу. Эта еда преобразовывала все живые организмы.

    • Петрушевская

      Людмила Стефановна Петрушевская - одна из самых популярных российских писательниц. Она известна как автор книг, сценариев для театра и кино, стихов, переводов. Писать Петрушевская начала в ранней юности.

    А.С. Даргомыжский опера «Русалка»

    Литературной основой «Русалки » - оперы Даргомыжского, стало одноименное сочинение А.С. Пушкина. Над созданием этого произведения композитор работал на протяжении семи лет – трепетно, с душой, бережно воссоздавая и углубляя образы пушкинской драмы. И так, нота за нотой, сцена за сценой трагическая история любви дочери мельника была воссоздана композитором в оперном жанре , чтобы с годами стать самым известным и любимым творением в его наследии.

    Краткое содержание оперы Даргомыжского «Русалка» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.

    Действующие лица

    Описание

    Наташа сопрано дочь мельника, русалка, царица подводного царства.
    Мельник бас жадный прагматик, любящий отец.
    Князь тенор возлюбленный Наташи
    Княгиня меццо-сопрано невеста и жена Князя
    Ольга сопрано приближенная к Княгине сирота
    Маленькая Русалочка без вокала дочь русалки Наташи, 12 лет

    Краткое содержание «Русалки»


    Дочь мельника Наташа безумно влюблена в Князя, каждый день она с тоской вглядывается вдаль, ожидая своего возлюбленного. Но Князь приезжает все реже и реже, и девушка начинает догадываться о причине его отсутствия. Он вынужден жениться на другой, знатной и богатой девушке, о чем и сообщает Наташе на последней встрече. Князь уходит, так и не узнав, что вскоре у нее должен родиться ребенок. Девушка не может жить без любимого и в отчаянии бросается в воды Днепра.

    Но Князю не суждено обрести счастье с новой возлюбленной. Смерть Наташи обрекает на несчастную жизнь всех участников этой драмы. И на княжеской свадьбе, в самый разгар пиршества, страшным предзнаменованием этого прозвучит чья-то жалобная песня о трагической и обманутой девичьей любви. Княгиня все замужество проведет в одиночестве, отец Наташи сойдет с ума и возомнит себя вороном, а вот Князь… Князь встретит на берегу ночного Днепра маленькую Русалочку, которая расскажет ему о несчастной девушке, ее матери, бросившейся в воду 12 лет назад и ставшей Царицей подводного царства. А затем, под воздействием каких-то таинственных чар, он уйдет вслед за Русалочкой под воду…





    Интересные факты

    • Как известно, свою драму «Русалка» А.С. Пушкин завершить не успел. Возможно, произведение бы и не закончилось смертью Князя, если бы поэт не погиб, но сделать финал таким решил сам Даргомыжский . «Русалка», таким образом, благодаря композитору обрела еще и идею мести, которой не было у Пушкина.
    • Премьерный спектакль успеха не имел. Причинами этого стали: сюжет – аристократы не оценили страданий дочери Мельника, сокращение многих сцен, а также совершенно неподходящие декорации и костюмы из другой оперной постановки под названием «Русская свадьба».
    • Опера «Русалка» Даргомыжского - не единичная в истории русского музыкального театра. «Русалочий бум» пришелся на XIX столетие, когда была поставлена целая серия оперных спектаклей о Днепровской русалке (например, «Леста, или Днепровская русалка» С.И. Давыдова, «Дунайская русалка» Ф. Кауэра» и др.


    • В. Белинский считал, что основной особенностью музыкального творчества Даргомыжского была идея сближения возвышеного с реалиями жизни. Тема, которой пронизаны многие его произведения "натуральная (настоящая) школа" - эта тема подразумевает жизнь простых людей из бедного сословия, в реальных очертаниях. Он также поднимает вопрос о "маленьком" человеке и раскрывает его психологические аспекты. Именно эти темы волновали Дагомыжского и были им серьезно задействованы в опере «Русалка», а также во многих романсах.
    • Суммарно, с учетом перерывов, композитор писал оперу около 10 лет.
    • Сочинив оперу «Русалка» Даргомыжский внес новое направление в русское оперное искусство: лирико-драматическую бытовую драму. Суть в сложных человеческих характерах, которые переплетены с остроконфликтными взаимоотношениями, а в конечном счете случается большая трагедия.
    • Данная опера не единственная работа композитора, написанная по произведению А.С. Пушкина. Многие романсы и некоторые оперы Даргомыжского также написаны на стихи и поэмы великого писателя. (Опера "Каменный гость", романсы: "Я вас любил...", "Вертоград", и мн.другие).
    • Знаменитый оперный певец Леонид Витальевич Собинов собирал свои сценические костюмы, театральные аксессуары и реквизиты - создавая из этого целую эксклюзивную коллекцию. Народный артист очень щепетильно относился к созданию костюмов, и практически всегда принимал личное участие в процессе шитья одеяний. В числе его первых личных театральных костюмов - образ Князя из оперы «Русалка».
    • В 1971 году был снят великолепный черно-белый фильм-опера «Русалка». Среди актеров можно встретить таких известных личностей, как: Е. Супонева, О. Новак, А. Кривченя, Г. Королеву и др. Как известно, в подобных фильмах актеры и исполнители вокальных партий - это разные люди. Поэтому смотря оперу вы услышите: И. Козловского, В. Борисенко, Е. Смоленскую и др. Интересно, что Алексей Кривченя - оперный певец, оказался таким хорошим актером, что звучит не только его бас, но и в фильме он играет самого Мельника.

    Популярные арии и номера

    Ария Мельника "Ох, то-то все вы, девки молоды" - слушать

    Ария Русалки - слушать

    Каватина Князя - слушать

    Хор ""Сватушка"" - слушать

    Музыка

    Драматургию «Русалки» композитор воссоздал, продемонстрировав в либретто большую жизненную правду и показав глубокие проникновенные душевные миры главных персонажей. Даргомыжскому удается передать музыкой характерные черты героев, а также показать все душевные переживания. Диалогические сцены в опере встречаются довольно часто, и с их помощью, композитору удается показать напряженные взаимоотношения между действующими лицами. За счет такой особенности сцен, они занимают особо значимое место (наподобие арий, ансамблей). Все действие произведения протекает на фоне обычной, непримечательной картины быта того времени.


    Даргомыжский выделил в «Русалке» значительное место хоровым эпизодам. В действиях есть картины, где показывается народный быт. Большинство хоров крестьян композитор писал используя подлинные народные тексты.

    Ансамбли в музыкальной драме чаще всего имеют гибкую форму ариозо, усиливается ценность слова и смысла в речитативах, характеризующие пиковые, кульминационные драматические фрагменты. Даргомыжский пишет оперу по принципу "номерной" партитуры, т.е. он обозначает отдельные номера привычными наименованиями - ариями, дуэтами, терцетами и т.д.. Но, композитор все равно зачастую расширяет ансамбли в "Русалке" до масштабных сцен. В таких сценах наблюдается переплетение песенно-ариозных элементов с речитативно-декламационными.

    История создания

    Идея о написании оперы на сюжет «Русалки» по поэме А.С. Пушкина возникла у композитора в конце середины 19 века. Уже в 1848 году Даргомыжский сделал первые наброски на нотных листах. Через 7 лет, в 1855 году, музыкальный творец закончил оперу.

    Даргомыжский сам писал либретто для оперы «Русалка». Несмотря на то, что досочинить конец поэмы ему пришлось самому, много авторского текста композитор сохранил неизменным. В том числе он добавил заключительную сцену гибели Князя. И с изменениями трактовал образы Пушкина, например, в образе Князя он убрал чрезмерное лицемерие, которое ему присуще в авторском тексте. Поэт не уделил должного внимания душевной драме Княгини, а композитор широко развил эту тему. Мельник в пушкинском варианте корыстный, Даргомыжский же показал его еще и хорошим, любящим отцом. Образ Наташи, композитор сохранил, показав линию характерных перемен такими же, как в поэме писателя.

    Постановки

    4 мая 1856 года была первая постановка оперы «Русалка» в Мариинском театре (Санкт-Петербурга). Премьера получилась небрежной, неаккуратной (несоответствующие костюмы, декорации). Из-за этого театральная дирекция была недовольна и враждебно настроена к этой музыкальной драме, да и зрителям опера не понравилась. Меньше, чем через 10 спектаклей "Русалку" сняли со сцены. Только в 1865 году возобновили спектакль, который был восторженно принят новой публикой, в том числе и интеллигенцией.

    Эта опера и по сей день пользуется популярностью на оперных сценах России. Уже свыше 150 лет «Русалка» входит в репертуар Российских театров.

    В заключении хочется сказать, что «» безумно актуальна для реалий любого времени. Такие ситуации случаются и в наше время, когда происходят такие казусы в отношениях между мужчиной и женщиной. Даргомыжский сумел своей музыкой выразить всю палитру эмоций так, что слушая эту музыкальную драму, невольно вливаешься в предложенную историю и сопереживаешь вместе с главными героями.

    А.С. Даргомыжский «Русалка»

    «Русалка», над которой Даргомыжский работал с перерывами с 1845 по 1855 годы, открыла в русском оперном искусстве новую тему - тему социального неравенства. Как и «Каменный гость», она связана с творчеством Пушкина.

    Неоконченная драматическая поэма Пушкина «Русалка» была опубликована вскоре после смерти поэта в журнале «Современник» и сразу же поставлена в двух театрах (для постановки в московском Большом театре музыку сочинил Алябьев - четыре номера). В основе пьесы - достаточно распространенный романтический сюжет. Это история крестьянской девушки, покинутой богатым князем. Поэт соединил ее с фантастическим мотивом: покончившая самоубийством девушка превращается в могущественную Русалку.

    Даргомыжского в пушкинском сюжете заинтересовали, в первую очередь, сложные душевные переживания, особенности человеческой психологии. В этом отношении он выступил как художник, воплотивший новую эстетику критического реализма.

    Даргомыжский сам написал либретто , о чем упомянул в одном из писем («сам плету стихи»). Ему всецело принадлежит концепция финала, отсутствующего в поэме Пушкина . В оперном финале получает развитие идея мести , от которой поэт отказался . Этот вариант завершения драмы В.Г. Белинский оценил как наиболее верный. Переосмысление основного конфликта драмы (наделение его социальным звучанием) потребовало частичного изменения характеристик действующих лиц и их взаимоотношений.

    Существенно изменен в опере образ Князя. Князь Пушкина - лицемер, он сознательно обманывает преданную девушку. В сцене свадьбы его волнует лишь скандал. В оперном либретто Князь мягкий, бесхарактерный, опечален разлукой, искренне не хочет огорчать любимую. Из-за слабости характера расставание с ней не становится для Князя драмой. Виной его разлуки с Наташей Даргомыжский делает не пороки самого Князя, а сословные преграды (« Видишь ли, князья не вольны жен себе по сердцу брать »).

    Оперная Наташа - первый трагический женский образ в русской опере. В отличие от героини Пушкина, это более сильный, решительный и последовательный характер. Главное в нем - любовная страсть, порождающая жажду мести. Сильно в Наташе и бунтарское начало, альтернативное женской кротости и терпению. Пройдет почти полвека, прежде чем подобный образ получит развитие - Любаша в «Царской невесте» Римского-Корсакова.

    Наименьшим изменениям подвергся в либретто образ Мельника.

    Восполняя краткость пушкинского текста, Даргомыжский дополнительно ввел в оперу несколько жанровых сцен, рисующих русский сельский быт (крестьянские хоры в I действии, свадебный обряд во II действии). В финалах II и IV актов добавлены сцены Княгини.

    Драматургия

    По типу драматургии «Русалка» близка большой романтической опере. Черты общности:

    Вместе с тем национальная специфика вызвала коррективы этого жанра. Оттолкнувшись от большой романтической оперы, Даргомыжский создал народно-бытовую, лирико-психологическую драму со сквозным музыкальным развитием.

    Одна из особенностей драматургии «Русалки» - обилие больших, развернутых, действенных ансамблей. В них сосредоточена основная динамика действия (дуэты-сцены Князя и Наташи, Мельника и Наташи, Князя и безумного Мельника). В ансамблях широко используется гибкая форма ариозо, возрастает смысловая роль речитатива, который зачастую характеризует переломные, кульминационные моменты драмы. Мастерство певучего речитативного письма является наиболее сильной стороной оперы Даргомыжского.

    Наибольшим драматическим напряжением отличается I действие оперы. За исключением выходной арии Мельника и народной хоровой сцены, оно целиком состоит из ансамблевых номеров (два дуэта, терцет и финал с хором). Наташа, образ которой находится в центре действия, не имеет здесь ни одного самостоятельного сольного номера.

    Сохраняя в построении оперы «номерной» принцип, Даргомыжский пользуется для обозначения отдельных номеров традиционными определениями: ария, дуэт, терцет. Однако многие ансамбли «Русалки» разрастаются до масштабов целых сцен, в которых песенно-ариозные и речитативно-декламационные элементы тесно переплетаются между собой . Яркий пример - дуэт Наташи и Князя из I акта , характеризующий переломный момент в развитии действия: Наташа догадывается, что Князь женится. Опорными точками в построении дуэта являются три эпизода мелодически-распевного характера:

      « Бывало, издали уже спешишь » (тема побочной партии увертюры);

      « Разве я за тобою вслед »;

      « Суди сама, ведь мы не вольны жен себе по сердцу брать ».

    Ни один из этих трех разделов не вырастает в завершенную форму. Средний раздел, развивающийся с непрерывным нарастанием, приводит к драматической кульминации всей сцены - « Теперь я понимаю все. Ты женишься? ..» (с.79). Слова Наташи звучат почти без сопровождения, вначале робко, вопросительно (3т), затем как крик отчаяния (f , скачок на ум.7, тремоло в оркестре).

    Форма рассматриваемого дуэта незамкнута: он оканчивается тонально подвижным построением, ведущим к дуэту Наташи и мельника. Одно столкновение сменяется другим.

    Образы главных героев

    Новаторской чертой драматургии «Русалки» является показ главных образов - Наташи и Мельника - в развитии.

    Все первое действие «Русалки», фактически, «держится» на образе Наташи (сопрано). В начале оперы ее характеристика выдержана в лирических тонах, преобладают мелодии романсового склада, а также фрагменты, близкие русской народной песне и кантилене глинкинского типа. Примером может служить ариозо « Ах, прошло то время » из терцета I действия (Наташа, Князь, Мельник). Терцет является экспозицией образа Наташи. Второе ариозо из этого же ансамбля - «Ласковым ты словом» (с.40) - легкое, игривое, близко танцевальной музыке.

    Заметная перемена в характеристике Наташи происходит в дуэте с Князем . На смену ариозности приходит речитативность, подчеркнутая импульсивными репликами оркестра. В музыке отражается целая гамма чувств - от робости до отчаяния и гнева. Речитативные фразы чередуются с ариозными разделами. Один из них - «Бывало, издали уже спешишь» (с.67) - ласковая лирическая мелодия, настроение светлой грусти.

    Наиболее выразительна речитативная сцена Наташи в заключительном разделе дуэта - « Постой, тебе сказать хотела » - где оркестр передает движение мысли героини, находящейся на грани помешательства.

    Последней характеристикой Наташи в I действии является драматическое ариозо «Днепра царица» (с.110). Его мелодия основана на подлинном народном напеве, который трансформируется в драматическую декламацию (кульминация образа).

    Между характеристиками «реальной» и «неживой» героини помещается гениальная песня « По камушкам » (с.164), звучащая на свадьбе князя. Лирическую протяжную песню о простой крестьянской девушке поет фантастическое существо. Значение этого номера выходит за пределы индивидуальной характеристики Наташи. Его музыка звучит как голос совести, вызывая у присутствующих на свадебном торжестве тревожные предчувствия, и пробуждая у Князя искорку раскаяния. Во вступлении сочетается жалобная и певучая фраза гобоя (знак печали) и холодные переборы арфы (фантастический элемент). Как и у Глинки, распевность сочетается с виртуозностью (каденции-концовки).

    Во второй половине оперы действие происходит через 12 лет. Большая ария в последнем, IV действии «Давно желанный час настал» (с.272) принадлежит уже не прежней Наташе, а фантастическому существу. Ласковая, любящая девушка (реальный образ) превратилась в могущественную Русалку, царицу Днепра, охваченную жаждой мести (фантастический образ). Этим объясняется заметное интонационное отличие ее музыки от партии Наташи в I акте. Подвижная виртуозная мелодика широкого диапазона, характерная для классических образцов «арий мести», большие скачки перебрасывают арку к заклинанию «Днепра царица». В последнем эпизоде призыва Русалки раскрыта фантастическая сущность образа.

    В целом, сольных номеров в партии Наташи немного, но есть многочисленные ариозо в ансамблевых сценах (в терцете это « Да, наконец, ты вспомнил обо мне », « Ах, прошло то время », « Ласковым ты словом »; в сцене с Мельником - « Не верю, не может быть », « Скажи, родимый », « О Боже, он уехал », « Вот, вот венец мой », « Днепра царица »).

    Одно из наивысших достижений Даргомыжского в «Русалке» - образ Мельника (бас). В образе первого русского оперного безумца заложено направление, ставшее чрезвычайно значимым для национальной оперной традиции .

    Динамика развития образа Мельника направлена от буффонады и водевиля к высотам трагедии. В начале оперы это чисто водевильная фигура; жадноватый прагматик, смотрящий сквозь пальцы на любовную связь дочери, при этом - любящий отец. Первая ария Мельника «Вот то-то, все вы девки молодые» (с.17) близка водевильным куплетам. Музыка основана на плясовых попевках народно-бытового склада. Но уже в конце I действия (в дуэте с Наташей, с.84) в его характеристике намечается перелом: «Так вот, что должен теперь я слышать» (с.100). Наташа упрекает отца в том, что он поощряет ее отношения с Князем, ожидая дорогих подарков. Секундовые задержания придают мелодии горестный оттенок.

    Трагическую трансформацию образа подготавливает и драматический финал I действия.

    В III действии Мельник - трагический персонаж. В его дуэте с Князем, характеризуя безумие несчастного старика, Даргомыжский сохраняет черты прежнего облика, но показывает их в «кривом зеркале». Речь Мельника построена на отрывистых восклицаниях: «Здорово, здорово зять!… Я здешний ворон!» (с.228). Интонации приобретают гротесковый характер. Сохраняется лейтжанр первого акта - плясовая (« Я продал мельницу », « С тех пор свободно летаю »). Вместе с плясовой остается и штрих staccato - и в вокальной партии, и в оркестровом сопровождении. К этому прибавляется диссонантная интервалика.

    Перевозбуждение сменяется эмоциональным спадом (точно подмеченная деталь поведения душевнобольных). В лирическом эпизоде «Да, стар и шаловлив я стал…» (с.236) мелодия Мельника приобретает романсовую напевность, в ней слышится горесть и тоска. Медленная, кантиленная, красивая музыка олицетворяет то лучшее, что было загублено в этом человеке.

    Хоровые сцены

    Особое место в опере занимают хоровые эпизоды. В I -м действии это большая картина народного быта. Три звучащих здесь крестьянских хора (« Ах ты, сердце », « Заплетися, плетень », « Как на горе мы пиво варили ») основаны на подлинных народных текстах. Подлинные народные тексты использованы и в сцене свадебного пира из II -го действия, с ее обрядовыми и жанровыми элементами. Среди свадебных песен выделяется шуточный трехголосный женский хор «Сватушка» (с.157). В оркестре - подражание народным инструментальным наигрышам.

    Праздничный, радостный настрой этой музыки глубоко контрастирует с финалом I акта, где гибнет Наташа. Ту же функцию выполняют танцы и хоры русалок в двух последних действиях оперы.

    Музыкальных цитат в «Русалке» немного. В их числе - плясовая «Как на горе мы пиво варили» (с.57), где звучит плясовой народный напев, записанный самим композитором.

    Асафьев писал об этих сценах: мир фантазии абсолютно чужд Даргомыжскому, «его русалки - просто милые благовоспитанные барышни».

    Любопытно сходство «Русалки» с некоторыми западноевропейскими оперными шедеврами - в первую очередь, с «Риголетто» Верди. В обеих операх имеется «нелюбовный» треугольник: страдающий старик-отец (Риголетто, Мельник), обманутая красавица-дочь (Джильда, Наташа), богатый соблазнитель (Герцог, Князь). Даты создания драм: «Русалка» Пушкина - 1829-1832 год, «Король забавляется» Гюго - 1832 год. Даты создания опер на эти сюжеты: «Русалка» Даргомыжского - 1845-1855 годы, «Риголетто» Верди - 1851.

    Кроме того, можно говорить и о тенденциях оперного веризма , с характерной для этого направления предельной плотностью и концентрацией драматического действия. По сути, первый акт «Русалки» есть типичный образец веристской одноактной оперной драмы. Он представляет собой образец «оперы в опере» или «драму в драме» - со своей драматургической завязкой, кульминацией и трагическим финалом.

    Среди западных аналогов - ансамблевые сцены в операх Верди (дуэт Аиды и Амнерис, дуэт Амнерис и Радамеса, 1870; ранее - дуэт Жермона и Виолетты, 1853).

    Действующие лица:

    ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

    Замысел «Русалки» на сюжет поэмы Пушкина (1829-1832) возник у в конце 1840-х годов. К 1848 году относятся первые музыкальные наброски. Весной 1855 года опера была закончена. Через год, 4 (16) мая 1856 года, в Петербурге на сцене Мариинского театра состоялась премьера. Поставлена «Русалка» была небрежно, с большими купюрами, в чем сказалось враждебное отношение театральной дирекции к новому, демократическому направлению в оперном творчестве. Игнорировал оперу и «высший свет». Тем не менее «Русалка» выдержала немало представлений, получив признание у широкой публики. Передовая музыкальная критика в лице А. Н. Серова и приветствовала ее появление. Но подлинное признание пришло в 1865 году. При возобновлении на петербургской сцене опера встретила восторженный прием у нового зрителя - демократически настроенной интеллигенции.

    Оставил неприкосновенной большую часть пушкинского текста. Им была внесена лишь заключительная сцена гибели Князя. Изменения коснулись также трактовки образов. Композитор освободил образ Князя от черт лицемерия, которыми он наделен в литературном первоисточнике. Развита в опере душевная драма Княгини, едва намеченная поэтом. Несколько облагорожен образ Мельника, в котором композитор стремился подчеркнуть не только корыстолюбие, но и силу любви к дочери. Вслед за Пушкиным показывает глубокие перемены в характере Наташи. Он последовательно отображает ее чувства: затаенную грусть, задумчивость, бурную радость, смутную тревогу, предчувствие надвигающейся беды, душевное потрясение и, наконец, протест, гнев, решение мстить. Ласковая, любящая девушка превращается в грозную и мстительную Русалку.

    СЮЖЕТ

    На берегу Днепра живет старый Мельник с дочерью Наташей. С некоторых пор частым гостем стал у них Князь. Он любит Наташу и сумел вызвать в сердце девушки ответное чувство. Но в последнее время Князь появляется все реже. С тоской ждет Наташа его приезда. Ждет Князя и Мельник. По-своему желая дочери добра, он с простодушно-грубоватой прямотой поучает ее, как извлечь из любви Князя побольше пользы для себя и для родных. Но Наташа не слушает его. Из задумчивости ее выводит конский топот. С радостью встречает Наташа возлюбленного, ласково упрекая его за долгое отсутствие. Князь ссылается на дела и заботы. Желая успокоить девушку, он дарит ей дорогое ожерелье. Невесел Князь. Его не могут равлечь затеянные крестьянами танцы и игры. Он приехал, чтобы навсегда проститься с Наташей. Нет, не война и не дальний путь причина их разлуки. «Князья не вольны жен себе по сердцу брать», - говорит Князь. Ни отчаяние несчастной девушки, ни весть о том, что она скоро станет матерью, не останавливают его. Обезумевшая от горя Наташа срывает с себя драгоценный подарок и бросается в Днепр.

    Княжеская свадьба. Князь женится на богатой и знатной девушке. Гости величают молодых. Среди свадебного веселья слышится чья-то жалобная песня об обманутой девичьей любви. Князь в испуге: он узнал голос Наташи. Сват старается восстановить нарушенное веселье и провозглашает «Горек мед!». Но когда Князь наклоняется, чтобы поцеловать Княгиню, в тишине раздается женский стон. Свадебное торжество омрачено; все в смятении.

    Прошло 12 лет. Женитьба не принесла Князю счастья. В тоскливом одиночестве проводит свои дни Княгиня. Входит ловчий. Он рассказывает, что Князь, отослав слуг, остался один на берегу Днепра. Взволнованная Княгиня вместе с Ольгой спешит к реке.

    Ночь. На берегу Днепра под холодным светом луны весело играют русалки. Заметив Князя, они исчезают. Князь узнает места, где бывал много лет назад: полуразвалившуюся мельницу, старый дуб. Воспоминания о прежнем счастье и раскаяние наполняют его душу. Неожиданно перед ним предстает страшный оборванный старик. Это мельник. Смерть дочери лишила его рассудка. Князь зовет несчастного к себе в терем, но Мельник отказывается. Внезапно он набрасывается на Князя, требуя вернуть ему дочь. Подоспевшие охотники спасают Князя от безумного старика.

    Много лет минуло с тех пор, как Наташа, бросившись в реку, стала грозной властительницей днепровских вод. Она по-прежнему любит Князя, но вместе с тем лелеет мечту о мести. Наташа рассказывает дочери-русалочке об отце - своем неверном возлюбленном, поручая ей выйти на берег и заманить его в реку.

    Берег Днепра. Сюда влекут Князя воспоминания о днях былого счастья. Из воды выходит Русалочка и рассказывает Князю, что она - его дочь, зовет его за собой. Тот готов последовать за ней. Появившиеся на берегу Княгиня и Ольга пытаются удержать его. Но слышен голос Наташи, призывающей Князя. Повинуясь ему, Князь уходит вслед за Русалочкой под воду.

    МУЗЫКА

    Драма, лежащая в основе «Русалки», воссоздана композитором с большой жизненной правдой, глубоким проникновением в душевный мир героев. показывает характеры в развитии, передает тончайшие оттенки переживаний. Образы основных действующих лиц, их взаимоотношения выявляются в напряженных диалогических сценах. В силу этого значительное место в опере занимают, наряду с ариями, ансамбли. События оперы разворачиваются на простом и безыскусственном бытовом фоне.

    Опера открывается драматической увертюрой. Музыка основного (быстрого) раздела передает страстность, порывистость, решительность героини и, вместе с тем, ее нежность, женственность, чистоту чувств.

    Значительную часть первого акта составляют развернутые ансамблевые сцены. Комедийная ария Мельника «Ох то-то, все вы, девки молодые» моментами согревается теплым чувством заботливой любви. Музыка терцета живо передает радостное волнение и грусть Наташи, мягкую, успокаивающую речь Князя, ворчливые реплики Мельника. В дуэте Наташи и Князя светлые чувства постепенно уступают место тревоге и нарастающему волнению. Высокого драматизма музыка достигает на словах Наташи «Ты женишься!». Психологически тонко решен следующий эпизод дуэта: короткие, словно недоговоренные мелодические фразы в оркестре рисуют растерянность героини. В дуэте Наташи и Мельника смятение сменяется ожесточением, решительностью: речь Наташи становится все более отрывистой, взволнованной. Акт завершается драматичным хоровым финалом.

    Второй акт - красочная бытовая сцена; большое место здесь занимают хоры и танцы. Первой половине акта присущ праздничный колорит; вторая наполнена беспокойством и тревогой. Торжественно и широко звучит величавый хор «Как во горнице-светлице, на честном пиру». Грустью отмечена задушевная ария Княгини «Подруги детства». Ария переходит в светлый, радостный дуэт Князя и Княгини. Следуют танцы: «Славянский», соединяющий легкую элегичность с размахом и удалью, и «Цыганский», подвижный и темпераментный. Тоскливо-печальная песня Наташи «По камушкам, по желтому песочку» близка к крестьянским протяжным песням.

    В третьем акте две картины. В первой - ария Княгини «Дни минувших наслаждений», создающая образ одинокой, глубоко страдающей женщины, проникнута скорбью и душевной болью.

    Открывающая вторую картину каватина Князя «Невольно к этим грустным берегам» отличается красотой и пластичностью напевной мелодики. Дуэт Князя и Мельника принадлежит к числу драматичнейших страниц оперы; грусть и мольба, ярость и отчаянье, едкая ирония и беспричинная веселость - в сопоставлении этих контрастных состояний раскрывается трагический образ безумного Мельника.

    В четвертом акте чередуются фантастические и реальные сцены. Первую картину предваряет небольшое красочно изобразительное оркестровое вступление. Ария Наташи «Давно желанный час настал!» звучит величественно и грозно.

    Ария Княгини во второй картине «Много лет уже в страданиях тяжких» полна горячего, искреннего чувства. Чарующе волшебный оттенок придан, мелодии призыва Русалки «Мой князь». Терцет проникнут тревогой, предчувствием приближающейся беды. В квартете напряжение достигает высшего предела. Завершается опера просветленным звучанием мелодии призыва Русалки.

    «Чем больше изучаю наши народные музыкальные элементы, то больше открываю в них разнообразных сторон», – так охарактеризовал А. С. Даргомыжский свою работу над оперой «Русалка». Литературным первоисточником послужила одноименная драма А. С. Пушкина – точнее, «Русалкой» эту драму назвали издатели, у автора она не имела заглавия. Не было у драмы и финала. «Как жаль, что эта пьеса не закончена!» – сетовал В. Г. Белинский… почему так случилось – ответить весьма сложно: поэт возвращался к этому произведению неоднократно, но так и не завершил. Возможно, он не желал ассоциаций с известной в то время оперой Ф. Кауэра «Дева Дуная» – той самой, над которой он иронизировал в («И запищит она (бог мой!): Приди в чертог ко мне златой!»).

    Однако, опере был нужен финал, и А. С. Даргомыжский, который сам написал либретто, избирает наиболее логичную развязку: месть оскорбленной князем Наташи, ставшей русалкой. Создавая либретто, композитор максимально сохранил пушкинский текст, но без изменений все же не обошлось: Наташа стала более сильной и решительной женщиной. Появились новые народно-бытовые сцены, позволившие создать хоровые номера.

    По своей жанровой природе опера «Русалка» – психологическая драма со сквозным развитием конфликта: от завязки в первом акте через развитие во втором и третьем к кульминации и развязке в четвертом. Примечательно, что самоубийство Наташи развязкой не становится – это только начало… и связано это не только с фантастическим элементом сюжета (превращение в русалку) – после предательства Князя героиня «умирает» духовно, умирает ее способность любить, вытесненная ненавистью. После этого из её партии исчезает песенное начало, присутствующее в первом акте, уступая место началу речитативному. Лишь однажды оно появится во втором акте – в песне «По камушкам, по жёлтому песочку», звучащей за сценой (что это – голос мстительной русалки или неотвязное воспоминание Князя о живой Наташе?) – но в последнем акте в партии героини уже нет ничего человеческого.

    Образ Мельника в начале оперы предстает в комедийном освещении – его ария, основанная на интонациях крестьянских плясовых песен, рисует лукавого старика-балагура. В последнем акте эти выразительные средства приобретают характер трагического гротеска, и лишь когда к безумному Мельнику на миг возвращается рассудок, в его музыкальной речи появляется песенное начало.

    В наименьшей степени получает развитие образ Князя: на протяжении всей оперы он характеризуется песенными мелодиями в духе романса – слишком лиричными, слишком красивыми, чтобы можно было верить в чувства, выраженные в них. Неудивительно, что этот образ практически не меняется – слабый характер неспособен к развитию.

    В опере «Русалка» А. С. Даргомыжский использовал ряд подлинных мелодий русских народных песен – например, в обращении Наташи к царице Днепра звучит мелодия песни «Ах, девица-красавица», на народной песне основан хор «Как на горе мы пиво варили». Во многих хоровых сценах, а также в песне Ольги в третьем действии, композитор сочинил свои мелодии, но использовал народные тексты. Все же образцов крестьянской песни в опере немного – и в целом интонационный строй оперы ориентирован не на нее, а на городской романс. По этой причине при всей условности времени действия персонажи кажутся современниками композитора.

    Хоровые сцены большой роли в развитии действия не играют – в отличие от опер , но создают для него красочный фон. Этой же цели служат хореографические номера – Славянский танец и Цыганский танец во втором действии.

    Опера «Русалка» была впервые представлена публике в мае 1856 года в Петербурге. Дирижировал премьерой К. Лядов. «Как же не приветствовать радостно большой четырехактной оперы, написанной на бесподобный поэтический текст Пушкина, написанной в самостоятельном характере русской оперной школы», – с восторгом писал В. Серов. Оперу благосклонно приняла демократически настроенная интеллигенция, но аристократия отнеслась к ней с презрением. У критиков наибольшие нарекания вызывали хореографические сцены во втором акте: «Если предки наши и забавлялись пляскою цыган, то, конечно, не приглашая их в столовую, а смотрели на них с высокого крыльца».

    В целом успех премьеры «Русалки» был весьма скромным, в чем немалую роль сыграла неудачная постановка: опера исполнялась с многочисленными купюрами, декораций, костюмов и бутафории специально для нее не изготавливали, используя оставшиеся от драмы «Русская свадьба». От полного провала спектакль спасло только выступление Осипа Петрова в роли Мельника. Не имевшая большого успеха опера была снята с репертуара в 1857 году – после одиннадцати спектаклей. Лишь после возобновления оперы в 1865 году к ней пришло подлинное признание.

    Музыкальные сезоны