• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Разработан Национальный план противодействия коррупции на 2018-2020 гг.

    Ряд мер направлен на совершенствование нормативно-правовой базы в данной сфере. Так, предстоит определить случаи, когда несоблюдение антикоррупционных запретов, ограничений и требований вследствие обстоятельств непреодолимой силы не является правонарушением. Кроме того, необходимо установить обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за несоблюдение указанных запретов, ограничений и требований, и учитывать их при применении взыскания.

    Надлежит подготовить законопроект, предусматривающий установление контроля за расходами лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений коррупционной направленности, и последующее обращение в доход РФ имущества, обнаруженного при расследовании таких преступлений.

    Минтруду России с участием Генеральной прокуратуры РФ поручено каждые полгода готовить обзор практики применения законодательства в части предотвращения и урегулирования конфликта интересов.

    Нужно проработать вопрос о расширении перечня имущества госслужащих, которое подлежит изъятию в доход государства в случае, если не подтверждено его приобретение на законные доходы.

    Еще один раздел национального плана посвящен просветительской и исследовательской работе в сфере противодействия коррупции. В нем, в частности, говорится о возможности грантовой поддержки организаций, которые показали наиболее значимые результаты в антикоррупционном просвещении граждан, популяризации антикоррупционных ценностей и научном обеспечении противодействия коррупции. Одновременно с этим Минюсту и другим профильным ведомствам поручено провести мониторинг деятельности НКО, уставами которых предусмотрено участие в противодействии коррупции, и проанализировать соответствие их деятельности заявленным целям.

    В документе также указано, что общественные слушания могут стать обязательными при осуществлении государственных закупок на сумму от 50 млн руб., муниципальных закупок - от 5 млн руб.

    Предписано рассмотреть возможность привлечения заинтересованных научных организаций и вузов к участию в проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов.

    Затронут вопрос о целесообразности введения запрета на привлечение к исполнению государственных и муниципальных контрактов компаний-субподрядчиков, подконтрольных чиновникам, ответственным за данные госзакупки, а также их супругам, близким родственникам и свойственникам. Под запрет также могут попасть закупки у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), учредители (участники) и (или) контролирующие лица которых зарегистрированы в оффшорных зонах.

    Установлены сроки представления докладов о выполнении поручений.

    Следить за выполнением плана будет специальная рабочая группа.

    Указ вступает в силу со дня его подписания.

    УКАЗ

    ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    О МЕРАХ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

    «О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ»

    Список изменяющих документов

    (в ред. Указов Президента РФ от 06.06.2013 N 546 ,

    В соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» постановляю:

    1. Установить, что на основании пунктов 1.1 — и 4 части 1 статьи 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее — Федеральный закон «О противодействии коррупции») сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей представляются по утвержденной Президентом Российской Федерации форме справки:
    1. Вопросы, связанные с соблюдением требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов, рассматриваются:

    а) президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции — в отношении лиц, названных в и настоящего Указа;

    1. Настоящее Положение определяет порядок направления запросов в Федеральную службу по финансовому мониторингу в соответствии со статьей 8.1 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» при осуществлении проверок в целях противодействия коррупции (далее — запросы).
    2. Руководитель Администрации Президента Российской Федерации либо уполномоченное им должностное лицо Администрации Президента Российской Федерации направляет запросы в отношении:

    подпункт «в» после слов «работы (службы)» дополнить словами «, вид и реквизиты документа, удостоверяющего личность,»;

    дополнить подпунктом «е.1» следующего содержания:

    «е.1) идентификационный номер налогоплательщика (в случае направления запроса в налоговые органы Российской Федерации);».

    1. В Положении о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. N 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 27, ст. 3446; 2012, N 12, ст. 1391):

    а) пункт 16 дополнить подпунктом «г» следующего содержания:

    «г) представление руководителем государственного органа материалов проверки, свидетельствующих о представлении государственным служащим недостоверных или неполных сведений, предусмотренных частью 1 статьи 3 Федерального закона от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» (далее — Федеральный закон «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам»);»;

    б) дополнить пунктом 25.1 следующего содержания:

    «25.1. По итогам рассмотрения вопроса, указанного в подпункте «г» пункта 16 настоящего Положения, комиссия принимает одно из следующих решений:

    а) признать, что сведения, представленные государственным служащим в соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», являются достоверными и полными;

    б) признать, что сведения, представленные государственным служащим в соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», являются недостоверными и (или) неполными. В этом случае комиссия рекомендует руководителю государственного органа применить к государственному служащему конкретную меру ответственности и (или) направить материалы, полученные в результате осуществления контроля за расходами, в органы прокуратуры и (или) иные государственные органы в соответствии с их компетенцией.»;

    в) пункт 26 изложить в следующей редакции:

    «26. По итогам рассмотрения вопросов, указанных в подпунктах «а», «б» и «г» пункта 16 настоящего Положения, при наличии к тому оснований комиссия может принять иное решение, чем это предусмотрено пунктами 22 — 25 и 25.1 настоящего Положения. Основания и мотивы принятия такого решения должны быть отражены в протоколе заседания комиссии.».

    1. Пункт 1 Положения о порядке рассмотрения президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции вопросов, касающихся соблюдения требований к служебному (должностному) поведению лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и отдельные должности федеральной государственной службы, и урегулирования конфликта интересов, а также некоторых обращений граждан, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 25 февраля 2011 г. N 233 «О некоторых вопросах организации деятельности президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 9, ст. 1223), дополнить подпунктом «а.1» следующего содержания:

    «а.1) вопросов, касающихся соблюдения требований к служебному (должностному) поведению лиц, замещающих: должность члена Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, должность заместителя Председателя Центрального Банка Российской Федерации, должности в государственных корпорациях (компаниях), иных организациях, созданных на основании федеральных законов, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, и урегулирования конфликта интересов. Указанные вопросы рассматриваются по основаниям и в порядке, которые установлены для рассмотрения вопросов, предусмотренных подпунктом «а» настоящего пункта;».

    УКАЗ

    ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    О МЕРАХ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ

    (в ред. Указов Президента РФ от 31.03.2010 N 396,

    от 01.07.2010 N 821, от 04.11.2010 N 1336,

    от 12.09.2011 N 1192, от 04.01.2012 N 19,

    от 28.02.2012 N 249, от 28.07.2012 N 1060,

    от 02.04.2013 N 309, от 14.02.2014 N 80)

    В целях создания системы противодействия коррупции в Российской Федерации и устранения причин, ее порождающих, постановляю:

    1. Образовать Совет при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции (далее - Совет).

    Председателем Совета является Президент Российской Федерации.

    2. Установить, что:

    а) основными задачами Совета являются:

    подготовка предложений Президенту Российской Федерации, касающихся выработки и реализации государственной политики в области противодействия коррупции;

    координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований по реализации государственной политики в области противодействия коррупции;

    контроль за реализацией мероприятий, предусмотренных Национальным планом противодействия коррупции;

    б) Совет для решения возложенных на него основных задач:

    запрашивает и получает в установленном порядке необходимые материалы от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

    приглашает на свои заседания представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и общественных объединений.

    3. Члены Совета принимают участие в его работе на общественных началах.

    Заседание Совета ведет председатель Совета.

    Решения Совета оформляются протоколом.

    Для реализации решений Совета могут издаваться указы, распоряжения и даваться поручения Президента Российской Федерации.

    5. Образовать для решения текущих вопросов деятельности Совета президиум Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции.

    В состав президиума Совета входят председатель президиума Совета, его заместитель, ответственный секретарь и члены президиума Совета.

    (абзац введен Указом Президента РФ от 14.02.2014 N 80)

    Председателем президиума Совета является Руководитель Администрации Президента Российской Федерации.

    7. Установить, что:

    а) президиум Совета:

    формирует повестку дня заседаний Совета;

    рассматривает вопросы, связанные с реализацией решений Совета;

    создает рабочие группы (комиссии) по отдельным вопросам из числа членов Совета, а также из числа представителей иных государственных органов, представителей общественных объединений и организаций, экспертов, ученых и специалистов;

    рассматривает вопросы, касающиеся соблюдения требований к служебному (должностному) поведению лиц, замещающих: государственные должности Российской Федерации, названные в подпункте "а" пункта 1 Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и соблюдения ограничений лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. N 1066; должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации; должности руководителей и заместителей руководителей Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, аппарата Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и аппарата Счетной палаты Российской Федерации, а также вопросы, касающиеся урегулирования конфликта интересов;

    (абзац введен Указом Президента РФ от 01.07.2010 N 821)

    по решению Президента Российской Федерации или Руководителя Администрации Президента Российской Федерации рассматривает вопросы, касающиеся соблюдения требований к служебному (должностному) поведению лиц, замещающих любые должности, осуществление полномочий по которым влечет за собой обязанность представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также вопросы, касающиеся урегулирования конфликта интересов;

    (абзац введен Указом Президента РФ от 02.04.2013 N 309)

    б) заседание президиума Совета ведет председатель президиума Совета либо заместитель председателя президиума Совета;

    (пп. "б" в ред. Указа Президента РФ от 14.02.2014 N 80)

    в) для реализации решений президиума Совета могут даваться поручения Президента Российской Федерации;

    г) решения президиума Совета оформляются протоколами.

    8. Установить, что председатель президиума Совета:

    а) формирует повестку дня заседаний президиума Совета;

    б) определяет направления деятельности созданных президиумом Совета рабочих групп (комиссий), а также утверждает их руководителей;

    в) организует обеспечение деятельности Совета, решает организационные и иные вопросы, связанные с привлечением для осуществления информационно-аналитических и экспертных работ представителей общественных объединений, научных и иных организаций, а также ученых и специалистов;

    г) докладывает Совету о ходе реализации мероприятий, предусмотренных Национальным планом противодействия коррупции, и иных мероприятий в соответствии с решениями Совета.

    9. Председателю президиума Совета в месячный срок представить проект Национального плана противодействия коррупции.

    10. Признать утратившими силу:

    Указ Президента Российской Федерации от 3 февраля 2007 г. N 129 "Об образовании межведомственной рабочей группы для подготовки предложений по реализации в законодательстве Российской Федерации положений Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 г. и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г." (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 6, ст. 731);

    Указ Президента Российской Федерации от 11 августа 2007 г. N 1068 "О продлении срока деятельности межведомственной рабочей группы для подготовки предложений по реализации в законодательстве Российской Федерации положений Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 г. и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г." (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 34, ст. 4210).

    11. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

    Президент

    Российской Федерации

    Д.МЕДВЕДЕВ

    Москва, Кремль

    Утвержден

    Указом Президента

    Российской Федерации

    СОСТАВ

    СОВЕТА ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ

    Утвержден

    Указом Президента

    Российской Федерации

    СОСТАВ

    ПРЕЗИДИУМА СОВЕТА ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Исполнение всех мероприятий плана будет контролировать специально созданная рабочая группа

    Владимир Путин (Фото: Юрий Кадобнов / Reuters)

    Президент Владимир Путин утвердил национальный план противодействия коррупции на 2018-2020 годы. Соответствующий указ, подписанный 29 июня, опубликован на официальном интернет-портале правовой информации.

    Подписанный главой государства документ обязывает руководителей федеральных органов исполнительной власти и других государственных органов обеспечить реализацию всех предусмотренных мероприятий по борьбе и противодействию коррупции. В указе также содержатся рекомендации Совету Федерации, Государственной думе, Верховному суду, Счетной палате, Центробанку и Центральной избирательной комиссии обеспечить реализацию этого национального плана.

    Следить за выполнением всего комплекса мероприятий будет специально созданная рабочая группа. «Президиуму Совета при президенте РФ по противодействию коррупции образовать рабочую группу по мониторингу реализации мероприятий, предусмотренных Национальным планом противодействия коррупции», — говорится в указе.

    Среди мер, которые утвердил Путин, — усовершенствование системы запретов, ограничений и требований, которые установлены для противодействия коррупции. До 1 ноября кабмин должен будет внести в Госдуму законопроекты, которые предусматривают «распространение на работников, замещающих отдельные должности в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, некоторых запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции».

    В инициативах правительства должны содержаться предложения по совершенствованию мер ответственности за несоблюдение запретов, ограничений и требований, которые установлены в целях противодействия коррупции. Также глава государства потребовал от кабмина усовершенствовать порядок получения подарков отдельными категориями работников.

    До 1 февраля 2019 года правительству поручили представить предложения по внесению в действующее российское законодательство изменений, которые предусматривают случаи, когда несоблюдение запретов, ограничений и требований «вследствие обстоятельств непреодолимой силы» не является правонарушением.

    Президентский совет по противодействию коррупции работает с 2008 года. В него помощники президента Анатолий Серышев и Дмитрий Шальков, председатель Счетной палаты Алексей Кудрин и другие. В задачи совещательного органа входит подготовка предложений главе государства, которые связаны с противодействием коррупции в стране.

    По подсчетам Генпрокуратуры, за 2016-2017 годы ущерб от коррупции в России 148 млрд руб. Как отметил глава надзорного ведомства Юрий Чайка, из этой суммы коррупционеры добровольно погасили 11 млрд руб., еще 78 млрд руб. было изъято в пользу государства. По данным британской консалтинговой компании Ernst & Young за 2017 год, Россия з 16-е место по уровню коррумпированности бизнеса среди стран региона EMEIA (Европа, Ближний Восток, Индия и Африка).

    Коррупция в России мешает национальным интересам. Об этом не раз говорил президент России Владимир Путин. Эффективность борьбы с негативными явлениями во многом зависит от первого лица государства.

    Его политическая воля влияет на то, как будет сформирована законодательная база, осуществляться контроль за исполнением законов, какие созданы органы для противодействия явлению, расставлены приоритеты и приняты меры.

    Указ Президента о борьбе с коррупцией – звено в общей цепочке. От содержания этого документа зависит, какой путь выберет руководство страны. О том, какие указы издавались президентами, какие цели они преследовали, были в них изменения или нет, и пойдет речь в нашей статье. Думаем, она вызовет интерес у тех, кому небезразлично будущее страны.

    Начало положено

    Кто первый в России начал борьбу с коррупцией? Как ни странно, Борис Ельцин, возглавлявший страну после распада страны Советов, когда коррупция, казалось, беспрепятственно распространялась по ней.

    В апреле 1992-го Борис Николаевич издал указ. Цель его – пресечение коррупции в среде государственных служащих. Начало, как говорится, было положено.

    От ратификации до закона

    Ратификация Конвенции ООН о борьбе с коррупцией в России прошла при президенте Владимире Путине. Он же в 2003 году издал указ о создании отдельного органа – совета – для тех же целей. Однако полноценный закон на уровне государства принят в 2008 году. В это время на посту главного лица государства находился Дмитрий Медведев.

    Одна из статей этого закона посвящена организационным основам противодействия коррупции, и первым в списке идет именно президент. Как гласит закон, он определяет основные направления государственной политики в деле борьбы с коррупцией.

    Приоритеты президента

    В период с 2009 года президентами Российской Федерации было издано 19 указов о коррупции. Речь в них шла о предоставлении сведений (в разных вариациях) о доходах чиновников, находящихся на госслужбе; о проверке этих сведений; об утверждении формы соответствующих справок; о принятии национальных планов, в которых определялась стратегия государства на определенный период и т. д.

    В 2013 году, выступая на одном из заседаний, Владимир Путин пообещал вырвать эту заразу (коррупцию) с корнем. В апреле этого года в один день он издал два указа – 309 и 310, в обоих говорилось о том, какие необходимо принять меры, чтобы федеральный закон не только существовал на бумаге, но и реально действовал.

    Так, в документе под номером 309 был дан перечень должностных лиц, наделенных правом направлять запросы в различные организации, в частности те, что занимаются кредитами, налоговой политикой и др.

    Еще в этом документе содержалось требование к госслужащим отчитываться не только о доходах, но и средствах, на которые приобретался транспорт, ценные бумаги, акции. Делать это необходимо в том случае, если стоимость приобретенного превышает совместный доход за три года чиновника и его жены.

    Порядок размещения сведений о доходах был определен указом 613 от июля 2013 года. Этим же указом органам госвласти субъектов РФ и муниципалитетам рекомендовалось руководствоваться принятым порядком при выработке нормативных актов на местах. Обязательна, согласно указу, публикация сведений о доходах в СМИ.

    В июле 2015 года вышел очередной указ. Важное внимание в нем уделено регионам. Речь идет о профилактике коррупционных нарушений и создании с этой целью специальных структур, организации комиссий для координации действий против этого явления.

    Чуть раньше в марте Путин подписал указ «О некоторых вопросах противодействия коррупции», одна из составляющих документа – подготовка перечня лиц, находящихся на федеральной службе, которым запрещено иметь счета за границей.

    Действовать по плану

    Владимир Путин неоднократно высказывался на тему, как мешает коррупция обществу, какое приносит зло. В национальной стратегии безопасности от 2015 г. президент говорил, что это негативное явление препятствует устойчивому развитию страны.

    Одна из эффективных мер, по мнению многих, принятие национальных планов, в которых четко расписаны действия на ближайшие два года, препятствующие коррупции и коррупционерам.

    Начало им положил Дмитрий Медведев во время своего президентства. При Путине также один раз в два года, начиная с 2012, принимаются такие планы. Последний составлен на 2016–2017 год и действует сегодня. Какие основные вопросы затрагиваются в этом документе? Если коротко, то следующие.

    • Конфликт интересов. Именно в последнем нацплане этой теме уделено особое внимание. Зачастую чиновник принимает решение о каком-либо контракте для фирмы, руководит которой его родственник. Такая ситуация носит название «конфликта интересов», их предотвращение – одна из задач, определенная в ряде документов. Это понятие планируется расширить, включив в него не только родственников, но и друзей должностного лица.
    • Имущество как мера ответственности. Имеется в виду возврат средств. Лицо, допустившее коррупционные нарушения, должно несет ответственность, тем самым пополняя государственную казну, которой нанесло ущерб.
    • Возврат капиталов. Речь идет о совместной работе с другими государствами, с тем чтобы вернуть выведенные за рубеж средства.


    Этот список не полный, подробнее познакомиться с ним можно в официальных источниках.

    Также национальный план предполагает активную работу сформированных в регионах и муниципалитетах комиссий по противодействию коррупции, широкой просветительской работе, в том числе обучение госслужащих. Просвещение должно стать обязательным элементом обучения в школах, вузах и даже в семье.

    Принятие национальных планов, признание коррупции проблемой, с которой пока не удается справиться, особое внимание госслужащим, обязанность предоставлять сведения о доходах, публиковать их в СМИ – это реальные меры, которые по предложению президента, применяются сегодня в России – страна медленно, но настойчиво продвигается по пути борьбы с коррупцией вперед.

    А как считаете вы, насколько указы президента помогают борьбе с коррупцией, как вы оцениваете роль президента в этой борьбе. В этой статье мы осветили только часть имеющихся в стране проблем с коррупцией. Возможно, вы готовы дополнить ее или высказать собственный взгляд.

    Заходите на наш сайт, оставляйте комментарии, делитесь мнением по затронутым вопросам. Мы всегда рады услышать вашу точку зрения.