• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Все аспекты этого праздника, историю, иконы и молитвы, мы рассмотрим в данной статье.

    Рождество Пресвятой Богородицы: история

    Об этом событии не сказано в Писании, подробности его известны из апокрифического текста середины II века «Протоевангелие Иакова».

    Согласно существующему Преданию, место, где произошло Рождество Богородицы, находится в Иерусалиме. Однако в Русской Православной Церкви получила распространение версия, которой придерживался святитель Димитрий Ростовский: о том, что родители Девы Марии жили в Назарете и там-то она и родилась.

    В горной области на север от Иерусалима, на откосе одной из гор около Эздрелонской долины, лежал Назарет. Это был небольшой городок, ничем в истории себя не проявивший, почему евреи даже несколько презрительно отзывались о нем, говоря: «Из Назарета может ли быть что доброе?»

    В этом-то городке жила благочестивая чета Иоакима и Анны, которых Господь избрал стать прародителями Спасителя мира. Иоаким происходил из дома царя Давида, а Анна — из священнического рода. Племянница Анны, праведная Елизавета, стала потом матерью Иоанна Крестителя и двоюродной сестрой будущей Девы Марии.

    Праведный Иоаким был человеком зажиточным, имея большое количество скота. Вся жизнь этой праведной четы, несмотря на богатство, была проникнута духом благоговейной любви к Богу и милосердия к ближним. За эти качества они пользовались всеобщей любовью и уважением. Удручала их, однако, одна скорбь: они были бездетными, что у евреев считалось признаком наказания Божия. Они непрестанно просили у Бога послать им радость в ребенке, хотя уже в старости им мало оставалось надежды на это. Иоаким был особенно огорчен своим бесчадием и однажды, принося свой дар Богу, он услышал от некого Рувима жесткий укор: «Зачем ты прежде других желаешь принести свои дары Богу? Ведь ты недостоин, как бесплодный!» От великого горя праведный Иоаким удалился в пустыню для поста и молитвы.

    Узнав об этом, праведная Анна, признавая себя виновницей их бесчадия, тоже восскорбела и стала еще усерднее молиться Богу, чтобы Он услышал ее и послал ей дитя. В одном из таких молитвенных моментов явился ей Ангел Господень и сказал: «Твоя молитва услышана Богом, и ты зачнешь и родишь дочь благословенную, выше всех земных дочерей. Ради Нее благословятся все роды земные. Нареки Ее Мария.»

    Услышав эти радостные слова, праведная Анна поклонилась Ангелу и сказала: «Жив Господь Бог мой! Если у меня действительно родится дитя, то я отдам его Господу на служение. Пусть оно служит Ему, восхваляя Его имя во всю жизнь!»

    Тот же Ангел Господень явился и праведному Иоакиму, сказав ему: «Бог милостиво принял твои молитвы. Жена твоя Анна зачнет и родит дочь, о которой весь мир будет радоваться. Вот и знамение верности моих слов: иди в Иерусалим, и там у Золотых ворот ты встретишь свою жену.»

    Святой Иоаким немедля отправился в Иерусалим, взяв с собой дары как для жертвы Богу, так и для священников.

    Придя в Иерусалим, Иоаким встретил свою жену Анну, как предсказал Ангел, и они рассказали друг другу все, возвещенное им, и, проведя еще некоторое время в Иерусалиме возвратились домой, в Назарет. По прошествии положенного срока чревоношения праведная Анна родила дочь, Которую назвала Марией, как повелел ей Ангел.

    По прошествии года св. Иоаким устроил пир, на который созвал священников, старейшин и всех своих знакомых. На этом пиру он поднял свою Благословенную Дочь и, показывая всем, просил священников благословить Ее.

    Праздник Рождества Богородицы христиане начали отмечать только к V веку. Первые упоминания о нем мы читаем у Константинопольского патриарха Прокла (439-446 года) и в требнике (богослужебной книге) Папы Геласия (492-426 годы). Также о празднике пишут святители Иоанн Златоуст, Епифан и Августин. А в Палестине существует предание о том, что святая равноапостольная царица Елена построила в Иерусалиме храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

    Иконы Рождества Пресвятой Богородицы

    Рождество Богоматери с избранными святыми. Новгород. Конец XIV — начало XV вв. Третьяковская галерея, Москва

    Молитвы Рождества Пресвятой Богородицы

    Тропарь Рождества Богородицы, глас 4

    Кондак Рождества Богородицы, глас 4

    Величание Рождества Богородицы

    Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей, и всеславное славим рождество Твое.

    Молитва первая на Рождество Богородицы

    О, Пресвятая Владычице, Христа Спасителя нашего Богоизбранная Мати, у Бога святыми молитвами испрошенная, Богу посвященная и Богом возлюбленная! Кто Тебе не ублажит или кто не воспоет, Твоего преславного рождества. Рождество бо Твое бысть началом спасения человеков, и мы, седящии во тме согрешений, зрим Тя, Неприступного Света жилище. Сего ради витийствующий язык не может песнословити Тя по достоянию. Паче бо серафим возвысилась еси, Пречистая. Обаче приими от недостойных раб Твоих нынешнее похваление и не отрини мольбы нашея. Твое величие исповедуем, Тебе во умилении припадаем и скорую в заступлении чадолюбивую и благоусердную Матерь дерзновенно просим: умоли Сына Твоего и Бога нашего даровати нам, много согрешающим, искреннее покаяние и благочестное житие, да возможем творити вся Богу угодная и душам нашим полезная. Возненавидим вся злая, укрепляемии Божественною благодатию во благом произволении нашем. Ты непостыдная надежда наша в час смерти, даруй нам христианскую кончину, безбедное шествие на страшных мытарствах воздушных и наследие вечных и неизреченных благ Царствия Небеснаго, да со всеми святыми немолчно исповедуем Твое о нас заступление и да славим единаго Истиннаго Бога, во Святей Троице покланяемаго, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

    Молитва вторая на Рождество Богородицы

    Преблагословенная Дево Марие, Царице небесе и земли, Твоему чудотворному образу припадающе, умиленно глаголем: призри милостиво на рабы Твоя и Твоим всесильным ходатайством ниспосли коемуждо потребная. Вся верныя чада Святыя Церкви спаси, неверныя обрати, заблуждших на путь правый настави, старость и слабость сил поддержи, юных в вере святой возрасти, мужество ко благу направи, грешников к покаянию приведи и всех христиан мольбы услыши, болящих уврачуй, скорби утоли, путешествующим спутешествуй. Ты веси, Всемилостивая, яко немощны, яко грешнии, яко озлобляеми и недостойни прощения Божия, обаче буди нам в помощь, да ни коим грехом самолюбия, соблазна и диавольского прельщения прогневляем Бога: Тя имамы Предстательницу, Иже не отринет Господь. Аще бо восхощеши, вся даровати нам можеши яко благодатный источник, верно поющим Ти и превозносящим преславное Твое рождество. Избави, Владычице, грехопадений и бед всех, благочестно призывающих святое имя Твое и покланяющихся честному образу Твоему. Ты бо молитвами беззакония наша туне очищаеши, темже Тебе припадаем и паки вопием: отжени от нас всякаго врага и супостата, всякия напасти и губительнаго неверия; молитвами Твоими, подающи дожди благовременны и земле обильное плодоносие, вложи в сердца наша страх Божественный ко исполнению заповедей Господних, да вси тихо и мирно поживем во спасение душ наших, во благо ближних и во славу Господа, Ему бо, яко Творцу, Промыслителю и Спасителю нашему всякая подобает слава, честь и поклонение, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

    Молитва третья на Рождество Богородицы

    О, Пречистая и Преблагословенная Дево, Владычице Богородице, от неплодове по обетованию рождшаяся и чистоты ради души и тела Твоего сподобльшаяся быти Материю Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа, с Нимже ныне на небеси пребывавши и имаши велие дерзновение ко Пресвятой Троице, от Неяже, яко Царица, венцем вечнаго царствования увенчана еси. Темже смиренно к Тебе прибегаем и просим: исходатайствуй нам у Всемилостиваго Господа Бога прощение всех прегрешений наших вольных и невольных; страждущему отечеству нашему спасения, мира, тишины и благочестия возстановление, времена мирны и безмятежны, крамол злых непричастны; ко изобилию же плодов земных, воздуха благорастворения, дожди мирны и благовременны. И вся, яже к житию и спасению нашему потребная, испроси нам у Сына Твоего, Христа Бога нашего. Наипаче же благопоспеши нам украситися благими нравы и добрыми делы, да, елико мощно, подражатели будем святому Твоему житию, имже от юности на земли украшалася еси, благоугождающи Господу; сего ради явилася еси честнейшая Херувим и славнейшая Серафим. Ей, Госпоже Пресвятая, буди нам во всем скорая Помощница и премудрая ко спасению Наставница, да Тебе последствующи и Тобою воспомоществуеми, сподобимся наследницы быти Небеснаго Царствия, страданиями Сына Твоего исходатайственнаго, исполнителям же святых заповедей Его обещаннаго. Ты бо еси, Госпоже, едина наша по Бозе надежда и упование, и Тебе весь живот наш предаем, чающе Твоего ради ходатайства и заступления не посрамлены быти в час исхода нашего от жития сего, и на Страшном Суде Сына Твоего, Христа Бога нашего деснаго Его стояния сподобитися, и тамо вечно радоватися со всеми от века Ему благоугодившими и немолчно славити, хвалити, благодарити и благословляти Его со Отцем и Духом во веки веков. Аминь.

    Еще в древние времена христиане стали почитать даты, связанные со значительными событиями, которые произошли во время земного бытия Девы Марии. Имеется много памятных дат, когда отмечаются дни освящения известнейших храмов и икон Богоматери. Но существуют главные церковные праздники в честь Пресвятой Богородицы, входящие в отдельный список, который называется Богородичными праздниками. Именно этот перечень, очень важный для всех христиан, мы приводим в нашей краткой статье.

    Праздники в честь Пресвятой Богородицы:

    1. Открывает список православный праздник Рождество Пресвятой Богородицы, который настолько почитается в народе, что даже связан со многими приметами. Христиане отмечают это великое событие 21 сентября (8. 09). Оно имеет высокий статус, так как входит в число двунадесятых праздников.
    2. Следующий календарный день 22 сентября (9. 09) также включен в список Богородичных праздников. На эту дату припадает День памяти Иоакима и Анны, родителей Девы Марии были, причисленных церковью к лику святых.
    3. 4 декабря (21.11) отмечается двунадесятый праздник в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы.
    4. Зимой много памятных для каждого христианина дат. 22 декабря (9.12) празднуется .
    5. Мы знаем, что 8 января (26.12) – это следующий день после Рождества, который носит церковное название . Именно в этот день следует соединять молитвы во славу Христа с восхвалением Девы Марии.
    6. 7 апреля (25.04) произошло знаменательно событие, когда архангел Гавриил возвестил Богоматери, что именно ей дана великая миссия родить во плоти Иисуса Христа. Благовещение Пресвятой Богородицы входит в число двунадесятых праздников.
    7. Суббота Акафиста может припадать на разные календарные дни, но всегда отмечается каждую 5-ю субботу от Великого поста.
    8. Пятница Пасхальной недели является важной церковной датой – это День освящения храма Пресвятой Богородицы у Живоносного Источника в Константинополе.
    9. Одежда, принадлежавшая Деве Марии – важнейшая реликвия, в честь которой основан малый праздник Положение ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне. Он отмечается 15 июля (2.07).
    10. 7 августа (25.07) следует праздновать Успение праведной Анны (малый праздник).
    11. Успение Пресвятой Богородицы – это важнейший двунадесятый праздник, который следует отмечать 28 августа (15.08).
    12. Завершает наш список 12 сентября (31.08) Положение пояса Пресвятой Богородицы в Халкопратийском храме, являющегося важнейшей святыней, связанной с земным пребыванием Девы Марии. Заметим, что данный праздник припадает на последний день церковного года.

    Рождество Пресвятой Богородицы – великий двунадесятый непереходящий праздник. Церковью он был установлен в IV веке и отмечается этот праздник – . В этот день празднуется рождение Той, через Которую придет Христос Спаситель.

    Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии празднуется Церковью, как день всемирной радости. В этот светлый день, на рубеже Ветхого и Нового заветов, родилась Преблагословенная Дева Мария, предуставленная от века Божественным Промыслом послужить тайне воплощения Бога Слова - явиться Матерью Спасителя мира, Господа нашего Иисуса Христа.

    По преданию, родителями Пресвятой Марии были Иоаким и Анна. Иоаким происходил из царского рода Давида, а Анна из рода первосвященников, а именно из рода первосвященника Аарона. В один из дней Анне явился Архангел Гавриил и сообщил о рождение Дочери, предуказав ей имя Ее – Мария (что означает «госпожа, возвышенная»): «Ты зачнешь и родишь Дочь, благословенную, превыше всех. Через Нее получат благословение Божие и все земные народы. Через Нее будет дано всем людям Спасение. Имя Ей будет Мария», а вот что сказал Ангел, явившись Иоакиму: «Иоаким! Бог услышал твою молитву, и Он благоволит даровать тебе Свою благодать. Твоя жена Анна зачнет и родит тебе Дочь, которая будет радостью для всего мира. Вот тебе знак, что я говорю тебе правду: иди к храму в Иерусалим, и там, у Золотых ворот, найдешь свою супругу Анну, которой я сказал то же самое».

    Пресвятая Дева Мария родилась в Галилейском городке Назарете. До появления на свет Марии у супругов не было детей, так как Анна была бесплодна. Иоаким и Анна были праведны и благочестивы. Супруги каждый день молили и просили Господа Бога о даровании им ребенка, давая обет посвятить его Богу для служения в храме дитя, которое им пошлет Господь. Когда Супругам было уже за сорок лет, Господь, отблагодарил за их прошения, послав Ангела с радостной для них вестью. Через девять месяцев на закате Анна родила дочь – Пресвятую Деву Марию, будущую Матерь Господа Иисуса Христа! Рождению Девы Марии радовалась вся земля. Счастливый Иоаким отблагодарил за благословление Бога, принеся в храм дары и жертвы, и получил благословения от многих священников.

    Рождество Божией Матери ознаменовало наступление времени, когда начали исполняться великие и утешительные обетования Божии о спасении рода человеческого от рабства диавола. Это событие приблизило на земле благодатное Царство Божие, царство истины, благочестия, добродетели и бессмертной жизни.

    В настоящее время Рождество Пресвятой Богородицы, до сих пор отмечается Церковью , имеет один день предпразнства (7 сентября) и четыре дня попразднства, а также отдание праздника (12 сентября).

    Почитание Богородицы воплотилось в чествование ее в дни "богородичных праздников" - Рождество Богородицы, Введение, Благовещение и Успение Богородицы, а также и в другие дни, связанные с событиями из жизни Богородицы или прославляющие ее:
    Собор Пресвятой Богородицы, т.е. всенародное торжественное собрание для прославления Матери Божьей ();
    Положение честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне, в особом храме, построенном императором Львом Великим в V в. ();
    Положение честного пояса Пресвятой Богородицы - в честь того события, что императрица Зоя, супруга Льва Мудрого, получила исцеление от этой святыни ();
    Покров Богородицы. В русской традиции особенно выражены празднования дней памяти прославленных чудотворных икон Богородицы: Владимирской (); Тихвинской (); Казанской ( ; ); Смоленской (); Донской (); Иверской () и др..

    В праздник Рождества Богородицы все русские люди обязательно шли на праздничное богослужение в храм. В этот день не рекомендовалось выполнять какие-либо работы. Во многих деревнях на этот день приходились престольные праздники. День Рождества Богородицы отмечается торжественным молебном; пением величания на утрени: "Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей и всеславное славим рождество Твое". Церковные песнопения: стихиры, тропари и каноны в честь Богородицы носят название "Богородичны", они входят в состав всех ежедневных служб. В богослужебных книгах особо выделяются Богородичны праздников в честь Божьей Матери. К каждому богородицкому празднику приурочены свои Богородичны.

    В народе Богородица почиталась особо. Образ Богородицы был понятнее, доступнее и ближе народному сознанию, чем образ Иисуса Христа. Богородица считалась покровительницей рожениц и являлась заступницей детей на этом и том свете. В особой чести была Богородица и у девушек на выданье. Они обращались к ней с просьбами о женихах.

    Нередко призывалась Матушка Пресвятая Богородица в наговорах и молитвах при излечении от болезней: "от уроков", "ветрянова перелому" и др.: "Встану я раба (имя рек) по утру рано, умоюсь я водой ключовой, утрусь господней пеленой и помолюсь я Спасу образу, Матушке Пресвятой Владычице, Пречистой Богородице. На море-океане, на р. Иордани, на камне алатыре стоит Матушка Пресвятая Богородица, возле нее 77 ангелов, 77 архангелов. 1-й ангел Михаил архангел, 2-й ангел Гавриил архангел, третий ангел Кузьма и Дамьян. Не стрельби раба (имя рек), а отлетайте Вы, глазии, от раба (имя рек) из дверей в двери, из ворот в ворота, по мохам, по болотам, к сенным покосам. Аминь, аминь, аминь". Недаром этот день почитался лекарками и знахарками.
    Упоминалась Богородица и в приворотных заговорах: "Матушка Пресвятая Госпожа Богородица, от ради радости Твоей, от мила милости Твоей и благости, создай несносной тоски и печали раба Твоего (имя рек), чтоб в еде не заедал, в питье не запивал, во сне не засыпал, в ходьбе не заходил. Аминь, аминь, аминь".

    В народе праздник Рождество Пресвятой Богородицы называют Малой Пречистою. Этот день знаменовался в народе как день, в который убирали пчелиные ульи на зиму, собирали лук, начинали осенние приготовления и заканчивали летние работы в полях. В народе благодарят Пресвятую Богородицу, как небесную покровительницу земледелия, за весь богатый собранный урожай.

    К Рождеству Богородицы или к Аспосову дню приурочивались Осенины - вторая встреча осени - Осены (первая происходила в Преображение Господне или в Семенов день).
    Осенины справлялись в течение целой недели (в церковной традиции на празднование Рождества Богородицы отводилось 6 дней, так как этот праздник имел день предпразднества - 7 (20) сентября и четыре дня попразднества).

    В Аспосов день заканчивалась бабье лето, начинались посиделки, "вечерки"; "капустки" (Сибирь) - рубка капусты для заготовки ее на зиму; если силами своей семьи справиться не удавалось, то приглашали "с помочью" женщин и девушек, в благодарность им устраивалось угощение и вечерка.

    День Рождества Богородицы часто совпадал с днем осеннего равноденствия, и как в день весеннего равноденствия в Богородицын день обновляли в избах огонь - гасили старый и зажигали новый.

    Сегодня православный церковный праздник:
    Завтра:
    Ожидаются праздники:
    03.03.2020 -

    Православный праздник Рождество Пресвятой Богородицы означает великое торжество веры и явление Миру Матери Иисуса Христа, Сына Господня. Ее появление на Свет Божий было чудом, равно как и непорочное зачатие, явившее Миру Спасителя.

    История празднования

    Но в РПЦ распространена версия, которой повсеместно придерживался святитель Димитрий Ростовский, что Ее появление на свет Божий случилось в Назарете, где и проживали ее родители Иоаким и Анна.

    Рождение Богородицы

    Итак… К северу от Иерусалима в горной области около Эздрелонской долины лежал небольшой городок Назарет. Ничем знаменательным этот град, как и его жители, не прославился, поэтому среди евреев существовало мнение о том, что из Назарета ничего доброго не может происходить.

    Но в этом городке проживала супружеская чета, именно их Бог избрал быть родителями Матери Спасителя Мира. Выходец из царского рода и дочь первосвященника, Иоаким и Анна, были людьми зажиточными, имели богатство, прислугу и хозяйство. Но это не помешало им благоговейно относиться друг к другу, вести богобоязненное житие, проявлять дела милосердия. За эти качества горожане очень любили благочестивое христианское семейство.

    Другие праздники Рождества:

    Но супругов очень удручало отсутствие детей, к тому же в те времена это являлось знаком наказания (гнева) Божиего. Но супруги не роптали, они постоянно умоляли о даровании им радости в жизни в виде долгожданного малыша, хотя в их преклонных летах рождение чада в принципе уже и не представлялось возможным.

    Богородица и ее родители

    Весть Ангела

    Однажды Иоаким удалился в пустыню, дабы усиленно молиться и держать строгий пост. Праведная супруга, признав в себе вину бесчадия, сильно скорбела и стала еще усерднее молиться Богу о даровании дитя. И тут случилось чудо - Ангел Господний спустился с Небес и возвестил ей о том, что мольба услышана Создателем и скоро свершится зачатие, от которого в семье родится дочь, благословенная, выше всех земных дочерей, и велел дать ей имя Мария.

    Этот же Ангел явился к Иоакиму. Он возвестил ему о скором рождении дочери. В ответ праведный муж пообещал, что если так и случится, что Анна родит дочь, то он непременно отдаст ее на служение Богу.

    Праведник направился в Иерусалим, где у золотых ворот его ожидала Анна, вместе же они вернулись в Назарет. А по истечении срока чревоношения женщина произвела на свет дочь, которую родители нарекли Марией, как и велел Ангел.

    Иоаким устроил грандиозное застолье, на которое было созвано множество народа. Во время пира отец поднял Дочь и испросил священников благословить ее.

    Рождество Богородицы. Фреска Джотто

    Значение праздника

    Именно в то время, когда в мире наблюдался сильнейший упадок нравственных ценностей и существовала огромная потребность в возрождении веры, родилась Пресвятая Дева. Именно Она была избрана Творцом быть достойнейшей из достойных дабы быть Богородицей и явить миру в образе человеческого естества сына Божия.

    О других Богородичных праздниках:

    Появление на свет Марии приблизило земной мир к Царству Божию, к познанию истины и вечной жизни во Христе. А Самой Богородице была уготована судьба быть милосердной Заступницей православных христиан.

    Как отмечают праздник Рождество Богородицы

    Начиная с VI века, верующие люди спешат в храмы, где совершаются торжественные богослужения. Люди славят Бога и тот день, когда Господь даровал миру в виде Пречистой Девы надежду на приход в мир Спасителя.

    Хозяюшки пекли хлеба с буквами «Р» и «Б», что означало «Рождество Богородицы». Их раздавали всем членам семьи, родственникам, друзьям, а хранили под иконой Иисуса Христа, до дня Его Рождества. Считалось, что вкусив кусочек этого хлеба с молитвой, возможно излечиться от всевозможных хворей.

    На Святой Земле Иерусалим и Назарет в эти праздничные дни становятся центром паломничества. Огромный поток верующих стекается к святыням, связанным с земные житием Царицы Небесной. Особенно люди стремятся посетить источник Девы Марии и церковь Благовещения Богородицы в Назарете, греческую церковь Рождества Богородицы в Иерусалиме. Согласно Преданию, она построена на том месте, где ранее стоял дом родителей Марии.

    В этот день Небеса слышат все молитвы православных христиан , поэтому необходимо покаяться во грехах, благодарить Творца и молитвенно испрашивать исполнения просимого.

    Важный момент! В день Рождества Пресвятой Богородицы нельзя употреблять спиртные напитки, мясо и непостные продукты. Это день постный! Запрещена физическая работа, табу на ссоры, осуждения. Необходимо соблюдать душевную чистоту, совершать добродетель, помогать словом и делом.

    Икона «Рождество Пресвятой Богородицы»

    Обычаи праздника: что можно и стоит делать в этот день

    • Рождество Богородицы в миру считается женским праздником, когда каждую даму следует почитать как продолжательницу рода.
    • Бездетные женщины посещают праздничное богослужение, после чего устраивают обед и приглашают за стол бедняков, дабы те после еды помолились за хозяюшку, мечтающую о даровании малыша. Считается, что молитвы Божией Матери о даровании детей, вознесенные именно в день Ее Рождества, имеют особую силу.
    • Ранее этот Богородичный праздник считался началом нового года. Принято было зажигать лучину и не гасить ее даже ночью. Когда первая догорала, от нее возжигалась следующая и так далее. В современное время некоторые верующие придерживаются этой традиции: у них постоянно, днем и ночью, горит лампада у икон.
    • День Рождества Богородицы начинал отсчет сватовства: с этого дня в дома незамужних девиц засылали сватов. В этот день так же хорошо играть свадьбу - семья всегда будет под Покровом Царицы Небесной.
    • С древних времен и по сегодняшний день существует традиция: женщины рано утром отправлялись к водоему. Считается, если девушка или женщина умоет лицо до восхода солнца, то красота ее лица сохранится до преклонных лет. Конечно, в этом есть что-то языческое, но вреда нет никакого.
    • С недели Рождества хозяйки убирали лук с грядок, а до ее начала необходимо было убрать весь прочий урожай с полей. Сельчане засевали поля рожью, а пчеловоды готовили ульи к зимовке.

    Народные приметы

    21 сентября - это день осеннего равноденствия. С этой даты световой день постепенно уменьшается, а ночь, наоборот, становится длиннее. По погоде люди определяли то, какой будет предстоящая осень и зима.

    • Птицы поднимаются ввысь, в небо - осень наступит не скоро. Если же стаи птиц жмутся к земле и ищут корм, то следует ожидать суровой и голодной зимы.
    • Ясное солнце на Богородицу - означает продолжение осени и сохранение тепла до октября.
    • Утреннее небо звездное, ясное - к скорому наступлению морозов.
    • Туман на Рождество - предвестник дождей. Если он быстро рассеивается - нужно ожидать чередование дождливой и ясной погоды.
    • Дождь с раннего утра - ненастье еще на 40 дней и холодная зима.
    • Роса на Богородицу означает, что через месяц ляжет иней.
    • Сохнет быстро роса - к малоснежной зиме, если же она сохнет долго, до обеда - то следует ожидать много снега.
    • Ветер 21 сентября - к зиме малоснежной и ветреной.
    • С утра погода хорошая, теплая, а после обеда приморозело - нужно ожидать суровую, холодную зимушку.
    • Яркое и теплое солнышко - к частым оттепелям в холодную зиму.

    Всемирно известный святитель Андрей Критский (Иерусалимский), христианский богослов, проповедник и автор духовных гимнов, назвал Рождество Богородицы «Началом всех праздников».

    Действительно, появление на свет Божий Девы Марии - Невесты Неневестной, предуготовило воплощение в мир земной Сына Божия, Его проповедь, Спасительную Жертву и великое Чудо Воскресения.

    Посмотрите видео о Рождестве Пресвятой Богородицы

    Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии - первый (от славянского «дванадесять » - двенадцать) церковного года. Первый он и по хронологии событий новозаветной истории, и по церковному календарю, который начинается с сентября и потому называется в богослужебных песнопениях «началом нашего спасения ». Рождение Божией Матери явилось исполнением пророчеств о том, что вскоре придет на землю Христос, Спаситель мира. Праздник ежегодно отмечается Церковью 21 сентября (8 сентября по старому стилю ), является непереходящим и имеет 1 день предпразднества и 4 дня попразднества.

    Рождество Пресвятой Богородицы. Событие праздника

    Из Евангелия мы узнаем только основные, самые главные события жизни Богородицы , но там не сказано ни об обстоятельствах Её рождения, ни о дальнейшей Её жизни. Эти подробности доносит до нас церковное предание , то есть древние сказания, церковно-исторические сочинения, а также гимнографическое богослужебное наследие, то есть тексты церковной службы. Родителей Пресвятой Богородицы, Иоакима и Анну , Церковь называет «богоотцами ». Иоаким был потомком царя Давыда , Анна происходила из рода первосвященника Аарона . Они вели жизнь праведную и благочестивую. Предание говорит о том, что для себя они оставляли только третью часть доходов - остальное раздавали нуждающимся и жертвовали на храм. Достигнув преклонных лет, супруги оставались бездетными. Следует сказать, что бесчадие считалось в еврейском народе наказанием за грехи , и потому Иоаким и Анна терпели несправедливые обвинения в тайных грехах. Но они не отчаивались, а надеялись на милость Божию и верили, что Господь и в старости может послать им дитя, как некогда Аврааму и Сарре.


    Святые Иоаким и Анна. Фреска из монастыря Дионисиат на Афоне

    В один из великих еврейских праздников Иоаким пришел в храм Иеросалимский, чтобы по закону Моисееву принести жертву Богу. Но первосвященник не принял даров Иоакима, обвиняя его в грехах, за которые Господь наказывает бесчадием. Опечаленный Иоаким не вернулся домой, а пошел в пустыню, где паслись его стада. Анна, узнав о том, что произошло в храме, также опечалилась. Однако они не роптали на Господа, а горячо молились, прося у Него милости. Их молитва была услышана Господом. По преданию, Иоакиму в пустыне, а Анне в саду было явление Ангела с радостной вестью, что у них родится дочь. Оба тотчас же пошли в Иеросалим и встретились у Золотых ворот. В положенное время у них родилась дочь, Которую назвали Марией . Иоаким и Анна с радостью благодарили Господа и обещали посвятить свое чадо служению Богу. Дата Рождества Богородицы отстоит ровно на 9 месяцев от даты православного праздника Зачатия святой Анны (22 декабря).

    Рождество Пресвятой Богородицы в истории

    Одно из первых упоминаний о празднике Рождества Пресвятой Богородицы встречается в V веке в словах святого Прокла , архиепископа Константинопольского (439–446). У иаковитов и несториан, отделившихся от Православной Церкви в V веке, также 8 сентября есть праздник под названием «Рождество Владычицы Марии ». В VII–VIII веках в Греческой Церкви праздник уже отмечается с большой торжественностью. Официальное утверждение этого праздника в Византийской империи приписывают императору Маврикию .

    Библиотека Русской веры

    Богослужение на Рождество Пресвятой Богородицы

    В службу праздника входят творения преподобного Иоанна Дамаскина (VIII век) - первый канон; святителя Андрея Критского (VII век) - второй канон; Германа, патриарха Константинопольского (VIII век) - стихеры на стиховне; Анатолия, епископа Солунского (IX век) - некоторые стихиры на литии; Стефана и Сергия Святоградцев (IX век) - стихеры на «Господи воззвах» и некоторые на литии и стиховне. В стихерах празднику Рождества Богородицы содержится вероучительная мысль, что в лице Девы Марии Господь приготовил Себе земной Престол и Царский чертог; что Матерь Божия Своим величием превосходит всех жен, потому что от Нее родился Сын Божий; что, разрешив неплодие родителей Матери Божией, Господь может разрешить и наше духовное неплодие, т.е. дать нам силу делать добро. В то же время в тех же стихерах все люди и ветхозаветные и новозаветные (присутствующие в храме) приглашаются возрадоваться и прославить Матерь Божию, потому что через Нее небо соединилось с землею, ад посрамился, двери рая, т.е. Царства Небесного, снова открылись людям, мы обновились и «обожились », т.е. сделались причастными Божией благодати.

    В паремиях , читаемых в праздник Рождества Богородицы, в первой (Быт. XXVIII, 10–17) говорится о видении Иаковом лестницы, которая прообразовала собой Божию Матерь, соединившую небо с землею; во второй паремии (Иез. XLIII, 27; XLIV, 1–4) содержится пророчество Иезекииля, назвавшего Матерь Божию вратами, чрез которые прошел Святой Старейшина и Святой Домостроитель; в третьей (Притч. IX, 1–11) говорится о Доме, уготованном для себя Ипостасной Премудростью, т.е. Исусом Христом (Дом этот, построенный Премудростью - Матерь Божия, Пресвятая Дева Мария, в которую вселился Господь).

    Библиотека Русской веры

    Мысли канона празднику близки к мыслям стихер. В Апостоле (Филипп. II, 5–11) говорится о самоуничижении и смирении Сына Божия, принявшего зрак раба, смирившего Себя до смерти крестной, и за это препрославленного выше всякого имени. В Евангелии (Луки X, 38-42. XI, 27–28) говорится о пребывании Христа в доме у Марфы и Марии. Самое древнее песнопение праздника, составленное, вероятно в V–VII веках, - это тропарь.

    Церковно-славянский текст:

    Р жcтво2 твоE, бцdе дв7о, рaдость возвэсти2 всeй вселeннэй. и3з8 тебE бо восіS сlнце прaвдэ хrт0съ бGъ нaшъ, ра€руши1въ клsтву, дaстъ блгcвeніе. и3 ўпраздни1въ смeрть, даровA нaмъ жив0тъ вёчныи.

    Русский текст:

    Рождение твое, Богородица Дева, возвестило радость всей вселенной: потому что из Тебя воссияло Солнце Правды - Христос Бог наш, и, разрушив проклятие, дал благословение, и, уничтожив смерть, даровал нам жизнь вечную.

    Кондак празднику. Церковно-славянский текст:

    Ї wаки1мъ и3 ѓнна поношeніz безчaдства, и3 адaмъ и3 є4вва. t тли2 смeртныz свободи1стасz, пречcтаz с™hмъ ржcтв0мъ твои1мъ. то2 прaзднуютъ и3 лю1діе твои2, вины2 грэх0вныz и3збaвльшесz вопію1ще ти, непл0ды раждaетъ бцdу и3 питaтельницу жи1зни нaшеz.

    Русский текст:

    Иоаким и Анна освободились от поношения за бездетность, а Адам и Евва - от смерной гибели святым Твоим Рождением, Пречистая. Его празднуют и люди Твои, избавившиеся от тяготы греховной, громко Тебе восклицая: неплодная рождает Богородицу и питательницу Жизни нашей.

    Праздник Рождество Пресвятой Богородицы. Народные традиции

    Праздник Рождества Пресвятой Богородицы именуется также «Малая Пречистая », «Аспосов день ». По народному преданию, время, ближайшее к этому дню, называли Оспожники, Спожинки или Госпожинки . Размах праздничных гуляний зависел от того, каким выдался урожай в новом году. При хорошем урожае Госпожинки праздновали в течение целой недели: чем урожайнее лето, тем дольше праздник. Деревенское «пировство», приуроченное к празднествам церковного цикла, проходило в период от и до . Пир разворачивался по всем законам гостеприимства: варили пиво согласно количеству гостей, резали овцу или барана, готовили яства из говядины, голову и ноги быка использовали для студня, доставали рыбу из кулебяки, а также, несмотря на то, что праздничный день был скоромным, пекли пирог из домашней пшеничной муки с примесью купленной крупчатки. За день или за два до праздника дети созывали родственников на пир, отдавая предпочтение тем, кто готов оплатить угощение на своем празднике. Исключение делалось для зятьев, особенно молодых: ни тесть, ни теща не обходили их приглашением, даже если сами не рассчитывали на ответное. Было очень важно, чтобы между зятьями и свекром и свекровью дочери существовали добрые отношения, как в пословице: «Не для зятя-собаки, а для милого дитяти».

    Сват и сватья у тестя и тещи их сына были самыми важными гостями, которые и садились за стол в передний угол, под самые образа. Более широким и разнообразным деревенское веселье было в той местности, где были храмы в честь Рождества Богородицы , тогда в этих селениях проходили различные ярмарки, приуроченные к празднику.

    Рождество Богородицы. Иконы

    Древнейшие изображения праздника Рождества Богородицы известны с VI века и получают широкое распространение в византийском и русском искусстве в XI–ХII веках. К этому времени восходят основные элементы иконографии: Анна в красном мафории на высоком ложе, поддерживаемая служанкой; справа или слева внизу - сцена омовения младенца. К Анне подходят три женщины с дарами. Из окна палаты выглядывает отец Богоматери, праведный Иоаким.

    Рождество Богородицы. Середина XIV в. Государственная Третьяковская галерея, Москва
    Рождество Богородицы. Двусторонняя икона-таблетка. Конец XV - начало XVI вв. Новгородский гос. историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
    Фрагмент иконы Рождество Богородицы. ХVI век. Музей им. А. Рублева
    Рождество Богородицы. Невьянская икона. 1830-1840 гг.
    Рождество Богородицы с житием. ХVI век. Из местного ряда собора Рожества Богородицы в Устюжне
    Рождество Пресвятой Богородицы. Из праздничного чина. Середина XVII в. Государственный музей-заповедник «Ростовский Кремль», Ростов Великий
    Рождество Богородицы. Невьянская икона. Круг Богатыревых. Вторая четверть XIX в.

    Храмы во имя Рождества Богородицы на Руси

    Храмы и монастыри в честь Рождества Богородицы строились в XII–XIV веках по всей Руси. Покровительство Богородицы в освобождении русских земель от татаро-монгольского ига было отражено в массовом строительстве храмов, посвященных богородичным праздникам .

    Рождеству Богородицы был посвящен собор Бобренева монастыря (1381) близ Коломны и надвратная церковь Андроникова монастыря.


    Бобренев монастырь близ Коломны

    Вдовой великого князя Димитрия Донского княгиней Евфросинией в 1392 году в Московском Кремле был основан Вознесенский монастырь и возведена белокаменная церковь в честь Рождества Богородицы в традициях владимиро-суздальского зодчества. Церковь была расписана в 1395 году выдающимися иконописцами Феофаном Греком и Симеоном Черным.


    Вознесенский монастырь. 1850-1865 г.

    В честь Рождества Пресвятой Богородицы был освящен Боголюбский монастырь во Владимирской области. Монастырь был основан в XII в., а главный храм построен в период между 1158 и 1751 гг. Богородицерождественский собор украшали резные рельефы и фрески, медь и позолота, керамические полы и оконные витражи. Круглые, раскрашенные под мрамор колонны, поддерживали своды. Древний собор разрушился от ветхости и неумелых переделок и в XVIII в. был заменен новым. Над лестничной башней надстроили шатер колокольни. Место княжеских покоев занял келейный корпус. В XIX в. древние ворота с надвратной церковью сменила Успенская надвратная церковь с колокольней, тогда же построили и огромный пятиглавый собор. 3 июня 1923 года монастырь был закрыт, а в 1991 году началось возрождение обители.


    Богородицерождественский собор Боголюбского монастыря во Владимирской области

    В честь Рождества Пресвятой Богородицы был освящен Ферапонтов монастырь в с. Ферапонтово Вологодской области. Собор Рождества Богородицы был построен в 1490 году. Его объем, поставленный на высоком подклете, завершается тремя ярусами кокошников и небольшим изящным барабаном. Фасады вверху орнаментированы поясами из балясин и керамических плит с растительным орнаментом, внизу - поясом с тератологическим (звериным) и растительным орнаментом, являющимся реминисценцией резьбы по белому камню владимирского зодчества. Три перспективных портала вытесаны из белого известняка. Внутри собор разделен четырьмя квадратными столпами на три нефа с повышенными арками под барабаном. В 1924 году Богородицерождественский Ферапонтов монастырь был закрыт. С 1975 года монастырь использовался как музей. В 2018 году Синод постановил возобновить иноческую жизнь в обители.


    Собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы в с. Ферапонтово Вологодской области

    В честь Рождества Пресвятой Богородицы был освящен монастырь в Москве. Богородицерождественский собор был построен в 1501-1505 гг. Здание собора сильно пострадало от пожара 1547 года, но к 1550 году было полностью восстановлено. Четырехстолпный трехапсидный храм имеет одну главу. Нижний объем кубический. Угловые части перекрыты крестовыми сводами и понижены по отношению к центральной части, крестообразной в плане. Ступенчатые подпружные арки несут высокий барабан с шлемовидной главой. Завершение имеет пирамидальный вид. Под барабаном - два ряда кокошников. В 1676-87 гг. разобрали звонницу собора и взамен ее пристроили с юго-запада шатровую колокольню. К концу XVIII в. Богородицерождественский собор был перестроен: южную пристройку удлинили вдоль всего южного фасада, а с севера возвели на всю длину фасада еще один объем, служивший крытой папертью. В 1835 г. шатровая колокольня собора пострадала от удара молнии и была разобрана. Богородицерождественский монастырь был закрыт в 1921 г. В 1960-64 гг. собор монастыря был частично отреставрирован; при реставрации ему возвращен первоначальный вид. В 1991 г. здания монастыря возвращены РПЦ.


    Ансамбль монастыря в честь Рождества Пресвятой Богородицы в Москве

    В честь Рождества Пресвятой Богородицы был освящен Пафнутиев Боровский монастырь в п/о Роща Калужской области. Рождества Богородицы Свято-Пафнутиев Боровский монастырь был основан в 1444 г. преподобным Пафнутием Боровским. Первоначально здесь была срублена небольшая деревянная церковь Рождества Богородицы, на месте которой вскоре был построен небольшой белокаменный храм. В начале XVI в. были возведены оборонительные укрепления. В 1511 г. была сооружена каменная трапезная, а в восьмидесятых годах этого же столетия на месте церкви был возведен собор. В 1610 г. Боровский монастырь был осажден войсками Лжедмитрия II. Предательство двух воевод позволило «тушинскому вору» войти в крепость. В страшном побоище на территории самого монастыря погибли 12000 человек. Монастырь был сожжен, сгорели и все документы его ранней истории. После окончания Смуты многое было восстановлено, были возведены новые башни и храмы. В середине XVII в. была построена колокольня. В середине XVII веке в Пафнутиевом монастыре в разное время дважды находился в заточении протопоп Аввакум и боярыня Морозова, которая умерла там голодной смертью в земляной яме. В 1923 г. на территории монастыря разместили исправительную колонию, затем сельхозтехникум. С 1960 г. велись реставрационные работы. Вновь Пафнутиев монастырь был передан Церкви в 1991 г.


    Рождества Пресвятой Богородицы Свято-Пафнутьев Боровский монастырь

    В честь Рождества Богородицы освящена церковь в Волоколамске Московской области. Церковь служила собором Возьмищенского монастыря, известного с XV в. и упраздненного в 1764 г. Здание церкви построено в 1535 г. Кирпичный четырехстолпный храм первоначально был трехглавым. Два восточных барабана были разобраны в 1792 г., когда позакомарное покрытие переделывалось на четырехскатную кровлю. Стены расчленены лопатками на три неравных прясла, завершенные полукруглыми закомарами. В средних закомарах помещены круглые киоты. Стены посередине высоты опоясывает карниз, переходящий в карниз апсид. Из трех порталов сохранился северный перспективный портал с килевидным архивольтом, керамическими капителями и дыньками. Барабан завершен шлемовидной главой с ажурным крестом XVII в. Штукатурный декор барабана относится к середине XIX в. Трехъярусная колокольня и двухпридельная трапезная были сооружены в 1850 г. В годы советской власти храм оставался действующим. Лишь во время Великой Отечественной войны богослужения были ненадолго прерваны, но вскоре возобновлены.


    Богородицерождественская церковь в Волоколамске

    В честь Рождества Пресвятой Богородицы освящена Медведева пустынь в Дмитровском районе Московской области. Первая постройка деревянного храма в Медведевой пустыни относится к 1360 г. В 1547 г. было начато строительство каменного храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы в селе Медведевой пустыни. Небольшой кирпичный четырехстолпный одноглавый храм с тремя равновеликими апсидами принадлежит к крестово-купольному типу. Гладкие плоскости фасадов расчленены лопатками на три равные прясла и украшены в основании полукруглых закомар терракотовым орнаментальным фризом. Невысокие щелевидные окна расположены в разбежку в двух уровнях. Входы в собор акцентированы перспективными килевидными порталами. Покрытие храма претерпело значительные изменения. Первоначально собор завершался, помимо закомар, двумя рядами кокошников, расположенных параллельно фасадным плоскостям. Их квадратные постаменты скрыты поздней четырехскатной кровлей. Кирпичный световой барабан и луковичная глава — новые. В XVI веке также была выстроена трехъярусная колокольня, перестроенная в 1871 году. В это же время из соседнего с. Дулова в Медведеву пустынь была перевезена Спасская церковь. В XIX веке храм Рождества Пресвятой Богородицы был реконструирован. В 1937 году Медведева Богородице-Рождественская Пустынь была закрыта, а ее имущество разграблено. В 1999 году храм Рождества Пресвятой Богородицы был передан РПЦ. Действующий храмовый комплекс медленно возрождается.


    Богородицерождественская церковь одноименной Медведевой пустыни в Дмитровском районе Московской области

    В честь Рождества Пресвятой Богородицы освящен Лужецкий Ферапонтов монастырь в г. Можайске Московской области, основанный в 1408 году. Собор Рождества Пресвятой Богородицы был возведен в первой половине XVI века. Перестраивался в середине XVIII века, галереи, окружающие собор, разобраны. В 1960-х годах XX столетия реставрировался. В 1922 году монастырь был официально закрыт и разорен. В 1994 году был возвращен РПЦ. В Богородицерождественском соборе почивают мощи преподобного Ферапонта Белозерского.


    Можайский Лужецкий Богородицерождественский Ферапонтов монастырь в Можайске Московской области

    В честь Рождества Пресвятой Богородицы освящен Саввино-Сторожевский монастырь в г. Звенигороде Московской области. Монастырь был основан в 1398 году, а крестовокупольный четырехстолпный одноглавый собор сооружен из в 1405 г. Фасады, верх апсид и барабана декорированы поясами белокаменной резьбы. Порталы перспективные с килевидным верхом. Завершение с тремя ярусами закомар в XVIII-XIX вв. было заменено четырехскатной кровлей. Луковичная глава относится к XVII в. В середине 1919 г. монастырь был закрыт, а в 1990-х гг. возвращен РПЦ.


    Богородицерождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря в г. Звенигороде Московской области

    В честь Рождества Пресвятой Богородицы освящен Антониев монастырь в Великом Новгороде. Монастырь был основан в 1106 году. Первая Новгородская летопись отмечает закладку собора в честь Рождества Пресвятой Богородицы в 1117 году, а в 1119 году говорит о завершении строительства. Здание представляло собой трехнефный одноглавый храм с круглой лестничной башней. До наших дней собор дошел с переделками и перестройками. Вместо узких с полуциркульным завершением окон были пробиты широкие. Над сводчатым покрытием была устроена шатровая железная кровля. Главки получили характерную для позднего времени луковичную форму. Галереи паперти, окружающие собор, также были пристроены позднее. В композиции здания интересно ассиметричное расположение трех глав, одна из которых венчает выдвинутую из общего объема круглую башню. В этой башне заключена лестница, ведущая на «полати» - современные хоры собора. В 1920 году Антониев монастырь был упразднен. Сегодня монастырские постройки входят в состав Новгородского музея-заповедника. На территории монастыря расположен ряд факультетов Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого.


    Богородицерождественский собор Антониева монастыря в Великом Новгороде

    В честь Рождества Пресвятой Богородицы освящен Десятинный монастырь в Великом Новгороде. Первое упоминание о монастыре датируется 1327 г. Каменная Богородицерождественская церковь была выстроена в 1397 г. Первоначально это был четырехстолпный однокупольный одноапсидный храм. С 1918 года в Десятинном монастыре расположилось Новгородское ГубЧК и Новгородский отдел ОГПУ. Подвал Рождественского собора был приспособлен под камеры для арестованных, настоятельский корпус - под клуб чекистов. В 1929 году была снесена кладбищенская церковь Всех Святых и уничтожено монастырское кладбище. Собор Рождества Богородицы получил серьезные повреждения во время Великой Отечественной войны, однако сохранил купол и местами разрушенные стены. В середине 1950 годов он был снесен и разобран на кирпич. Монастырь сохранился фрагментарно. Кроме монастырской колокольни сохранились корпуса монастырских помещений и руины храма Рождества Богородицы.


    Десятинный монастырь до революции

    В честь Рождества Пресвятой Богородицы освящена церковь в Перынском скиту под Великим Новгородом. Перынский Рождества Богородицы мужской скит - монастырь, располагавшийся в новгородском урочище Перынь и действовавший с XIV века по 1764 год. В летописях упоминается впервые под 1386 годом, когда монастырь сожгли новгородцы. На Перыни в 995 году построили деревянную церковь Рождества Богородицы, которая простояла около двухсот лет; о ней практически ничего не известно. Тогда же, вероятно, был основан монастырь, хотя впервые в летописи он упомянут в 1386 году в списке монастырей. Каменная постройка церкви в честь Рождества Богородицы датируется 30-ми годами XIII века. Церковь имеет трехлопастное покрытие, фрагменты фресковой росписи в притолоках окопных проемов барабана. Чуть сужающиеся кверху стены, лопатки, окна, барабан церкви усиливают эффект легкости и устремленности ввысь. Внутрь здания ведут три просторных входа. Они и широко расставленные стройные подкупольные столбы способствуют тому, что и при малых размерах церковь производит впечатление просторного, высокого сооружения. Основу дошедшего до нас здания составляет кладка домонгольского времени - сочетание известняка и тонкого кирпича-плинфы, положенных на известковом растворе, с примесью кирпичной крошки (цемянки). Крест, венчающий церковь, - так называемый «крест накупольный с полумесяцем», типичной для домонгольского периода формы, которая происходит от «креста расцветшего», или «креста виноградной лозы». В настоящее время памятник реставрирован в первоначальном виде.


    Церковь Рождества Богородицы в Перынском скиту под Великим Новгородом

    В честь Рождества Пресвятой Богородицы освящен Снетогорский монастырь в Пскове. Впервые монастырь упоминается в псковской летописи конца XIII века, согласно которой 4 марта 1299 года уже существовавшая к тому времени обитель была сожжена при нападении на Псков ливонских рыцарей. В XIV-XV веках Снетогорский монастырь становится главным духовным и монашеским центром Пскова. Главная святыня монастыря, собор Рождества Пресвятой Богородицы, был построен в 1311 году. Внутреннее пространство собора решено в форме равноконечного креста с примыкающими к нему по углам меньшими по высоте объемами. В соответствии с внутренним устройством интерьера боковые фасады храма асимметричны. Их восточные прясла оформлены высокими арками, соответствующими высоте ветвей креста. Здесь расположены боковые порталы храма, над ними помещены предназначенные для росписи ниши-киоты и окна. Западные прясла снизу оформлены невысокими арками-нишами, соответствующими нижнему ярусу западных угловых помещений. Восточный фасад с тремя апсидами в основном сохранил свои первоначальные формы. Западный фасад, первоначально завершавшийся тремя закомарами, в настоящее время закрыт возникшими в последующие столетия пристройками к храму. Собор завершен поставленным по центру внутреннего креста куполом, барабан которого снаружи оформлен необычным поясом из стрельчатых арок, восстановленным при реставрации. В XV веке барабан купола был повышен, а арочный пояс заменен лентами бегунца и поребрика. Форма кровли неоднократно менялась в ходе истории собора. Первоначально храм был покрыт тесом по форме закомар, а глава купола деревянным лемехом-чешуей. В XVI столетии поверх полукруглых закомар были надложены треугольные щипцы, глава купола сделана луковичной. После 1920 года началось разорение монастыря. Территорию монастыря занял дом отдыха. В 1934 году была частично разрушена Вознесенская церковь-колокольня. Во время Великой Отечественной войны здесь расположился штаб группы армий «Север». Территория и здания монастыря были благоустроены для проживания немецких офицеров. При этом в Никольской церкви был устроен зал собраний, в соборе винный склад и тир, в руинах Вознесенской церкви гараж. В послевоенный период продолжил свое существование дом отдыха и детский санаторий. В 1993 здания Снетогорского монастыря были переданы Псковской епархии РПЦ.


    Снетогорский Богородицерождественский монастырь в Пскове

    В честь Рождества Пресвятой Богородицы освящен Солотчинский монастырь в пос. Солотча Рязанской области. Обитель была основана в 1390 году. В 1570-1580-х годах монастырь считался одним из главнейших на Руси. В 1618 году Солотчинский монастырь подвергся опустошительному нападению войск польского королевича Владислава и запорожского гетмана Петра Сагайдачного. Новый расцвет монастыря пришелся на конец XVII века. В 1917 году монастырь был закрыт советской властью, в нем находилась колония для несовершеннолетних преступников. Впоследствии архитектурный комплекс монастыря вошел в состав Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника. В 1960-х годах началась реставрация зданий.


    Богородицерождественский собор Солотчинского монастыря

    В честь Рождества Пресвятой Богородицы освящен Палеостровский монастырь на о. Палей Республики Карелия. Палеостровский Рождественский Богородицкий монастырь был основан в XV веке. В XVII веке монастырь стал местом заключения епископа Павла Коломенского. В монастырь после раскола Русской Церкви бежали старообрядцы, находя немало сочувствующих. В 1928 году Палеостровский монастырь был разрушен, храм Рождества Богородицы официально закрыт. На острове была создана колония для малолетних преступников. В настоящее время монастырь возрождается.


    Богородицерождественский Палеостровский монастырь в Республике Карелия

    В честь Рождества Пресвятой Богородицы освящена Коренная пустынь в пос. Свобода Курской области. Основана в 1597 году, в том месте, где при корне дерева явилась чудотворная икона Знамения Божией Матери, именуемая Коренною, или Курскою. В смутные времена Коренная пустынь была разрушена до основания. С 1618 по 1764 годы пустынь была приписана к Курскому Знаменскому монастырю. В 1792 году в ней было устроено общежитие. После революции обитель была заграблена и закрыта. Храм Рождества Пресвятой Богородицы был взорван, купол колокольни снесен, а на ней устроена смотровая площадка для отдыхающих в доме отдыха, каковым стала Коренная пустынь. В 1989 году пустынь передана РПЦ.


    Богородицерождественская Коренная пустынь в пос. Свобода Курской области

    В честь Рождества Пресвятой Богородицы освящена Софрониево-Молчанская Печерская пустынь в с. Новая Слобода Сумской области Украины. Согласно преданию, осенью 1405 года на Чудной горе, над болотом Молче, появилась чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Местные жители сразу же заметили святыню. На месте чудесной находки люди поставили небольшую деревянную церковь Пресвятой Богородицы. Со временем у нее начали селиться иноки, сооружая неподалеку пещеры на склонах холмов для проживания и постоянных молитв. Впоследствии здесь и возник небольшой монастырь. Его назвали Молчанской Рождества Богородицы пустынью. В XVI веке пустынь разрослась и превратилась в большой монастырь-острог, поэтому монахи, которые в нем проживали, приобрели несколько «осадных дворов», где поставили церковь святых Флора и Лавра и в 1580-х годах возвели в остроге храм Рождества Богородицы. В 1605 году Софрониевский монастырь был разграблен войском Лжедмитрия I, направлявшегося в Москву. XVII и XVIII века были периодом расцвета Софрониевской пустыни. Уже в начале 1920-х годов советская власть закрыла Софрониевский монастырь. В первые послевоенные годы руины, оставшиеся от Софрониевского монастыря, начали разбирать на кирпич для свинарников, колхозных зданий и промышленных объектов. Так, бульдозерами сравняли с землей храм Рождества Пресвятой Богородицы, а на его месте появился участок для выпаса колхозного скота. Возрождение обители началось с 1999 года.


    Богородицерождественская Софрониево-Молчанская Печерская пустынь в с. Новая Слобода Украины

    В честь Рождества Пресвятой Богородицы освящен Молчанский монастырь в г. Путивль Украины. История основания Молчанского монастыря тесно связана с Софрониевой пустынью. В 1592 году Молчанская пустынь была сожжена татарами, а в 1593 году все иноки переселились в Путивль, где было несколько «осадочных дворов» и превратили монастырский двор на новый Молчанский монастырь. В течение 1602-1604 годов было построено каменные укрепления и обитель стала настоящим оборонительным форпостом. Монастырь служил мощной крепостью, в которой неоднократно находили себе прикрытие монахи монастыря и местные жители. С 18 ноября 1604 по 26 мая 1605 года Лжедмитрий I использовал монастырь как свою резиденцию. Именно в это время был построен собор Рождества Богородицы и другие сооружения. Поскольку собор возводился посреди тесного крепостного двора, застроенного со всех сторон, пришлось объединить в его здании амбар - в подвале и в подклете, трапезную и кухню - в подклете, собор и теплую церковь - на втором ярусе, боевую камеру с бойницами - на третьем ярусе, над алтарем. В архитектурном плане здания есть три неординарные особенности: алтарь в виде квадратной башни, а не полукруглой апсиды; камера оборонного назначения на третьем ярусе алтаря увенчана шатром; перекрытия подклетка нефа системой крестовых сводов со столбом посередине. В 1605 году Молчанская пустынь была приписана к Путивльскому Молча′нскому монастырю, а на ее территории устроена монастырская пасека. Во время гражданской войны Смутного времени в монастыре возник пожар, в результате которого здание сильно пострадало. В 1653 году разрушенный монастырь был восстановлен. Чтобы избежать путаницы, монастырь в Путивле стал именоваться Большим Молчанским, а восстановленный над болотом Молча, - Малой Молчанской пустынью. Последний с конца XVII века стали называть Софрониева пустынь, или Софрониевский монастырь. С конца XVII века монастырь, как и сам город Путивль, начал постепенно приходить в упадок. В послереволюционный период обитель закрыли, а монахов разогнали. С 1930-х годы территорию и сооружения монастыря занимали детский дом, профтехучилище, военный завод. С 1960 года в монастыре велись реставрационные работы, а уже через 17 лет здесь был создан Государственный историко-культурный заповедник. В 1991 году монастырь был передан УПЦ.


    Богородицерождественский Молчанский монастырь в г. Путивль (Украина)

    В честь Рождества Пресвятой Богородицы освящена церковь в Юрьево (Великий Новгород, МДЗ «Витославицы»). Богородицерождественская церковь была построена в период между приблизительно 1530 и 1540 гг. Церковь была перевезена из д. Передки. Кресчатая, трехалтарная, стоит на высоком подклете и увенчана высоким венчатым шатром. С пяти сторон: северной, северо-западной, западной, юго-западной и южной церковь опоясывает открытая наружу галерея, покоящаяся на кронштейнах-помочах - выпущенных бревнах из основного сруба. Северо-западная и юго-западная стороны галереи не повторяют контуры стен церкви, а спрямлены. На западе перед галереей устроено крыльцо. Ветви срубного креста перекрыты двухскатными крышами, боковые алтари и галерея - односкатными. Яркая особенность церкви: боковые стены креста в ее плане не параллельны, как обычно делалось в таких случаях, а резко отодвинуты от середины помещения наружу.


    Богородицерождественская церковь в Юрьеве под Великим Новгородом

    В честь Рождества Пресвятой Богородицы была освящен собор в Суздале Владимирской области, построенный в период между 1222 и 1225 гг. В 1237 г., при нашествии на Суздаль орды Батыевой, собор Богородицы был разграблен. Позднее восстановлен. 25 марта 1577 г. в Суздале произошел большой пожар, от которого сильно пострадал и собор. В 1635-36 гг., после нашествия поляков, собор был вновь отреставрирован. В 1719 г. в Суздале произошел большой пожар, уничтоживший почти все церкви и дома обывателей. Пострадал и собор в этом пожаре: крыша и главы, сделанные из олова, растопились и верхний ярус в соборе обрушился. Затем собор был возобновлен. В советские годы не действовал. В 1991 году в соборе прошли богослужения.


    Собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы в Суздале Владимирской области

    В честь Рождества Богородицы освящена церковь в Московском Кремле. Церковь была построена на территории Кремля в 1393-1394 гг. на месте древней деревянной церкви Воскрешения праведного Лазаря. Церковь Рождества Богородицы находилась на женской половине Кремля и являлась домовой церковью великих княгинь. Во время пожара 1479 года верх церкви обрушился, его пришлось восстанавливать. В 1514 году была перестроена и церковь Рождества Богородицы на Сенях. В 1681-1684 гг. церковь Рождества Богородицы на Сенях снова была практически полностью перестроена. Новая церковь была одноглавой, с запада располагалась трапезная. В последующем церковь Рождества Богородицы на Сенях реставрировали в 1923-1928 годах и в 1949-1952 годах. До нашего времени сохранилось древнее белокаменное четырехапсидное здание с главным порталом, а также достроенные позже элементы храма.


    Церковь Рождества Богородицы что на Сенях в Московском Кремле

    В честь Рождества Богородицы освящена церковь в Старом Симонове в Москве, построенная в 1509 г. на месте деревянного храма, который был первоначально возведен в 1370 г. Храм является частью существовавшего на этом месте первоначального Симонова монастыря. В XVII в. монастырь упразднен, храм стал приходским. В 1927 г. церковь закрыта. В 1930-х гг. обезглавлена. В здании разместилась компрессорная станция завода «Динамо». В 1932 г. была снесена колокольня. В 1980-х гг. церковь передана Историческому музею. В 1989 г. возвращена РПЦ.


    Церковь Рождества Богородицы в Старом Симонове в Москве

    В честь Рождества Богородицы освящена церковь в Путинках в Москве. Деревянная церковь Рождества Пресвятой Богородицы известна с 1625 г. В 1648 г. деревянная церковь сгорела и затем была построена в камне. Храм представляет собой узкий, вытянутый поперечно двухсветный четверик, завершенный тремя шатрами. Звонница восьмигранная, шатровая, расположенная между приделом и храмом, стоит на сводах трапезной. Композицию дополняет крупное шатровое крыльцо на западном фасаде трапезной, вынесенное на Малую Дмитровку. В оформлении фасадов церкви использованы стрельчатые кокошники, колончатые килевидные наличники и сложные раскрепованные карнизы, характерные для XVI века. После закрытия храма в 1938 г. в нем долгое время располагались конторы, затем репетиционный зал московской дирекции «Цирк на сцене». Постепенно здание храма пришло в критическое состояние, и в 1959-1960 гг. была проведена его комплексная реставрация. В 1990 г. храм был возвращен РПЦ.


    Церковь Рождества Богородицы в Путинках в Москве

    В честь Рождества Пресвятой Богородицы была освящена церковь в д. Мурованка Республики Беларусь. Храм-крепость был возведен в 1524 году в готическом стиле. По архитектуре представляет собой четырехстолпное одноэтажное строение с высокой двускатной крышей. Монументальная каменная постройка по углам закреплена цилиндрическими оборонительными башнями. Башни органически связаны с корпусом. В разные времена храм служил не только местом для совершения богослужений, но и защитой крестьян от разорительных набегов. В 1656 году церковь была сильно повреждена, а в 1706 году обстреляна шведами во время Северной войны. В 1928 году церковь польскими властями была переоборудована под костел и передана местной католической общине. В августе 1993 году церковь была возвращена общине РПЦ.


    Церковь Рождества Богородицы в д. Мурованка Республики Беларусь

    В честь Рождества Пресвятой Богородицы был освящен собор в Муроме Владимирской области, построенный в период между приблизительно 1549 и приблизительно 1557 гг. Первоначально каменный собор был увенчан тремя главами, в середине XVII века собор был отремонтирован и увенчан уже пятью главами. В Петропавловском приделе собора почивали мощи муромских чудотворцев Петра и Февронии. В 1934 году «с согласия» общины верующих собор был сдан в аренду одному из расквартированных в городе полков. С середины 1930-х годов соборная площадь была превращена в футбольное поле, а колокольня стала пожарной каланчой и раздевалкой для игроков. В 1939 году по постановлению Городского Совета приступили к слому собора и церкви около колокольни. Собор был разобран перед Великой Отечественной войной, а колокольня — восемь лет спустя.


    Собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы в Муроме Владимирской области

    В честь Рождества Пресвятой Богородицы был освящен придел церкви Спиридона Тримифийского, что на Козьем болоте в Москве. Храм известен с 1627 года. В 1633-1639 годах храм был отстроен в камне и в народе назывался не по главному престолу в честь Рождества Богородицы, а по приделу святителя Спиридона. В XVII-XIX веках церковь не раз перестраивалась и расширялась. Церковь серьезно пострадала в 1812 году, во время великого московского пожара, а потом была заново восстановлена. Древнее ядро церкви сохраняло черты древнерусской архитектуры. Кубическое здание храма было увенчано единственной главой, покоившейся на круглом барабане с аркатурно-колончатым поясом. Под поздней четырехскатной кровлей сохранялись ряды превосходных килевидных кокошников, завершавших все четыре фасадные стены. В августе 1930 года храм был уничтожен.


    Спиридоновская церковь на Козьем болоте в Москве

    В честь Рождества Пресвятой Богородицы была освящена церковь в с. Свияжск Республики Татарстан. Собор Рождества Пресвятой Богородицы был построен около 1567 г. Разрушен в 1928 г.


    Богородицерождественский собор в Свияжске

    В честь Рождества Пресвятой Богородицы была освящена церковь в д. Лиственка Ленинградской области. Это одна из старейших клетских церквей Ленобласти. Церковь была построена в 1599 году. Здание трехобъемное: церковь, алтарный прируб и трапезная. В 1720 году церковь подверглась перестройке: была возведена трапезная и новое крыльцо. Без изменений сохранились резной клирос и тябла иконостаса с надписью и изображениями святых. Храм был закрыт в 1932 году, вновь действует с 1992 года.


    Богородицерождественская церковь в д. Лиственка Ленинградской области

    В честь Рождества Пресвятой Богородицы была освящена церковь в Пскове. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы от Пролома датируется 1581 годом. Церковь Покрова Богородицы «Покровского от Угла» или «От Пролома» монастыря известна с XIV века. Монастырь стоял у пятой стены в Окольном городе при вратах на Великую и огромной башне, названных в честь обители также - Покровскими. Изначально в монастыре главным был храм во имя Покрова Богородицы, к которому после осады Пскова в 1581-1582 г. войсками короля Стефана Батория, в память о чудесном избавлении «от лихих градоимцев», присоединили вновь возведенный храм Рождества Богородицы. С тех пор храм являет собой маленькое архитектурное чудо: одинаковые, клетские, крохотные, одноглавые, одноапсидные церкви и симметрично поставленная над притворами звонница на общей стене соединяет их в одно целое. Ныне в храме Покрова размещается историческая экспозиция; церковь Рождества принадлежит казачьей общине Пскова.


    Церковь Покрова и Рождества от Пролома в Пскове

    В честь Рождества Пресвятой Богородицы была освящена церковь в г. Порхов Псковской области. До середины XVIII века на месте современной церкви Рождества Пресвятой Богородицы, что на южной окраине Порхова, находился Рождественский девичий монастырь, упраздненный в 1764 году в ходе секуляризации монастырских земель. После упразднения монастыря здесь вплоть до 1930 года располагалась приходская церковь. Перед войной приход закрыли, в здании разместили порховскую пожарную дружину, после войны - спортивное общество, а в 1980-е годы - городской клуб-дискотеку. Лишь в 1991 году церковь вернули общине РПЦ.


    Богородицерождественская церковь в Порхове Псковской области

    В честь Рождества Пресвятой Богородицы была освящена церковь в с. Городня Тверской области. Предположительно церковь была построена в 1390 году. За время существования церковь неоднократно горела и перестраивалась. После пожара 1412 года она была возобновлена на старом основании и заново расписана. После пожара 1716 года храм был восстановлен. Церковь была сильно повреждена во время Великой Отечественной войны. В 1966 году начали капитальный ремонт храма. Объем храма, прямоугольный в плане, увенчан золоченой луковичной главкой. Территория окружена массивной каменной оградой с трехпролетными арочными вратами, также увенчанными золоченой главкой.


    Богородицерождественская церковь в с. Городня Тверской области

    В честь Рождества Пресвятой Богородицы была освящена церковь в г. Рогатин Ивано-Франковской области Украины. Церковь Рождества Богородицы была построена в 1421 году. Сложена из камня и красного кирпича на известковом растворе, трехнефная, одноапсидная, двустолпная, двуглавая. Стены укреплены контрфорсами. На уровне сводов их соединяют арки, напоминающие закомары в древнерусских храмах. Фасады декорированы глубокими нишами, в которых утоплены стрельчатые окна, а также маленькими нишами. Во время нападения немцев на Галицию во Вторую мировую войну в храм попала бомба. В результате ее попадания сгорела крыша, остались только стены. Вскоре церковь была восстановлена. Но через три года, в 1944, в храм попала фугасная бомба и уничтожила церковь изнутри. После войны начались восстановительные работы в храме, которые длились почти 10 лет.


    Богородицерождественская церковь в г. Рогатин Украины

    В честь Рождества Пресвятой Богородицы была освящена церковь в с. Стеблевка Закарпатской области Украины. Деревянная, трехсрубная, с башней над бабинцем была построена в 1643 году. Срубы нефа и бабинца равноширокие прямоугольные в плане, более узкий восточный сруб с трехгранной восточной частью. Церковь была возведена из дубовых брусьев, покрыта лемехом. В отличие от многих аналогичных сооружений западный сруб, так же как восточный и неф, перекрыт коробовым сводом. Церковь была покрыта двумя крутыми крышами — высокой над центральным срубом и низкой — над восточным срубом. Каркасная башня-колокольня возвышалась над западным срубом и завершается подсебитьем, ошалеванным вертикально досками с фигурной порезкой внизу и высоким конусным шпилем с фартуком у основания. Богородицерождественская церковь горела. В настоящее время находится в полуразрушенном состоянии.

    Дворищи Масалишская , Слижишская в Литве.