• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Для того чтобы речь ребенка развивалась правильно , чтобы он овладел ей в полной мере в дальнейшем, родителям необходимо соблюдать ряд условий :

    Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребенка . Не перезагружайте его речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту.

    В общении с ребенком следите за своей речью. Говорите с ним не торопясь, звуки и слова произносите ясно и четко, когда что-то читаете читайте выразительно с интонацией. Если что то непонятно в тексте, объясните это своему ребенку.

    Не разговаривайте так, как разговаривает ваш ребенок, не искажайте свою речь, не злоупотребляйте также и уменьшительно- ласкательными суффиксами- все это тормозит речевое развитие ребенка .

    Если у ребенка есть недостатки в речи своевременно устраняйте их. Когда будете указывать ребенку на его неточности и ошибки, встречающиеся в его речи будьте чрезвычайно осторожны и не в коем случае не смейтесь над малышом, просто тактично поправьте его и покажите как надо произносить то или иное слово.

    Если ваш ребенок задал вам какой либо вопрос, старайтесь не оставлять его без ответа и не забудьте проверить : понятен ли ему ваш ответ.

    Раз в месяц записывайте речь ребенка на магнитофон. На первом году жизни можно записать гуление, лепет, первые слова малыша. Когда ребенок станет постарше записывайте беседы с ребенком, его речь вовремя игр, чтение стихов, не забудьте указать при этом возраст ребенка. Такие записи могут помочь в работе над речью и со временем будут хорошим подарком.

    Систематически включайте ребенку аудиозаписи с чтением сказок, потешок, стихов, это тоже поможет развить речь вашего малыша .

    Публикации по теме:

    Рекомендации для родителей по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у воспитанников Тема «Посуда» Задание 1. Родителям рекомендуется: рассмотреть вместе с ребенком посуду - кухонную, чайную, столовую; закрепить с.

    Рекомендации родителям по развитию речи детей Учителя – логопеды работают с детьми разного возраста и, конечно же, стараются давать регулярно рекомендации родителям. Например, работая.

    Методические рекомендации для педагогов по развитию речи детей 2–3 лет Методические рекомендации для педагогов по развитию речи детей 2-3 лет 1. Проводить артикуляционную гимнастику, включая такие упражнения.

    Методические рекомендации по развитию синтаксического строя речи у дошкольников со стертой дизартрией Игры и упражнения по развитию синтаксического строя речи у детей со стёртой дизартрией Учитывая выявленные ошибки у детей со стёртой дизартрией,.

    Рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики рук у детей младшего возраста Учеными давно доказано, что развитие руки тесно связано с развитием речи и мышлением ребенка. Работа по развитию движений рук должна начинаться.

    Рекомендации для родителей по развитию речи детей раннего возраста 1. В семье необходимо создавать благоприятную условия, в которой бы ребенок мог с удовольствием общаться со взрослыми и получать новые знания,.

    Рекомендации для родителей по развитию у детей элементарных математических представлений 1. Проведите с детьми игру «Сделаем перчатки» Игра «Сделаем перчатки» Предложите детям положить кисти рук на листок бумаги таким образом,.

    Под связной речью понимают развернутое высказывание, состоящее из нескольких или даже очень многих логически связанных между собой предложений, объединенных одной темой и составляющих единое смысловое целое. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста возможно только в условиях целенаправленного обучения. Это одна из основных задач речевого развития дошкольников в плане их подготовки к началу школьного обучения. Поэтому работа по воспитанию у детей связной диалогической и монологической речи предусмотрена программой детского сада. Однако одной проводимой работы в детском саду недостаточно. Она обязательно должна быть дополнена и домашней работой с ребенком.

    Последовательность работы над связной речью:

    1. воспитание понимания связной речи;

    2. воспитание диалогической связной речи.

    Воспитание монологической связной речи, приемы работы :

    Работа над составлением рассказа - описания;

    Работа над составлением рассказа по серии сюжетных картинок;

    Работа над составлением рассказа по одной сюжетной картинке;

    Работа над пересказом;

    Работа над самостоятельным рассказом.

    Методические приемы работы по формированию связной речи .

    1. Беседы с ребенком с использованием красочных картинок, выразительной интонации, мимики, жестов.

    2. Чтение рассказов или сказок, после чего следует рассмотреть картинки. Если ребенок понял рассказ, то по просьбе взрослого он может показать изображенных на ней действующих лиц, совершаемые ими действия и т.п. Взрослый может задать вопросы по содержанию рассказа для выяснения понимания ребенком причинно-следственных связей (Почему это случилось? Кто в этом виноват? Правильно ли он поступил? и т.д.) О понимании смысла рассказа свидетельствует также умение пересказать его своими словами.

    3. Необходимо учить ребенка участвовать в беседе (диалог). В беседе расширяется словарный запас, формируется грамматический строй предложения. Беседовать можно по различным темам: о книгах, фильмах, экскурсиях, а так же это могут быть беседы по картинкам. Ребенка необходимо научить слушать собеседника не перебивая, следить за ходом его мысли. В беседе вопросы взрослого должны усложняться постепенно, как и ответы детей. Начинаем с конкретных вопросов, на которые можно дать один вариант короткого ответа, постепенно усложняя вопросы, и требуя более развернутые ответы. Это делается с целью постепенного и незаметного для ребенка перехода к монологической речи. Приведем пример «усложненной» беседы.

    Каких животных ты видишь на этой картинке?

    Волка, медведя и лису.

    Что ты знаешь о волке?

    Он серый злой и живет в лесу. Еще он по ночам воет.

    А что ты можешь сказать о медведе?

    Он большой, коричневый, зимует в берлоге.

    А что ты знаешь о лисе?

    Она очень хитрая, рыжая и у нее большой пушистый хвост.

    Где ты видел этих зверей? - В зоопарке, там они живут в клетках.

    Какие ты знаешь сказки про медведя, лису, волка? и т.п.

    4. При составлении описательных рассказов ребенок овладевает первыми навыками связного изложения мыслей «на одну тему», одновременно он прочно усваивает признаки многих предметов, а, следовательно, расширяется словарный запас. Для обогащения словарного запаса очень важно проводить подготовительную работу к составлению каждого рассказа-описания, напоминая ребенку о признаках описываемых предметов или даже заново знакомя его с этими признаками. Начав с описания единичных предметов, нужно переходить к сравнительным описаниям однородных предметов - учиться сравнивать разных животных, разные фрукты и овощи, разные деревья и т.д.

    5. Трудность правильного прослеживания ребенком основных моментов развития сюжета проще всего преодолеть, если начать работу с составления рассказа по серии сюжетных картинок, расположенных в той последовательности, в какой происходили события. Количество сюжетных картинок в серии постепенно увеличивается, и описание каждой картинки становится более подробным, состоящим из нескольких предложений. В итоге составления рассказов по сериям картинок ребенок должен усвоить, что рассказы нужно строить в строгом соответствии с последовательностью расположения картинок, а не по принципу «Что первое вспомнилось, о том и говори». Приведем примеры последовательных картинок.

    6. При составлении рассказа по одной сюжетной картине очень важно, чтобы картина отвечала следующим требованиям:

    Она должна быть красочной, интересной и привлекательной для ребенка;

    Сам сюжет должен быть понятен ребенку данного возраста;

    На картине должно быть небольшое число действующих лиц;

    Она не должна быть перегружена различными деталями, не имеющими прямого отношения к ее основному содержанию.

    Необходимо предложить ребенку придумать название картины. Ребенок должен научиться понимать сам смысл изображенного на картине события и определять свое отношение к нему. Предварительно взрослый должен продумать содержание беседы по картине и характер задаваемых ребенку вопросов. Примеры сюжетных картин:

    7. В процессе работы над пересказом у ребенка развиваются и совершенствуются внимание и память, логическое мышление, активный словарь. Ребенок запоминает грамматически правильные обороты речи, образцы ее построения. Знакомство ребенка с содержащейся в рассказах и сказках новой для него информацией расширяет круг его общих представлений и способствует совершенствованию его монологической речи в целом. При работе над пересказом конкретного текста сначала нужно выразительно прочитать или рассказать ребенку интересный и доступный ему по содержанию рассказ и затем спросить, понравился ли он ему. Можно так же задать несколько уточняющих вопросов по содержанию рассказа. Обязательно нужно объяснить ребенку значение незнакомых слов. Важно обратить внимание на «красивые» обороты речи. Можно рассмотреть иллюстрации. Перед повторным чтением рассказа предложите ребенку еще раз внимательно его прослушать и постараться запомнить. Учитывая все вышесказанное, предложите ребенку пересказать данную сказку. До прочтения сказки обязательно познакомьте ребенка с образом жизни и средой обитания белых и бурых медведей, рассмотрев при этом картинки и ответив на все интересующие вопросы. «Белый медведь и бурый медведь» Однажды лесной бурый медведь пошел на север, к морю. В это время морской белый медведь пошел по льду на юг, к земле. У самого берега моря они встретились. У белого медведя шерсть стала дыбом. Он сказал: - Ты что это, бурый, по моей земле ходишь? Бурый ответил: - Когда она у тебя была, земля-то? Твое место в море! Твоя земля - льдина! Они схватились, и началась борьба. Но не одолел один другого. Первым заговорил бурый: - Ты, белый, оказывается, сильнее. Но я - ловчее, увертливее. Поэтому никто из нас верха не возьмет. Да и что нам делить? Ведь мы медведь братья. Белый медведь сказал: - Верно, мы братья. И делить нам нечего. Лесной медведь сказал: - Да, мои леса огромны. Мне нечего делать в твоих льдах. Морской медведь сказал: - А мне нечего делать в твоих лесах. С тех пор хозяин леса живет в лесу, а хозяин моря живет в море. И никто друг другу не мешает.

    Важно упражнять ребенка и в других видах пересказа:

    Выборочный пересказ. Предлагается пересказать не весь рассказ, а лишь определенный его фрагмент.

    Краткий пересказ. Предлагается, опустив менее существенные моменты и не исказив при этом общей сути рассказа, правильно передать его основное содержание.

    Творческое рассказывание. Ребенку необходимо дополнить прослушанный рассказ чем-то новым, внести в него что-то свое, проявив при этом элементы фантазии. Чаще всего предлагается придумать к рассказу начало или конец.

    Пересказ без опоры на наглядность.

    При оценке качества детского пересказа важно учитывать следующее:

    Полноту пересказа;

    Последовательность изложения событий, соблюдение причинно-следственных связей;

    Характер употребляемых предложений и правильность их построения;

    Отсутствие длительных пауз, связанных с трудностью подбора слов, построения фраз или самого рассказа.

    8. Переход к самостоятельному составлению рассказов должен быть достаточно хорошо подготовлен всей предшествующей работой, если она проводилась систематично. Чаще всего это бывают рассказы из личного опыта ребенка. Рассказ из личного опыта требует от ребенка умения самостоятельно подбирать нужные слова, правильно строить предложения, а также определять и удерживать в памяти всю последовательность событий. Поэтому первые небольшие по объему самостоятельные рассказы детей обязательно должны быть связаны с наглядной ситуацией. Это «оживит» и дополнит нужный для составления рассказа словарный запас ребенка, создаст у него соответствующий внутренний настрой и позволит ему легче соблюдать последовательность в описании недавно пережитых им событий.

    Примерными темами для подобных рассказов могут служить следующие:

    Рассказ о дне, проведенном в детском саду;

    Рассказ о впечатлениях от посещения зоопарка (театра, цирка и т.д.);

    Рассказ о прогулке по осеннему или зимнему лесу и т.п.

    В заключении хочется еще раз напомнить о том, что именно в связной речи наиболее ярко проявляются все речевые «приобретения» ребенка - и правильность звукопроизношения, и богатство словарного запаса, и владение грамматическими нормами речи, и ее образность и выразительность. Но для того чтобы связная речь ребенка смогла приобрести все необходимые для нее качества, нужно последовательно пройти вместе с ним весь тот сложный, интересный и вполне доступный для него путь.



    Рекомендации воспитателям для развития речи дошкольников.
    1. Развитие артикуляционного аппарата. Ежедневное проведение артикуляционной гимнастики. Развитие мимической мускулатуры. 2. Развитие речевого дыхания.  Надуем шары, Футбол, Поймай рыбку. 3. Развитие мелкой моторики.  Игры - мозаики.  Шнуровки.  Собери бусы.  Раскрась, заштрихуй. (Цветными карандашами) и т. д. 4. Развитие фонематического слуха.  Угадай, чей голосок?  Где звук?  Кто больше слов придумает. И др. 5. Формирование лексико – грамматического строя речи. Направления:  Расширение объема словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формирование познавательной действительности (мышления, восприятия, представлений, памяти, мышления и т.д.)  Уточнения значений слов.  Развитие лексико-семантических ассоциаций (назвать слово как можно быстрее, Придумай, о чем может идти речь?)  Классификация слов на основе различных семантических признаков (назови лишнее слово, классификация предметов по картинкам, разложи картинки по сходству)  Развитие антонимии (Закончить предложение и назвать слова-«неприятели». Игра «Скажи наоборот»)  Развитие синонимии (Выбрать из трех слов два слова-«приятеля», Придумать предложение с каждым из слов-«приятелей».)  Развитие синтагматических связей слов (Добавить одно общее слово к двум словам, Подобрать как можно больше названий предметов (существительных) к названию действия (глаголу), «Кто как передвигается?»)  Развитие словообразования (Игра «Назови ласково», Игра «Что для чего?», Игра «Кто у кого?», Подобрать слова «родственники»)  Формирование грамматических значений (Дифференциация существительных, глаголов и прилагательных, Дифференциация значения рода, Дифференциация грамматических значений одушевленности и неодушевленности.)
     Относительные и притяжательные прилагательные. (Чей хвост? Какой сок?).  Работа над предлогами. 6. Связная речь. Направления:  «Деформированный текст».  Развитие диалогической (разговор между двумя или несколькими людьми) и монологической (речь одного человека)речи.  Пересказ.  Описательные рассказы.  Составление небольших сюжетных рассказов.  Рассказы из личного опыта.  Сказки. 7. Обучение грамоте. Направления:  Что такое звук?  Что такое буква?  Что такое слог?  Что такое слово?  Что такое предложение?  Сколько и какие гласные звуки?  Назвать согласные звуки.  Твердые, мягкие согласные.  Глухие и звонкие согласные.  Йотированные звуки.  Звуковой анализ слов.  Как сосчитать количество слогов в слове. 8. Индивидуальная коррекционная работа по заданиям логопеда.
    СЕМА́

    НТИКА - В языкознании: значение, смысл (отдельного слова, оборота речи).

    СИНТАГМА - многозначный термин, переводящийся как классификация,

    систематизация; компоновка, расстановка.

    Вторая младшая группа (3-4 года)

    Совершенствование речи, то есть овладение способностью правильно воспринимать и понимать словесную информацию, а также точно и разнообразно выражать свои мысли и чувства, имеет исключительно важное значение для полноценного и своевременного психического развития.

    Все новые психические качества (в том числе и развитую речь) ребенок приобретает путем копирования и творческой переработки различных образцов (способы действий, формы поведения, характер отношений и т. д.), предоставляемых ему окружающей действительностью, прежде всего близкими взрослыми.
    Обогащение и совершенствование речи и в этой группе остается в числе важнейших педагогических задач. Ее решению способствует:

    • благоприятная речевая среда, из которой дети могут черпать культурные речевые образцы;
    • целенаправленные педагогические воздействия, помогающие детям овладевать конкретными речевыми умениями, прежде всего умением общаться.

    Подражание воспитателю, носителю речевой культуры и литературного языка, - важнейшее условие речевого развития детей. Чтобы создать у них значительный запас речевых образцов, воспитателю следует говорить много, искренне и ярко; произносить фразы отчетливо, вразумительно, неторопливо; употреблять (и многократно повторять) новые для ребенка слова и выражения, радоваться их появлению в его речи; использовать каждый вопрос ребенка как повод вступить с ним в диалог.

    Итак, непременным условием полноценного речевого развития детей четвертого года жизни является разнообразная и правильно организованная речевая среда. Приведем ее составляющие:

    • собственная речь воспитателя;
    • специально организованное речевое воздействие (рассказы воспитателя о событиях прошедшего дня и ближайшего будущего).

    Маленькие дети - внимательные и благодарные слушатели. Им нравится все, что рассказывает взрослый. Вместе с тем существуют темы и сюжеты, которые обязательно надо использовать в рассказах, ибо они имеют большое значение для детей. Это рассказы о детях группы, о жизни группы, о непростых для малыша житейских ситуациях, а также рассказы воспитателя о себе.

    Рассказы о жизни группы посвящены событиям достойно прожитого отрезка времени (первой половины дня, второй половины дня): «Сегодня дети научились… У нас были гости… Наконец-то пришел после болезни Дима… (приятные моменты). Но случилась огорчившая Олю история…» и т. п. Такие рассказы, стимулирующие отсроченное восприятие и переживание детьми происшедших событий, помогают им устанавливать связь между предметами и явлениями, описывать знакомые вещи и чувства (отношения) и тем самым осмысливать происшедшее. В процессе этих рассказов малыши знакомятся с новыми речевыми средствами (слова, обороты).

    Рассказы об ожидаемых событиях нацелены на создание у детей предвкушения радости от праздника, просмотра кукольного спектакля, похода в гости к старшим детям и т. п.

    Рассказы о детях, о достоинствах, самобытности каждого из них. Услышав рассказ, содержащий похвалу, ребенок почувствует себя значимым, уверенным в себе и посмотрит на жизнь с оптимизмом.

    Рассказы воспитателя о себе должны помочь детям преодолеть различные страхи («Как я перестала бояться темной комнаты»), понять нежелательность некоторых действий («Как я отучилась разрушать чужие постройки», «Как от меня чуть не убежала любимая игрушка»).

    Рассказы о трудных ситуациях также предназначены для того, чтобы помочь детям осознать нежелательность некоторых их действий. Это могут быть разные истории о страданиях мокрых рукавов и грязных рук, о сбежавших туфельках, об обидевшихся кубиках и т. п.

    Работа по речевому развитию детей осуществляется на всех без исключения занятиях, в том числе на специальных, а также в бытовых ситуациях, на прогулке и т. п.

    Много внимания уделяется обогащению, уточнению и активизации словаря, опирающегося на конкретные представления. Это значительно повышает уровень речевого развития ребенка, совершенствует культуру общения.

    Во второй младшей группе используются следующие приемы словарной работы:

    • показ предметов с их называнием при рассматривании окружающей обстановки («Наши игрушки», «Что стоит и лежит в буфете?», «Наша мебель и мебель для кукол»), при проведении дидактических игр («Чудесная коробка» (наборы одежды, обуви, головных уборов, овощей, фруктов));
    • сочетание показа предмета с активными действиями ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на слух, на вкус и т. п.). Этот прием используется при целенаправленном ознакомлении с любым новым предметом (группой предметов). Кроме того, этот прием уместен в дидактических играх и упражнениях типа «Чудесный мешочек» (ребенок на ощупь определяет материал, из которого сделана вещь, ее вес и размер);
    • сравнение сходных по внешнему виду предметов (шуба - пальто, чайник - кофейник, туфли - босоножки и т. п.). Научиться различать и называть эти предметы детям помогают дидактические упражнения и игры «Не ошибись» («Не перепутай»), «Что изменилось?» и др.;
    • задания, предполагающие ответ в форме действия (принеси, найди, покажи).

    Во второй младшей группе продолжается работа по различению и правильному произнесению звуков, отработке речевого дыхания, темпа речи, силы и высоты голоса. Эти задачи легче решать, проговаривая звуки, произнесением которых ребенок владеет или овладевает. У детей этого возраста уже можно отрабатывать четкое произношение всех звуков родного языка, за исключением шипящих (ж, ш, ч, щ) и сонорных (р, л). Работа по освоению родственных групп звуков проводится поэтапно. Например, осваивая согласные, дети учатся произносить звуки в таком порядке: губно-губные(м, б, п), губно-зубные (в, ф), переднеязычные (н, д, т), заднеязычные (к, г, х).

    Четкое произношение гласных и наиболее простых по артикуляции согласных во многих случаях способствует появлению у ребенка умения произносить более сложные по артикуляции звуки. Так, чтобы речь была более отчетливой и ясной, дети должны научиться хорошо открывать рот (это достигается, в частности, правильной артикуляцией гласнойа) и плотно смыкать губы (чему способствует четкое произношение звуков м, п, б ).

    Целенаправленная отработка произношения любого звука проходит в последовательности, изложенной на с. 172.

    К четырем годам ребенок осваивает основные формы грамматической системы языка, речь становится для него полноценным средством общения.

    Одновременно наблюдаются многочисленные лексические ошибки, неправильное согласование слов в предложении, отсутствие некоторых грамматических категорий. Необходимо подсказывать детям, как правильно произносить то или иное слово; повторять предложение, исправив нарушенное ребенком согласование. Не следует заставлять его произносить слово (предложение), чтобы исправить ошибку. Предусматриваются специальные упражнения и дидактические игры, способствующие усвоению трудных для ребенка грамматических форм, совершенствованию синтаксической стороны речи. Они являются частью занятий по развитию речи.

    Дети, как правило, успешно справляются с заданиями, предлагаемыми на занятиях однако, в повседневном общении со взрослыми, друг с другом усвоенный материал необходимо закреплять. А для этого дети должны много и активно говорить. С этой целью необходимо вовлекать их в разговоры на самые разные темы (предусмотренные и возникшие стихийно); учить отвечать на вопросы «зачем?», «почему?», «когда?», «как (как это случилось, как исправить)?», задавать вопросы, включаться в разговор; формировать умение не перебивать говорящего, охотно выполнять поручения взрослого (спроси, выясни, предложи, поблагодари), содержащие образцы обращения (например, «Спроси у Анны Ивановны: „Вы оставите нам эту интересную книгу?“»).

    Чрезвычайно важно формировать у детей потребность делиться впечатлениями. Если заинтересованно расспросить ребенка о том, что запало ему в душу, он обязательно начнет рассказывать. В подходящий момент можно рассказать о том, какое интересное наблюдение сделал Ваня (Коля, Сережа), как разумно он поступил и т. п. (Обязательно нужно спрашивать ребенка разрешения повторить его рассказ другим детям.) Все это позволяет ему ощущать себя значимым и компетентным, а у других детей рождает желание порадовать взрослого и сверстников, поделившись с ними своими впечатлениями.

    В этом возрасте нужно приучать детей рассматривать сюжетные картинки. Выбрав одну из них, воспитатель должен сначала сам разобраться в ее содержании, составить рассказ, а затем наметить вопросы. Желательно, чтобы рассказ имел завязку. Это могут быть 1-2 фразы, заключающие в себе эмоциональное отношение рассказчика к изображенному («Ох, как трудно собирать башенку! Ни у Кати, ни у Димы работа не ладится»).

    При составлении рассказа нужно следить за тем, чтобы одно высказывание дополняло, продолжало другое, чтобы была показана связь между отдельными частями (фрагментами) картины. Например, на занятии по картине С. Веретенниковой «Коза с козлятами» воспитатель, рассказав о козе, делает такой переход: «Рядом с козой играют козлята. Они маленькие, забавные. Рассмотрим их?.. А можете рассказать о том, где гуляют коза и козлята?».

    В рассказ педагога должны входить предложения, содержащие вопрос, восклицание, прямую речь. Если позволяет содержание картины, заканчивать его следует так, чтобы последние фразы передавали отношение рассказчика к изображенным событиям («Катя слушала-слушала, да и надела на пирамидку правильно сразу несколько колец. Вот молодец!»).

    Дети этого возраста с удовольствием играют с фигурками настольного театра, проговаривая отрывки из знакомых сказок, импровизируя. Подобные игры подготавливают их к драматизациям произведений.

    Рекомендации воспитателям по созданию условий для развития речевой деятельности и речевого общения детей в ДОУ

    Чепикова Наталья Вячеславовна

    Учитель-логопед МАДОУ д\с№46 СОП№1

    Г.Ревда

    В последнее время особо пристальное внимание в ДОО обращено на реализацию принципа комплексного подхода, который предполагает наличие тесной взаимосвязи между работой педагога, психолога и врачей, направленной на комплексное изучение и устранение речевых расстройств, а так же предупреждение возникновения последствий дефектов речи у детей. Только при тесном сотрудничестве и единстве требований специалистов возможно преодоление имеющихся у детей нарушений речевого развития. Кроме того, особую роль приобретает сотрудничество учителя- логопеда и воспитателей ДОО .

      Основные требования к созданию условий детей.

    Функции воспитателя :

    1. Совершенствование речевого дыхания, артикуляционной и тонкой ручной моторики детей. Постоянный контроль над правильным произношением поставленных звуков , дифференцируя их со смешиваемыми фонемами на слух и в произношении, используя речевой материал, рекомендуемый логопедом .

    2. Активизация, обогащение и уточнение словарного запаса детей во всех режимных моментах.

    3. Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения детей. Контроль над грамматической правильностью речи детей в течение всего времени общения с ними.

    4. Формирование связной речи

    5. Развитие внимания, памяти, воображения в игровых упражнениях на бездефектном речевом материале.

    Так же воспитатели должны знать основные направления коррекционной программы , возрастные и индивидуальные особенности формирования речи дошкольников, понимать особенности произносительной и лексико-грамматической сторон речи и учитывать речевые возможности каждого ребенка в процессе учебной и внеучебной деятельности.

    Воспитатели должны создавать условия для развития речевой деятельности и речевого общения детей :

      организовывать и поддерживать речевое общение детей на занятиях, вне занятий,

      побуждать внимательно слушать других детей и вслушиваться в содержание высказываний,

      создавать ситуацию общения,

      формировать навыки самоконтроля и критического отношения к речи, организовывать игры на развитие звуковой культуры речи ,

      привлекать внимание к длительности звучания слова, последовательности и месту звуков в слове ,

      проводить работу по развитию слухового и речевого внимания, слухоречевой памяти, слухового контроля, словесной памяти,

      привлекать внимание к интонационной стороне речи.

    Воспитатели не должны :

      торопить ребенка с ответом,перебивать речь и грубо одергивать, а должны тактично давать образец правильной речи,

      заставлять ребенка произносить фразу насыщенную еще не поставленными звуками ;

      давать заучивать текст и стихи, которые ребенок еще не может произносить.

    Рекомендуется выделять в группе место для логопедических уголков , в которых должны находится настольно-печатные игры, игры для формирования правильной воздушной струи, развития неречевых процессов и др .

    Во время игр необходимо учить детей играть не молча, а проговаривать свои действия полным предложением, используя пример педагога.

    2.Требования к речи воспитателей

    Основной социальной потребностью, возникающей уже на первом году жизни ребенка, является потребность в общении. Условием своевременного формирования правильной речи у маленьких детей, а так же профилактики у них речевых нарушений является речь взрослых. Поэтому, высоки требования к речи современного воспитателя, начиная с раннего возраста. Следует помнить, что речь ребёнка развивается в условиях физического и психоэмоционального комфорта , т.е. когда ребенок здоров, сыт, спокоен.

    Речь воспитателя должна быть:

      Эмоциональная положительная окраска голоса, т.к. с первых дней жизни ребенок адекватно воспринимает именно эту сторону речи

      Темп речи не должен быть слишком быстрым или слишком медленным.

      Средняя громкость речи взрослого позволяет поддерживать охранительный речевой режим в группе.

      Артикуляция правильнее формируется, если при речевом общении ребенок видит артикуляционный аппарат взрослого.

      Артикуляцию и слоговую структуру слова правильно построить помогает четкое проговаривание гласных звуков в слове.

      Слова и фразы воспитателя должны быть доступны для ребенка (в соответствии с возрастными особенностями).

      Звукопроизношение четким и правильным.

      Грамматическая правильность речи педагога должна быть примером не только для детей, но и для их родителей.

    Требования к речи воспитателя детского сада

    Среди требований к речи педагога ДОУ выделяют:

      Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.

      Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.

      Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.

      Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.

      Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.

      Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).

    К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребенком, но и слышать его.

    Безусловно, знание педагогом дошкольного образовательного учреждения названных требований, их соблюдение и постоянное совершенствование качеств своей речи – это залог успешности работы по речевому развитию детей в ДОУ.

    Некоторые недочеты речи педагогов:

    Торопливость речи (ускоренный темп делает ее нечеткой, смазанной, трудной для восприятия), лучше если речь протекает в слегка замедленном темпе;

    Невнятность произношения;

    Монотонность речи (она утомляет слушателей, снижает интерес к содержанию);

    Повышенная громкость голоса (преходящая в крик). При необходимости (шум в группе) следует несколько увеличив громкость, более четко произносить слова, замедлив при этом темп;

    Неточность произнесения отдельных звуков или слов;

    Нарушения в лексико – грамматическом оформлении;

    Небрежное, неряшливое произношение (недоговариваются окончания слов, проглатываются отдельные звуки, невнятно произносятся согласные);

    Побуквенное произнесение некоторых слов: что (вместо што ), его (вместо ево ), счастье ( щастье ) и т.д.;

    Речь с характерными особенностями местных говоров: яканьем, цоканьем и др.;

    Произнесение слов с неправильным ударением;

    Частое употребеление слов с уменьшительно–ласкательными суффиксами (Танечка, вымой ручки, Катенька, убери чашечку со столика и т.п.);

    Засоренность речи лишними словами (ну, вот, так сказать, значит);

    В общении с более старшими детьми подлаживание под речь детей;

    Использование, употребление в речи новых слов не учитывая возраст детей.

    3.Использование в работе игр , направленных на развитие речи детей дошкольного возраста.

    Одним из 5 направлений ФГОС , в соответствии с которыми мы сейчас строим свою работу, является речевое развитие .

    Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания , познанием окружающего мира, развитием личности в целом .

    Дорогие воспитатели ! Я предлагаю сейчас поиграть в некоторые из них, но конечно, задания подобраны соответственно вашему возрасту , учитывая словарный запас взрослых людей.

    Игра «Я знаю пять названий…»

    В такую игру мы можем предложить поиграть детям уже 3-4 лет. Детям предлагается подобрать слова, относящиеся к данному обобщающему слову. Игру «По цепочке» мы предлагаем детям 4-5 лет (усложнение игры «Я знаю пять названий…» ). Задача игры – подобрать как можно больше слов на заданную тему.

    Давайте все встанем в круг, возьмем мяч и будем передавать его из рук в руки, подбирая слова на темы :

    Художественные произведения с участием богатырей;

    Насекомые

    Певцы и певицы России.

    Усложнение : оперные исполнители России (Галина Вишневская, Любовь Казарновская, Дмитрий Хворостовский, Елена Образцова, Федор Шаляпин, Сергей Лемишев, Анна Нетребко, Николай Басков).

    Дорогие коллеги! Как вы себя ощущали в игре? Правда, непросто? Не такие сложные задания, а многие растерялись. Очень много факторов сразу влияет : время, коллективное мнение, дискомфорт при мысли, что ты можешь не найти подходящего слова. Вот так и наши дети. Нам кажется, что мы даем им легкие задания, но не все справляются. Не торопитесь с выводами!

    Для детей 4-5 лет мы предлагаем игру «Назови одним словом» .

    Взрослый описывает что-то, ребёнок называет это одним словом.

    И для вас, коллеги, я подготовила такие задания :

    Часы, которые помогают проснуться;

    Утренняя еда;

    Большая ложка, помощью которой наливают суп;

    Это - настоящее удовольствие для уха, для глаза, а самое главное для ума. (книга)

    Назовите, одним словом самые древние на Земле подарки? (украшения) .

    Какой подарок колдуна из сказки обернулся крахом и царства, и царя? (петушок) .

    Здесь акулы и гориллы, и большие крокодилы… (Африка) .

    Без какого блюда невозможен обед на Руси? (Хлеб.)

    Какое блюдо солят трижды? ( Пельмени : соль кладут в тесто, в начинку и при варке.)

    Поэт, в произведении которого встречается сразу 33 богатыря (Александр Пушкин.)

    Ученый, пешком пришедший из Архангельска в Москву, названный богатырем науки и искусства. (Михаил Ломоносов)

    Певец, тушивший свечи силой голоса, богатырь русской оперы. (Федор Шаляпин) .

    Какой месяц короче всех? (Май – три буквы)

    Развитие речи происходит , когда мы решаем какие-либо проблемные ситуации.

    В такие моменты, мы логически выстраиваем ход событий (предполагаем не один вариант, рассуждаем про себя, а иногда, даже с близкими, со знакомыми.

    Детям 5-6 лет мы можем предложить порассуждать, задавая вопросы:

    Как можно узнать, сварилась ли картошка или нет?

    сладкий ли чай?

    Крепко ли завязана веревка? и т. д.

    А вас, коллеги, я попрошу разделиться на две команды, и придумать по 3 варианта разрешения проблемных ситуаций :

    1. Если мне заведующая не подпишет заявления на отпуск;

    2. Если бы я нашла в кармане у мужа чек на покупку женского парфюма.

    Дети 6-7 лет разговаривают как мы с вами. У них уже достаточно большой словарный запас. Они ознакомлены, что в речи есть слова-предметы (существительные, слова-признаки (прилагательные, слова-действия (глаголы) . Можем предложить им описать свой день только конкретными частями речи .

    Одна команда – только существительными;Вторая команда – только глаголами.

    На сайте нашего ДОУ размещены варианты игр для развития речи детей с учетом возраста, которые вы можете использовать в работе и рекомендовать родителям.