• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Елена Кибирева
    Формирование речевых способностей дошкольников средствами применения современных педагогических технологий

    В настоящее время проблема развития речи становится особенно-

    актуальной. Главной и отличительной чертой современного общества

    является подмена живого человеческого общения зависимостью от

    компьютера. Недостаток общения родителей со своими детьми,

    игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников

    с недостатками речи. На сегодняшний день образная, богатая синонимами,

    дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста - явление

    очень редкое. В речи детей существует множество проблем, таких как :

    ограниченный словарный запас, грамматически неправильное построение

    фразы, фонетико-фонематическое несовершенство, отсутствие навыков

    культуры речи.

    Взрослые отмахиваются от детских вопросов, редко выслушивают, не перебивая. Используют в общении с ребёнком не всегда правильную речь. Книги, если и читают, то не обсуждают. А ведь ребёнку крайне необходимо общение. Бедная речь ведёт к агрессии, так как ребёнок не всегда может выразить словами то, что он хочет сказать.

    Отсюда проблема словаря, проблема произношения, проблема выразительности речи. И нельзя не учитывать культурный кризис общества и, как его следствие, низкий уровень культуры отдельного человека, семьи, воспитательного пространства в целом. Безграмотные выражения, небрежная речь, сокращение словаря, утрата самого понятия – культура речи.

    В соответствии с ФГОС ДО психолого-педагогическая работа с детьми должна строиться в соответствии с принципами развивающего обучения, цель которого - развитие ребенка. Должно быть обеспечено единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач. В связи с этим, необходима такая организация образовательного процесса, где познавательная активность дошкольников выступает как средство исследовательской деятельности, обеспечивает усвоение фундаментальных знаний, формирует «инструмент мышления» .

    Таким образом, особую актуальность приобретает использование современных технологий как :

    кейс-технологии - главное предназначение данной технологии - развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение используя уже имеющиеся знания, научиться взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

    Кейс-ситуация - это кейс, в котором описывается ситуация в конкретный период времени, формулируется проблема , предлагается найти путь для ее решения.

    Дошкольники , познакомившись с описанием проблемы, самостоятельно анализируют ситуацию, диагностируют проблему и представляют свои идеи и решения в обсуждении со сверстниками.

    Цель такого кейса - совместными усилиями мини-группы детей проанализировать ситуацию, найти выход.

    Отличительная особенность - создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни.

    Достоинства данной технологии заключается в следующем :

    Дети получают навыки решений реальных проблем, возможность работы группы на едином проблемном поле;

    Процесс изучения, имитирует механизм принятия решения в жизни, он адекватен жизненной ситуации :

    У детей формируется умение оперировать знаниями, выстраивая логические схемы решения проблемы, аргументировать свое мнение;

    У дошкольников развиваются системы ценностей и жизненных установок.

    Уникальность данной технологии в работе с детьми состоит в том, что для достижения цели и задач происходит объединение модульных технологий с компетентностным подходом в обучении. Модульное обучение - альтернатива традиционному. Его основная идея состоит в том, что ребенок должен учиться сам, а воспитатель должен мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, контролировать его деятельность. Технология кейс-ситуации актуальна, нацелена на личностно-ориентированное деятельностное обучение, способствует реализации комплексного подхода, развитию интегративных качеств личности ребенка.

    Дошкольный возраст уникален , ибо как сформируется

    ребёнок, такова будет его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период

    для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка.

    Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ- технология позволяет

    воспитывать и обучать ребёнка под девизом «Творчество во всём!»

    Девиз тризовцев – «Можно говорить все!»

    Считаю, что данная технология очень актуальна при решении следующих

    задач :

    Воспитание интереса к собственным открытиям;

    Осуществление системного подхода при ознакомлении детей с человеком и

    миром, формирование системного мышления ;

    Привитие умения знать и любить себя;

    Развитие творчества, воображения, любознательности, фантазии;

    Воспитание у ребенка стремления к разнообразной и продуктивной

    деятельности;

    Развитие у детей способностей грамотно действовать во всех сферах

    человеческой деятельности : в семье, в обществе, во взаимоотношениях с

    людьми, в отношениях с природой;

    Развитие чувства уверенности, базирующегося на сознании самоценности при

    понимании достоинств и недостатков в себе самом и в окружающих.

    Если для педагогов творчество есть нормальное состояние, если в

    повседневную жизнь старших естественным образом вплетается умение выявить

    проблему, поставить задачу, выбрать соответствующий инструмент решения,

    наконец, получить это изобретательское решение, то и дети, впитывая умениявзрослых, разовьют качества, которые помогут сформировать их творческую

    личность.

    Структурно-функциональная модель внедрения ТРИЗ-технологии позволила

    рассмотреть постепенный переход от мотивационной готовности (хочу) к

    теоретической (могу, затем к технологической (делаю) и наконец к результативной (получаю) .

    Особое внимание мы уделяем системному оператору или «Волшебному

    экрану». Системный оператор помогает заглянуть в будущее, заставляет подумать об экологии, бережном отношении ко всему, что нас окружает. Тематика системных операторов и тризовских игр по закреплению знаний об окружающем миреосуществляется в комплексе с предварительной поисковой деятельностью.

    И, конечно, не обойтись без «мозгового штурма» . Суть его в том, что в ходе

    непринуждённой беседы предлагаются самые различные варианты решения

    предложенной задачи. Главным условием успеха работы является безусловноезапрещение оценки и критики предложенных вариантов, более того, поощряютсясамые неожиданные, необычные предложения. Можно вызвать детей на спор, чтобыони отстаивали своё мнение, обосновывали свои ответы, учились мыслить образно, приводили сравнения, устанавливали связи событий прошлого, настоящего ибудущего. Воспитатели отмечают, что дети стали «почемучками» . Безусловно, интересны рассуждения детей дошкольного возраста , попытки малышейустанавливать логику событий

    Большую ценность представляет аналогичная игра «Треугольники» . С

    помощью этой игры можно построить модели однородных веществ (предметов, азатем строить модели, состоящие из нескольких веществ – фрукты на столе, снег наземле, аквариум с рыбками, морские обитатели, космос, также моделировать любыесказки и т. д. С помощью этих приёмов дети сами совершают первые открытия, проводят научно-исследовательскую работу на своём уровне, знакомятся сособенностями природных явлений. В процессе игры развивается воображение, фантазия, и, следовательно, создаётся почва для формирования инициативной , пытливой, творческой личности.

    Проведённая в нашем детском саду работа позволила мне привести в систему

    календарно-тематические планы мероприятий, самым непосредственным образом

    относящихся к реализации в ДОУ ТРИЗ-технологии .

    1. Противоречия впогоде «Хорошо – плохо» 2. Противоречия в предмета «Хорошо – плохо» 3. Противоречияв ситуациях «Хорошо – плохо»

    4. Метод «Маленькиечеловечки» 5 «Треугольники» ,6. «Твёрдые и жидкие»

    «Системный оператор» » Волшебный экран»

    Такое планирование позволяет проводить эту работу в системе, учитывать

    возрастные и индивидуальные особенности детей и педагогов , строить дальнейшую

    работу по контролю, по преемственности работы детского сада и школы, по

    активизации творческой группы.

    Синквейн

    Синквейн – новая технология в развитии речи дошкольников .

    Синквейн – стихотворение без рифмы из пяти строк.

    Последовательность работы :

    Правая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;

    Вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

    Третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

    Четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;

    Пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.

    Пример «Свет»

    Ответьте, используя прилагательные, какой он? Яркий, теплый

    Расскажите, используя глаголы, что он делает? Горит, озаряет, мерцает

    Составьте предложение или словосочетание, которое выражает отношение к теме и является своеобразным выводом Необходим людям

    Подведите итог, выразив его одним словом сияние

    Звуки речи

    Гласные, согласные

    Слышим, произносим, выделяем,

    Звуки складываются в слова

    Плюсы синквейна

    Изученный на занятии материал приобретает эмоциональную окраску, что способствует его более глубокому усвоению;

    Отрабатываются знания о частях речи, о предложении;

    Дети учатся соблюдать интонацию;

    Значительно активизируется словарный запас;

    Совершенствуется навык использования в речи синонимов, антонимов;

    Активизируется и развивается мыслительная деятельность;

    Если спросить педагогов , осуществляющих работу по заучиванию стихотворений с детьми, испытывают ли они при этом какие-либо трудности, большинство из них ответит утвердительно. При этом они ещё подчеркнут, что формальный , лишенный всякого творчества подход превращает такого рода речевую деятельность в непривлекательный процесс. В итоге можно наблюдать плохое запоминание текста, забывание или перестановку слов, неэмоциональное, невыразительное чтение. Кроме того, часто дети пытаются запомнить текст механически, не понимая его смысла, это не лучший способ заучивания стихов , так как художественные тексты несут в себе эмоциональную нагрузку, выражают определённые чувства, которые требуется выразительно донести до слушателя

    На помощь приходят приёмы мнемотехники , которые помогут предельно повысить запоминание художественного текста

    Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация .

    Овладение приемами работы с мнемотаблицами сокращает время обучения и решает задачи, направленные на :

    Развитие основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышлении;

    Развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

    На начальных этапах работы педагог вместе с детьми заполняет таблицу, на более поздних этапах обучения дети самостоятельно заполняют таблицу.

    Так, детям дается чистый лист, разделенный на несколько клеток (бланк-мнемотаблица) . Педагог на доске по одному полю заполняет пустые клетки мнемотаблицы. Дети рисуют на собственных бланках. Таким образом, каждый ребенок в ходе занятия заполняет свою собственную мнемотаблицу, с помощью которой он имеет возможность рассказать стихотворение.

    Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания . Ребенок знает, с чего он должен начать, чем продолжить, а также как его завершить. При заучивании стихотворений можно использовать опорные рисунки. Данный прием увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.

    Предлагаемая методика очень хорошо себя зарекомендовала и имеет высокую эффективность при работе с детьми. Она основывается на том, что мозг человека гораздо проще «опирается» на образы, и именно по ним проще запомнить слова, фразы и даже цифры, которые до этого запоминались с большим трудом.

    Другими словами, если ребенку сложно запомнить строки стихотворения, то с нарисованными к нему образными картинками – эффективность запоминания увеличивается на порядок.

    Описание методики

    Берем заданное на изучение стихотворение.

    Разбиваем стихотворение для удобства на блоки по две или четыре строчки для облегчения запоминания. И рисуем возникшие образы на листе бумаги на каждый блок стихотворения. Для выполнения этой задачи можно нарисовать табличку для картинок, можно сложить лист бумаги на четыре или восемь частей. Все зависит от того, как удобнее.

    Читаем стихотворение и для каждого блока рисуем ассоциативный образ, который пришел в голову. Конечно же, лучше, если эти картинки будет придумывать и рисовать сам ребенок. Стоит заменить, что чем проще будет рисунок, тем проще его будет запомнить и нарисовать, поэтому не стоит рисовать целые сюжеты, а ограничиться зарисовкой простой и понятной картинки.

    После этого, попросить ребенка рассказать стихотворение, используя только ассоциации, то есть нарисованные картинки.

    Заключительный этап – рассказ стихотворения ребенком без помощи картинок, только с помощью воспоминания нарисованных образов.

    Для того, чтобы лучше запомнить это стихотворения. Разбиваем его на отдельные блоки. Берем лист бумаги (складываем его на восемь частей, карандаши, и рисуем то, с чем у нас ассоциируется та или иная строка стиха.

    Когда стихотворение будет выучено, можно предложить детям создать книгу стихов из мнемотаблиц, которая при рассматривании поможет воспроизводить выученные ранее художественные тексты.

    Таким образом, использование этих технологий в комплексе дает хороший результат по обогащению словарного запаса детей, развитию всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм ) в различных формах и видах детской деятельности; овладение воспитанниками нормами речи.

    Формирование и развитие речевых способностей у детей занимает одно из центральных мест в современной психологии. Накоплен богатый научный опыт, опираясь на который возможно достаточно осмысленно развивать у детей дошкольного возраста речевые умения, лежащие в основе формирования высших психических функций.

    Психологическая школа Л.С. Выготского рассматривает языковую способность, как отражение системы языка в сознании говорящего. «Речевой опыт человека не просто подкрепляет какие-то условно-рефлекторные связи, а ведет к появлению в организме человека речевого механизма, или речевой способности. Этот механизм именно формируется у каждого отдельного человека на основе врожденных психофизиологических особенностей организма и под влиянием речевого общения» (А.А. Леонтьев). Языковая способность – это совокупность речевых навыков и умений, сформированных на основе врожденных предпосылок.

    Речевой навык – это речевое действие, достигшее степени совершенства, способность осуществить оптимальным образом ту или иную операцию. Речевые навыки включают: навыки оформления языковых явлений (внешнее оформление – произношение, членение фраз, интонирование; внутреннее – выбор падежа, рода, числа).

    Речевое умение – особая способность человека, которая становится возможной в результате развития речевых навыков. А.А. Леонтьев считает, что навыки – это «складывание речевых механизмов», а умение – это использование данных механизмов для различных целей. Навыки обладают устойчивостью и способностью к переносу в новые условия, на новые языковые единицы и их сочетания, а это означает, что речевые умения включают комбинирование языковых единиц, применение последних в любых ситуациях общения и носят творческий, продуктивный характер. Следовательно, развивать языковую способность ребенка – значит развивать у него коммутативно-речевые умения и навыки.

    Различают четыре вида речевых умений:

    1) умение говорить, т.е. излагать свои мысли в устной форме,
    2) умение аудировать, т.е. понимать речь в ее звуковом оформлении,
    3) умение излагать свои мысли в письменной речи,
    4) умение читать, т.е. понимать речь в ее графическом изображении. Дошкольная методика имеет дело с навыками и умениями устной речи.

    Речь как средство общения между людьми в целях обмена информацией и организации совместных действий проходит ряд этапов. Прежде всего ребенку необходимо овладеть умением понимать содержание речи, обращенной на него со стороны других людей. Такое умение предполагает овладение ребенком такими функциями речи, как функции указания, функции замещения и фиксации значения, функции установления отношений между значениями (грамматика) и др.

    На основе понимания содержания речевых высказываний у ребенка формируется функция подчинять свои действия и поступки (поведение) речевым указаниям взрослых. Без достаточного развития этой функции речи у ребенка не формируется множество других важнейших для человека умений и способностей: от умения подчиняться правилам до умений овладевать новыми действиями и знаниями на основе только речевых описаний и объяснений.

    Формирование у ребенка способностей, обеспечивающих активное использование речи, ведет к развитию функции, которая заключается в умении организовывать с помощью речи поведение других людей. Непонимание взрослыми необходимости формирования у ребенка таких способностей может впоследствии вести ко многим недостаткам в познавательном и личностном развитии. Недостатки развития этой функции речи ведут, например, к недостаткам в формировании способностей к саморегуляции поведения и деятельности, а также к недостаткам в развитии волевых качеств.

    Итак, у ребенка возникают две разные способности: способность подчиняться речевым воздействиям, направленным на него со стороны других людей, и способность самостоятельно порождать речевые воздействия, направленные на организацию определенных элементов поведения у окружающих его людей. Организующая поведение функция речи при этом оказывается разделенной с другими людьми. Следующий этап развития заключается в том, что обе эти функции координируются в одну, и формируется способность самостоятельно порождать организующие свое собственное поведение речевые указания (цели, планы, а также программы их достижения) и самостоятельно им подчиняться. Речь превращается в средство саморегуляции поведения. У ребенка формируется способность произвольно регулировать свое поведение, а позднее и свою познавательную активность. Такая способность лежит в основе последующего развития волевых способностей.

    Проблемой развития речевых умений и способностей у детей дошкольного возраста оставшихся без попечения родителей мы занимаемся не один год. Учителя – дефектологи, учителя –логопеды и воспитатели детского дома «Ручеёк» реализует комплексную образовательную программу развития детей от трех до семи лет. Программа рассчитана на последовательное развитие речевых способностей на протяжении четырех-пяти лет и характеризуется преемственностью. Наиболее важным направлением образовательной про-граммы мы считаем развитие речевых умений и способностей у детей.

    У детей с ЗПР наблюдаются следующие нарушения речи:

    Нарушение фонетической стороны речи:

    * Нарушения произношения звуков (искажения, замены, отсутствие звуков), полиморфность, вариативность, стойкость нарушений.
    *Трудность использования в самостоятельной речи имеющихся правильных артикуляционных установок.
    *Трудности тонкой моторной дифференциации, нарушения слуховой дифференциации звуков.
    *Несформированность операций слухового и кинестетического контроля, операции выбора фонем.
    * Нарушения звуко–слоговой структуры слова.
    * Нарушения просодической стороны речи.
    * Встречаются нарушения темпа речи и нарушения голоса.

    Нарушение лексико-грамматической стороны речи:

    *Бедность словарного запаса.
    * Неточность употребления слов, парафразии по семантическому сходству.
    * Трудности актуализации словаря.
    * Значительное преобладание пассивного словаря над активным.
    * Несформитрованность структуры значения слова.
    *Нарушения процесса организации семантических полей, лексической сис-темности.
    *Аграмматизмы в речи.
    *Несформированность морфологических форм словоизменения и словообразования.
    * Искажение структуры предложения.

    Нарушения связной речи

    * Замедление темпа развития связной речи.
    * Необходимость постоянной стимуляции при порождении связных высказываний.
    * Трудности овладения контекстной формой речи.
    * Недостаточная сформированность диалогической речи.
    *Связные высказывания малоразвернуты, фрагментарны, лишены логической последовательности.
    *В монологической речи(пересказ, рассказ) обнаруживается непонимание причинно-следственных, временных, пространственных отношений, на ос-нове случайных ассоциаций происходит добавление событий, отсутствующих в тексте.
    * Характер и особенности связных высказываний определяются интересом к теме рассказа и мотивацией.

    Работа с детьми имеет свою специфику, которая заключается в учете особенностей протекания психических процессов у детей. И направлена: на коррекцию фонетической стороны речи, на коррекцию нарушений лексико-грамматической стороны речи и профилактику письменной речи.

    Большое внимание должно уделяться в учреждениях для детей сирот формированию коммуникативных функций речи.

    Зная закономерности формирования коммуникативных функций речи, педагогам следует:

    Обращать внимание на развитие у ребенка умений выполнять действия по речевым указаниям; при этом стремиться: а) к постепенному расширению таких умений у ребенка на различные сферы его поведения и деятельности; б) к постепенному увеличению сложности и количества действий, задаваемых в речевых инструкциях, в соответствии с которыми организуются поведение и деятельность ребенка.
    Включать в общение с ребенком такие ситуации (игровые и повседневные), где он имел бы возможность организовывать, планировать и распределять выполнение каких-либо совместных действий.
    Как можно чаще (но не навязчиво!) создавать такие ситуации, где, прежде чем что-нибудь начинать делать, ребенку приходилось бы в речевой форме проговаривать, как он собирается достичь определенной им же самим цели.

    Формирование возможностей речевого общения дошкольников предполагает включение ребенка в специально спроектированные ситуации общения на занятиях, в которых педагог ставит определенные задачи развития речи, а ребенок участвует в свободном общении. У детей расширяется словарь, накапливаются способы выражения замысла, создаются условия для совершенствования понимания речи. При организации совместных специальных игр ребенку обеспечены возможности выбора языковых средств, индивидуального “речевого вклада” в решение общей задачи – на таких занятиях у детей развиваются способности выражать собственные мысли, намерения и эмоции. Педагогу для обогащения и совершенствования детской речи на занятиях необходимо: создавать вокруг детей благоприятную речевую среду (из которой они будут заимствовать соответствующие культурные образцы) и осуществлять целенаправленное формирование конкретных речевых умений.

    Учитывая возрастные особенности и особенности познавательной деятельности, особое внимание в нашем учреждении уделяется использованию дидактических игр в коррекционной работе.

    Только комплексное воздействие на ребенка может дать успешную динамику речевого развития. Совокупность методов и приемов в коррекционной работы по преодолению нарушения речи затрагивает не только исправление дефектов речевой деятельности, но и формирование определенных психических процессов, представлений об окружающем мире. Таким образом, внедрение логопедических игровых технологий положительно влияет не только на речевое развитие ребенка, но и на его всестороннее развитие.

    Использованная литература:

    1. Волковская Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи / Под научной редакцией И.Ю.Левченко.-М.: Книголюб, 2008.-96 с.
    2. Маланов С.В. Развитие умений и способностей у детей дошкольного возраста. Теоретические и методические материалы.- М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭКС», 2001г. – 160с.

    МБОУ “Большеменгерская СОШ” Атнинского муниципального района РТ

    Доклад

    на тему: « РАЗВИТИЯ РЕЧИ, ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ»

    Учитель начальных классов: Лотфуллина Ландыш Фарисовна

    «Речь – это канал развития интеллекта…

    Чем раньше будет усвоен язык, тем легче

    И полнее будут усваиваться знания»

    Н.И.Жинкин

    Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возрастной и школьный период. С самого начала речь возникает как социальное явление, как средство общения. Несколько позднее речь становится также средством познания окружающего мира, планирования действий.развиваясь, ребенок пользуется все более сложными языковыми единицами.Обогащается словарь, усваивается фразеология, ребенок овладевает закономерностями словообразования, словоизменения и словосочетания, многообразными синтаксическими конструкциями. Эти средства языка он использует для передачи своих усложняющих знаний, для общения с окружающими людьми в процессе деятельности. Развитие речи ребенка не стихийный процесс. Он требует постоянного педагогического руководства.

    Для успешного развития речи, формирования речевых умений и навыков у детей, необходимо создание определенных условий.

    Вторе условие – это создание речевой среды. От того, какая у него речевая среда, во многом зависит богатство, разнообразие и правильность его собственной речи. Речь помогает ребенку не только общаться с другими людьми, но и познавать мир.

    Овладение речью - это способ познания действительности. Богатство, точность, содержательность речи зависят от обогащения сознания ребенка различными средствами и понятиями, от жизненного опыта школьника, от объема и динамичности его знаний. Другими словами, речь развиваясь, нуждается не только в языковом нои в фактическом материале. Школьник хорошо расскажет или напишет только о том, что он хорошо знает: у него должен быть запас знаний, материал по теме рассказа, тогда он сможет выделить главное, существенное. Это также является условием речевого развития учащихся.

    Первое требование –содержательность речи. Лишь тогда рассказ ученика будет хорош, интересен, полезен и ему самому, и другим, когда он будет построен на знании фактов, на наблюдениях, когда в нем будут передаваться обдуманные мысли, искренние переживания.

    Второе требование – логичности, последовательности, четкости построения речи. Хорошее знание того, о чем школьник говорит или пишет, помогает ему не пропустить чего-либо существенного, логично не переходить от одной части к другой, не повторять одного и того же по несколько раз.

    Следующее требование – это точность речи. Под точностью речи понимают умение говорящего пишущего не просто передать факты, наблюдения, Чувства в соответствии с действительностью, но и выбрать для этой цели наилучшие языковые средства. Точность требует богатства языковых средств, их разнообразия, умения выбрать в разных случаях слова синонимы, наиболее подходящие к содержанию рассказываемого.

    Речь только тогда воздействует на читателя и слушателя с нужной силой, когда она выразительна. Выразительность речи – это умение ярко, убедительно сжато передавать мысль, это способность воздействовать на людей интонациями, отбором фактов, построением фразы, выбором слов, настроением рассказа.

    Ясность речи – это доступность тем людям, кому она обращена.

    Говорящий должен учитывать интеллектуальные возможности, духовные интересы слушающего. Речи вредит излишняя, перегруженность терминами.

    Чрезвычайно важно также произносительная сторона речи: хорошая дикция, отчетливое проговаривание звуков, соблюдение правил орфоэпии – произносительных норм литературного языка, умение говорить и читать выразительно, достаточно громко, владеть интонациями, паузами, логическими ударениями. И выразительность. И ясность речи предполагают также ее чистоту – отсутствие лишних слов, просторечий и выражений.

    Исходя из этого, можно сформулировать общие задачи учителя в развитии речи учащихся:

    Обеспечить хорошую речевую среду для учащихся

    Обеспечить создание речевых ситуаций, определяющих мотивацию собственной речи учащихся, развивать их интересы, потребности и возможности самостоятельной речи

    Обеспечить правильное усвоение учащимися достаточно лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций, логических связей, активизировать употребление слов, образование форм, обеспечить формирование конкретных умений в области развития речи

    Вести специальную работу по развитию речи, связывая ее с уроками русского языка, чтения, изучаемым на них материалом

    Создать в классе атмосферу борьбы за высокую культуру речи, за выполнение требований к хорошей речи.

    1.Каждый учитель современной школы уже с первых дней обучения ребенка стремиться научить его хорошо и правильно выражать свои мысли, ярко говорить и писать.

    Я начала осуществление этой цели с дневника наблюдения,в котором отмечала проблемы, возникающие в речи учащихся.

    Из своих наблюдений я выделила наиболее серьезные, это такие:

    Нарушение звукопроизношения

    Трудности в выражении своих мыслей

    Непонимание вопроса и не соответствие ответа на него

    Бедность словарного запаса

    Отсюда и возникла необходимость в более углубленном изучении темы по развитию речи. Так как развитие речи это долгий процесс. Свою работу построила по принципу от простого к сложному, последовательно с учетом индивидуальных особенностей детей.

    Определила несколько направлений:

    Развитие артикуляционного аппарата

    Развитие слуховой памяти

    Обогащение и активизация словаря

    Развитие связной речи

    Если ребенок различает слабо звуки на слух, искаженно сам их произносит или заменяет на другие, то он,конечно, не сможет четко представлять себе само слово.

    И поэтому первоначальной задачей я определила: развитие речевого аппарата, для устранения нарушений в звукопроизношений.

    В каждый урок обучения грамоте я включила речевые разминки, которые состоят из нескольких этапов, включающие разные упражнения:

    Дыхательные

    Артикуляционные

    Дифферинцированные упражнения

    Дикционнные

    При выполнении дыхательных упражнений ставлю следующие задачи:

    Выработать умение делать вход

    Развивать умение правильно выдыхать

    Научить руководить своим дыханием

    Задачей второго этапа речевой разминки состоит в том, я чтобы разогреть мышцы языка, губ, щек, обеспечить им наибольшую подвижность при говорении.

    Для этого включила упражнения для развития артикуляции, например «лопаточка», чашечка», футбол»

    Третий этап речевой разминки основывается на чтении гласных букв или сочетаний, слогов и слов.

    Вся работа с ними посвящается автоматизации одного из звуков,имеющих акустико=артикуляционное сходство и одному виду развития голоса идыхания.

    В зависимости от задания,гласные или слоги читаются с различной силой голоса, с различным акцентированием и темпом.

    Слова подбираются с учетом наличия букв, обозначающих оппозиционные звуки. Где предполагается

    -чтение слов, сходныхпо звучанию иначертанию, но различных по значению

    -чтение слов образованных способом наращивания

    =чтение однокоренных слов с разными и одинаковыми приставками

    Для обеспечения произнесения и запоминания использую разные шуточные рифмы,чистоговорки.

    Четвертый этап речевой разминки, определял следующие задачи:

    -дать образец четкого произношения в разном темпе

    -научить управлять своим языком

    Используются скороговорки, так они обычно содержат максимальное количество трудных мест для произношения, но благодаря многократному повторению, можно добиться чистоты выговора.

    Кроме того необходимо чередовать легкие скороговорки с трудными.После четкой артикуляции звуков и медленного правильного чтения они заучиваются.Каждой разминке уделяется 5-7 минут вначале урока.

    2.Дальнейшее наблюдение за речью детей, выявили трудности удержания в памяти воспринимаемых на слух групп слов. Они успевали запомнить только первое и последнее услышанное слово, не могли запомнить все элементы предложения, поэтому отвечали невпопад, терялись во время беседы с несколькими собеседниками, говорящими в быстром темпе. Не могли вспомнить названия предметов, действий, дат, прилагательных. Нередко заменяли их другими словами, относящимися прямо или косвенно к искомым словам.

    Все эти проблемы говорили о нарушении слуховой памяти у детей.Основным в преодолении этой проблемы является не тоько фонематический слух, но и

    Зрительная память

    Прогнозирование и планирование воспринимаемой речи с опорой на зрительное висприятие предметов

    Восстановление представлений о качествах предмета или действия

    Соотношение предмета с категорией, к которой он относится, удержание в памяти разной степени сложности чисел.

    Для расширения объема слухоречевой памяти я использую упражнения с предметными картинками.

    Для тренировки слуховой пямятислова воспринимаются на слух, а затем воспроизводитьяся в том же порядке, или вводится изменение на повторе. А дети должны вспомнить услышанное и указать на изменени.

    Особое значение имеют упражнения на составление кратких предложений, по схеме(кто? Что делает?Где?куда?) в последовательности от простого к сложному. Цель их ограничить многоречивость, приучить к контролю, планированию высказывания по простой сюжетной картинке, после чего идет переход к составлению несложных текстов по серии картинок.

    3.Работа над словарем – это основа всей работы по развитию речи. Не обладая достаточным запасом слов, ученик не может построить предложение, выразить свою мысль.

    Работа эта состоит в его уточнении, обогащении и активации.

    Словарная работа спланирована так,чтобы в ней сочетались все эти виды работы на словами. Включила толкование слов, используя словари,составление словосочетаний, предложений, подбор однокоренных слов, синонимов, амонимов, работу с пословицами, поговорками.

    По мере изучения слов составляю блоки по темам. На уроках закрепления предлагаю такие задания

    Объяснить значение слов

    По описанию определить, что это за слово

    Объединить по несколько слов и составить предложения

    Составить рассказ на тему.

    Для обогащения словаря, дополнительно знакомлю с другими словами, не входящими в программунапример, (знакомясь со словом –воробей- дается представление о других птицах.Или да. Домашнее задание, самим найти новые слова к определенной теме и рассказать в классе.

    4.Одним из важных видов словарной работы на уроках является, активизация словаря.

    Слово считается активизированным, если ученик использовал его хотя бы раз в процессе рассказа.

    В.А.Добролюбов отмечал, что школьников необходимо учить умению раскрыть смысл слова, правильно понимать его значение.Понимание слова зависит от многих причин, прежде всегоот степени нужности этого слова ребенку. У ребенка должен быть мотив, по которому он стремиться познать смысл слова, чтобы понять прочитанное, узнать как называется заинтересовавший его предмет или новое явление. Когда у школьника есть соответствующая мотивация, он готов к тому, чтобы усвоить данное слово, использовать его в своей речи.

    И начала я эту работу с первых дней обучения, так как обучение грамоте – первая необходимая ступенька. В этот период необходимо обогатить речь учащихся н только количественно, но и качественно.Свою работу построила таким образом.

    Сначала изучила и проанализировала тексты и иллюстрации, подобрала упражнения по уточнению и обогащению словаря, которые знакомят детей с простыми случаями многозначности, омонимами, синонимами, антонимами,Выбрала из текстов слова и выражения, над которыми надо поработать.Подобрала разные стихотворения, дидактический материал, располагающий богатыми возможностями для уточнения и расширения словаря учащихся.

    Систематическая работа по развитию речи на всех уроках дает положительные результаты.

    -речь детей стала четкой, понятной,

    -дети связно выражают свои мысли

    -умеют внимательно иосознанно слушать, корректировать свое высказывание и других.

    -словарный запас стал более активным

    -меньше допускается ошибок на замену, пропуск и искажение слов

    Ученики постоянно участвуют в конкурсах стихов к любому празднику и занимают только призовые места.

    Знакомство с новым словом.

    1.Отгадывание ребуса(загадки)

    Назвать новое словарное слово? /улица/

    2.Дать характеристику используя схему:

    /в слове 3 слога, первый слог ударный, безударная гласная и)

    4.Что такое улица?

    5.Подбрать к нему однокоренные слова

    /улочка, уличный,переулок, проулок/

    6.Какая может быть улица?

    Составить и записать несколько словосочетаний.

    /широкая улица, чистая улица, оживленная улица/

    7.Составить предложение с одним из словосочетаний.

    8.Когда так говорят:

    Будет и на нашей улице праздник.

    Зеленя улица.

    Закрепление изученных словарных слов.

    Работа с блоком «Животные»

    За-ц, к-рова, м-дведь, л-сица, с-бака

    1.Объяснить правописание изученных слов.

    /можно проверить с помощью сигнальных карточек/

    2.К какому из этих слов можно сказать плутовка, птичница. Почему ?

    Про кого говорят : верный друг человека? Почему?

    Название кого из них образуется от того, что он любит е c ть?

    Объясните слово заяц, корова.

    /Это дикое животное, живет в лесу. У него длинные уши, быстрые ноги. Ест траву и кору деревьев. Его враги волк и лиса.

    Это домашнее животное. Живет с человеком. Дает молоко, из которого делают сметану, творог, масло. Питается травой./

    3.Составьте с этими словами предложение, используя их ласковое звучание.

    /Собачка Жучка лежит у крыльца. Под кустом сидит маленький зайчонок. На прогулку вышла медведица с маленьким медвежонком./

    Можно выполнить задание:

    Дополнить предложения, используя эти слова.

    /Быстроногий … спасается от лисы.

    Косолапый …. хозяин леса.

    Рыжая ….посетила наш курятник/

    4.Придумать небольшой рассказ на тему «В деревне»

    Какие слова вы будете использовать? Корова, собака Почему?

    Упражнения для увеличения объема слухоречевой памяти.

    1.Послушайте ряд слов, а затем постарайтесь воспроизвести вслух в том же порядке (дом, дерево, солнце, ветер)

    Мама, брат, дядя, сестра, жена

    Май, лето, среда, весна,сентябрь

    - Какую группу слов было легче запомнить?Почему?

    2.Послушайте пары слов:

    Курица-яйцо, молоко-корова, замок-ключ, зима-снег, кофе-чай, мама-дочь.

    А теперь я называю первое слово пары, а вы называете второе.

    Запомнить и воспроизвести ряды из трех слов

    сирень-ваза-цветы

    Окно-крыша-дом

    Дети-мама-папа

    Стул-стол-кресло

    Молоко-трава-корова

    Рельсы – шпалы-поезд

    3.Послушйте текст внимательно.

    Мама попросила сын сходить в магазин и сделать покупки:

    В булочной -хлеб, пирожное, печенье

    В мясном -котлеты, сосиски, колбасу

    В овощном -огурцы, помидоры, капусту

    Что нужно было купить в каждом отделе?

    Приемы работы над предложением

    1.Сократить предложение.

    Учитель произносит предложение -дети осмысливают его. Предложение повторяется -учащиеся запоминают. После предложение сокращается до минимального количества слов.

    Оля читает бабушке интересную книгу.

    Оля читает бабушке книгу.

    Оля читает бабушке.

    Оля читает книгу.

    Оля читает.

    Что изменилось, когда предложение сокращалось?

    2.Переставь слова

    Учитель произносит предложение и предлагает изменить порядок слов. В результате работы выясняется, что и как изменяется.

    /Сегодня утром Маша пошла в школу.

    Маша сегодня утром пошла в школу.

    Утром сегодня пошла Маша в школу.

    Пошла Маша сегодня утром в школу.

    В школу пошла сегодня утром Маша.

    3. Упражнение: «Послушай, запомни, ответь: Все ли верно?»

    Выпал снег, Алеша вышел позагорать.

    Мальчики поехали в лес на лыжах, чтобы собирать землянику.

    Мужику взял пилу и пошел в лес рубить дерево.

    Данное упражнение нацелено на внимание к тексту, сознательно освоение читаемого, умение точно в соответствии с замыслом построить высказывание.

    4. Дополни предложение.

    Предлагается увеличить его, последовательно прибавляя по одному, два слова.

    Сережа учит.

    Сережа учит уроки.

    Брат Сережа учит уроки.

    Упражнение формирует умение быстро схватывать смысл, запомнить, построить высказывание.

    5. Закончи предложение

    Девочка шла…

    Мальчик покрасил..

    Летом мы решили…

    Усложненный вариант:

    Дети встретили старушку, которая…

    Я хочу, чтобы…

    Там было так темно, что…

    Эти упражнения учат слушать и понимать собеседника, уметь понимать сложные конструкции и употреблять их в речи.

    6. Задай вопрос и ответь.

    Учитель просит детей поставить вопрос по содержанию высказывания и ответить на него.

    Воробей поселился в скворечне.

    (Кто поселился в скворечне?

    Что сделал воробей? Где поселился воробей?)

    7. Исправь ошибки.

    На березах сидят снегири.

    Они занесены снегом.

    8. Составь рассказ по его началу

    Утром Лена пошла к морю. Девочка увидела в белой пене волн птичку. Ее заплеснуло волной…

    Лексические упражнения.

    Назови одним словом.

    Белочка,птичка,червячок.-….(животные)

    Дерево, трава, цветок-..(растения)

    Подбери слова с противоположным значением.

    Большой-…(маленький)

    Ночной-…(дневной)

    Как вы понимаете выражение?

    Кружится, вертится, как белка в колесе.

    Так лисята учатся ловить добычу (охотиться)

    Найти в тексте однокоренные слова.

    К слову зверята подберите слова и выражения с близким значением..

    (лесные обитатели, лесные жители, зверьки)

    Подготовительные задания.

    1. Прочитай стихотворение. Сделай к нему словесный рисунок.

    На солнцепеке на опушке,

    Лисичка выставила ушки.

    Что ж не бойся спать косой

    Бок о бок с этой лисой.

    -Что означают слова- на солнцепеке, лисичка, косой?

    -Составьте предложения с каждым значением.

    -Прочитайте предложения,изменяя слово лиса по смыслу.

    (По лесу бежит лиса. У ….красивый мех.Мы приближаемся к …..Хотим рассмотреть… получше. Но за … трудно наблюдать. Хитрая плутовка быстро скрылась из виду. Недаром о … сложено так много сказок.

    -Какими словами можно заменить в тексте слово лиса, чтобы не было повторений ?

    -Найдите слово в тексте, которое использует автор, заменяя им слово лиса?

    (хитрая плутовка)

    Почему так называют?

    Автономное дошкольное образовательное учреждение

    муниципального образования г. Долгопрудного

    детский сад общеразвивающего вида № 24 «Берёзка»

    (АОУ детский сад № 24 «Берёзка»)

    Статья: «Развитие художественно-речевых способностей детей 5-6 лет»

    Составила:

    Маштанова Л.Г.

    г. Долгопрудный, 2015 г.

    Развитие художественно-речевых способностей у детей 5-6 лет

    В возрасте 5-6 лет у детей активно формируются способности к художественному творчеству, а также речевые умения – умения дифференцировать звуковой состав речи; умение согласовывать слова в предложении; умение устанавливать (осознавать) значение слов. Художественно-речевая деятельность дошкольников – речь с точки зрения художественного подхода, выступающая или в виде целостного акта деятельности, имеющую специфическую мотивацию, реализуемую художественными видами, или в виде речевых действий, включенных в художественную деятельность.

    Со слов Г. И. Малаховой, художественно-речевая деятельность дошкольников выступает в различных модификациях в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения:

    – помогает активному восприятию информации взрослого и ответов дошкольников, содействует приобретению содержательной основы познавательных процессов и форм речевого выражения;

    – формирует речь дошкольника, обогащает ее средствами художественной выразительности; обогащает саму личность ребенка;

    – является выражением результатов собственных познавательных приобретений дошкольников: наполняемости их знаний, широты, глубины, особого их характера, мобильности знаний, умений, качеств личности;

    – выражает отношение дошкольников к воспитанию и обучению, их внутренние побуждения, интересы, склонности, их настроения при совершении учебно-воспитательных действий, удовлетворения от познавательной художественно-речевой деятельности;

    – выступает выразительно в становлении межсубъектных отношений дошкольников и взрослых, как выражение позиции дошкольника, его стремление воздействовать на взрослого, сверстников, доказать, убедить их в обоснованности своих речевых суждений посредством художественной деятельности;

    – является основой общения дошкольника со сверстниками и взрослыми во всех его проявлениях: в обмене опытом, в обмене взглядами, суждениями, настроениями, в чем выражается, как правило, и воздействие на других; именно «в общении через художественно-речевую деятельность выражается позиция дошкольника» .

    Художественно-речевые умения дошкольников представляют собой готовность к восприятию и продуцированию художественного (литературного) текста как вида искусства и включают в себя речевую ассоциативность, речевую эмоциональность, речевую образность, речевую рефлексию и языковую игру. Ведущим принципом технологии художественно-речевых умений детей является принцип природосообразности, интегративности, осуществляющийся на уровне:

    – личности ребенка в совокупности всех сторон ее развития, воздействия на исполнительский и речевой аспекты в процессе художественно-речевой и исполнительской деятельности;

    – выделения отдельных аспектов языка и овладения ими с учетом их взаимодействия в художественно-речевой и исполнительской деятельности дошкольников;

    – рассмотрения литературного текста как единицы воспитания; совместного усвоения видов речевой деятельности (слушания, говорения); способов исполнительской деятельности детей при театрализации литературных произведений.

    Движущей силой развития художественно-речевых умений дошкольников является стремление к подражанию, наличие богатой фантазии. Это, с одной стороны, определяется наивностью и непосредственностью детского творчества, а с другой стороны, его яркой образностью, оригинальностью видения мира, благодаря чему оно подчас поражает своей глубиной и искренностью. Художественно-речевая деятельность дошкольников всегда связана с положительными эмоциями, а потому она приносит им радость и удовлетворение.

    Со слов Л. И. Божович, психологической основой творческой деятельности является воображение – «психический процесс, заключающийся в создании образов предметов и ситуаций, основанных на результатах их восприятия и осмысления» . К основным свойствам воображения относят: видение целого раньше частей, перенос функции с одного предмета на другой. Значимые показатели в развитии воображения – опора на наглядность, использование прошлого опыта, наличие особой внутренней позиции, позволяющей, не приспосабливаясь к ситуации, подчинять ее себе, овладевать содержательными ее особенностями.

    Развитие речевых, исполнительских, художественных умений дошкольника возможно также средствами театрализации. Театрализованная деятельность дошкольников – достаточно новое педагогическое понятие. В детских дошкольных учреждениях начинают широко использовать новые виды театров (театр картинок, театр игрушек, театр петрушек, теневой театр, пальчиковый театр и др.).

    Театрализация позволяет решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, развития речи, исполнительских навыков, художественно-речевых умений до физического совершенствования. Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованной деятельности дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки; умело поставленные вопросы заставляют дошкольников думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе театрализации литературных произведений активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй.

    Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться, развивать художественный вкус, формировать исполнительские навыки, умения работать как самостоятельно, так и в коллективе; способствуют развитию коммуникативных умений, взаимовыручке, смекалке, инициативе и познавательной активности.

    Произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые литературные формы, являются важнейшими источниками развития исполнительской деятельности, художественных умений, а также речи. Показателем богатства речи является не только достаточный объем активного словаря, но и разнообразие используемых словосочетаний, синтаксических конструкций, а также звуковое (выразительное) оформление связного высказывания.

    Особую значимость развитие художественно-речевых и исполнительских умений приобретает в старшем дошкольном возрасте. Ребенок начинает осознавать и обобщать свои переживания; формируется внутренняя социальная позиция, более устойчивая самооценка и соответствующее ей отношение к успеху и неудаче в деятельности. К концу дошкольного возраста соотношение эмоционального и когнитивного компонентов несколько гармонизируется. Создаются благоприятные условия для развития когнитивного компонента самооценки, интеллектуализации отношения ребенка к себе, преодоления прямого воздействия на самооценку со стороны взрослых. Старшие дошкольники могут осознавать свои достоинства и недостатки, учитывая при этом отношение к ним со стороны окружающих. К старшему дошкольному возрасту отношение ребенка к себе существенно меняется: дети начинают осознавать не только свои конкретные действия и качества, но и свои желания, переживания, мотивы, которые, в отличие от объективных характеристик, не являются предметом оценки и сравнения, но объединяют и консолидируют личность ребенка; в целом, все это отражается в усилении субъектной составляющей самосознания и в изменениях взаимоотношения старшего дошкольника к другим людям, себе, своей деятельности. Таким образом, к концу старшего дошкольного возраста ребенок не только становится субъектом деятельности, но и осознает себя как субъект; формируется его самосознание, способность к самооценкам своих действий, поступков, переживаний; происходит дальнейшее развитие компонента самосознания, что дает широкие возможности для воспитания.

    В старшем дошкольном возрасте возникает устойчивый интерес к книгам, желание слушать их чтение. Накопленный жизненный и литературный опыт дает ребенку возможность понимать идею произведения, поступки героев, мотивы поведения. Дети начинают осознанно относиться к авторскому слову, замечать особенности языка, образную речь и воспроизводить ее.

    Дети старшего дошкольного возраста способны развивать свои исполнительские умения. Дети подключаются к придумыванию оформления сказок, отражению их в изобразительной деятельности. В драматизации дети проявляют себя очень эмоционально и непосредственно, сам процесс драматизации захватывает ребенка гораздо сильнее, чем результат. Артистические способности детей развиваются от выступления к выступлению. Совместное обсуждение постановки спектакля, коллективная работа по его воплощению, само проведение спектакля – все это сближает участников творческого процесса, делает их союзниками, коллегами в общем деле, партнерами.

    Более дифференцированным становится и восприятие художественной формы: дети четче, чем в младшем возрасте, различают прозаическую и поэтическую речь, замечают эпитеты, сравнения при условии, что воспитатель обращает их внимание на выразительные свойства речи. К 5-6 годам дети приобретают навык сосредоточенного, внимательного слушания литературных произведений, умение мотивированно высказываться об их содержании, персонажах, изобразительно-выразительных средствах. Ребенок старшего дошкольного возраста уже сам оказывает предпочтение определенным произведениям и жанрам, у него проявляется стремление сравнивать их, сопоставлять только что услышанное с тем, что уже известно. Он не только может отличать стихотворную речь от прозаического текста, но и понимать разнообразие поэтического, отличать рассказ от сказки и, выделяя изобразительно-выразительные средства в сказках, рассказах, стихотворениях, объяснять их необходимость.

    В старшем дошкольном возрасте появляется устойчивость интереса к определенному виду деятельности: один ребенок любит читать стихи, другой – рассказывать сказки, третий – инсценировать литературные произведения. Развиваются и творческие способности и умения детей: дошкольники сами придумывают загадки, стихотворения, сочиняют сказки по аналогии с уже известными сказками. У детей вырабатывается оценочное отношение к творческим проявлениям и исполнительской деятельности сверстников.

    У детей старшего дошкольного возраста развитие речи достигает довольно высокого уровня. Большинство старших дошкольников правильно произносят все звуки, могут регулировать силу голоса, темп речи, интонацию вопроса, радости, удивления. К этому возрасту у ребенка накапливается значительный запас слов. Продолжается обогащение лексики, однако особое внимание уделяется ее качественной стороне: увеличению лексического запаса словами сходного или противоположного значения, а также многозначными словами. У старших дошкольников совершенствуется связная, монологическая речь. Он может без помощи взрослого передать содержание небольшой сказки, рассказа, мультфильма, описать те или иные события, свидетелем которых он был. Старший дошкольник начинает понимать самые разнообразные значения, смысловые оттенки одного и того же слова. В процессе обучения дети знакомятся с многозначностью слова, учатся понимать образную сущность художественной речи.

    Литература

    1. Божович, Л. И. Психология формирования личности /

    Л. И. Божович. – М. : Просвещение, 1995. – 464 с.

    2. Болотина, Л. Р. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л. Р. Болотина, С. П. Баранов, Т. С. Комарова. – М. : Академический Проект, 2005. – 240 с.

    3. Малахова, Г. И. Художественно-речевое развитие детей старшего дошкольного возраста / Г. И. Малахова // Начальная школа: плюс-минус. – 2008. – № 5. – С. 68

    Как развивается речь ребенка до 3 лет, какие физические и психологические процессы происходят в этот период, как помочь малышу в развитии речи.

    Раннее детство и развитие речи

    Ранний возраст (от рождения до 3 лет) — особый период в жизни ребенка. По интенсивности развития, по сложности задач, решаемых на этом этапе, первые годы жизни не имеют себе равных. А еще это самый благоприятный период для усвоения основ родной речи. Что будет упущено сейчас, позже может потребовать двойных усилий!

    Удивим ли мы вас, если скажем, что речевые способности ребенка начинают развиваться еще до его рождения? А это именно так. Давайте выясним, а что, собственно, влияет на становление речи у малыша.

    Какие факторы влияют на развитие речи

    • Биологические: наследственность; правильное строение и функционирование центральной нервной системы, речевых центров в мозге, органов слуха и речи; здоровая беременность и благополучные роды; здоровое физическое и психическое развитие после рождения.
    • Социальные: полноценное речевое окружение с первых дней жизни ребенка, благоприятная развивающая среда.

    Как формируется речь ребенка от рождения до 3 лет

    Младенец учится общаться с внешним миром с самого момента появления на свет. Давайте взглянем, как протекает речевое развитие детей раннего возраста на протяжении первых 3 лет жизни ребенка.

    Нормы развития речи у детей от 0 до 3 лет

    • 0 - 2 месяца. Крик. Первой формой коммуникации для ребенка становится плач. Малыш плачет, когда голоден, ему некомфортно или он устал.
    • 2 - 3 месяца. Гуление. На смену плачу приходит гуление. Появляются звуки «а», «ы», «у», иногда в сочетании с «г». Ребенок учится понимать обращенную к нему речь и управлять своими звуковыми интонациями.
    • 3 - 6 месяцев. Лепет. Малыш начинает лепетать с самим собой и издавать звуки при обращении к нему. Поворачивает голову в сторону звука. Замирает в ответ на внезапный громкий звук. По-разному плачет в зависимости от потребностей: «я голоден», «я устал». Узнает свое имя и реагирует на него.
    • 6 месяцев. Первые слоги. С 6 месяцев можно заметить, что ребенок предпочитает всем другим строго определенные звуки: «ба», «ма» (научиться произносить их легче всего). Он может повторять их бесконечно: ему нравится, как они звучат.
    • 7 - 9 месяцев. Комбинации слогов. Лепет прогрессирует до произнесения одинаковых слогов: «ма-ма-ма», «дя-дя-дя», «ба-ба-ба».
    • 9 - 11 месяцев. Звукоподражание. Малыш имитирует звуки речи взрослых. Откликается на имя. Понимает значение слова «нет».
    • 11 - 13 месяцев. Первые осмысленные слова из двух одинаковых слогов: «папа», «мама», «баба», «дядя». 12 месяцев. Малыш всем видом демонстрирует интерес и внимание к речи других, повторяет и по-новому комбинирует звуки, соединяет их в «слова», имитируя речь взрослого. Понимает и выполняет простые односложные инструкции («садись»). Машет рукой «пока-пока», покачивает головой «нет». Использует жесты и звуки для привлечения внимания. Интересуется книжками.

    Редкий родитель может знать, какие признаки указывают на отклонения в развитии ребенка. Поэтому для профилактики обязательно посещайте детского невролога в 3, 6, 9 и 12 месяцев.

    • 18 месяцев. Малыш легко повторяет часто слышимые слова. Знает различные части тела и указывает на них. Осваивает несложные слова (к возрасту 2 лет их запас может колебаться от 20 до 50). Отвечает словами или жестами на вопросы: «Где мишка?», «Что это?». Любит, когда ему читают. По просьбе взрослого указывает пальцем на картинки в книге. 2 года. Первые предложения (из двух слов). Усвоенные к 2 годам простые слова двухлетний ребенок может легко соединять в сочетания: «Мама, дай», «Хочу это», «Где киса?». Понимает простые инструкции из двух последовательных действий: «Найди своего мишку и покажи бабушке». Словарный запас может расшириться до 150 - 200 лексем, а окружающие уже могут понимать половину произносимых ребенком слов. Малыш начинает использовать местоимения, прилагательные и предлоги. Правильно держит в руках книгу. «Читает» своим игрушкам.
    • 3 года. Многословные предложения (из трех и более слов). В 3 года заканчивается период раннего детства. К этому переломному моменту ребенок умеет составлять предложения из трех и более слов. Различает цвета и определения размера. Помнит и повторяет знакомые ритмы, мелодии, истории. Некоторые трудности звукопроизношения все еще могут сохраняться (свистящие, шипящие, гласные звуки). Словарный запас расширяется настолько, что родители уже не могут с точностью подсчитать, из скольких слов он состоит. В целом малыш уже готов высказаться по любому поводу.

    Кто быстрее: мальчики или девочки

    Конечно, каждый малыш уникален и развивается своими темпами. На практике небольшая задержка в развитии речи может оказаться лишь индивидуальной особенностью. Более того, повлиять на темпы развития речи могут: болезнь, стресс, дефицит общения с окружающими взрослыми или мультилингвистическая среда, в которой растет малыш.

    И все равно бывает очень сложно отказаться от искушения сравнить своего ребенка с другими. Почему некоторые дети в возрасте 2 лет уже читают на память отрывки из «Мойдодыра» и говорят целыми фразами, в то время как другим требуется еще 1,5 - 2 года, чтобы оказаться на том же уровне? Стоит ли беспокоиться по этому поводу?

    В современной психологии выделяются два типа детей с нормально развивающейся речью: «говоруны» и «молчуны».

    • «Говоруны» проявляют повышенную активность и интерес к окружающему миру. Такие дети любят что-то рассказывать, задавать много вопросов и легко осваиваются в новой обстановке. Иногда они начинают говорить раньше, чем другие дети.
    • «Молчуны» склонны к созерцательности. Им всегда требуется адаптироваться к новой обстановке. Могут начать говорить поздно, но практически сразу без дефектов. Таким малышам важно, чтобы их слышали и понимали. Поэтому родители должны постараться внимательно реагировать на вопросы ребенка. Однако, если «молчун» не начал говорить к 2 - 3 годам, нужно обратиться к специалисту.

    По статистике, у мальчиков речь начинает развиваться позже, чем у девочек. Одна из причин кроется в физиологии. Созревание головного мозга у девочек происходит быстрее. Это влияет на рост словарного запаса: к 2 годам у девочек он обычно вдвое больше, чем у мальчиков того же возраста. Плюс они эмоциональнее по своей природе и с радостью делятся всеми своими впечатлениями, а мальчики склонны проявлять большую вербальную сдержанность, высказываясь только «по делу».

    Помимо этого, многочисленные исследования показали, что чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается речь. Вполне логично, что более активные малыши могут начать демонстрировать продвинутые речевые навыки раньше своих медлительных сверстников.

    Игры с ребенком способствуют развитию речи. Стимулируйте его больше двигаться, и малыш с удовольствием подхватит игру.

    Как помочь развитию речи детей раннего возраста

    Что же мы, родители, можем делать с самого рождения ребенка для того, чтобы он заговорил естественным образом?

    Напомним вам, что сенсорный канал восприятия информации о внешней среде (зрение, слух, вкус, обоняние и осязание) у детей в первые годы жизни основной. Поэтому ответ лежит на поверхности: необходимо давать ребенку как можно больше информации об окружающем мире, как можно больше любого рода сенсорных ощущений и стимулов. Поговорим об этом.

    • Осязание. Чувство № 1 в первое время. Теплые мамины руки, ее ласковые прикосновения, поглаживания, массаж, гимнастика, игрушки разных форм и фактур, пальчиковые игры — чем больше всего этого, тем лучше. Знание о самом себе, своем теле и его ощущениях формируется благодаря контактам с окружающей средой, поэтому максимально разнообразьте тактильные ощущения ребенка. Вода разной температуры (осторожно!), мягкий тканевый и резиновый мячики, пластмассовая погремушка и деревянный кубик, пальчиковые краски на палитре, песок в детской песочнице, фасолинки в банке и т. д. — мир так богат для тренировки чувства осязания!
    • Слух. Давайте малышу как можно больше информации, которую он может воспринимать на слух: звуки музыки, природы, бытовых приборов в доме, шум улицы из окна и, конечно, звуки родной речи. Разговаривайте с крохой всегда и обо всем. У мамы это получается само собой, ведь речью сопровождаются любые ее действия: она озвучивает пеленание, кормление, купание, укладывание. Она называет предметы, окружающие ребенка, указывая на них. Когда малыш начинает гулить, мама «поддерживает разговор»: отзывается на звуки, которые издает кроха, повторяет их и знакомит его с взрослой речью, которой малыш по мере взросления будет пытаться подражать.
    • Зрение. Мы заинтересовываем малыша окружающими его предметами, чтобы он научился фокусировать зрение и удерживать свое внимание на значимых объектах. Чтобы помочь ребенку концентрировать внимание, можно подвесить над кроваткой яркие цветные предметы (например, воздушные шары, пушистые помпоны — они достаточно легкие и непременно привлекут внимание). Некоторые модели мобилей укомплектовываются съемными игрушками — это помогает взрослым обеспечивать ребенку богатое стимулами пространство и разнообразить его. Это для самых маленьких. Позже арсенал предметов окружающей действительности может пополняться бесконечно и за счет игрушек в доме, и за счет тех визуальных впечатлений, которые малыш будет получать, оказываясь вне дома: на городской улице, на речке, в лесу, в зоопарке.
    • Вкус. Мамино молоко, вода, чаи, соки, протертая и твердая пища — какое разнообразие консистенций и вкусов! Знакомьте малыша с ними, постепенно расширяя ассортимент продуктов, которые вы вводите в детское питание. Чем раньше ребенок познакомится с основными вкусами, тем менее привередлив в еде он будет позже.

    Когда наступает время первого прикорма, например из линии «Агуша Первая ложка», важно называть продукты, которые мама предлагает малышу. Творог, кефир, сок, фруктовое пюре — это возможность знакомить малыша с названиями фруктов, овощей, рассказывать о животных. Например, о корове, которая дает молоко, говорит «му» и пасется на лугу.

    • Обоняние. Знакомство с запахами не только обогащает восприятие общей картины мира, но и создает у малыша определенное настроение, ассоциации и впоследствии — приятные воспоминания. Запах свежеиспеченного хлеба и бабушкиного варенья, осенней листвы и весеннего таяния снега, грибов и полевых цветов — сколько воспоминаний за каждым из них! Не забывайте про эту сторону восприятия, узнавайте запахи вместе с ребенком, учите его различать их и сравнивать — вдруг у вас растет будущий парфюмер?
    • Крупная моторика (движения крупных мышц: корпус тела, руки, ноги). Важно мотивировать малыша активно двигаться начиная с первых недель жизни. Если вы считаете, что ребенка надо пеленать, не забывайте выделять достаточное количество времени, чтобы малыш мог свободно махать ножками и ручками. Когда кроха подрастет, создайте безопасное пространство для свободного движения в доме.
    • Мелкая моторика (тонкие движения кистей рук и пальцев). О том, что мелкая моторика и речь связаны, не слышал разве только новорожденный. Связь эта объясняется близостью расположения речевых моторных и двигательных центров в головном мозге. Поэтому любая активность, направленная на стимулирование мелкой моторики, положительно влияет и на формирование речи. И не забываем о развитии навыков самообслуживания с раннего детства: чашка, зубная щетка, столовые приборы, пуговицы на одежде, молнии и шнурки на ботинках — отличные тренажеры!

    Речь — это продукт работы мышц и органов речевого аппарата, и, как и в случае тренировки любой другой мышцы, речь нужно развивать последовательными и регулярными занятиями. Поговорим об этих занятиях и об упражнениях, которые нужно включить в ежедневную «речевую зарядку» ребенка.

    Как правильно формировать речь

    • Отзывайтесь на гуление и лепет ребенка, подражайте его звукам, повторяйте их.
    • Говорите с малышом, когда ухаживаете за ним: пеленаете, кормите, купаете. Разговаривайте с ним в течение всего дня.
    • Читайте яркие разноцветные книжки каждый день.
    • Повторяйте короткие ритмичные стишки, потешки.
    • Учите ребенка именам близких людей и названиям всех окружающих его предметов.
    • Берите кроху с собой в новые места, бывайте с ним в разных ситуациях.
    • Обращайте внимание ребенка на различные объекты, которые издают звуки (животные, птицы, транспорт и т. д.).
    • Поощряйте попытки ребенка произносить новые слова.
    • «Проговаривайте» с малышом новые ситуации, в которых он оказывается, до, во время и после события.
    • Смотрите на кроху, когда разговариваете с ним.
    • Детально и красочно описывайте ребенку, что он слышит, видит, делает и чувствует.
    • Ставьте малышу детские песенки и сказки.
    • Разговаривая со своим маленьким собеседником, не подражайте детскому произношению, следите, чтобы ваша речь была четкой, выразительной (но без сюсюканий), грамотной, простой и ясной.
    • Хвалите ребенка каждый раз, когда он сам инициирует общение с вами.
    • Следите за тем, чтобы малыш не обозначал окружающие предметы звукопроизношениями. Родители могут употреблять упрощенные формы слов «дай», «ам-ам», «ту-ту» при общении с ребенком до года. Это поможет ему включиться в процесс развития речи. Потом желательно упрощенные слова сопровождать правильными названиями. Он увидел поезд: «Ту-ту!» — мама отреагировала: «Да, поезд поехал». Малыша спрашивают: «Кто это?» — он отвечает: «Гав-гав», — мама объясняет, что «гав» говорит животное «собака».
    • Обязательно исправляйте ошибки в речи малыша, делайте это тактично, иначе ребенок может потерять к вам доверие.
    • Обогащайте упрощенную речь ребенка: «Еще сок», — «Таня хочет еще апельсинового сока».
    • Выбирайте не повествовательный, а описательный стиль общения («Вон летит ворона» — «Посмотри, вон над тем домом летит ворона. Она черная и умеет громко каркать»).
    • Выслушивайте ответы ребенка на ваши вопросы, поощряйте его попытки высказаться.
    • Помогайте малышу учиться слушать и выполнять инструкции через простые просьбы, называя последовательность действий (лучше в игровой форме): «Сходи в свою комнату и принеси мишку».
    • Для развития речевых способностей ребенка очень важна игровая деятельность, через которую малыш познает окружающую его реальность. Поэтому играйте с малышом!
    • Включайте ребенка не только в игру, но и в реальное взаимодействие со всеми членами семьи. Обязательно давайте крохе полезные поручения. Передавайте через него просьбы к другим взрослым. Благодарите за помощь.
    • Каждый день читайте; возможно, чтение должно стать частью вечернего ритуала отхода ко сну.
    • Всегда внимательно слушайте, когда ребенок говорит с вами.
    • Объясняйте малышу, о чем вы думаете, что планируете, делаете, как рассуждаете.
    • Задавайте ребенку вопросы, стимулируя его к размышлениям, побуждайте его к ответам.
    • Обсуждайте с малышом, как он провел день в детском саду, как прошла ваша совместная прогулка. Поиграв с ребенком, вспоминайте самые интересные моменты.
    • Пользуйтесь наглядным материалом. Детям трудно воспринимать слова, оторванные от изображения.
    • Показывайте ребенку, что вы внимательно его слушаете: кивайте, улыбайтесь, отвечайте на его вопросы.
    • И главное: поддерживайте все начинания малыша, хвалите его даже за незначительные успехи.

    Важно, чтобы у мамы (или другого заботящегося о малыше взрослого), несмотря на загруженность, сохранялся позитивный настрой на жизнь и общение. Поэтому берегите себя, мамы, старайтесь выкраивать минуты отдыха и переключаться на встречи с друзьями, любимые книги, походы в театр. Это нужно не только вам, но и вашему малышу!

    На что обратить внимание

    График развития речевых навыков был приведен выше. Дети развиваются по-разному, и даже самые талантливые говоруны могут освоить все необходимые навыки в своей возрастной категории, только когда достигнут ее верхней границы. Поэтому нормы своевременного развития не всегда служат надежными ориентирами для понимания того, правильно ли овладевает речью конкретный ребенок.

    Мы зайдем с другой стороны и подскажем, что должно стать поводом для обращения к специалистам:

    • К концу 1-го месяца ребенок не кричит перед кормлением;
    • К концу 4-го месяца не улыбается, когда с ним говорят, и не гулит;
    • К концу 5-го месяца не прислушивается к музыке;
    • К 7-му месяцу не узнает голоса близких, не реагирует на интонации;
    • К концу 9-го месяца отсутствует лепет и ребенок не может повторять за взрослыми звукосочетания и слоги, подражая интонации говорящего;
    • К концу 10-го месяца малыш не машет головой в знак отрицания или ручкой в знак прощания;
    • К 1 году ребенок не может произнести ни слова и не выполняет простейшие просьбы («дай», «покажи», «принеси»);
    • К 1 году 4 месяцам не может назвать маму «мамой», а папу «папой»;
    • К 1 году 9 месяцам не может произнести 5 - 6 осмысленных слов;
    • К 2 годам не показывает части тела, которые ему называют; не выполняет просьбы из двух действий («пойди в комнату и возьми книгу»), не узнает близких на фотографиях;
    • В 3 года не может пересказать короткие стихи и сказки, не может назвать свое имя и фамилию; говорит так, что его не понимают окружающие; говорит очень быстро, проглатывая окончания, или очень медленно, растягивая слова.

    Логопедические занятия по развитию речи у детей

    Если вас что-то беспокоит в том, как ребенок осваивает родную речь, не тяните, поговорите с педиатром — при необходимости он направит на дополнительные консультации к неврологу, логопеду, дефектологу, психологу, окулисту, отоларингологу. Если некоторые нарушения развития речи были обнаружены, то ваша совместная работа с этими специалистами (при условии следования их инструкциям и выполнения домашних заданий) обязательно даст положительный эффект и приведет к намеченной цели.

    Что может сделать логопед. Логопед — это, пожалуй, самый главный помощник родителей в данном случае. К логопеду нужно обращаться, даже если ребенок не выговаривает всего пару букв. Специалист не только выявит дефекты, но и начнет работать над исправлением произношения. Он владеет всеми тонкостями артикуляционной гимнастики и массажа и обязательно поможет, используя свой профессиональный опыт.

    Обычно при обращении к логопеду назначаются регулярные занятия с применением различных техник для развития языковой подвижности, которые специалист считает эффективными в конкретном случае. Важно точно и ежедневно выполнять указания и регулярно посещать консультации. Только совместными усилиями можно в короткий срок успешно преодолеть логопедические проблемы при речевых нарушениях.

    Можно делать некоторые упражнения и самим, но важно следить за тем, чтобы малышу было интересно: пусть занятия проводятся в игровой форме, не будут поначалу длиться больше 5 минут, и лучше делать их каждый день. Не забывайте хвалить ребенка.

    Формирование речевых навыков происходит естественным образом, когда малыш растет в принимающей среде, в которой обеспечены возможности для его непрерывного развития. Задача родителей в период младенчества и раннего детства — обеспечить ребенка вниманием, поддержкой и общением.

    Поэтому в заключение мы хотим вам напомнить о самом важном. Как бы ни развивался ваш малыш, какие бы игры, занятия, методики и упражнения вы для него ни подбирали, главное — помнить о том, что ребенку в первую очередь нужно простое ежедневное общение с вами. Не только во время занятий, но и каждую минуту вашего с ним совместного пребывания. Именно это будет основным импульсом для развития ребенка.

    Если вы самостоятельно проводите с ребенком развивающие занятия, наберитесь терпения (возможно, результат не будет виден сразу) и не бросайте начатое дело. И вы с вашим малышом обязательно добьетесь успехов!

    Какие ошибки могут совершать родители при развитии речи ребенка?

    Часто ребенка излишне опекают и берегут, стараются предугадать его желания — конечно, из любви к нему. Но тогда у малыша не формируется стремление трудиться самостоятельно, он не учится выражать свои мысли с помощью речи, и многие процессы в его развитии могут тормозиться.

    Понять ребенка буквально с полувзгляда близким помогает интуиция и любовь. Но общение с малознакомыми людьми в непривычных условиях будет для него затруднительным, а в худшем случае — остро дискомфортным. Чтобы этого не произошло, по мере взросления нужно чаще вступать в разговор все с новыми и новыми собеседниками, и тогда ребенок просто будет вынужден совершенствовать навыки понимания речи.

    Некоторые родители занижают, а другие — завышают требования к речи малыша. В первом случае от ребенка ничего не требуют, все его желания угадываются и сразу исполняются, во втором — постоянно пристают: «Скажи!», «Повтори!». Иногда в одной семье используется сразу два крайних подхода: например, папа требует, а бабушка опекает. Это очень неблагоприятно сказывается на речевом развитии ребенка.

    Старайтесь исключить сюсюканье, «детский лепет», постоянные звукоподражания в общении с малышом. Речь родителя — образец для ребенка.

    Родители могут говорить очень быстро или, наоборот, чересчур медленно, без пауз и различных интонаций, монотонно. Важно использовать все богатство и разнообразие языка при развитии речи ребенка.

    Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития малыша. Избегайте переутомления от речевых занятий, заучивания стихов.

    Когда нужно обратиться к логопеду

    Следует обратиться к логопеду, если:

    До 2,5 лет у ребенка не появилась речь или словарь малыша составляет не более 10 слов. Квалифицированный специалист-логопед умеет не только корректировать звукопроизношение, но и стимулировать появление речи у неговорящих детей;

    Ребенок в 1,5 - 2,5 года не произносит нормальных, понятных слов типа «мама», «баба», «би-би», «кошка», «пить», «иди», а говорит на «своем» языке, причем много и активно (не нужно дожидаться 3 лет — идите к логопеду прямо сейчас);

    Ребенок 4 - 5 лет смягчает все звуки: «кися», «щапка», «тяйник», «лямпотька»;

    Ребенок 3 лет и старше искажает слоговую структуру слова, пропускает, переставляет слоги, добавляет новые: «пувица» — «пуговица», «гебимот» — «бегемот», «пепитан» — «капитан»;

    Ребенку больше 6 лет и он не произносит какие-либо звуки родного языка. В это время фонетическая система полностью сформирована, и малыш должен говорить правильно;

    Ребенок начал повторять первые звуки, слоги, слова (появились речевые запинки).

    Также стоит быть внимательнее, если малыш изучает сразу несколько иностранных языков: иногда в таких случаях у него может развиться дисграфия — нарушение овладения письменной речью. Чтобы не было отклонений, нужно заниматься с малышом, как только он познакомится с буквами — обычно это умение приходит в 4 - 6 лет.

    Как создать правильную среду для развития речи?

    С ребенком нужно постоянно беседовать, проговаривая ситуации: одевание, раздевание, умывание, купание, еда, прогулка и подготовка ко сну. Такую же работу следует проводить во время игр с игрушками и картинками, при чтении и просмотре мультфильмов.

    Примеры проговаривания ситуаций

    1) Умывание. «Давай с тобой умоемся, включи воду. Нет, сделай воду теплее. Вот мыло. Бери его и намыливай ручки. Клади мыло в мыльницу. Три руки хорошо, а теперь смоем мыло. Подставляй ручки под воду. Теперь давай умоем лицо. Закрывай кран. Молодец. А где полотенце? Бери его и вытирай лицо и руки. Какой ты стал чистенький, умница!»

    2) Сборы на прогулку, когда все вещи уже подготовлены. «Сейчас мы пойдем гулять. Где твои штанишки? Вот они. Давай наденем штаны, вот так: сначала на одну ногу, потом на другую. Теперь надо застегнуть их на пуговицу, где она, покажи. Правильно. Неси кофту. Что на ней нарисовано? Уточка, правильно. А это что на кофте? Карман, молодец». И так далее.

    3) На прогулке. «Ничего себе, смотри, какая погода. Дождик идет, ты правильно сказал. Как хорошо, что ты надел сапожки. Надевай капюшон. А я раскрою зонтик. Теперь можно гулять. А что это на дорожке? Какая большая лужа! А что это под деревом? Листики упали, и веточки тоже упали. А какого цвета листики? Красного и желтого. Много листьев. Покажи, как много листьев».

    Ребенок слышит речь взрослого и узнает много новых слов и выражений. А так как речь сопровождает значимую для него ситуацию, значения слов и их сочетаний лучше запоминаются, крепче откладываются в сознании малыша.

    Анна Андреевна Притворова, логопед