• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Дорожно-тропиночная сеть служит направлением пути, при этом соединяет зоны участка, а также служит дополнительным дренажом для всего участка.

    При создании дорожек и площадок необходимо учитывать следующие моменты:

    Дорожки и площадки должны быть безопасными в любое время года, при любых погодных условиях;
    - ширина должна быть не менее 60 см;
    - тип мощения зависит от их назначения;
    - с дорожного покрытия должен быть организован водоотвод;
    - тыльная сторона мощение должно иметь боковой упор;
    - строительство дорожно-тропиночной сети должно производиться, согласно разработанному проекту и с соблюдением общестроительных норм и правил.

    Дорожки и площадки могут иметь не жесткое и жесткое покрытие.

    Не жесткое покрытие имеют дорожки и площадки, у которых финишное покрытие сделано из сыпучих материалов. К таким материалам относятся: щебень фр. 5-20 мм, отсев, каменная и гранитная крошка, галька, декоративная щепа. Дорожки и площадки с не жестким покрытием требуют постоянного ремонта и ухода за собой. Их делают в основном в лесных зонах, парках, скверах, на детских площадках, в зонах декоративного огорода.
    Жесткое покрытие имеют дорожки и площадки, сделанные из природного либо искусственного камня, бетона, асфальтобетона, резиновой крошки, тротуарной плитки, деревянных настилов. Такие дорожки более практичны в эксплуатации, требуют меньшего ухода за собой, более долговечны, но при этом в уходе и содержании есть свои особенности.

    Все дорожки и площадки должны иметь продольный и поперечный профиль. Он служит для естественного стока воды. Профиль дорожки должен быть выпуклым по отношению к поверхности почвы. Дорожки и площадки могут быть двухпрофильные (имеющие приподнятую середину и уклоны вправо и влево) или однопрофильные (с уклоном в одну сторону, когда один край выше другого). Продольный и поперечный уклон должен составлять 1см на 1 м, допускается применять минимальные уклоны, которые составляют 0,5 см на 1 м.

    Работы по устройству дорожек и площадок можно разделить на 2 этапа: подготовка основания и устройство финишного покрытия. Подготовка основания включает в себя выборку грунта до твердого основания, в случае если выборку необходимо сделать больше чем высота запроектированного пирога, то в этом случае необходимо увеличить слой засыпки по песку. На дно корыта укладывается геотекстиль, потом делается песчано-щебеночная подушка, с послойным уплотнением виброплитой. Высота песчано-щебеночной подушки зависит от типа почв на участке и назначения дорожки или площадки. При этом ширина корыта и песчано-щебеночной подушки должна быть на 10 см больше с каждой стороны, чем финишное покрытие.

    Устройство финишного покрытия включает в себя засыпку сыпучего материала на дорожках с не жестким покрытием и укладку камня, плитки, бетона и др. материалов предназначенных для жесткого покрытия.
    Все дорожки и площадки по функциональному назначению делятся на: пешеходные, автомобильные, спортивные и детские. Отличаются они между собой в основном назначением, степенью нагрузки, толщиной пирога, а также финишным покрытием. Технологии производства работ при устройстве пешеходных, спортивных и детских площадок одинаковые.

    Устройство пешеходных дорожек и площадок

    Технология производства работ по устройству пешеходных дорожек и площадок из сыпучих материалов:

    1. Разбивка территории.









    11. Уплотнение виброплитой m=220 кг или ручной трамбовкой
    12. Устройство финишного слоя из сыпучего материала- 5-10 см.
    13. Уплотнение виброплитой m=220 кг или трамбовкой.

    Технология производства работ по устройству пешеходных дорожек и площадок из тротуарной плитки или брусчатки:

    1. Разбивка территории.
    2. Отбивка вертикальных отметок.
    3. Выемка грунта до твердого основания.
    4. Уплотнение основания виброплитой m=220 кг или ручной трамбовкой.
    5. Укладка геотекстиля плотностью 120 гр./м2.
    6. Устройство песчаного основания (песок крупнозернистый намывной)-20 см.
    7. Уплотнение виброплитой m=220 кг или ручной трамбовкой.
    8. Устройство щебеночного основания (щебень гранитный фр. 20-40 мм)- 15см.
    9. Уплотнение виброплитой m=220 кг или ручной трамбовкой.
    10. Расклинцовка щебеночного слоя (отсев или щебень гранитный фр. 2-5 мм)- 5 см (как слой в толщине пирога не учитывается).


    13. Устройство цементно-песчаного слоя - 3-7 см.
    14. Укладка тротуарной плитки или брусчатки (плитка или брусчатка толщиной 4-8 см).

    Технология производства работ по устройству пешеходных дорожек и площадок из гранитной брусчатки или клинкерного кирпича:

    1. Разбивка территории.
    2. Отбивка вертикальных отметок.
    3. Выемка грунта до твердого основания.
    4. Уплотнение основания виброплитой m=220 кг или ручной трамбовкой.
    5. Укладка геотекстиля плотностью 120 гр./м2.
    6. Устройство песчаного основания (песок крупнозернистый намывной)-20см.
    7. Уплотнение виброплитой m=220 кг или ручной трамбовкой.
    8. Устройство щебеночного основания (щебень гранитный фр. 20-40 мм)- 15см.
    9. Уплотнение виброплитой m=220 кг или ручной трамбовкой.
    10. Расклинцовка щебеночного слоя (отсев или щебень гранитный фр. 2-5 мм)- 5 см (как слой в толщине пирога не учитывается).
    11. Уплотнение виброплитой m=220 кг или ручной трамбовкой.

    13. Укладка клинкерного кирпича или гранитной брусчатки (клинкерный кирпич или гранитная брусчатка – толщина 4-8 см).

    15. Прометание швов песком (песок крупнозернистый намывной).

    Технология производства работ по устройству пешеходных дорожек и площадок из природного или искусственного камня на раствор:

    1. Разбивка территории.
    2. Отбивка вертикальных отметок.
    3. Выемка грунта до твердого основания.
    4. Уплотнение основания виброплитой m=220 кг или ручной трамбовкой.
    5. Укладка геотекстиля плотностью 120 гр./м2.
    6. Устройство песчаного основания (песок крупнозернистый намывной)-20 см.
    7. Уплотнение виброплитой m=220 кг или ручной трамбовкой.
    8. Устройство щебеночного основания (щебень гранитный фр. 20-40 мм)- 15см.
    9. Уплотнение виброплитой m=220 кг или ручной трамбовкой.
    10. Расклинцовка щебеночного слоя (отсев или щебень гранитный фр. 2-5 мм)- 5 см (как слой в толщине пирога не учитывается).
    11. Уплотнение виброплитой m=220 кг или ручной трамбовкой.
    12. Приготовление раствора (цемент M400, песок крупнозернистый намывной, вода в соотношении 1:3:1-1,5 в зависимости от влажности песка).
    13. Укладка природного или искусственного камня на раствор (толщина камня 4 см - 10 см).

    Технология производства работ по устройству пошаговых пешеходных дорожек и площадок из булыжных спилов и бетонных плит:

    1. Разбивка территории.
    2. Отбивка вертикальных отметок.
    3. Раскладка плит или булыжных спилов.
    4. Точечная выемка грунта до твердого основания (под каждый спил или плиту отдельно).
    5. Уплотнение основания виброплитой m=220 кг или ручной трамбовкой.
    6. Укладка геотекстиля плотностью 120 гр./м2.
    7. Устройство песчаного основания (песок крупнозернистый намывной)-15см.
    8. Уплотнение виброплитой m=220 кг или ручной трамбовкой.
    9. Устройство щебеночного основания (щебень гранитный фр. 20-40 мм)- 15см.
    10. Уплотнение виброплитой m=220 кг или ручной трамбовкой.
    11. Расклинцовка щебня отсевом или песком (отсев гранитный, песок крупнозернистый намывной)- 5 см (как слой в толщине пирога не учитывается).
    12. Укладка булыжных спилов или бетонных плит.
    13. Устройство газона в швах между плитами.

    Технология производства работ по устройству пошаговых пешеходных дорожек и площадок из индийского песчаника и бетонных плит на раствор:

    1. Разбивка территории.
    2. Отбивка вертикальных отметок.
    3. Выемка грунта до твердого основания.
    4. Уплотнение основания виброплитой m=220 кг или ручной трамбовкой.
    5. Укладка геотекстиля плотностью 120 гр./м2.
    6. Устройство песчаного основания (песок крупнозернистый намывной)-15см.
    7. Уплотнение виброплитой m=220 кг или ручной трамбовкой.
    8. Устройство щебеночного основания (щебень гранитный фр. 20-40 мм)- 15см.
    9. Уплотнение виброплитой m=220 кг или ручной трамбовкой.
    10. Приготовление раствора (цемент M400, песок крупнозернистый намывной, вода в соотношении 1:3:1-1,5 в зависимости от влажности песка).
    11. Укладка индийского песчаника или бетонных плит на раствор.
    12. Выборка щебня из швов между песчаником и плитами- 10-12 см.
    13. Засыпка плодородного грунта в швы дорожки или площадки- 10-12 см.
    14. Уплотнение плодородного грунта с помощью ручной трамбовки.
    15. Перемешивание семян газонных трав с плодородным грунтом в соотношении 1:1.
    16. Засыпка семян с грунтом в швы полотна дорожки – 1 см.
    17. Уплотнение семян с грунтом ручной трамбовкой.
    18. Полив.

    Технология производства работ по устройству пешеходных дорожек и площадок из резиновой крошки:

    1. Разбивка территории.
    2. Отбивка вертикальных отметок.
    3. Выемка грунта до твердого основания.
    4. Уплотнение основания виброплитой m=220 кг или ручной трамбовкой.
    5. Укладка геотекстиля плотностью 120 гр./м2.
    6. Устройство песчаного основания (песок крупнозернистый намывной)-20 см.
    7. Уплотнение виброплитой m=220 кг или ручной трамбовкой.
    8. Устройство щебеночного основания (щебень гранитный фр. 20-40 мм)- 15см.
    9. Уплотнение виброплитой m=220 кг или ручной трамбовкой.
    10. Расклинцовка щебеночного слоя (гранитный отсев)- 5 см (как слой в толщине пирога не учитывается).
    11. Уплотнение виброплитой m=220 кг или ручной трамбовкой.
    12. Устройство финишного слоя из резиновой крошки- 3-5 см.

    Устройство автомобильных дорожек и площадок.

    Технология производства работ по устройству дорожек и площадок под автомобили массой до 1,5 тонн из сыпучих материалов:

    1. Разбивка территории.
    2. Отбивка вертикальных отметок.
    3. Выемка грунта до твердого основания.



    7. Уплотнение виброплитой m=220 кг или ручной трамбовкой.


    10. Расклинцовка щебеночного слоя (отсев или щебень гранитный фр. 2-5 мм)- 5 см (как слой в толщине пирога не учитывается).

    12. Устройство финишного слоя из отсева - 5-10 см.
    13. Уплотнение виброплитой m=320 кг.

    Технология производства работ по устройству дорожек и площадок под автомобили массой до 1,5 тонн из тротуарной плитки или брусчатки:

    1. Разбивка территории.
    2. Отбивка вертикальных отметок.
    3. Выемка грунта до твердого основания.
    4. Уплотнение основания виброплитой m=320 кг.
    5. Укладка геотекстиля плотностью 160 гр./м2.
    6. Устройство песчаного основания (песок крупнозернистый намывной)-30 см.


    9. Уплотнение виброплитой m=320 кг.
    10. Расклинцовка щебеночного слоя (отсев или щебень гранитный фр. 2-5 мм)- 5 см (как слой в толщине пирога не учитывается).
    11. Уплотнение виброплитой m=320 кг или ручной трамбовкой.
    12. Приготовление цементно-песчанной смеси (песок крупнозернистый намывной, цемент М400, в соотношении 1:4) .
    13. Устройство цементно-песчаного слоя или слоя из отсева – 5-7 см.
    14. Укладки тротуарной плитки или брусчатки (плитка или брусчатка толщиной 8-10 см).
    15. Уплотнение виброплитой m=20 кг.
    16. Проментание швов песком или ЦПС (песок крупнозернистый намывной, цемент М 400).

    Технология производства работ по устройству дорожек и площадок под автомобили массой до 1,5 тонн из гранитной брусчатки или клинкерного кирпича:

    1. Разбивка территории.
    2. Отбивка вертикальных отметок.
    3. Выемка грунта до твердого основания.
    4. Уплотнение основания виброплитой m=320 кг.
    5. Укладка геотекстиля плотностью 160 гр./м2.
    6. Устройство песчаного основания (песок крупнозернистый намывной)-30см.
    7. Уплотнение виброплитой m=320 кг.
    8. Устройство щебеночного основания (щебень гранитный фр. 20-40 мм)- 30см.
    9. Уплотнение виброплитой m=320 кг.
    10. Расклинцовка щебеночного слоя (отсев или щебень гранитный фр. 2-5 мм)- 5 см (как слой в толщине пирога не учитывается).
    11. Уплотнение виброплитой m=320 кг.
    12. Устройство подстилающего слоя из отсева 5-8 см.
    13. Укладки клинкерного кирпича или гранитной брусчатки (клинкерный кирпич или гранитная брусчатка – толщина 6-10 см).
    14. Уплотнение виброплитой m=20 кг.
    15. Проментание швов песком (песок крупнозернистый намывной).

    Технология производства работ по устройству дорожек и площадок под автомобили массой до 1,5 тонн из природного или искусственного камня на раствор:

    1. Разбивка территории.
    2. Отбивка вертикальных отметок.
    3. Выемка грунта до твердого основания.
    4. Уплотнение основания виброплитой m=320 кг.
    5. Укладка геотекстиля плотностью 160 гр./м2.
    6. Устройство песчаного основания (песок крупнозернистый намывной)-30 см.
    7. Уплотнение виброплитой m=320 кг.
    8. Устройство щебеночного основания (щебень гранитный фр. 20-40 мм)- 15см.
    9. Уплотнение виброплитой m=320 кг.
    10. Расклинцовка щебеночного слоя (отсев или щебень гранитный фр. 2-5 мм)- 5 см (как слой в толщине пирога не учитывается)
    11. Уплотнение виброплитой m=320 кг.
    12. Приготовление раствора (цемент M400, песок крупнозернистый намывной, вода в соотношении 1:3:1-1,5 в зависимости от влажности песка)
    13. Укладка природного или искусственного камня на раствор (толщина камня 8 см - 10 см).
    14. Затирка или прометание швов (затирка для камня или песок крупнозернистый намывной).

    Технология производства работ по устройству дорожек и площадок под автомобили массой до 3 тонн из тротуарной плитки или брусчатки на бетон:

    1. Разбивка территории.
    2. Отбивка вертикальных отметок.
    3. Выемка грунта до твердого основания.

    5. Укладка геотекстиля плотностью 160 гр./м2.
    6. Устройство песчаного основания (песок крупнозернистый намывной)-30 см.

    8. Устройство щебеночного основания (щебень гранитный фр. 20-40 мм)- 30 см.

    10. Расклинцовка щебеночного слоя (отсев или щебень гранитный фр. 2-5 мм)- 5 см (как слой в толщине пирога не учитывается).

    12. Армирование (берется арматура d=12 мм, вяжется объемная сетка с размерами ячеек 12*12 см).
    13. Установка опалубки.
    14. Устройство деформационных швов.
    15. Заливка бетона М300.
    16. Демонтаж опалубки.
    17. Приготовление цементно-песчанной смеси (песок крупнозернистый намывной, цемент М400, в соотношении 1:4).
    18. Устройство цементно-песчаного слоя или слоя из отсева – 5-7 см.
    19. Укладки тротуарной плитки или брусчатки (плитка или брусчатка толщиной 8-10 см).
    20. Уплотнение виброплитой m=20 кг.
    21. Проментание швов песком или ЦПС (песок крупнозернистый намывной, цемент М 400).

    Технология производства работ по устройству дорожек и площадок под автомобили массой до 3 тонн из асфальтобетона:

    1. Разбивка территории.
    2. Отбивка вертикальных отметок.
    3. Выемка грунта до твердого основания.
    4. Уплотнение основания виброплитой m=600 кг.
    5. Укладка геотекстиля плотностью 160 гр./м2.
    6. Устройство песчаного основания (песок крупнозернистый намывной)-30 см.
    7. Уплотнение виброплитой m=600 кг.
    8. Устройство щебеночного основания (щебень гранитный фр. 20-40 мм)- 30 см.
    9. Уплотнение виброплитой m=600 кг.
    10. Расклинцовка щебеночного слоя (отсев или щебень гранитный фр. 2-5 мм)- 5 см (как слой в толщине пирога не учитывается).
    11. Уплотнение виброплитой m=600 кг.
    12. Проливание щебеночного основания битумной эмульсией.
    13. Укладка пористого асфальтобетона из крупнозернистой щебеночной смеси – 7 см.
    14. Уплотнение катком.
    15. Укладка плотного асфальтобетона из мелкозернистой щебеночной смеси- 5 см.
    16. Уплотнение катком.

    Установка бордюрного камня

    Бордюрный камень служит ограничительной линией между газоном и полотном дорожек и площадок, а так же защищает край дорожного полотна от разрушения. Он изготовляется из природных каменных пород, гранита, бетона и железобетона.
    По назначению условно бордюрный камень делится на садовый бордюр и бортовой камень. Садовый бордюр применяется при устройстве пешеходных дорожек и площадок, а бортовой камень предназначен для устройства проезжей части и площадок под автомобильное покрытие. Отличаются они друг от друга размерами и степенью нагрузки, которую они могут выдержать.
    При установке бордюрного камня необходимо сделать песчано-щебеночную подушку с учетом всех уклонов. Борт должен повторять проектный профиль покрытия. Уступы в стыках камней в плане и профиль не допускаются. Швы между камнями должны быть не более 1 см. Сам бордюрный камень должен устанавливаться на бетон марки не ниже М 250. После установки бордюрного камня необходимо сделать бетонные замки, а с тыльной стороны бордюра боковой упор из грунта. Установка бордюрного камня идет параллельно с подготовкой основания под дорожку или площадку.

    Технология производства работ по установке бордюрного камня:

    1. Разбивка территории.
    2. Отбивка вертикальных отметок.
    3. Выемка грунта до твердого основания.
    4. Уплотнение виброплитой m= 220 кг или ручной трамбовкой.
    5. Укладка геотекстиля плотностью 120 гр./м2.
    6. Устройство песчаного основания (песок крупнозернистый намывной)-10 см.
    7. Уплотнение виброплитой m= 220 кг или ручной трамбовкой.
    8. Устройство щебеночного основания (щебень гранитный фр. 20-40 мм)-10 см.
    9. Уплотнение виброплитой m=220 кг или ручной трамбовкой.
    10. Установка бордюрного камня на бетон (бетон М250, толщина бетонного слоя 10 см).
    11. Устройство бетонных замков.
    12. Затирка швов раствором.

    В роле ограничительных бортов в зонах с пешеходной нагрузкой могут выступать пластиковые бордюры, бордюр из доски и бруса. Они в свою очередь устанавливаются на уплотненное песчаное основание толщиной 10 см и фиксируются специальными шпильками или арматурой d=6-10 мм.

    Данный материал является отрывком из готовящейся к публикации книги Елены Русу "Руководство ландшафтными работами. Настольная книга прораба по озеленению и благоустройству".

    Елена Русу является руководителем компании

    С сайта www.есоsystеmа.ru

    Пригодилась эта страница? Поделитесь ею в своих социальных сетях:

    Глава 3. Технология обустройства троп*

    В.В. Комов, Я.И. Орестов

    3.1 Дорожки, лестницы и площадки

    Общие требования

    Выбор материала и ширины дорожки зависит от функциональных и природных особенностей маршрута. Наиболее целесообразно использовать для дорожного строительства местные материалы.

    В практике благоустройства парков и лесопарков приняты стандартные величины ширины дорожек, кратные 0,75 м. Ширина в 75 см предназначена для прохода одного человека, а при ширине 1,5 м по тропе могут комфортно передвигаться два человека. При строительстве экотроп к ширине дорожек можно подходить менее строго.

    «Обустройство тропы начинается с того, что Вам придется опуститься на колени и исследовать почву. Внимательно посмотрите, с каким грунтом имеете дело, из чего состоит почва, что с ней может произойти во время дождя. Определите, откуда поступает вода на тропу и куда она стекает. Вашей основной заботой должно стать регулирование скорости и направления потока воды».
    Марк Эдвардс, координатор маршрутов Департамента природных ресурсов штата Айова

    Эффективность функционирования экологических троп и маршрутов в существенной мере зависит от технического состояния дорожного полотна. Одной из основных проблем является дренирование дорожки. Оно осуществляется за счет подсыпки в ее основание щебня, песка или других материалов с хорошей водопропускной способностью, а также за счет придания поперечного и продольного уклона верхнему покрытию тропы.

    На поверхности неправильно сформированного покрытия тропы вода застаивается. Посетители парка обходят увлажненные участки, в результате чего возникают обходные тропинки.

    Тропы, проходящие по склону, могут превратиться в канавы, по которым будет стекать вода. Если уклон более 7–10%, то для предотвращения эрозии почвы необходимо сооружение ступеней, площадок и заграждений для водного потока.

    Уклон тропы обычно выражают в процентах: уклон в 1 процент соответствует понижению/повышению величиной в 1 сантиметр в расчете на каждый метр дорожного полотна.

    Иногда вместо процентов употребляют другую единицу – промилле, которая равна одной десятой процента.

    Уклон поверхности до 5% является оптимальным для подъема посетителей (5% соответствует набору высоты в 1,5 м на 30 м пути).

    Рекомендуемые продольные уклоны составляют от 0,5 до 8%, в от дельных случаях уклоны могут достигать 20%. При больших уклонах участки подъема должны чередоваться с горизонтальными площадками, причем существуют определенные рекомендации по чередованию горизонтальных участков и участков с различным уклоном, выполняя которые можно сделать подъем комфортным.

    На следующей схеме изображен участок с чередованием наклонных и горизонтальных участков.

    Рис. 3.1. Продольные уклоны пешеходных дорожек
    1 – Горизонтальные участки, 2 – Наклонные элементы с уклоном 1-1, 1-2…, A – стартовая точка пути

    Продольные уклоны на участках подъема следует увеличивать по степенно, одновременно согласовывая их длину с величиной уклона (см. таблицу):

    Продольный уклон, % (i) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
    Длина участка, м 1130 840 630 480 370 280 220 170 130 105 88 67 53 43

    Применение таблицы можно пояснить на следующем примере: если у нас есть возвышенность, на вершину которой надо проложить дорожку, то целесообразно от подножия первый подъем устраивать как можно более пологим – предположим, что это участок с уклоном 3% (3 см подъема на 1 м тропы). Протяженность такого участка не должна превышать 630 м (см. таблицу). Трассировать дорогу следует так, чтобы после подъема шел горизонтальный участок. Обычно для этого маршрут прокладывают серпантином или спиралью вокруг холма.

    Следующий подъем можно сделать более крутым – предположим, с уклоном 9%, протяженностью не более 130 м и так далее, до вершины, с последовательным увеличением крутизны участков и уменьшением их протяженности.

    Такое сочетание уклонов и горизонтальных участков позволяет чередовать физические усилия и отдых и соответствует естественному распределению высот рельефа.

    Устройство лестниц

    Уклоны более 20% оборудуются лестницами с перилами. Лестницы могут быть деревянными, грунтовыми, металлическими или с применением природного камня. Наиболее долговечны, но и дороги в производстве – металлические конструкции. Ступени и площадки, сваренные из арматурного прута с интервалом 15–25 мм, меньше обледеневают и не снижают инсоляции (интенсивности солнечного света, попадающего на поверхность) под лестницей. Кроме того, металлические опоры более тонкие, что меньше повреждает корни растений при установке.

    Удобная лестница рассчитывается следующим образом:
    значение 2h+S , где h – высота ступенек в см, а S – ширина ступеньки в см (проступь) , должно лежать в интервале от 60 до 67 .
    К примеру, если высота ступеньки у вас 13 см, то ширина ступеньки может быть от 34 см (60 – 13 х 2) до 41 см (67 – 13 х 2).

    Горизонтальная часть ступеньки называется проступью, а вертикальная (фронтальная) – подступенком.

    Рис. 3.2. Устройство деревянной лестницы

    Простой и экономный вид лестниц – насыпные. Для них требуется подготовка наклонного основания в грунте или наращивание основания из засыпки. Наклон в грунте должен иметь дренирующий слой толщиной 50–80 мм из засыпки. Для засыпки используют шлак, песок, гравий, щебень, доломит.

    Заранее скрепленные с боковинами подступенки укладывают в наклонную выемку между двумя уровнями участка, а затем засыпают шлак или песок до верхнего обреза доски подступенка и утрамбовывают. Возможность прогиба доски предотвращают с помощью колышков, которые лучше всего вбить с внутренней (засыпаемой) стороны доски. Доску в этом случае прибивают к колышкам. Расположение колышков в засыпке придает конструкции более совершенный и законченный вид (рис. 3.3). Доски в этом варианте являются постоянным элементом конструкции лестницы.

    Рис. 3.3. Устройство насыпной лестницы
    1 – тетива; 4 – колышки; 2 – подступенок; 5 – дренажный слой 3 – засыпка;

    В качестве материала для укрепления подступенков может использоваться природный камень, поперечно положенные или вертикально вкопанные бревна. При необходимости укрепляются и боковые борта ступеней.

    Бетонные ступеньки легко сделать на наклонной поверхности в деревянной опалубке из боковин и подпорных досок. Подпорные доски устанавливаются вертикально или с небольшим наклоном. Они формируют поверхность подступенка. Опалубка после затвердевания бетона удаляется. Для опалубки можно использовать листовое железо.

    Устройство дорожек и площадок

    Вкусная начинка «дорожного пирога»

    Так же как обычный пирожок состоит из теста и начинки, так и дорога имеет несколько слоев. Верхний, – «румяная корочка пирога» – это асфальт или плитка или щебень, тот слой, по которому идут наши ноги. Под ним находится «начинка» – мы ее не видим, но именно она делает дорогу сухой и прочной. Термин «дорожный пирог» прочно вошел в язык строителей.

    А кто изобрел «дорожный пирог»? Римские легионы завоевывали древний мир не только силой оружия, но и дорогами, которые сохранились спустя два тысячелетия. И не удивительно – иногда слой «начинки» дорожного «пирога» достигал 5 метров!

    Полотно дорожки должно быть максимально ровным и пологим на всем протяжении, не иметь ям и выступающих кочек, корней и других препятствий. В целях предотвращения образования луж, уровень тропы должен быть приподнят над уровнем земли и иметь в поперечном сечении слегка выпуклую (3–5%) форму при двускатном поперечном профиле или наклон в сторону сброса стока с тем же уклоном.

    Для предотвращения повреждения прилегающей к тропе почвы и растительности рекомендуется вдоль полотна посеять так называемый «спортивный газон» – смесь трав, устойчивых к вытаптыванию. При необходимости можно высадить вдоль полотна невысокую живую изгородь. Особенно это необходимо в местах пересечения тропы с нежелательными стихийно сформировавшимися тропинками.

    Рис. 3.4. Устройство лестницы с бетонированными ступенями
    1 – боковины опалубки; 4 – подпор для ступени с навесом; 2 – подпорные доски; 5 – основание подушки 3 – упоры (бруски);

    Полотно из гравийно-песчаной смеси

    Если тропа идет по земляным, песчаным и другим «мягким» грунтам, ее покрытие целесообразно делать из песчано-гравийной смеси (ПГС). Для устройства такого полотна формируется траншея глубиной 25–30 см, в ширину будущей тропы. При необходимости, ее борта могут быть надсыпаны, что позволит сделать дно максимально пологим, без резких перепадов и ступеней. На дно насыпается слой песка толщиной 7–10 см. Песок увлажняется и трамбуется. Варианты устройства таких дорожек представлены на рис. 3.5, 3.6.

    На песок до уровня земли укладывается и трамбуется слой крупного – 40–70 мм – гравия или щебня. Этот слой является основной дренирую щей системой тропы. От степени трамбовки этого слоя будет зависеть устойчивость и долговечность будущей тропы. Над уровнем грунта формируются бортики высотой 5–7 см (из земли, дерна, досок и т.п.), пространство между ними заполняется ПГС. Эта смесь состоит из песка (до 30% объема), мелкого гравия или гальки размером 10–20 мм и связующего компонента – порошковой глины (15–30% объема) или цемента (до 10%). Этот слой также трамбуется, окончательно формируя поверхность дороги. Перепад высоты между краем обортовочной доски и естественным грунтом заравнивается укладкой дерна или просто подсыпкой грунта. При необходимости с одной из сторон, на которую идет поверхностный сток, можно сделать попутный дренаж: укрепить бортик бревном, бордюрным камнем и т.п. водоупорными мате риалами, устанавливая через 30–50 м под дорожным полотном перепускные трубы диаметром 100–150 мм, чтобы вода не размывала тропу.

    Рис. 3.6. Покрытие ПГС: с бортовым камнем (вверху), со скрытой обортовкой (внизу). Поперечный разрез

    Сооружение гатей и лежневок

    … Была и есть в России еще одна стихия, неизвестная на Западе – бездорожье.

    Даже при наличии камня и щебня нешуточное дело – проложить сотни и тысячи верст мощеных дорог. А камня в России как раз и не было под руками, нечем было отсыпать «постель», чтобы не утонул гранитный булыжник примитивного булыжного шоссе в раскисшей глине. Да и сбор этих булыжников по полям (такая повинность возлагалась кое-где на крестьян и в дореволюционное, и в советское время) не давал нужного количества материала. Поэтому в России была такая непростая типология дорог: были мощеные шоссе, а были и грунтовые, но благоустроенные почтовые тракты, были извилистые, набитые крестьянскими телегами проселки, и были чуть намеченные, заросшие травой полевые дороги.

    Были выработаны на Руси оригинальные способы мощения дорог – гати, лежневки и торцовые мостовые. Сырые участки гатились связками прутьев и жердями, а на совсем уже непроезжих болотах ложились лежневки: укладывались вдоль трассы в два ряда толстые бревна, на них клались одно к другому, слегка врубаясь, поперечные бревна, составлявшие полотно дороги, а сверху вновь клались два ряда бревен по краям, скрепляя лежневку. На таких «дорогах», и по сейчас укладывающихся кое-где от лесосек, вылетали спицы из тележных колес, расходились ободы, ломались оси и дрожины и едва держалась в теле душа ездока. В городах же центральные улицы мостились деревянными торцами – чурбаками, обрезками бревен, иногда обтесывавшимися на шесть граней, а чаще остававшимися в кругляке. На песчаную постель (хорошо, если был поблизости песок) плотно, один к другому, ставились просмоленные торцы, заливались сверху смолой и посыпались песком. В первые месяцы такая мостовая была до вольно гладкой, хотя и слегка погромыхивали на ней тележные колеса, а через год одни торцы оседали, другие перекашивались, третьи начинали выгнивать и выбивались железными шинами колес, так что, съезжая с «благоустроенной» улицы в переулок, где не было уже торцов, вздыхал седок с облегчением от всей души. А еще через год нужно было снова мостить улицу. Автору этой книги, выросшему в маленьком северном городке, пришлось поездить и по торцовой мостовой на главной улице, и по гатям и лежневкам в сырых вятских лесах, и впечатления от этих поездок, от того, как стучали зубы и бились кости об облучок телеги, до сих пор свежи в памяти...

    (А.В. Беловинский «Изба и хоромы. Из истории русской повседневности» http://www.booksite.ru/fulltext/izb/aih/oro/my/index.htm)

    Когда тропа идет по влажным заболоченным местам, целесообразно сооружение гатей и лежневок. Гатью раньше называли настил из веток, древесных остатков, на слегка утрамбованном торфяном грунте, а лежневкой – дорогу по болоту, основанием которой служили продольные или поперечные бревна.

    Фото 3.1.

    В определении этих терминов у разных авторов есть расхождения, но можно согласиться с тем, что и тот, и другой тип дороги представляет собой приподнятый над землей настил, – а это дает нам возможность не только комфортно пройти по участку с избыточным увлажнением, но и помочь защитить от повреждений корни деревьев, сохранить интересные виды мхов и лишайников и другие объекты напочвенного покрова.

    Лежащие на грунте настилы целесообразно делать из деревянных плах толщиной не менее 40 мм или полубревен. Возможно использование вместо поперечных бревен старых покрышек от колес. Они долговечны, хорошо держатся на болотной поверхности и, при достаточной ширине настила, могут быть целиком под ним скрыты. С точки зрения экологии они достаточно безопасны в силу большой химической инертности материала.

    Рис. 3.7. Одна из возможных конструкций настила

    Очень красиво выглядят настилы, приподнятые над почвой на столбах (деревянных или асбоцементных с заливкой раствором). Как правило, они довольно долговечны.

    Ширину гатей и лежневок целесообразно делать около 1 м. Укладка настила должна быть поперечной, из плотно прилегающих досок, с не большими щелями (до 1 см) между ними для стока воды.

    Фото 3.2. Настил с применением асбоцементных столбов

    Пошаговые дорожки

    Пошаговые дорожки выглядят как отдельные плоские камни или плитки, расположенные на расстоянии шага друг от друга. Они идеально вписываются в естественное природное окружение и достаточно долговечны при условии правильной технологии и хорошего качества плитняка.

    К преимуществам таких дорожек следует отнести то, что они совершенно не препятствуют поверхностному стоку, так как основание под них можно делать не сплошное, а по контуру каждой плитки. К недостаткам следует отнести малую пропускную способность: идти по такой дорожке приходится друг за другом. В то же время такие дорожки вполне можно использовать для сходов с основной трассы экологического маршрута к отдельным достопримечательностям.

    Фото 3.3.

    Для пошаговых дорожек чаще всего используется плитка, называемая «плашкой», толщиной около 30 мм, и размером примерно 40х40 см.

    Располагаться плитки должны на расстоянии 60–65 см (между центрами плиток). Плитку сначала раскладывают на грунте и пробуют пройти по намеченной дорожке. Неудачно расположенные плитки можно тут же поправить и после этого наметить наиболее удобные контуры будущего дорожного пирога. Чаще всего при этом можно обойтись без устройства опалубки.

    Очень декоративно и естественно смотрятся и лесенки из плашки. При этом каждая следующая плитка поднимается относительно предыдущей на высоту 12–14 см. Как правило, при этом приходится для формирования ступенек использовать временную опалубку.

    Укладка плашки прямо на грунт допустима только в условиях песчаной или супесчаной почвы, с предварительным увлажнением и трамбовкой грунта там, где нагрузка на дорожку будет незначительной.

    Рис. 3.8. Технология устройства пошаговых дорожек

    Торцовые дорожки и площадки

    В лесных условиях торцовая дорожка, на первый взгляд, кажется наиболее очевидным вариантом. И красиво, и материал под рукой. На самом деле торцовая дорожка – один из самых сложных вариантов дорожного полотна. Действительно, торец – цилиндрический отрезок ствола высотой 10–30 см – фактически представляет собой кусок древесины, у которого снизу и сверху открыты все проводящие сосуды. Понятно, что загнивание и разрушение древесины идут довольно быстро.

    Лишь две породы могут в таких условиях без основательной обработки сохранять прочность: дуб и лиственница. Фирмы, которые занимаются устройством торцовых покрытий, дают долгосрочные гарантии только для таких пород. Сосновые спилы, даже хорошо обработанные, служат на торцовых дорожках до 3–5 лет. А стоимость торцового покрытия из лиственницы может составлять до 50 евро за 1 м 2 . Устройство торцового покрытия трудоемко и может сравниться с устройством дорожки из брусчатки. При этом возникает проблема внешнего вида покрытия, так как торцы легко затираются грязью и практически не отчищаются.

    Кроме того, по мере эксплуатации торцы, как правило, расшатываются и дорожка становится менее проходимой, чем просто грунтовая.

    Поэтому прибегать к торцовым покрытиям следует с большой осторожностью. Желательно устраивать их только в сухих местах и ограничивать по площади, не забывая о том, что данный вид работ требует значительных трудозатрат.

    «Корыто» под торцовую дорожку роют с тем расчетом, чтобы низ торцов лежал на песчаном основании толщиной 15–20 см. Обычная высота спилов от 10 до 30 см. «Корыто» заполняется крупнозернистым песком с послойной трамбовкой. Торцы укладывают на утрамбованное основание и подгоняют друг к другу, а промежутки между ними заполняют более мелкими спилами. При этом крайние торцы обязательно должны опираться на обортовку (края «корыта», даже притрамбованные, должны быть дополнительно укреплены доской или другим материалом). Затем промежутки между спилами просыпаются песком и дополнительно трамбуются.

    Рис. 3.9. Примерная конструкция торцового покрытия

    На участках тропы, проходящих по траверсам склонов, необходимо предусмотреть сооружение террас. Желательно, чтобы полотно лежало на естественном основании, при этом терраса врезается в склон на ширину будущей тропы. Дорожное покрытие на террасах должно быть твердым – деревянным или каменным. Боковые стенки террасы из сыпучего материала укрепляются подпорной стенкой из камня, дерева или посадкой легкоукореняющихся растений. Перила целесообразно прокладывать в две нитки: на высоте 75–80 см для взрослых, и 45–50 см – для детей.

    Для соблюдения допустимых уклонов тропу целесообразно прокладывать по принципу серпантина.

    * Данная страница содержит информацию из сборника ["Тропа в гармонии с природой ". Сборник российского и зарубежного опыта по созданию экологических троп. М.: "Р.Валент", 2007. - 176 с.], подготовленного нашими коллегами из экологического центра "Заповедники" , любезно предоставившего нам возможность размещения этой чрезвычайно полезной для всех педагогов-экологов информации на нашем сайте.

    Дорожки и площадки — обязательный элемент благоустройства. Дорожно-тропиночная сеть обеспечивает комфортное передвижение по участку, связывая между собой различные элементы сада: дом, баню, хозяйственные постройки, парковки и т.п. Площадки организуют в местах стоянки автомобилей, в зонах отдыха, на спортивных и детских площадках, под беседками и бассейнами.

    Дорожно-тропиночная сеть должна быть практичной. Все основные строения на участке необходимо связать по кротчайшему расстоянию прямыми дорожками. Ширина дорожек должна быть достаточной для прохода одного или двух человек. В саду же можно организовать узкие извилистые тропинки.

    В зависимости от функционального назначения, рельефа участка, характеристик грунта, уровня залегания грунтовых вод, планируемых нагрузок и финансовых возможностей заказчика строительство дорожек и площадок осуществляют по разным технологиям из самых разнообразных материалов.

    Парковки для тяжёлых автомобилей и подъездные дороги делают из асфальта или бетона на основательной «подушке» из песка и щебня. В качестве основного материала для обычных стоянок и основных дорожек используют тротуарную плитку, укладываемую на песчаное или песко-цементное основание. Второстепенные тропинки в саду делают сплошными или пошаговыми из плитки, натурального камня, щебня, песка, кирпича, досок, пластиковых модулей, спилов деревьев и других материалов.

    Так называемую «подушку» для дорожек, на которую укладывается материал мощения, формируют из двух основных слоёв: дренажного и выравнивающего. Дренажный слой, толщиной от 5 до 35 см делают из щебня, ПГС или керамзита, выравнивающий — толщиной от 5 до 30 см из утрамбованного песка или песко-цемента. Слои песка и щебня отделяют друг от друга и от земли геотекстилем. Для увеличения прочности по краям дорожек и площадок устанавливают бордюрный камень. Чтобы предотвратить образование луж, широкие дорожки и площадки делают с небольшим уклоном.

    Тротуарная плитка — основной материал, используемый для мощения садовых дорожек и площадок. Она красива, прочна и долговечна. При выборе тротуарной плитки следует обратить внимание на метод её производства, качество сырья, толщину, размер, форму, цвет, рисунок, текстуру поверхности и стоимость. Предпочтение следует отдавать вибропрессованной тротуарной плитке, сделанной на заводе из качественного цемента и арматуры без посторонних примесей и включений. Бюджетная вибролитьевая плитка часто изготавливается кустарным способом и не всегда отвечает требованиям заказчика. От толщины плитки зависит её прочность. Текстура поверхности влияет на комфорт при ходьбе (на гладкой плитке можно поскользнуться, а шершавую сложнее отмывать). Размер и форма тротуарной плитки дело вкуса. Необходимо лишь учесть, что чем меньшего размера и чем интереснее по форме плитка, тем сложнее и дороже её укладывать. При выборе цвета предпочтение следует отдавать спокойным тонам, поскольку яркие со сложным рисунком дорожки и площадки тяжело гармонично вписать в окружающий ландшафт.

    Областное государственное автономное

    профессиональное образовательное учреждение

    «Шебекинский агротехнический ремесленный техникум»

    ОТКРЫТЫЙ УРОК

    по ПМ 02"Ведение работ по садово-парковому и ландшафтному строительству"

    Тема: «Применение современных материалов в устройстве дорожек и площадок с разными типами покрытий»

    Разработал: Мурадова Ольга Геннадьевна,

    преподаватель спецдисциплин

    безквалификационной категории

    Шебекино,

    2016

    План урока

    Тема урока:

    Тип урока: изучение нового материала

    Функции, цели и задачи урока Урок является прямой формой общения преподавателя с обучающимися группы.

    Открытый урок на тему " "выполняет следящие функции:

      просветительскую

      направляющую,

      формирующую.

    Сущность просветительской функции состоит в том, что урок расширяет круг знаний студентов о назначении садовых дорожек, современных технологиях и материалах, используемых при их устройстве.

    Направляющая функция позволяет обучающимся использовать полученные знания в реальной, повседневной жизни, в профессиональной деятельности.

    Формирующая функция вырабатывает у обучающихся навыки обдумывания полученной информации и оценку происходящего, помогает понять сущность изучаемой темы, учит представлять собственное мнение.

    Цели урока:

    - образовательная- выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по теме: " Устройство садово-парковых дорожек", изучить современные материалы для устройства садово-парковых дорожек, использовать полученные знания для их дальнейшего применения;

    -воспитательная - воспитание мотивов труда, вовлечение в активную практическую деятельность; воспитание общей культуры, эстетического восприятия окружающего мира, воспитание культуры учебного труда, навыков самообразования, экономного расходования времени.

    -развивающая: уметь классифицировать, выявлять связи, формулировать выводы; развивать познавательный интерес; развивать умение объяснять особенности технологии строительства верхнего дорожного покрытия с учетом декоративных качеств и технологических особенностей материалов, развивать умение продуктивно и творчески мыслить, применять полученные знания в обыденной жизни и профессиональной деятельности.

    - методическая: оказание практической помощи преподавателям в разработке и оформлении открытого урока.

    Задачи урока:

      показать, способствовать формированию знаний и умений студентов.

      расширить общий и профессиональный кругозор студентов.

    Форма урока: коллективная

      Техническое оснащение: ПК оснащенные программным продуктом:

    - OC Windows XP

    Microsoft Office PowerPoint;

      проектор;

      демонстрационный экран;

      звуковые колонки;

    Учебно-материальное обеспечение:

      Дидактическое оснащение: презентация « Применение современных материалов в устройстве дорожек и площадок с разными типами покрытий », видеофильм "Устройство дорожек в саду: выбор материала и дизайна", "Ландшафтный дизайн, мощение дорожек", учебник: Теодоронский В.С. "Садово-парковое строительство и хозяйство"- М., ИЦ "Академия", 2012г

    Метод обучения: эвристический, объяснительно- иллюстративный

    Интеграция: садово-парковое искусство, проектирование объектов садово-паркового строительства, экологические основы природопользования, химия.

    Количество часов - 1

    Учебно-методический комплекс

      Рабочая программа

      Рабочий тематический план

      План урока

    В результате урока студенты должны знать:

    - назначение садово-парковых дорожек, принцип их планировки, современные материалы, применяемые для верхних покрытий дорожек конструкцию дорожной одежды плоскостных элементов благоустройства территории

    Ход урока

      1. Организационная часть - 2 мин:- приветствие гостей и студентов

      2. Актуализация ранее изученного материала. Проверка домашнего задания 10мин.

      3. Мотивация предстоящей учебной деятельности

    3.1. Сообщение темы урока - 1 мин

    Тема сегодняшнего урока "Применение современных материалов в устройстве дорожек и площадок с разными типами покрытий" .

    Это урок комбинированный: мы будем рассматривать теоретические аспекты темы, во время демонстрации презентации Вы узнаете много нового о применении современных материалов в устройстве дорожек и площадок с разными типами покрытий, которые стали применяться для улучшения качества выполняемых работ, технологии устройства садово-парковых дорожек.

    3.2. Постановка цели урока перед обучающимися - 2 мин

    Целью нашего урока является изучение современных материалов для устройства садово-парковых дорожек, назначения садовых дорожек, технологии устройства покрытия в зависимости от типа и видов материалов в соответствии с проектом.

    Преподаватель:

    На предыдущем занятии мы с вами рассмотрели основные положения устройства садово-парковых дорожек. Давайте повторим их.

    Вопросы к аудитории по предыдущей теме:

    Вопрос 1: Расскажите о назначении аллей, дорог в парках, садах, скверах?

    Ответ - Назначение аллей, дорог в парках, садах, скверах - обеспечивать удобные пешеходные связи входов со всеми функциональными зонами, сооружениями, устройствами и отдельными участками, раскрывать при движении эстетические достоинства зеленых насаждений, природного ландшафта.

    Вопрос 2: Какой формы бывают садовые дорожки в зависимости от планировочного решения проекта благоустройства ландшафтного объекта?

    Ответ - В зависимости от создания концепции сада, его стилевого решения, проекта благоустройства и озеленения зависит какими будут садовые дорожки. Прямолинейные аллеи проложенные по кратчайшему пути, связывают объекты сада и подходят для регулярных садов. Они придают участку торжественность. Для пейзажного стиля при организации прогулочных маршрутов с видовыми точками, уместны будут извилистые дорожки.

    Вопрос 3: Какой % в общем балансе территории парка отводится под дороги, площадки, аллеи?

    Ответ- В общем балансе территории парка под дороги и аллеи отводится 8-15 %, площадки - 5-10 %, за городом - соответственно 2-4 % и 1-2 %. Их относительная протяженность принимается в городе 300-400 м/га, за городом 50-100 м/га. В спортивных парках эти нормативы возрастают.

    Вопрос 4: Каково назначение основных и второстепенных пешеходных дорог и аллей в садах и парках?

    Ответ- Основные пешеходные аллеи и дороги соединяют главные входы с наиболее посещаемыми объектами, связывают функциональные зоны между собой. Проектируемая ширина 5-50 м с продольным уклоном до 40 % и обеспечением пропуска до 600 чел/ч. Предусматривается проезд внутрипаркового транспорта.

    Второстепенные пешеходные аллеи и дороги служат внутризонным связям, соединяют второстепенные входы с объектами притяжения, распределяют посетителей по территории. Проектируемая ширина 3-12 м с продольным уклоном до 60 % и пешеходным движением с интенсивностью до 300 чел/ч. Возможен проезд транспорта.

    Вопрос 5: Какой ширины и какой продольный уклон должны иметь проектируемые пешеходные дороги.

    Ответ- Ширина парковых аллей зависит от количества посетителей и принимается кратной 0,75 м - ширине одной полосы движения. Дополнительные пешеходные дороги и тропы, ведущие к отдельным парковым устройствам, проектируются шириной 0,75-3 м с продольным уклоном до 80 % и пешеходным движением с малой интенсивностью.

    Велосипедные дорожки для прогулок проектируются шириной 1,5- 2,5 м с продольным уклоном не более 50 %, поперечным 15-25 %.

    Дороги для прогулок верхом, в экипажах и санях проектируются шириной 2,5-6,5 м, продольным уклоном до 60 % и улучшенным грунтовым покрытием.

    Автостоянки проектируют из расчета 2-3 машиноместа на 100 единовременных посетителей парка на первую очередь и 5-7 на расчетный срок. У лесопарков, соответственно, 2-4 и 7-10 машиномест. Автостоянки расчленяют зелеными насаждениями на сектора.

    3. Озвучивание темы урока.

    Создание доверительной атмосферы

    Преподаватель:

    Молодцы! А теперь откройте Ваши рабочие тетради и запишите тему урока: " Применение современных материалов в устройстве дорожек и площадок с разными типами покрытий". (Объяснение новой темы сопровождается презентацией - 15 мин ) (Слайд №1)

    Технологический регламент устройства дорожек с разными типами покрытий обучающиеся записывают в тетрадь. После просмотра презентации Вы ответите на вопросы на основании, которых получите оценки за урок.

    Преподаватель:

    - поражает своим многообразием. Сегодня можно использовать самые различные элементы, чтобы придать ландшафту оригинальность, привлекательность и уют. Именно дорожки позволяют задать определенный тон всему дизайну сада, разделить его на отдельные функциональные зоны. Сделать их своими руками не так сложно, использовать для этого можно даже такие простые материалы, как морская либо речная галька разных оттенков. ( Слайд №2)

    Назначение садово-парковых дорожек ( Слайд № 3,4)

    являются главным элементом композиции сада; они создают перспективу, замыкают на себе зрительное восприятие участка, это не только способ передвижения по саду, но и возможность правильно разделить пространство на отдельные зоны, задать определенный тон всему дизайну сада, придать ландшафту больше привлекательности и оригинальности. Делать такие тропинки на территории участка можно из любых материалов, все они отличаются своими особенностями. Рассмотрим, как выполнить устройство садовых дорожек из камня, бетона и даже гальки.

    Виды садовых дорожек (Слайд №5)

    Дорожки из гравия и песка удобны и эстетичны. Сегодня можно приобрести специальный крупный песок разнообразных оттенков, который придаст вашему саду необыкновенно привлекательный внешний вид. Гравийные и песчаные тропинки удобны и тем, что они не создают пыли при ходьбе, но их поверхность придется периодически разравнивать при помощи обычных садовых грабель. Чтобы материал не рассыпался, по периметру тропинок необходимо устроить бордюр из кирпича, камня либо бетона.

    Основанием для дорожки лучше брать глиняную смесь с песком, которая укладывается на слой гравия малой и средней фракции.

    Дорожки из булыжника

    Устройство дорожки из булыжника. ( Слайд №6)

    Подобные схемы являются одними из самых прочных и надежных. Устройство садовых дорожек из природного булыжника отличается крайней простотой, необходимо только подготовить основание, после чего уложить булыжник. Делать это можно в определенном порядке, создавая необычные мозаики, или в хаотическом порядке, если общий дизайн ландшафта это позволяет.

    Основание для тропинки выполняется таким образом:

      после разметки снимается слой дерна на требуемую глубину, учитывающую толщину камня и подсыпки;

      на дно укладывается слой щебня, после чего выполняется подушка из смеси глины и песка, которая позволяет надежно удерживать булыжник на месте, создавая прочную, долговечную основу;

      камень надо мостить в соответствии с выбранным типом рисунка, но в любом случае такая дорожка будет выглядеть элегантно и стильно.

    Дорожки из натурального природного камня (Слайд №7)

    Дорожка из натурального камня выглядит весьма привлекательно и стильно. Использоваться для этого могут большие и малые плиты из тесанного гранита и мрамора, брусчатка и даже галька разных оттенков. Процесс укладки такой тропинки из камня может осуществляться различными методами:

    Схема укладки дорожки из камня. ( Слайд №8,9,10,11,12)

      Большие и массивные плиты из камня укладываются на песчаную подушку, предварительно выровненную и утрамбованную. Щели между плитами могут заполняться при помощи песка либо оставляться незаполненными. Все зависит от того, какой внешний вид требуется. Сегодня популярны дорожки на даче, которые максимально приближены к природе. Для этого после выполнения разметки, необходимо снимать слой дерна такой глубины, которые имеют плиты из камня. На дно основания насыпается песок, плиты после укладки должны примерно на половину утапливаться в почву. Внешний вид такой тропинки очень привлекателен, плиты словно разбросаны среди яркой зеленой травы либо желтого песка.

      Второй вариант подходит для устройства тропинки из натуральной гальки. В данном случае камень скрепляется при помощи бетонного раствора. В результате получаются необычные, оригинальные дорожки, часто напоминающие каменные ручейки, петляющие среди растений сада. Таким же образом можно выкладывать и площадки, используя гальку различных ярких оттенков.

    Подобные площадки после укладки могут напоминать красочные панно с изображениями животных и растений либо роскошные восточные ковры.

    Все зависит только от фантазии самого мастера.

    Дорожки из бетонных монолитных плит (Слайд №13)

    Одним из вариантов сооружения дорожки на даче является использование бетонных плит. Вариантов здесь много, такие плиты могут иметь различные размеры и форму, изготавливаться по отличным друг от друга технологиям.

    Самый простой вариант - это применение больших монолитных железобетонных плит. Но такая дорожка не очень привлекательна, использоваться она может для хозяйственной зоны на даче, около въезда.

    Схема устройства дорожки из бетонных плит: 1 – варианты размеров плит заводского изготовления; 2 – профиль дорожки из бетонных плит с небольшим промежутком: а – песок слоем 10–12 мм; б – бетонная плита.

    Устройство тропинки для сада из привлекательной бетонной плитки ( Слайд № 14,15)

    Сооружение тропинки для сада из привлекательной бетонной плитки более востребовано. Такая плитка внешне может имитировать поверхность натуральной брусчатки, кирпича и камня, но своими руками можно сделать оригинальные и красивые изделия, благодаря которым тропинка станет настоящей изюминкой всего ландшафтного дизайна. Изготовить плитку можно, используя силиконовые либо деревянные формы и бетонный раствор.

    Процесс производства:

      Необходимо приготовить формы для плитки, которые можно либо купить в строительном магазине, либо сделать самому из силикона или дерева.

      Для бетонного раствора надо взять песок, цемент, красители для бетона (плитка станет очень яркой и красивой).

      Все компоненты смешиваются, после чего формы заполняются бетонной массой. Будущие изделия надо оставить для высыхания в помещении, надежно защищенном от солнца и осадков.

      После того как плитка высохнет, она вынимается из форм, оставляется до полного набора прочности (примерно три-четыре недели).

      Пока плитка для мощения дорожки высыхает, надо разметить место для работы, снять плодородный слой почвы.

      Укладка плитки осуществляется так: сначала насыпается слой очищенного песка, смачивается водой и уплотняется. После этого плитка выкладывается необходимым образом, после мощения все щели заполняются песком, можно окрашенным при помощи пигментов. Дорожка готова!

    При мощении надо следить, чтобы поверхность была строго горизонтальной,

    Устройство садовой дорожки из цветной гальки

    ( Слайд № 16,17)

    Садовые дорожки могут принимать самый различный вид, необязательно для этого использовать брусчатку либо бетонные плитки. Есть очень необычный способ создания садовых тропинок, которые напоминают яркие восточные ковры, но сделаны при этом из обычной гальки. Для изготовления подобных дорожек не надо иметь особые навыки или опыт, необходимо только придумать узор и приготовить простейшие материалы.

    Первое, что нам надо будет сделать, - это взять обыкновенную гальку. Дизайн таких садовых форм может быть различным, начиная от самых простых двух- или трехцветных дорожек с геометрическим узором и заканчивая сложными площадками, напоминающими роскошные ковры. Для подготовки можно брать мелкую или крупную гальку, цвет ее может быть разным, сегодня популярны дорожки с контрастными оттенками. Отсев должен быть тщательным, так как от него зависит аккуратность рисунка.

    Итак, для работы по нам понадобится:

      Сама галька выбранного цвета в расчетном количестве, можно для декорирования взять керамические черепки, например, от разбитого цветочного горшка, старой плитки, оставшейся после отделки ванной либо кухни.

      Расходные материалы для подготовки основания. Для замешивания бетонного раствора можно использовать пропорцию 1:4. Для замеса берется очищенный песок и цемент.

      Доски для сборки шаблона дорожки на даче. Ширина такой доски должна составлять 30 см, а высота - 5 см. Крепиться такая рама будет при помощи обычных гвоздей.

    Инструменты для работы:

      лопата;

      ведро;

      мастерок;

      жесткая сетка, металлическая армированная сетка, размеры которой должны быть примерно на один см меньше, чем будущий размер шаблона для дорожки.

    Разметка территории: (Слайд №18)

    Начинать работы по созданию дорожки на даче необходимо с разметки территории. Самый простой вариант - это устройство прямой тропинки, для которой начинающему мастеру будет намного проще создать шаблон. Если вы хотите делать более сложные формы, то советуем вам сначала потренироваться на небольшой дорожке, чтобы затем уже уверенно делать большую и красивую. Итак, разметка - это установка по краям будущей тропинки деревянных колышков, между которыми будет натянута обычная веревка.

    Этапы укладки дорожки из гальки.( Слайд № 19)

    После этого снимаем слой плодородной почвы. Делать это необходимо из-за того, что трава, прорастая через гальку, может испортить рисунок, малоразличимой и не очень привлекательной. После того как грунт будет убран, следует на дно насыпать два-три слоя просеянного песка. Каждый слой после укладки утрамбовывается и выравнивается, он послужит надежным основанием перед нанесением бетонного раствора.

    Сам песок рекомендуется засыпать после того, как будет собран шаблон из доски. Это позволит не только сделать заливку раствором более качественной, но и сохранить в точности контуры дорожки на даче. Сама опалубка разбирается после того, как раствор схватится, после чего бетон будет сохнуть дальше. Но вернемся к процессу изготовления нашей садовой дорожки.

    После песка следует начать готовить цементный раствор, но делать это надо небольшими порциями, так как выкладывание из камня - процесс длительный. Если выливать всю массу сразу, то бетон застынет до того, как вся галька будет выложена. Начинать рекомендуется от одного конца дорожки, хотя все зависит от выбранного рисунка. Например, для узоров в виде ковра начинать лучше всего с центра, а при выкладывании каких либо сложных изображений необходимо на поверхности раствора выкладывать сначала шаблоны, после чего по ним уже отдельными цветами последовательно укладывать рисунок из камня.

    Методы укладки гальки ( Слайд № 20)

    Согласно первому методу сначала выкладывается шаблон из цветного камня, который после этого просто замазывается сверху приготовленным бетонным раствором. В данном случае необходимо смотреть, чтобы галька при замазке не сдвигалась с места, а сам узор не деформировался. Металлическая армированная сетка не всегда применяется, сама галька ставится на ребро.

    Второй метод заключается в том, что сначала выкладывается раствор небольшими частями, обязательно использование металлической проволочной сетки. После того как бетонная масса будет залита в шаблон, надо сразу приступить к выкладке узора из камня, чтобы цемент не успел схватиться. Галька также ставится на ребро, ее направление должно соответствовать направлению рисунка. Затем она утрамбовывается резиновым молоточком.

    После того как галька будет выложена, необходимо приступить к заливке швов между камнем. Все излишки, которые попали на поверхность цветной гальки, следует потом тщательно счистить при помощи приготовленной металлической щетки.

    Форма из дерева для дорожки снимается через сутки. На время застывания бетона рекомендуется дорожку для дачи защитить пленкой.

    Устройство садово-парковых дорожек из дерева ( Слайд № 21)

    Покрытие из дерева живописно, но недолговечно, быстро загрязняется и не поддается очистке. Его можно рекомендовать для малопосещаемых участков зеленых насаждений или для декоративных целей. Деревянные покрытия распространены в городах, расположенных в лесных районах, где для этих, целей используют отходы деловой древесины. Применяют кругляк твердых пород, не поддающихся гниению (чаще хвойных), нарезанный на равные по высоте 12-16 см цилиндры диаметром 10-50 см, из которых и набирают мозаичное покрытие. Геометрический узор можно получить, используя квадратные, прямоугольные, шестиугольные шашки. Швы заполняют растительным грунтом и песком
    подготовка основания садовой дорожки из дерева:
    1) выбирается грунт на глубину до 10см и вместо него сначала насыпается щебень, а потом и песок. Последний хорошенько утрамбовывается. Такая подушка необходима для быстрого отвода влаги из-под деревянного настила
    3) Когда основание готово, на него укладываются дощечки, причем лучше комбинировать разные обрезки, чтобы составить из них необходимый рисунок. Кстати, достаточно неплохо смотрятся садовые дорожки, изготовленные из среза ствола дерев.

    Комбинированные дорожки- з алог создания шедевров для сада и парков ( Слайд № 22,23)

    4. Проверка понимания ведущих идей урока - 10 мин

    Рефлексия:

    Преподаватель:

    - Прошу Вас ответить на некоторые вопросы.

    Вопрос 1: Какие бывают дорожные покрытия?

    Ответ: Покрытия бывают сплошные, панельные и плиточные.

    Вопрос 2: Приведите классификацию сплошных покрытий

    Ответ: Сплошные покрытия подразделяются на грунтовые, из щебня или гравия и асфальтовые.

    Вопрос 3: Какие улучшенные грунтовые покрытия используют в практике строительства садово-парковых аллей и дорог?

    Ответ: В практике строительства садово-парковых аллей и дорог используют цементно-грунтовые, известково-грунтовые и песчано-гравийные.

    Вопрос 4: Какие виды дорожек вы знаете?

    Ответ: Выделяют два вида дорожек транспортные и прогулочные.

    Вопрос 5: Какие требования предъявляются к верхнему покрытию аллей и дорог?

    Ответ: Покрытие аллей и дорог должно быть прочным, устойчивым к атмосферным воздействиям и нагрузкам, обеспечивать отвод поверхностных, ливневых, талых вод и быть удобным в эксплуатации. Покрытие предназначается для пешеходов, поэтому оно должно быть ровным, но не скользким.

    Вопрос: От чего зависит ширина дорожек?

    Ответ: Ширина дорожек зависит от их назначения. Дорожка, ведущая к дому, составляет от 1 метра до 1,5 метров в ширину. Два взрослых человека должны расходиться на ней, не мешая друг другу. Для дорожек второстепенной значимости, например от дома до гаража, или от дома до зоны отдыха, достаточно ширины от 80 сантиметров до 1 метра, пошаговые дорожки и дорожки между грядками в огороде составляют по ширине примерно 50-60 сантиметров.

    Вопрос: В чем заключается на Ваш взгляд гармония ландшафтных композиций?

    Ответ: Немало важная роль в создании гармоничных ландшафтных композиций отводится декоративным характеристикам покрытий, которые выбирают исходя из назначения участка, особенностей ландшафта и архитектурно-планировочного решения территории.

    Вопрос: На чем основана существующая классификация верхних дорожных покрытий?

    Ответ: Существующая классификация покрытий основана на характере применения и материале.

    Вопрос: Каким требованиям должен соответствовать тип дорожного покрытия?

    Ответ: Тип покрытий должен соответствовать назначению, санитарно-гигиеническим, эстетическим и экономическим требованиям.

    Вопрос: Расскажите о достоинствах и недостатках щебеночных покрытий?

    Ответ: Щебеночные более прочные. Щебенку покрывают слоем мелкой просеянной крошки (кирпичной, гранитной, туфа) и укатывают ее катками. Получаемые цветные яркие покрытия хорошо сочетаются с зеленью, но в ветреную жаркую погоду пылят, в сырую - размокают и уносятся потоками воды, особенно на склонах, зарастают травой.

    Коррекция ответов студентов

    5. Выставление оценок, согласно критериям. 3 мин.

    6. Заключительное слово преподавателя

    6.1. Подведение итогов урока 1мин.

    Результаты урока: теоретические знания устройства дорожно-тропиночной сети (ДТС) для применения их в практической деятельности для частновладельческого участка, согласно условиям планирования.

    При планировании любого объекта благоустройства невозможно обойтись без основных элементов – дорожек, которые предназначены для прогулок и площадок – мест для отдыха. Не стоит забывать о том, что они могут нести важную функцию и отводить ливневые и талые воды.

    Виды садово-парковых дорожек

    Принято разделять дорожки на 5 классов :

    дорожка первого класса – главная. Именно на них возложена основная функция — принимать наибольшее количество людей;

    дорожка второго класса – выполняют вспомогательную роль. Все они отходят от главных, их создают для того чтобы посетители равномерно расходились по территории;

    дорожка третьего класса – они наполняют всю территорию, являются элементами, которые собирают в единую картину разрозненные элементы – отдельные площадки, важные точки с открывающимися видами;

    дорожка четвертого класса – скорее всего, Вы уже догадались, что это узенькие тропинки, созданные для возможности уединиться;

    дорожки пятого класса – они выполняют вспомогательную роль, существуют для обеспечения хозяйственных нужд, связанных с уходом за зелеными насаждения, возведенными постройками, при наличии мест общественного питания – для подвоза продуктов питания и, конечно же, с их помощью подвозят необходимые стройматериалы и т.д.

    Если рассматривать парки в городской черте и лесопарки, то без особого труда можно найти все 5 классов.
    Для бульваров, садов с ограниченными территориями, скверов чаще используют 3 первых класса.
    В городских микрорайонах наиболее часто встречаются 3 и 4 классы.
    В процентном соотношении аллеи и дороги на объекте покрывают площадь от 5-25% всей территории.

    В зависимости от функций, возложенных на территории, количеством посетителей, создают необходимое число дорог, определенного класса и их соответствующих конструкций.
    Наиболее принятым размером главных дорог является ширина от 15 метров и более. Для 2 класса – от 4,5 до 15м, 3-й класс – от 2,5 до 5метров. Вне всякого сомнения, необходимо учитывать площадь каждого отдельного объекта. Важно чтобы все было в гармонии.

    Для того чтобы дорожки выполняли роль водоотвода, их делают с уклоном, который зависит от используемого при укладывании дорожки материала. Для высококачественных покрытий, с легкостью справляющихся с поставленной задачей, поперечный уклон делают небольшим.
    Если это бетон, плитка или асфальт, то уклон берут в 0.015-0.02. Мелкий щебень – от 0.03 до 0.06 – надо учитывать ширину дороги. Когда вопросами укладки покрытия занимаются профессионалы, они делают их выпуклыми:
    1. с двухскатным;
    2. односкатным профилем.

    Первый вариант используют для дорог 1-2 классов.
    Второй чаще применяют для дорог, устроенных на склонах.
    Не стоит забывать о том, что есть ограничение для продольного уклона на дороге, которое не может превышать показатель в 0.07 – подразумевается, что на каждые 10метров длины территории перепад рельефа равен 70 сантиметрам. Если идет превышение указанной нормы, то в обязательном порядке, для облегчения передвижения, делают лестницы.

    При проектировании дорог, необходимо грамотно решить их соединение с участками, где присутствуют зеленые насаждения. Для районов, на которые приходится обильные осадки, рекомендуется делать дорожки ниже или хотя бы на одном уровне с благоустраиваемой территорией.

    В обязательном порядке должны быть лотки по всей длине дорог, в которые будет собираться вода. Это позволяет избегать скопления излишней воды, что может повлечь за собой замедление роста насаждений и привести к заболачиванию участка.

    На территориях с меньшим количеством осадков, необходимо делать дороги немного выше остальной площади и без лотков для сбора воды. Таким образом, растения получают дополнительную влагу, столь необходимую для полноценного роста и развития.

    Виды садово-парковых площадок

    Площадки – неотъемлемый элемент при создании проекта озеленения. Они выполняют различные функции, используются как для спокойного времяпрепровождения, так и для шумных событий и т.п.
    Когда речь заходит о площадке для отдыха, то она может отличаться по своей функциональности:
    детская площадка (специалисты рекомендуют размещать их на небольших, сухих, расположенных на возвышенности, территориях);

    — для отдыха взрослых людей (наиболее развитый тип площадок);

    — для хозяйственных нужд (устраивают на крупных объектах озеленения);

    — площадки или поляны, где проходят массовые гуляния или игры.

    Основные типы конструкции дорожек и площадок

    Дорожки в садах и парках, как и площадки, состоят из:

    1. Земельного полотна.
    2. Одежды.
    3. Водоотвода.

    1. Земельное полотно – это углубление, образованное после того как вынимается грунт в строгих рамках, соответствуя размерам запланированных дорожек, площадок и высоты «одежды» дорог.

    2. Дорожная одежда в свою очередь имеет несколько составляющих:
    — подстилающий слой;
    — основание;
    — покрытие.

    Подстилающий слой — для него используется песок, как материал с хорошими способностями пропускать лишнюю воду, смягчает нагрузки, оказываемые людьми при их перемещении.

    Основание – именно этот элемент является самым главным, в зависимости от того какое будет выбрано основание для дорожной одежды, можно рассчитать срок ее службы. Благодаря основанию регулируется — насколько равномерно будет распределена нагрузка на полотно земли. Материалом для основания чаще всего выбирают:
    — щебень;
    — битый кирпич;
    — дробленый гранит;
    — металлургические шлаки.

    3. Покрытие – самая верхняя часть конструкции дорожной одежды, которая принимает на себя основной «удар». При выборе покрытия следует учитывать основные требования к нему:

    — не подверженное размоканию в мокрую погоду;
    — не образующее пыль в засушливую погоду;
    — должно быть долговечным;
    — обладать декоративным видом.

    В свою очередь дорожное покрытие разделяют на:

    простейшие (из щебня, гравия, смеси грунта с порошком цемента);

    усовершенствованные (выполнены из бетона, камня, керамических плит, кирпича, в определенных условиях используют монолит из бетона и асфальта).

    Как уже становится понятно из материала, используемого в усовершенствованных дорожных покрытиях, их укладывают в местах, где будет проходить наибольшее количество людей, поэтому они должны стойко выносить все нагрузки.
    Сейчас можно увидеть, что отдается предпочтение покрытиям, собранным из отдельных элементов. Они считаются простыми и удобными при использовании, при этом улучшают микроклимат территории, потому как в швы между плитками хорошо просачивается вода и есть доступ воздуху, в отличие от плотного слоя бетона или асфальтового покрытия.

    Лидирующую позицию среди самых прочных, с высокими декоративными характеристиками материалов, занимают плиты из естественного камня. Плиты из камня и разнообразный рисунок укладки придают живописность таким покрытиям.
    Логично использовать его именно там, где он добывается – это позволит значительно минимизировать материальные затраты, при этом создав роскошный элемент благоустройства.

    Декоративными, прочными, но сравнительно дорогостоящими являются покрытия из красного строительного кирпича или клинкера.

    На многих объектах озеленения устраивают покрытия из бетонных или каменных плит неправильной формы – «брекчиево» мощение.

    Покрытие из сборных элементов обычно делают на основании из хорошо утрамбованного щебня, или просто на песчаном основании толщиной не < 10 сантиметров. На главных дорожках плиты обычно укладывают на цементный раствор по щебеночному основанию, оставляя минимальные зазоры между ними. На дорожках, выполняющих роль второго плана и вспомогательных, на площадках для отдыха, плиты можно укладывать не вплотную, а с промежутками в 2 – 3 см. Швы между плитками в этом случае заполняют растительной землей и засеивают семенами газонных трав. Выросшую траву скашивают одновременно со скашиванием газона. Такое покрытие в сочетании с газоном, цветниками и насаждениями отличается высокой декоративностью. Кроме того, оно более экономично по сравнению с покрытием, где плитки уложены впритык.

    Покрытия простейшего типа предусматриваются обычно на второстепенных по значению дорожках. Дорожки с такими покрытиями имеют ряд недостатков: в дождливую погоду размокают и поэтому трудно проходимы, в сухую погоду пылят и требуют постоянного увлажнения.

    Одежда дорожек и площадок с простейшим покрытием должна состоять из четырех слоев. Толщина нижнего слоя принимается не менее 6 см, причем берется щебень крупных фракций (диаметр зерен 2 см). Слой верхнего покрытия из высевок должен устраиваться толщиной не менее 1 – 2см.