• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    К сожалению, о христианской нравственности среди людей, неблизких к Церкви ходит немало ложных стереотипов. И часто такие невежественные стереотипы мешают человеку понять, что же в действительности представляет собой жизнь христианина, что она не исчерпывается хождением в храм и проставлением свечек.

    А человек, который захочет жить христианской жизнью, не понимая смысла и принципов её, рискует совершить ошибку. Например, бывает так, что человек, не знающий смысла христианской жизни, попробовав походить в храм и следовать заповедям, потом разочаровывается и отходит от Церкви.

    Тут можно вспомнить из нашей истории «картофельные бунты» - когда крестьяне сажали только что появившуюся в России картошку, но не знали, что нужно употреблять в пищу её клубни, и пытались есть ядовитые картофельные плоды, - что приводило к отравлениям. Тогда они гневались на картошку и на правительство, которое её ввезло, и категорически отказывались её сажать.

    В такое глупое и опасное положение ставит людей невежество и ошибочные представления о том, чего они не знают! Но когда невежество было удалено и они разобрались, как нужно относиться к этому растению, картошка стала едва ли не самым излюбленным блюдом в русских семьях.

    Чтобы избежать подобных ошибок, разберём вкратце три основных заблуждения о христианской жизни, которые встречаются чаще всего.

    Заблуждение первое

    Многие люди ошибочно воспринимают христианскую нравственность только как некий свод правил. Рассматривая её так, они любят говорить, что этот свод правил, пусть даже и красив, но совершенно невыполним.

    Ведь по нашим временам даже ветхозаветные заповеди «не убивай», «не прелюбодействуй» и «око за око» для иных кажутся неподъёмными, что же говорить про заповеди Христовы, которые, по всеобщему мнению, задают гораздо более высокую планку требований: «Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду… Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем… Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую » (Мф. 6: 21-22; 27-28; 38-39).

    И если нецерковный человек соразмеряет эти заповеди со своими силами, то такие правила многим кажутся совершенно неподъёмными.

    Ошибка состоит в том, что эти люди не учитывают самого главного, а именно, что чадам Церкви Бог даёт не только заповеди, но и силу для их исполнения .

    Некоторые люди думают, будто евангельские заповеди неисполнимы в принципе, и что будто Бог дал их людям не для того, чтобы они их исполняли, а как некий идеал, к которому можно стремиться, но которого никогда нельзя достигнуть, и чтобы от осознания невозможности достижения этого идеала люди осознавали своё ничтожество, и таким образом стяжали смирение.

    Но подобный взгляд не имеет ничего общего с истиной, он извращает сам смысл христианства.

    Евангелие означает в переводе «благая весть», или, если совсем по-современному, «хорошая новость» - но что же может быть хорошего в новости о том, что люди ничтожны и не годны ни на что, кроме осознания своей ничтожности? И разве можно назвать добрым господина, дающего приказы, которые заведомо невозможно выполнить, но при этом выполнение их ставится условием для спасения?

    Такие люди уподобляют Бога фашистскому офицеру из фильма «Лабиринт Фавна», который перед допросом арестованному партизану-заике говорит: если ты сможешь сосчитать до трёх, ни разу не заикнувшись, мы тебя отпустим. А если не сможешь, - будем пытать. И партизан старается, выговаривает «один», «два», а на «три» заикается. И офицер разводит руками, мол, видишь, сам виноват…

    Нет, истинный Бог, повелевающий «солнцу Своему восходить над злыми и добрыми » (Мф. 5 :45) и «дающий всем просто и без упреков » (Иак. 1 :5), Бог, «Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины » (1Тим. 2 :4), - совсем не таков.

    Для отражения реального положения вещей уместнее другое сравнение - отец, который увидел, что сын свалился в глубокую яму, он сбрасывает ему верёвку и даёт заповедь: встань, возьмись за нижний конец верёвки, и я тебя вытащу. Как видим, спасает всё равно отец, но если сын не исполнит полученной заповеди, то не спасётся.

    И по-настоящему добрая весть Евангелия состоит в том, что из ямы греха, проклятия и смерти действительно можно выбраться, что больше нет преграды между человеком и Богом, что во Христе Иисусе нам стало возможно «быть неукоризненными и чистыми чадами Божиими » (Фил. 2 :15), «ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса » (Гал. 3 :26). И чтобы верующему, крестившемуся человеку стать чадом Божиим, ему нужно удалить из себя единственное, - личные грехи и порождающие их страсти, что как раз и достигается соблюдением заповедей. Всё равно что встать и взяться за конец сброшенной верёвки. И это тоже стало возможным для каждого, и в этом также состоит добрая весть Евангелия.

    Благодаря тому, что вочеловечившийся Бог совершил две тысячи лет назад на кресте, абсолютно каждый человек теперь может исполнить все заповеди, и тем уподобиться Тому, Кто призвал: «будьте святы, ибо Я Господь, Бог ваш, свят » (Лев. 20 :7). Каждый может стать святым. И заповеди - это не мираж, которым можно любоваться лишь издали, а конкретные инструкции по достижению подлинной святости.

    И если относиться к ним как к практической инструкции, то легко увидеть, что Христовы заповеди даны вовсе не для усложнения, а для облегчения борьбы с грехом, поскольку объясняют, как добиться совершенного исполнения заповедей, данных в древнем законе.

    Если Ветхозаветный закон предостерегал, главным образом, от внешних проявлений зла, то Господь Иисус Христос научил определять и отсекать сами корни грехов. Своими заповедями Он открыл, что грех зарождается в нашем сердце, и потому надо начинать борьбу с грехом с очищения сердца от дурных желаний и мыслей, так как «из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Мф. 15 :19-20).

    И Он, повторим, не только объяснил, как это делать, но и даёт силы это делать. Даже апостолы, услышав впервые Христовы заповеди, удивились их кажущейся неподъёмности, но услышали: «человекам это невозможно, Богу же возможно всё » (Мф. 19 :26). И для того, кто соединяется с Богом, уже не остаётся ничего невозможного. «Всё могу в укрепляющем меня Христе » - свидетельствует апостол Павел (Фил. 4 :13).

    Это важнейшее и краеугольное отличие христианской нравственности от всякой другой.

    Любая иная нехристианская и даже внерелигиозная нравственность, как раз является не более чем списком правил, чем-то отличающихся, а в чём-то совпадающих.

    Но само по себе внерелигиозное воспитание и внерелигиозная нравственность не дают человеку силы стать хорошим. Они лишь дают информацию о том, что считается хорошим в данном обществе. И у каждого человека, который получает такую информацию, есть выбор: либо стать хорошим человеком, либо выглядеть хорошим человеком.

    У каждого человека сохраняется свобода воли, так что он искренне может стараться стать хорошим человеком, но по-настоящему добиться этого без помощи свыше у него не выйдет. Как говорил преподобный Макарий Египетский, «душа может противиться греху, но победить или искоренить зло без Бога не может» .

    И тогда остаётся либо выглядеть хорошим человеком, тщательно скрывая свои несовершенства от других, - как душевнобольной, сознающий свою болезнь, может стараться на людях скрывать её проявления, но здоровым от этого не становится, - либо сократить число нравственных требований до такого минимума, который по силам падшему человеку, - как, например, прыгун с шестом, безуспешно пытающийся на тренировке побить мировой рекорд, может подойти и снизить планку до своего уровня, после чего успешно перепрыгнуть, но этот жалкий самообман не сделает его чемпионом.

    Всякая иная нравственность как свод правил по сути есть то, о чём говорил апостол Иаков: «Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы? » (Иак. 2 :15-16)

    Но православная нравственность иная. Потому что в Церкви человеку даётся не только совет: «делай», но и, посредством таинств, силы к тому, чтобы сделать. И даётся абсолютно каждому человеку, который захочет такую силу взять.

    Заблуждение второе

    Это заблуждение связано с тем, что некоторые люди не понимают суть христианской нравственности и смысл исполнения заповедей. Они думают, что их нужно исполнять потому, что это традиция нашего народа и наших предков, или потому, что исполнение заповедей послужит оздоровлению жизни общества. Или же просто говорят: «это нужно делать, потому что Бог так сказал», не пытаясь понять смысл того, что нам предписано и почему Бог это нам предписал.

    Такие ответы не являются удовлетворительными, потому что по существу ничего не объясняют, и не дают ясного представления о том, почему нужно исполнять заповеди.

    Тогда как смысл этот есть, и он очень глубокий.

    И для тех, кто отвечает Богу «да», исполнение заповедей обретает глубочайший смысл - оно и становится этим ответом и способом соединения с Богом.

    Ведь мы, на самом деле, почти ничего не можем принести Богу, почти ничем не можем ответить Ему «да» - мы созданы Им, и всё, что у нас есть, получили от Него - таланты, имущество, семью, и даже само наше бытие, «ибо мы Им живем и движемся и существуем » (Деян. 17 :28).

    Единственное, что мы можем дать Богу сами от себя - это добровольное исполнение Его заповедей, совершаемое не из-за страха и не ради корысти, а по любви к Нему. Сам Господь свидетельствует об этом: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди » (Ин. 14 :15).

    Так что каждый раз, когда мы добровольно и сознательно соблюдаем заповедь Божию, даже самую маленькую, мы тем самым свидетельствуем о нашей любви к Богу; мы отвечаем Ему «да».

    Исполнение заповедей - это всегда только то, что происходит между человеком и Богом. Если человек не крадёт или не убивает из-за того, что боится попасть в тюрьму, он не может сказать, что исполняет Божии заповеди «не убивай» и «не укради», ибо то, «что делается по страху человеческому - не угодно Богу» . Заповедь дана Богом и исполнение заповеди есть то, что добровольно и непринуждённо делается человеком ради Бога.

    Исполнение заповедей - не вынужденное удовлетворение какой-то внешней необходимости, а проистекающее из внутреннего волевого решения дело любви к Богу. «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем » (1Ин. 4 :16), «если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей » (Ин. 15 :10).

    Когда сын старается не шуметь, чтобы не разбудить уставшего после работы отца, или когда отец в голодное время отдаёт свой ужин сыну, или когда юноша покупает цветы, чтобы подарить их любимой девушке, - они делают так не потому, что их к этому понуждает общественная необходимость, или долг следования традиции предков, или даже какой-нибудь свод воспринятых ими правил, а просто по любви.

    И поступая так, они совершенно свободны, поскольку действуют не по принуждению; все такие поступки суть вольные проявления любви.

    Так и тот, кто соединяется с Богом в любви, становится подлинно свободным, творить заповеди для него так же естественно, как дышать воздухом.

    Именно непониманием этого во многом объясняется расхожий стереотип неверующих и нецерковных людей, гласящий, что будто бы «жить по заповедям - это жить несвободно, а жить во грехах - это свобода».

    Тогда как на самом деле всё наоборот.

    В этом способен убедиться всякий, заглянув в себя. Как может зло приносить свободу, если после него так тяжело на душе? Как может ложь приносить свободу, если она не успокаивает сердце, которое жаждет истины?

    Сказано: «познаете истину, и истина сделает вас свободными » (Ин. 8:32). «Я есть Истина» - свидетельствует Господь Иисус Христос (см. Ин. 14 :6). Познание Христа и соединение с Ним в любви даёт подлинную «свободу славы детей Божиих » (Рим. 8 :21). Как говорит апостол Павел, «все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною » (1Кор. 6 :12).

    А тот, кем что-то обладает, и кто не в силах отказаться от того, что ему неполезно, разве может быть назван свободным? Сколько людей испортили себе жизнь из-за того, что не могли отказаться от нездоровой пищи, хотя знали, что она не полезна для них, пытались отказаться, но проиграли в битве с чревоугодием.

    Разве это свобода?

    Нет, это настоящее рабство! Именно так, потому что «всякий, делающий грех, есть раб греха » (Ин. 8 :34), «ибо, кто кем побежден, тот тому и раб » (2Пет. 2 :19).

    В одной старой шутке рассказывается, как алкоголик, подходя к винному магазину, подумал: «вот, жена говорит, что я совсем спился, не могу даже пройти мимо винного магазина, чтобы не зайти туда. Это не так!» Идёт мимо входа, затем ещё несколько метров, и говорит: «ну вот, я доказал, что запросто могу пройти мимо. Значит, никакой зависимости у меня нет. Это стоит отметить» - и возвращается в магазин, чтобы купить бутылку.

    В этом - вся «свобода» грешников.

    Конечно, у опустившегося алкоголика тоже есть своя «свобода» - к примеру, при выборе, купить ли одеколон «Гвоздика» или одеколон «Русский лес», - но никто из находящихся в здравом уме не поставит на один уровень такую «свободу» с подлинной свободой от алкогольной зависимости.

    Так и «свобода» выбора между разными видами греха ни идёт ни в какое сравнение со свободой от греха.

    И каждый, на самом деле чувствует это, и понимает, что подлинная свобода лучше. Это, например, видно по тому, что часто даже нецерковные и неверующие люди с большим уважением относятся к известным им православным подвижникам, старцам. Их восхищает и притягивает святость, достигаемая только жизнью со Христом и во Христе. Их души обоняют аромат свободы, любви и благой вечности, источаемый душами тех, кто добровольным исполнением заповедей отвечает Богу «да».

    Заблуждение третье

    У многих людей, к сожалению, представление о христианской нравственности и средствах к её достижению сводится исключительно к списку отрицаний - не делай того и того; нельзя то и это.

    Видя такой список, человек нецерковный мысленно применяет его к своей жизни, вычитает из неё всё, поименованное в списке, и задаётся вопросом: а что же, собственно, тогда от моей жизни останется и чем заполнить образовавшиеся в ней пустоты?

    Отсюда, кстати, во многом проистекает такой общественный стереотип, что будто бы жизнь нравственного человека непременно скучна и пресна.

    В действительности же скучна и тосклива как раз жизнь человека безнравственного. Грех, как наркотик, лишь временно помогает забыться и отвлечься от этой тоски. Неудивительно, что грешник, мысленно представивший собственную жизнь без этого наркотика, понимает, что столкнётся тогда с зияющей пустотой и бессмыслицей, которую она и представляет собой на самом деле, и страшится этого, и снова бежит ко греху, как «пес возвращается на свою блевотину, и вымытая свинья идет валяться в грязи » (1 Пет. 2 :22). Приходят на память слова преподобного Исаака Сирина, - он сравнивал грешника с псом, который лижет пилу, и, пьянея от вкуса собственной крови, не может остановиться .

    Но Господь в Священном Писании предлагает гораздо большее - «уклонись от зла и сотвори благо » (1 Пет. 3 :11). Иногда в разговорах о нравственности акцент ставится на первой, «отрицательной» части этой заповеди, тогда как вторая, раскрывающая положительную перспективу новой полноты жизни, не менее важна.

    Некоторые думают, что это предписание имеет хронологическую последовательность, то есть, сначала нужно уклониться от зла, а уже потом приступать к творению добра, но на самом деле это вещи взаимосвязанные - творение добра помогает уклоняться от зла, и уклонение от зла оставляет больше возможностей творить добро.

    Заповедь «сотвори благо» показывает, что у Бога есть для каждого человека перспектива изобильной, насыщенной, интересной и благодатной жизни. Совершаемое ради Бога добро делает жизнь осмысленной.

    Как человеку, погрязшему в грехах, почти некогда заниматься доброделанием, так и человеку, ради Бога и с Богом творящего благо, становится уже не до греха. Не потому, что он каждую минуту сидит и трясётся: «ох, как бы не согрешить, как бы не сделать того, как бы не впасть в это», а потому, что чем больше добродетель и благодать Божия вливается в его сердце, тем меньше места в нём остаётся для греха.

    Конечно, и христианин, серьёзно вступивший на духовный путь, и даже опытный подвижник, может впасть в грех. Однако, как замечал святитель Игнатий (Брянчанинов), «величайшая разница - согрешить намеренно, по расположению к греху, и согрешить по увлечению и немощи при расположении благоугождать Богу» .

    Конечно, и живущий на помойке бомж - грязен, и человек, вышедший из своего дома в новом костюме, но споткнувшийся и упавший в лужу, - тоже грязен, но всем понятно, что разница между тем и другим велика, поскольку для одного быть грязным - обычное состояние и образ жизни, а для другого - досадная оплошность, которую он хочет и может немедленно исправить.

    Если человек сделал выбор быть с Богом и начал свидетельствовать об этом выборе своими делами и своей жизнью, его уже ничто не сможет сбить или поколебать, как обещал Сам Господь: «всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое » (Мф. 7 :24-27).

    Таково великое значение исполнения заповедей Божиих. Без этого одно лишь словесное именование себя христианином и даже признание Христа Господом, не спасают, как Он Сам сказал - «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного » (Мф. 7 :21)

    Воля же Отца Небесного не сокрыта от нас, она выражена в данных Им заповедях. Если мы творим их, то «ни смерть, ни жизнь…, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем » (Рим. 8 :38-39).

    Необходимо ещё подчеркнуть, что сами заповеди, данные Богом, не случайны и не произвольны. Хотя заповеди даны в определённое время, они открывают путь к добродетелям, которые вечны. Именно потому их исполнение позволяет стать человеку святым, что эти заповеди указывают на вечные свойства Божии.

    Например, если человек соблюдает заповедь «не прелюбодействуй » (Исх. 20 :14), сохраняя верность супруге, то он тем самым уподобляется Богу, ибо «Бог верен » (Рим. 3:4), если человек соблюдает заповедь «не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего » (Исх. 20 :16), то он тем самым уподобляется Богу, ибо «Бог истинен » (Ин. 3 :33), и так всякая заповедь восходит к тому или иному свойству святого Бога.

    Поэтому чем более человек укрепляется в их добровольном исполнении, тем более становится святым, и соединяется с Богом.

    Поэтому на вопрос, почему именно такие заповеди дал людям Бог, существует единственный ответ - потому что именно таков Он Сам, и эти заповеди даны для тех, кто желает уподобиться Богу и через то стать «богом по благодати».

    Итак, христианская нравственность и жизнь по заповедям - это истина, любовь, свобода, чистота и святость. Кто может понять это, тому легче сделать главный выбор своей жизни - быть с Богом или против Бога.

    Цит. по: Добротолюбие. М., 1895. Т. I. С. 188.

    Преподобных отцов Варсануфия Великого и Иоанна Руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников. М., 2001. С. 513.

    Симфония по творениям святителя Тихона Задонского. Приложение к магистерской диссертации: «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении» доцента архимандрита Иоанна Маслова. Загорск, 1981. С. 2003.

    Преподобного Исаака Сирина слова подвижнические [слово 85]. М., 2002. С. 627.

    Свт. Игнатий (Брянчанинов). Отношение христианина к страстям / Аскетические опыты, I.

    В прошедшие века, например в России XIX в., православное мировоззрение было частью православной жизни и поддерживалось окружающей действительностью. Даже не было нужды и говорить о нем, как о чем-то отдельном, – все жили по-православному, в согласии с окружающим православным обществом. Во многих странах само правительство исповедовало Православие; оно было центром общественной деятельности, и сам Царь или правитель исторически был первым православным мирянином, обязанностью которого было подавать своим поданным пример христианской жизни. В каждом городе были православные церкви, и во многих из них службы совершались ежедневно, утром и вечером. Монастыри были во всех больших городах, во многих меньших городах, за их пределами, в деревнях, в удаленных и пустынных местах. В России было более тысячи официально зарегистрированных монастырей, не считая других общин. Монашество было общепризнанной частью жизни. Действительно, в большинстве семей кто-нибудь – сестра или брат, дядя, дедушка, родственник – был монахом или монахиней, не говоря уже о других примерах православной жизни, странниках и Христа ради юродивых. Весь образ жизни был пронизан Православием, центром которого, конечно, было монашество. Православные обычаи были частью повседневной жизни. Большинство повсеместно читаемых книг были православными. Сама повседневная жизнь для большинства людей была трудной: им приходилось много работать, чтобы прожить, надежды на жизнь были невысоки, не была редкостью – все это подкрепляло учение Христа о реальности и близости другого мира. В таких обстоятельствах жить по-православному означало то же, что и иметь православное мировоззрение, и мало было необходимости говорить об этом.

    Сейчас все изменилось. Наше Православие – это островок среди мира, живущего по совершенно другим принципам, и с каждым днем эти принципы все более меняются в худшую сторону, все более отчуждают нас от него. Многие люди подвергаются искушению разделить свою жизнь на две категории: повседневная жизнь на работе, с мирскими друзьями, в мирских делах, и Православие, по которому мы живем по воскресеньям и в другие дни недели, когда у нас есть для этого время. Но если взглянуть пристальнее, мировоззрение такого человека часто представляет собой странную комбинацию христианских и мирских ценностей, которые на самом деле не смешиваются. Цель этого доклада – показать, как живущие сегодня могут начать делать свое мировоззрение более ценным, делать его всецело православным.

    Православие – это жизнь. Если мы не живем по-православному, мы просто не православные, вне зависимости от того, к какой вере мы формально принадлежим.

    Жизнь в нашем современном мире стала очень искусственной, очень неопределенной, очень путанной. Православие, действительно, имеет свою жизнь, но оно также не столь уж далеко от жизни окружающего мира, и поэтому жизнь православного христианина, даже когда он действительно православный, не может не отражать ее так или иначе. Какая-то неопределенность и путаница проникли теперь даже и в православную жизнь. Давайте попытаемся взглянуть на нашу современную жизнь, чтобы посмотреть, как лучше могли бы мы выполнить наши христианские обязанности, вести жизнь не от мира сего даже в эти ужасные времена и иметь православный взгляд на свою сегодняшнюю жизнь, который позволит нам в эти времена выжить и сохранить в целости нашу веру.

    Жизнь сегодня стала ненормальной

    В то же время наше отношение к людям должно быть отношением любви и прощения. Сейчас в православную жизнь вкралась некоторая жестокость: «Это еретик, не общайся с ним», «Этот, возможно, православный, но с уверенностью утверждать нельзя», «А вот тот явно шпион». Никто не станет отрицать, что сейчас окружена врагами и что есть некоторые, кто не прочь воспользоваться нашим доверием. Но так было с апостольских времен, и в этом практическом отношении христианская жизнь всегда была чем-то рискованным. Но даже если иногда нами и пользуются, и мы должны проявлять осторожность, все же мы не можем отказаться от нашей основной позиции любви и доверия, без нее мы потеряем основу основ нашей христианской жизни. Мир без Христа недоверчив и холоден, но христиане, напротив, должны быть любящими и открытыми, а иначе мы потеряем соль Христову в себе и станем подобными миру, годными для того, чтобы нас выбросили и попирали ногами.

    Немного смирения при взгляде на себя помогло бы нам быть более великодушными и прощающими ошибки других. Мы любим осуждать других за странность их поведения; мы называем их «cuckoos» или «тронутыми новообращенными». Действительно, мы должны беречься по-настоящему неуравновешенных людей, которые могут принести большой вред Церкви. Но какой православный серьезный христианин сегодня немного не «тронутый»? Мы не соответствуем обычаям мира сего, а если и соответствуем им в сегодняшнем мире, то мы уже не являемся подлинными христианами. Подлинный христианин не может чувствовать себя своим в миру и не может не казаться себе и другим немного «тронутым». Во многих странах достаточно придерживаться идеала христианства не от мира сего или креститься взрослым, чтобы попасть в сумасшедший дом, а эти страны торят дорогу всему миру.

    Поэтому не будем бояться, что в миру к нам станут относиться как к несколько «тронутым», и будем продолжать хранить христианскую любовь и прощение, которые мир никогда не сможет понять, но в которых, в глубине сердца, он нуждается и которых даже жаждет. Наконец, наша христианская позиция должна быть – назову по недостатку лучшего слова – невинной. Ныне мир придает большое значение сложности, житейскому опыту, «профессионализму». Православие не придает этим качествам никакой цены, они убивают христианскую душу. И все же эти свойства непрестанно проникают в и в нашу жизнь. Как часто приходится слышать, особенно от восторженных новообращенных, о желании поехать в большие центры Православия, в соборы и монастыри, где собираются тысячи верующих и разговор повсюду идет на церковные темы, и можно почувствовать, как все же важно Православие. Это Православие есть лишь маленькая капля в ведре, если взглянуть на все общество в целом, но в этих больших соборах и монастырях столько народа, что кажется, что Православие действительно преобладает. И как часто видишь этих людей в жалком состоянии после того, как они удовлетворили свое желание и возвратились из «великих центров Православия» угрюмые и разочарованные, наслушавшиеся мирских церковных сплетен, полные осуждения и озабоченные лишь тем, чтобы быть «православными», «соответствующими» и по-мирски опытными в вопросах церковной политики. Одним словом, они потеряли свою невинность, свою неотмирность, были сбиты с толку из-за своей завороженности мирской стороной церковной жизни.

    В разных формах это искушение встает перед нами всеми, и мы должны бороться с ним, не позволяя себе переоценивать в Церкви внешнее, но всегда возвращаясь к «единому на потребу» Христу и спасению наших душ от этого рода лукавого. Мы не должны закрывать глаза на происходящее в мире и в Церкви – нам нужно знать это ради самих себя, но наше знание должно быть трезвым, простым и прямодушным, а не усложненным и мирским.

    Многие в современном мире желают спастись, но не многие знают, с чего начать спасение. Данная статья поможет Вам в этом. В ней приведены наставления схиархимандрита Кирика, афонского монаха. На первый взгляд это слово о мелочах, но, не соблюдая этих мелочей, нельзя соблюсти и больших спасительных заповедей. Мелочи эти заключаются в четырёх положениях: как начинать дело; как обращать житейские дела в дела духовные; как приносить Богу покаяние за невнимание к проступкам, учинённым в продолжение дня и последнее — о памяти смертной, т.е об исходе из этой жизни в жизнь вечную.

    О начинании всякого дела: Не начинай прежде никакого дела, самого малого и ничтожного, пока не призовёшь Бога, чтобы Он помог тебе, ведь Господь сказал: «без Меня не можете творити ничесоже». То есть без помощи Божией мы не можем ничего сделать полезного и спасительного. Поэтому надлежит призывать благодатную помощь Божию либо словами, либо мысленно: Господи, благослови! Господи, помоги! А призыванием имени Божия мы получаем благословение от Господа. Итак, при всяком малейшем деле и начинании, всегда взывай ко Господу о помощи, иначе не будет благополучия, не только при обычных житейских занятиях, но даже и при святом деле, но конец его будет печальный и даже греховный, по словам св. Иоанна Златоуста. И из-за нашего забвения о Боге бесы бывают близки к нам, как воздух, они касаются и наших мыслей, по попущению Божию; но молитвою и крестным знамением мы можем угасить все стрелы лукавого.

    Как обращать житейские дела в дела духовные: Св. ап. Павел сказал: «непрестанно молитесь, и вся во славу Божию творите, сие бо угодно и приятно пред Спасителем нашим Богом». Можно и должно молиться за всяким делом, как говорит св.Иоанн Златоуст: «можно молиться и сидя за прялкой, а ум возводить к Богу, взирающему на ум и сердце наше». Поэтому для нас важно следить внимательно за мыслями и воображением, ведь чистота сердечная происходит от чистоты мысленной. Переходить от видимого предмета на невидимое имя Божие надо при всех случаях и занятиях наших: стираешь или чистишь какой-либо предмет — скажи себе: Господи, очисти скверну души моей! Пробудившись, перекрестись, а когда встанешь от сна, скажи: Слава Тебе, показавшему нам свет. Увидишь ли прекрасный предмет, прославь Создателя всего! Во всех делах и начинаниях приучи себя к памяти о Боге; а чтобы приучиться, надо просить благодатной помощи у Господа.

    О покаянии пред Богом: При исполнении всякого дела и начинания, по немощи естества своего, человек падает, преследуемый врагами нашего спасения. Но надо встать и исправиться. Но как? Через покаяние пред Богом. Например: как только заметишь в себе грех ума, слова, мысли, либо какой греховной страсти или привычки, сию же минуту кайся Богу: Господи, прости и помоги! Тогда всякое действие бесовское в мыслях наших и особенно в воображении, отпадет от нас. Когда день склонился к вечеру, и наступает ночь, перед отходом ко сну надо помыслить: как проведён день? Вспомни — где был, что видел, что говорил, и если усмотришь что-либо греховное, покайся Богу. Вечерний навык о покаянии пред Богом поведёт дальше к середине дня, а потом будешь ловить себя на месте греховного падения (в мелочах). Бог не требует от нас чрезвычайных подвигов, но малых, только постоянных, по слову св. Иоанна Златоуста.

    О памяти смертной: «Помни о конце твоём, — говорит нам св. Писание, — и вовек не согрешишь» (Сир.7,39) Нет сильнее способа к побуждению к добродетели, как память о смерти. Она подобно узде, которая удерживает человека от совершения греховных поступков. Память смертная не даёт забыть о том, что за гробом мы дадим ответ за все беззакония, которые совершили на земле. Св. Иоанн Лествичник сказал: «Как невозможно, чтобы голодный не вспомнил о хлебе, так невозможно и спастись тому, кто не вспоминает о смерти и о страшном Суде и вечности».

    Священное Писание указывает нам на одну из первоначальных добродетелей — благоразумное молчание. Господь сказал, что за всякое праздное слово, которое скажут люди, дадут ответ в День Судный. Удерживая язык свой в то время, когда сильное огорчение взволновало тебя — ты предотвратишь ссору, быть может жестокую и опасную, угасишь вражду, быть может долговременную и нескончаемую. Привыкшему к празднословию придёт ли охота молиться? При заботливости об этой добродетели, надо ещё иметь благоговейный страх Божий, то есть, иметь постоянное опасение, чтобы не оскорбить величия Божия, ни мысленно, ни словом, ни делом не прогневать Его благость и не удалиться от Благодати Св.Духа, в нас живущего.

    Материал подготовлен студенткой 4 курса Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета Павленко Елизаветой

    Очевидно, что человек и человечество со временем меняются. Вместе с ними изменяется и христианство. Сразу стоит сказать, что речь идет не о каких-то «качественных отличиях», но о тех «образах» христианства, которые складываются в разные эпохи. К тому же в сегодняшнем мире часто за христианство выдается то, что не имеет к нему никакого отношения. Как распознать подделку?

    Мы попросили помочь нам разобраться с этим протоиерея Владимира Воробьева - настоятеля храма во имя святителя Николая в Кузнецах, основателя и ректора Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета - крупнейшего в России православного вуза для мирян. Отец Владимир - замечательный пастырь и духовник, мнению которого доверяют тысячи наших современников. Кроме того, он лучше, чем кто бы то ни было, может проанализировать изменения, произошедшие с Церковью и христианством в ХХ веке: отец Владимир возглавляет в ПСТГУ отдел новейшей истории Русской Церкви, в котором собираются и систематизируются материалы о российских новомучениках, о гонениях на Церковь в предыдущем столетии.

    - Быть христианином сегодня - это то же самое, что быть христианином пятьдесят, сто, тысячу лет назад?

    И да, и нет. Христианином быть трудно всегда. Апостолы говорят нам: Мир лежит во зле (1 Ин. 5, 19), и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы (2 Тим. 3, 12). Гонимы не обязательно так, как это было при советской власти, когда сажали в тюрьмы и расстреливали за веру. А в том смысле, что во все времена этот мир не будет христиан принимать. Он будет относиться к ним, как к чуждому элементу, будет постоянно их отталкивать от себя, выдавливать, выгонять, и от этого им будет очень трудно. Это во-первых.

    Во-вторых - всегда трудно бороться со своими страстями. Трудно встать на тот путь, который только и может сделать человека христианином. Этот путь - крестный, ведь Господь сказал прямо: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мф. 16, 24). То есть нужно отвергнуться себя, чтобы быть со Христом, распять себя со страстьми и похотьми (Гал. 5, 24). Это всегда трудно, и трудность эта от времени не очень зависит.

    Но есть и специфические трудности той или иной эпохи. В первые века христианства - гонения от язычников, требования приносить жертвы идолам. Потом - ереси. Нужно было сохранить христианскую жизнь в условиях Римской империи, Византийского государства, которое воцерковлялось медленно, с большим трудом и сохраняло очень многие языческие черты. Быть христианином в то время тоже было очень нелегко, об этом свидетельствуют писания древних святых отцов.

    В наше время есть свои трудности, потому что время это, конечно,- особенное. Время, которое наводит на мысль о каких-то качественных изменениях всего мира. Происходит глобализация, мир объединяется - но не в каких-то добрых усилиях. Повсюду говорят о благополучии, благоденствии, но что происходит на самом деле? Все вооружаются. Торжествуют пороки, они катастрофически распространяются и губят уже целые поколения, и физически, и нравственно.

    Можно сказать, что гибнет культура. Памятники культуры сохраняются, а в душах людей зерна культуры теряются, молодое поколение даже знать о ней не хочет. Оно вполне удовлетворяется субкультурой, поддельной современной культурой, которая, конечно, к культуре истинной никакого отношения не имеет.

    Появляется новый язык, новое мироощущение. И даже, как в свое время заметил замечательный старец архимандрит Иоанн (Крестьянкин), меняется сам состав человека: каким-то таинственным образом меняется его душевный строй. Очень часто в молодых людях мы не можем найти тех основных свойств, которые, казалось бы, были присущи человеку всегда. Но сегодня мы не находим глубины, не находим в человеке того инстинкта, который должен был бы приводить его в себя, даже если он пал. Этот инстинкт - совесть. Мы видим, что в молодом поколении многие голоса совести не слышат. В этих условиях быть христианином, конечно, трудно.

    Мы должны признать и то, что во всем мире христианство в значительной степени скомпрометировано. Прежде всего, самими христианами, чей облик чаще всего мало соответствует евангельскому … И очень много подделок, когда за христианство выдается неведомо что. Это беда не только нашей Церкви и нашего народа - нет, это во всем мире так.

    Например, мы знаем, что в разных христианских деноминациях сейчас легализуются пороки, которые всегда признавались несовместимыми со званием христианина и назывались смертными грехами . Теперь они получают «права гражданства» по той причине, что существуют права человека. А раз обществу надо уважать права человека, то и Церкви нужно разрешить пороки - потому что люди «имеют право» и на порок. Таким образом, права человека, которые, казалось бы, являются общечеловеческой ценностью, все больше используются как средство для легализации пороков - то есть во зло, а не на добро.

    Такая направленность современного мира - всегда совершить подмену, подделку,- естественно, обращает нашу мысль к антихристу. Потому что антихрист - это ведь тот, кто придет вместо Христа, выдавая себя за Христа, будет лже-Христом. Этот дух антихриста все явственнее проявляется в современном мире, и прежде всего - в таком поддельном христианстве . И поэтому мне кажется, самым главным для современного христианина является умение отличить подделку от истины, стремление жить подлинной жизнью, быть христианином настоящим, а не фальшивым.

    - К сожалению, очень часто подделки закрадываются и в жизнь людей, которые искренне считают себя верующими. Какие искажения, или подмены, распространены сегодня именно в церковной среде?

    В церковной среде распространены те же проблемы, которые доминируют в обществе: те же пороки, которые окружают нас, как бы под давлением извне проникают в Церковь. Ведь в Церковь приходит сейчас очень много людей, и они приносят с собой все то, что есть в миру.

    Какие это пороки? Страшное явление - сребролюбие, жажда денег, поклонение деньгам. Поклонение мамоне как никогда активно. Жажда устроиться в этом мире пороскошнее и как бы навечно, нежелание терпеть лишения, трудности, нести крест... В результате появляется «удобное христианство», «легкое», комфортабельное, зажиточное христианство - одна из подделок, конечно. Потому что христианство - это крестный подвиг, настоящему христианину трудности сопутствуют всегда .

    Потом - сегодняшние проблемы семейной жизни. До революции таких проблем все же не было: что такое православная семья, все понимали, и эти православные семьи держали Россию, были опорой России. Хотя среди церковных людей идеал семьи в какой-то степени сохраняется, он тоже находится под огромным давлением извне, и это давление направлено на то, чтобы семью разрушить.

    Одновременно возникли совершенно новые принципы семейной жизни: желание «планировать» семью, ограничить рождение детей, то есть опять-таки - строить комфортную жизнь. Ведь когда в семье детей много - это подвиг для родителей. Нужно их и родить, и вскормить, и выучить, и воспитать, и с ними может быть и тесно, и трудно, и беспокойно. Это - трудный подвиг. Современные люди не хотят оставаться одни, они хотят, чтобы у них были семьи, но, по возможности, без таких трудов. Чтобы, если уж будет ребенок - то один или, максимум, два. В большинстве случаев это отказ от подвига семейной жизни.

    Этот дух проникает всюду, и в семьи тех, кто называет себя верующими, тоже. Это тоже подделка, очень опасная, которая скоро даст свои страшные плоды. Не будет православных семей, а значит, не будет и Православия, православного народа не будет. Потому что, если нет детей, кто же будет в церковь ходить?

    Огромной проблемой является, конечно, священническое, пастырское служение сегодня. В наше время место священника в мире не всегда определено ясно.

    За рубежом православные священники часто должны работать на светской работе для того, чтобы выживать, потому что община их не содержит. И в России тоже такое появляется. Надеюсь, что пока мало таких случаев, но они все-таки есть. В нашем народе укрепляется потребительский дух, и народ не берет на себя ответственности за жизнь Церкви. Он не считает, что должен Церковь содержать, помогать ей чем-то. Даже для того, чтобы сделать ремонт в храме, священнику приходится искать спонсоров. Раньше, до революции, конечно, тоже были богатые люди - купцы, дворяне, которые на свои средства могли построить храм и строили их, но и весь народ участвовал в этом. Много было храмов, возведенных «миром», были храмы «обыденные»: собиралась вся деревня и за один день ставили сруб для храма. И очень много было таких примеров, а сейчас их нет.

    Место священника в этом мире становится многим непонятно в разных аспектах. Уже нет духовного сословия, как это было раньше, и в каком-то отношении это, может быть, и хорошо. До революции тоже были разные священники - и получше, и похуже, но кто такой священник, было всем понятно, и путь священнического подвига был очень четко очерчен. Сегодня же к священническому служению приходят самые разные люди, и многие из них не совсем понимают, что это такое - быть священником. Вот послужил священник в храме, потом вышел из храма - и он хочет быть таким, как все. У него в сердце не вмещается, что, если он стал священником, то уже не может быть «как все», что он взят от этого мира и уже не должен в этот мир стремиться.

    Мне кажется, что эта проблема стоит уже во весь рост перед нами, и это тоже - проблема подделки: другими становятся и пастыри, и прихожане.

    - По-видимому, причина в том, что в ХХ веке насильно была прервана традиция священнического служения. Например, в нашей Саратовской епархии практически не осталось духовенства старшего возраста. Как Вы начинали свое служение, как складывалось Ваше представление о том, каким должен быть священник?

    Мой дедушка был священником и умер в тюрьме за веру . Я родился через год после его смерти, меня назвали его именем, и с самого детства я чувствовал связь со своим дедушкой. Мне все говорили, что я буду священником, и я сам как-то чувствовал, что должен им быть. Я вырос в православной среде, и вот это преемство, может быть, уже на краю, на пределе - все-таки я думаю, что успел воспринять его. Я видел старых священников, близко знал многих замечательных старцев, и поэтому я остро переживаю то, что сейчас среди молодого духовенства этого преемства не заметно или оно еле-еле теплится.

    Действительно, там, где не осталось старшего поколения духовенства, преемство это передать и сохранить очень трудно. Появляются новые поколения, и они могут быть - другого духа. Это тоже преемство, но не с теми, с кем надо. Вот при советской власти были тихоновцы и обновленцы, и с кем из них преемство? Обновленцы после войны влились в клир Русской Церкви, а их было очень много.

    Для того чтобы сохранить духовную преемственную связь с подлинно христианской жизнью, нужно знать наших новомучеников. Нужно с ними почувствовать духовную связь, духовное родство. Мы в нашем университете очень много сил к этому прилагаем: стараемся сохранить их память, как можно больше сведений дать нашим современникам о новомучениках. Чтобы они присутствовали в нашей жизни, чтобы дух их подвига был нам родным и близким…

    - …тем более, что множество людей сегодня не имеют духовных наставников.

    Да, отсутствие духовных наставников - это тоже особая черта нашего времени. Еще недавно вся Россия знала старцев - отца Иоанна (Крестьянкина), отца Николая Гурьянова, отца Кирилла (Павлова). Сейчас отец Иоанн и отец Николай уже ушли, отец Кирилл лежит на смертном одре, и замены им не видно. Еще в первые времена христианства было предсказано, что святые никогда не оскудеют у Бога, но в последние времена они удобно скроют себя от людей. Я не хочу сказать, что сейчас последние времена, это один Бог знает, но что наставников мало, что велико оскудение - это факт. И это, конечно, другая сторона той же проблемы: когда нет преемственности и нет духовного руководства, тогда и происходит замена подлинной духовной жизни суррогатами.

    - В Вашей книге «Покаяние. Исповедь. Духовное руководство» высказана очень горькая мысль: современные христиане не совершают смертных грехов, но и не растут духовно. Там же есть наглядные образы «духовного туризма» и «духовного альпинизма».

    - «Туризмом» я назвал как раз такое вот «комфортное христианство», когда забрался на какую-то красивую дорожку, гуляешь по ней и говоришь: «Нет, дальше уже не полезу». Так получается, когда человек удовлетворяется либеральными ценностями, вполне совместимыми со многими тяжкими пороками. А «альпинизм» - это движение вверх, как бы ни было трудно. Если человек не хочет подвига, то как можно говорить, что он принимает свой крест?

    Обретение истины в этом мире совершается только через подвиг. Вообще, настоящая христианская жизнь должна быть подвигом.

    - Преодоления себя?

    Да, и это уже подвиг. А поскольку окружает нас падший мир, то быть в нем настоящим христианином - несомненный подвиг. Устремленность ко Христу, а значит, к подвигу Христову - вот это подлинное христианство.

    - Сегодняшняя жизнь (особенно в столице) такова, что вполне благонамеренные верующие люди, получив образование, устроившись на хорошую работу, могут жить достаточно спокойно, комфортно. Для достижения такого материального положения они ничего плохого не делают, особо не стремятся к богатству - просто есть средства, просто дает их этот мир. Как же быть таким людям? Неужели они не могут считать себя христианами?

    - Специально для нашего времени Господь послал совершенно особенного святого - отца Иоанна Кронштадтского . Говорят, что он был богат: после него остался миллион царских рублей, а это были огромные деньги по тем временам; у него было много митр, шелковых ряс, у него были кареты, пароход какой-то его возил. В общем, он жил в достатке. Но если почитать его дневники, то мы увидим, что он не только никогда не стремился к комфорту, он даже его не ощущал, не тяготился им, потому что комфорт в его жизни как бы и не присутствовал.

    Почему? Просто он жил другим - огромным личным подвигом, он каждый день полностью отдавал себя Богу и людям так, что ему некогда было поесть, он спал не более 2–3 часов. Он не знал покоя, нисколько не жил для себя, весь был в сострадании людям. И если у него появлялась какая-то возможность, то он шел не отдыхать - а в трущобы, в страшные подвалы к убогим, падшим, пьяным, преступникам… Если ему давали деньги, он, не считая, раздавал их бедным сразу же. И весь комфорт, который, казалось бы, мог доставить ему отдых, что-то приятное - все это мимо него проходило, не затрагивая души.

    Слава Богу, сейчас нет гонений на верующих, нет войны, голода. Мы, действительно, живем пока благополучно. Так вот, чтобы нас эти благополучие и комфорт не погубили, не лишили бы нас подлинной христианской жизни, нужен наш личный подвиг - подвиг молитвы, подвиг служения Богу и людям. Тогда никакой комфорт и никакие деньги не будут страшны.

    Беседовала Наталья Горенок

    СПРАВКА

    Протоиерей Владимир Николаевич Воробьев родился 28 марта 1941 года в Москве. В 1965 году окончил физический факультет Московского государственного университета. Работал в МГУ, затем с 1968 года учился в аспирантуре и с 1971 года работал в Вычислительном центре Академии наук СССР. В 1973 году защитил диссертацию и получил ученую степень кандидата физико-математических наук.

    В 1978 году поступил в Московскую Духовную семинарию, по окончании ее - в Московскую Духовную Академию.

    В 1979 году был рукоположен во диакона, а затем во священника.

    Служил в храмах г. Москвы. В 1997 году назначен настоятелем храма святителя Николая Чудотворца в Кузнецах и приписного к нему храма Живоначальной Троицы в Вешняках, который был открыт и восстановлен под руководством отца Владимира.

    В октябре 1990 года вместе с близкими друзьями создал, а затем стал духовником Братства во имя Всемилостивого Спаса, со временем превратившегося в одно из крупнейших братств в России (в 1994 году опекало 14 храмов, из которых 13 восстанавливались). Под руководством отца Владимира были созданы православная общеобразовательная и воскресная школы, детские лагеря, столовая для бедных, книжный магазин «Православное слово».

    В 1990 году стал одним из организаторов Богословско-катехизаторских курсов, в мае 1991 года был избран ректором курсов, затем в 1992 году - ректором Православного Свято-Тихоновского богословского института, в который были преобразованы курсы. В мае 2004 года институт получил статус университета и стал называться Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом. В университете читал лекции по предметам «Введение в литургическое предание Православной Церкви» и «Пастырское богословие».

    Возглавляет в ПСТГУ отдел новейшей истории Русской Православной Церкви, который проводит большую работу по сбору материалов о гонениях на Православную Церковь в России в период советской власти и издает научную серию «Материалы по новейшей истории РПЦ» (с 1994). С 1998 года - член Синодальной комиссии по канонизации святых, активно участвовал в подготовке масштабной канонизации новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском юбилейном Соборе Русской Православной Церкви 2000 года.

    Протоиерей Владимир Воробьев является заместителем председателя Учебного комитета при Священном Синоде по вопросам лицензирования, аккредитации и стандартам (с 2002 года); членом Синодальной богословской комиссии, Издательского Совета МП, научно-редакционного совета по изданию «Православной энциклопедии», членом редколлегии журнала «Православная беседа» и других церковных и светских научно-образовательных объединений и организаций. Является заместителем председателя Совета по теологии в Учебно-методическом объединении по классическому университетскому образованию в России.

    Война на Ближнем Востоке, «бойни» в США, теракты в мировых столицах… Кажется, нас уже не пугают экстренные включения в эфире информационных телеканалов – мы лишь деловито выясняем, где на этот раз и сколько жертв. Вникаем в подробности, версии – как будто в них можно отыскать чудодейственный рецепт, как со всем этим жить дальше. Но рецепта нет – есть только понимание того, что привычный мир рушится. А еще есть множество телепрограмм – об исчезнувших цивилизациях, о планете Нибиру, о «пророчествах» Ванги… К слову, как-то мало стали показывать в последние пару лет голливудских фильмов-катастроф… Может быть, потому, что «апокалиптический» градус уже предельно накален в самой реальности?

    О том, «сколько нам осталось» как человечеству и какие духовные ошибки порождают в нас панический страх обрушения всего и вся, размышляет игумен Нектарий (Морозов).

    Конец света

    В наше время о конце света действительно говорится очень много, причем и в среде верующих людей, и в среде людей совершенно нецерковных. И всё это – в разных интерпретациях и в обрамлении всевозможных страхов.

    При этом совершенно очевидно, что существует некая периодичность, с которой разговоры о конце света на земном шаре возникают и потом постепенно затухают. Причиной этого – прежде всего нестабильность мира, в котором мы живем. Он, по большому счету, всегда нестабилен, но бывают временные промежутки, особенно внушающие опасения. В настоящее время мы тоже видим много такого, что вызывает у кого-то уныние, у кого-то отчаяние, у кого-то – возмущение и гнев. И возникает чувство, что ровным счетом не на что в окружающем мире надеяться, что человек – песчинка, его жизнь и смерть никого не волнуют, о нем никто не заботится – можно сказать, что сейчас это в той или иной степени общее ощущение, и оно обострено. И на этой почве – что тоже, в общем, типично – возбуждается интерес ко всевозможной мистике – от вольных толкований до исследований календаря индейцев майя, апеллируя к которому нам предрекали конец света в 2012 году.

    Возникает чувство, что ровным счетом не на что надеяться, что человек – песчинка

    Как относиться к подобного рода разговорам, слухам, «изысканиям» верующему человеку? С одной стороны, мы, в отличие от всего остального мира, совершенно твердо должны быть уверены в том, что рано или поздно всё предсказанное в Откровении апостола и евангелиста Иоанна Богослова обязательно сбудется. Более того, мы имеем четкое представление о том, что будет предшествовать кончине мира и как именно она будет происходить, потому что об этом в Откровении рассказывается. А с другой стороны, мы, опять же в отличие от всех остальных, имеем основание этих грядущих событий не бояться, ибо сказано в Евангелии: Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше <…> знайте, что близко Царствие Божие (Лк. 21, 28, 31). Это слова Самого Христа, и они обращены именно к нам, а не к кому-то другому. Однако вместо этого мы видим, что именно в нашей среде – среде православных христиан – зарождаются порой самые нелепые панические слухи, возникает какая-то сумятица, которая никак не согласуется с тем, с какой ясностью, твердостью и молитвенной трезвостью мы должны были бы к конечности бытия этого мира относиться.

    Выбираем то, чем живем

    Какие духовные ошибки, помышляя о конце времен, совершают верующие люди? Прежде всего, это то, что можно было бы назвать верой в пророчества непророческого характера. Всё, что нужно было предсказать человечеству о кончине мира, предсказано в Священном Писании – никаких иных пророчеств и «дополнительных» откровений не будет. Поэтому, как только кто-либо начинает говорить, будто бы знает что-то еще, мы можем сразу себе сказать, что это неправда.

    Еще одним распространенным заблуждением является убеждение, будто мир движется – или, по крайней мере, должен двигаться – по пути духовного расцвета. На самом деле мы не приближаемся, а удаляемся от того, что было духовным средоточием истории мира – мы очень мало вмещаем благодати, и в наши дни мы уже не видим той величайшей святости, которая была присуща ранней Церкви. Это оскудение, измельчание – закономерный процесс, который будет продолжаться и всё более усугубляться до конца времен. И в последние времена будут угодники Божии, как говорили святые отцы, но они будут среди других людей практически незаметны, ибо делание их «растворено смирением».

    Всё, о чем говорится в Апокалипсисе, будет явлено людям совершенно очевидно

    И еще одно заблуждение (а точнее, страх, с которым порой приходится сталкиваться) – это опасения верующих людей каким-то образом принять печать антихриста до того, как антихрист появится. Принять не в качестве выбора, а как-то ненароком, по недомыслию. В последние годы появилось даже лжеучение о «предпечати»: якобы человек, ничего толком не понимая, может принять ее, а потом придет антихрист и по умолчанию «проштампует» всех этих людей как «своих». Всё это нездоровые фантазии – никаких вероучительных оснований для них, безусловно, нет. Как и для утверждения о том, что человек может «не заметить» пришествия антихриста. Нет, всё, о чем говорится в Апокалипсисе, будет явлено людям совершенно очевидно. И каждый из нас, если так случится, что при нашей жизни настанет это время, будет делать выбор хотя и в критической для себя ситуации, но тем не менее осознанно и свободно.

    И очень важно, что этот выбор, без сомнения, будет обусловлен и подготовлен всей нашей предыдущей жизнью – тем, какой выбор мы делаем ежедневно, ежечасно, порой даже ежеминутно. По сути, всё множество альтернатив сводится к двум: слушаем мы собственную совесть или же ею пренебрегаем.

    Всемирный заговор?

    С темой конца света бывает тесно связана тема тайных обществ – масонских или каких-либо других. Кто-то в это верит и объясняет для себя с этой точки зрения все общественные и нравственные процессы, кто-то это осмеивает и считает ерундой. И опять-таки, перед верующим человеком встает вопрос разумного к этому отношения.

    Господь остановит бытие мира тогда, когда будет утрачен смысл этого бытия

    Прежде всего, не нужно иллюзий: в мире, в котором мы живем, происходит непрекращающаяся борьба за власть, и только вместе с этим миром она закончится. И трудно предположить, что нет в нем тех людей, которые ведут борьбу, в том числе, за тайное мировое господство. Но конец мира, о котором мы говорим, не может быть подготовлен какой-либо политической силой, даже если это мировое правительство, да и не хотят эти силы никакого конца мира – они хотят земного царства. А приближает или отдаляет конец времен то, что происходит в нашем собственном сердце. Ибо Господь остановит бытие мира тогда, когда будет утрачен смысл этого бытия: когда на земле больше не будут рождаться люди, желающие и способные быть со Христом. И в этом смысле то недолгое страшное время, которое будет царствовать на земле антихрист, станет последней милостью Бога к падшему человечеству, ибо перед лицом абсолютного зла какая-то часть людей – может быть, ничтожная – все-таки поймет, Кто есть Господь, и в последний момент метнется к Нему.

    Не поддаваться усталости

    Что же касается антихриста, нужно, без сомнения, иметь в виду, что он возникнет не из ниоткуда – он возникнет из хаоса. Это очень эффективная и вполне понятная современному человеку технология: погрузить какую-либо территорию в состояние хаоса – разобщенности, ужаса, отчаяния, высочайшей смертности, – и когда у людей уже не останется ни сил за что-то бороться, ни надежд что-либо изменить, вывести на авансцену одну силу, одну личность, которая всё под собой объединит, беспорядок прекратит и получит благодаря этому всю полноту власти. Но вот только антихрист при этом потребует еще и отречения от Христа.

    Он возникнет не из ниоткуда – он возникнет из хаоса

    Очень большую роль в том, что антихрист будет человечеством воспринят, сыграет моральная усталость людей, желание переложить ответственность за свой выбор, за свою жизнь на чьи-то плечи, размытость критериев его оценки как личности и как правителя. И мы без каких-то тайнозрений можем видеть, что предпосылки ко всему этому в окружающем нас мире присутствуют. Разрушаются национальные традиции, разрушаются семейные традиции, разрушаются культурные традиции, а пространство без традиций похоже на голый лед, на котором человеку очень легко поскользнуться, очень трудно устоять и практически невозможно куда-то двигаться.

    Как не поддаться этой внутренней усталости даже тогда, когда она становится, как это принято говорить, мировым трендом? Ответ может показаться простым: человек тем менее подвержен впадению в равнодушное состояние, чем более четко он старается в своей жизни различать добро и зло. Тяжелее всего, оказывается, не столкнуться со злом как таковым – тяжелее всего человеку приходится тогда, когда он словно блуждает по дебрям, не разбирая, в какой стороне тьма, а в какой – свет, и в окружающем мире, и в его собственном бытии. Поэтому, опять-таки, это различение должно для нас становиться навыком – ежедневным, ежечасным, ежеминутным.

    Когда разрушается торжество суеты…

    Можно ли воспринимать окружающую действительность, этот разрушающийся, кажется, в самых своих основах мир, без панического страха? Да – и непременно нужно. Мне, как священнику, доводится совершать отпевание – и нельзя бывает не заметить в толпе собравшихся не столько скорбные, сколько испуганные и подавленные лица людей, словно не ожидавших, что земное бытие кого-то из их близких может рано или поздно закончиться. Зачастую они не вникают в то, что в этот момент поется, – а поются в это время (если отпевание совершается полным чином) потрясающие по своей глубине слова: «Днесь разрушается лукавое торжество суеты…». Вся суета, которая наполняла жизнь этого человека, ушла, и осталось только настоящее. И так же – внезапно, одномоментно и навсегда – исчезнет однажды суета для каждого из нас, а когда-то – и для всего этого мира. Закончатся искушения, закончится боль, закончится скорбь. И Господь примет нас, будем уповать на это, в Свои объятия Отча.