• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Читая текст, постарайтесь визуализировать все, что написано. Это поможет вам не запутаться в бесконечных цветах и оттенках, а также поспособствует точнее понять статью. В общем, вперед и с песней! Кстати, у кого что играет? Напишите, пожалуйста, в комментариях – интересно знать, что слушают люди, бороздя просторы интернета.

    Рассвет

    На рассвете освещение меняется очень быстро. Естественное освещение имеет голубоватый оттенок перед самым восходом. А если небо в это время ясное, может наблюдаться и эффект красного заката. В природе часто встречается сочетание высоких слоистых либо перистых облаков с низко расстилающимся туманом. В таких условиях есть переход солнечного света от направленного снизу вверх до общего более рассеянного света, при котором тени размываются. При отрицательной температуре эффект более выражен.

    На рассвете получаются превосходные снимки растений, отрытых пейзажей , водоемов, ориентированных на восток церквей. Зачастую туман расстилается в низинах, у водной глади. Очень эффектно выглядят долинные ландшафты, фотографируемые с высокой точки в восточном направлении. Нередко именно на рассвете снимаются сюжеты с техникой, металлоконструкциями и любыми другими объектами, имеющими глянцевитую блестящую поверхность. При естественном освещении подобные поверхности и отражения от них выглядят просто великолепно.

    Фотограф: Слава Степанов.

    Качество света в горах определяется местоположением. Если рельеф скрывает восход солнца, получить интересные световые эффекты практически невозможно. Также следует упомянуть, что на рассвете чаще всего наблюдается штиль. Это помогает получить идеальные снимки ровных поверхностей водоемов.

    Естественное освещение утром

    После восхода свет меняется очень быстро. В теплые месяцы солнце может рассеять туман или дымку, в холодный период – создать их (в результате испарения инея). Могут быть эффектными слабые испарения от водоемов, рек, влажных дорог. Если ночью был дождь, то утром влажные улицы и растения, тусклые в обычных условиях, заблестят множеством ярких искорок.

    С увеличением дистанции пейзаж размывается и светлеет. Это можно использовать для передачи 3-го измерения. В указанный период суток цвет освещения изменяется от теплого ярко-желтого с золотистыми нотками до тепловато-нейтрального тона. На снимках, сделанных утром, человеческая кожа выглядит очень ровной. Дело в том, что ночью наша кожа стягивается, и наутро лицо кажется посвежевшим - главное как следует умыться.

    Фотограф: Мария Килина.

    Спустя час, как солнце взошло, создается идеальное для фотосъемки освещение. Профессиональные фотографы нередко встают задолго до рассвета, чтобы успеть подготовиться к сессии и «поймать» оптимальный свет. Прогноз погоды практически не имеет значения, ведь утреннюю погоду сложно предсказать.

    Есть и другие причины подняться пораньше и заблаговременно добраться до места съемки. Вы сможете самостоятельно проследить изменения погоды и, ориентируясь на положение солнца, понять, в какое время будет оптимальное естественное освещение для фотосъемки конкретных сюжетов. Желательно вести соответствующие записи. Также не забывайте, что результаты наблюдений будут справедливыми только для конкретного времени года .

    Полдень

    Время и продолжительность идеального света зависит от широты местности и сезона. В северных регионах, где солнце не заходит, но и не поднимается слишком высоко, такой свет наблюдается большую часть ночи и весь день. В умеренных широтах подходящий свет сохраняется на протяжении нескольких часов. Но не стоит забывать, что при этом положение светила изменяется. Зимой оно может быть низко весь день (об этом я подробно ).

    Максимальная яркость наблюдается в течение четырех часов в самой середине дня. Жарким летом тоже есть 4 идеальных для фотосъемки часа. Два из них – после полудня, и еще два – утром. Между ними - мертвый период. В это время существует очень большая вероятность получить на фото пересветы.

    Фотограф: Овчинникова Елена.

    В экваториальных и тропических регионах естественное освещение в полдень не подходит для фотосъемки. Солнце расположено высоко над головой и создает назойливый, ослепляющий свет, который делает невыразительными окружающие пейзажи.

    Репортажную съемку людей можно проводить только с использованием заполняющего света посредством прямого дополнительного освещения либо отражателей. Рекомендуется применять свет, имеющий цветовую температуру примерно 5,2 тыс. Кельвин.

    Полуденный свет в таких регионах можно использовать только для съемки каньонов и ущелий, густо покрытых растительностью. В другое время суток в подобные уголки солнечный свет не попадает. Наличие прямых лучей помогает фотографу получить яркие контрастные снимки.

    Послеполуденное время и вечер

    При дневном нагревании воздух впитывает влагу от воды или земли. Поэтому во 2-й половине суток наблюдаются изменения спектрального состава (цвета) естественного освещения, которые не всегда присутствуют утром. Теплый воздух впитывает больше влаги. Охлаждаясь при движении светила к закату, он теряет способность удерживать влагу. Последняя конденсируется в невидимые мельчайшие капли, которые остаются в виде взвеси. При резком похолодании получается туман. Особенно это характерно морским регионам.

    Обычно туман очень слаб и визуально заметен по наличию легкой дымки, которая может «приглушить» свет. По этой причине послеобеденное время в летнюю пору может показаться унылым и сумрачным, даже если ярко светит солнце. На снимках это выражается «придавленными» цветами и тонами. Ближе к вечеру ситуация улучшается, поскольку солнечные лучи начинают пробивать себе путь сквозь дымку, состоящую из пылевых и водных частиц, и раскрывают воздушную перспективу.

    Фотограф: Мария Килина.

    Во 2-й половине летнего дня воздух в городе может выглядеть серым. Если посмотреть на город с самолета, можно заметить пелену голубоватой легкой дымки вокруг него. Следует учитывать, что пыль и влага рассеивают лучи естественного освещения. При высоко расположенном солнце красные лучи поглощаются, а синие – рассеиваются, повышая цветовую температуру. На снимках появляется холодная металлическая синева, выглядящая малопривлекательно.

    Вышесказанное частично объясняет, чем отличается послеобеденный свет от утреннего. Существуют и другие факторы, например, характерная ориентация строительных и прочих конструкций в различных местах. Те же сады располагают так, чтобы максимально улавливать солнечный свет. Деревья и растения обретают окончательную форму, которая зависит от особенности попадания на них солнечных лучей. Но в целом утренний свет более предпочтительное, чем послеобеденное.

    Закат

    На закате создается специфическое естественное освещение, характерное низкому положению светила, когда атмосфера позволяет пропускать красное длинноволновое излучение и отражает коротковолновое синее. Днем часть красных лучей поглощалась дымкой, а синие – рассеивались. Теперь ситуация обратная. Верхняя часть неба остается синей, поскольку изменился угол ее освещения. В результате появляются классные цветовые сочетания и плавные градиенты тонов.

    Закат может стать как и источником света, так и объектом самой съемки. В данном случае мы рассмотрим только качество излучения, характерного для этого времени суток. На закате солнечные лучи пробиваются сквозь дымку либо легкие облака. Их окраска постепенно теплеет (снижается цветовая температура).

    Многие фотографы считают подобное состояние атмосферы наиболее благоприятным для передачи естественного освещения в вечернее время и интересным в контексте цветовой гаммы. Если возникнет необходимость внести коррективы, это можно сделать посредством применения голубых светофильтров.

    При освещении производственных помещений используют естественное освещение , осуществляется за счет прямого и отраженного света неба.

    С физиологической точки зрения естественное освещение наиболее благоприятно для человека. В течение дня оно меняется в достаточно широких пределах в зависимости от состояния атмосферы (облачность). Свет, попав в помещение, многократно отражается от стен и потолка, попадает на освещенную поверхность в исследуемую точку. Таким образом, освещенность в исследуемой точке складывается из суммы освещенностей.

    Конструктивно естественное освещение подразделяют на:

      боковое (одно–, двустороннее) – осуществляемое через световые проемы (окна) в наружных стенах;

      верхнее – через световые проемы, расположенные в верхней части (крыше) здания;

      комбинированное – сочетание верхнего и бокового освещения.

    Естественное освещение характеризуется тем, что создаваемая освещенность изменяется в зависимости от времени суток, года, метеорологических условий. Поэтому в качестве критерия оценки естественного освещения принята относительная величина – коэффициент естественной освещенности (КЕО), или е , не зависящий от вышеуказанных параметров.

    Коэффициент естественной освещенности (КЕО) – отношение освещенности в данной точке внутри помещения Е вн к одновременному значению наружной горизонтальной освещенности Е н , создаваемой светом полностью открытого небосвода (не закрытого зданиями, сооружениями, деревьями) выраженного в процентах, т.е.:

    (8) где Е вн – освещенность внутри помещения в контрольной точке, лк;

    Е н – одновременно измеренная освещенность снаружи помещения, лк.

    Для измерения фактического КЕО необходимо проведение одновременных замеров освещенности внутри помещения Е вн в контрольной точке и наружной освещенности на горизонтальной площадке под полностью открытым небосводом Е н , свободном от предметов (зданий, деревьев) , закрывающих отдельные части небосвода. Измерения КЕО могут проводиться только при сплошной равномерной десятибалльной облачности (сплошная облачность, просветы отсутствуют). Измерения проводятся двумя наблюдателями с помощью двух люксметров, одновременно (наблюдатели должны быть оснащены хронометрами).

    Контрольные точки для замеров должны выбираться в соответствии с ГОСТ 24940–96 «Здания и сооружения. Методы измерения освещенности».

    Величины КЕО для различных помещений лежат в пределах 0,1–12%. Нормирование естественного освещения осуществляется в соответствии со СНиП 23–05–95 «Естественное и искусственное освещение».

    В небольших помещениях при одностороннем боковом освещении нормируется (т.е. измеряется фактическая освещенность и сравнивается с нормами) минимальное значение КЕО в точке, расположенной на пересечении вертикальной плоскости характерного разреза помещений и условной рабочей поверхности на расстоянии 1 м от стены, наиболее удаленной от световых проемов.

    Рабочая поверхность – поверхность, на которой производится работа и на которой нормируется или измеряется освещенность.

    Условная рабочая поверхность – горизонтальная поверхность на высоте 0,8м от пола.

    Характерный разрез помещения – это поперечный разрез посередине помещения, плоскость которого перпендикулярна плоскости остекления световых проемов (при боковом освещении) или продольной оси пролетов помещения.

    При двустороннем боковом освещении нормируют минимальное значение КЕО – в плоскости посередине помещения.

    В крупногабаритных производственных помещениях при боковом освещении минимальное значение КЕО нормируется в точке, удаленной от световых проемов:

      на 1,5 высоты помещения – для работ I –IV разрядов;

      на 2 высоты помещения – для работ V–VII разрядов;

      на 3 высоты помещения для работ VIII разряда.

    При верхнем и комбинированном освещении нормируется среднее значение КЕО в точках, расположенных на пересечении вертикальной плоскости характерного разреза помещения и условной рабочей поверхности или пола. Первая и последняя точки принимаются на расстоянии 1 м от поверхности стен или перегородок.

    (9)

    где e 1 , e 2 ,..., е n - значения КЕО в отдельных точках;

    n - число точек контроля освещенности.

    Допускается деление помещения на зоны с различными условиями естественного освещения, расчет естественного освещения производят в каждой зоне независимо друг от друга.

    При недостаточном по нормам естественном освещении в производственных помещениях его дополняют искусственным освещением . Такое освещение называется совмещенным .

    В производственных помещениях со зрительной работой I–III разрядов следует устраивать совмещенное освещение.

    В крупнопролетных сборочных цехах, в которых работы выполняются в значительной части объема помещения на разных уровнях от пола и на различно ориентированных в пространстве рабочих поверхностях применяют верхнее естественное освещение.

    Естественный свет должен равномерно освещать рабочие места. Для верхнего и комбинированного естественного освещения определяют неравномерность естественного освещения промышленных помещений, которая не должна превышать 3: 1 для работ I–VI разрядов по зрительным условиям, т.е.

    (10)

    Определенное по таблице 1 СНиП 23–05–95 значение КЕО, уточняется с учетом характеристики зрительной работы, системы освещения, района расположения зданий на территории страны по формуле

    , (11)

    где N – номер группы обеспеченности естественным светом (Прил. Д СНиП 23–05–95);

    е н – коэффициент естественного освещения (табл.1 СНиП 23–05–95);

    m N – коэффициент светового климата, определяемый в зависимости от района расположения здания на территории страны и ориентации здания относительно сторон света (cм. табл. 4 СНиП 23–05–95).

    Естественное освещение наиболее благоприятно для зрения, поскольку солнечный свет необходим для нормальной жизнедеятельности человека. Видимые лучи солнечного спектра (400-760 мкм) обеспечивают функцию зрения, определяют естественный биоритм организма, положительно влияют на эмоции, интенсивность обменных процессов; ультрафиолетовый спектр (290-400 мкм) - стимулирует процессы обмена веществ, кроветворения, регенерации тканей и обладает антирахитическим (синтез витамина D) и бактерицидным действием.

    Все помещения с постоянным пребыванием людей должны иметь, как правило, естественное освещение.

    Естественное освещение помещений создается за счет прямого, рассеянного и отраженного солнечного света. Оно может быть боковым, верхним, комбинированным. Боковое освещение - через световые проемы в наружных стенах, верхнее - через световые проемы в покрытии и фонари, а комбинированное - в наружных стенах и в покрытиях.

    Наиболее гигиенично боковое освещение, проникающее через окна, поскольку верхний свет при одной и той же площади остекления создает меньшую освещенность помещения; кроме того, световые проемы и фонари, расположенные в потолке, менее удобны для уборки и требуют специальных приспособлений для этой цели. Возможно использовать вторичное освещение, т.е. освещение через застекленные перегородки из соседнего помещения, оборудованного окнами. Однако оно не отвечает гигиеническим требованиям и допускается только в таких помещениях как коридоры, гардеробы, санузлы, душевые, подсобные помещения, моечные отделения.

    Проектирование естественного освещения зданий должно базироваться на детальном изучении технологических или иных процессов, выполняемых в помещении, а также на светоклиматических особенностях территории. При этом учитывают:

    Характеристику зрительной работы; местонахождение здания на карте светового климата;

    Требуемую равномерность естественного освещения;

    Расположение оборудования;

    Желательное направление падения светового потока на рабочую поверхность;

    Продолжительность использования естественного освещения в течение суток;

    Необходимость защиты от слепящего действия прямого солнечного света.

    В качестве гигиенических показателей естественной освещенности помещений применяют:

    Коэффициент естественной освещенности (КЕО) - отношение естественной освещенности внутри помещения в контрольных точках замера (не менее 5) к освещенности снаружи здания (%). Существует две группы методов определения КЕО - инструментальные и расчетные.

    В помещениях с боковым освещением нормируется минимальное значение коэффициента, а в помещениях с верхним и комбинированным освещением - среднее. Например, КЕО в торговых залах при боковом освещении должен быть равен 0,4-0,5 %, при верхнем - 2 %.

    Для предприятий общественного питания при проектировании бокового естественного освещения КЕО должен быть: для залов, буфетов - 0,4-0,5 %; горячих, холодных, кондитерских, доготовочных и заготовочных цехов - 0,8-1 %; моечных кухонной и столовой посуды - 0,4-0,5 %.

    Световой коэффициент - отношение площади застекленной поверхности окон к площади пола. В производственных, торговых и административных помещениях он должен составлять не менее -1:8, в бытовых - 1:10.

    Однако этот коэффициент не учитывает климатические условия, архитектурные особенности здания и прочие факторы, влияющие на интенсивность освещения. Так, интенсивность естественного освещения во многом зависит от устройства и расположения окон, ориентации их по сторонам света, затененности окон близлежащими зданиями, зелеными насаждениями.

    Угол падения - угол, образованный двумя линиями, одна из которых проходит от рабочего места к верхнему краю остекленной части оконного проема, другая - горизонтально от рабочего места к окну. Угол падения уменьшается по мере удаления от окна. Считается, что для нормальной освещенности естественным светом угол падения должен быть не менее 27о. Чем выше окно, тем больше угол падения.

    Угол отверстия - угол, образованный двумя линиями, одна из которых соединяет рабочее место с верхним краем окна, другая - с наивысшей точкой затемняющего свет объекта, расположенного перед окном (противостоящее здание, дерево и т.п.). При таком затемнении освещенность в помещении может оказаться неудовлетворительной, хотя угол падения и световой коэффициент вполне достаточны. Угол отверстия должен быть не менее 5о.

    Освещенность помещений находится в прямой зависимости от числа, формы и размера окон, а также от качества и чистоты стекол.

    Загрязненные стекла при двойном остеклении снижают естественную освещенность до 50-70 %, гладкое стекло задерживает 6-10 % света, матовое - 60, замерзшее - до 80%.

    На освещенность помещений влияет цвет стен: белый отражает до 80 % солнечных лучей, серый и желтый - 40 %, а синий и зеленый - 10-17 %.

    Для лучшего использования поступающего в помещение светового потока стены, потолки, и оборудование должны быть окрашены в светлые тона. Особенно важна светлая окраска оконных переплетов, потолков, верхних частей стен, которые обеспечивают максимум отраженных световых лучей.

    Резко снижает естественную освещенность помещений загромождение световых проемов. Поэтому на предприятиях запрещается заставлять окна оборудованием, продукцией, тарой как внутри, так и вне здания, а также заменять стекла фанерой, картоном и др.

    В складских помещениях освещение обычно не предусматривается, а в некоторых случаях нежелательно (например, в кладовых для хранения овощей), и не допускается (в холодильных камерах). Однако для хранения муки, крупы, макаронных изделий, пищеконцентратов, сухофруктов целесообразно естественное освещение.

    При недостаточном естественном освещении допускается комбинированное освещение, при котором одновременно используется естественный и искусственный свет.

    Еще по теме Гигиенические требования к естественному освещению:

    1. Гигиенические требования к естественному и искусственному освещению аптек, складов мелкооптовой торговли фармацевтической продукции.
    2. Гигиенические нормативы микроклимата спортивных помещений различной специализации. Естественное и искусственное освещение спортивных помещений с учетом гигиенических норм.
    3. Исследование и гигиеническая оценка условий естественного освещения.
    4. Тема 7. Гигиеническая оценка условий естественного и искусственного освещения помещений аптек и предприятий фармацевтической промышленности.
    5. Гигиеническая оценка инсоляционного режима, естественного и искусственного освещения (на примере помещений лечебно-профилактических и учебных учреждений)

    Естественное освещение используется в дневное время суток. Оно обеспечивает хорошую освещенность, равномерность; вследствие высокой диффузности (рассеивания) благоприятно действует на зрение и экономично. Помимо этого солнечный свет оказывает биологически оздоровляющее и тонизирующее воздействие на человека.

    Первичным источником естественного (дневного) света является Солнце, излучающее в мировое пространство мощный поток световой энергии. Эта энергия достигает поверхности Земли в виде прямого или рассеянного (диффузного) света. В светотехнических расчетах естественного освещения помещений учитывается только диффузный свет.

    Величина естественной наружной освещенности имеет большие колебания как по временам года, так и по часам суток. Значительные колебания величин естественной освещенности в течение дня зависят не только от времени суток, но и от перемены облачности.

    Таким образом, источники естественного света обладают особенностями, которые создают резко изменяющиеся условия освещения. Задача проектирования естественного освещения помещений сводится к рациональному использованию имеющихся в данном районе природных световых ресурсов.

    Естественное освещение помещений осуществляется через световые проемы и может быть выполнено в виде бокового, верхнего или комбинированного.

    Боковое - осуществляется через окна в наружных стенах здания; верхнее - через световые фонари, располагаемые в перекрытиях и имеющие различные формы и размеры; комбинированное - через окна и световые фонари.

    При естественном освещении распределение освещенности по помещению в зависимости от вида освещения характеризуется кривыми, показанными на рис. 36, а-г.


    Рис. 36. Схема распределения коэффициентов естественной освещенности в помещениях в зависимости от расположения световых проемов :

    а - одностороннем - боковом; б - двустороннем - боковом; в - верхнем; г - комбинированном (боковом и верхнем)

    Кривые естественной освещенности помещений надо учитывать при расстановке оборудования, с тем чтобы оно не затеняло рабочих мест, наиболее удаленных от световых проемов.

    Естественное освещение в помещении определяется коэффициентом естественной освещенности (КЕО) - е, представляющим собой выраженное в процентах отношение освещенности какой-либо точки помещения к точке на горизонтальной плоскости вне помещения, освещенной рассеянным светом всего небосвода, в тот же самый момент времени:

    где Е вн - освещенность точки внутри помещения; Е нар - освещенность точки вне помещения.

    Точка для замера освещенности внутри помещения определяется: при боковом освещении - на линии пересечения вертикальной плоскости характерного разреза помещения (оси оконного проема и т. п.) и горизонтальной плоскости, находящейся на высоте 1,0 м от пола и на расстоянии, наиболее удаленном от светового проема; при верхнем освещении или комбинированном (боковом и верхнем) - на линии пересечения вертикальной плоскости характерного разреза помещения и горизонтальной плоскости на высоте 0,8 м от пола.

    Коэффициент естественной освещенности устанавливается нормами и при боковом освещении определяется как минимальный - е мин, а при верхнем и комбинированном как средний - е ср.

    Значения коэффициентов естественной освещенности для средней полосы европейской части СССР, установленные СНиП II-A.8-72, приведены в табл. 6.

    Таблица 6


    Под понятием объекта различения подразумевается рассматриваемый предмет, отдельная его часть или различимый дефект (например, нить ткани, точка, риска, трещина, линия, образующая букву и т. п.), которые необходимо учитывать в процессе работы.

    При определении необходимой естественной освещенности рабочих мест в производственных помещениях, помимо коэффициента естественной освещенности, надлежит учитывать глубину помещения, площади пола, окон и фонарей, затемнение соседними зданиями, затенения окон противостоящими зданиями и др. Учет влияния этих факторов производится поправочными коэффициентами приложения 2 СНиП II-А.8-72.

    Воспользовавшись данным приложением, можно определить площадь световых проемов (окон или фонарей) по следующим формулам в зависимости от вида освещения помещения:

    при боковом освещении


    где m - коэффициент светового климата (без учета прямого солнечного света), определяемый в зависимости от района расположения здания; с - коэффициент солнечности климата (с учетом прямого солнечного света). Нормированное значение e н является минимально допустимым.

    Территория СССР по световому климату разделена на V поясов (I -самый северный, V - самый южный):

    Солнечность климата - характеристика, учитывающая пояс светового климата и световой поток, проникающий через светопроемы в помещение в течение года благодаря прямому солнечному свету, вероятности солнечного сияния, ориентации световых проемов по сторонам горизонта и их архитектурно-конструктивного решения.

    Коэффициент солнечности с колеблется в пределах от 0,65 до 1.

    Задачей расчета естественного освещения является определение отношения общей площади застекленных проемов окон и фонарей к площади пола (S ф /S п). Минимальные значения этого отношения приведены в табл. 7.

    Таблица 7


    Указанные в табл. 7 величины определены исходя из условия, что очистка стекол в помещении, а также покраска стен и потолков производятся регулярно в следующие сроки. При незначительном выделении пыли, дыма и копоти - не реже двух раз в год; покраска - не реже одного раза в три года. При значительных выделениях пыли, дыма и копоти - не реже четырех раз в год; покраска - не реже одного раза в год.

    Загрязненные стекла световых проемов (окон и фонарей) могут в пять-семь раз снизить освещенность помещений.