• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Венская классическая школа – творческое направление, сложившееся в Австрии во второй половине XVIII – первой четверти XIX вв. К нему принадлежат три великих композитора – Й.Гайдн, В.А.Моцарт, Л. ван Бетховен. Каждый из них обладал яркой творческой индивидуальностью, которая определяя и общий характер музыки, и выбор жанров, и особенности музыкального языка. Так, в музыке Гайдна преобладают светлые, радостные настроения, ведущую роль играют жанрово-бытовые элементы; у Моцарта особенно выделяется лирико-драматическое начало; главенствующая черта музыки Бетховена – героический пафос борьбы, преодоления, победы.

    Становление венской классической школы приходится на время бурного развития немецкого и австрийского просветительства. Переживает свой расцвет немецкая поэзия, возникает художественная критика, достигает высокого развития философия. Крупнейшие художники и мыслители эпохи – Гердер, Гете, Шиллер, Лессинг, Кант, Гегель – выдвигают новые гуманистические идеалы. Многое из их эстетических идеалов, в частности, провозглашенный Руссо лозунг свободы и естественности, нашли воплощение в творчестве композиторов венской классической школы. На творчество Бетховена неизгладимое влияние оказали идеи Великой французской революции.

    Композиторы венской классической школы унаследовали достижения так называемой ранней венской школы, виднейшими представителями которой были Вагензейль, Монн, Муффат, Стартер. Непосредственным предшественником венской классической школы был К.В.Глюк. Он начал свою оперную реформу в Вене и в своих парижских операх в основном остался верным венской традиции. Глюк создал оперное искусство мирового значения, повлиявшее на все последующее развитие европейской оперы.

    В числе важнейших музыкальных истоков венской классической школы – народная музыка. Население Австрии было многонациональным. В его состав помимо австрийских немцев входили также венгры, чехи, словенцы, обладавшие своей самобытной музыкальной культурой. В Вене встречалась народная музыка всех этих национальностей. Композиторы венской классической школы впитывали элементы их искусства, которые образовывали в творчестве характерный австрийский «сплав».

    Композиторы венской классической школы по существу обобщили весь предыдущий опыт мирового музыкального искусства. На этой основе и при сохранении главенствующей роли немецкого и австрийского национального элемента они выработали поистине универсальный язык. Композиторы венской классической школы осуществили чаяния передовых мыслителей и музыкантов эпохи – Гердера, рассматривавшего музыку как искусство человечества, Глюка, который признавался, что хотел бы писать музыку, понятную всем людям.


    Музыкальному языку композиторов венской классической школы свойственны красота, ясность, выразительность. Сравнительно с музыкой предклассического и раннеклассического периода их ритмика более естественна, непринужденна, разнообразна и характерна. Одна из важных новых черт музыкального языка представителей венской классической школы – четкое членение музыкальной ткани ни относительно краткие построения, строгого рода выразительные ячейки, отвечающие иному структурному принципу.

    Венская классическая школа принесла с собой огромное обогащение гармонии. Если предшественники применяли по преимуществу аккорды трех основных функций, то представители венской классической школы широко используют и другие созвучия мажорной и минорной систем, что знаменует возвращение на новой ступени к богатству гармонического языка Генделя и Баха. Они свободнее используют диссонансы, хроматизмы. Высокого развития достигает у них искусство модуляции. Ими применяются хроматические, энгармонические модуляции, неожиданные гармонические повороты, особенно часты у позднего Гайдна и Моцарта.

    Опираясь на богатства народно-песенного искусства, представители венской классической школы пришли к новому пониманию мелодии, ее функций и возможностей. Именно с периодом венской классической школы связано утверждение музыкальной темы не только как носителя определенной выразительности, но и как художественного образа, заключающего в себе богатые потенциальные возможности развития.

    Композиторы венской классической школы достигли высочайшего мастерства в области тематического развития, разработки, используя самые различные приемы – изменение тональности, гармонизации, ритма, элементов мелодии и т.п., но особенно характерно для них расчленение темы на отдельные мотивы, которые сами подвергаются различным преобразованиям и по-разному комбинируются друг с другом.

    Основной и наиболее характерной для венской классической школы музыкальной формой является сонатное аллегро. Хотя его становление началось значительно ранее, именно композиторы венской классической школы внесли решающий вклад в область формирования сонатного аллегро и создали подлинно классический тип этой формы. Ведущим принципом созданного ими сонатного аллегро является контраст и последующее его смягчение, приведение к единству.

    Сонатное аллегро композиторов венской классической школы является ведущим принципом многочастных инструментальных форм. В их творчестве складывается тип четырехчастного сонатно-симфонического цикла – с медленной лирической второй частью, менуэтом или скерцо в качестве третьей части и оживленным, часто рондообразным финалом.

    Цикл этот лежит в основе крупных инструментальных сочинений композиторов венской классической школы – симфоний, различных камерных ансамблей, получивших названия по их составу (трио, квартеты, квинтеты и т.п.), сонат для инструментов соло и с сопровождением. Лишь классический концерт строится как трехчастный цикл – в нем отсутствуют менуэт и скерцо. В остальном отклонения от вышеизложенной схемы встречаются редко.

    Сонатно-симфонический цикл, представляющий собой логически стройное и целесообразное объединение частей, послужил основой наивысших достижений композиторов венской классической школы в области инструментальной музыки. В этих крупных инструментальных сочинениях, выражающий большое жизненное содержание, они поднялись на высочайшую ступень художественного обобщения. Во многих зрелых инструментальных сочинениях Гайдна, Моцарта и Бетховена единая идейная концепция обусловливает и тематические связи между отдельными частями.

    Могучее развитие инструментальной музыки в творчестве композиторов венской классической школы тесно связано и с развитием инструментария, исполнительских ансамблей и объединений. Высшим таким объединением был симфонический оркестр, сформировавшийся именно в этот период. Состав классического симфонического оркестра установился во второй половине XVIII века в творчестве Гайдна. Ни один из инструментов, вошедших в классический оркестр, не был новым; изменились однако их функции. Состав оркестра в целом стабилизировался. Ведущее место в оркестре заняли скрипка и инструменты ее семейства (смычковый квинтет), в группу духовых в качестве равноправных членов вошли кларнет и валторна. Тромбон вошел в симфонический оркестр только с Пятой симфонии Бетховена. При довольно большой струнной группе (от 24 до 30 скрипок, 10 -20 прочих струнных инструментов), утвердился парный состав деревянных (кроме флейты) и медных духовых инструментов (3-4 валторны привлекались лишь в виде исключения); из ударных постоянно применялись литавры. Все инструменты использовались в наиболее естественных объемах и регистрах. Духовые, выполнявшие прежде вспомогательные функции, стали самостоятельной группой, обладающей характерными тембровыми возможностями.

    Венские классики вошли в мировую историю музыки как крупнейшие реформаторы Их творчество не только уникально само по себе, оно ценно еще и тем, что определило дальнейшее развитие музыкального театра, жанров, стилей и направлений. Их сочинения заложили основу того, что в наше время принято считать классической музыкой.

    Общая характеристика эпохи

    Этих авторов объединяет то, что они творили на рубеже двух крупнейших культурно-исторических эпох: классицизма и романтизма. Венские классики жили в переходное время, когда шел активный поиск новых форм не только в музыке, но и художественной литературе, живописи, архитектуре. Все это во многом определило направление их деятельности и проблематику сочинений. XVIII - первая половина XIX века ознаменовались серьезными политическими потрясениями, войнами, которые в буквальном смысле перевернули карту Европы и оказали сильнейшее воздействие на умы современной интеллигенции и образованных кругов общества. Не стали исключением и венские классики. Например, общеизвестен тот факт, что наполеоновские войны очень сильно повлияли на творчество Бетховена, который в своей знаменитой 9 симфонии ("Хоральной") провел мысль о всеобщем единении и мире. Это был своеобразный ответ на все те катаклизмы, которые потрясли европейский континент в рассматриваемое нами время.

    Культурная жизнь

    Венские классики жили в период, когда барокко отошло на второй план, и ведущую роль стало играть новое направление. Оно стремилось к гармонии форм, единству композиции и поэтому отказалось от пышных форм предыдущей эпохи. Классицизм стал определять культурный облик многих европейских государств. Но вместе с тем уже тогда наметилась тенденция к преодолению жестких форм этого течения и созданию сильных произведений с элементами драмы и даже трагедии. То были первые признаки появления романтизма, который определил культурное развитие всего 19 века.

    Реформа оперы

    Венские классики сыграли определяющую роль в развитии всех музыкальных жанров рассматриваемого периода. Каждый из них, если можно так выразиться, специализировался на каком-либо одном стиле или музыкальной форме, но все их достижения вошли в золотой фонд мировой музыки. Глюк (композитор) был крупнейшим и одним из самых известных авторов своего времени. Его роль в развитии театра трудно переоценить: ведь именно он придал жанру оперы тот законченный вид, в котором мы его знаем теперь. Заслуга Кристофера Глюка состоит в том, что он первый отошел от понимания оперы как произведения для демонстрации вокальных способностей, но подчинил музыкальное начало драматургии.

    Значение

    Глюк - композитор, который сделал оперу настоящим спектаклем. В его произведениях, а также в сочинениях его последователей вокал стал во многом зависеть от слова. Сюжет и композиция, а самое главное - драма, стали определять развитие музыкальной линии. Таким образом, опера перестала быть исключительно развлекательным жанром, но превратилась в серьезный вид музыкального творения со сложной драматургией, интересными, с психологической точки зрения, персонажами, увлекательной композицией.

    Произведения композитора

    Венская классическая школа легла в основу всего мирового музыкального театра. Немалая заслуга в этом принадлежит Глюку. Его опера «Орфей и Эвридика» стала прорывом в данном жанре. В ней автор сконцентрировал внимание не на виртуозности исполнения, а на драме героев, благодаря чему произведение получило такое звучание и исполняется до сих пор. Другая опера - «Альцеста» - также была новым словом в мировой музыке. Австрийский композитор снова сделал упор на развитие сюжетной линии, благодаря чему произведение получило мощную психологическую окраску. Сочинение до сих пор исполняется на лучших сценах мира, что говорит о том, что реформа оперного жанра, проведенная Глюком, имела принципиальное значение для эволюции музыкального театра в целом и определила дальнейшее развитие оперы в указанном направлении.

    Следующий этап развития

    Австрийский композитор Гайдн тоже принадлежит к знаменитой плеяде авторов, внесших существенный вклад в реформирование музыкальных жанров. Он известен прежде всего как создатель симфоний и квартетов. Благодаря им маэстро получил широкую популярность не только в центральноевропейских странах, но и за их пределами. Наиболее широко известными являются его произведения, которые вошли в мировой репертуар под названием «Двенадцать лондонских симфоний». Они отличаются чувством оптимизма и жизнерадостности, что, впрочем, характерно почти для всех сочинений этого композитора.

    Особенности творчества

    Характерной чертой произведений Йозефа Гайдна была их связь с фольклором. В работах композитора очень часто можно услышать песенно-танцевальные мотивы, которые и сделали его работы такими узнаваемыми. В этом отразилось мироощущение автора, который во многом подражал Моцарту, считая его лучшим композитором в мире. У него он и заимствовал радостные светлые мелодии, которые сделали его работы необыкновенно выразительными и яркими по звучанию.

    Другие работы автора

    Оперы Гайдна не пользуются такой широкой популярностью, как его квартеты и симфонии. Тем не менее данный музыкальный жанр занимает видное место в творчестве австрийского композитора, поэтому следует упомянуть ряд его сочинений этого рода, тем более что они являются заметным этапом в его творческой биографии. Одна из его опер носит название «Аптекарь» и была написана к открытию нового театра. Еще несколько сочинений подобного рода Гайдн создал также для новых зданий театра. Он писал в основном в стиле итальянской оперы-буффа и иногда соединял комические и драматические элементы.

    Наиболее знаменитые сочинения

    Квартеты Гайдна по праву называют жемчужной мировой классической музыки. В них объединились основные принципы композитора: изящность формы, виртуозность исполнения, оптимистическое звучание, тематическое многообразие и оригинальный способ исполнения. Один из известных циклов назван «Русским», поскольку посвящен цесаревичу Павлу Петровичу, будущему российскому императору Павлу I. Другая группа квартетов предназначена для прусского короля. Эти сочинения были написаны в новой манере, поскольку отличались необыкновенной гибкостью звучанию, богатством контрастных музыкальных оттенков. Именно с данным видом музыкального жанра имя композитора получило мировое значение. Здесь же следует отметить, что автор часто прибегал к так называемым «сюрпризам» в своих сочинениях, делая неожиданные музыкальные пассажи в тех местах, где публика меньше всего это ожидала. К числу таких необычных сочинений принадлежит «Детская симфония» Гайдна.

    Общая характеристика творчества Моцарта

    Это один из самых известных авторов музыки, который до сих пор пользуется необыкновенной популярностью поклонников классики и любим во всем мире. Успех его сочинений объясняется тем, что они отличаются логической стройностью и завершенностью. В связи с этим многие исследователи относят его творчество к эпохе классицизма. Однако другие считают, что венский композитор стал предвестником романтизма: ведь в его произведениях уже отчетливо наметилась тенденция к изображению сильных незаурядных образов, а также глубокая психологическая проработка персонажей (речь в данном случае идет об опере). Как бы то ни было, но сочинения маэстро отличаются глубиной и вместе с тем необыкновенной легкостью восприятия, драматизмом и оптимизмом. Они легки и доступны для восприятия каждого, но одновременно очень серьезны и философичны по своему содержанию и звучанию. Именно в этом и заключается феномен его успеха.

    Оперы композитора

    Венская классическая школа сыграла определяющую роль в развитии оперного жанра. Огромная заслуга в этом принадлежит Моцарту. Спектакли, поставленные на его музыку, до сих пор пользуются огромной популярностью и любовью не только истых меломанов, но и массовой публики. Пожалуй, это единственный композитор, чью музыку так или иначе знают все, даже если имеют самое отдаленное представление об его творчестве.

    Самой знаменитой оперой, пожалуй, является «Свадьба Фигаро». Это, наверное, самое жизнерадостное и одновременно необыкновенное смешное сочинение автора. Юмор звучит почти в каждой партии, что обеспечило ему такую популярность. Знаменитая ария главного героя уже на следующий день стала настоящим хитом. Музыка Моцарта - яркая, игривая, шаловливая, но вместе с тем необыкновенно мудрая по своей простоте - сразу завоевала всеобщую любовь и признание.

    Еще одна знаменитая опера автора - «Дон Жуан». По популярности она, пожалуй, не уступает вышеупомянутой: постановки этого спектакля можно увидеть и в наше время. Показателен тот факт, что довольно сложную историю этого человека композитор преподнес в очень простой и вместе с тем серьезной форме, тем самым еще раз продемонстрировав свою глубокое понимание жизни. В этом гений сумел показать и драматическую, и оптимистическую составляющие, которые во всех его произведениях неразрывно друг с другом связаны.

    В наше время не меньшей известностью пользуется опера «Волшебная флейта». Музыка Моцарта достигла в ней апогея по своей выразительности. В этом сочинении она легка, воздушна, весела и вместе с тем необыкновенно серьезна, так что остается только удивляться, каким образом автор сумел в таких простых, гармоничных звуках передать целую философскую систему. Известны и другие оперы композитора, например, в настоящее время периодически можно услышать «Милосердие Тита», причем как в театральном, так и в концертном исполнении. Таким образом, оперный жанр занимал одно из главных мест в творчестве гениального композитора.

    Отдельные произведения

    Композитор работал в самых различных направлениях и создал большое количество музыкальных произведений. Моцарт, «Ночная серенада» которого, например, уже давно вышла за рамки концертных исполнений и получила широкую известность, писал очень простым и доступным языком. Возможно, именно поэтому его часто называют гением гармонии. Даже в трагических произведениях звучал мотив надежды. В «Реквиеме» он выразил свои мысли о лучшей будущей жизни, так что, несмотря на трагический тон музыки, произведение оставляет чувство просветленного умиротворения.

    Концерт Моцарта также отличается стройной гармонией и логической завершенностью. Все части подчинены единой теме и объединены общим мотивом, который задает тон всему произведению. Поэтому его музыка слушается на одном дыхании. В данном виде жанра нашли воплощение основные принципы творчества композитора: гармоничное сочетание звуков и частей, светлое и одновременно виртуозное звучание оркестра. Никто другой не мог так стройно выстроить свое музыкальное произведение, как Моцарт. «Ночная серенада» композитора - это своеобразный эталон гармоничного сочетания разных по звучанию частей. Бодрые и громкие пассажи очень ритмично сменяются чуть слышными виртуозными партиями.

    Отдельно следует сказать о мессах автора. Они занимают видное место в его творчестве и, так же как и другие произведения, проникнуты чувством светлой надежды и просветленной радости. Также следует упомянуть про знаменитое «Турецкое рондо», которое вышло за рамки концертных исполнений, так что его часто можно услышать даже в рекламах по телевидению. Но наибольшим чувством гармонии, пожалуй, обладает концерт Моцарта, в котором принцип логической завершенности достиг наивысшей степени.

    Кратко о творчестве Бетховена

    Этот композитор всецело принадлежит к эпохе господства романтизма. Если Иоганн Амадей Моцарт стоит как бы на пороге классицизма и нового направления, то Людвиг Ван Бетховен полностью перешел на изображение сильных страстей, мощных чувств и незаурядных личностей в своих произведениях. Он стал, пожалуй, самым ярким представителем романтизма. Показателен тот факт, что, обращаясь к драматическим, трагическим темам, он написал всего одну оперу. Главным же жанром для него оставались симфонии и сонаты. Ему принадлежит заслуга в реформировании этих сочинений, так же, как Глюк в свое время преобразовал оперный спектакль.

    Яркой особенностью творчества композитора было то, что главной темой его произведений являлось изображение мощной, титанической воли личности, которая огромным усилием воли преодолевает трудности и все преграды. Также много места Л. В. Бетховен в своих сочинениях отводил теме борьбы и противостояния, а также мотиву всеобщего единения.

    Некоторые факты биографии

    Он происходил из семьи музыкантов. Его отец хотел, чтобы мальчик стал знаменитым композитором, поэтому занимался с ним, прибегая к довольно суровым методам. Возможно, именно поэтому ребенок вырос мрачным и суровым по натуре, что впоследствии сказалось на его творчестве. Бетховен работал и жил в Вене, где занимался с Гайдном, но эти занятия очень быстро разочаровали и ученика, и учителя. Последний обращал внимание на то, что у молодого автора преобладают довольно мрачные мотивы, что в то время было не принято.

    Биография Бетховена кратко повествует также о периоде его увлечения освободительной борьбой. Наполеоновские войны он поначалу принял с воодушевлением, однако впоследствии, когда Бонапарт провозгласил себя императором, отказался от мысли писать в его честь симфонию. В 1796 году Людвиг стал терять слух. Однако это не прервало его творческую деятельность. Уже будучи совершенно глухим, он написал свою знаменитую 9 симфонию, которая стала настоящим шедевром в мировом музыкальном репертуаре. (кратко рассказать об этом невозможно) содержит также информацию о дружбе маэстро с выдающимися людьми своего времени. Несмотря на замкнутый и резкий характер, композитор дружил с Вебером, Гете и другими деятелями эпохи классицизма.

    Наиболее известные произведения

    Выше уже говорилось о том, что характерной особенностью творчества Л. В. Бетховена было стремление изобразить сильные, эмоциональные характеры, борьбу страстей, преодоление трудностей. Среди произведений такого жанра особо выделяют «Аппассионату», которая по накалу чувств и эмоций, пожалуй, является одной из самых сильных. Когда композитора спрашивали о замысле её создания, то он ссылался на пьесу Шекспира «Буря», которая, по его словам, и послужила источником вдохновения. Автор проводил параллель между мотивами титанических порывов в сочинении драматурга и своей музыкальной интерпретации данной темы.

    Одна из самых популярных работ автора - это «Лунная соната», которая, напротив, проникнута чувством гармонии и умиротворения, как бы в противовес драматической мелодии его симфоний. Показателен тот факт, что само название данному произведению дали современники композитора, возможно, потому, что музыка напоминала морские переливы тихой ночью. Именно такие ассоциации возникали у большинства слушателей при прослушивании данной сонаты. Не меньшей, а может, даже и бо́льшей популярностью пользуется знаменитое сочинение «К Элизе», которое композитор посвятил жене русского императора Александра I Елизавете Алексеевне (Луизе). Данное сочинение поражает удивительным сочетание легких мотивов и серьезных драматических пассажей в середине. Особое место в творчестве маэстро занимает его единственная опера «Фиделио» (переводится как «Верный» с итальянского языка). Это произведение, как и многие другие, проникнуто пафосом свободолюбия и призывом к свободе. «Фиделио» до сих пор не сходит со сцен ведущих хотя признание опера получила, как это почти всегда бывает, не сразу.

    Девятая симфония

    Это сочинение является, пожалуй, самым известным среди остальных работ композитора. Оно было написано за три года до его смерти, в 1824 году. Девятая симфония завершает долгие и многолетние поиски композитора в создании совершенного симфонического произведения. Она отличается от всех предыдущих тем, что, во-первых, в ней введена хоровая часть (на знаменитую «Оду радости» Ф. Шиллера), а во-вторых, в ней композитор реформировал структуру симфонического жанра. Главная тема постепенно раскрывается через каждую часть произведения. Начало симфонии довольно мрачное, тяжелое, однако уже тогда звучит отдаленный мотив примирения и просветления, который нарастает по мере развития музыкальной композиции. Наконец, в самом финале звучит довольно мощный хоровой вокал, призывающий всех людей мира объединиться. Таким образом композитор еще больше подчеркнул главную идею своего произведения. Он хотел, чтобы его мысль была выражена как можно более отчетливо, поэтому не ограничился только музыкой, но ввел и исполнение певцов. Симфония имела оглушительный успех: на первом представлении публика устроила композитору овации. Показателен тот факт, что Л. В. Бетховен сочинил ее, будучи уже совершенно глухим человеком.

    Значение венской школы

    Глюк, Гайдн, Моцарт, Бетховен стали основоположниками классической музыки, оказав огромное влияние на всю последующую музыкальную историю не только Европы, но и мира. Значение этих композиторов и их вклад в реформирование музыкального театра трудно переоценить. Работая в самых различных жанрах, они создали костяк и форму произведений, на основе которых их последователи сочиняли новые произведения. Многие их творения давно вышли за рамки концертных исполнений и получили широкое звучание в кинофильмах, на телевидении. «Турецкое рондо», «Лунная соната» и многие другие сочинения данных авторов известны не только меломанам, но даже и тем, кто не знаком близко с классической музыкой. Венский этап развития классики многие исследователи совершенно справедливо называют определяющим в истории музыки, поскольку именно в этот период были заложены основные приниципы создания и написания опер, симфоний, сонат и квартетов.

    Венская классика является направлением европейской музыки второй половины XVIII и первой четверти XIX веков. Это направление характеризуется наличием аккомпанемента, сквозных тем, а также работой над формой и темой. Венский классицизм от остальных направлений классической музыки отличается логичностью, универсальностью и ясностью художественного мышления и формы. Сочинения гармонично сочетают в себе комические и трагические нотки, естественность звучания расчет, интеллектуальную и эмоциональную тематику.

    В музыке венских классиков ярко выражена динамика, которая в полной мере отражается в сонатной форме, что и объясняет симфонизм многих сочинений этого жанра. Именно с этим направлением - с симфонизмом и связано развитие основных инструментальных жанров эпохи венской классики: камерного ансамбля, концерта, симфонии и сонаты. В это же окончательное формирование четырех-частного сонатно-симфонического цикла. Разработанная венской школой классики система форм, жанров и правил гармонии действует до сих пор.

    Расцвет венского классицизма выпал на эпоху развития симфонического оркестра, его определением с функциональностью оркестровых групп и стабильного состава. Образовались основные типы классических камерных ансамблей: струнный квартет, фортепианное трио и так далее. Из сольного инструментала наиболее сильно выделилась фортепианная музыка.

    Венские классики

    Впервые термин «венские классики» был упомянут в 1834 году австрийским музыковедом Рафаэлем Георгом Кизеветтером по отношению к Гайдну и Моцарту, чуть позже другими авторами в этот был и Бетховен. Венские классики считаются представителями Первой Венской школы.

    Каждый из трех мастеров венской классики внес свою лепту в развитие музыки этого направления. Бетховен, как и Гайдн, предпочел музыку, но если Бетховен тяготел к героике, то Гайдн – к народно-жанровым образам.

    Более универсальный Моцарт в равной степени проявил себя как в инструментальных, так и в оперных жанрах, но отдавал предпочтение лирике. Оперные сочинения Моцарта помогли в развитии различных направлений этого жанра: лирической, музыкальной драмы, социально-обличительной комедии и философской оперы-сказки.

    Трех разных композиторов объединяет превосходное владение приемами композиции и умением создавать разнообразную музыку: от полифонии эпохи барокко до народных песен. Вена же в то время была столицей музыкальной культуры, центральной площадкой ее развития.

    Иногда сюда же относят М. Гайдна и К.Д. фон Диттерсдорфа.

    Особенности музыки

    Трёх великих композиторов венской школы объединяет виртуозное владение разнообразнейшими стилями музыки и приёмами композиции: от народных песен до полифонии эпохи барокко . Венские классики создали тот высокий тип инструментальной музыки, в котором все богатство образного содержания воплощено в совершенную художественную форму.

    Основной особенностью данного направления является применение трёх приёмов: обязательного аккомпанемента , наличия сквозных тем и работы над темой и формой.

    Для искусства представителей венской классической школы характерны универсальность художественного мышления, логичность, ясность художественной формы. В их сочинениях органично сочетаются чувства и интеллект, трагическое и комическое, точный расчёт и естественность, непринуждённость высказывания.

    В творчестве венских классиков выражено динамическое понимание жизненных процессов, нашедшее наиболее полное воплощение в сонатной форме и обусловившее симфонизм многих их сочинений. С симфонизмом, в широком смысле, связаны расцвет ведущих инструментальных жанров эпохи - симфонии , сонаты , концерта и камерного ансамбля, окончательное формирование 4-хчастного сонатно-симфонического цикла.

    Расцвет венской классической школы совпал с общим процессом становления симфонического оркестра - его стабильного состава, функциональной определённости оркестровых групп. Сложились главные классические типы камерных ансамблей - фортепианное трио, струнный квартет и другие. Из музыки для сольных инструментов особенно выделилась фортепьянная музыка. Оперное творчество Моцарта открыло широкие перспективы развития различных типов оперы - лирической и социально-обличительной комедии, музыкальной драмы, философской оперы-сказки и других.

    Каждый из мастеров венской классической школы обладал неповторимой индивидуальностью. Гайдну и Бетховену наиболее близкой оказалась сфера инструментальной музыки, Моцарт в равной мере проявил себя и в оперном, и в инструментальных жанрах. Гайдн больше тяготел к объективным народно-жанровым образам, юмору, шутке, Бетховен - к героике, Моцарт, будучи универсальным художником - к разнообразным оттенкам лирического переживания.

    Центральной площадкой развития данного музыкального направления стала Вена , столица музыкальной культуры того времени. И если Париж с его оперой и Лондон с его публичными концертами были задающими тон музыкальными городами Европы второй половины XVIII века , то Вена после смерти прославленного Моцарта и переезда в неё Бетховена занимала в мире музыки господствующее положение. И если Моцарт при жизни был скорее одним из известных венских композиторов, то Бетховен уже считал Вену венцом своей творческой карьеры. Это обстоятельство прозорливо подметил почитатель Бетховена граф Фердинанд Эрнст Габриель фон Вальдштайн в своем письме к нему: «Благодаря Вашему неустанному усердию Вы получите дух Моцарта из рук Гайдна»

    Термин «венские классики» впервые был употреблен австрийским музыковедом Рафаэлем Георгом Кизеветтером в 1834 году в отношении Гайдна и Моцарта. Позднее другие авторы добавили в этот список и Бетховена. Венских классиков часто называют также представителями Первой венской школы.

    Система жанров, форм и правил гармонии, разработанная классической венской школой, сохраняет своё значение и до сих пор.

    Ссылки


    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Смотреть что такое "Венская классика" в других словарях:

      - (венская классика, венский классицизм) направление европейской музыки второй половины XVIII первой четверти XIX вв. К нему принадлежат композиторы Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт и Людвиг ван Бетховен. Особенности музыки Трёх великих… … Википедия

      - (нем. Wiener Klassik) творческое направление, сложившееся в Австрии во 2 й пол. 18 в. 1 й четверти 19 в. К нему принадлежат три великих композитора Й. Гайдн, В. А. Моцарт и Л. Бетховен. Каждый из них обладал яркой творч. индивидуальностью … Музыкальная энциклопедия

      - (греч. melodia, от melos напев, песня и odn песня, пение) одноголосно выраженная музыкальная мысль (по И. В. Способину). В гомофонной музыке функция мелодии присуща обычно верхнему, ведущему голосу, тогда как второстепенные средние голоса … Музыкальная энциклопедия

      Государственный струнный квартет имени М. И. Глинки Жанр струнный квартет Годы 1994 н.в. Страна … Википедия

      Для этой статьи не заполнен шаблон карточка. Вы можете помочь проекту, добавив его. В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Гёбель. Рейнхард Гёбель (Re … Википедия

      Венская Вотивкирхе характерный памятник неоготической архитектуры XIX века. Готическое (также псевдоготическое) направление в искусстве Нового времени направление в европейском и американском искусстве XVIII XX веков. Готическая эстетика… … Википедия

      Литература Многонациональная советская литература представляет собой качественно новый этап развития литературы. Как определённое художественное целое, объединённое единой социально идеологической направленностью, общностью… …

      - (Gluck) Кристоф Виллибальд (2.7.1714, Эрасбах, 15.11.1787, Вена), австрийский композитор. Детство и юность провёл в Чехии. Одним из его учителей был крупнейший чешский органист и композитор Б. Черногорский. Г. занимался пением и игрой на… … Большая советская энциклопедия

    Венские классики

    Честно говоря, чаще можно услышать о венских вальсах или прочитать о существовании венских стульев, чем о венских классиках. Кто они?

    Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт, Людвиг ван Бетховен.

    Эти-то имена хорошо знакомы. А что, нужно говорить "венский классик Моцарт"?

    Нет, просто классик.

    А почему венский?

    Потому что главные периоды творчества венских классиков связаны с Веной и приходятся на одну эпоху: вторую половину XVIII - первую четверть XIX века.

    Это и есть то, что их объединяет?

    Да, но принадлежность к городу - это не паспортная прописка. Это острая духовная потребность жить в нем, общаться с его жителями, потреблять и приумножать его культуру и искусство. Свойство крупных культурных центров - притягивать к себе художников. Это создает особую питательную среду для талантов, которые учатся друг у друга, соревнуются. Возникает высокий уровень художественности.

    Почему именно Вена и именно в эту эпоху оказалась таким духовно богатым городом?

    Вена - одна из жемчужин Европы. Расположенная на важном торговом пути между Прибалтикой и Центральной Европой, соединяющая их со Средиземноморьем, она многонациональна, приветлива и необычайно красива. Ее архитектурная красота простирается на весь образ жизни. Вена славится производством самых красивых вещей быта - мебели, гобеленов, одежды, обуви и т. д. О том, как окружающая нас красота благотворно действует на людей, тем более художественного склада, - говорить излишне.

    Видимо, и музыка хорошо себя чувствует в этом городе?

    Между прочим, на слух не так просто отличить Моцарта от Гайдна. Да и вообще, когда слушаешь музыку того времени, всегда думаешь, что это Моцарт. А потом объявляют: то Гайдн, то Паизиелло, то Бортнянский, то Мысливечек.

    Ну если честно, то и в музыке других эпох мы часто путаемся. То не отличим Баха от Генделя, то Листа от Шопена, то Прокофьева от Бартока. Но это наблюдение верно. Моцарт действительно - центральная фигура XVIII века. И в то же время тогда, пожалуй, об индивидуальности стиля композитор заботился меньше.

    Чем отличаются друг от друга Гайдн, Моцарт, Бетховен?

    Это пусть они сами расскажут своей музыкой. Имеющий уши да услышит. Познакомьтесь с их симфониями, например. Правда, у Гайдна их 104, у Моцарта - 41, а у Бетховена - 9, не так просто их узнать, да все и необязательно. Но прослушав хотя бы по десять сочинений каждого из этих композиторов, пусть это будут сонаты, квартеты, инструментальные концерты, мессы, - вы уже на слух начнете различать.

    А оперы и балеты?

    Есть по одному балету у Бетховена ("Творения Прометея") и у Моцарта ("Безделушки"). В то время жанр балета был не столь развит, как столетием позже. Оперы же есть у каждого из венских классиков, но занимают в их творчестве различное положение.

    Никогда не слышал словосочетания "опера Гайдна". Обычно симфония, соната, квартет.

    Однако он написал 24 оперы, хотя исполняются они крайне редко. Гайдн писал оперы для камерного театра князя Эстергази, и они не вошли в общеевропейский репертуар. Другое дело Моцарт. У него тоже много опер (17), и не все они выжили, но среди них Дон-Жуан, Свадьба Фигаро, Волшебная флейта, Похищение из сераля и другие, тоже популярные.

    А что Бетховен?

    У него одно "дитя" в этом жанре - героическая опера Фиделио . Он мучительно писал ее, переделывал, но она вошла в мировую оперную сокровищницу.

    Значит, все-таки венские классики писали преимущественно инструментальную музыку. С чем это связано?

    К этому времени усовершенствовался инструментарий и соответственно оркестр, откристаллизовались многие музыкальные формы, которые они широко использовали, совершенствовали и развивали. Формы сонатного аллегро (см. статьи Аллегро и Соната), вариаций, рондо и др. - это универсальные и емкие схемы, одинаково пригодные для беззаботной пасторали и страстного романтического взрыва чувств, нежной лирики и отважной героики. И каждый из этих великих мастеров владел всей "палитрой", но имел, конечно, излюбленные сферы: Гайдн - жанрово-танцевальную, комическую, Моцарт - лирико-драматическую, Бетховен - героическую.

    Наконец, философия и мировоззрение эпохи Просвещения, Великой французской революции - порождали в них рационализм, веру в просвещение и цивилизацию, в добро и гуманизм. Все это воплощалось в стройной красоте музыки, лаконизме, ясности и простоте мелодики, в отточенности и логике всей музыкальной конструкции.

    Все, что вы назвали, свойственно классицизму как стилю в искусстве. Эти композиторы - классики или классицисты?

    То и другое. Классики, потому что их музыка осталась в веках. Классицисты, потому что они и не могли быть другими в эту эпоху, на них безусловно влияла философия теоретика классицизма Г. Э. Лессинга. Но одновременно возникло и течение Бури и натиска (Sturm und Drang), возглавленное философом И. Г. Гердером. Оно взрывало гармоничность классицизма, подготавливая романтизм.

    Можно ли кратко сформулировать, в чем суть творчества венских классиков?

    В том, что, отбирая из общей копилки музыкального стиля своей эпохи интонации, гармонии, формы и даже образы, каждый из них остался неповторимой индивидуальностью, не желающей укладываться ни в какие схемы, как бы ни было удобно потомкам разложить их всех "по полочкам".

    М. Г. Рыцарева