• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    
    Журнал Discovery (сентябрь 2012)

    Живёт в пустыне Сахара и в прилегающих к ней странах таинственный народ – туареги.
    И хотя это слово часто мелькает на страницах иностранной хроники, на самом деле об этом народе, его истории и культуре не так много известно.
    И в то же время туареги разительно отличаются от всех других народов Африки.

    У туарегов есть несколько легенд, объясняющих их происхождение и появление в Африке.
    В соответствии с одной из легенд, родиной туарегов был остров в Атлантическом океане, после исчезновения которого в результате природного катаклизма вместе с населявшими его людьми остались только купцы, торговцы и сопровождавшие их люди, которые расселились потом по Африке.


    Говорят, что туареги – народ группы берберов, хотя внешне их коренная часть сильно отличается от берберов.
    И всё же считается, что язык туарегов «томашек» относится к группе берберских языков. У туарегов имеется своя особая письменность «тифинаг», происходящая, по мнению учёных, от древней ливийской письменности.

    Туареги считаются потомками берберов – зенага, европеоидной расы, частично смешавшейся с африканским и арабским населением Африки.
    Многие туареги – светлокожие, высокие ростом, голубоглазые, со слабоволнистыми волосами, то есть обладают типичной внешностью жителей Средиземноморья.
    Их предки занимались в основном земледелием на юге Аравийского полуострова, пока их в 8 веке не вытеснили оттуда арабы.
    Они переселились в Северную Африку и перешли к кочевому образу жизни, сохранив язык и культуру.

    Туареги – единственный в мире народ
    , у которого не женщины, а мужчины закрывают лицо повязкой-покрывалом , из-за чего они и родственные им племена называют их «тигель муст» – народ покрывала.
    И до сих пор юноша, достигший зрелости, получает в знак этого от отца две вещи – обоюдоострый меч и лицевое покрывало.
    Показаться кому бы то ни было без повязки считается верхом неприличия, как у нас – голым на людях. Повязку не снимают даже дома, во время еды и сна.

    Дело тут в сохранившейся у туарегов с древнейших времён традиции матриархата. Женщины, представьте себе, что вы лицо своего избранника видели только до свадьбы, и больше – никогда (тут уж не скажешь: «Как мне твоя рожа опостылела!»).

    Женщины пользуются уважением в туарегском обществе.

    Девочки с раннего возраста учатся читать и писать, а мужчине позволительно быть неграмотным. При этом у туарегов существует особое «женское» письмо тифинаг, происходящее от древнего ливийского письма.
    Оно передается от матери к дочери.
    Мужчины пользуются арабским алфавитом, да и то чтобы писать записки и делать надписи на горшках.

    Несмотря на то, что туареги – мусульмане-сунниты, они женятся только один раз, туарегские женщины не закрывают лица, в среде туарегов не получает распространения политический ислам.
    В племенах есть и языческие признаки: номады Сахары сохранили матрилинейную родовую организацию, матрилокальное брачное поселение и матрилатеральный ортокузенный брак.

    Согласно другой легенде, основоположницей всех племён туарегов была великая царица Тин Хинан, которая прибыла из территории, которую занимает сейчас Марокко, вместе со служанкой.
    От Тин Хинан, по легенде, произошла главная группа туарегов, а от её служанки – подчинённые племена. (Судя по соотношению между высшими племенами туарегов и племенами, им подчинёнными, последние оказались более плодовитыми). Слава Тин Хинан была так велика, что туареги до сих пор называют её «наша матушка».

    И что самое интересное, в ходе археологических раскопок была найдена неразграбленная гробница Тин Хинан, о чём свидетельствуют найденные там надписи.
    Теперь всё, что нашли в гробнице, помещено в музеи, а сама гробница восстановлена и стала местом поклонения. Другая легендарная правительница туарегов – Кахина – организовала очень продолжительное и крайне ожесточённое сопротивление арабским завоевателям, она погибла в бою. Это, кстати, дало основание поместить мифическое царство амазонок на земли туарегов.

    А туареги так и не подчинились арабам – они просто ушли. И до сих пор кочевые туареги называют себя «имишаг» или «имощаг» – вольные люди.
    Они кочуют по Сахаре и прилежащим к ней странам, не обращая внимания на границы.


    Несмотря на этническое родство с амазигами, а также ощущение сильной идентичности берберов, туареги всегда интересовались не западными ценностями и образованием, а истинно евразийским отношением к своей родной земле.

    В Средние века туареги создали систему транссахарской торговли, которая существует до сих пор, и контрабандные, подконтрольные только им, торговые пути.
    Как и раньше, они контролируют важные перевалочные торговые пункты, позволяющие им перебрасывать значительные товарные и людские ресурсы во все части Сахары от Ливии до Буркина-Фасо и от Египта до Нигерии.

    Ориентация на юг также создала уникальную культуру туарегов.
    Несмотря на то, что в расовом отношении туареги являются потомками берберов-зенага (европеоидная раса), они смешались с арабами и неграми, впитав также их культуру, породив совершенно отличную, узнаваемую культурную матрицу.

    Для торговли туареги используют свои трайбалистские сети, обладающие сложной иерархической структурой.
    В условиях отсутствия современных средств связи в Сахаре, туареги являются источником информации и организатором для удаленных племен, разбросанных по окраинам пустыни.

    Сами они никогда не признавали ничьей власти, организовывали выступления за свои права когда какое-нибудь государство пыталось прибрать их дела и ограничить этот народ в правах.

    В прежние времена туарегское общество достигало большого могущества. Имея преимущества в вооружении (боевые колесницы, железное оружие, верблюды) и военном деле, они покорили жившие до них племена и ассимилировали их вместе с землями и рабами, подчинив себе.
    Экономическую основу туарегского общества составляло не только скотоводство, но и земледелие, ремёсла и промыслы. Кстати, очень важную часть составляла добыча соли, которой туареги занимаются до сих пор.

    Объединение туарегов носило характер конфедерации.
    Население было разделено на племена и кланы, подчинённые господствующему племени воинов – «имхар», название которого давало имя всей конфедерации. Кроме имхар, имелись вассальные племена и группы (общины, кланы, семьи) несвободного населения, низшие касты ремесленников и др.
    Во главе конфедерации стоял «аменокал» – выборное лицо из состава аристократического имхарского племени.
    При выборе аменокала учитывались как личные качества кандидата, так и происхождение по линии матери – старшей из сестёр аристократической семьи.
    Мать аменокала пользовалась особым авторитетом и властью, имела право вето на любые решения сына.

    Господствующий клан – воины «имхар», которые, собственно говоря, путём завоеваний и ассимиляции и образовали когда-то конфедерацию туарегов.

    По своему антропологическому типу имхары – наиболее европеоидная из племён и кастовых групп туарегского общества.
    Придя в Африку, благодаря более совершенной военной технике и военной организации, использованию верблюдов (которых не было у коренного населения), а также другим достижениям культуры (в том числе – письменности), воинственные и более цивилизованные имхары достигли привилегированного положения среди местных племён.

    Вторая, наиболее многочисленная группа туарегского общества называется «имрады» (имгады, амгиды).
    По численности их в 5-8 раз больше, чем имхаров.
    Антропологически имрады похожи на эфиопов, они темнокожи, низкорослы, волосы сильно волнистые, но они отличаются и от негроидов.
    Основным занятием имрадов было, да во многом и остаётся, разведение мелкого рогатого скота и ослов.
    Попав в подчинение имхаров, они стали разводить и знаменитых туарегских белых верблюдов.

    Каждому имхарскому клану было подчинено несколько имрадских, которые платили дань козами, а также безвозмездно предоставляли верблюдов имхарам во временное пользование, когда это требовалось.

    На положении крепостных находились «харатины», которые с применением орошения выращивали финиковые пальмы, просо, бахчевые культуры, а часть урожая отдавали имхарам.
    По антропологическому типу харатины также похожи на эфиопов.
    В общинах имхаров и имрадов семьями жили «икланы» – негроиды, потомки чернокожих рабов. Они в основном пасли верблюдов и мелкий рогатый скот, принаждлежащий гоподам.

    собняком от других групп стояли лично свободные, но почему–то всеми презираемые ремесленники – «инадены» («энадены»), которые изготовляли оружие и другие железные, а также деревянные изделия традиционного быта туарегов по тысячелетним технологиям, рецептам и канонам.
    Были и промежуточные по статусу, смешанные по происхождению группы туарегского общества.

    В одежде туареги предпочитают синий цвет, получаемый от краски индиго. Причём краской этой они одежду не пропитывают (воду экономят), а вколачивают её камнями. Поэтому при носке краска осыпается, попадает на тело и окрашивает его, за что туарегов прозвали «синими людьми» (именно синими, а не голубыми).
    Сами туареги по этому поводу утверждают, что краска на теле задерживает влагу, что позволяет пить меньше.

    Хотя туареги и привыкли уже к европейской рубашке с длинными рукавами, однако они охотнее продолжают заворачиваться в тонкий шерстяной хаик или в доккали - просторную тунику темно-синего цвета, которую носят поверх широких штанов, завязанных на лодыжке.

    Туареги не делают татуировки, не раскрашивают тела в отличие от своих слуг и чернокожих рабов.
    И только женщины, тоже заворачиваясь в длинные куски хлопчатобумажной ткани темно-фиолетового цвета и в легкие покрывала, продолжают согласно арабскому обычаю подкрашиваться хной.

    Туареги-мужчины и женщины - испытывают безудержную страсть к драгоценностям и разным украшениям. Воины привязывают их к единственной пряди волос, остающейся у них на голове после обязателыной стрижки.

    Серьги, браслеты, подвески, амулеты из серебра или рога, хранящиеся в кожаных мешочках с серебряной гравировкой, представляют собой живописный набор как воинов, так и женщин.
    Но если не считать этих «эксцентрических» привычек, вся одежда туарегов приспособлена к той кочевой жизни, которую они ведут в пустыне.

    Длинные, удобные штаны, завязанные на лодыжке, как бы созданы для езды верхом; кожаный, обшитый белым холстом пояс стягивает талию; сандалии на широкой подошве и с загнутыми носами сделаны специально для ходьбы по песку и по каменистой почве, и, наконец, знаменитое покрывало-лисам - вот одежда, необходимая для жизни в пустыне.
    Туарег не снимает свое синее или белое покрывало ни когда ложится спать, ни во время еды. Он лишь слегка отодвигает его, чтобы положить пищу в рот.

    Покрывалом служит кусок ткани вроде шарфа длиной 1,5 м. Его наматывают вокруг головы и закрывают лицо до самых глаз.
    Покрывало очень хорошо защищает органы дыхания от песка пустыни, а лицо и голову от солнечных лучей.
    Обычай мужчин-туарегов носить покрывало - единственный в своем роде в Африке - отображается во многих легендах, которыми мы обязаны главным образом богатому воображению арабов.
    На самом же деле его происхождение до сих пор остается неизвестным, и, поскольку ни финикийцы, ни египтяне, ни римляне не упоминают о нем, возможно, что,появление этого обычая датируется более поздним временем, чем грек римская эпоха. Некоторые этнографы высказывал предположение, что обычай носить покрывало - какой-то загадочный, магический обряд, очевидно, давно забытый.
    Он предписывал закрывать рот покрывалом; возможно, это было своего рода «табу», касающееся рта.





    Tyaper не чувствует влечения к таким занятиям, как охота или скотоводство или тем более земледелие.
    Его инстинктивно тянет к войне; он, не задумываясь, нападет на любого, кто ему помешает. Теперь, правда, времена несколько изменились.
    Научные экспедиции - этнографические, геологические и альпинистские - пользуются услугами проводников-туарегов и могут без риска вступать на их территорию.

    Инстинктивная жажда приключений толкает туарега на кражу не только коз, верблюдов и овец, но и драгоценностей, одежды и оружия, принадлежащих другим племенам. Еще недавно поселения суданских негров подвергались молниеносным нападениям грабителей, предпринимавшихся с целью захватить рабов. В то время как грабежи совершаются обычно летом, лучшим сезоном для войны считается, напротив, зима, время, когда легче найти пастбища для верблюдов и гораздо больше дичи в пустыне.
    Как грабежи, так и войны подготавливаются и проводятся очень четко. На каждую операцию назначается верховный вождь, требующий полного повиновения. Он распределяет добычу, причем доля каждого воина устанавливается заранее, в ходе разработки плана нападения, и зависит от возложенной на него задачи.

    В одной старой песне туарегов говорится: «Дай мне мехари, седло и шатер - и я буду счастлив».
    Действительно, туарег проводит большую часть жизни верхом на верблюде, который дает ему возможность жить в пустыне и, если это необходимо, быстро передвигаться. Коричневый верблюд обеспечивает его молоком (шесть - восемь литров в день), мясом, шерстью, лекарствами (моча, например, используется как дезинфицирующее средство).
    Туарег перевозит на этом животном и свое имущество, ведь верблюд переносит до 250 кг груза.
    Однако только мехари делает туарега счастливым и приносит ему ощущение свободы на просторах пустыни.
    Мехари, которые находили прежде применение в военных подразделениях французов в Сахаре, а также англичан и итальянцев, сделали грозными неожиданные атаки туарегов. Этот верблюд поистине их неразлучный спутник: хозяин часто бывает обязан ему жизнью. Нередко от мехари зависит, спасется ли туарег от преследования врагов, от песчаной бури, доберется ли вовремя до колодца с водой, сумеет ли убить резвую антилопу или газель.

    На мехари туарег нагружает все, что ему может понадобиться в пути. В большую квадратную сумку из ярко окрашенной кожи, привязанную к седлу, он кладет еду, одежду, жевательный табак, смешанный c cолью, бурдюки, наполненные маслом, пачки чая и и несколько кастрюлек для его приготовления.

    При знакомстве с туарегами первое, что поражает больше всего, это частое использование ими христианского символа - креста. И верхушка седельной луки, и головка эфеса меча или кинжала имеют его форму.
    Крестом же украшают сандалии (наил), и бурнус (шерстяной плащ), и щит; наконец, даже талисман из кусочка рога, который туарег носит на шее, сделан форме слегка намеченного треугольника, напоминающего этот христианский символ.

    Туареги - мусульмане, однако еще и сегодня они сохраняют древние анимистические верования. Этнографы, конечно, были очень удивлены, встретив крест у туарегов, но не нашли никакого объяснения этому интересному явлению. Ученые полагают, что это отголоски христианской веры, которая была распространена в Африке до мусульманского вторжения.


    Главную и значительную часть рациона питания у туарегов составляют молоко и молочные продукты.
    Кроме того, в питании используется просо, иногда – пшеница.
    Важную роль в питании туарегов играют сушёные финики (не вяленые, которые продают у нас, а сушеные, как камешки).
    Финики толкут и едят с верблюжьим молоком.
    Хотя все считают туарегов животноводами, мясо они потребляют в пищу только в исключительных случаях – на семейных торжествах, в дни религиозных праздников, а также при опасности массового падежа скота от бескормицы (лучше съесть, чем пропадёт).

    При еде туареги, в отличие от большинства мусульманских народов, пользуются ложками, что характерно только для них.
    Пьют они воду и молоко, а с начала прошлого века, когда в в Африке стали выращивать чайные кусты, туареги стали пить зелёный чай, заимствовав этот обычай у арабов.
    В качестве возбуждающего средства туареги используют табак, они его жуют и нюхают.

    Сегодня большинство туарегов ведут осёдлый образ жизни в поселках и городах, и лишь немногие из них, следуя обычаям предков (в основном имхары по происхождению), кочуют по Сахаре.


    И, наконец, самое интересное – о роли и месте женщин в обществе туарегов.
    У туарегов муж приходит в семью жены, а не наоборот, как у других африканских народов.
    Поэтому, в частности, чтобы уберечь род жены от духов, обитающих в голове пришлого чужака, все выходы из этой головы – рот, нос и уши – у него должны быть плотно прикрыты.

    У туарегов именно женщины владеют землями и семейными ценностями, и исключительно они имеют право на развод.
    Дом туарегов называют по имени хозяйки – его главы. В случае развода муж покидает дом, оставляя там жену и детей.
    Мужчина может повысить свой статус, женившись на женщине с более высокой социальной ступени. Но при этом он сам должен быть знатного рода. Женщины сами выбирают себе мужа.

    Мужчины-туареги считаются самыми сильными и безжалостными воинами, лучшими торговцами, то есть они достаточно независимы. И при этом, не имея семейных владений, муж обязан содержать семью.
    Женщины туарегов играют важную роль в накоплении и хранении культурной информации.
    Они владеют грамотой, сочиняют и поют песни под аккомпанемент однострунного смычкового музыкального инструмента под названием «амзад».
    Среди туарегов вообще всегда было много поэтов и романтиков.
    Женщины и после замужества могут дружить с другими мужчинами и женщинами (в европейском смысле).

    Как показала история народа туарегов, ведущая роль женщин в обществе имеет не только свои плюсы, но и свои минусы. Это общество всегда отличалось некоторой анархичностью. Конфедерации туарегов жили обособленно друг от друга, объединяясь только в крайних случаях, например, для борьбы против общего врага. И поэтому они не устояли, когда появился грозный враг – арабы.

    Видимо, только современное нам общество наконец нашло ключик к этой проблеме. Этот ключик – равноправие. Именно равноправие, а не равенство. Женщины и мужчины не могут быть равны по определению, потому что они – разные, у них есть в обществе специфические функции.
    А вот равноправными они могут быть. И тогда общество будет призывать людей не по половому признаку, а по наибольшей пригодности для выполнения общественной функции.

    И при этом женщины всегда останутся женщинами – лучшей частью человечества, а мужчины – мужчинами (тоже ничего себе люди).
    И тогда не надо будет доказывать, кто лучше, а кто хуже: все хороши сами по себе.
    Поэтому, люди, будьте добры и доброжелательны друг к другу.
    И давайте жить дружно!









    http://www.сайт/blogs/vokrug_sveta/139171_matriarkhat-plemya-moso

    Туареги – один из самых загадочных народов Африки. Современные кочевники сохранили древнюю культуру, и многое в их повседневной жизни кажется нам удивительным. Пожалуй, их главное отличие от всего остального мира – это традиция матриархата . Только здесь девушкам до свадьбы разрешается иметь несколько любовников, а мужчины после достижения совершеннолетия обязаны носить лицевое покрывало.


    Туареги – мусульмане по вероисповеданию, однако их религиозные традиции очень оригинальны. Издавна здесь было заведено, что именно мужчина не должен открывать лицо. В день совершеннолетия юноша получает от отца две главных подарка – обоюдоострый меч и специальную лицевую накидку. Без нее нельзя выходить на люди, ее же нужно носить и дома, прикрывая лицо даже во время еды и сна.

    Кроме того, туареги носят особые туники цвета индиго, за это их даже прозвали «синими людьми Сахары». Доподлинно неизвестно, для каких целей служит одеяние: по одной из версий – оберегает туарегов от злых духов, по другой (более прагматичной) – защищает от пыли и песка. Интересно, что туареги окрашивают ткань специфическим способом: экономя воду, они не пропитывают ее краской, а «вколачивают» ее камнями. Со временем краска начинает осыпаться, и кожа туарегов часто имеет синий цвет, как у настоящих аватаров.

    Мораль в отношении девичьего способа жизни вполне демократична: девушкам разрешается познать нескольких любовников до замужества.
    Как правило, мужчина может приехать в шатер возлюбленной, провести с ней ночь, но это отнюдь не гарантия того, что он останется здесь же и в следующий вечер. Как правило, девушки выходят замуж в возрасте 20 лет, претенденты на руку и сердце должны упражняться в стихосложении, посылая красавице поэтические строки. Девушки имеют право им ответить, правда, используют они свой уникальный алфавит «тифинаг», усвоенный от матери (мужчины в этом племени используют латинский или арабский алфавит).

    Туарегская пословица гласит: «Мужчина и женщина рядом друг с другом глазами и сердцем, а не только постелью».




    В обществе туарегов сложился удивительный строй: мужчины превосходно владеют боевым искусством, они бесстрашные воины и прекрасные торговцы, женщины – хранительницы культурного наследия, именно они обучены грамоте, продолжают фольклорную традицию. Словом, этнос туарегов – яркий пример того, что в социуме равноправие мужчин и женщин – достижимо. Главное – правильно распределить обязанности.

    Значительную часть рациона питания туарегов составляют молоко и молочные продукты. Кроме того, в питании используется просо, иногда пшеница. Важную роль играют также сушеные финики с верблюжьим молоком.

    Хотя все считают туарегов животноводами, мясо они потребляют в пищу только в исключительных случаях - на семейных торжествах, в дни религиозных праздников, а также при опасности массового падежа скота от бескормицы.


    В Африке проживают предположительно более миллиона туарегов, которые разделены на множество племен.

    Небольшая видеозарисовка из жизни туарегов для тех, кто хотел бы увидеть, как живут эти загадочные люди.

    Источник kulturologia.ру

    Обновлено 03/02/17 18:12 :

    Всего: 5,2 млн человек
    Нигер - 1,72 млн чел
    Мали - 1,44 млн чел
    Алжир - 1,025 млн чел
    Буркина-Фасо - 600 тыс. чел
    Ливия - 557 тыс. чел

    Обновлено 03/02/17 18:41 :

    История

    Согласно собственной легенде, исконным расселением туарегов был остров в Атлантическом океане, и после его исчезновения уцелели только торговцы, находившиеся в тот момент в портовых городах Северной Африки.

    Есть легенда о происхождении народа туарегов. Согласно ей, к ним из Марокко пришла «мать-прародительница» Тин-Хинан на белом верблюде со своей служанкой Такамат. Неизвестно как они добрались до Ахаггара, здесь Тин-Хинан стала царицей. Царица и служанка рожали детей, положив начало роду туарегов. От Тин-Хинан произошло благородное племя, а от служанки - племя вассалов. В 1925 году в районе древнего укрепления Абалессы в Ахаггаре нашли богатое захоронение женщины. Как сообщает указанный ниже источник, многие туареги верят, что это именно Тин-Хинан.

    Колониальная эпоха

    Во время колониальной эры туареги оказались включены во Французскую Западную Африку. В отличие от многих других народов туареги на протяжении долгого времени оказывали сопротивление новой власти. Так, например, колониальная власть в колонии Нигер смогла подчинить туарегские племена только к 1923 г. Французская колониальная власть управляла туарегами через клановых лидеров, стараясь использовать межклановые противоречия.

    Постколониальный период

    В результате колониального правления Франции туареги потеряли возможность доминировать над оседлыми земледельцами. Эта причина, а также отстранение от политики другими этническими группами, ухудшение экономического положения в результате засух 1970-1980-х гг. привели к открытому вооружённому сопротивлению в Нигере, в Алжире и в Мали.

    Туареги выступили за создание государства Азавад.Росту напряжённости на севере Нигера способствовал инцидент в городе Чин-Табарадене в 1990 году.

    В 2012 году туареги подняли восстание в Мали; на начало апреля они контролировали значительную часть севера страны.

    Язык

    Язык туарегов тамашек относится к берберским языкам, хотя внешне туареги сильно отличаются от берберов Атласских гор. При этом у туарегов существует особое «женское» письмо тифинаг (на языке тамашек), происходящее от древнего ливийского письма. Мужчины традиционно пользовались арабским алфавитом, в XX веке в ряде стран для тамашека были введены системы письменности на основе латиницы.

    Т уареги живут изолированно, занимаются скотоводством и торгуют солью. Происходят циклические передвижения, во время которых они снабжают земледельческие народы Западного Судана солью, добываемой зависимыми от них людьми. Соль составляет чрезвычайно важную часть рациона, и на неё всегда большой спрос. В обмен за неё туареги получают продукты, служащие дополнением к их основной пище - финикам и молочным продуктам.

    Такая двойная экономика тесно связана с экономикой соседних народов, обитающих на краю пустыни.

    Туареги - один из самых уникальных народов мира, у представителей которого привычный уклад жизни совершенно иной: здесь особым почтением и правами в обществе пользуются представительницы прекрасного пола, а мужчины вынуждены прикрывать лицо и довольствоваться тем, что им позволено.

    По достижении совершеннолетнего возраста юноши получают от отца острый меч и покрывало, за которым они всю жизнь будут скрывать свое лицо, снимая его лишь в присутствии супруги или любовницы.

    У женщин этой народности жизнь сложилась куда лучше: они не просто не закрывают лица, но и могут иметь неограниченное количество любовников и сексуальных связей до того, как свяжут себя узами брака. При этом весьма тщательно хранится тайна личной жизни. Это означает, что зайти в дом к женщине и покинуть его любовник должен после заката солнца и до его восхода.

    Кроме того, туарегские женщины являются собственницами семейного имущества, им принадлежит жилье и скот, а в случает развода это имущество жена делит на свое усмотрение. В общем, правам и свободе этих дам могут позавидовать даже гражданки многих европейских государств.

    Туарегов еще называют «синим народом» из-за цвета их традиционных нарядов. А поскольку ткани окрашиваются в такой оттенок путем вбивания частичек цветного вещества в ткань камнями, то и кожа людей часто приобретает такой цвет.

    Туареги - загадочная африканская народность.

    Женщины в туарегском обществе пользуются большим уважением.


    Мужчины закрывают лицо специальной повязкой.

    После развода дети традиционно остаются с матерью. Этот снимок был сделан в декабре 1967 года.


    Большая часть туарегского народа исповедует ислам.


    У туарегов есть легенда, что корни их идут от легендарной праматери и великой правительницы царицы Сахары Тин-Хинан, которая была амазонкой и пришла в Хоггар со своей служанкой из южной области нынешнего , называвшегося Тафилалет.

    В 1925 году в районе древнего укрепления Абалессы в Ахаггаре нашли богатое захоронение женщины.


    Многие туареги верят, что это именно Тин-Хинан.


    Туареги носят огромное количество украшений.

    Мужчины превосходно владеют боевым искусством, они бесстрашные воины и прекрасные торговцы.


    Женщины - хранительницы культурного наследия, именно они обучены грамоте, продолжают фольклорную традицию.


    Туареги более 1000 лет кочевали по Сахаре, перегоняя верблюдов на новые пастбища.


    Верблюды крайне необходимы для выживания в Сахаре.


    Часто верблюд - это единственное, что достается мужчине после развода.


    Мнение женщин высоко ценится мужчинами, которые охотно советуются с женами или матерями.


    Женщины, в отличие от мужчин, ходят с открытыми лицами, хотя часто покрывают волосы.


    После развода женщине достается шатер и все имущество, в том числе домашний скот, за счет которого выживает племя.


    В Африке проживают предположительно более миллиона туарегов, которые разделены на множество племен.


    Туареги - единственный в мире народ, у которого мужчины даже в домашнем кругу обязаны закрывать лицо повязкой.


    Туареги постоянно носят одежду, окрашенную индиго, и краска придает их коже голубоватый оттенок.


    Поэтому в Африке их называют «синими людьми».


    Уважение и свобода, даруемые туарегской женщине, ошибочно трактуются другими племенами, в которых у женщины гораздо меньше свобод.


    Само туарегское общество решительно осуждает проституцию.


    Издавна здесь было заведено, что именно мужчина не должен открывать лицо. В день совершеннолетия юноша получает от отца два главных подарка: обоюдоострый меч и специальную лицевую накидку.


    Без нее нельзя выходить на люди, ее же нужно носить и дома, прикрывая лицо даже во время еды и сна.


    Современные кочевники сохранили древнюю культуру, и многое в их повседневной жизни кажется нам удивительным.


    Туарегская пословица гласит: «Мужчина и женщина рядом друг с другом глазами и сердцем, а не только постелью».


    Значительную часть рациона питания туарегов составляют молоко и молочные продукты. Кроме того, в питании используется просо, иногда пшеница. Важную роль играют также сушеные финики с верблюжьим молоком.


    Хотя все считают туарегов животноводами, мясо они потребляют в пищу только в исключительных случаях - на семейных торжествах, в дни религиозных праздников, а также при опасности массового падежа скота от бескормицы.


    Для того, чтобы завоевать внимание девушки, мужчина должен обладать поэтическим талантом и посылать своей возлюбленной стихи, а девушка должна ответить своему избраннику. При этом письменность женщин и мужчин племени различна.


    Туареги - это не единственный в мире народ, сохранивший матриархальный строй до наших времен. Подобный жизненный уклад является основным и у китайского племени мосо, однако там, помимо хозяйства, женщины занимаются также и земледелием, скотоводством, охотой и иногда даже военным делом, тогда как основным мужским занятием является игра в шашки.


    Туарегов, населяющих пустыню Сахара в Северной Африке, не случайно называют «синими людьми». Во-первых, в повседневной жизни они предпочитают синий цвет. Во-вторых, их праздничная одежда цвета индиго отбрасывает под палящими лучами солнца синие отсветы на смуглую кожу, а нестойкая краска ткани слегка окрашивает её.

    Некогда туареги были самым могущественным народом Сахары. Ими восхищались и любовались, перед ними трепетали. Считают, что в пустыне и теперь ещё живёт в общей сложности 210 тысяч туарегов - потомков легендарных гарамантов, древних ливийских племён, переселившихся в Сахару с северного побережья Средиземного моря. У туарегов никогда не было собственного государства, и до наших дней они сохранили архаичную племенную структуру. Впрочем, их культура всегда находилась на довольно высоком уровне.

    «Благородные» кочевники

    Первое научное исследование туарегов связано с именем молодого французского путешественника Анри Дюверье. В 1859 году он побывал в Сахаре и стал одним из немногих европейцев, кто нашёл с ними общий язык. Дюверье сумел завоевать их дружбу и мог в одиночку и без опаски путешествовать по пустыне. Его путевые заметки «Северные туареги» оказали решающее влияние на формирование у европейцев образа благородного рыцаря пустыни. Дюверье первым описал внешность этих кочевников: «В общем туареги высокого роста, иные кажутся даже настоящими великанами. Все худощавые, сухопарые, сильные; их мускулы подобны пружинной стали. Кожа у них от рождения белая, однако солнце вскоре придаёт ей бронзовый оттенок, свойственный жителям тропиков… Смелость туарегов сказочна. Их стрелы и копья никогда не бывают смазаны ядом… Защита своих гостей и партнёров по торговле - ещё одна добродетель туарегов».

    Спустя столетие внешний вид жителей Сахары практически не изменился. Вот как описал туарега европейский путешественник в середине 20-го века: «Высокого роста, очень гордой осанки, он величаво расхаживает, загребая пудрообразный песок пустыни… На нём гандура - длинная рубаха без рукавов - из белой хлопчатобумажной ткани, а поверх другая, цвета индиго, откинутая на плечах так, чтобы белая смотрелась как подкладка… Широкие шаровары едва видны из-под просторной шерстяной накидки. На такую накидку… идёт восемь метров материала. Голова - затылок, шея, подбородок, рот, нос и лоб - задрапирована в покрывало - тагельмуст… Глаза, подчерненные углём, смотрят из-под тагельмуста, как сквозь узкую щель забрала…». Тагельмуст не случайно стал визитной карточкой туарегов. В невыносимом зное он создаёт перед ртом и носом жителя пустыни влажную воздушную подушку, значительно уменьшающую испарение. Со временем он приобрёл своеобразное культурное и ритуальное значение. Туарег никогда не снимает его, даже во время еды и сна, и у него открытыми остаются только глаза.

    В результате описаний путешественников и этнографов в Европе сложился устойчивый образ честного и храброго народа, бесхитростно живущего среди раскалённых песков Сахары. Однако этот образ, проникнутый романтикой 19-го века, мало соответствовал суровым реалиям жизни. Часто «благородные» туарегские племена выступали как заправские разбойники с большой дороги.

    Опасные люди

    До сих пор туареги живут изолированно, занимаются скотоводством, а также снабжают земледельческие народы Западного Судана солью, добываемой зависимыми от них людьми. В обмен на соль туареги получают продукты, главным образом сорго. Их племенные объединения подразделяются на целый ряд немногочисленных кланов-каст, рассеянных на большой территории: только так можно прокормить скот на скудных пастбищах пустыни. Во главе каждой из них стоит предводитель, а над всеми группами - вождь. Его власть символизирует барабан (тобол), который хранится в специально отведенном месте в шатре вождя. Тобол священен. Никто не имеет права без разрешения бить в него. В прежние времена тобол сопровождал племя в бой, и его потеря воспринималась как катастрофа.

    Иерархическая организация туарегов блестяще приспособлена к пустынной среде и умело комбинирует четыре вида занятий кочевников: разведение верблюдов, овец и коз, торговлю солью, охрану транссахарских караванов и набеги на эти караваны.

    Туареги были не в состоянии одновременно пасти стада и защищать своё имущество от враждебных соседей. В результате появилась особая каста воинов, в которой родилась знаковая пословица: «Вместе с мотыгой в дом приходит позор». Другими словами, вместо того чтобы трудом добывать себе пропитание, они предпочитали совершать разбойничьи набеги. Каста воинов имела право выставлять вождя (аменокала). Само слово «аменокал» означает «властелин страны», «владелец земли». И действительно, аменокалу принадлежит вся земля, в том числе и лучшие пастбища племенной конфедерации. Кроме этого, он получает большую дань, и шатёр его всегда завален продовольствием.

    Аменокал туарегов всегда избирается пожизненно и одновременно является верховным судьёй. Но «бытовые» дела в суде почти не рассматриваются, так как воровства среди туарегов практически нет. Раньше приговор вору был один - смерть. Преступника изгоняли в пустыню, снабдив его лишь мешочком с мукой и горстью соли. Если человек выживал, то его уже не преследовали, но чаще всего он погибал от жажды.

    Когда юноше-туарегу исполняется 18 лет, его семья устраивает праздник, на котором ему дарят синий или белый тагельмуст, длина которого может доходить до 40 метров. С этого момента он считается взрослым, и показываться на людях без покрывала ему уже неприлично. Ещё сравнительно недавно любого, кто увидел лицо туарега, ждало самое суровое наказание - смерть. Если же убить его не удавалось, то туарег обязан был покончить с собой. Поэтому до сих пор встретить туарега, например, в тунисской Сахаре считается плохой приметой.

    Любовный напиток из мозга мертвеца

    Согласно легенде о происхождении туарегов, в Сахару из Марокко пришла «мать-прародительница» Тин-Хинан, которая была благородного берберского происхождения. Однажды она села на белого верблюда и со своей служанкой Такамат покинула родные места. В результате тяжёлого путешествия они достигли нагорья Ахаггар, где Тин-Хинан стала царицей. К ней приезжало множество поклонников, которых после приёма она убивала. В результате царица и служанка нарожали детей, положив начало роду туарегов. От Тин-Хинан произошло благородное племя, а от служанки - более многочисленные вассалы. Слава Тин-Хинан была так велика, что её до сих пор называют «наша матушка».

    Словно в память о легендарной царице, туарегские женщины занимают несравненно более высокое положение, чем у других народностей пустыни. Они, как правило, грациозны и красивы, пользуются уважением в обществе и имеют целый ряд преимуществ. Девочки с раннего возраста учатся читать и писать, в то время как мужчине позволительно быть неграмотным. Несмотря на то что туареги - мусульмане, женятся они только один раз в жизни. При этом, в отличие от мужчин, женщины лица не закрывают. Их мужья, особенно среди аристократии, делают все, чтобы жёнам жилось хорошо и у них было время на развлечения, поэзию и музыку.

    Документально зафиксирован случай, когда женщины одного из племён во время атаки французских войск заслонили собой мужчин. Поэтому не удивительно, что каждый туарег трепетно чтит мать и жену.

    Однако в кочевьях редко можно встретить женщину старше тридцати лет. Дело в том, что до сих пор профессия акушерки здесь неизвестна, и две трети женщин умирают во время родов. В пустыне высока и смертность новорождённых. Зато ребёнка, оставшегося без матери, тут же усыновляет другая роженица, воспитывая его как собственное дитя. Туареги чрезвычайно любят детей и никогда их не бьют.

    Только женщины владеют тайной магических ритуалов. Например, они умеют приготовить волшебный напиток бор-бор для самых разных целей. Бор-бор может быть использован и как яд, и как надёжное любовное средство. Сделать его несложно. Достаточно лишь раздобыть основной ингредиент для его приготовления. Им служит мозг мертвеца, который «добывают» ночью на кладбище. Затем в напиток добавляют волосы, кровь, мочу, или даже след избранника. Туарегские женщины утверждают, что ещё ни один мужчина, отведавший этот любовный напиток, не устоял перед их чарами.

    Ещё один пост по теме этнографии. На этот раз туареги.
    Интересный народ, который всегда мне казался загадочным...
    Туареги относятся к группе берберов, самоназвание: имощаг, имошаг.
    По легенде род их идёт от легендарной царицы Сахары - Тин Хинан, которая была амазонкой и пришла со своей служанкой, родом с юга Марокко в Хоггар. Туареги считаются потомками берберов - зенага, европеоидной расы, и не смотря на то, что этот народ сильно смешался с арабами, у некоторых сохраняются светлые глаза и светлая кожа. Одна из легенд гласит, что их прародина - остров в Атлантическом океане, который затонул вместе со всеми жителями, и остались лишь торговые караваны, которые в это время были в Африке.

    В 1925 году в районе древнего укрепления Абалессы в Ахаггаре нашли богатое захоронение женщины. Многие туареги верят, что это именно Тин-Хинан.

    В XI веке арабы вторглись на территории (сев. Африка) туарегов и потеснили их на запад, принеся с собой ислам. Затем Франция колонизировала эти земли, при этом туареги оказывали наибольшее сопротивление, французы же побеждали их, использовав конфликты между кланами этого народа.

    Язык туарегов относится к группе берберских языков, хотя внешне они довольно сильно отличаются, так же у них есть письменность, происходящая от древне-ливийской письменности.

    Как ни странно, туареги одни из немногих мусульман, которые сохранили свои домусульманские традиции. В частности они сохранили матрилинейность, традицию когда род ведётся по женской линии. Отношение к женщинам у туарегов совершенно иное, их женщины свободны и горды, имеют множество привилегий, именно женщины получают образование, мужчине же позволено быть неграмотным, женщины имеют право ходить с открытым лицом, мужчины же чаще всего лицо прикрывают. Туарегам разрешено иметь всего одну жену и жениться один раз. Настоящий туарег женится только один раз в жизни.

    Посмотрим на лица женщин, они очень разные, многие женщины украшают свои лица необычными рисунками. Но в большинстве лиц не трудно угадать любовь к свободе, радость, интеллект, почитаемую индивидуальность, женское счастье... гордость, осознание своей божественности. Может быть многие согласятся, что от этих лиц трудно отвести глаза, словно у них всё ещё есть что-то такое, чего у нас давно уже нет...



    А теперь лица мужчин. Какие они? Опасные, но не злые, дикие, но не примитивные, гордые, но не спесивые (там ложную спесь быстро собьют), страстные но очень скрытные...

    Туареги занимаются земледелием и разводят мелкий скот (хотя этим не самым уважаемым делом занимаются более низшие племена), но они кочевники по своей природе, и многие мужчины месяцами кочуют по пустыне, которую они боготворят и говорят о ней столь поэтично, возвышенно! Они говорят о том, что пески каждый раз имеют разный оттенок, цвет, и что он иной на восходе, и в полдень иной, и в час заката. Своих верблюдов они ценят и уважают, ведь с ними они проходят через свои многоцветные пески долгие вёрсты. Коричневый верблюд даёт туарегам молоко, шерсть, мясо, он везёт его вещи. Мехари - верховой верблюд - это их радость и гордость, именно он даёт им ощущение свободы и силы.

    Туареги очень ценят свою свободу и никому не хотят подчиняться. Кочевые племена называют себя "имишаг" - вольные люди. Туареги воинственный и гордый народ.


    Когда юноше исполняется 18 лет, ему дарят обоюдоострый меч, а так же белый и синий платок, длина платка может достигать до 40 метров! С этого момента туарегу мужчине запрещено показывать на людях своё лицо, в былые времена туарег должен был убить того кто увидит его лицо или покончить с собой.

    Туареги любят красить ткани в синий цвет, но не окрашивают её как все остальные, они экономят воду и предпочитают вбивать краску в ткань камнями. Краска осыпается и впитывается в кожу, однако они говорят, что зато они теряют меньше жидкости.

    Народ туарегов делится на кланы - племенные группы, которыми руководит один общий вождь, однако власть вождя не безгранична и большинство решений принимается на совете предводителей кланов. Мать вождя может наложить запрет на любое решение.

    Господствующий клан - имхар - войны, владеют стадами верблюдов, они высокого роста, светлокожие и сохраняют европейские черты. Имрады - вторая по значимости группа туарегов, они наиболее многочисленные, и внешность их близка к эфиопам. Они занимаются земледелием и скотоводством.

    Харатины - группа туарегов эфиопской внешности, имеет наиболее подчинённое положение. Так же существует группа ремесленников и кузнецов - инадены.

    Туареги очень любят разные украшения, я сделала небольшую подборку из их традиционных украшений и амулетов. Так же есть немного оружия.


    Туареги умудряются делать всё что им хочется, зимой они воюют, а летом совершают грабительские набеги на другие племена, они крадут скот, рабов, драгоценности, верблюдов и лошадей и т.д. Их набеги тщательно спланированы и молниеносны, осуществляются под руководством одного назначенного вождя, которому беспрекословно подчиняются все участники.


    Женщины туарегов сами выбирают себе мужей, именно женщины владеют землями и семейными ценностями, и исключительно они имеют право на развод.

    Дом туарегов называют по имени хозяйки - его главы. В случае развода муж покидает дом, оставляя там жену и детей.

    Мужчина может повысить свой статус, женившись на женщине с более высокой социальной ступени. Но при этом он сам должен быть знатного рода.

    Женщины владеют письменностью, которую передают по наследию от матери к дочери, мужчины туарегов считаются самыми сильными и опасными войнами, лучшими торговцами, и хотя имущество принадлежит женщине, мужчина обязан содержать семью.

    Среди туарегов много поэтов и романтиков, при том стихи сочиняют и женщины, они же поют под звуки однострунного смычкового музыкального инструмента...



    На этом я заканчиваю пока свой небольшой рассказ об этом странном и удивительном народе, и конечно непременно будет продолжение темы.