• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Они представлены двумя народностями, которые мы рассмотрим очень подробно и с разных точек зрения. Интересна не только история этих людей, но также их характерные особенности, быт и традиции. Обо всем этом будет рассказано ниже.

    Коренные жители Сахалина

    Что касается народностей, которые здесь проживали, то сразу следует выделить две основные группы - нивхи и айны. Нивхи - коренные жители Сахалина, которые являются самыми древними и многочисленными. Более всего они облюбовали территорию нижнего течения реки Амур. Позже здесь обитали ороки, нанайцы и эвенки. Однако основная масса нивхов все же располагалась в северной части острова. Эти люди занимались охотой, рыболовством, а также промыслом сивуча и нерпы.

    Эвенки и ороки занимались в основном оленеводством, которое вынуждало их вести Для них олень был не только пищей и одеждой, но и транспортным животным. Также они активно занимались промыслом морского зверя и рыболовством.

    Что касается современного этапа, то коренные жители Сахалина могут заниматься теперь чем захотят. Они могут возрождать хозяйство, заниматься охотой, оленеводством или рыболовством. Также в округе есть мастера меховой аппликации и вышивки. При этом даже современные народы сохраняют и чтят свои традиции.

    Быт и нравы коренных жителей Сахалина

    Нивхи являются этнической группой, которая жила в низовье реки Амур с древних времен. Эти единый народ, у которого ярко выражена национальная культура. Селились люди небольшими группами, выбирая наиболее удобные места с географической точки зрения. Они располагали свои дома возле мест промысла рыбы и зверя. Основная деятельность была направлена на охоту, сбор ягод и трав, рыболовство.

    Последним они, кстати, занимались на протяжении всего года. Очень важным был промысел проходной лососевой рыбы, из которой готовили запасы на всю зиму и корм для животных. В начале лета ловили горбушу, после - кету. В некоторых реках и озерах можно было найти осетра, сига, калугу, щуку, тайменя. Также здесь ловили камбалу и нельму. Всю свою добычу население употребляло в пищу в сыром виде. Засаливали их только на зиму. Благодаря рыбе коренные жители острова Сахалин получали жир, материал для пошива одежды и обуви.

    Также был популярен промысел морского зверя. Полученные продукты (мясо или тюленей) люди употребляли в пищу и использовали для корма животным. Получаемый жир тоже ели, но иногда он мог храниться несколько лет. Шкуры морских зверей использования для оклеивания лыж, шитья одежды и обуви. Когда было свободное время, люди занимались сбором ягод и охотой.

    Условия жизни

    Быт и нравы коренных жителей Сахалина начнем рассматривать с орудий, которые они использовали для промыслов. Это были самоловы, заездки или невода. Каждая семья была очень большой и патриархальной. Весь род жил вместе. Хозяйство тоже было общим. Полученные продукты промысла могли использовать все члены семьи.

    В жилище жили родители со своими сыновьями и их семьями. Если кто-то умирал, то жили вместе семьи братьев и сестер. Также было уделено внимание сиротам и пожилым членам рода. Были и отдельные семьи, небольшие, которые не хотели жить вместе с родителями. В среднем в жилище проживало 6-12 человек, в зависимости от разных факторов. Однако известны случаи, когда в одном зимнике могло жить до 40 человек одновременно.

    Нивхское общество было первобытнообщинным, поскольку на верху социальной лестницы находился род. Вся семья жила в одном месте, имела общих животных, хозяйство. Также роду могли принадлежать культовые или хозяйственные постройки. Характер хозяйства был исключительно натуральным.

    Одежда

    Коренные жители Сахалина, описанные Крузенштерном, имели особенные приметы. Женщины носили крупные серьги, которые изготавливались из медной или серебряной проволоки. По форме они напоминали соединение кольца и спирали. Иногда серьги могли быть украшены стеклянными бусинами или кружками из камня разных цветов. Женщины носили халаты, наголенники и нарукавники. Халат шился по типу кимоно. Его окаймлял большой ворот и подол, которые отличались от цвета халата. На подол для украшения нашивали медные пластинки. Халат запахивали в правую сторону и застегивали с использованием пуговиц. Зимние халаты были утеплены слоем ваты. Также женщины носили в холода по 2-3 халата одновременно.

    Нарядные халаты имели очень яркие цвета (красный, зеленый, желтый). Они украшались яркой материей и орнаментом. Больше всего внимания уделялось спинке, на которой делали рисунки при помощи нитей и ажурных украшений. Такие красивые мелочи передавались через поколения и очень ценились. Вот мы и узнали об одежде коренных жителей Сахалина. Крузенштерн Иван, о котором мы говорили выше, являлся человеком, который возглавил первое русское кругосветное путешествие.

    Религия

    Что насчет религии? Убеждения нивхов строились на анимизме и культе промыслов. Они верили, что у всего есть свой дух - у земли, воды, неба, тайги и т. д. Интересно, что медведи были особо почитаемы, так как их считали сыновьями хозяев тайги. Именно поэтому охота на них всегда сопровождалась культовыми мероприятиями. Зимой отмечали медвежий праздник. Для этого ловили зверя, кормили и выращивали его в течение нескольких лет. Во время праздника его наряжали в специальную одежду и водили по домам, где того кормили из человеческой посуды. Затем в медведя стреляли из лука, принося его в жертву. Возле головы убитого зверя располагали еду, как бы угощая его. Кстати, коренных жителей Сахалина описывал как людей очень разумным. Именно нивхи кремировали умерших, а после закапывали их под ритуальные плачи где-то в тайге. Также иногда применяли метод воздушного погребения человека.

    Айны

    Второй многочисленной группой коренных жителей побережья Сахалина являются айны, которых ещё называют курильцами. Это которые также были распространены на Камчатке и в Хабаровском крае. По переписи в 2010 году было обнаружено чуть более 100 человек, но факту считается, что такое происхождение имеют более 1000 человек. Многие из тех, кто признал свое происхождение, живет на Камчатке, хотя издревле айны в большинстве своем жили на Сахалине.

    Две подгруппы

    Отметим, что айны - коренные жители Сахалина, делятся на две небольшие подгруппы: северносахалинские и южносахалинские. Первые составляют только пятую часть всех чистокровных представителей этого народа, которые были обнаружены в 1926 году во время переписи. Большинство людей этой группы были переселены сюда в 1875 году японцами. Некоторые представители народности взяли себе в жен русских женщин, смешивая кровь. Считается, что как племя айны вымерли, хотя даже в настоящее время можно найти чистокровных представителей народности.

    Южносахалинские айны были эвакуированы японцами после Второй мировой войны на территорию Сахалина. Жили они отдельными небольшими группами, которые до сих остались. На 1949 год было около 100 челоек этой народности, которые проживали на Сахалине. При этом три последних человека, которые были чистокровными представителями народности, погибли в 1980 годах. Сейчас можно отыскать только смешанных представителей с русскими, японцами и нивхами. Их не больше нескольких сотен, но они утверждают, что являются чистокровными айнами.

    Исторический аспект

    Коренные народы острова Сахалин вышли на контакт с русскими людьми в XVII веке. Тогда этому поспособствовала торговля. Только спустя много лет были построены полноценные отношения с амурскими и северокурильскими подгруппами народности. Айны считали русских своими друзьями, так как они отличались по внешности от их противников японцев. Именно поэтому они быстро согласились принять русское подданство добровольно. Занимательно, что даже японцы не могли точно сказать, кто перед ними - айны или русские. Когда японцы первый раз наладили контакт с русскими на этой территории, они назвали их Красными Айнами, то есть со светлыми волосами. Интересный факт, что только к XIX веку японцы наконец поняли, что имеют дело с двумя разными народами. Сами же русские не находили столько сходства. Они описывали айнов как темноволосых людей с темной кожей и глазами. Кто-то отмечал, что они похожи на крестьян со смуглой кожей или цыган.

    Заметим, что обсуждаемая народность активно поддерживала русских во время русско-японских войн. Однако после поражения в 1905 году русские оставили своих товарищей на произвол судьбы, что поставило точку в дружеских отношениях между ними. Сотни людей этого народа были уничтожены, их семьи были убиты, а жилища разграблены. Так мы подходим к тому, почему айны были насильно переселены японцами на Хоккайдо. При этом во время Второй мировой войны русским все равно не удалось отстоять свое праву на айнов. Именно поэтому большинство оставшихся представителей народа уехали в Японию, а в России осталось не более 10%.

    Переселение

    Коренные жители острова Сахалин по условиям договора от 1875 года должны были перейти во власть Японии. Однако через 2 года менее ста представителей айнов прибыли в Россию для того, чтобы остаться под ее началом. Они приняли решение не переселяться на как им предложило правительство России, а остаться на Камчатке. Из-за этого в 1881 году они около четырех месяцев пешком добирались к деревне Явино, где планировали обосноваться. Затем им удалось основать деревню Голыгино. В 1884 году еще несколько представителей народности прибыли из Японии. К переписи 1897 года всё население составляло чуть менее 100 человек. Когда пришла к власти советская власть, то все поселения были уничтожены, а люди насильно переселены в Запорожье Усть-Большерецкого района. Из-за этого этническая группа смешалась с камчадалами.

    Во время царского режима айнам запрещалось себя так называть. Одновременно с этим японцы заявляли, что территория, на которой обитают коренные жители Сахалина, является японской. Факт, что в советское время люди, которые имели айнские фамилии, без причины и следствия высылались в ГУЛАГ или другие трудовые лагеря как бездушная рабочая сила. Причина крылась в том, что власть считала эту народность японской. Из-за этого большое количество представителей этой этнической группы сменило свои фамилии на славянские.

    Зимой 1953 года вышел приказ касательно того, что в печати нельзя было публиковать информацию об айнах или их местонахождении. Спустя 20 лет этот приказ отменили.

    Новейшие данные

    Отметим, что на сегодняшний день айны все же являются этнической подгруппой в России. Известна семья Накамура, которая является самой малой, так как она состоит только из 6 человек, которые проживают на Камчатке. В настоящее время на Сахалине проживает большая часть этой народности, но многие её представители не признают себя айнами. Возможно, из-за страха повторения ужасов советского периода. В 1979 году народность айнов была вычеркнута из этнических групп, проживающих на территории России. Фактически айны считались вымерли в России. Известно, что по переписи 2002 года ни один человек не представил себя представителем этой народности, хотя мы понимаем, что они вымерли только на бумаге.

    В 2004 году небольшая, но активная часть этой этнической группы направила письмо лично президенту России с просьбой не допустить передачи Курилов Японии. Также была просьба признать японский геноцид народности. В своем письме эти люди писали, что их трагедия может сравниться только с геноцидом коренного населения Америки.

    В 2010 году, когда происходила перепись коренных малочисленных народов севера Сахалина, некоторые люди проявили желание записать себя как айнов. Они отправили официальное прошение, но их просьбу отклонили в правительстве Камчатского края и записали как камчадалов. Отметим, что на данный момент этнические айны не являются организованными с точки зрения политики. Их народность не хотят признавать ни на каком уровне. На 2012 год в стране насчитывало более 200 человек этой народности, но записаны во всех официальных документах они были как курильцы или камчадалы. В том же году их лишили прав на охоту и рыбалку.

    В 2010 году была признана часть айнов, которые жили в Запорожье Усть-Большерецкого района. Однако из более чем 800 человек официально признали не более 100. Эти люди, как мы говорили выше, были бывшими жителями уничтоженных советской властью деревень Явино и Голыгино. При этом надо понимать, что даже в Запорожье представителей этой народности намного больше, чем было зафиксировано. Большая часть просто предпочитает молчать о своем происхождении, дабы не вызвать на себя гнев. Отмечено, что люди в официальных документах регистрируют себя как русских или же камчадалов. Среди известных потомков айнов стоит отметить такие семьи, как Бутины, Мерлины, Лукашевские, Коневы и Сторожевы.

    Федеральное признание

    Отметим, что айнский язык на самом деле в России вымер еще много лет назад. Курильцы перестали использовать родной язык ещё в начале прошлого века, так как боялись гонений со стороны власти. К 1979 году всего три человека на Сахалине могли говорить на исконно айнском языке, но все они погибли уже к 1980 годам. Отметим, что Кэйдзо Накамура говорил на этом языке, и он даже перевел на него несколько важных документов НКВД. Но при этом мужчина не передал свой язык своему сыну. Последний мужчина, Такэ Асаи, который знал сахалинско-айнский язык, погиб в 1994 году в Японии.

    Отметим, что на федеральном уровне эта народность так и не была признана.

    В культуре

    В культуре была отмечена в основном одна группа коренных жителей Сахалина, а именно - нивхи. Жизнь, быт и традиции этой народности очень подробно описываются в повести Г. Гора «Юноша с далекой горы», которая была выпущена в 1955 году. Автор сам увлекался этой темой, поэтому весь свой пыл собрал в этой повести.

    Также жизнь этого народа описывал Чингиз Айтматов в своей повести под названием «Пегий пес, бегущий краем моря», которая вышла в свет в 1977 году. Также отметим, что по ней был снят художественный фильм в 1990 году.

    О жизни этих людей также писал Николай Задорнов в своем романе «Далекий край», которые вышел из печати в 1949 году. Н. Задорнов называл нивхов «гиляками».

    В 1992 году на экраны вышел анимационный фильм под названием «Племянник кукушки» режиссера Оксаны Черкасовой. Мультфильм был создан по мотивам сказок обсуждаемой народности.

    В честь коренных жителей Сахалина также назвали два судна, которые входили в российский императорский флот.

    Подводя итоги статьи, скажем о том, что каждый народ имеет незыблемое право на существование и признание. Никто не может запретить человеку причислять себя к той или иной народности законно. К сожалению, не всегда такие свободы человека гарантированы, что очень печально в современном демократическом обществе. Высказывания Чехова о малых коренных жителях Сахалина все же были истинны...

       Численность – 4 673 человека (на 2001 г.).
       Язык – изолированный.
       Расселение – Хабаровский край, Сахалинская область.

    Самоназвание - нивх - «человек». В прошлом ульчи, негидальцы и некоторые другие называли их гиляками. Этот этноним был распространен русскими поселенцами на соседние нижнеамурские народы - тех же негидальцев, ульчей и др. Лампигу, лафинггу - так сахалинские нивхи называют амурских. Ульчи называли амурских нивхов орныр, а сахалинских - ороки (ульта), вероятно, от тунгусского орон - «домашний олень». Этноним «нивхи» был официально утвержден в 1930-х гг.

    Язык имеет амурский, северосахалинский и восточно-сахалинский диалекты. Письменность существует с 1932 г. на основе латинского, а с 1953 г. - русского алфавита.

    Живут на Нижнем Амуре, а также на о-ве Сахалин. Контакты русских с нивхами начались в XVII в., когда здесь побывали казаки-землепроходцы. В 1849-1854 гг. на Нижнем Амуре работала экспедиция Г.И. Невельского, основавшего г. Николаевск. Год спустя здесь стали селиться русские крестьяне.

    Рыболовством занимались круглый год. Добыча проходного лосося (горбуши - в июне, кеты - в июле и сентябре) была главным промыслом. В это время делали запасы вяленой рыбы - юколы, а сушеные рыбьи костяки заготавливали для ездовых собак. Ловили острогами (чак), крючками разных размеров и форм на поводках и палках (кэлэ-китэ, чоспс, матл, чэвл и др.), разнообразными удочками, сетями прямоугольными, мешкообразными, ставными (в том числе подледными) и плавными (чаар ке, хурки ке, нокке, лырку ке, анз ке и др.), неводами (кыр ке), сачками, летними и зимними заездками.


    Просушка нерпичьих шкур на рамах

    В хозяйственной деятельности нивхов Сахалина и Амурского лимана существенное место занимал морской зверобойный промысел, дававший местным жителям мясо и жир; шкуры нерп и тюленей использовались для изготовления одежды, обуви, подклейки лыж, выделки различных домашних предметов. Весной и летом нерп, лахтаков, сивучей добывали сетями, неводами, крючками, ловушками, гарпунами, острогой с плавающим древком и своеобразным рулем. Зимой с помощью собак отыскивали продушины во льду и ставили в них крючковые ловушки. Весной в низовьях Амура промышляли нерп и дельфинов. Был развит и таежный охотничий промысел. На Амуре охотились вблизи дома, на Сахалине, напротив, промысловики уходили в тайгу на неделю. Мелких зверей добывали различными давящими ловушками, петлями, самострелами, на медведей и лосей ходили с копьем, луком, а со второй половины ХIХ в. - с огнестрельным оружием. Пушнину обменивали на ткани, муку и др.

       Прополаскивание нерпичьей шкуры в воде

    Женщины собирали и заготавливали съедобные и лекарственные растения, травы, ягоды, мужчины - строительные материалы. Различные корни, береста, прутья шли на изготовление домашней утвари, из крапивы делали волокно для плетения сетей и т.п.

    Рыбачили и добывали морского зверя с дощатых плоскодонок (му) с острым носом и 2-4 парами весел. В середине XIX в. такие лодки из кедра нивхи Амурского лимана и Сахалина выменивали у нанайцев. На Сахалине пользовались также долблеными лодками из тополя со своеобразным козырьком на носу.

    Зимой передвигались на нартах, запрягая в них до 10-12 собак попарно или «елочкой». Нарта (ту) амурского типа - прямокопыльная, высокая и узкая, с двусторонне загнутыми полозьями. Сидели на ней верхом, поставив ноги на лыжи. В конце XIX - начале ХХ в. стали применять широкие и низкие нарты восточносибирского типа, на них перевозили казенные грузы по подрядам. Позднее для этих целей стали обзаводиться лошадьми.

    Лыжи, как и у других народов Амура, были двух типов: длинные голицы для весенней охоты и короткие подволоки, подклеенные мехом нерпы или камусами лося, - для зимней.

       Обработка нерпичьих шкур

    В конце XIX - начале ХХ в. появились такие же, как у русских, конструкции крючков, неводов, капканов для пушного зверя, а русские крестьяне, в свою очередь, заимствовали у местных жителей распространенные здесь виды сетей, ловушек, лодок. С развитием рыбной промышленности добыча лосося приобрела товарный характер. Земледелие, которое в начале ХХ в. старалась внедрять русская администрация, успеха не имело.

    Предпочитали свежую рыбу, которую ели сырой или варили и жарили. Юколу при изобильном улове делали из любого сырья. Головы и кишки по нескольку часов томили без воды на огне до получения жирной массы (типа негидальской септулы), из которой далее вываривали жир, хранившийся неограниченно долго. Юкола, свежая рыба и мясо шли на приготовление супов с добавлением в них трав и кореньев. Из покупных муки и крупы пекли лепешки, варили каши. Всю пищу обязательно заправляли рыбьим или нерпичьим жиром. В конце XIX в. у русских начали выменивать картофель.

    Нивхи исконно вели оседлый образ жизни, многим их селениям на материке (Коль, Тахта и др.) сотни лет. Зимнее жилище (тыф) - большой бревенчатый дом с двускатной крышей, покрытой травой, имевший столбовой каркас и стены из горизонтальных бревен, вставленных заостренными концами в пазы вертикальных столбов. Дома были однокамерными, без потолков, с земляным полом. Дымоходы от двух очагов обогревали широкие нары вдоль стен. В центре дома возводили высокий настил на столбах, на котором в сильные морозы держали и кормили ездовых собак. В доме обычно жили 2-3 семьи, каждая на своем участке нар. С наступлением тепла семьи переселялись в индивидуальные жилища, которые строили из коры вблизи зимнего дома или в отдельном летнем селении у озера, протоки, вблизи промысла. Чаще всего их ставили на сваях. Они могли быть двускатными, коническими, четырехугольными с двускатной крышей, срубными или каркасными. Как и у ульчей, летники нивхов имели два помещения: переднее, из досок, служило амбаром, а заднее, бревенчатое, - жилищем с открытым очагом.


    Для хозяйственных нужд делали срубные амбары на высоких столбах,
    разнообразные вешала для сушки сетей, неводов и вяления юколы

    Для хозяйственных нужд делали срубные амбары на высоких столбах, разнообразные вешала для сушки сетей, неводов и юколы. На Сахалине до начала ХХ в. сохранялись старинные землянки с открытым очагом и дымовым отверстием, а в ХХ в. распространились срубные дома типа русской избы.

    Одежду и обувь шили из рыбьей кожи, меха собак, кожи и меха таежных и морских животных. Издавна пользовались также покупными тканями, которые получали за пушнину у маньчжурских, а потом и русских торговцев.

       Женские халаты имели покрой кимоно, левая пола вдвое шире правой и закрывает ее

    Мужские и женские халаты (ларшк) имели покрой кимоно и были левополыми (левая пола вдвое шире правой и закрывает ее). Более длинные женские халаты украшали аппликацией или вышивкой, по подолу - металлическими бляшками, расположенными в один ряд. К холодам тканевые халаты утепляли ватой. Праздничную одежду из рыбьей кожи расписывали замысловатым орнаментом.

    Зимой ходили в шубах (ок) из собачьих шкур и мужских куртках (пшах) из нерпы. В зажиточных семьях шили женские шубы из меха лисиц, реже - рыси. Для езды на нартах, а иногда и во время подледного лова поверх шуб мужчины надевали юбки (хоск) из нерпичьих шкур.

    Нижней одеждой были штаны из рыбьей кожи или ткани, ноговицы (женские - из ткани на вате, мужские - из собачьего или нерпичьего меха) и нагрудники (короткие мужские на меху; длинные женские из ткани, украшенные бисером и металлическими бляшками). Летом носили берестяные шапки конической формы, зимой - тканевые на меху с украшениями (женские) и из собачьего меха (мужские).

    Поршневидную обувь шили из сивучьих или нерпичьих шкур и рыбьей кожи. Она имела не менее десяти различных вариантов и отличалась от обуви других народов Сибири высокой «головкой»-поршнем, причем голенища кроили отдельно. Внутрь вкладывали согревающую стельку из травы. Другим типом обуви были сапожки, похожие на эвенкийские, из оленьих и лосиных камусов и нерпичьих шкур.

    Одежду, обувь, предметы утвари украшали тончайшим криволинейным орнаментом характерного амурского стиля, известного еще по археологическим находкам.

       Мужской пояс

    По данным 1897 г., средняя семья состояла из шести человек, однако встречались и по 15-16 человек. В целом же преобладали малые семьи из родителей с детьми, а также нередко младших братьев и сестер главы семьи, его старших родственников. Иногда женатые сыновья жили совместно с родителями.

    Невесту предпочитали выбирать из рода матери. Существовал обычай кросс-кузенного брака: мать стремилась женить сына на дочери своего брата. Родители договаривались о браке, когда их детям было по 3-4 года, затем дети воспитывались вместе в доме будущего мужа. По достижении ими 15-17 лет брачная жизнь начиналась без каких-либо специальных обрядов. В тех случаях, когда жених и невеста не были родственниками, нивхи соблюдали тщательно разработанный обряд (сватовство, договор о калыме, вручение калыма, переезд невесты и т.п.). При переезде невесты исполнялся ритуал «топтания котлов»: родители жениха и невесты обменивались огромными котлами для варки корма собакам, и молодые должны были поочередно ступать в них у дверей домов невесты и жениха. Со второй половины XIX в. зажиточные семьи стали устраивать многолюдные и многодневные свадебные пиры, подобные русским.

       Колотушка для рыбы

    У нивхов насчитывалось свыше 60 патрилинейных родов (кхал). Они отличались по численности (состояли из 1-3 семей) и селились разрозненно. Со временем многие из них уменьшались и объединялись либо присоединялись к более многочисленным, образуя роды с ветвями различного происхождения. Представители соседних народов - негидальцы, ульчи, нанайцы, айны, эвенки, вступая в браки с нивхскими женщинами, образовывали новые роды. Все роды конца XIX в. насчитывали не более 8-10 поколений.

    Члены рода съезжались на медвежьи праздники, похороны, иногда на свадьбу. Они происходили от общего предка, помогали друг другу, имели «общий огонь» (огонь в домах зажигали от кремня, который хранился у старшего мужчины рода), общий амбар для ритуальных принадлежностей.

    Существовали также союзы родов, объединявшие малочисленные роды для обеспечения обычая левирата: если вдова не могла найти нового мужа в пределах его рода, то община подбирала ей мужа из чужого рода. Оба брачующихся рода составляли экзогамный союз. Иногда к союзу примыкал и третий род, часто - иной по происхождению (ульчский, нанайский и др.).

    В конце XIX - начале ХХ в. селение составляло территориально-соседскую общину, в которой семьи (особенно на Амуре) относились, как правило, к разным родам. При этом браки, заключавшиеся в пределах селения между семьями, относящимися к разным родам, укрепляли общину. Конфликты в общине разбирало собрание старейших членов, решение которых было обязательным для нарушителей порядка. Серьезные дела, касавшиеся убийств и имущественных споров, разбирал межродовой суд, возглавляемый признанным знатоком обычаев, лично не заинтересованным в споре. Он выслушивал всех желающих высказаться по делу и затем выносил решение. Слушание могло продолжаться несколько дней. Сохранялась традиция выплаты за убийство человека; причем плату вносил весь род. Известны и случаи кровной мести (обычай мщения за убийство сородича).

    С 1850-х гг. началось имущественное расслоение нивхов. Появились торговцы, посредники в торговле с русскими промышленниками. С конца XIX в. русская администрация назначала старост из местных жителей, которые регулярно созывали собрания, охраняли от приезжих коммерсантов традиционные места добычи лосося.

       Атрибут шаманского ритуала

    Религиозные верования основывались на анимизме и промысловом культе, вере в обитавших повсюду духов - на небе («небесные люди»), на земле, в воде, тайге, каждом дереве. Духам-хозяевам молились, испрашивая успешную охоту, им приносили бескровные жертвы. Члены рода, жившие в одном селении, зимой со становлением льда устраивали моления духам воды, бросая в прорубь жертвоприношение - еду в ритуальной посуде. Весной, когда реки вскрывались, еду с украшенных лодок опускали в воду в деревянных корытцах, изображавших рыб, уток и т.п. Один-два раза в год в домах молились духу - хозяину неба. В тайге у священного дерева обращались к духу - хозяину земли: у него просили здоровья, удачи на промысле и в предстоящих делах. Духов - хранителей дома в виде деревянных идолов помещали на особых нарах. Им также приносили жертвы.

    Главные хозяева - «горный человек», хозяин тайги Палыз в виде огромного медведя, и хозяин моря Тол ыз, или Тайраадз, - морская касатка. Каждый медведь считался сыном хозяина тайги, поэтому охота на него сопровождалась обрядами промыслового культа. Существовали ритуалы, характерные для медвежьего праздника : пойманного в тайге или купленного у нанайцев , негидальцев медвежонка растили 3-4 года в специальном срубе, после чего устраивали праздник в честь умерших родственников. Выкормить зверя и устроить праздник было почетным делом для человека, в этом ему помогали соседи и сородичи. В течение всего времени содержания животного соблюдалось множество правил и запретов. Например, к нему было запрещено подходить женщинам.

    Медвежий праздник, на который собиралась вся родня, проводили зимой. Он продолжался до двух недель, мифы и предания звучали в исполнении сказителей, непременно устраивали собачьи гонки. Нарядные женщины на улице играли на «музыкальном бревне», танцевали. Медведя водили по домам, угощали из специальной резной деревянной посуды, хранившейся в родовом ритуальном амбаре, смельчаки играли с ним. Затем зверя убивали из лука на специальной площадке. Стрелка, как правило, назначал хозяин медведя из числа своих родственников. У головы убитого медведя ставили кушанье, «угощая» его. Затем его свежевали, соблюдая множество правил, череп покрывали копотью над костром и хранили в родовом амбаре.

       Корытце с веслом - жертвоприношение духу моря

    В отличие от других народов Амура нивхи кремировали умерших, лишь некоторые группы переняли у соседей захоронение в земле. Обряд сожжения имел различия, но общее в его содержании преобладало. Труп и инвентарь покойного сжигали на огромном костре в тайге под ритуальные плачи. Пепел сгребали к центру кострища и огораживали срубом. К деревянной кукле прикрепляли косточку от черепа покойного, одевали и обували ее и помещали в маленький, около метра высотой, домик (раф), украшенный резными орнаментами. В дальнейшем на этом месте совершали поминальные обряды, бросая в костер пищу, предназначенную для умершего, особенно часто в первый месяц после похорон, затем в течение года - примерно раз в месяц, позднее - каждый год. Для человека, тело которого не нашли (утонул, пропал на охоте и т.п.), у нивхов существовал специальный обряд. Вместо тела хоронили большую, в размер человека, куклу из ветвей и травы. Ее одевали в одежду умершего и закапывали или сжигали, соблюдая все положенные обряды.

    Фольклор нивхов включает тотемические мифологические рассказы, произведения реалистического содержания (о правилах поведения в быту и на промысле, о воспитании качеств, необходимых человеку родового общества, о наказании людей, нарушивших табу), сказки, героические поэмы, загадки.

    Народная музыка - в русле музыкальных традиций соседних тунгусо-маньчжурских народов (орочей , ульчей , ороков и др.). На Сахалине известны песни-четверостишия, исполнявшиеся на медвежьем празднике, песни-плачи (чырйуд) у погребальных костров, необрядовые песни - лирические, колыбельные, которые сочиняла каждая мать.

    Шаманское песнопение исполнялось во время обряда врачевания, на шаманских сеансах и при посещении домов с выражением благопожеланий всем жителям селения. Врачуя, шаман вызывал духов-помощников, которые отбирали украденную злыми духами душу больного и спасали его от смерти. Пение обязательно сочетали с игрой на бубне и металлических погремушках.

       Дневная колыбель выдолблена из ствола дерева. Ножки ребенка остаются снаружи

    В инструментальной музыке центральное место занимают наигрыши на «музыкальном бревне», которые сопровождают медвежий праздник, бега и жертвоприношение собак, женские ритуальные танцы и мифологизированные речитативы. Cвоеобразно музицирование на однострунной смычковой трубчатой лютне.

    Продолжается процесс вытеснения нивхов из мест традиционного проживания.

    В технологическом лицее г. Поронайска и других городах Хабаровского края детям аборигенов преподают родной язык, их обучают традиционным ремеслам. Для школьников выпущен учебник нивхского языка, разрабатываются новый нивхско-русский словарь и букварь.

    В Сахалинской области созданы национальные ансамбли «Мэнгумэ-Илга» («Серебряные узоры»), «Пелакен» («Большое солнце»), «Арила миф» («Свежий ветер») и др. В г. Поронайске - центр традиционных культур и Национальный музей.

    С 1996 г. выходит газета «Нивх диф». Из национальных деятелей культуры известны писатели В. Санги, Г. Отаина, художник Ф. Мыгун и др.

    Созданы Ассоциация коренных малочисленных народов Сахалина и общественное движение «Союз нивхов Сахалина».

    статья из энциклопедии "Арктика - мой дом"

       КНИГИ О НИВХВАХ
      Крейнович Е.А. Медвежий праздник у нивхов. Бронзовый и железный век Сибири. Новосибирск, 1974.
      Крейнович Е.А. Нивхгу. Л., 1973.
      Пропп В.Я. Чукотский миф и гиляцкий эпос: Фольклор и действительность. М., 1976.
      Санги В.М. Песнь о нивхах. М., 1989.
      Таксами Ч.М. Нивхи: Современное хозяйство, культура и быт. Л., 1967.
      Таксами Ч.М. Основные проблемы этнографии нивхов. Л., 1973.
      Штернберг Л.Я. Гиляки, гольды, орочи, негидальцы, айны. Хабаровск, 1933.

    НИВХИ. Нивхи - небольшой народ, населяющий районы Дальнего Востока: остров Сахалин и бассейн Нижнего Амура. Вплоть до 30-х годов в литературе нивхов называли гиляками. Под этим именем они были известны и соседним народам. Слово “гиляки” на тунгусо-маньчжурских языках означает “люди, передвигающиеся при помощи парных весел на больших лодках”. Сами себя они называют нивхами, что означает “человек”.

    По территориальному признаку нивхи делятся на две группы - островную (сахалинскую) и материковую. На Сахалине нивхи жили на всей территории острова, теперь, главным образом, занимают северную его часть. Материковые нивхи населяют нижнее течение Амура, побережье Амурского лимана, Татарского пролива.

    Хозяйство нивхов было комплексным и носило в основном промысловый характер. Видами промысла, которые определяла окружающая среда, были рыболовство, морской зверобойный промысел и охота. Наряду с этим нивхи также занимались собирательством и животноводством. Эти занятия и составляли материальную основу их жизни.


    В комплексном занятии нивхов особое место занимает промысел рыбы; первостепенное хозяйственное значение имел промысел лососевых пород. Нивхские рыбаки в результате многовековой практики изучили водоемы своих районов и рыбные ресурсы этих вод, а также особенности миграции лососевых рыб. Как исконные рыболовы они достигли в этом известной степени совершенства. По течению рек, по метеорологическим условиям нивхи определяли, вдоль какого берега пойдет больше рыбы. И на основе своих предположений они строили в этих местах заездки и располагали рыболовецкие станы.

    Важное место в хозяйстве нивхов занимал зверобойный промысел. Практически эта отрасль имела для нивхов такое же значение, как и рыболовство. Она давала жир и мясо, корм собакам, шкуру для одежды и обуви, кожу и так далее. Продукты охотничьего, морского зверобойного промысла были существенным подспорьем в хозяйстве.

    Нивхи широко пользовались дарами природы - леса и моря. Растительные продукты: ягоды, орехи, травы, водоросли и моллюски, вносили существенное разнообразие в рацион питания.

    Собаководство было древней отраслью нивхов. Собак использовали как транспорт на охоте. Собак приносили и в жертву. В результате многовековой практики нивхи выработали систему биологического отбора лучшей породы, систему дрессировки и свой тип упряжки.

    Жили нивхи родами. Род являлся основной самоуправляющейся ячейкой. Высшим органом самоуправления нивхов являлся Совет старейшин.

    Представляет особый интерес духовная жизнь нивхов. Сохраняя первоначальное мировоззрение на природу, создавая ее культ, нивхи в процессе длительного исторического развития сумели создать свое изобразительное искусство, представляющее довольно высокую художественную ценность. Нивхи были творцами оригинального духовного мира, различных жанров устного народного творчества, красочного орнаментального искусства, несомненных признаков культурного прогресса.

    До середины XIX века нивхи оставались вне влияния какой-либо государственной власти. Поэтому все, что было написано выше, использовалось в прошлом. В результате колонизации нивхских земель Россией, все, что было создано многовековыми деяниями нивхов, уничтожено. Сегодня Россия стала демократическим государством, но положение нивхов, как и других малочисленных народов Севера, не становится лучше, потому что Россия хоть и стала на путь демократии, но до сих пор не хочет признавать, что коренные народы в соответствии с международными правами имеют право на самоопределение, на землю. В силу этого права они свободно могут определять свои взаимоотношения с властью, свободно осуществлять свое экономическое, социальное, культурное и духовное развитие, а также свободно выбирать формы самоуправления в соответствии с их историческими традициями.

    Нивхи, нивх (самоназвание - "человек"), гиляки (устаревшее), народ в России. Живут в Хабаровском крае на нижнем Амуре и на острове Сахалин (главным образом в северной части). Численность 4630 человек. Говорят на изолированном нивхском языке. Распространён также русский язык.

    Предполагают, что нивхи - прямые потомки древнейшего населения Сахалина и низовьев Амура, расселённого в прошлом значительно шире, чем в настоящее время. Находились в широких этнокультурных контактах с тунгусско-маньчжурскими народами, айнами и японцами. Многие нивхи владели языками народов сопредельных территорий.

    Основные традиционные занятия - рыболовство (кета, горбуша и др.) и морской промысел (тюлень, белуха и др.). Рыбачили неводами, сетями, крючками, ставили заездки и др. Морского зверя били острогой, дубинками и пр. Из рыбы делали юколу, из внутренностей вытапливали жир, из кожи шили обувь и одежду. Меньшее значение имела охота (медведь, олень, пушной зверь и пр.). Зверя добывали при помощи петель, самострелов, копий, а с конца XIX века - ружей.

    Подсобное занятие - собирательство (ягоды, корни сараны, черемша, крапива; на морском побережье - моллюски, морские водоросли, раковины). Развито собаководство. Собачье мясо шло в пищу, шкуры - для одежды, собак использовали как транспортное средство, для обмена, на охоте, приносили в жертву. Распространены домашние ремёсла - изготовление лыж, лодок, нарт, утвари из дерева, посуды (корытца, туеса), подстилок из берёсты, обработка кости, кожи, плетение циновок, корзин, кузнечное дело. Передвигались на лодках (дощатых или долблёнках из тополя), лыжах (голицах или подбитых мехом), нартах с собачьей упряжкой.

    В бывшем СССР произошли изменения в жизни нивхов. Значительная их часть трудится в рыболовецких артелях, на промышленных предприятиях, в сфере обслуживания. По данным переписи 1989, 50,7% нивхов составляет городское население.

    В XIX веке сохраняли пережитки первобытно-общинного строя, родовое деление.

    Вели оседлый образ жизни. Селения располагались обычно по берегам рек и морскому побережью. Зимой жили в полуземлянке четырёхугольного плана, углублённой в землю на 1-1,5 м, со сферической крышей. Были распространены наземные жилища столбовой конструкции с канами. Летнее жилище - постройка на сваях или вывороченных пнях с двускатной крышей.

    Традиционная одежда (мужская и женская) состояла из штанов и халата, сшитых из рыбьей кожи или бумажной материи. Зимой носили шубу из собачьего меха, мужчины поверх шубы надевали юбочку из нерпичьей шкуры. Головной убор - наушники, меховая шапка, летом коническая берестяная или матерчатая шляпа. Обувь из тюленьей и рыбьей кожи.

    Традиционная пища - сырая и варёная рыба, мясо морских зверей и лесных животных, ягоды, моллюски, водоросли и съедобные травы.

    Официально считались православными, но сохраняли традиционные верования (культ природы, медведя, шаманство и др.). Вплоть до 1950-х гг. у нивхов Сахалина сохранялся классический медвежий праздник с убоем выращенного в клетке медведя. По анимистическим представлениям, нивхов окружает живая природа с разумными обитателями. Сложилась норма бережно относиться к окружающей природе и разумно пользоваться её богатством. Традиционные природоохранные нормы были рациональными. Особенно ценными являются накопленные веками трудовые навыки, народное прикладное искусство, фольклор, музыкальное и песенное творчество, знания о лекарственных травах и собирательство.

    В настоящее время начался процесс возвращения нивхов на прежние места расселения и возрождение старых селений. Выросла собственная интеллигенция. В основном это работники учреждений культуры и народного образования. Нивхская письменность создана в 1932. Издаются буквари на амурском и восточносахалинском диалектах, книги для чтения, словари, газета "Нивх диф" ("Нивхское слово").

    Ч. М. Таксами

    Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 2000, с. 380-382.

    Гиляки в истории

    Гиляки (самоназв. ниб(а)х, или нивхи, т. е. человек, люди; наименование «гиляки», по мнению Шренка, произошло от кит. «киль», «киленг», как китайцы привыкли называть всех туземцев в низовьях Амура) - малочисл. народность в Приморье. Исследователи XIX в. (Зеланд, Шренк и др.) доводили тогда численность Г. (по разным методикам) до 5-7 тыс. чел. Они же дали развёрнутое описание самих Г. и образа их жизни: средний рост у мужчин - 160, а у женщин - 150 см. Они чаще всего «коренастые, с короткой шеей и хорошо развитой грудью, с несколько короткими и кривыми ногами, с малыми кистями и ступнями, с довольно большой, широкой головой, смуглым цветом кожи, темными глазами и черными прямыми волосами, которые у мужчин заплетаются сзади в косу, а у женщин - в две косы. В лице заметны черты монгольского типа… Шренк относит Г. к палеазитам, к загадочным “краевым” народам Азии (подобно айнам, камчадалам, юкагирам, чукчам, алеутам и др.) и полагает, что первоначальная родина Г. была на Сахалине, откуда они перешли на материк под натиском с юга айнов, в свою очередь, отодвинутых японцами… От своих соседей Г. отличаются еще тем, что не практикуют вовce татуировки и женщины их не носят колец или серег в носовой перегородке. Народ здоровый и выносливый… Основной пищей Г. служит рыба; они едят ее сырою, мороженою или сушеною (вяленою)… ею запасаются на зиму для людей и собак. Ловят рыбу сетями (из крапивы или дикой конопли), лесами или кручьями. Кроме того, Г. бьют нерп (тюленей), сивучей, дельфинов или белух, собирают бруснику, малину, ягоды шиповника, кедровые орехи, черемшу… Едят большею частью холодное… Мясо едят всякое, за исключением только крыс; соли до последнего времени не употребляли вовсе… табак курят оба пола, даже дети; посуды, кроме деревянной, берестяной и железных котлов не имеют». Деревни Г. располагались по берегам, в низменных местах, но не доступных для половодья. У материковых Г. в зимних избах имелись печи с трубами и широкие нары, чтобы на них могли разместиться 4-8 семей (до 30 чел.). Для освещения использовался рыбий жир и лучина. На лето Г. переселялись в амбары, устроенные чаще всего высоко над землёй на столбах. Оружие состояло из копья, гарпуна, самострела, лука и стрел. Для передвижения летом служили плоскодонные лодки в виде корыта из кедровых или еловых досок, до 6 м длиной, сшитых деревянными гвоздями и проконопаченных мхом; вместо руля - короткое весло. Зимой Г. ходили на лыжах или ездили на нартах, куда впрягались 13- 15 собак. Ткацкое и гончарное ремесло Г. до прихода русских совершенно не знали, но они были весьма искусны в выделке сложных узоров (на берёсте, коже и т. д.). Богатство Г. выражалось в возможности содержать несколько жён, в серебр. монете, в большем кол-ве одежды, хороших собаках и т. п. Нищих почти не встречалось, поскольку их подкармливали более состоятельные соплеменники; привилегированного класса не было; самые почитаемые люди - старики, богатые, знаменитые храбрецы, известные шаманы. На редких сходках разрешались важные споры, напр., похищение чьей-либо жены. Виновный мог быть приговорён либо к вещественному удовлетворению обиженного, либо к изгнанию из селения, иногда, правда, тайком - к смертной казни. «Живут гиляки вообще мирно, за больными всячески ухаживают, но умираюших выносят вон, из суеверного страха, а также удаляют в особый берестяной шалаш родильницу, даже зимою, отчего бывают случаи замерзания новорожденных. Гостеприимство у Г. весьма развито, воровство неизвестно, обман - редкость, вообще они отличаются честностью… Женятся Г. обыкновенно рано; иногда родители заключают браки между детьми 4-5 лет; за невесту уплачивают калым разными вещами… и, кроме того, жених должен устроить пир, продолжающийся с неделю. Допускаются браки с племянницами и двоюродными сестрами. Обращение с женой вообще мягкое. Брак легко может быть расторгнут, и разведенная легко находит себе другого мужа. Нередко также умыкание жен, с согласия умыкаемой; муж требует тогда возвращения калыма или преследует и мстит (бывают даже случаи убийства)… Вдова переходит часто к брату умершего или к другому близкому родственнику, но она может и остаться вдовою, и родственники все-таки обязаны помогать ей, если она бедна. Имущество отца переходит к детям, причем больше получают сыновья… Г. кажутся малоподвижными, малолюбознательными, индифферентными. Они очень редко поют, не знают плясок, и имеют самую примитивную музыку, производимую ударами палок по висящему на веревках параллельно земле сухому шесту…». Праздников у Г. насчитывалось совсем немного; самый главный - медвежий, продолжавшийся ок. 2 недель в январе. Для него добывали из берлоги, а иногда покупали на Сахалине, медвежонка, откармливали, водили по деревням. Под конец, привязывали к столбу, расстреливали из луков, после чего слегка поджаривали на костре и съедали, запивая хмельным напитком и чаем. Г. поклонялись деревянным идолам, изображавшим человека или зверя. Обычно идолы хранились в амбарах и выносили их лишь в исключительных случаях. У Г. были священные места, где они просили у своих духов удачи или прощения. Они верили в загробную жизнь. Умерших отвозили в лес и сжигали на костре, а пепел собирали и укладывали в небольшом домике возле селения, в лесу, где также зарывали платье, оружие и трубку покойного, иногда их клали в самом домике; собак, привезших труп также убивали, а если умерший был бедняком, то лишь сжигали нарты. Возле этого домика родственники совершали поминки, приносили трубку с табаком, чашку с напитком, плакали и причитали. Связь с духами осуществлялась через шаманов. Впервые русские услышали о Г. весной 1640: от одного пленника- эвена первопроходец томск. казак И. Москвитин узнал о существовании на юге Охотского моря «реки Мамур», т. е. Амур, в устье к-рой и на островах жили «гуляки сидячие». Москвитин с отрядом казаков направился морем в юж. направлении и в устье р. Уда получил дополнит. сведения об Амуре и его притоках - рр. Зея и Амгунь, а также о Г. и «бородатых людях даурах». Участвовавший в этом походе якут. казак Н. Колобов сообщает в своей «скаске», что незадолго до прибытия русских к устью Уды приходили в стругах бородатые дауры и убили ок. 500 гиляков: «...А побили их обманом; были у них в стругах в однодеревных в гребцах бабы, а они сами человек по сту и осьмьюдесят лежали меж тех баб и как пригребли к тем гилякам и вышед из судов, а тех гиляков так и побили...». Казаки двинулись дальше «подле берег» до островов «сидячих гиляк», т. е. вполне возможно, что Москвитин видел небольшие острова у сев. входа в Амурский лиман (Чкалова и Байдукова), а также часть сев.-зап. берега о. Сахалин: «И гиляцкая земля объявилась, и дымы оказались, и они [русские] без вожей [проводников] в нее итти не смели...», считая, видимо, что маленькому отряду не справиться с многочисл. населением этого края, и повернули обратно. В 1644/45 по соседству с гиляцким селением зимовал отряд письменного головы В. Д. Пояркова, искавший в тех местах запасы серебр. руд и разведывавший попутно «новыя землицы » для сбора ясака. Казаки стали покупать у Г. рыбу и дрова и за зиму собрали кое-какие сведения об о. Сахалин. Весной, покидая гостеприимных Г., казаки напали на них, захватили аманатов и собрали ясак соболями. В 1652/53 в гиляцкой земле зимовал отряд Е. Хабарова, а в июне 1655 там же объединённый отряд Бекетова, Степанова и Пущина срубил острог и остался на зимовку. Из-за отсутствия письменности и богатой устной традиции у Г. уже к XIX в. не сохранилось никаких воспоминаний или преданий о столкновениях с первыми русскими, появившимися в их краях в сер. XVII в.

    Владимир Богуславский

    Материал из кн.: "Славянская энциклопедия. XVII век". М., ОЛМА-ПРЕСС. 2004.

    Нивхи

    Автоэтноним (самоназвание)

    нивх : Самоназванея н и в х, «человек», н и в х г у, «люди».

    Основная территория расселения

    Расселяются в Хабаровском крае (низовья Амура, побережье Амурского лимана, Охотского моря и Татарского пролива), образуя материковую группу. Вторая, островная группа, представлена на севере Сахалина.

    Численность

    Численность по переписям: 1897 - 4694, 1926 - 4076, 1959 - 3717, 1970 - 4420, 1979 - 4397, 1989 - 4673.

    Этнические и этнографические группы

    По территориальному признаку подразделяются на две группы - материковую (нижнее течение р.Амур, побережье Амурского лимана, Охотского моря и Татарского пролива) и осторовную или сахалинскую (северная часть о-ва Сахалин). По родовому составу и некоторым особенностям культуры делились на более мелкие территориальные подразделения - материковая на 3, осторовная на 4.

    Антропологические характеристики

    Нивхи своеобразны в антропологическом отношении. Они образуют локальный расовый комплекс, названный амуро-сахалинским антропологическим типом. Он имеет метисное происхождение как следствие смешения байкальского и курильского (айнского) расовых компонентов.

    Язык

    нивхский : Нивхский язык занимает изолированное положение по отношению к языкам других народов Амура. Он относится к палеоазиатским языкам и обнаруживает близость к языкам ряда народов Тихоокеанского бассейна, Юго-Восточной Азии и алтайской языковой общности.

    Писменность

    С 1932 г. письменность на латинской графике, с 1953 г., на основе русского алфавита.

    Религия

    Православие : Православные. Целенаправленная миссионерская деятельность начинается только с середины XIX в. В 1857 г. была создана специальная миссия для гиляков. Этот факт не исключает более раннего распространения христианства среди коренного населения Приморья и Приамурья из среды русских поселенцев. Миссия занималась крещением не только не только нивхов, но и соседствующих с ними народов - ульчей, нанайцев, негидальцев, эвенков. Процесс христианизации носил скорее внешний, формальный характер, что подтверждается практически полным незнанием основ веры, нешироким распрстранением в нивхской среде атрибутов культа, отказом от имен, данных при крещении. Миссионерская деятельность опиралась на сеть, которые строились вблизи поселений нивхов. В частности, на о.Сахалин их было 17. В целях приобщения детей коренных жииелей Приамурья к грамоте и вере создавались небольшие, одноклассные церковноприходские школы. Приобщению нивхов к православию в значительной степени способствовало их проживания среди русского населения, от которого нивхи заимствовали элементы крестьянского быта.

    Этногенез и этническая история

    Отличия нивхов от соседних народов обычно связываются с независимым процессом их этногенеза. В связи с особенностями их языка и культуры - нивхи палеоазиаты, они относятся к древнейшему населению Нижнего Амура и Сахалина, которые предшествуют здесь тунгусо-маньчжурам. Именно нивхская культура является тем субстратом, на котором складывается сходная во многом сходная культура амурских народов.
    Другая точка зрения полагает, что древнейшее население Аура и Сахалина (археология мезо/неолитического времени) собственно нивхским не является, а представляет собой недифференцированный в этническом отношении пласт культуры, которой является субстратным по отношению ко всему современному населению Амура. Следы этого субстрата фиксируются в антропологии, языке, культуре как нивхов, так тунгусо-маньчжурских народов Приамурья. В рамках этой теории, нивхи рассматриваются как мигрировавшая на Амур, одна из групп северо-восточных палеоазиатов. Относительная противоречивость данных этногенетических схем объясняется высокой степенью смешения и интеграции современных народов Амура и Сахалина, а также поздним временем их этнического оформления.

    Хозяйство

    В культуре нивхи наследуют древний нижнеамурский хозяйственный комплекс речных рыболовов и морских зверобоев, при подсобном характере таежного промысла. Значительную роль в их культуре играло собаководство (амурский/гилякский тип упряжного собаководства).

    Традиционная одежда

    Одежда нивхов также имеет общеамурскую основу, это т.н. восточноазиатский тип (запашная одежда с удвоенной левой полой, кимонообразного кроя).

    Традиционные поселения и жилища

    Основные элементы материальной культуры нивхов соответствуют общеамурским: сезонные (летние временные, зимние постоянные) поселения, жилища типа землянки, сосуществуют с разнообразными летними временными постройками. Под влиянием русских получили распространение срубные постройки.

    Современные этнические процессы

    В целом, традиционная и современная культура нивхов, демонстрирует ее соответствие культуре тунгусо-маньчжурских народов Нижнего Амура и Сахалина, которое сформировалось как генетически, так и в процессе длительного этнокультурного взаимодействия.

    Библиография и источники

    Общие работы

    • Нивхгу. М., 1973/Крейнович Е.А.
    • Народы Дальнего Востока СССР в ХVII - ХХ вв. М., 1985

    Отдельные аспекты

    • Традиционное хозяйство и материальная культура Народов Нижнего Амура и Сахалина. М., 1984/Смоляк А.В.
    • Основные проблемы этнографии и истории нивхов. Л., 1975./Таксами Ч.М.

    Нивхи, нивх (самоназвание - "человек"), гиляки (устаревшее), народ в России.

    Предполагают, что Нивхи - прямые потомки древнейшего населения Сахалина и низовьев Амура, расселённого в прошлом значительно шире, чем в настоящее время. Находились в широких этнокультурных контактах с тунгусско-маньчжурскими народами, айнами и японцами. Многие Нивхи владели языками народов сопредельных территорий.

    Справочная статья из альманаха "Лица Росии" с сайта rusnations.ru/etnos/nivhi

    Вайнштейн С.И. Нивхи

    НИВХИ (прежнее назв. - гиляки) - народность, живущая в бассейне нижнего течения реки Амур (Хабаровский край РСФСР) и на острове Сахалин. Численность - 3,7 тысяч человек (1959). Нивхский язык занимает изолированное положение в группе палеоазиатских языков. О происхождении нивхов существуют различные точки зрения. По всей вероятности, нивхи являются прямыми потомками древнейшего неолитического населения бассейна Амура и побережья Охотского моря. До Октябрьской революции основу хозяйственной деятельности нивхов составляли: рыболовство, морской зверобойный промысел, охота.

    Басилов В. Н., Соколова 3. П. Религиозные верования Народов Сибири

    В Сибири проживает более 30 аборигенных народов, относящихся к 9 языковым группам: 1) самодийская (ненцы, энцы, нганасаны, селькупы); 2) угорская (ханты, манси), угры и самодийцы нередко включаются в одну, уральскую, семью языков; 3) стоящая обособленно кетская (кеты); 4) тунгусо-маньчжурская (эвенки, эвены, ульчи, нанайцы, негидальцы, удэгейцы, ороки, орочи); 5) палеоазиатская (чукчи, коряки, юкагиры, ительмены); 6) эскимосско-алеутская (эскимосы, алеуты); 7) тюркская (алтайцы, кумандинцы, телеуты, шорцы, хакасы, долганы, якуты, тувинцы, тофалары, сибирские татары); 8) монгольская (буряты)

    Месштыб Н.А. Религиозные представления нивхов

    Традиционные места расселения нивхов - Хабаровский край (Николаевский, Ульчский районы) и остров Сахалин. Численность их в РФ составляет 4361 человек. Религиозные представления и культы нивхов были связаны с тайгой, ее животным и растительным миром, водной стихией, отношением человека к природе в целом. По традиционным воззрениям нивхов, вселенная состоит из нескольких миров - мира земных людей - миф, подводного мира - тол, небесного мира - тлы и подземного мира - млы. В каждом мире имелось божество - таяпан, которое являлось создателем существ своего мира.

    Таксами Ч. М. Нивхи.

    Шаман и шаманка у гиляков.
    Иллюстрированная энциклопедия народов России. СПб, 1877.

    Нивхи, нивх (самоназвание - "человек"), гиляки (устаревшее), народ в России. Живут в Хабаровском крае на нижнем Амуре и на острове Сахалин (главным образом в северной части). Численность 4630 человек. Говорят на изолированном нивхском языке. Распространён также русский язык.