• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    приведи в порядок свою планету.»

    Антуан де Сент –Экзюпери

    Вселенная – Зелёная планета – Человек. Это неразделимый союз. И для того, чтобы сохранить его, человеку необходимо сыграть главную роль, – роль хранителя природы.

    Меня очень тревожит и беспокоит до глубины души всё, что связано с экологией нашей планеты. Экология, сохранение Зелёной планеты – это суть сосуществования человека и окружающей его природы на планете Земля.

    Сейчас, когда мир технологий настолько развит и «компьютерная цивилизация» ушла далеко вперёд, человек во всём подчёркивает своё превосходство над природой. Но это превосходство можно и нужно направить туда, где человек и его знания по — настоящему необходимы. Мы все должны стремиться очистить нашу планету от мусора, яда, грязи, научиться жить в согласии с природой, стараться слушать и понимать её. Ведь если мы не научимся «понимать, что нам говорит дорога, о чём шумят деревья, поют киты, кричат птицы.

    », то произойдёт именно то, о чём так выразительно говорится в сказке С.В. Савицкой «Человек»: «Человек увидит под ногами последний задыхающийся цветочек, на дереве останется последний запуганный зверёк, в грязном озере останется единственная чумазая рыбка.» И природа уже не простит: будет слишком поздно, если мы допустим, чтобы случилось такое.

    Каждый год в нашей школе экология становится главной темой недели начальных классов. За три года, проведённых в школе при Посольстве РФ в РС в городе Белграде, ребята сделали много полезного, многое услышали, многому научились.

    Наш класс, под руководством нашей учительницы Девятовой Елены Алексеевны, показал учащимся начальной школы свою работу – экологическую сказку. В спектакле, посвящённом жителям водоёмов и заповедников, мы постарались подчеркнуть, какая большая и ответственная роль отведена человеку в деле сохранения сложной экосистемы нашей планеты.

    Учащиеся всех классов участвовали в конкурсе плакатов «Друзья природы». Члены агитбригад проводили уроки в начальной школе на разные темы, связанные с экологией.

    Наш класс очень старался и сделал в этом году выставку, в которой мы хотели представить сложную экосистему города Белграда.

    Но самым радостным моментом для всех учеников была посадка цветов в школьном дворе. Каждый из нас посадил свой цветок. Ребята, приходя утром в школу, радовались встрече со своим цветком, следили и ухаживали за ним.

    А ещё, традиционной в нашей школе является посадка деревьев выпускниками. Каждый выпускник оставляет напоследок память о себе, а каждое посаженное дерево, в свою очередь, становится украшением нашего школьного двора. Как маленькие деревца растут и набираются сил, так и выпускники идут по жизни, стараясь быть «украшением» общества людей, чтобы школа гордилась ими. Двор нашей школы в городе Белграде по-настоящему радует глаз каждого, кто приходит сюда. Так мы подаём пример другим людям, как бережно, с любовью нужно относиться к природе, чтобы всё вокруг нас приносило радость.

    И поэтому, прочитав сказку Светланы Васильевны Савицкой «Человек», я сразу поняла, что именно её мне интересно обсудить вместе со всеми читателями прекрасных экологических сказок С.В. Савицкой, коснуться ещё и ещё раз темы роли Человека в судьбе нашей планеты и наших будущих поколений, поговорить о его огромной ответственности за каждый шаг, сделанный им на земле.

    Так опустимся же все на колени, чтобы поднять с земли последний окурок, полиэтиленовый пакет, консервную банку, жевательную резинку, бумажную обёртку, попросим прощения у матушки Природы сейчас, пока есть возможность помочь и вылечить планету. Сделаем это для того, «чтобы снова нырнуть в чистый ручей прохладного леса, чтобы опять

    почувствовать запах нежных лепестков первоцветов, чтобы восхищаться могуществом и красотой кедров, чтобы слышать и наслаждаться пением китов и птиц, чтобы видеть бесконечное, как небо, поле белых маков на белом песке. »

    Мне вспомнились слова Маленького принца из сказки Антуана де сент-Экзюпери: «Есть такое твёрдое правило. Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету».

    Маленький принц говорил правильные вещи, он был намного умнее некоторых взрослых, он смотрел глазами, а видел сердцем. Его любви хватало на целую планету. Он заботился о своей планете, думал о её будущем, ведь если он «не будет беречь её и пропалывать баобабы» – свершится ужасное. Многие дети стараются делать что-то нужное для своей планеты, а вот со взрослыми дела обстоят несколько хуже.

    К сожалению, многие взрослые, решая проблемы экологии, не понимают, что они строят будущее своих детей. Мы привыкли критиковать других, хотя сами не многим лучше. «Себя судить куда труднее, чем других. Если сумеешь правильно судить себя, значит ты поистине мудр», – подсказывает нам Антуан де Сент-Экзюпери. Поэтому начинать всегда стоит с себя – привести в порядок свою маленькую «планету», свой уголок, как делал это Маленький принц. Наша задача – показать хороший пример будущему поколению.

    Очень многие экологические проблемы в наше время создаются самими людьми. От загрязнения окружающей среды до исчезновения редких видов животных и истощения ресурсов земли. Век высоких технологий принёс в жизнь людей новые возможности. Теперь мы можем быстро передвигаться, общаться на расстоянии. Но с появлением социальных сетей люди стали засиживаться дома, отдавая предпочтение виртуальному общению. Люди перестали следить за своим домом-планетой. Новое поколение в погоне за тем, чтобы быть «крутыми», совершают необдуманные поступки, приводящие к загрязнению окружающей среды, такие люди бесчеловечны и ленивы. После них остаются горы мусора, также они оставляют непотушенными костры на природе, в результате начинается пожар. Уже и без того уничтожена половина лесов Земли, что привело к уменьшению объёма кислорода, выделяемого растениями, исчезновению животных, редких видов флоры и фауны. Отходы жизнедеятельности человека вредят водной среде планеты, истощаются источники пресной воды, идёт вымирание рыбы. Атомные станции, ядерное оружие разрушают озоновый слой. Отравив плодородный слой земли, мы отравляем себя. Человек постоянно потребляет природные ресурсы, ничего не оставляя взамен природе.

    Я считаю, что только вместе мы можем изменить нашу жизнь к лучшему, каждый должен начать с самого себя. Достаточно просто перестать вредить природе, начать убирать за собой мусор после отдыха в лесу, на море и т.д. Также я считаю, что распределение мусора поможет ускорить процесс переработки отходов, что сделает нашу планету лучше. А значит и воздух, и полноводные реки, и бескрайние леса будут радовать наших потомков. Мы обязательно приведём в порядок нашу огромную планету!

    Вместе со статьёй «Сочинение на тему «Приведи в порядок планету» читают:

    Поделиться:

    Солнечное воскресное утро. Я подхожу к окну и восхищенно замираю. Волшебными красками осень уже раскрасила Землю. Там, за стеклом, я замечаю и особенную прозрачную синеву неба, с плывущими по нему белыми облаками, и тонкие стволы березок, уже украшенные золотыми листьями, и яркие разноцветные шапки хризантем и астр на клумбах во дворе. Как прекрасна наша планета!

    Но вдруг величественная картина осеннего чуда, словно в компьютерной игре, начинает таять, проявляя совсем другие черты. На фоне синего неба проступает огромная труба ТЭЦ-2, из которой идет черный дым, словно из паровоза, а среди белоствольных березок можно заметить начало несанкционированной свалки: брошенные бутылки, окурки и много другого мусора. Мне становится трудно дышать, потому что вместо свежего осеннего ветра я вдруг чувствую выхлопы множества автомобилей, проносящихся мимо моего дома.

    Что это? Безалаберность? Равнодушие? Почему мы сами засоряем свой дом – нашу планету? Ведь всем давно известно, что существуют экологические проблемы, угрожающие всему живому на Земле. Их появление относят еще к началу 20 века, но большинство людей до сих пор не осознало опасности, которую эти проблемы представляют для жизни.

    Современный человек действует слишком прямолинейно. Живя иллюзиями, он считает себя властителем природы, развивает максимальную скорость – и не вписывается в очередной поворот. В результате – катастрофа. Можно сказать, что человечество ведет машину прогресса, вопреки правилам дорожного движения, которые установила природа.

    Мутнеют чистейшие воды Байкала. За несколько минут серым становится выпавший снег на улицах шахтерских городов Кузбасса. Новые водохранилища, перенаселенные города поглощают миллионы гектаров пашни, лугов, леса, тысячи деревень.

    Ученые подсчитали, что за год в атмосферу только углекислого газа выбрасывается более пяти миллиардов тонн. В результате истончается озоновый слой, в нем появляются дыры. В них устремляются ультрафиолетовые лучи, которые, по мнению врачей, вызывают онкологические заболевания. Кислорода на Земле становится все меньше, а выхлопных газов все больше. Мы дышим отравленным воздухом. А еще доказано, что каждый год в мире в океаны, реки, озера попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тысяч товарных поездов. Мы купаемся в отравленных реках.

    Планета наша засорена, но мы еще не осознали опасности жизни на огромной свалке. Мы-то пока на ней живем, но смогут ли жить следующие поколения?

    С развитием цивилизации многие девственные места планеты не только утратили свою нетронутую прелесть, но и серьезно пострадали от деятельности человека. В земной флоре и фауне насчитывается уже немало исчезнувших видов, чьи представители полностью вымерли только по вине людей. Есть и такие, которых еще можно встретить, хотя они тоже находятся на грани исчезновения. В 1960 году Международный союз охраны природы и природных ресурсов счел необходимым вести списки объектов животного и растительного мира для охраны редких и исчезающих видов. Первая Красная Книга в нашей стране была издана в 1978 году. Каждые 10 лет Красную Книгу приходится обновлять.

    Сегодня благодаря деятельности природоохранных организаций принимаются серьезные меры по спасению гибнущей природы нашей планеты. На всех континентах создаются заповедники и национальные парки – это образцы нетронутой, дикой природы, которые по праву называют природными лабораториями.

    Когда-то давно природа решала, быть или не быть человеку. Теперь именно человек решает, быть или не быть природе.

    В одном из мифов о двенадцати подвигах Геракла рассказывается о его победе над непобедимым Антеем. Главная тайна Антея была в его источнике силы: когда он чувствовал, что начинает ослабевать, он прикасался к Земле, своей матери, и обновлялись его силы. Но стоило только оторвать Антея от Земли, как силы великана исчезали. Долго боролся Геракл с Антеем, несколько раз бросал его на Землю, но силы у Антея только прибавлялись. Вдруг во время борьбы поднял могучий Геракл Антея на воздух – иссякли силы сына Земли, и Геракл победил. Миф, отражающий миропонимание древних греков, поучителен и для современных людей. Являясь частью природы, мы всеми клеточками должны ощущать: не Земля принадлежит нам, а мы Земле.

    Наша планета – наш общий дом. Никто не придет и не решит наши проблемы. Только мы можем навести у себя в доме порядок. Везде, на каждом шагу, все вместе и каждый в отдельности! Это совсем не трудно. Убрать после отдыха в лесу мусор, не мыть машину на берегу водоема, собрать в пакет и отнести в контейнер отходы, чтобы правильно утилизировать их, бросить банку от «Кока-колы» и палочки от мороженого в урну…

    Другого пути у нас нет. Земля – величайшее чудо, она у человечества одна. Завтрашний день нашей планеты будет таким, каким мы его создадим сегодня.

    Указ главы государства, объявляющий 2013 год Годом охраны окружающей среды, вызвал широкое обсуждение в обществе.

    В потоке разнообразных высказываний я натолкнулся на одно. Его автор утверждал, что его волнует не столько обилие мусора, сколько нежелание большинства граждан убирать его за собой и вообще отсутствие у них желания не гадить себе под ноги. Может быть, этот человек прав, и мы, россияне, просто потеряли экологическую культуру, если она вообще когда-то была?..

    Этот вопрос я задал первому заместителю председателя Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности Олегу ПАНТЕЛЕЕВУ. И задал не случайно, ведь сенатор давно и серьезно занимается проблемами экологической безопасности России.

    Правильно подмечено. Главное - не мусорить, а если мусор все же об­разовался, то его надо убирать. Но, как мне представляется, проблема здесь гораздо шире и глубже.. Что касается личной культуры поведения, то она, безусловно, была. Я вырос в семье пе­дагогов, отец был директором детско­го дома, мама руководила сельской школой, и беречь природу приучали меня с детства. Поэтому и считаю, что воспитание экологической культуры должно вестись с детства.

    Долгие годы этим вообще никто не занимался. Выбросить окурок из окна автомобиля, бросить, не глядя, обертку от конфеты или мороженого прямо на землю стало нормой жизни. Печальной нормой. Считается, что сейчас ситуация меняется. Возможно. Но даже если и так, то меняется явно недостаточно. Да и не изменить сло­жившийся стереотип поведения у всех наших граждан сразу. Вспомните, что мы увидели, когда по весне стал схо­дить снег: везде раздавленные пласти­ковые бутылки, грязь, мусор. Вот так, по-свински, мы живем.

    - Вы сами говорите: всех не пе­ределаешь. Как же быть?

    Считаю, что следует приучать людей убирать и за других. Уже сейчас есть готовые на это неравнодушные граждане. Они понимают, что одни­ми профессиональными дворниками проблему не решить. В городе дворни­ки худо-бедно с грязью справятся. А в лесу, в местах отдыха, где мусора горы, кто его уберет? Поэтому я поддержи­ваю общественные движения, озабо­ченные этой проблемой.

    Одно из таких движений родилось на базе Союза фотографов-натурали­стов, который я возглавляю. В наших рядах состоит много интересных, из­вестных в стране людей. Многие име­ют свои блоги в Интернете, где по­мещают свои фотографии, привлекая внимание людей. Одному из членов Союза - Сергею Доле - пришла идея создать движение «Блогер против му­сора». Мы, кстати, с чьей-то «легкой руки» почему-то смотрим на блогеров как на хомячков, которые не способны ничего созидать. А на самом деле это не так, движение показало свою действен­ность и жизнеспособность. В прошлом году уже на первый наш призыв выйти на уборку мусора откликнулось около тридцати тысяч человек. И не только в Москве, но и в разных городах. На вторую акцию вышло уже более пяти­десяти тысяч. В нынешнем году акции будут продолжены, и мы ожидаем, что их поддержит гораздо больше людей.

    Могу сообщить, что движение «Бло­гер против мусора» было представлено на фестивале дикой природы «Золотая черепаха». Фестиваль этот был вклю­чен в правительственную программу мероприятий в рамках Года охраны окружающей среды. Зимой мы про­водили его в Москве, сейчас он идет в Санкт-Петербурге, потом переместит­ся в другие города и даже за рубеж.

    На днях мы даже отправили его в космос. Здесь решаются одновременно две задачи. Одна - психологическая разгрузка для экипажей, которые на­ходятся на МКС очень долго. Для этого нет ничего лучше природы. Наш Со­юз фотографов-натуралистов обладает огромным количеством снимков дикой природы высочайшего качества. Мы со­брали их в слайд-фильм и передали для показа на МКС, где уже установлены специальные мониторы. Представьте, космонавты парят над планетой, а перед их глазами проходят виды Земли, син­хронизированные с маршрутом полета. Пролетают они над Дальним Востоком и видят фотопанорамы этой части пла­неты. И дальше - Амур, Байкал и т.д.

    Таким образом, мы к экологии и космонавтов приучаем, в чем есть вы­сокий смысл. С ними и с Росприрод-надзором мы обговорили проведение мониторинга окружающей среды с МКС. Космонавты будут нам сооб­щать, где выявляются загрязнения и не только российской территории. Мы почему-то привыкли «утираться», ког­да нас пытаются убедить в том, что ху­же России никто не бережет природу, дескать, там, где работают ЛУКОЙЛ или Газпром, всюду грязь. А ведь это не так. Космонавты с орбиты прекрас­но видят, насколько загрязнен Пер­сидский залив, сколько грязи в Гудзоновом заливе. Мы будем принимать у них такие сигналы и через организа­ции, подконтрольные ООН, доводить эту информацию до общественности, с тем, чтобы принимались меры между­народного характера. Хватит нам «ути­раться». Пора перестать обороняться, пора самим переходит в наступление. Россия - сильное государство, и никто не снимал с нас статуса супердержавы.

    - Но ведь мы и без наблюдений из космоса знаем, что в Рос­сии проблемы экологии стоят очень остро. Об этом в начале нынешнего года в рамках «пра­вительственного часа» членам Совета Федерации докладывал глава Минпророды Сергей Дон­ской. Он приводил ужасающие цифры: в России скопилось более 31 миллиарда тонн только про­мышленных отходов. А на сегод­ня, по его словам, убран только один остров в архипелаге Зем­ля Франца-Иосифа, и объем за­грязнений сократился всего на 9 тысяч тонн. Уборка остальной территории России находится пока на стадии проектов. Так сколько же времени мы потра­тим на то, чтобы привести на­шу экологию в порядок?

    Думаю, что о сроках пока говорить не стоит. Нам еще предстоит создать систему, механизм решения экологи­ческих проблем, в том числе по убор­ке мусора и промышленных отходов, которые действительно заполонили все вокруг. Есть случаи, когда не следу­ет изобретать велосипед и достаточно вспомнить, как эти проблемы решались при советской власти. Сегодня ничто не мешает нам брать из прошлого все хоро­шее. В девяностые годы мы просто сло­мали действующие системы Вторчермета, Цветмета, сломали основу этой си­стемы - добровольность. Кому мешало то, что пионеры сдавали макулатуру? Ведь смысл всей этой деятельности был не только в экономической составляю­щей, но и в воспитательной работе.

    Сломав систему сбора и утилиза­ции вторсырья, мы ничего не создали взамен. Даже того, что используется в других странах. Мы не пошли по этому пути. Не научились сортировать му­сор, как это везде делается, муниципа­литеты отвернулись от мусорных про­блем, посчитав, что у них и без того забот хватает. Никто из законодателей не потребовал привести в норму опла­ту за сбор, вывоз и утилизацию мусора. А из-за того, что у нас очень дешево стоит уборка, не работа­ет система мусорных заводов, которая работает во всем мире.

    В результате мы несем колоссаль­ные потери, потому что не использу­ются возможности утилизации вторсы­рья. Так давайте хотя бы начнем с се­бя. Помните, как у Экзюпери говорил маленький принц: проснулся - убери свою планету. Мы должны воспитать такой же подход у наших людей. И опять же ничего придумывать не на­до. Все это было. Помню, как в нашем селе мы, дети, собирали все, что мож­но, что валялось на земле и лежало в сараях, любые кости, тряпки, макула­туру и несли в сельпо, где был пункт вторсырья. Сдавали и получали за это невероятно привлекательные игрушки. При этом существовал строгий отбор: у меня могли принять какую-нибудь ста­рую прогнившую кастрюлю, но никог­да бы не взяли автопоилку из коровни­ка. Сейчас, кстати, в немногих действу­ющих пунктах вторсырья возьмут все, что угодно. И снова ошибка. Мы пошли по пути коммерциализации процесса, и это привело к откровенному воровству.

    Уважающее себя государство, на самом деле заинтересованное в разви­тии страны, ставит экологическую по­литику на государственный уровень. Чистый воздух, чистая вода, чистая земля позволяют экономить колос­сальные деньги на охране здоровья граждан. Где плохая экология, там за­болевания, а, между тем, здоровье - это еще и демография: какие дети и в каком количестве появляются на свет.

    Конечно, надо понимать, в совре­менном мире мы не можем обойтись без развитой промышленности, транспор­та, энергетики. Все это ведет за собой, к сожалению, нарушения в экологии. Но многое мы можем исправить сами. Взять хотя бы леса - легкие планеты. В России они непрестанно сокращают­ся, их вырубают, они сгорают, а посадок новых лесов практически не ведется. Мои коллеги по Совету Федерации по­стоянно обращают на это внимание. В последнее время такой порядок вроде бы возвращается. О нем говорят на за­конодательном уровне, за варварскую промышленную вырубку лесов без их восстановления штрафуют, лишают квот на вырубку леса. Но это нужно де­лать в большем объеме. Ведь идет не­обратимый процесс: мы вырубаем леса больше, чем выращиваем. Будущие по­коления нам этого не простят.

    Нам следует обратить внимание на опыт Скандинавских стран. Они обла­дают большими лесными запасами, но в основном экспортируют лес из Рос­сии. Свой они берегут. И совершен­но правильно делают. Скандинавские страны заботятся о будущих поколе­ниях, поставив экологию на уровень государственной политики.

    - Безусловно, объявление Указом Президента 2013 года Годом охра­ны окружающей среды поднима­ет экологические проблемы до го­сударственного уровня. Не сомне­ваюсь, что по всей России в этом направлении развернута бурная деятельность. Но год кончится, и где гарантия, что, как это часто случается, экологические пробле­мы не будут отодвинуты на вто­рой план? Ведь усилиями одних блогеров их не решить…

    Вы зря преуменьшаете наши воз­можности. Блогерам под силу многое, в том числе и организовать россиян на уборку мусора. Весь мир использует возможности социальных сетей для са­моорганизации общества, для решения каких-то насущных задач. Год охраны окружающей среды я рассматриваю как катализатор всей деятельности по реше­нию экологических проблем. Он задает планку действий на последующее время, ниже которой опуститься уже нельзя.

    - В конце мая в Санкт-Петербурге пройдет очередной, шестой по счету, Невский между­народный экологический конгресс. Его организаторами выступают Совет Федерации и Межпарла­ментская ассамблея государств -участников СНГ. Какую прак­тическую пользу вы видите от проведения этого форума, и что предполагается обсуждать?

    Практическую пользу вижу в том, что в конгрессе примут участие специ­алисты, законодатели, производствен­ники, руководители общественных ор­ганизаций. Они обсудят наболевшие проблемы. А профессиональное обще­ние - это всегда движение вперед. В повестке дня конгресса - культурные и правовые аспекты экологической де­ятельности. Не случайно девиз форума - «Экологическая культура - основа решения экологических проблем».

    - С этим вряд ли кто-то будет спорить. Но способно ли спра­виться действующее законода­тельство в природоохранной сфере с задачами, которые дик­тует новая экологическая по­литика? И кто, в конце концов, сможет отслеживать исполне­ние этого законодательства?

    Контрольный орган нужен всегда. Большое упущение в том, что мы убра­ли экологическую полицию. Она про­сто необходима. И я буду ставить во­прос о ее возрождении. Несколько лет назад Генеральная прокуратура пошла на то, чтобы создать подразделение по надзору за природоохранной деятель­ностью. Да, пока оно не очень хорошо обеспечено материально, прокурорам сложно работать. Но эффект от их де­ятельности есть, и немалый. Это пока единственная структура, которая мо­жет требовать с собственников пред­приятий соблюдение экологических норм. За три-четыре года им удалось добиться некоторых изменений в от­ношении экологических проблем.

    А что касается законодательства, то оно никогда не бывает совершенным. Жизнь меняется, меняется и экономи­ческая модель. Хорошее, гибкое законо­дательство идет вслед за жизнью. К эко­логии это имеет прямое отношение. Ре­шение экологических проблем должно опережать любые действия, связанные с научно-техническим прогрессом. Сле­довательно, и экологическое законода­тельство должно совершенствоваться.

    - Так что же тогда первично-экология или промышленное развитие?

    Человек. А экология должна дать ему возможность жить нормальной, здоровой жизнью.

    Беседовал Николай ДОРОФЕЕВ

    1 Экологический проект «Приведи планету в порядок»

    Россия, г. Волгоград

    МОУ детский сад №300

    Воспитатель

    Гулевская Елена Алексеевна

    Экологический проект «Приведи планету в порядок»

    Обоснование необходимости разработки проекта

    Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.

    Сегодня мы не в состоянии справиться с проблемами ухудшения экологии, т.к. система ценностей большинства людей до сих пор ориентирована на потребление, на подчинение природы, на безоглядную и безответственную манипуляцию объектами материального мира. Общество по-прежнему поддерживает тех, кто создает материальные ценности за счет разрушения окружающей природной среды. До тех пор, пока приоритет принадлежит ценности «полезного», «экономически целесообразного» и «научно рассчитанного» по сравнению с ценностью самого человеческого существования, преодолеть кризис не удастся никакими техническими, экономическими или юридическими средствами. Поэтому встает вопрос о превентивной работе, о формировании осознанного отношения к природе, ее проблемам и потребностям, а также к здоровому образу жизни. Пропедевтическая работа в данном направлении ложится на плечи не только педагогов, но и родителей.

    Сотрудничество детского сада с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.

    Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования - это организация проектной деятельности совместно с родителями и детьми. Участие в экологических акциях, субботниках, озеленении, работа по природоохранным проектам - уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края.

    Новизна экологического проекта заключается в использовании информационных компьютерных технологий. Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включённость детей и родителей в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту включённость. Проект позволяет детям и родителям заниматься любимым делом и одновременно приносит пользу окружающему миру. Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека.

    Вид проекта:

    групповой, детско-родительский.

    Тип проекта исследовательско-познавательный.

    Проблемная задача: Загрязнение улиц города.

    Участники, партнеры проекта : сотрудники ДОУ, дети подготовительной группы 11 человек, родители.

    Сроки реализации проекта : краткосрочный (апрель-май)

    Цель проекта : формирование у детей и родителей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы своего края.

    Задачи проекта:

    • Подвести к пониманию важности проблемы взаимоотношения человека с природой и последствий деятельности человека в ней.
    • Расширить представления родителей о том, что в природе ничто не исчезает бесследно и очень важно научить ребенка защищать природу, любить ее и уметь охранять.
    • Повысить уровень экологической культуры и информированности родителей о проблеме обращения с отходами с помощью информационных сообщений.
    • Побудить интерес к созданию благоприятной окружающей среды города и микрорайона.
    • Формировать детско-родительские отношения в духе воспитания интереса и экологически правильного поведения в природе.
    • Учить родителей на личном примере относиться к природе бережно, охранять и защищать ее.

    Проектный продукт:

    • Разработка плана проведения акции.
    • Издание книжки – самописки «Мир, в котором хочется жить!»
    • Участие в городском конкурсе детского творчества «Я люблю тебя, планета!» в районном конкурсе «Как прекрасен этот мир»
    • Выставка «Природа и творчество»
    • Презентация «Враг природе - это мусор!».
    • Изготовление экологической газеты-плаката
    • Выпуск листовок

    Самый важный результат деятельности нашего проекта – формирование настоящего сообщества детей, воспитателей, родителей, любящих свой родной город Волгоград, вносящих посильный вклад в его чистоту и процветание!

    Принципы проекта

    В основу проекта заложены пять принципов:

    • Уважения: у ребенка есть права (соблюдение прав ребенка). Дети должны быть активными участниками проекта, а не только выполнять то, что разработали для них взрослые. Чем старше дети, тем активнее они участвуют в проекте. Необходимо отразить вопросы и идеи детей, обсудить с ними то, что вы планируете сделать, узнать их мнение на этот счет.
    • Переосмысление: люди начинают ценить то, что не ценили раньше (переоценка системы ценностей). Новый взгляд на свое поведение, поступки, на взаимоотношение со сверстниками и взрослыми, на окружающую среду.
    • «Переиспользование»: старые вещи можно использовать по-новому. Повторное использование вещей сокращает количество отходов, а значит, загрязнение окружающей среды.
    • Экономия: с меньшими затратами можно сделать больше (экономия материалов, ресурсов).
    • Переработка: ненужные вещи снова станут кому-то полезными (сбор, утилизация, переработка отходов)

    Девиз проекта: Есть такое твердое правило. Встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету.

    Этапы реализации проекта:

    1 этап - подготовительный

    Задача этапа : анализ ситуации; определение основных его целей: формирование экологического сознания, экологической культуры, добра и милосердия как базисных качеств личности.

    2 этап – организационный : планирование и прогнозирование предстоящей работы.

    Задачи этапа : экологизация всех разделов программы воспитания и обучения дошкольников; создание экологической среды в группе, анкетирование родителей, привлечение их к предстоящей творческой работе в инновационном режиме; разработка планов работы с детьми и родителями по формированию экологического образования через проведения экологических акций, подбор литературы и информации по проекту.

    3 этап – практическая деятельность

    Задачи этапа : формирование элементарных экологических знаний и представлений детей и родителей, а также начала, основы экологического образования через проведение экологической акции.

    4 этап – итоговый

    Задачи этапа: обобщение опыта и определение результата практической деятельности педагога

    Формы работы по реализации проекта:

    · наблюдения и экологические экскурсии; · создание презентации, слайд шоу; · познавательное чтение; · конкурсы и викторины, · продуктивная деятельность, защита плакатов, проектов; листовок; · выпуск экологический газеты, · инсценировки и театрализации; · экологические, подвижные, дидактические, имитационные игры, игры-путешествия. · эколого-познавательные праздники и развлечения. Содержание проекта включает в себя деятельность всех участников непосредственно воспитательно-образовательного процесса в экологической акции, которая проходит через четыре этапа:

    • Экологическая тревога
    • Экологические знаки
    • Экологическая тропа
    • Экологическая газета
    • Итоговое мероприятие

    Формы и методы работы с родителями:

    • Круглый стол «Воспитание доброты к природе»
    • Консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка. Беседы с родителями о важности данной проблемы,
    • Оформление папки «Люби и охраняй окружающую природу».
    • Изготовление фотоальбомов.
    • Участие родителей в различных конкурсах на экологические темы.
    • Участие родителей в субботниках.
    • Проведение совместных экологических экскурсий.
    • Анкетирование родителей с целью выявления их экологической компетентности.

    План - карта действий по реализации проекта для детей 6-7 лет.

    Акция «Как не любить нам эту Землю!» (апрель-май)

    Цель: формирование представлений о чистоте окружающей среды как о важной составляющей здоровья человека и всего живого на земле.

    Этапы акции

    Совместная деятельность педагога с детьми

    Взаимодействие с семьёй

    Экологическая тревога. «Чистый дворик»

    Решение проблемных ситуации: что нужно делать, чтобы стало меньше мусора на улицах города?

    Просмотр и обсуждение презентации «Враг природе - это мусор!»

    Чтение литературных произведений: «Уважай чужой труд», Н.А.Рыжова «Как люди речку обидели и другие.

    Рисунки детей «Улицы нашего города».

    Трудовой десант (субботник) по уборке территории дошкольного учреждения

    - «Отходы как ресурс» (привлечение родителей к сбору пластиковых отходов).

    Экологические знаки

    Изготовление экологических знаков «Не сори!», «Соблюдай чистоту!»

    Занятие с элементами театрализованной деятельности «День Земли»

    Круглый стол "Воспитание доброты к природе"

    Консультации:

    «Вторая жизнь коробки»,

    « Волшебные превращения проволоки».

    Экологическая тропа

    Фотостенд с использованием фотографий субботника «Вот как стало чисто!».

    Экологическая игра «Спаси планету»

    Семейный конкурс на лучшую поделку из утилизированного материала: «Мама, папа, я – творим чудеса»;

    Семейный фотоальбом «Отдыхаем, не вредя!»

    Экологическая газета- плакат

    Знакомство с народной мудростью: пословицами, поговорками о бережном отношении к природе.

    Рисование экологического плаката к пословицам и поговоркам.

    Конкурс для родителей на лучшую листовку на тему «Сделаем наш город чище».

    Родительское собрание совместно с детьми «Войди в природу другом!»

    Выставка «Природа и творчество»

    Литература

    1.Дерябо, С.Д. Экологическая педагогика и психология /С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.

    2.Евдокимова, Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника /Е.С. Евдокимова. - М.: ТЦ Сфера, 2005.

    3.Жерневская, Т.В. Система сотрудничества с родителями как условие оптимизации экологического воспитания дошкольников /Т.В. Жерневская, Л.А. Мальтнова //Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2007. - №3.

    4.Зверева, О.Л., Кротова, Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методичекий аспект /О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. - М.: ТЦ Сфера, 2005.

    5.Зиновьева, М.В. Влияние стиля родительского воспитания на развитие предпосылок мировоззрения у детей дошкольного возраста: диссертация на соиск. учен. степ. канд. психологических наук: (19.00.13) /М.В. Зиновьева. - Москва, 2001.

    6. Мартынович, В.А. Приобщение детей 6-7 лет к природе: взаимодействие ДОУ с семьей /В.А. Мартынович //Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2005. - №2.

    7. «Мы». Программа экологического образования детей / Н. Н. Кондратьева и др. – СПб.: Детство-Пресс, 2003.

    8.Иванова А.И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2009.