• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Он защитил диссертацию, в которой пытался найти «законы зарождения» всех органических тел, и в соответствии с этим он последовательно рассматривал в ней «зарождение растений», «зарождение животных» и, наконец, «общие законы зарождения органических тел». Вольф сделал важное открытие, изучая развитие стеблей, листьев и цветов. Он обнаружил, что у вершин каждого растущего побега есть особая «точка или поверхность роста». До Вольфа процесс «развертывания» (evolutio) почки, цветка и листа был классическим примером преформации. Утверждение Вольфа, что внутри всякой листовой почки не находится сколько-нибудь заметных листьев», а лишь «внутренняя субстанция растений», зарождающая из себя зачатки листьев, явилось исходным пунктом нового принципа развития. Другое важное открытие делает К.Ф. Вольф, проследив развитие цветка. Свое завершение учение о метаморфозе растения получил у него в работе петербургского периода (1767г.), в которой он заявляет: «Во всем растении, части которого на первый взгляд столь необыкновенно разнообразны, я усматриваю по зрелом рассмотрении ничего более как листья и стебель... Все части растения, за исключением стебля, являются, следовательно, лишь измененными листьями». Это учение о метаморфозе растения является бесспорной исторической заслугой К.Ф. Вольфа. Также он наблюдал за развитием насиживаемым куриным яйцом. Он обнаружил образование «кровяных островков», которые затем превращаются в кровь и кровеносные сосуды; он описал образование конечностей, первичных почек и ряда других органов. Таковы вкратце наблюдения Вольфа, позволившие ему отвергнуть теорию преформации и выдвинуть идею о подлинном развитии растений и животных. В 1767 г. Вольф приезжает в Россию, и в сентябре того же года представляет к печати свой новый труд «Об образовании кишечника у цыпленка». Это наиболее зрелый труд К.Ф. Вольфа - строго научный трактат, в которых он воздерживается от поспешных натурфилософских обобщений; он формулирует общий принцип развития органов: «Часть, которая в завершенном виде имеет внутреннюю полость или же представляет трубку или резервуар, в своем первоначальном состоянии была открытой и растянутой в виде известного рода простой пластинки, края которой были понуждены к складыванию друг с другом для образования цельного канала». К.Ф. Вольф неустанно повторял, что обнаруженные им закономерности являются «основным доказательством эпигенеза». Благодаря коллекции Кунсткамеры, он написал многочисленные анатомические работы, публиковавшиеся в течение 25 лет ежегодно в трудах Петербургской Академии и написал не менее 1000 страниц, описания особо интересных, с его точки зрения, уродов, до сих пор неопубликованное.

    Людей, которые изменили мир, великое множество. Это и известные врачи, которые придумали лекарства от болезней и научились делать сложные операции; политики, которые начинали войны и завоёвывали страны; космонавты, которые впервые облетели Землю по орбите и ступили на Луну и так далее. Их тысячи, и рассказать обо всех невозможно. В этой статье перечисляется только небольшая часть этих гениев, благодаря которым появились научные открытия, новые реформы и направления в искусстве. Они личности, изменившие ход истории.

    Александр Суворов

    Великий полководец, живший в XVIII веке, стал культовым человеком. Он личность, которая повлияла на ход истории своим мастерством ведения стратегии и умелым планированием тактики войны. Его имя золотыми буквами вписано в летопись русской истории, его помнят как неутомимого блестящего военного командира.

    Всю свою жизнь Александр Суворов посвятил баталиям и сражениям. Он участник семи воен, возглавил 60 битв, не зная поражений. Его литературный талант проявился в книге в которой он учит молодое поколение искусству ведения войны, делится своим опытом и знаниями. В этой сфере Суворов опередил свою эпоху на много лет вперёд.

    Его заслуга в первую очередь в том, что он усовершенствовал тенденции ведения войны, развил новые способы наступлений и атак. Вся его наука базировалась на трёх китах: натиск, быстрота и глазомер. Этот принцип развивал у солдат целеустремлённость, развитие инициативы и чувство взаимопомощи по отношению к своим коллегам. В битвах он всегда шёл впереди простых военных, показывая им пример мужества и героизма.

    Екатерина Вторая

    Это женщина-феномен. Как и все другие личности, повлиявшие на ход истории, она была харизматической, сильной и умной. Родилась в Германии, но в 1744 году приехала в Россию в качестве невесты для племянника императрицы — великого князя Петра Третьего. Муж её был неинтересный и апатичный, они почти не общались. Всё свободное время Екатерина тратила на чтение юридических и экономических трудов, её захватила идея Просвещения. Найдя своих единомышленников при дворе, она без труда свергла мужа с престола и стала полноправной правительницей Российской империи.

    Период её правления называют "золотым" для дворянства. Правительница реформировала Сенат, забрала церковные земли в государственную казну, что обогатило державу и облегчило жизнь простых крестьян. В данном случае влияние личности на ход истории подразумевает принятие массы новых законодательных актов. На счету у Екатерины: губернская реформа, расширение прав и свобод дворянства, создание сословий по примеру западноевропейского общества и восстановления авторитета России во всём мире.

    Пётр Первый

    Ещё один правитель России, который жил на сто лет раньше Екатерины, также сыграл огромную роль в развитии государства. Он не просто личность, которая повлияла на ход истории. Пётр 1 стал национальным гением. Его огласили просветителем, "светочем эпохи", спасителем России, человеком, который открыл глаза простому народу на европейский стиль жизни и правления. Помните словосочетание "окно в Европу"? Так вот, именно Пётр Великий "прорубил" его назло всем завистникам.

    Царь Пётр стал великим реформатором, его изменения в государственных устоях сначала пугали дворянство, а потом вызывали восхищение. Это личность, которая повлияла на ход истории тем, что в "голодную и немытую" Россию, благодаря ему, были внедрены прогрессивные открытия и достижения Западных стран. Пётр Первый сумел расширить экономические и культурные границы своей империи, завоевал новые земли. Россию признали великой державой и оценили её роль на международной арене.

    Александр Второй

    После Петра Великого это был единственный царь, который начал проводить настолько масштабные реформы. Его нововведения полностью обновили облик России. Как и другие известные личности, изменившие ход истории, этот правитель заслуживал уважения и признания. Период его правления припадает на XIX век.

    Главным достижением царя стала в России, которое тормозило экономическое и культурное развитие страны. Конечно, об ликвидации системы, очень похожей на рабство, задумывались и предшественники Александра Второго — Екатерина Великая и Николай Первый. Но никто из них так и не решился перевернуть устои государства вверх дном.

    Столь кардинальные изменения произошли довольно поздно, так как в стране уже назревал бунт недовольного народа. Кроме того, в 1880-е годы реформы приостановились, что вызвало гнев революционной молодёжи. Царь-реформатор стал мишенью их террора, что привело к окончанию преобразований и полностью повлияло на развитие России в будущем.

    Ленин

    Владимир Ильич, известный революционер, личность, которая повлияла на ход истории. Ленин возглавил бунт в России против самодержавия. Он повёл революционеров на баррикады, в результате чего царь Николай Второй был свергнут и в державе пришли к власти коммунисты, чьё правление охватило целое столетие и привело к существенным, кардинальным изменениям в жизни простых людей.

    Изучая труды Энгельса и Маркса, Ленин выступал за равенство и всячески осуждал капитализм. Теория хорошая, но на деле её было тяжело воплотить, так как представители верхушки всё равно жили, купаясь в роскоши, а простые рабочие и крестьяне круглосуточно тяжело работали. Но это было потом, во времена же Ленина, на первый взгляд, всё складывалось так, как он этого хотел.

    На период правления Ленина припадают такие важные события, как Первая мировая война, Гражданская война в России, жестокий и нелепый расстрел всей царской семьи, перенос столицы из Петербурга в Москву, основание Красной Армии, полное установление Советской власти и принятие её первой Конституции.

    Сталин

    Люди, изменившие ход истории... В их списке ярко-алыми буквами горит имя Иосифа Виссарионовича. Он стал "террористом" своего времени. Основание сетки лагерей, сослание туда миллионов ни в чём не повинных людей, расстрел целых семей за инакомыслие, искусственный голод — всё это в корне изменило жизнь людей. Одни считали Сталина дьяволом, другие Богом, так как именно он в то время решал судьбу каждого гражданина Советского Союза. Ни тем, ни другим он, конечно, не был. Запуганный народ сам возвёл его на пьедестал. Культ личности был создан на всеобщем страхе и крови невинных жертв эпохи.

    Личность, которая повлияла на ход истории, Сталин, отличился не только массовым террором. Безусловно, его вклад в историю России имеет и позитивную сторону. Именно во время его правления государство сделало мощный экономический рывок, стали развиваться научные институты и культура. Именно он стоял во главе армии, которая разгромила Гитлера и спасла всю Европу от фашизма.

    Никита Хрущёв

    Это очень противоречивая личность, которая повлияла на ход истории. Его разностороннюю натуру хорошо демонстрирует возведённый ему надгробный памятник, одновременно сделанный из белого и чёрного камня. Хрущёв, с одной стороны, был человеком Сталина, а с другой — руководителем, который пытался растоптать культ личности. Он начал кардинальные реформы, которые должны были полностью поменять кровавую систему, выпустил из лагерей миллионы невинно осуждённых, помиловал сотни тысяч приговорённых к расстрелу. Период этот даже назвали "оттепель", так как прекратились преследования и террор.

    Но Хрущёв не умел доводить большие дела до конца, поэтому его реформы можно назвать половинчатыми. Недостаток образования делал его недалёким человеком, но отличная интуиция, природное здравомыслие и политическое чутьё помогли ему так долго держаться в высших эшелонах власти и находить выход в критических ситуациях. Именно благодаря Хрущёву удалось избежать ядерной войны во время а ещё перевернуть самую кровавую страницу в истории России.

    Дмитрий Менделеев

    Россия породила множество великих универсалов, которые совершенствовали разные сферы науки. Но Менделеева стоит выделить, так как его вклад в её развитие бесценен. Химия, физика, геология, экономика, социология — всё это успевал изучать Менделеев и открывать в этих отраслях новые горизонты. Он также был известным судостроителем, воздухоплавателем и энциклопедистом.

    Личность, которая повлияла на ход истории, Менделеев, открыл позволяющий предсказывать появление новых химических элементов, открытие которых происходит и в наши дни. Его таблица — основа уроков химии в школе и в университете. Среди его достижений также полное исследование газовой динамики, эксперименты, которые помогли вывести уравнение состояния газа.

    Кроме того, учёный активно изучал свойства нефти, разработал политику вливания инвестиций в экономику и предлагал оптимизировать таможенную службу. Его бесценными советами пользовались многие министры царской власти.

    Иван Павлов

    Как и все личности, повлиявшие на ход истории, он был человеком очень умным, обладал широким кругозором и внутренней интуицией. Иван Павлов активно использовал в своих опытах животных, пытаясь выделить общие черты жизнедеятельности сложных организмов, в том числе и человека.

    Павлов сумел доказать многообразную деятельность нервных окончаний в сердечно-сосудистой системе. Он показал, как может регулировать артериальное давление. А ещё стал открывателем трофической нервной функции, которая заключается во влиянии нервов на процесс регенерации и образования тканей.

    Позже он занялся физиологией пищеварительного тракта, в результате чего получил в 1904 году Нобелевскую премию. Главным его достижением принято считать изучение работы мозга, высшей нервной деятельности, условных рефлексов и так называемой сигнальной системы человека. Его труды стали основой многих теорий в медицине.

    Михаил Ломоносов

    Он жил и работал во время правления Петра Великого. Тогда был сделан акцент на развитие образования и просвещения, и в России была создана первая Академия Наук, в которой Ломоносов провёл немало своих дней. Он, простой крестьянин, смог подняться до невероятных высот, взбежать по социальной лестнице и превратиться в учёного, шлейф славы которого тянется по сей день.

    Его интересовало всё, что касается физики и химии. Последнюю он мечтал освободить от влияния медицины и фармацевтики. Именно благодаря ему современная физическая химия родилась как наука и стала активно развиваться. Кроме того, он был известным энциклопедистом, изучал историю и писал летописи. Петра Первого он считал идеальным правителем, ключевой фигурой в становлении государства. В своих научных трудах он описывал его как образец ума, который изменил историю и перевернул представление об управленческой системе. Усилиями Ломоносова в России был основан первый университет — Московский. С этого времени начало развиваться высшее образование.

    Юрий Гагарин

    Люди, повлиявшие на ход истории... Их перечень трудно представить без имени Юрия Гагарина, человека, покорившего космос. Звёздное пространство притягивало людей многие столетия, но только в прошлом веке человечество приступило к его освоению. На то время была уже хорошо развита техническая база для таких полётов.

    Космическая эра проходила под знаком конкуренции между Советским Союзом и США. Лидеры стран-гигантов пытались показать своё могущество и превосходство, и космос был одним из лучших вариантов это продемонстрировать. В середине XX века началось соперничество за то, кто быстрее отправит человека на орбиту. В этой гонке победил СССР. Все мы знаем знаменную дату ещё со школы: 12 апреля в 1961 году первый космонавт полетел на орбиту, где провёл 108 минут. Этого героя звали Юрий Гагарин. На следующий день после своего путешествия в космос, он проснулся знаменитым на весь мир. Хотя, парадоксально, никогда не считал себя великим. Гагарин часто говорил, что за те полтора часа не успел даже понять, что с ним происходит и каковы при этом его ощущения.

    Александр Пушкин

    Его называют "солнцем русской поэзии". Он давно стал национальным символом России, его стихи, поэмы и проза высоко ценятся и почитаются. И не только в странах бывшего Советского Союза, но и во всём мире. Почти в каждом городе России есть улица, сквер или площадь, названные в честь Александра Пушкина. Дети изучают в школе его творчество, посвящая ему не только учебное время, а и внеурочное в форме тематических литературных вечеров.

    Этот человек создавал настолько гармоничную поэзию, что равной ей нет во всем мире. Именно с его творчества началось развитие новой литературы и всех её жанров — от стихов до театральных пьес. Пушкин читается на одном дыхании. Ему присущи точность, ритмичность строк, они быстро запоминаются и легко декламируются. Если учитывать ещё просвещённость этого человека, его силу характера и глубокий внутренний стержень, то можно утверждать, что он действительно личность, которая повлияла на ход истории. Он научил говорить народ на русском языке в его современной интерпретации.

    Другие исторические личности

    Их так много, что перечислить всех в одной статье не удастся. Тут приведены примеры небольшой части русских деятелей, которые изменили историю. А сколько есть ещё других? Это и Гоголь, и Достоевский, и Толстой. Если анализировать иностранных личностей, то нельзя не отметить давних философов: Аристотеля и Платона; художников: Леонардо да Винчи, Пикассо, Моне; географов и открывателей земель: Магеллана, Кука и Колумба; ученых: Галилея и Ньютона; политиков: Тэтчер, Кеннеди и Гитлера; изобретателей: Белла и Эдисона.

    Все эти люди смогли полностью перевернуть мир с ног на голову, создать собственные законы и научные открытия. Кто-то из них сделал мир лучше, а кто-то чуть его не разрушил. В любом случае их имена знает каждый человек на планете Земля и понимает, что без этих личностей наша жизнь была бы совершенно другой. Читая биографии знаменитых людей, мы часто находим себе кумиров, с которых хочется брать пример и равняться во всех своих делах и поступках.

    1. Приведите примеры выдающихся людей, принадлежащих к разным расам. Заполните таблицу

    Сфера деятельности Европеоидная раса Монголоидная раса Негроидная раса
    Политические деятели Михаил Горбачев, Ангела Меркель, Шарль де Голль Мао Дзедун, Ясир Арафат, Акихито Нельсон Манделла, Мартин Лютер Кинг, Барак Абама
    Актеры Никита Михалков, Бриджит Бардо, Жан-Поль Бельмондо Брюс Ли, Джеки Чан, Миура Харума Деймон Уэйнс, Эдди Мерфи, Ванесса Уильямс
    Музыканты Людвиг ван Бетховен, Мстислав Растропович, Никколо Паганини Ванесса Мэй, Виктор Цой Луи Армстронг, Майкл Джексон, Джими Хендрикс
    Спортсмены Михаэль Шумахер, Андре Агасси, Сергей Бубка Пак Чжи Сун, Константин Дзю Мухамед Али, Майкл Джордан, Пеле

    2. Сопоставьте карту «Государства мира» в атласе и карту на рисунке 101 в учебнике. Приведите по два примера стран, в населении которых преобладают представители разных рас.

    Европеоидная: Великобритания, Дания

    Монголоидная: Монголия, Япония

    Негроидная: Сомали, Чад

    3. С помощью дополнительных источников информации приведите примеры стран с самой большой численностью населения. Укажите, на каком материке расположена каждая страна.

    а) Китай - Евразия

    б) Индия - Евразия

    в) США - Северная Америка

    г) Индонезия - Евразия

    д) Бразилия - Южная Америка

    е) Пакистан - Евразия

    4. К какому типу относится ваш населённый пункт?

    Ответ: Наш населенный пункт относится к средним городам.

    Сколько людей в нём проживает?

    Ответ: В нем проживает 60 тысяч человек.

    Где работают люди, живущие в вашем населённом пункте?

    Ответ: В основном люди работают на промышленных предприятиях и сфере услуг.

    5. Какие стихийные природные явления могут случиться в вашей местности?

    Составьте памятку «Правила поведения при землетрясении» по плану.

    Можно ли предупредить о надвигающемся стихийном бедствии заранее?

    Ответ: Предупредить о землетрясении невозможно.

    Где лучше переждать бедствие? Что нужно взять с собой?

    Ответ: Лучше всего переждать землетрясение на улице, на территории, удаленной от построек, деревьев. Выходя на улицу, необходимо взять документы, деньги, небольшую емкость с водой, немного еды, необходимые медикаменты.

    Где лучше находиться, если стихийное бедствие застало вас дома?

    Ответ: Если же землетрясение застало в доме, необходимо стать в дверной проем или угол комнаты. Можно также укрыться под столом, кроватью.

    Что нужно сделать дома до наступления стихийного бедствия?

    Ответ: Перекрыть газ, воду, выключить из розеток электроприборы. Предупредить соседей, родственников.

    Какие правила следует соблюдать сразу после окончания стихийного бедствия?

    Ответ: После землетрясения необходимо следить за оповещениями, так как возможны повторные толчки. Заходить в помещения только после разрешения соответствующих служб.

    1. Какие условия необходимы для того, чтобы стать личностью? 2. В чём, на ваш взгляд, состоит роль семьи в жизни человека и общества? 3. Назовите и

    охарактеризуйте основные формы взаи¬мосвязи человека и общества. 4. Что такое исторический процесс? 5. Как вы понимаете связь прошлого, настоящего и будущего в истории стран и наро-дов? Приведите примеры. 6. Опираясь на знания по истории, литературе, другим предметам, приведите примеры, характеризующие роль народа в историческом процессе. 7. Верно ли утверждение, что мировоззрение может иметь не только отдельная лич-ность, но и социальная группа, нация, историческая эпоха? Поясните своё мне¬ние, под-твердите его примерами. 8. Российский историк В. О. Ключевский (1841-1911) писал, что знание прошлого - «не только потребность мыслящего ума, но и существенное условие сознательной и кор-ректной деятельности», потому что это даёт тот гла¬зомер положения, то чутьё минуты, ко-торые предохраня¬ют человека «как от косности, так и от торопливости». И далее он даёт совет: «Определяя задачи и направление своей деятельности, каждый из нас должен быть хоть немного историком, чтобы стать сознательным и добросо¬вестно действующим граж-данином». Какое значение имеют эти мысли В. О. Ключевского для наших дней? 9. Слово «цивилизация» и производные от него могут означать: а) воспитанность, умение вести себя в обществе («это был вполне цивилизованный молодой человек, с прекрас¬ными манерами и обхождением»); б) стадию общественного развития, следующую за ди¬костью и варварством; в) состояние общества, признающего ценности ми¬ра, экономического процветания, свобо-ды, законности («в цивилизованном обществе нет места насилию, преступ¬ности, по-пранию закона, неуважению прав человека»); г) совокупность проявлений культуры («античная ци¬вилизация - уникальная культура, лежащая в основе европейской культуры последующих эпох»); д) совокупность уникальных экономических, социаль¬ных, политических, духовных, нравственных, психологи¬ческих, ценностных и иных структур, отличающих одну историческую общность людей от других («экономика, система власти, ценности, образ жизни и психология лю¬дей Средневековья отличали эту цивилизацию от античной или современной»). Какие из этих значений имеют непосредственное от¬ношение к характеристике истори-ческого процесса? При¬мените эти положения к анализу конкретных обществ, известных вам

    Задание № 12. Выберите один вариант ответа:

    Социальная структура общества - это:

    А) основа общества;

    Б) организация общества;

    В) виды социальных общностей и отношения между ними;

    Г) строение общества в целом.

    Задание № 13. Выберите один вариант ответа:

    Социальная общность - это:

    А) умозрительная абстракция,

    Б) совокупность индивидов;

    В) самостоятельный субъект социального действия, образованный на базе сущностных признаков.

    Задание № 14. Выберите один вариант ответа:

    Социальный статус - это:

    А) степень признания обществом достоинства личности,

    Б) положение индивида или группы в социальной системе, связанное с определенной совокупностью прав, обязанностей;

    В) целостность социальных свойств человека, результат общественного развития индивида.

    Задание №15. Какой из перечисленных статусов является приписанным, а какой достигнутым?

    Укажите типы социальных статусов:

    А) Дворянин Г) Царь Ё) Негр

    Б) Экономист Д) Преступник Ж) Депутат

    В) Президент Е) Безработный

    Задание 16. Что из перечисленного относится к социальным институтам?

    Б)Трудовой коллектив Е)Система образования

    В)Дуэль Ё)Морское пароходство

    Г)Система здравоохранения Ж)Общество садоводов

    Д)Государство

    Задание № 17. Выберите один вариант ответа:

    Что такое социальная роль:

    А) модель поведения, соответствующая социальному статусу;

    Б) то, что человек хотел бы делать в жизни;

    В) желание предстать перед другими в определенном образе.

    Задание № 18. Выберите один вариант ответа:

    Как называется изменение социального статуса личности

    Б) карьера;

    В) социальная мобильность.

    Задание № 19. С какими основными социологическими понятиями связано понятие социального института?

    Асоциальная стратификация. Д) Совокупность социальных статусов и

    В) Социальные процессы. ролей.

    Б) Социальная мобильность Е) Социальные движения.

    Г) Социальные организации. Ё) Социально-демографические

    Характеристики людей.

    Задание № 20. Выберите один вариант ответа:

    Социальный конфликт - это"

    А) социальная напряженность,

    Б) борьба мнений;

    В) субъективное осознание людьми противоречивости своих интересов,

    Г) конфликтность

    Задание № 21 Выберите один вариант ответа

    Объект конфликта - это

    A) предметы быта, культуры,

    Б) фрагмент материальной, социальной, политической реальности, который служит основанием этой проблемы (территория, недра, распределение власти, язык и др.);

    B) столкновение интересов по поводу распределения материальных и иных благ и выгод.

    Задание № 22 Что в социологии понимается под "выборкой"?

    А) отбор респондентов,

    Б) выбор методов исследования,

    В) отбор объективной информации.

    Слово «цивилизация» и производные от него могут означать: а) воспитанность, умение вести себя в обществе («это был вполне цивилизованный молодой

    человек, с прекрасными манерами и обхождением»); б) стадию общественного развития, следующую за ди¬костью и варварством; в) состояние общества, признающего ценности ми¬ра, экономического процветания, свобо-ды, законности («в цивилизованном обществе нет места насилию, преступ¬ности, по-пранию закона, неуважению прав человека»); г) совокупность проявлений культуры («античная ци¬вилизация - уникальная культура, лежащая в основе европейской культуры последующих эпох»); д) совокупность уникальных экономических, социаль¬ных, политических, духовных, нравственных, психологи¬ческих, ценностных и иных структур, отличающих одну историческую общность людей от других («экономика, система власти, ценности, образ жизни и психология лю¬дей Средневековья отличали эту цивилизацию от античной или современной»). Какие из этих значений имеют непосредственное от¬ношение к характеристике истори-ческого процесса? Примените эти положения к анализу конкретных обществ, известных вам

    Назовите 6 выдающихся людей нашего времени. Обьясните в чём их заслуги. Я начала с Тайры Бэнкс- знаменитой модели и телеведущей, думаю, что правильно

    было бы написать ещё Джоану Роулинг- выдающуюся писательницу, а дальше... Помогите пожалуйста.

    ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА ЕДИНОГО РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА

    Задание 1. Заполните таблицу «Влияние исторических со­бытий (процессов, явлений) на развитие культуры России в XV - начале XVI в.».

    Ответ:

    Событие (процесс, явление) Влияние на развитие культуры России в XV-начале XVI в.
    Борьба за независимость Идея единого государства находит подтверждение в идеях объединения для борьбы с общим врагом, прекращения усобиц, сплочения русского народа, характерных для произведений монгольского периода.
    Создание единого Российского государства Главная идея литературных произведений – единое русское государство. Укрепление образа государя, как объединителя страны. В летописях обосновывается исключительность русского православного государства.
    Принятие Флорентийской унии и падение Византии Русь становится последним оплотом православия. Появляется осознание исключительности. Проявляется избирательность в принятии новшеств с Запада. Отстраненность от развития мировой культуры. Формирование собственных культурных традиций.
    Возвышение Москвы как столицы государства Москва становится культурным центром. Влияние на архитектуру и живопись. Идеи величия. Акценты на торжественность и праздничность. Привлекаются итальянские архитекторы. Формируется собственная художественная школа. Создаются шедевры архитектуры и живописи.
    Расширение взаимосвязей с другими странами Расширился кругозор и мироощущение. Принимаются лучшие культурные традиции, достижения и технологии русских земель и других народов.

    Задание 2. Запишите, за какие три моря «ходил» Афана­сий Никитин, в каких странах и землях он побывал (см. карту на с. 110 учебника).

    Ответ:

    В Персию Афанасий Никитин «ходил» за Каспийское (тогда оно называлось Дербентское) море; из Персии в Индию - за Аравийское море, а домой из Турции - за Черное море.

    Путь Афанасия Никитина проходил через Казанское и Астраханское ханство, Шемаху (ныне Азербайджан), Сари-Кашан-Йезд-Ормуз (тогда Персия, ныне Иран), Маскат (ныне Оман), Камбей-Джуннар-Бидар-Кулур (ныне Индия), заблудившись, доплыл до Эфиопии. Затем обратно через Персию в Османскую империю и города Трабзон (ныне Турция) - Бахчисарай (ныне Крым, Россия). Далее, через Киев (тогда Великое княжество Литовское, ныне Украина) к Смоленску, до которого он не доехал в связи со смертью.

    Задание 3. Завершите заполнение таблицы «Важнейшие памятники русской культуры X - начала XVI в.» (с. 46-47).

    Ответ:

    Памятник Время создания Описание
    Летопись о Куликовской битве Начало XV века Краткое изложение хода битвы
    Задонщина Рубеж XIV-XV веков Слово о великом князе Дмитрии Ивановиче и о брате его, князе Владимире Андреевиче, как победили супостата своего царя Мамая
    Сказание о Мамаевом побоище Конец XV века Интерпретация Куликовской битвы, написанная уже после освобождения от ига
    Сказания о князьях Владимирских Начало XVI века Возвеличивает московских государей. Проводится связь с римским императором Августом, а происхождение государственных регалий возводится к Византии.
    Хождение за три моря 1475 год Путевые заметки купца Афанасия Никитина о его путешествии в Индию
    Русский хронограф Начало XVI века Обобщает историю православного мира и славянских племен. Свод летописей и хроник разных стран.
    Житие Сергия Радонежского XV век Описание жизни преподобного Сергия Радонежского и его роли в борьбе с ордынским владычеством.
    Успенский собор Московского Кремля 1475-1479 год Величественный храм. По задумке Ивана III должен был стать самым большим и прекрасным в русских землях, подчеркнув возвышение Москвы.
    Кирпичные стены и башни Московского Кремля 1485-1516 год Обновление крепости с привлечением итальянских мастеров и использованием красного обожженного кирпича.
    Грановитая палата 1487-1491 год Корпус для торжественных государственных приемов.
    Архангельский собор Кремля 1505-1508 год Сооружение привлекает внимание своей нетипичностью, даже инородностью. Его купола, кроме главного, не имеют позолоты. И снаружи собор выглядит как итальянский палаццо времен Высокого Ренессанса.

    Задание 4. Используя учебник (текст, иллюстрации на с. 113 и документ на с. 115), напишите короткое эссе об Андрее Рублёве.

    Возможный ответ:

    В XV веке в Москве складывается собственная школа живописи. Россия постепенно уходит от чрезмерно ярких красок, византийской суровости, жестких образов Феофана Грека и принимает иной стиль живописи – «светло радостный», гармонический, лирико-этический.

    Ярким представителем новой традиции стал монах Андрей Рублев. Ему удалось своим творчеством отразить мечту русского народа о мире, согласии, спокойствии и взаимной любви. Он создавал человечные и понятные образы, которые передавали душевные переживания и настроения людей того времени.

    Работам Андрея Рублева чужды суровые лица святых, полные драматизма. Его образы просветлённые, на полотнах много света, умиротворения. Произведения несут миру чистоту, любовь, стремление к идеалу, счастью, несмотря на вражду, жестокость, тяготы и беды вокруг. В них также отражается в зримых образах небесная чистота, благоговение перед Божественным.

    Иконы и росписи Андрея Рублева следуют церковным канонам, в которых пропорции тела не являются реалистичными. В его иконах много света, он словно исходит изнури, освещая всё пространство вокруг, наполняя душу радостью и счастьем. Лёгкость в пропорциях фигур - одна из особенностей его икон.

    Задание 5. Какие из архитектурных сооружений, изобра­жённых на с. 112 учебника, существуют в настоящее время?

    Ответ:

    На стр. 112 учебника изображены шедевры русской архитектуры, возведенные итальянскими мастерами - Успенский собор, Архангельский собор и Грановитая палата Московского Кремля. Все эти шедевры архитектуры существуют и в настоящее время.

    Задание 6. Запишите свои размышления о восприя­тии мира людьми, жившими во второй половине XV - начале XVI в. Что их волновало? Что они счи­тали главным в жизни?

    Возможный ответ:

    В XV веке мироощущение жителей русских земель заметно изменилось. Более регулярным стало общение с представителями других стран, что позволяло знакомиться с другой культурой, обычаями, традицией. Тем не менее после заключения Флорентийской унии и падения Византии, русские стали понимать, что отныне Русь становится последним оплотом православия в мире. Это в свою очередь привело к мысли об исключительности русского народа.

    Все это обусловило некоторую отстраненность от развития мировой культуры, что позволило, в том числе, говорить о начале формирования единой русской культуры. Местные различия культур русских земель стали сглаживаться, лучшие достижения отдельных русских земель, а также других народов стали находить свое место в единой русской культуре.

    У русских людей повысилась самооценка. Благодаря расширению связей с различными странами, русские люди стали знакомиться с традициями, бытом, культурой других стран. Однако, все эти новшества воспринимались через призму своей православной исключительности. Так что отношение русских к новинкам Запада скорее можно назвать недоверием, отрицанием. Обычно, такое отношение приводит к встречному непониманию, недоверию, а в последствии и к изоляции.

    Тем не менее, Россия получила отличный шанс развиваться как единое государство. Именно идеи единства и согласия, мира и православной благости стали главными в жизни русских людей.

    Задание 7. Приведите примеры патриотического по­ведения жителей Руси, которые вам наиболее запом­нились из курса истории России. В каком художест­венном произведении говорится: «Все бо един за единого хощет умерети и друг за друга готовы головы свои положити»?

    Ответ:

    В Повести временных лет приводятся слова князя Святослава Игоревича, готовящегося к битве с превосходящими силами византийцев: «Нам некуда уже деться, хотим мы или не хотим - должны сражаться. Так не посрамим земли Русской, но ляжем здесь костьми, ибо мертвые срама не имут. Если же побежим, - позор нам будет. Так не побежим же, но станем крепко, а я пойду впереди вас: если моя голова ляжет, то о своих сами позаботьтесь».

    В Повести о разорении Рязани Батыем рассказывается о героизме защитников города, в частности Евпатия Коловрата. Вот такую оценку русским воинам дали татарские мурзы: «Мы со многими царями, во многих землях, на многих битвах бывали, а таких удальцов и резвецов не видали, и отцы наши не рассказывали нам. Эти люди крылатые, не знают они смерти и так крепко и мужественно, на конях разъезжая, бьются - один с тысячею, а два - со тьмою. Ни один из них не съедет живым с побоища».

    Житие Александра Невского рассказывает о подвигах дружины князя Александра в битве на Неве и на Чудском озере. В Житие приводятся слова князя Александра: «Не в силе Бог, но в правде. Вспомним Песнотворца, который сказал: «Одни с оружием, а другие на конях, мы же имя Господа Бога нашего призовём; они, поверженные, пали, мы же устояли и стоим прямо». Также в произведении рассказывается о героизме простых русских воинов. «Из полка Александра явилось шесть мужей храбрых. Один, именем Гаврило Олексич, увидев королевича, которого тащили под руки, напал на корабль и въехав по доске до самого корабля, по которой восходили с королевичем на корабль; и побежали от него, а затем оборотились и сбросили его с конем с доски в воду; и Божьей милостью остался невредим и снова напал на них и бился с самим воеводой среди их войска…»

    «Задонщина» рассказывает о Куликовской битве и героизме русских воинов: «Пересвета-чернеца, из брянских бояр, призвали на поле брани. И сказал Пересвет-чернец великому князю Дмитрию Ивановичу: «Лучше нам порубленными быть, чем в плен попасть к поганым татарам!» Поскакивает Пересвет на своем борзом коне, золоченым доспехом сверкая, а уже многие лежат посечены у Дона великого на берегу. Подобало в то время старому помолодеть, а молодому плечи свои развернуть. И говорит чернец Ослябя своему брату Пересвету-чернецу: «Брат Пересвет, вижу на теле твоем раны тяжкие, уже катиться, брат, твоей голове с плеч на траву ковыль, и моему сыну Якову лежать на зеленой ковыль-траве на поле Куликове, на речке Непрядве за веру христианскую, за землю Русскую и за обиду великого князя Дмитрия Ивановича».

    Фраза «Все бо един за единого хощет умерети и друг за друга готовы головы свои положити» из «Сказания о Мамаевом побоище».