• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно


    Ребенок постоянно растет и развивается. Разница между годовалым малышом и двухлетним очень заметна. Потребности его также меняются. О них надо помнить, чтобы сформировать удобный режим дня.

    Сон двухлетнего малыша

    В этом возрасте кроха спит днем один раз. В зависимости от особенностей его темперамента сон может длиться 1,5–3 часа, ночной - 10–11 часов. Период бодрствования составляет от 5 до 6 часов.

    Если режим повторяется изо дня в день, то малыш постепенно к нему привыкает, уложить его и днем, и вечером легко. Но важно определить, какой распорядок отдыха подходит конкретному ребенку. Для этого нужно обращать внимание на его поведение. Бывает, что после нескольких часов бодрствования карапуз становится чрезмерно активным, он беспорядочно носится, капризничает по малейшему поводу, не слушается, делает что-то запрещенное. Или наоборот - он чересчур спокойный, его ничего не интересует, хнычет по поводу и без. Так психика детей реагирует на переутомление. Если это не разовая ситуация, то дневной сон нужно немного сдвинуть, чтобы уложить кроху раньше на полчаса-час.

    Возможна и противоположная проблема: укладывание затягивается, так как карапуз бодр и полон сил. Лучше отсрочить ненадолго сон, чтобы он успел устать. Иначе малыш все равно не заснет, а маминых нервов и сил будет потрачено немало.

    Если режим налажен правильно, с учетом биологических часов ребенка, то он легко засыпает, а затем просыпается в хорошем настроении. Иногда кроха в два года может спать немного больше или меньше под влиянием самочувствия, погоды, полученных впечатлений. Это нормально. В случаях, когда подобные ситуации повторяются редко, предпринимать ничего не надо.

    Распорядок дня ребенка может меняться в разное время года. Особенность летнего периода - за окном раньше светлеет и позже темнеет. В результате малыш тоже начинает вставать раньше, а ложиться позже. Чтобы избежать переутомления, укладывать днем его надо пораньше. Скорее всего, дневной сон будет более длительным.

    Этому способствует не только уменьшение ночного отдыха, но и изменения в прогулках на свежем воздухе. Они становятся более длительными, чем зимой, так что кроха получает больше впечатлений. Также они более активные благодаря легкой одежде и обуви, ребенок много двигается. Вернуться с прогулки надо за полчаса до обеда.

    Режим питания

    Питание двухлетнего малыша остается четырехразовым. Детям в два года надо есть достаточно часто, ведь у них ускорен метаболизм, а день они проводят обычно более активно, чем взрослые. А вот от ночных кормлений в этом возрасте следует отучать. Теперь это дело привычки, а не потребность, поэтому режим надо менять.

    Первый прием пищи имеет особенное значение. Завтраком нужно кормить через полчаса-час после пробуждения. Он должен обеспечить малыша энергией до самого обеда. Помогут в этом:

    • углеводы, получаемые из каш;
    • белки (можно предложить крохе сваренное вкрутую яйцо или омлет);
    • клетчатка, которая обеспечит чувство сытости и положительно повлияет на пищеварение.

    Следующий прием пищи - обед. Кормить ребенка следует после прогулки, незадолго до дневного сна. В меню должны входить супы, мясные блюда с гарниром. Бывает, что малыш в два года не доедает порцию до конца, отказывается от тех или иных продуктов. Такое поведение в рамках возрастной нормы. Если он выглядит здоровым, активным и жизнерадостным, то ему наверняка хватает получаемой пищи.

    После дневного сна приходит время полдника. Он не должен быть чересчур сытным. Полдник помогает продержаться до ужина, а не заменить его. Выспавшийся малыш очень активен, ему нужна «быстрая» энергия для игр. Оптимальный вариант - кефир, творог или йогурт с фруктами.

    Если ребенка сложно утром поднять, то, вероятно, ему не хватает ночного сна. Стоит пересмотреть режим.

    Ужин желательно делать легким. Это могут быть разные блюда из овощей, творожная запеканка, яйца в разных видах. Выбирать нужно то, что карапуз не ел в течение дня.

    Другие дневные занятия

    День следует начинать с высаживания на горшок. В два года малыш уже, скорее всего, готов им пользоваться. Так что если он еще не приучен, то этому надо уделять больше внимания и соответственно строить режим. Затем наступает время гигиенических процедур и несложной зарядки. Лучше всего делать ее вместе с карапузом: он с удовольствием повторяет действия за родителями. Полезно сопровождать процесс стихами и потешками.

    После завтрака – оптимальное время для любых развивающих занятий. В первой половине дня информация хорошо усваивается. Так что стоит заняться рисованием, чтением, поучиться считать, различать цвета и другим полезным для ребенка навыкам. Если в планах домашние дела, то к ним стоит приобщить и кроху. Например, выдать ему тряпочку для протирания пыли.

    Малыш двухлетнего возраста быстро устает от своего занятия, поэтому виды деятельности нужно постоянно менять. Желательно чередовать спокойные игры с более активными или танцами. После домашних мероприятий очень желательна прогулка, если позволяют погодные условия. Стоит обеспечить возможность много двигаться.

    После возвращения домой карапуз моет руки, обедает, спит, полдничает. Затем опять приходит время для игр и прогулок. Чем ближе к вечеру, тем спокойнее занятия следует выбирать. Перед сном можно почитать книгу, спеть песенку малышу. Телевизор в это время смотреть не стоит: быстрая смена картинок на экране возбуждающе действует на неокрепшую нервную систему ребенка.

    Пример распорядка дня

    Приблизительный режим дня малыша в 2 года выглядит так.

    С 8.00 до 9.00 ребенок просыпается, умывается, делает зарядку.

    С 9.00 до 9.30 завтракает.

    С 9.30 до 13.00 – время для домашних занятий, игр, прогулки.

    С 13.00 до 13.30 – обедает.

    С 13.30 до 16.30 – готовится ко сну, укладывается на дневной сон.

    С 16.30 до 17.00 – полдничает.

    С 17.00 до 19.30 время проходит за играми и вечерней прогулкой.

    С 19.30 до 20.00 – ужинает.

    С 20.00 до 20.30 – купается.

    С 20.30 до 21.30 – готовится к ночному сну, укладывается.

    Подобный режим дня приблизительный, в него можно вносить поправки, чтобы удобно было всей семье. Важно только следить, чтобы достаточно времени отводилось на ночной сон и полноценное питание. В два года ребенок уже способен ненадолго занимать себя, поэтому нужно приучать его играть самостоятельно.

    Двухлетние дети постепенно приобщаются к взрослой пище, однако полностью переходить на общий стол в этом возрасте еще рано. О каких особенностях питания 2-летнего ребенка следует помнить родителям, какие продукты пока еще рано пробовать малышу и как лучше всего построить меню для ребенка данного возраста?


    Режим питания

    В двухлетнем возрасте питание детей становится четырехразовым и включает завтрак и обед, а также полдник и ужин. Более частые приемы пищи плохо сказываются на аппетите, а более редкие – на переваривании пищи и самочувствии малыша. Перерывы между приемами пищи составляют 3,5-4 часа.

    Принципы правильного питания

    1. Соотношение белков и жиров, а также углеводов в питании ребенка 2 лет должно составлять 1:1:4 или 1:1:3. Белки выступают основным строительным материалом для роста организма ребенка, поэтому в детском рационе должны быть такие их источники, как молочные продукты, птица, мясные продукты, блюда из яиц, рыба. Углеводы выступают главным источником энергии для детского организма. Ребенок получает их из круп, фруктов, сахара, хлеба , овощей. Жиры также нужны для энергетических потребностей тела ребенка.
    2. Двухлетний ребенок получает в среднем 1400-1500 ккал в день. По калорийности приемы пищи должны быть распределены так: 25% калорий на завтрак, 30% калорий на обед, 15% калорий на полдник и 30% на ужин.
    3. Важно обеспечить достаточное поступление макро- и микроэлементов, особенно тех, которые отвечают за состояние костей. Кальций ребенок будет получать из творога, молока, сыра , гороха, кураги, капусты , чернослива, овсяной крупы и других продуктов.
    4. Специи и соль в блюдах ребенка должны быть в минимальном количестве.


    Многие мамы не прекращают кормить грудью детей старше 2 лет

    Потребности ребенка в 2 года

    • Молочных продуктов малышдолжен употреблять около 600 г в день. Кефир рекомендован в количестве до 200 мл в день.
    • Помимо желтка, можно начинать давать и белок вареного яйца. Нормой считается половина сваренного яйца в день.
    • Сыр малышу рекомендуют лишь с небольшой жирностью и в количестве 20 г в неделю.
    • Творог рекомендуется по 50 г в день. Его можно смешивать с фруктами, сметаной, сахаром. Также из творога можно готовить пудинги, сырники, вареники.
    • Мясные блюда готовят из нежирной телятины, говядины и свинины. Также детям дают курятину. Эти блюда рекомендуются для употребления в первой половине дня, поскольку они долго перевариваются. Достаточным количеством мяса в день для 2-летнего ребенка считают 50-80 г. Допустимо включить в рацион ребенка нежирную вареную колбасу и постную вареную ветчину. Также в два года можно начать предлагать ребенку тушеное кусочками мясо и паштет из печени.
    • Несколько раз в неделю ребенку мясное блюдо заменяют рыбным. Рыбу отваривают, тушат, из нее также делают котлеты и фрикадельки. Двухлетнему малышу можно дать кусочек сельди. За неделю ребенок должен съедать до 175 г рыбы.
    • Овощи малыш должен потреблять до 250 г в день, но при этом картофеля советуют употреблять до 150 г в день. Овощные пюре могут быть однокомпонентными или сложными. Двухлетнему ребенку можно давать капусту, свеклу, морковь, лук, тыкву , баклажаны, помидоры, репу, редис, огурцы, сладкий перец и другие овощи.
    • Фрукты и ягоды рекомендованы в количестве около 150-200 г в день.
    • В рационе могут быть макаронные изделия, а также мучные блюда.
    • Нормой хлеба считают до 100 г в день (пшеничного – примерно 70 г, ржаного – около 30 г).
    • Нормой кондитерских изделий является 10 г в день, а сахара – до 50 г в день.
    • Помимо каш, ребенок может попробовать крупяные запеканки, а также детские мюсли. Полезнее всего овсяная, гречневая и рисовая каша, а также просо и кукуруза. В рацион двухлетнего ребенка уже можно ввести ячневую кашу.
    • В овощные блюда следует добавлять растительное масло в количестве до 6 г в день.
    • Сливочное масло советуют употреблять до 16 г в день.


    Какие давать жидкости?

    Воды на каждый килограмм веса 2-летнего ребенка требуется по 100 мл в день. В это суточное количество воды включают любые жидкости, которые употребляет ребенок (супы , компоты, молоко и другие). Если погода жаркая, объем жидкости должен быть повышен. В среднем ребенку в возрасте двух лет советуют пить 1500 мл воды в день.

    Двухлетнему ребенку можно давать некрепкий чай, настой шиповника, компот, какао, молоко, фруктовые и овощные соки. Сок рекомендуют пить в количестве до 150 мл в день.

    Как составлять меню?

    • На завтрак ребенку дают основное блюдо в количестве 200 г и напиток в объеме 100-150 мл, а также хлеб с маслом или сыром.
    • На обед ребенку полезно съесть салат из свежих овощей или другую закуску в количестве 40 г и первое блюдо в объеме 150 мл. Также на обед малышу дают мясное или рыбное блюдо в количестве 50-80 г и гарнир в количестве 100 г. Помимо этого, в обед дают напиток, объем которого будет составлять 100 мл.
    • На полдник ребенку рекомендуется молоко или кефир в объеме 150 мл, а также печенье (15 г) или домашняя выпечка (45 г). Кроме того, на полдник стоит давать фрукты или ягоды.
    • На ужин ребенку, как и на завтрак, дают основное блюдо в количестве 200 г и напиток в объеме 150 мл.

    Пример меню на неделю

    Ребенок двухлетнего возраста может питаться в течение недели по примерно такому меню:

    День недели

    Завтрак

    Обед

    Полдник

    Ужин

    Чай с молоком (100 мл)

    Хлеб с маслом (30 г/10 г)

    Салат из капусты с яблоком (40 г)

    Рыбная паровая котлета (60 г)

    Отварной рис (100 г)

    Яблочный сок (100 мл)

    Хлеб (50 г)

    Кефир (150 мл)

    Печенье (15 г)

    Свежее яблоко (50 г)

    Картофельные биточки с яйцом (200 г)

    Настой шиповника (150 мл)

    Хлеб (20 г)

    Сырники со сметаной (200 г)

    Молоко (150 мл)

    Хлеб с маслом (30 г/10 г)

    Салат из моркови (40 г)

    Суп с рыбными фрикадельками (150 мл)

    Картофельное пюре (100 г)

    Компот из сухофруктов (100 мл)

    Хлеб (50 г)

    Йогурт (150 мл)

    Молочный коржик (50 г)

    Гречневая каша (150 г)

    Печеночный паштет (50 г)

    Кисель (150 мл)

    Хлеб (20 г)

    Омлет (80 г)

    Какао с молоком (150 мл)

    Хлеб с сыром (30 г/10 г)

    Салат из свежих овощей (40 г)

    Борщ (150 мл)

    Пюре из овощей (100 г)

    Фрикадельки из говядины (60 г)

    Настой шиповника (100 мл)

    Хлеб (50 г)

    Кефир (150 мл)

    Запеченные яблоки (60 г)

    Печенье (15 г)

    Рисовая запеканка (200 г)

    Чай с молоком (150 мл)

    Хлеб (20 г)

    Овсяная каша с яблоками (200 г)

    Молоко (100 мл)

    Хлеб с маслом (30 г/10 г)

    Салат из моркови и яблока (40 г)

    Суп-пюре из тыквы (150 мл)

    Куриная фрикаделька (60 г)

    Пюре из цветной капусты (100 г)

    Томатный сок (100 мл)

    Хлеб (50 г)

    Ягодный смузи из кефира (150 мл)

    Печенье (15 г)

    Тушеные овощи (200 г)

    Чай с медом (150 мл)

    Хлеб (20 г)

    Творожная запеканка (200 г)

    Какао с молоком (100 мл)

    Хлеб с маслом (30 г/10 г)

    Зеленый горошек с маслом (40 г)

    Рассольник домашний (150 мл)

    Гречневая каша (100 г)

    Бефстроганов (50 г)

    Компот из яблок и груш (100 мл)

    Хлеб (50 г)

    Кисель (150 мл)

    Сухарик домашний (15 г)

    Картофельные котлеты с индейкой (200 г)

    Кефир (150 мл)

    Хлеб (20 г)

    Рисовая молочная каша с курагой (200 г)

    Чай с молоком (150 мл)

    Хлеб с сыром (30 г/10 г)

    Селедочный паштет (40 г)

    Свекольник (150 мл)

    Каша кукурузная (100 г)

    Тушеный кролик (50 г)

    Морковно-яблочный сок (100 мл)

    Хлеб (50 г)

    Молоко (150 мл)

    Печенье (15 г)

    Картофельно-овощная запеканка (200 г)

    Кефир (150 мл)

    Хлеб (20 г)

    Воскресенье

    Молочная вермишель (200 г)

    Какао с молоком (100 мл)

    Хлеб с маслом (30 г/10 г)

    Салат из свеклы (40 г)

    Суп с говяжьими фрикадельками (150 мл)

    Пюре из картофеля и зеленого горошка (100 г)

    Компот из ягод (100 мл)

    Хлеб (50 г)

    Кефир (150 мл)

    Печенье (15 г)

    Омлет (50 г)

    Пшенная каша молочная (150 г)

    Чай с молоком (150 мл)

    Хлеб (20 г)

    Что включать в рацион нельзя?


    Какими способами лучше готовить пищу?

    Пищу для двухлетнего ребенка отваривают, запекают, тушат, варят на пару. Жареное пробовать детям такого возраста пока еще рано. При этом еду уже меньше измельчают, а чаще предлагают размятой вилкой и кусочками. Овощи можно давать как обработанными, так и сырыми.

    Примеры полезных рецептов

    Салат из свеклы с огурцом и зеленым горошком

    Возьмите 50 г свеклы и по 25 г свежего огурца и зеленого горошка. Горошек и свеклу отварите. Огурец мелко нарежьте, добавьте сваренный горошек и натертую свеклу. Заправьте 5 г подсолнечного масла.

    Салат из яблок и чернослива

    Помойте и почистите яблоко (70 г), натрите на крупной терке. Чернослив (30 г) очистите от косточек и ненадолго замочите, после чего мелко нарежьте. Соедините тертое яблоко и нарезанный чернослив, добавьте чайную ложечку сахара или меда.

    Суп с рыбными фрикадельками и картофелем

    Возьмите 300 мл рыбного бульона, доведите до кипения, положите в него порезанные на небольшие кубики картофель (50 г), морковь (15 г), репчатый лук (10 г) и корень петрушки (5 г). Варите до готовности овощей, затем положите в суп фрикадельки из рыбного филе. Для них возьмите 60 г филе, половинку куриного яйца, 10 г мякиша белого хлеба и 20 мл молока. Дождитесь, пока фрикадельки всплывут. Заправьте суп свежим укропом (3 г).


    Паровой мясной рулет с омлетом

    Приготовьте котлетную массу из 100 г мяса, четверти куриного яйца, 30 мл молока и 20 г белого хлеба. Хорошо перемешайте ингредиенты и выложите на марлю, смоченную прохладной водой. Должен получиться слой фарша толщиной около 1,5 сантиметра. Отдельно приготовьте паровой омлет из одного яйца и 25 мл молока. Положите омлет на мясной фарш, осторожно соедините края марли, чтобы получился рулет. Готовьте на пару примерно 30 минут.

    Пшенная каша с тыквой

    Возьмите 150 мл молока или воды, доведите до кипения, добавьте почищенную и нарезанную кубиками тыкву (100 г) и оставьте вариться на 7-10 минут. В это время несколько раз промойте в горячей воде 30 г пшенной крупы. Всыпьте ее в воду или молоко с тыквой, добавьте ложечку сахара и варите примерно 1 час на маленьком огне. Подавайте со сливочным маслом.

    Паровой пудинг из творога с изюмом

    На две порции возьмите 200 г творога, перетрите его через сито, добавьте 20 г промытого изюма . Разотрите желток куриного яйца с 20 мл молока и 16 г сахара. Соедините растертый желток с творожной массой, добавьте 10 г сливочного масла (предварительно его нужно растопить) и 4 чайные ложки манной крупы. Последним введите взбитый белок куриного яйца. Выложите получившуюся массу в смазанные маслом формочки. Готовьте на пару 30-40 минут.

    Возможные проблемы

    В двухлетнем возрасте ребенок стремится с самостоятельности. В это время у многих малышей начинает проявляться кризис развития, который затрагивает и сферу питания.


    Что делать, если ребенок не кушает продукты, которые ему нужны?

    Многие родители переживают, что ребенок питается недостаточно, на их взгляд, разнообразно. В двухлетнем возрасте малыши могут несколько дней есть одинаковое блюдо, и это является нормой. Переживать не нужно, если ребенок ест хотя бы один продукт из таких групп: молочные продукты, мясо, овощи, злаки и фрукты. Например, если в меню малыша присутствуют бананы , картофель , курица , хлеб и кефир , его питание можно назвать разнообразным.

    Если же ребенок совсем отказывается от пищи, настаивать и заставлять не нужно. Предлагайте малышу еду в определенное время (согласно установленному режиму питания), избегайте перекусов и позаботьтесь о том, чтобы еда была подходящей температуры и структуры. Лучшей тактикой будет постоянное предложение еды, но отсутствие доступа к легко усваиваемым сладостям и другим продуктам, которые ребенок может съесть между приемами пищи. Когда ребенок проголодается, он поест то, что вы ему даете.

    Как понять, что отсутствие аппетита является симптомом болезни?

    В большинстве случаев плохой аппетит связан не с заболеваниями, а с наличием частых перекусов и отсутствием режима приема пищи. Еще одна трудность может быть вызвана излишне большой порцией. Увидев большое количество пищи, обескураженный ребенок поспешит вообще отказаться от еды. Лучше всего давать ребенку еду в небольшом количестве, а когда он все съест, предложить добавку.

    Однако ухудшение аппетита действительно бывает признаком болезни, например, заболеваний пищеварительного тракта или любых острых инфекций. На мысль, что плохой аппетит связан с болезнью, родителей может навести присутствие других симптомов – повышенной температуры, тошноты, снижения веса, изменений стула и прочих.


    Переедание

    Учить ребенка основам правильного питания важно с раннего детства, ведь ожирение является очень распространенной проблемой у взрослых. Родителям стоит приучать кроху к полезной пище. Не нужно заблуждаться и радоваться, если двухлетка ест большие порции и давно перешел на общий стол. Это способно подорвать детское здоровье и вызвать проблемы в будущем.

    Старайтесь привить ребенку здоровые пищевые привычки. Лучше всего, если ребенок будет есть за столом вместе с другими членами семьи.

    Никогда не используйте еду в виде поощрения и не обещайте ребенку что-то за опустошенную тарелку.

    • Старайтесь давать ребенку меньше сдобы, изделий из песочного теста, пирогов, пирожных и подобных продуктов. У них высокая калорийность и низкое содержание полезных нутриентов. К сладостям, которые можно давать двухлетнему малышу, относят пастилу, джем, мед, печенье, варенье, вафли, повидло, мармелад, зефир.
    • Если вы даете ребенку творог, не предназначенный для детского питания, он всегда должен проходить тепловую обработку.
    • Так как кашу для 2-летнего ребенка советуют варить полувязкую, то жидкости нужно брать в 4 раза больше, чем крупы. Варить каши можно как на воде, так и на фруктовом или овощном отваре и на молоке.
    • Не позволяйте ребенку есть на ходу, так как это опасно.
    • Если ваш ребенок до сих пор пьет из бутылочки, в двухлетнем возрасте стоит от нее уже отказаться. Малышам, которые пока не освоили обычную чашку, купите специальную (тренировочную).

    Витамины ребенку от 2 лет дают многие родители. Целесообразность этого вопроса рассмотрена в другой статье.

    О том, как мамочки кормят своих малышей в 2 годика, вы можете посмотреть в следующих видео.

    Ребенок в 2,5 года незаметно становится совсем другим: он глубже чувствует, становится всё самостоятельнее, приобретает собственный характер. Можно сказать, что середина третьего года жизни – это некий рубеж личностного развития, переходить через который непросто как родителям, так и самому малышу. Эмоциональность, требовательность и капризность – частые спутники детей в два с половиной года. Мамам и папам предстоит проявить значительную мудрость и терпение в данный период.

    Физическое развитие ребенка в 2,5 года

    Рост и вес ребенка в 2 года 6 месяцев согласно нормативам отечественных педиатров:

    Параметр

    Мальчики

    Нижняя граница

    Верхняя граница

    Нижняя граница

    Верхняя граница

    Окружность головы, см

    Рост и вес ребенка в 2 года 6 месяцев по данным ВОЗ:

    Параметр

    Мальчики

    Нижняя граница

    Верхняя граница

    Нижняя граница

    Верхняя граница

    Окружность головы, см

    Сколько зубов должно быть у ребенка в 2,5 года? Нормой считается как наличие всех молочных зубов, так и продолжающееся их прорезывание. ВОЗ утверждает, что малыш должен обзавестись полным рядом молочных зубов к 3 годам.

    Режим дня, сна и питания ребенка в 2,5 года

    Режим дня ребенка в 2 года 6 месяцев остается стабильным: общий сон около 12-12,5 часов, включая дневной сон в течение 1,5-2,5 часов. Несмотря на то, что малыш кажется уже довольно взрослым, не следует пренебрегать его дневным отдыхом. Активное бодрствование более 6 часов негативно сказывается в этом возрасте на нервной системе ребенка. Педиатры акцентируют внимание родителей на необходимости дневного сна вплоть до 5-6-летнего возраста. Постарайтесь соблюдать стабильный режим, включающий ранний подъем (в 7-8 часов утра) и раннее же укладывание (примерно в 21.00).

    В два с половиной года малыш кушает 4 раза в день, временной интервал между приемами пищи составляет около 4 часов. Наиболее калорийным приемом пищи должен быть обед. Помните о важности здорового питания: не стоит предлагать своему ребенку блюда фаст-фуда, копченую, жареную пищу и сладости (за исключением натуральных). Следите, чтобы малыш получал также достаточное количество воды. В 2,5 года потребность в воде составляет около 1,5 литров в сутки.

    Психология и психическое развитие ребенка в 2,5 года

    Середина третьего года жизни обычно становится началом периода отстаивания собственного «Я», что связано с постепенным психологическим отделением от родителей и осознанием себя как отдельной личности. Ребенок внимательно наблюдает за окружающим миром, формирует свои взгляды и представления о действительности. Два с половиной года – возраст создания в мышлении малыша устойчивых поведенческих шаблонов, формирования характера.

    Эмоциональность ребенка в 2,5 года становится еще ярче: он испытывает явную гордость своими достижениями, чувствует любовь и нежность к близким, жалеет и обижается, радуется и злится, завидует, сочувствует, боится и тоскует. При этом пока он не всегда может оценить чужой добрый поступок или понять причину наказания. Малыш проявляет искренний интерес к животным и растениям, восторгается и удивляется явлениям природы (прыгающему кузнечику, сильному ветру или летящему по воздуху листику). Ребенок 2,5 лет имеет четкие эмоциональные ассоциации, связанные с прожитыми им когда-либо ситуациями: болеть – неприятно, в гостях у тети Маши – весело, а долго ехать в машине – скучно.

    В возрасте двух с половиной лет дети по-прежнему очень привязаны к близким взрослым : маме, папе, бабушкам и дедушкам. Ко всем членам семьи кроха относится по-разному, осознавая индивидуальность каждого из них. Разлука с родным человеком вызывает у малыша беспокойство и тревогу, однако успокаивается он теперь гораздо быстрее. Незнакомые люди вызывают у ребенка настороженность и желание быть поближе к маме. Однако, чувствуя доброжелательное к себе отношение, малыш легко вступает в контакт. Возраст 2,5 года для начала посещения детского сада, несомненно, лучше, чем 1,5-2 года, однако до трех-трех с половиной лет дошкольное образование является лишь вынужденной мерой, не несущей для ребенка какой-либо пользы.

    Наиболее частая характеристика детей в возрасте 2,5-3 лет – возросшая самостоятельность . Ребенок старается делать всё сам, без помощи взрослых. «Я сам!» – любимая фраза малышей, вступивших в возраст так называемого «кризиса 3 лет ». При этом из-за высокой эмоциональности они не всегда адекватно реагируют на обращение взрослого, проявляя необыкновенное упрямство в, казалось бы, пустячных вопросах. От родителей в этот период требуется, прежде всего, терпение.

    При всей своей кажущейся самостоятельности ваше чадо остается чрезвычайно зависимым от отношения близких, положительной оценки своих действий и общего благополучия окружающей его атмосферы. Ребенок реагирует на любые изменения семейного микроклимата. Нехватка внимания, несправедливость и грубость в его адрес вызывают не только огорчение, но и ярко выраженный протест. Будьте внимательны к своему поведению, проявляйте к малышу чуткость и любовь – сейчас они ему особенно необходимы. Помните: крики или шлепки как реакция на «вредность» малыша принесут результат, далекий от ожидаемого вами. Кризис – всего лишь этап взросления вашего крохи, и в основном от родителей зависит, насколько легко он пройдет.

    Отношения взрослых с ребенком в 2,5 года строятся, можно сказать, заново. Постарайтесь находить баланс между запретами и мнением малыша. Давайте ему возможность выбора везде, где это возможно, не забывая при этом о рамках поведения и категорических запретах (обычно связанных с опасностью для ребенка).

    Умения и навыки ребенка в 2,5 года

    Физическое развитие детей 2,5 лет позволяет им:

    • хорошо бегать и прыгать, пробегать до 60 м в небыстром темпе;
    • перешагивать через препятствия на полу (приставным шагом);
    • ходить по наклонной доске самостоятельно;
    • подниматься и ходить на цыпочках, удерживая равновесие;
    • бросать мяч одной или двумя руками из разных положений, ловить его двумя руками, перебрасывать через препятствие;
    • точно бить ногой по мячу;
    • пробегать между линиями (расстояние 25-35 см), не наступая на них;
    • подлезать под препятствие высотой до 40 см;
    • подниматься по лестнице, иногда даже не держась за перила, спрыгивать с нижней ступеньки.

    Интеллектуальное развитие ребенка в 2,5 года характеризуется следующими умениями:

    • Умеет собирать пирамидку из 4-8 колец;
    • Строит башни из 7-8 кубиков, «мостик» (два кубика с промежутком между ними и один сверху) и «паровоз» (ряд кубиков и один сверху в виде трубы);
    • Ориентируется в 4-6 геометрических формах (шарик, кубик, кирпичик, цилиндр, конус, призма). Подбирает с помощью прикладывания к отверстию или плоскому изображению объемную геометрическую фигуру;
    • Правильно подбирает нужные детали к отверстиям сортера или рамки-вкладыша. Почти не пытается вставить один неподходящий предмет в другой силой;
    • Из простых подсобных материалов (кубики, элементы конструктора) составляет сюжетные постройки и дает им названия – «дом», «дорога», «гараж»;
    • Собирает простые пазлы;
    • Отличается хорошей памятью;
    • С легкостью переворачивает страницы в книге;
    • Любит рисовать и, возможно, уже умеет держать карандаш тремя пальцами.

    Игровая деятельность ребенка 2,5 лет носит сюжетный характер. С помощью любимых персонажей он воспроизводит и анализирует окружающую его реальность. В игре происходит уже не два, а три-четыре последовательных действия (покормить куклу, раздеть, уложить спать; нагрузить машинку, покатать и разгрузить). Кроха начинает использовать предметы-заместители – это говорит о развивающемся воображении. В исполнении ребенка доктор – это обязательно тот, к которому вы недавно ходили на прием.

    Малыш в игре в семью изображает одного из персонажей, обычно своего пола: чаще всего девочки копируют маму, а мальчики – папу. Уже в 2,5-3 года можно заметить разницу в игровых действиях в зависимости от пола ребенка. Девочки предпочитают воспроизводить бытовые сюжеты с использованием кукол, мальчики чаще интересуются техническими игрушками.

    Примерно в 2,5 года дети начинают учиться взаимодействовать со сверстниками в простых подвижных играх, запоминая простые правила (например, необходимость очередности – «твоя очередь», «моя очередь»). Интереса к таким играм пока хватает на 1-2 минуты. Также малышам очень нравится повторять за действиями других детей на детской площадке: куда-то бежать или влезать, прыгать или подлезать под препятствие.

    Бытовые навыки ребенка в 2,5 года очень радуют его родителей. Малыш в своем стремлении к независимости и самостоятельности старается сам одеваться (носки, штанишки, кофту на застежке, свободную курточку, трусики) и обуваться. Он пытается застегивать пуговицы и молнии (хотя в 2,5 года это и не у всех получается). Шнурки завязывать пока не может. Кроха сразу замечает «оплошности» в одежде других людей, показывая свое недовольство и указывая на ошибку – развязавшийся шнурок или расстегнувшуюся пуговицу. Любовь к порядку в собственном понимании ребенка выглядит очень мило: карапуз постоянно «наводит порядок», потому что, по его мнению, все вещи должны быть на своих местах! Ребенок в два с половиной года умеет уверенно и аккуратно есть ложкой и вилкой, пользоваться туалетными принадлежностями; контролирует свои физиологически потребности. Может снять и надеть штанишки перед туалетом. Малыш сам поднимается по лестнице, возможно, даже чередуя ноги. Половина детей уже умеет ездить на трехколесном велосипеде, крутя педали (другие малыши для этого отталкиваются ногами от пола).

    Речь ребенка в 2,5 года

    Речь ребенка двух с половиной лет еще, конечно, отличается от взрослой, но при этом очень приближена к ней. Распространенные предложения (из трех и более слов) довольно осмысленны и включают союзы, предлоги, местоимения. Малыш хорошо разграничивает единственное и множественное число, знает названия основных цветов и частей тела.

    Дети 2,5 лет стараются подражать взрослым, и в речи в том числе. Однако, пытаясь образовывать некоторые формы слов по аналогии с уже знакомыми, ребенок может несколько путаться: говорить «жеваю» и «вставаю» вместо «жую» и «встаю» (наподобие «играю», «кусаю»). Возможны и проблемы с произнесением длинных слов. Дети часто упрощают сложные слова («атобус» вместо «автобус», «леопад» вместо «леопард», «электитетво» вместо «электричество»). Не умиляйтесь коверканью слов, а всегда терпеливо и последовательно поправляйте ребенка, объясняя, как нужно говорить правильно. В противном случае в мозге малыша закрепятся именно неправильные формы слов, а переучивание будет довольно сложным делом.

    Кроме того, могут наблюдаться некоторые сложности с окончаниями слов и обозначением себя. Многие дети говорят о себе в первом лице: «Я, мне, я сам», однако некоторые продолжают называть себя по имени: «Маша пошла, Ваня хочет спать». Нормой также считается, если малыш любит говорить о себе как о любимом персонаже или близком взрослом.

    Дети в 2,5 года хорошо понимают речь взрослого и могут в двух-трех предложениях описать картинку со знакомым сюжетом, отвечая на наводящие вопросы: «Кто это? Что он делает?». Также ребенок может изобразить движения показанного персонажа и повторить за взрослым слова известной ему сказки.

    Малыш в этом возрасте имеет обширный словарный запас (названия животных, одежды, посуды и других бытовых предметов). Кроме того, он легко копирует в речи даже незнакомые слова; может выучить короткий стишок или петь без подсказки строчки любимой песенки.

    Тон речи ребенка меняется в различных ситуациях и по настроению. Он задает очень много вопросов: не только «Где?», «Куда?», но и «Зачем?», «Почему?», «Как?». Это говорит о том, что малышу теперь важно знать причины происходящего. Он старается разобраться в том, как устроено всё, что его окружает.

    С малышом двух с половиной лет можно вести настоящий диалог. Он отвечает (возможно, упрощенно) на вопрос: «Как тебя зовут?» и другие. Знает, как зовут маму, папу, бабушку и дедушку, а также имена знакомых детей. Ребенок разговаривает со сверстниками во время игры и подражает им, например, на детской площадке.

    Если же ребенок в 2,5 года не разговаривает вообще или говорит мало/плохо, обязательно проконсультируйтесь у невролога или логопеда. Это не просто предосторожность – ожидание речевого прогресса до трех лет (как любят советовать на форумах) может быть чревато серьезными проблемами с речью и правописанием в будущем.

    2 года 9 месяцев >>

    Маленький человечек растёт, развивается с каждым днём. Юный организм крепнет и требует к себе еще больше повышенного внимания. В 2 года ребёнок уже не молчаливый (в часы своего спокойствия, конечно) наблюдатель, но и исследователь нового для него мира. Он пытлив, он непоседлив, у него начинают проявляться задатки характера. И ещё он требует для себя значительную часть времени, внимания и, главное, любви. Родители наблюдают уже не младенца, а маленькую формирующуюся личность, с которой уже надо считаться.

    Потому очень важно обеспечить гармоничное развитие ребёнка . Не только оберегать, но и направлять его, учить взаимодействию с окружающими предметами и тем более с людьми.

    Режим дня ребенка в 2 года

    Когда идёт речь о режиме дня двухлетнего ребёнка, то ключевым будет слово – регулярность.

    Молодые родители, воспитывающие ребёнка дома самостоятельно, могут для начала придерживаться режима дня, который рекомендован педиатрами, постепенно корректируя его соответственно темпераменту и наклонностям малыша. Если ребёнок уже ходит в ясли, то и дома следует придерживаться ясельного режима.

    В ином случае оптимальный режим дня ребёнка 2 лет будет таким:

    1. Утро. Подъём с 7-8, водные процедуры, завтрак, домашние игры, прогулка около часа-двух.
    2. Обед с 12 часов и обязательный сон в течение 2-3 часов.
    3. Полдник после пробуждения и игры на свежем воздухе.
    4. Ужин с 19 часов и спокойные домашние игры.
    5. Ночной сон с 21 до 7 утра.

    Максимальная регулярность в режиме дня приведёт к тому, что режим сна также станет регулярным. Когда малыш крепко спит, он не перестаёт развиваться. У детей, которые в раннем возрасте спят ночью дольше, формируются положительные эмоциональные, поведенческие и познавательные модели. Поэтому полноценный крепкий сон так важен для двухлетнего ребёнка.

    Установленный чёткий режим дня научит малыша понимать, что ночь – время сна. Перед тем как уложить ребёнка, каждый вечер стоит уделять 20-30 минут выполнению одних и тех же расслабляющих и успокаивающих действий. Например, выкупать малыша, переодеть, сменить подгузник, уложить, спеть колыбельную, пожелать спокойной ночи, поцеловать перед сном.

    Рост и вес ребенка

    Рост и вес здорового ребёнка по данным отечественных педиатров таковы:

    Для мальчиков:

    • рост от 83 до 93 см;
    • вес от 11 до 14,5 кг.

    Для девочек:

    • рост от 84 до 90,4 см;
    • вес – от 10,8 до 14 кг.

    Сколько ест ребенок в 2 года

    С самого начала стоит очень внимательно подойти к питанию. В 2 года ребёнок уже может есть наряду с пюре и более жёсткую пищу. Так как дети в младенчестве прежде всего перенимают привычки и вкусы родителей, то стоит пересмотреть семейное меню с учётом наиболее правильного для ребёнка. В здоровой семье и дети будут здоровыми.

    К выбору основных продуктов следует подойти с точки зрения их пользы для развития малыша. Овощи и фрукты как минимум 5 раз в день в виде кашек, пюре или просто свежих плодов. В таком раннем возрасте желудок у ребёнка ещё очень мал и потому важно, чтобы каждая ложка пищи была наиболее эффективной и питательной.

    Кормление ребёнка должно состоять из трёх основных кормлений (завтрак, обед и ужин) и нескольких перекусов (второй завтрак, полдник и, возможно, второй ужин). Время приёма пищи каждый родитель устанавливает соответственно режиму дня малыша.

    Формировать рацион можно на основе:

    • молочных продуктов. В таком раннем возрасте кроме грудного молока малышом хорошо усваиваются различные молочные смеси, а знакомство с цельным коровьим молоком лучше отложить на более поздние годы;
    • рыбы и мяса. Кроме пользы и разнообразия в рационе, эти продукты также способствуют развитию навыков жевания у ребёнка 2 лет;
    • супов. Для начала следует воздержаться от мясных бульонов, ограничив рацион только овощными супчиками. Заодно малыш начинает учиться управляться с ложечкой самостоятельно, а ежедневное кормление может стать ещё и увлекательной для него игрой.

    Иным может быть подход, если основываться на основных необходимых растущему организму микроэлементах:

    • Витамине А - отвечает за рост тканей, а цинк, способствующий его усвоению также укрепляет иммунную систему (печень, яичный желток, сливки).
    • Витамин С - способствует развитию костной и соединительной ткани. Он является обязательным в рационе, так как аскорбиновая кислота не образуется в организме человека (свежие фрукты, овощи, зелень).
    • Читайте также

    • Витамине Е, который является активным антиоксидантом и способствует лучшему усвоению витамина А (растительные масла, злаковые, бобовые, брюссельская капуста и брокколи).
    • Витамине D, способствующему усвоению кальция и магния, которые играют важную роль в формировании костной ткани. Однако уровень его должен быть строго регулируемым, иначе он будет препятствовать впитыванию железа, необходимого для здоровой крови. Содержится витамин D в рыбе, печени, куриных яйцах, молочных продуктах, зелени.
    • Что должен уметь ребенок в 2 года

      Для каждого родителя знаком страх, чтобы ребёнок не засунул себе в рот что-либо опасное, не проглотил случайно игрушку. Но как же пояснить это маленькому человечку: что можно, а что нельзя? Его ручки сами тянутся ко всему, что попадает в поле его зрения. Ребёнку важно потрогать всё вокруг, попробовать на вкус, у него велика потребность именно осязать всё новое - так он познаёт окружающий его мир.

      В двухлетнем возрасте ребёнок начинает показывать и свою самостоятельность. В быту уже умеет сам умываться, одевать простые предметы одежды и запоминать, где они лежат, аккуратно кушать и вытираться носовым платочком. Умеет проситься и самостоятельно ходить на горшок, пользуется вилкой и ложкой, учиться чистить зубы.

      Он различает предметы по цвету, форме и размеру, умеет рисовать прямые и округлые линии, может произнести название вещи или явления.

      Ребёнок в 2 года проявляет всё большую сообразительность, ему легче выражать свои желания. Он всё больше проявляет свои эмоции. Наряду с положительными эмоциями, которые он выражает ярко, в равной степени соседствуют и отрицательные, как то: недовольство, злость, упрямство. Все эти проявления чувств не безосновательны, они всегда являются реакцией ребёнка на чьи-то действия или основываются на ощущениях самого малыша.

      Он с восторгом внимает телепередачам, умеет включать и выключать телевизор, с удовольствием слушает музыку, речь, подражает увиденному и повторяет услышанное.

      Двухлетний ребёнок впитывает как губка всё, что слышит вокруг и его словарный запас растёт. Он способен понимать, что от него хотят взрослые и способен оформить мысль в двух-трёх словах, постепенно начиная использовать прилагательные, предлоги, наречия, местоимения. Себя зачастую может называть в третьем лице.

      Большое значение имеет культура речи в семье, так как ребёнок в 2 года к словам относится так же, как и к предметам. Сперва он их повторяет, а потом, если они ему пришлись по нраву, может произносить без умолку. И если его заинтересовали непристойности, услышанные дома или на улице, единственным выходом будет дождаться, когда они ему наскучат. Родители часто ругают детей, когда слышат мат из их уст, требуют не употреблять «нехорошие» слова, забывая о том, что ребёнок оценивает их не в лексическом значении - они для него очередная игрушка и не более.

      Развивающие занятия и игры

      На правильное развитие ребёнка влияет выбор развивающих его игр. Они помогают ему правильно взаимодействовать с окружающими предметами, животными, людьми. Наблюдая за своим малышом, родители должны подобрать наиболее оптимальные занятия для него, суметь увлечь тем, что ему может не нравится, но так необходимо для комплексного развития.

      Игры можно разбить на несколько категорий:

      • Способствующие развитию координации движений. Сюда может входить и начальный уровень гимнастики для малыша: бег за взрослым, ходьба, ладушки, лазание и другие.
      • Способствующие творческому развитию: рисование, игра в кубики, лепка, мозаика.
      • Развивающие внимание. Совместное чтение книг с картинками и последующее выполнение заданий («Покажи, где мишка? Где зайчик?»), выполнение ребёнком трёх-четырёх последовательных действий, также и в обратном порядке.

      Наблюдая за развитием своего ребёнка, родители могут проводить время от времени тесты, обращая внимание на сильные и слабые стороны малыша. В 2 года развитие мелкой моторики рук напрямую связано с развитием речи , потому стоит уделять подобным играм особенное внимание. Каков бы ни был родительский страх, ребёнку следует предоставлять бóльшую свободу для развития его способностей, поощрять и помогать достигать успеха в том, за что он берётся.

      В 2 года ребёнок только начинает осознавать себя. Он ещё не умеет себя всецело контролировать, и хотя взрослый для него является источником пищи и заботы, малыш всё чаще начинает противопоставлять себя родителям, что выражается в таком привычном для детей упрямстве. Порой именно на этом переломном моменте в жизни малыша родители совершают большинство ошибок. Как удержаться на этой тонкой грани? Излишнее потакание сделает ребёнка капризулей или даже маленьким тираном, а строгие запреты - замкнутым. Не всегда правильно изложенные советы педиатров и педагогов применимы на практике, если родители не находят общего языка со своим малышом.

      Каждый ребёнок уникален, со своим характером и формирующимися привычками, и потому необходимо уделять особенное внимание нюансам - не только навязывать свои правила, но и подстраиваться под темперамент и желания малыша.

    Ребенку исполнилось два года, он становится все более самостоятельным, активным, начинается период кризиса трех лет. Если он еще не пошел в детское дошкольное учреждение, следует начинать приучать его к определённому режиму дня.

    Примерный план действий в течение дня полезен для ребенка, он становится менее беспокойным, легче усыпает и с удовольствием кушает. Ребенок, приученный к режиму, проще перенесет посещение детского сада и разлуку с мамой. Самим родителям также будет проще выполнять каждодневные обязанности, зная время сна и питания своего подопечного.

    График дня должен учитывать особенности каждого малыша, но в целом план на день выглядит одинаковым.

    К двум годам многие дети спят хорошо и беспробудно около 10 часов. Нарушить покой может болезнь или прорезывание последних коренных зубов. Днем дети спят один раз, сон длится до 2 часов.

    Родители встречаются и с тем, что перейдя двухлетний рубеж, малыш отказывается ложиться днем. Сон в середине дня является важным этапом в развитии ребенка, т.к. его нервная система еще не окрепла. В детском саду дневной сон обязателен. Поэтому нужно распределить первую половину дня таким образом, чтобы малыш устал и спокойно поспал.

    День нужно начинать в 7-8 часов и заканчивать до 22.00. В день ребенку нужно питаться полноценно три раза, между едой присутствуют легкие перекусы (фрукты, овощи, молочнокислые продукты).

    Важным элементом распорядка являются прогулки на улице. Детские доктора рекомендуют выводить ребенка на улицу дважды в день по паре часов. Но если времени не хватает, достаточно и часа. Следует учитывать и погодные условия.

    Промежутки между сном, кормлением и прогулками следует заполнять играми, творческими занятиями (рисование, лепка, чтение, танцы и др.).

    Рассмотрим график дня двухлетнего ребенка

    7.30 – просыпается, умывается;
    8.00 – завтракает;
    8.30 – играет, спортивные мероприятия;
    10.00 – легкий перекус;
    10.30 – первая выход на улицу;
    12.00 – обеденное время;
    13.00 – время отхода ко сну;
    15.00 – играет, выполняет задания;
    16.00 – полдник;
    17.00 – второй выход на улицу;
    19.00 – вечерняя трапеза;
    19.30 – чтение, спокойные занятия
    21.00 – употребление молочнокислого продукта;
    21.30 – умывание, вечерний душ;
    22.00– период ночного сна.

    Строгое следование распорядку дня совершенно ни к чему, пусть малыш поспит подольше на 15 минут и поиграет побольше. Но примерный график для него необходим.

    Начинайте постепенно приучать ребенка к нему и вскоре он сам будет просить кушать и спать в одно время.

    План дня предполагает три раза позаниматься играми и творческими заданиями, но если на улице отличная погода, то можно потратить это время на прогулку на свежем воздухе в парке или отправиться на аттракционы. А в холодную и дождливую погоду как раз можно подольше поиграть, порисовать, полепить или пригласить гостей с детьми такого же возраста.

    Режим дня для двухлетних ребят является залогом успешного гармоничного развития и подготовкой к режиму детского сада, а потом и школы. Дети проще переносят возрастные кризисы, легче адаптируется в новых условиях. А мамы и папы планируют свой день в соответствии с режимом подопечного.