• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Под государственным режимом понимается совокупность используемых стоящими у власти группами, классами или слоями общества методов и способов осуществления государственной власти.

    Политический режим включает не только методы и способы осуществления государственной власти, но и приемы, способы реализации властных прерогатив негосударственных общественно-политических организаций – составных частей политической системы общества.

    Государственный режим выступает как реальное проявление организационно-оформленной власти, как процесс ее функционирования.

    В научной литературе существует несколько определений государственного режима и представлений о нем.

    Наиболее распространенным представлением о Г.Р. в настоящее время является вышеназванное понимание его как совокупности средств, методов, способов или приемов осуществления государственной власти.

    Есть и другие.

    Государственный режим – «конкретное проявление государственной организации, выражающееся в состоянии и характере демократии и политической свободы в обществе».

    Государственный режим – система или совокупность форм, методов, средств и способов властвования, «через которые государственная власть лигитимирует свое существование и функционирование».

    Наряду с названными определениями, существуют и другие, далеко выходящие за рамки традиционных представлений. М. Ориу рассматривает государственный режим не как совокупность методов и способов осуществления государственной власти, а как «государственное» и «негосударственное» состояние общества.

    По существу, он отождествляет государственный режим с самим государством.

    Идентифицируя государственный режим с системой методов и способов осуществления государственной власти, исследователи рассматривают его как наиболее динамичную составную часть формы государства, чутко реагирующую на все наиболее важные процессы и изменения, происходящие в окружающей экономической и социально-политической среде.

    Г.Р. в значительной мере индивидуализирует форму государства.

    Г.Р. не возникает спонтанно. Он складывается и развивается под воздействием целого ряда объективных и субъективных факторов.

    Объективные:

    * характер развития экономики (централизованная, плановая, рыночная и т.д.);

    * уровень развития общества;

    * уровень развития общей, правовой, политической культуры;

    * тип и форма государства;

    * соотношение социально-классовых сил;

    Субъективные:

    · особенности менталитета;

    · политики, находящиеся у власти в конкретный период времени и т.д.

    О характере режима могут свидетельствовать следующие факторы:

    * способы и порядок формирования органов государственной власти;


    * порядок распределения между различными органами компетенции и характер их взаимоотношений;

    * степень реальности и гарантированности прав и свобод граждан;

    * роль права в жизни общества и в решении государственных дел;

    * место и роль в государственном механизме армии, полиции, контрразведки и др.;

    * степень реального участия граждан и их объединений в государственной и общественно-политической жизни, в управлении государством;

    * основные способы разрешения возникающих в обществе социальных и политических конфликтов.

    Юридической науке известны различные варианты классификации политических режимов.

    1) тип государства и права (в каждом типе выделяют «свои» режимы)

    Рабовладельческий :

    · деспотический;

    · теократически-монархический;

    · аристократический (олигархический);

    · режим рабовладельческой демократии.

    Феодальный строй:

    · абсолютистский;

    · феодально-демократический (для дворянства);

    · клерикально-феодальный (в теократических монархиях);

    · милитаристско-полицейский;

    · режим «просвещенного абсолютизма».

    Капиталистический строй:

    · буржуазно-демократический (конституционный);

    · бонапартистский;

    · военно-полицейский;

    · фашистский.

    Социалистический:

    · «последовательно-демократический».

    2) Многие исследователи, не «привязывая» государственные режимы к отдельным типам государства и права, дают лишь общую их классификацию:

    * развернуто-демократический;

    * анархо-демократический.

    3) Решая вопрос о классификации политических режимов и стремясь избежать путаницы, представляется целесообразным в сугубо учебных, академических целях исходить лишь из необходимости самой общей классификации политических режимов, а именно из подразделения их только на два вида – демократический и недемократический, или антидемократический, режимы .

    Каждый из этих видов в зависимости от того или иного этапа развития общества, сущностных и содержательных характеристик государства и права, исторических, национальных и иных обычаев и традиций, а также множества других обстоятельств подразделяется на самые различные подвиды или разновидности.

    Деспотический режим (от греческого – despotia – неограниченная власть. Встречался в основном в странах Средиземноморья, на Ближнем Востоке, в странах Азии, словом в странах «азиатского способа производства», рабовладельческих обществах, некоторых феодальных странах. Характерен для ранних этапов развития человеческого общества. Он характерен также для абсолютистских монархий.

    Власть осуществляется исключительно одним лицом – деспотом. Деспот вынужден перепоручать некоторые управленческие дела лицу, пользующемуся у него особым доверием (на Востоке – визирь). За собой деспот оставляет карательную и налоговую функции.

    Главное в деспотическом государстве – повиновение, исполнение воли правителя. Ш.Л. Монтескье: «…все должны чувствовать ежеминутно вечно поднятую длань государя». Жестоко подавляется любая самостоятельность и недовольство подвластных.

    Санкции к подвластным потрясают воображение своей суровостью. Они не соответствуют содеянному, определяются произвольно. Власть осуществляет санкции наглядно с тем, чтобы посеять страх и обеспечить повиновение.

    Полнейшее бесправие подданных. Отсутствие элементарных прав и свобод.

    Деспотия – это, в основном, историческое прошлое. Современный мир ее не приемлет.

    Тиранический режим. Основан на единоличном правлении. Власть тирана жестокая. Однако в отличие от деспотии, власть тирана подчас устанавливается насильственным, захватническим путем, часто смещением законной власти с помощью государственного переворота.

    Тиранический режим осуществляет казни не только за выраженное неповиновение, но часто за обнаруженный умысел на этот счет. Используется и превентивное принуждение.

    Овладение территорией и населением другой страны обычно связано не только с физическим и моральным насилием над людьми, но и над обычаями этого народа.

    Тиранические режимы наблюдались в полисах Древней Греции, в некоторых средневековых городах-государствах.

    Тирания, как и деспотия, основана на произволе. Однако если в деспотии произвол и самовластие обрушиваются прежде всего на головы высших должностных лиц, то при тирании им подвержен каждый человек. Законы не действуют, так как тиран не стремится их создать.

    Тоталитарный режим (от познелатинского – totalitas – полнота, цельность; весь, целый). Термин появился в конце 20-х годов XX в., когда некоторые политологи стремились отделить социалистическое государство от демократических государств. В политический лексикон его впервые ввел для характеристики своего движения Бенито Муссолини (1925). Перед 2-й мировой войной в США состоялся специальный симпозиум, посвященный тоталитарному государству.

    Политической реальностью стал лишь в XX веке.

    Тоталитарные идеи подчинения части целому, индивида государству можно найти в сочинениях Гераклита, Платона, Т. Мора, Ж.Ж. Руссо, К. Маркса, Ф. Ницше, В. Ленина и др.

    В художественной форме тоталитарные системы ярко изображены в романах Е. Замятина «Мы» (1920), О. Хаксли «О дивный новый мир» (1932), Дж. Оруэлла «1984» (1948) и др.

    Теория же тоталитаризма сложилась в 40-50-х гг. в работах Ф. Хайека, А. Аренд, К. Фридриха и З. Бжезинского.

    Характерные черты:

    1) наличие одной официальной идеологии;

    2) допускает только одну правящую партию;

    3) правящая партия объявляется ведущей силой общества, ее установки рассматриваются как священные догмы;

    4) сращивание партийного и государственного аппаратов;

    5) демагогическая ориентация членов общества на якобы имевшие место выдающиеся достижения правящей партии;

    6) монополия государства и правящей партии на информацию;

    7) крайний центризм в управлении государством;

    8) центром тоталитарной системы является вождь. Его фактическое положение сакрализуется;

    9) всевластие номенклатуры, то есть должностных лиц;

    10) возрастание дискреционных, т.е. законом не предусмотренных полномочий;

    11) особая роль в государстве принадлежит армии, полиции, органам безопасности и т.д.;

    12) широко применяется террор по отношению к населению;

    13) устанавливается полный контроль над всеми сферами жизни общества. Государство стремится буквально «слить» общество с собой, полностью его огосударствить;

    14) в экономике преобладает государственная собственность, жесткое государственное регулирование экономических отношений командными, приказными методами;

    15) формально политические права и свободы могут закрепляться в законе, но отсутствует механизм их реализации;

    16) контролируется и личная жизнь граждан;

    17) используется полицейский сыск, поощряется доносительство; поиск внутренних и внешних врагов;

    18) милитаризация государства; ВПК, армия – основные опоры тоталитарного режима.

    Какие социальные силы поддерживают этот режим?

    · люмпенизированные слои общества;

    · социальные слои, зараженные уравнительной идеологией, социальным иждивенчеством, идеями «равенства в нищете».

    Государство при тоталитаризме как бы берет на себя заботу о каждом члене общества. Со стороны населения развивается идеология и практика социального иждивенчества. Но социальная цена за такой способ осуществления власти со временем все возрастает (войны, пьянство, разрушение мотивации к труду, принудительность, террор, демографические и экологические потери).

    Фашистский режим – одна из крайних форм тоталитаризма. Характеризуется националистической идеологией, представлениями о превосходстве одних наций над другими, крайней агрессивностью.

    Целью фашистского государства объявляется охрана национальной общности, решение геополитических, социальных задач, защита чистоты расы.

    Фашизм – человеконенавистнический и агрессивный режим.

    Характерные черты:

    · милитаризация, поиск внешнего врага, склонность к развязыванию войн;

    · слияние государственного аппарата с монополиями;

    · вождизм;

    · разрушение общечеловеческих правовых и моральных ценностей;

    · упрощение карательных процедур;

    · ужесточение санкций, вводятся превентивные меры;

    · отрицание равноправия и политических свобод;

    · крайняя нетерпимость к инакомыслию;

    · откровенная ставка на силовые методы достижения целей.

    Проявления этого режима можно увидеть в нацистской Германии, Италии 20-х – 30-х гг. XX в., франкистской Испании, Японии 30-40-х гг, при президенте Перроне (1943 – 1955) в Аргентине, в Греции конца 60-х гг., в отдельные периоды правления в Южной Африке, Уганде, Бразилии, Чили.

    В настоящее время фашизм в его классической форме нигде не существует. Однако всплески фашистской идеологии можно увидеть во многих странах.

    Фашистские режимы возникают в определенных исторических условиях, при социальных расстройствах общества, обнищании масс. В их основе лежат определенные общественно-политические движения, в которые внедряются националистические идеи, популистские лозунги, геополитические интересы.


    СОДЕРЖАНИЕ

    1. Введение 3

    2. Политический режим государства 5

    3. Расистский режим 6

    4. Тиранический режим 7

    5. Фашистский режим 8

    6. Германский фашизм 13

    7. Последствия прихода к власти нацистов в Германии 15

    8. Заключение 17

    9. Список использованной литературы 19
    ВВЕДЕНИЕ

    Целью этой курсовой работы является исследование механизма создания фашисткой диктатуры Германии. Чтобы раскрыть тему необходимо обратится к прошлому (в 1930-40 г.г. нашего столетия), когда существовал этот режим. Чтобы знать истоки фашизма необходимо знать историю. Потому что не зная прошлого, не понимаешь настоящего. Во времена фашизма действовало беззаконие, государство легко лишает жизни, имущества, чести своего гражданина. Мне, как юристу, интересна история государств, где существовали беззаконие, институты власти таких государств, в частности в фашистской Германии.

    Германская правовая группа относиться к романо-германской правовой системе, которая сформировалась в континентальной Европе, - ее главном центре и в настоящее время. Данная система органически связана с правом еще Древнего Рима, так как представляет собой результат рецепции норм римского права странами Европы. Романо-германская правовая система как бы продолжает римское право, но ни в коем случае не является его копией. Датой возникновения германской системы считается XII век. Помимо чисто экономических фактов, способствовавших появлению системы (развитие торговли, ремесел, рост самоуправляемых городов), важнейшую роль сыграли факторы социально-культурного характера, к которым в первую очередь можно отнести возрождение римского права в университетах. Начало этому положил Фома Аквинский использовав в своих работах труды Аристотеля. Таким образом было преодолено многолетние неприятие римского права церковью, что открыло не ограниченные возможности для его использования в правотворчестве.

    Зарождение германской правовой системы никаким образом не является результатом утверждений политической власти или централизации осуществленной королевской властью. Этим германская система отличается к примеру, от английского права, где развитие общего права было связано с усилением королевской власти и с существованием сильно централизованных королевских судов. Система германского права появляется в эпоху, когда Европа не составляет единого целого и основывается ни на чем ином, кроме общности культуры.

    Школа естественного права достигла успеха в двух направлениях:


    1. создание публичного права. В этой области представители школы отвергали римское право. Они предложили модели конституции, административного и уголовного права, опираясь на опыт английского права.

    2. Кодификация. Кодификация – это техника, которая позволила осуществить замыслы школы естественного права, завершить многовековую эволюцию правовой науки, четко изложив право, соответствующее интересам общества. Это право и должно применяться судами. Кодификация положила конец правовому партикуляризму, множественности обычаев, мешавшей практике.

    В XX веке кодексы устарели, и это ослабило юридический позитивизм XVIII – XIX. Единство семьи исторически было основано на частном праве и не распространялось на публичное или распространялось частично. Поэтому велика опасность разрыва, если в какой – либо стране установиться режим, который, не удовлетворяет переделкой имеющихся правовых институтов, может дойти до отказа от самой концепции права. Такой пример национал – социализма, права бывшего СССР.

    Надо сказать, что в последнее время появилась тенденция к развитию так называемого «европейского права», то есть права Европейского Сообщества и права, создаваемого Советом Европы. Основным источником этого права является Европейская конвенция о защите основных прав и свобод, подписанная в Риме в 1960 году всеми странами – участниками ЕС.

    ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ ГОСУДАРСТВА

    При рассмотрении политической какого - либо государства или общества не следует ограничиваться лишь официально провозглашенными и действующими в нем институтами и правовыми нормами, конституционными актами, т.е. тем, что «заявляет» о себе само государство. Существуют часто весьма значительные различи и противоречия между парадным фасадом государства и реальными процессами, происходящими за этим фасадом. Для характеристике этих процессов применяется понятие «политический режим» - система реальных методов властвования в данном государстве. «Под политическим режимом понимается совокупность элементов идеологического, конституционного и социологического порядка, способствующая формированию политической власти данной страны на определенный период». Между ним и декларируемым государственным строем, как уже отмечалось, часто наблюдается несоответствие или даже прямая противоположность (что особенно характерно для диктаторских и прежде всего тоталитарных государств).

    Именно политический режим определяет политическую атмосферу общества, в отличие от сравнительно устойчивых правовых норм, он подвижен и способен эволюционировать в различных направлениях. Изучая конкретные многообразные формы политических режимов, существовавших в прошлом и настоящем, нужно, исходя из современных гуманистических требований к политической наук, руководствуясь принципом, что, человек индивидуум - «мера всех вещей», основа общества и общественного благосостояния, рассматривать каждый режим именно по отношению к конкретной личности, ее важнейшим правам и свободам. Основные параметры политического режима могут быть представлены следующим образом:


    1. Степень развития «гражданского общества»;

    2. Роль негосударственных политических организаций в политической жизни;

    3. Роль в государстве и обществе силовых структур (армия, полиция, Г. Б.);

    4. Реальная роль закона и функции правоохранительных органов, а также практика толкования и применения ими Конституции и других актов;

    5. Степень разделения властей и характер отношения между ними;

    6. Степень централизации власти;

    7. Механизм формирования представительных учреждений и их функционирование.

    В соответствии с этими критериями выделяются 2 резко отличающихся между собой типа политических режимов: демократический и диктаторский.

    РАСИСТСКИЙ РЕЖИМ

    Конечно, самый отвратительный самый грубый и примитивный режим проповедовали и осуществляли фашисты. В частности, расизм был ядром «мировоззрения» германских фашистов. С помощью мифа о мнимом превосходстве «арийской расы» нацисты оправдывали «право» немцев на мировое господство, на угнетение и подавление других народов.

    Расизм был важной частью идеологических построений у фашистов и других стран. Например, в идеологии японского фашизма ключевым был расистский миф о «японском духе», который утверждал несравненное превосходство японской нации, внушал веру в якобы в свое призвание в качестве «великой нации», «нации колонизатора».

    Преступные расистские «идеи» распространялись не только в фашистских странах, но и в США. В США удалось в то время проложить дорогу законом о запрещении браков между представителями разных рас. Такой закон был принят примерно в 30 штатах.

    В настоящее время расистские, социально – дарвинистские и т.п. «идеи» получают новое рождение по всему миру.

    ТИРАНИЧЕСКИЙ РЕЖИМ

    Тиранический режим также основан на единоличном правлении. Однако в отличи от деспотии, власть тирана подчас устанавливается насильственным, захватническим путем, часто смещением законной власти, с помощью государственного переворота. Она так же лишена правовых и нравственных начал, построена на произволе, подчас терроре и геноциде. Следует учесть, что понятие «тирания» имеет эмоциональную и политико-правовую оценку. Когда речь идет о тирании как политическом режиме, используется именно оценка тех жестоких способов, с помощью которых тиран осуществляет захватническую или государственную власть. В этом смысле власть тирана, как правило, является жесткой. Стремясь подавить сопротивления в зародыше, тиранический режим осуществляет казни не только за выраженное неповиновение, но часто за обнаруженный умысел на этот счет. Кроме того, захватчики широко используют и превентивное принуждение для того, чтобы посеять страх среди населения. Овладение территорией и населением другой страны обычно связано не только с физическим и моральным насилием, но и над теми обычаями которые существуют у народа. Тиранический режим можно наблюдать в полисах Древней Греции, в некоторых средневековых городах – государствах.

    Тирания, как деспотия, основана на произволе. Однако если в деспотии произвол и самовластие обрушиваются прежде всего на головы высших должностных лиц, то при тирании им подвержен каждый человек. Законы не действуют, поскольку тираническая власть в большинстве своем не стремится их создать.

    ФАШИСТСКИЙ РЕЖИМ

    Тоталитарный режим является, как правило, порождением XX в., это фашистские государства, социалистические государства периодов «культа личности». Сам термин появился в конце 20-х годов, когда некоторые политологи стремились отделить социалистическое государство, и искали четкое определение социалистической государственности. Тоталитарный режим является крайней формой авторитарного режима. Тоталитарное государство выступает как всеохватывающая, всеконтролирующая и всепроникающая власть.

    Тоталитарный фашистский режим характеризуется, как правило, наличием одной официальной идеологии, которая формируется и задается общественно – политическим движением, политической партией, правящей элитой, политическим лидером, вождем народа, в большинстве случаев харизматическим.

    Тоталитарный фашистский режим допускает только одну правящую партию, а все другие, даже ранее существовавшие партии, стремится разогнать, запретить или уничтожить. Правящая партия объявляется ведущей силой общества, ее установки рассматриваются как священные догмы. Конкурирующие идеи о социальном переустройстве общества объявляются антинародными, направленными на подрыв устоев общества, на разжигание социальной вражды. Правящая партия захватывает бразды государственного управления: происходит сращивание партийного и государственного аппаратов. В результате этого становится массовым явлением одновременное занятие партийной и государственной должности, а там, где этого не происходит, государственными должностными лицами выполняются прямые указания лиц, занимающие партийные посты. Кроме того, осуществляется демогогическая ориентация всех членов общества на якобы имевшее место выдающиеся достижения правящей партии. Монополия на информацию делает это осуществимым.

    В государственном управлении тоталитарный фашистский режим характеризуется крайним централизмом. Практически управление выглядит как исполнение команд сверху, при котором инициатива отнюдь практически не поощряется, а строго наказывается. Местные органы власти и управления становятся простыми передатчиками команд. Особенности регионов (экономические, национальные, культурные, социально-бытовые, религиозные и др.), как правило, не учитываются.

    Центром тоталитарной системы является вождь. Его фактическое положение сакрализируется. Он является самым мудрым, непогрешимым, справедливым, неустанно думающим о благе народа. Какое-либо критическое отношение к нему пересекается. Обычно на эту роль выдвигаются харизматические личности.

    На фоне этого происходит усиление мощи исполнительных органов, возникает всевластие номенклатуры, т.е. должностных лиц, назначение которых согласуется с высшими органами правящей партии или производится по их указанию. Номенклатура-бюрократия осуществляет власть в целях обогащения, присвоения привилегий в образовательной, медицинской и иных социальных областях. Возрастают дискреционные, т.е. законом не предусмотренные и неограниченные полномочия, растет свобода усмотрения административных органов. Особенно выделяется на фоне разросшихся исполнительных органов «силовой кулак» (армия, полиция, органы безопасности, прокуратура и т.п.) , т.е. карательные органы.

    Тоталитарный фашистский режим широко и постоянно применяет террор по отношению к населению. Физическое насилие, несмотря на его широкое использование, уже не становится самоцелью, как при деспотии и тирании. Оно выступает как главное условие для укрепления и осуществления власти.

    При тоталитаризме устанавливается полный контроль над всеми сферами жизни общества. Государство стремится буквально «слить» общество с собой. Полностью его огосударствить. В экономической жизни происходит процесс огосударствления в тех или иных формах собственности. В политической жизни общества личность, как правило, ограничивается в правах и свободах. А если формально политические права и свободы закрепляются в законе, то отсутствует механизм их реализации, а также реальные возможности для пользования ими. Контроль пронизывает и сферу личной жизни людей. Демагогия, догматизм становятся способом идеологической, политической, правовой жизни. Тоталитарное государство выступает против экономически и соответственно политически свободного человека, всячески ограничивает предприимчивость работника.

    Тоталитарный фашистский ежим использует полицейский сыск поощряет и широко использует доносительство, сдабривая его «великой» идеей, например борьбой с врагами народа. Поиск и мнимые происки врагов становятся условием существования тоталитарного режима. Именно на «врагов», «вредителей» списываются ошибки, экономические беды, обнищание населения.

    Милитаризация – также одна из основных характеристик тоталитарного фашистского режима. Идея о военной опасности, об «осажденной крепости» становится необходимой, во – первых, для сплочения общества, для построения его по принципу военного лагеря. Тоталитарный фашистский режим агрессивен по своей сути и агрессия помогает достичь сразу несколько целей: отвлечь народ от его бедственного экономического положения, обогатиться бюрократии, правящей элите, решить геополитические проблемы военным путем. Агрессия при тоталитарном фашистском режиме может питаться и идеей мирового господства, мировой революции. Военно-промышленный комплекс, армия – основные опоры тоталитариазма.

    Во-вторых, тоталитаризм имеет социальные силы, поддерживающие его. Это люмпенизированные слои общества, социальные структуры, зараженные уравнительной идеологией, социальным иждивенчеством, идеями «равенство в нищете». Тоталитарное фашистское государство опирается на архаические, общинные формы земледелия. Быта. Натерналистические представления о государстве также питают поддерживающие его структуры.

    Разновидность тоталитаризма являются режимы, где осуществляется «культ личности», культ вождя – непогрешимого, мудрого и заботливого. На деле же оказывается, что это лишь форма правления, в которой реализуется властолюбивые, порой патологические амбиции тех или иных политических лидеров.

    Государство при тоталитаризме берет как бы на себя заботу о каждом члене общества. Со стороны населения при тоталитарном режиме развивается идеология и практика социального иждивенчества. Члены общества полагают, что обеспечивать их, поддерживать, защищать во всех случаях должно государство, особенно в сфере здравоохранения, образования, жилищной сфере. Развивается психология уравнительности, идет существенная люмпенизация общества. С одной стороны, насквозь демагогический, декоративный, формальный тоталитарный режим, а с другой, социальное иждивенчество части населения питают и поддерживают эти разновидности политического режима. Зачастую тоталитарный режим окрашивают в националистические, расистские, шовинистические краски.

    Однако социальная цена за такой способ осуществления власти со временем все возрастает (войны, пьянство, разрушение, мотивация к труду, принудительность, террор, демографические и экологические потери), что приводит в конечном счете к сознанию вредности тоталитарного режима, необходимости его ликвидации. Тогда начинается эволюция тоталитарного режима. Темпы и формы этой эволюции (вплоть до разрушения) зависят от социально экономических сдвигов и соответствующего этому возрастания людей, политической борьбы, иных фактов. В рамках тоталитарного режима, обеспечивающего федеративное устройство государства, могут возникать на социально освободительные движения, которые разрушают и тоталитарный режим, и само федеративное устройство.

    ГЕРМАНСИКИЙ ФАШИЗМ

    Фашистский режим представляет одну из крайних форм тоталитаризма, прежде всего характеризуемой националистической идеологией, представлениями о превосходстве одних наций над другими (господствующей нации, расы господ и т.д.), крайней агрессивностью.

    Фашизм в Германии основывался на националистической, расисткой демагогии, которая возводилась в ранг официальной идеологии. Целью фашистского государства была объявлена охрана национальной общности, решение геополитических, социальных задач, защита чистоты расы. Главная посылка фашисткой идеологии такова: люди отнюдь не равны перед законом, властью, судом, их права и обязанности зависят от того, к какой национальной расе они принадлежат. Одна нация, раса при этом была объявлена высшей, основной. Ведущей в государстве, в мировом сообществе, а посему достойной лучших жизненных условий –арийская. Другие нации или расы, если и могут существовать, то всего лишь как неполноценные нации, расы, они в конечном счете должны уничтожатся. Поэтому фашистский политический режим – это, как правило, человеконенавистнический, агрессивный режим, ведущий в итоге к страданиям, прежде всего своего народа. Но фашистские режимы возникают в определенных исторических условиях, при социальных расстройствах общества, обнищания масс. В них основе лежат определенные общественно – политические движения, в которые внедряют националистические идеи, популистические лозунги, геополитические интересы и т.п.

    Милитаризация, поиск внешнего врага, агрессивность, склонность к развязыванию войны и, наконец, военная экспансия определенным образом отличают фашизм от иных форм тоталитаризма.

    Для фашистского режима в Германии характерны опора на шовинистические круги крупного капитала, слияние государственного аппарата с монополиями, военно-бюрократический централизм, который ведет к упадку роли центральных и местных представительных учреждений, рост дискреционных полномочий исполнительных органов государственной власти, сращивание партий и профсоюзов с государственным аппаратом, вождизм. При фашизме происходило разрушение общечеловеческих ценностей, рос произвол, упрощались карательные процедуры, ожесточались санкции и вводились превентивные меры, разрушались права и свободы личности. Увеличивалось число деяний, признаваемых преступными. Государство при фашизме неимоверно расширяет свои функции и устанавливает контроль над всеми проявлениями общественной и личной жизни. В гражданском праве уничтожаются, либо сводятся на нет конституционные права и свободы граждан. В отношении других прав граждан часто допускаются нарушение со стороны властей и открыто демонстрируется пренебрежение к правам личности, в противовес им подчеркиваются государственные приоритеты, основанные на «великой», «исторической» национальной идеи. Противопоставление интересов государства и гражданина решается в пользу государственных интересов, зачастую ложно принятых и провозглашенных. Фашизм питается националистическими, шовинистическими предрассудками, заблуждениями. Он использует сохраняющиеся национальные структуры в обществе для достижения своих целей, для натравливания одних наций на другие. Фашистское гражданское право – это право неравенства людей прежде всего по критерию их национальной принадлежности.

    ПОСЛЕДСТВИЯ ПРИХОДА К ВЛАСТИ НАЦИСТОВ В ГЕРМАНИИ

    В Германии нацизм начался с ликвидации буржуазно-демократических свобод. Этим целям служила целая серия чрезвычайных декретов, приходящиеся на первые месяцы 1933 года.

    Всем им присваивались громкие названия: чем подлее было содержание, тем громче кричали «о благе народа и государства».

    Февральский декрет, названный «В защиту народа и государства», отменял свободу личности, слова, печати, собраний. Февральский же «чрезвычайный» декрет «В защиту германского народа» наделял неограниченными полномочиями полицию и т.д.

    Неслыханные репрессии обрушились прежде всех и больше всех на коммунистов. Депутаты компартии в рейхстаге были лишены мандатов и арестованы. Сама партия была запрещена (март 1933 года), ее пресса закрыта.

    По своему обыкновению, гитлеровцы прибегли к провокации. Они возвели ее. Так же как систематический обман, в регулярное орудие политики. Гитлер учил лгать народу и притом лгать крупно, ибо мелкая ложь, как он полагал, вызывает меньше доверия.

    В ночь на 28 февраля 1993 года гитлеровцы подожгли здание рейхстага. Сделали они это для того, чтобы получить предлог гонений на компартию. В стране развертывалась настоящая травля коммунистов. Начиная с 1993 года тысячи членов КПГ были брошены в тюрьмы и концентрационные лагеря. Коммунисты погибали в застенках и при «попытках к бегству». Был арестован и Эрнет Тельман, руководитель компартии. Незадолго до конца войны гитлеровцы убили его.

    Вскоре наступила очередь всех других партий, включая буржуазные. Право на существование получила только одна нацистская партия.

    Преследованию подвергли и социально-

    демократическую партию; нацисты преподали им практический урок легальности и конституционности.

    Профессиональные союзы трудящихся Германии были распущены, средства этих союзов конфисковано. Используя опыт Италии, гитлеровцы создали собственные «профсоюзы», в которые насильно загоняли людей.

    Нацистская партия стала частью правительственной машины. Пребывание в рейхстаге и на государственной службе связывалось присягой на верность «национал социализму».

    Центральные и местные органы фашисткой партии имели правительственные функции. Решение съездов партии получало силу закона.

    Партия имела особое устройство. Члены партии должны были беспрекословно подчинятся приказам местных «фюреров», которых (как и в Италии) назначали сверху.

    В непосредственном подчинении партийного центра находились палаческие «штурмовые отряды» (СС) и некоторые особые воинские части, укомплектованные фанатичными сторонниками Гитлера.

    Преступления, совершенные членами партии, рассматривались особыми судами на тайных заседаниях. Уголовные преступления чаще всего вообще сходили им с рук. Важна преданность, твердил Гитлер, а если при этом сопрут что-нибудь, плевать на это.

    Особое место в системе репрессивного аппарата заняла карательная полиция – гестапо, располагавшая огромным аппаратом, значительными средствами и неограниченными полномочиями.

    Мы видим здесь не одну полицию, а несколько. Гестапо подчиняется правительству. Штурмовики и эсэсовцы – партии. Одна полиция следила за другой, и не одна не доверяла другой.

    Государственная власть фашистской Германии сосредоточилась в правительстве, правительственная власть – в особе «фюрера».

    Уже закон 24 марта 1033 года разрешил императорскому правительству, не испрашивая санкций парламента, подавать акты, которые «уклоняются от конституции».

    Августовский закон 1934 года уничтожал должность президента, а его полномочия передавал «фюреру», который одновременно оставался главой правительства и партии. Не перед кем не ответственный, «фюрер» пребывал в этой роли пожизненно и мог назначить себе приемника.

    Рейхстаг сохранялся, но только для парадных демонстраций. Иногда – демагогических и внешнеполитических целях – гитлеровцы проводили «народные опросы». При этом заранее объявлялось, что всякий кто воспользуется правом голосовать тайно, будет считаться «врагом народа».

    В Германии были уничтожены органы местного самоуправления. Деление на земли, а соответственно с тем земельные ландтаги, упразднялось «во имя единства нации». Управление областями поручалось чиновникам, которое назначало правительство.

    Формально не отмененная Веймарская конституция прекратила свое действие.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Раскрывая тему «Механизм возникновения фашистской диктатуры в Германии» можно сделать следующий вывод: фашизм у власти – открыта террористическая диктатура, с применением крайних форм насилия, против неугодных режиму. Открыто проповедуются идеи: расизма, шовинизма, командные методы регулирования экономики. Внешняя политика агрессивна, направлена на развязывание войн и захват территорий других государств, истребление народов. В таком государстве существует культ личности вождя. Фашизм имеет свои истоки «примеры для подражания» в далеком прошлом. Элементы фашизма мы видим в истории Римской Империи, Османской Империи, во времена Наполеона.

    Большая проблема – это расизм. Основы которого составляют положение о физической и психологической не равноценности человеческих рас и о решающем влиянии расовых различий на историю культуры общества, об разделении людей на высшие и низшие расы, из которых первые – это единственные создатели цивилизации, призванные к господству, а вторые обречены на эксплуатацию.

    В настоящее время фашизм в его классической форме нигде не существует. Однако всплески фашистской идеологии можно увидеть во многих странах. Фашистские идеологии при поддержки шовинистических, люмпенизированных слоев населения активно борются за овладения государственным аппаратом либо, по крайней мере, за участие в его работе.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:


    1. Нормативно правовые акты

    1. Веймарская конституция – всеобщая история государства и права. М. «Юрист», 1998 год С-392-394

    2. Закон о новейшем строении империи С-366

    3. Гражданско-процессуальный кодекс С-379

    1. Учебная специальная литература

    1. Государственное право буржуазных и развивающихся стран. – М: Юрид. Лит, 1996.

    2. История государства и права зарубежных стран. Учебное пособие в 2-х частях. Ч 2. Кн. 2., - М: «Юридический колледж «МГУ», 1994

    3. Основы политологии. Под ред. В.Л. Пугачева. М,1992

    4. Хайек Ф.А. Дорога к рабству. Новый мир, 1991, №№ 7-8

    5. Бердяев Н.А. Судьба России. М, 1990

    6. Власть и демократия: зарубежные ученные о политической науке. Под ред. П. А. Цигонкова. М, 1998

    7. Черниловский З. М. Всеобщая история государства и права, - М: «Юристъ», 1998

    8. Давид Р. Основные правовые системы современности – М.: Международные отношения, 1998

    9. Берман Г.Д. Западная традиция права – эпоха формирования – М., 1997

    10. Большая Советская Энциклопедия 3 издание под ред. А.М. Похомова – М, 1971

    Юридический факультет

    Кафедра «Конституционное права»

    Курсовая работа

    Тема «Механизм создания фашисткой диктатуры в Германии»

    Выполнил: Евдокимова Е. В.

    Студентка 1-курса заочного

    отделения.

    Научный руководитель,

    старший преподаватель

    Авдеева О. А.

    Иркутск 1999

    1. Введение 3

    2. Политический режим государства 5

    3. Расистский режим 6

    4. Тиранический режим 7

    5. Фашистский режим 8

    6. Германский фашизм 13

    7. Последствия прихода к власти нацистов в Германии 15

    8. Заключение 17

    9. Список использованной литературы 19

    ВВЕДЕНИЕ

    Целью этой курсовой работы является исследование механизма создания фашисткой диктатуры Германии. Чтобы раскрыть тему необходимо обратится к прошлому (в 1930-40 г.г. нашего столетия), когда существовал этот режим. Чтобы знать истоки фашизма необходимо знать историю. Потому что не зная прошлого, не понимаешь настоящего. Во времена фашизма действовало беззаконие, государство легко лишает жизни, имущества, чести своего гражданина. Мне, как юристу, интересна история государств, где существовали беззаконие, институты власти таких государств, в частности в фашистской Германии.

    Германская правовая группа относиться к романо-германской правовой системе, которая сформировалась в континентальной Европе, - ее главном центре и в настоящее время. Данная система органически связана с правом еще Древнего Рима, так как представляет собой результат рецепции норм римского права странами Европы. Романо-германская правовая система как бы продолжает римское право, но ни в коем случае не является его копией. Датой возникновения германской системы считается XII век. Помимо чисто экономических фактов, способствовавших появлению системы (развитие торговли, ремесел, рост самоуправляемых городов), важнейшую роль сыграли факторы социально-культурного характера, к которым в первую очередь можно отнести возрождение римского права в университетах. Начало этому положил Фома Аквинский использовав в своих работах труды Аристотеля. Таким образом было преодолено многолетние неприятие римского права церковью, что открыло не ограниченные возможности для его использования в правотворчестве.

    Зарождение германской правовой системы никаким образом не является результатом утверждений политической власти или централизации осуществленной королевской властью. Этим германская система отличается к примеру, от английского права, где развитие общего права было связано с усилением королевской власти и с существованием сильно централизованных королевских судов. Система германского права появляется в эпоху, когда Европа не составляет единого целого и основывается ни на чем ином, кроме общности культуры.

    Школа естественного права достигла успеха в двух направлениях:

    1) создание публичного права. В этой области представители школы отвергали римское право. Они предложили модели конституции, административного и уголовного права, опираясь на опыт английского права.

    2) Кодификация. Кодификация – это техника, которая позволила осуществить замыслы школы естественного права, завершить многовековую эволюцию правовой науки, четко изложив право, соответствующее интересам общества. Это право и должно применяться судами. Кодификация положила конец правовому партикуляризму, множественности обычаев, мешавшей практике.

    В XX веке кодексы устарели, и это ослабило юридический позитивизм XVIII – XIX. Единство семьи исторически было основано на частном праве и не распространялось на публичное или распространялось частично. Поэтому велика опасность разрыва, если в какой – либо стране установиться режим, который, не удовлетворяет переделкой имеющихся правовых институтов, может дойти до отказа от самой концепции права. Такой пример национал – социализма, права бывшего СССР.

    Надо сказать, что в последнее время появилась тенденция к развитию так называемого «европейского права», то есть права Европейского Сообщества и права, создаваемого Советом Европы. Основным источником этого права является Европейская конвенция о защите основных прав и свобод, подписанная в Риме в 1960 году всеми странами – участниками ЕС.

    ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ ГОСУДАРСТВА

    При рассмотрении политической какого - либо государства или общества не следует ограничиваться лишь официально провозглашенными и действующими в нем институтами и правовыми нормами, конституционными актами, т.е. тем, что «заявляет» о себе само государство. Существуют часто весьма значительные различи и противоречия между парадным фасадом государства и реальными процессами, происходящими за этим фасадом. Для характеристике этих процессов применяется понятие «политический режим» - система реальных методов властвования в данном государстве. «Под политическим режимом понимается совокупность элементов идеологического, конституционного и социологического порядка, способствующая формированию политической власти данной страны на определенный период». Между ним и декларируемым государственным строем, как уже отмечалось, часто наблюдается несоответствие или даже прямая противоположность (что особенно характерно для диктаторских и прежде всего тоталитарных государств).

    Именно политический режим определяет политическую атмосферу общества, в отличие от сравнительно устойчивых правовых норм, он подвижен и способен эволюционировать в различных направлениях. Изучая конкретные многообразные формы политических режимов, существовавших в прошлом и настоящем, нужно, исходя из современных гуманистических требований к политической наук, руководствуясь принципом, что, человек индивидуум - «мера всех вещей», основа общества и общественного благосостояния, рассматривать каждый режим именно по отношению к конкретной личности, ее важнейшим правам и свободам. Основные параметры политического режима могут быть представлены следующим образом:

    1) Степень развития «гражданского общества»;

    2) Роль негосударственных политических организаций в политической жизни;

    3) Роль в государстве и обществе силовых структур (армия, полиция, Г. Б.);

    4) Реальная роль закона и функции правоохранительных органов, а также практика толкования и применения ими Конституции и других актов;

    5) Степень разделения властей и характер отношения между ними;

    6) Степень централизации власти;

    7) Механизм формирования представительных учреждений и их функционирование.

    В соответствии с этими критериями выделяются 2 резко отличающихся между собой типа политических режимов: демократический и диктаторский.

    РАСИСТСКИЙ РЕЖИМ

    Конечно, самый отвратительный самый грубый и примитивный режим проповедовали и осуществляли фашисты. В частности, расизм был ядром «мировоззрения» германских фашистов. С помощью мифа о мнимом превосходстве «арийской расы» нацисты оправдывали «право» немцев на мировое господство, на угнетение и подавление других народов.

    Расизм был важной частью идеологических построений у фашистов и других стран. Например, в идеологии японского фашизма ключевым был расистский миф о «японском духе», который утверждал несравненное превосходство японской нации, внушал веру в якобы в свое призвание в качестве «великой нации», «нации колонизатора».

    Преступные расистские «идеи» распространялись не только в фашистских странах, но и в США. В США удалось в то время проложить дорогу законом о запрещении браков между представителями разных рас. Такой закон был принят примерно в 30 штатах.

    В настоящее время расистские, социально – дарвинистские и т.п. «идеи» получают новое рождение по всему миру.

    ТИРАНИЧЕСКИЙ РЕЖИМ

    Тиранический режим также основан на единоличном правлении. Однако в отличи от деспотии, власть тирана подчас устанавливается насильственным, захватническим путем, часто смещением законной власти, с помощью государственного переворота. Она так же лишена правовых и нравственных начал, построена на произволе, подчас терроре и геноциде. Следует учесть, что понятие «тирания» имеет эмоциональную и политико-правовую оценку. Когда речь идет о тирании как политическом режиме, используется именно оценка тех жестоких способов, с помощью которых тиран осуществляет захватническую или государственную власть. В этом смысле власть тирана, как правило, является жесткой. Стремясь подавить сопротивления в зародыше, тиранический режим осуществляет казни не только за выраженное неповиновение, но часто за обнаруженный умысел на этот счет. Кроме того, захватчики широко используют и превентивное принуждение для того, чтобы посеять страх среди населения. Овладение территорией и населением другой страны обычно связано не только с физическим и моральным насилием, но и над теми обычаями которые существуют у народа. Тиранический режим можно наблюдать в полисах Древней Греции, в некоторых средневековых городах – государствах.

    Тирания, как деспотия, основана на произволе. Однако если в деспотии произвол и самовластие обрушиваются прежде всего на головы высших должностных лиц, то при тирании им подвержен каждый человек. Законы не действуют, поскольку тираническая власть в большинстве своем не стремится их создать.

    ФАШИСТСКИЙ РЕЖИМ

    Тоталитарный режим является, как правило, порождением XX в., это фашистские государства, социалистические государства периодов «культа личности». Сам термин появился в конце 20-х годов, когда некоторые политологи стремились отделить социалистическое государство, и искали четкое определение социалистической государственности. Тоталитарный режим является крайней формой авторитарного режима. Тоталитарное государство выступает как всеохватывающая, всеконтролирующая и всепроникающая власть.

    Тоталитарный фашистский режим характеризуется, как правило, наличием одной официальной идеологии, которая формируется и задается общественно – политическим движением, политической партией, правящей элитой, политическим лидером, вождем народа, в большинстве случаев харизматическим.

    Тоталитарный фашистский режим допускает только одну правящую партию, а все другие, даже ранее существовавшие партии, стремится разогнать, запретить или уничтожить. Правящая партия объявляется ведущей силой общества, ее установки рассматриваются как священные догмы. Конкурирующие идеи о социальном переустройстве общества объявляются антинародными, направленными на подрыв устоев общества, на разжигание социальной вражды. Правящая партия захватывает бразды государственного управления: происходит сращивание партийного и государственного аппаратов. В результате этого становится массовым явлением одновременное занятие партийной и государственной должности, а там, где этого не происходит, государственными должностными лицами выполняются прямые указания лиц, занимающие партийные посты. Кроме того, осуществляется демогогическая ориентация всех членов общества на якобы имевшее место выдающиеся достижения правящей партии. Монополия на информацию делает это осуществимым.

    В государственном управлении тоталитарный фашистский режим характеризуется крайним централизмом. Практически управление выглядит как исполнение команд сверху, при котором инициатива отнюдь практически не поощряется, а строго наказывается. Местные органы власти и управления становятся простыми передатчиками команд. Особенности регионов (экономические, национальные, культурные, социально-бытовые, религиозные и др.), как правило, не учитываются.

    Центром тоталитарной системы является вождь. Его фактическое положение сакрализируется. Он является самым мудрым, непогрешимым, справедливым, неустанно думающим о благе народа. Какое-либо критическое отношение к нему пересекается. Обычно на эту роль выдвигаются харизматические личности.

    На фоне этого происходит усиление мощи исполнительных органов, возникает всевластие номенклатуры, т.е. должностных лиц, назначение которых согласуется с высшими органами правящей партии или производится по их указанию. Номенклатура-бюрократия осуществляет власть в целях обогащения, присвоения привилегий в образовательной, медицинской и иных социальных областях. Возрастают дискреционные, т.е. законом не предусмотренные и неограниченные полномочия, растет свобода усмотрения административных органов. Особенно выделяется на фоне разросшихся исполнительных органов «силовой кулак» (армия, полиция, органы безопасности, прокуратура и т.п.) , т.е. карательные органы.

    Тоталитарный фашистский режим широко и постоянно применяет террор по отношению к населению. Физическое насилие, несмотря на его широкое использование, уже не становится самоцелью, как при деспотии и тирании. Оно выступает как главное условие для укрепления и осуществления власти.

    При тоталитаризме устанавливается полный контроль над всеми сферами жизни общества. Государство стремится буквально «слить» общество с собой. Полностью его огосударствить. В экономической жизни происходит процесс огосударствления в тех или иных формах собственности. В политической жизни общества личность, как правило, ограничивается в правах и свободах. А если формально политические права и свободы закрепляются в законе, то отсутствует механизм их реализации, а также реальные возможности для пользования ими. Контроль пронизывает и сферу личной жизни людей. Демагогия, догматизм становятся способом идеологической, политической, правовой жизни. Тоталитарное государство выступает против экономически и соответственно политически свободного человека, всячески ограничивает предприимчивость работника.

    Тоталитарный фашистский ежим использует полицейский сыск поощряет и широко использует доносительство, сдабривая его «великой» идеей, например борьбой с врагами народа. Поиск и мнимые происки врагов становятся условием существования тоталитарного режима. Именно на «врагов», «вредителей» списываются ошибки, экономические беды, обнищание населения.

    Милитаризация – также одна из основных характеристик тоталитарного фашистского режима. Идея о военной опасности, об «осажденной крепости» становится необходимой, во – первых, для сплочения общества, для построения его по принципу военного лагеря. Тоталитарный фашистский режим агрессивен по своей сути и агрессия помогает достичь сразу несколько целей: отвлечь народ от его бедственного экономического положения, обогатиться бюрократии, правящей элите, решить геополитические проблемы военным путем. Агрессия при тоталитарном фашистском режиме может питаться и идеей мирового господства, мировой революции. Военно-промышленный комплекс, армия – основные опоры тоталитариазма.

    Во-вторых, тоталитаризм имеет социальные силы, поддерживающие его. Это люмпенизированные слои общества, социальные структуры, зараженные уравнительной идеологией, социальным иждивенчеством, идеями «равенство в нищете». Тоталитарное фашистское государство опирается на архаические, общинные формы земледелия. Быта. Натерналистические представления о государстве также питают поддерживающие его структуры.

    Разновидность тоталитаризма являются режимы, где осуществляется «культ личности», культ вождя – непогрешимого, мудрого и заботливого. На деле же оказывается, что это лишь форма правления, в которой реализуется властолюбивые, порой патологические амбиции тех или иных политических лидеров.

    Государство при тоталитаризме берет как бы на себя заботу о каждом члене общества. Со стороны населения при тоталитарном режиме развивается идеология и практика социального иждивенчества. Члены общества полагают, что обеспечивать их, поддерживать, защищать во всех случаях должно государство, особенно в сфере здравоохранения, образования, жилищной сфере. Развивается психология уравнительности, идет существенная люмпенизация общества. С одной стороны, насквозь демагогический, декоративный, формальный тоталитарный режим, а с другой, социальное иждивенчество части населения питают и поддерживают эти разновидности политического режима. Зачастую тоталитарный режим окрашивают в националистические, расистские, шовинистические краски.

    Однако социальная цена за такой способ осуществления власти со временем все возрастает (войны, пьянство, разрушение, мотивация к труду, принудительность, террор, демографические и экологические потери), что приводит в конечном счете к сознанию вредности тоталитарного режима, необходимости его ликвидации. Тогда начинается эволюция тоталитарного режима. Темпы и формы этой эволюции (вплоть до разрушения) зависят от социально экономических сдвигов и соответствующего этому возрастания людей, политической борьбы, иных фактов. В рамках тоталитарного режима, обеспечивающего федеративное устройство государства, могут возникать на социально освободительные движения, которые разрушают и тоталитарный режим, и само федеративное устройство.

    ГЕРМАНСИКИЙ ФАШИЗМ

    Фашистский режим представляет одну из крайних форм тоталитаризма, прежде всего характеризуемой националистической идеологией, представлениями о превосходстве одних наций над другими (господствующей нации, расы господ и т.д.), крайней агрессивностью.

    Фашизм в Германии основывался на националистической, расисткой демагогии, которая возводилась в ранг официальной идеологии. Целью фашистского государства была объявлена охрана национальной общности, решение геополитических, социальных задач, защита чистоты расы. Главная посылка фашисткой идеологии такова: люди отнюдь не равны перед законом, властью, судом, их права и обязанности зависят от того, к какой национальной расе они принадлежат. Одна нация, раса при этом была объявлена высшей, основной. Ведущей в государстве, в мировом сообществе, а посему достойной лучших жизненных условий –арийская. Другие нации или расы, если и могут существовать, то всего лишь как неполноценные нации, расы, они в конечном счете должны уничтожатся. Поэтому фашистский политический режим – это, как правило, человеконенавистнический, агрессивный режим, ведущий в итоге к страданиям, прежде всего своего народа. Но фашистские режимы возникают в определенных исторических условиях, при социальных расстройствах общества, обнищания масс. В них основе лежат определенные общественно – политические движения, в которые внедряют националистические идеи, популистические лозунги, геополитические интересы и т.п.

    Милитаризация, поиск внешнего врага, агрессивность, склонность к развязыванию войны и, наконец, военная экспансия определенным образом отличают фашизм от иных форм тоталитаризма.

    Для фашистского режима в Германии характерны опора на шовинистические круги крупного капитала, слияние государственного аппарата с монополиями, военно-бюрократический централизм, который ведет к упадку роли центральных и местных представительных учреждений, рост дискреционных полномочий исполнительных органов государственной власти, сращивание партий и профсоюзов с государственным аппаратом, вождизм. При фашизме происходило разрушение общечеловеческих ценностей, рос произвол, упрощались карательные процедуры, ожесточались санкции и вводились превентивные меры, разрушались права и свободы личности. Увеличивалось число деяний, признаваемых преступными. Государство при фашизме неимоверно расширяет свои функции и устанавливает контроль над всеми проявлениями общественной и личной жизни. В гражданском праве уничтожаются, либо сводятся на нет конституционные права и свободы граждан. В отношении других прав граждан часто допускаются нарушение со стороны властей и открыто демонстрируется пренебрежение к правам личности, в противовес им подчеркиваются государственные приоритеты, основанные на «великой», «исторической» национальной идеи. Противопоставление интересов государства и гражданина решается в пользу государственных интересов, зачастую ложно принятых и провозглашенных. Фашизм питается националистическими, шовинистическими предрассудками, заблуждениями. Он использует сохраняющиеся национальные структуры в обществе для достижения своих целей, для натравливания одних наций на другие. Фашистское гражданское право – это право неравенства людей прежде всего по критерию их национальной принадлежности.

    ПОСЛЕДСТВИЯ ПРИХОДА К ВЛАСТИ НАЦИСТОВ В ГЕРМАНИИ

    В Германии нацизм начался с ликвидации буржуазно-демократических свобод. Этим целям служила целая серия чрезвычайных декретов, приходящиеся на первые месяцы 1933 года.

    Всем им присваивались громкие названия: чем подлее было содержание, тем громче кричали «о благе народа и государства».

    Февральский декрет, названный «В защиту народа и государства», отменял свободу личности, слова, печати, собраний. Февральский же «чрезвычайный» декрет «В защиту германского народа» наделял неограниченными полномочиями полицию и т.д.

    Неслыханные репрессии обрушились прежде всех и больше всех на коммунистов. Депутаты компартии в рейхстаге были лишены мандатов и арестованы. Сама партия была запрещена (март 1933 года), ее пресса закрыта.

    По своему обыкновению, гитлеровцы прибегли к провокации. Они возвели ее. Так же как систематический обман, в регулярное орудие политики. Гитлер учил лгать народу и притом лгать крупно, ибо мелкая ложь, как он полагал, вызывает меньше доверия.

    В ночь на 28 февраля 1993 года гитлеровцы подожгли здание рейхстага. Сделали они это для того, чтобы получить предлог гонений на компартию. В стране развертывалась настоящая травля коммунистов. Начиная с 1993 года тысячи членов КПГ были брошены в тюрьмы и концентрационные лагеря. Коммунисты погибали в застенках и при «попытках к бегству». Был арестован и Эрнет Тельман, руководитель компартии. Незадолго до конца войны гитлеровцы убили его.

    Вскоре наступила очередь всех других партий, включая буржуазные. Право на существование получила только одна нацистская партия.

    Преследованию подвергли и социально-

    демократическую партию; нацисты преподали им практический урок легальности и конституционности.

    Профессиональные союзы трудящихся Германии были распущены, средства этих союзов конфисковано. Используя опыт Италии, гитлеровцы создали собственные «профсоюзы», в которые насильно загоняли людей.

    Нацистская партия стала частью правительственной машины. Пребывание в рейхстаге и на государственной службе связывалось присягой на верность «национал социализму».

    Центральные и местные органы фашисткой партии имели правительственные функции. Решение съездов партии получало силу закона.

    Партия имела особое устройство. Члены партии должны были беспрекословно подчинятся приказам местных «фюреров», которых (как и в Италии) назначали сверху.

    В непосредственном подчинении партийного центра находились палаческие «штурмовые отряды» (СС) и некоторые особые воинские части, укомплектованные фанатичными сторонниками Гитлера.

    Преступления, совершенные членами партии, рассматривались особыми судами на тайных заседаниях. Уголовные преступления чаще всего вообще сходили им с рук. Важна преданность, твердил Гитлер, а если при этом сопрут что-нибудь, плевать на это.

    Особое место в системе репрессивного аппарата заняла карательная полиция – гестапо, располагавшая огромным аппаратом, значительными средствами и неограниченными полномочиями.

    Мы видим здесь не одну полицию, а несколько. Гестапо подчиняется правительству. Штурмовики и эсэсовцы – партии. Одна полиция следила за другой, и не одна не доверяла другой.

    Государственная власть фашистской Германии сосредоточилась в правительстве, правительственная власть – в особе «фюрера».

    Уже закон 24 марта 1033 года разрешил императорскому правительству, не испрашивая санкций парламента, подавать акты, которые «уклоняются от конституции».

    Августовский закон 1934 года уничтожал должность президента, а его полномочия передавал «фюреру», который одновременно оставался главой правительства и партии. Не перед кем не ответственный, «фюрер» пребывал в этой роли пожизненно и мог назначить себе приемника.

    Рейхстаг сохранялся, но только для парадных демонстраций. Иногда – демагогических и внешнеполитических целях – гитлеровцы проводили «народные опросы». При этом заранее объявлялось, что всякий кто воспользуется правом голосовать тайно, будет считаться «врагом народа».

    В Германии были уничтожены органы местного самоуправления. Деление на земли, а соответственно с тем земельные ландтаги, упразднялось «во имя единства нации». Управление областями поручалось чиновникам, которое назначало правительство.

    Формально не отмененная Веймарская конституция прекратила свое действие.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Раскрывая тему «Механизм возникновения фашистской диктатуры в Германии» можно сделать следующий вывод: фашизм у власти – открыта террористическая диктатура, с применением крайних форм насилия, против неугодных режиму. Открыто проповедуются идеи: расизма, шовинизма, командные методы регулирования экономики. Внешняя политика агрессивна, направлена на развязывание войн и захват территорий других государств, истребление народов. В таком государстве существует культ личности вождя. Фашизм имеет свои истоки «примеры для подражания» в далеком прошлом. Элементы фашизма мы видим в истории Римской Империи, Османской Империи, во времена Наполеона.

    Большая проблема – это расизм. Основы которого составляют положение о физической и психологической не равноценности человеческих рас и о решающем влиянии расовых различий на историю культуры общества, об разделении людей на высшие и низшие расы, из которых первые – это единственные создатели цивилизации, призванные к господству, а вторые обречены на эксплуатацию.

    В настоящее время фашизм в его классической форме нигде не существует. Однако всплески фашистской идеологии можно увидеть во многих странах. Фашистские идеологии при поддержки шовинистических, люмпенизированных слоев населения активно борются за овладения государственным аппаратом либо, по крайней мере, за участие в его работе.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

    I. Нормативно правовые акты

    1) Веймарская конституция – всеобщая история государства и права. М. «Юрист», 1998 год С-392-394

    2) Закон о новейшем строении империи С-366

    3) Гражданско-процессуальный кодекс С-379

    II. Учебная специальная литература

    1) Государственное право буржуазных и развивающихся стран. – М: Юрид. Лит, 1996.

    2) История государства и права зарубежных стран. Учебное пособие в 2-х частях. Ч 2. Кн. 2., - М: «Юридический колледж «МГУ», 1994

    3) Основы политологии. Под ред. В.Л. Пугачева. М,1992

    4) Хайек Ф.А. Дорога к рабству. Новый мир, 1991, №№ 7-8

    5) Бердяев Н.А. Судьба России. М, 1990

    6) Власть и демократия: зарубежные ученные о политической науке. Под ред. П. А. Цигонкова. М, 1998

    7) Черниловский З. М. Всеобщая история государства и права, - М: «Юристъ», 1998

    8) Давид Р. Основные правовые системы современности – М.: Международные отношения, 1998

    9) Берман Г.Д. Западная традиция права – эпоха формирования – М., 1997

    10) Большая Советская Энциклопедия 3 издание под ред. А.М. Похомова – М, 1971

    Вопрос о видах недемократических режимов является дискуссионным в отечественной науке. Ряд авторов называют их антидемократическими, однако с этим вряд ли можно согласиться, поскольку не всякий режим, где отсутствуют развитые демократические институты, по своей направленности будет антидемократическим. Неверным представляется также сведение недемократических режимов к тоталитарным и авторитарным, так как тоталитарный режим появляется лишь в XX в. Некоторые авторы предлагают выделять также так называемые переходные режимы с демократической или авторитарной направленностью.

    Различные недемократические режимы обладают целым рядом общих признаков. К ним можно отнести доминирование в методах осуществления государственной власти принуждения, а не убеждения, нарушение со стороны государства прав и свобод человека и гражданина, отсутствие свободы слова, преследование инакомыслия.

    К недемократическим режимам следует отнести деспотический, тиранический, тоталитарный, военный, чрезвычайный, либеральный.

    Деспотический режим был в первую очередь характерен для стран Древнего Востока. В деспотии правитель обладает практически неограниченной властью, считается Богом на земле или божественным ставленником. Отсюда вытекает вера в непогрешимость лидера, беспрекословное подчинение ему.

    Тиранический режим отличается от деспотического нелегитимным характером власти. Словом «тиран» в Древней Греции называли узурпаторов власти. При тираническом режиме существует широкая оппозиция власти узурпатора, которая жестоко подавляется.

    Тоталитарный режим возникает в XX в. как реакция некоторых государств на необходимость быстрого экономического роста в условиях враждебного окружения. Для данного вида режима характерны господство одной идеологии (например, фашистской), наличие харизматического лидера, развитая карательная система, милитаризация общественной жизни и агрессивная внешняя политика, тотальное вмешательство государства в регулирование общественных процессов, широкое использование принудительного труда, сращивание государственных и партийных органов. В литературе данный вид политического режима иногда подразделяется на жесткий и мягкий. Если при мягком тоталитаризме частная собственность в целом сохраняется, то при жестком - уничтожается, обобществляется.

    Военный режим нередко встречается в странах Латинской Америки, в конституциях которых часто провозглашается особая роль армии в политической жизни страны. Некоторые западные политологи считают военный режим наиболее эффективным для некоторых стран, где слабы демократические традиции. При военном режиме верховная власть принадлежит единоличному диктатору либо группе диктаторов (военной хунте). Действие конституции отменяется либо приостанавливается, могут распускаться политические партии, ограничиваются некоторые политические права и свободы (свобода печати, шествий и митингов и др.). Как правило, военные режимы недолговечны, так как военные, предъявив претензии предыдущему правительству, после стабилизации ситуации обычно назначают новые выборы.

    Чрезвычайный режим (чрезвычайное положение) устанавливается при попытках государственных переворотов, массовых беспорядках, стихийных бедствиях и других чрезвычайных ситуациях. Как правило, чрезвычайный режим вводится главой государства с согласия или с обязательным уведомлением парламента. При чрезвычайном режиме ограничивается ряд прав и свобод, причем характер ограничиваемых прав зависит от причин установления чрезвычайного режима (например, при эпидемии ограничивается свобода передвижения, при массовых беспорядках - свобода шествий и митингов и т.д.).

    Тиранический режим - также основан на единоличном правлении. Однако в отличие от деспотии, власть тирана подчас устанавливается насильственным, захватническим путем, часто смещением законной власти, с помощью государственного переворота. Она также лишена правовых и нравственных начал, построена на произволе, подчас терроре и геноциде. Следует учесть, что понятие “тирания” имеет эмоциональную и политико-правовую оценку. Когда речь идет о тирании как политическом режиме, используется именно оценка тех жестких способов, с помощью которых тиран осуществляет захватническую или государственную власть. В этом смысле власть тирана, как правило, является жесткой. Стремясь подавить сопротивление в зародыше, тиранический режим осуществляет казни не только за выраженное неповиновение, но часто за обнаруженный умысел на этот счет. Кроме того, захватчики широко используют и превентивное принуждение для того, чтобы посеять страх среди населения. Овладение территорией и населением другой страны обычно связано не только с физическим и моральным насилием над людьми, но и над теми обычаями, которые существуют у народа. Тиранические режимы можно наблюдать в полисах Древней Греции, в некоторых средневековых городах-государствах. «Тирания как и деспотия, основана на произволе. Однако если в деспотии произвол и самовластие обрушиваются прежде всего на высших должностных лиц, то при тирании им подвержен каждый человек. Законы не действуют, поскольку тираническая власть в большинстве своем не стремится их создать».

    Фашизм

    Фашизм (итал. fascismo, от fascio – пучок, объединение). «Фашистский режим представляет одну из крайних форм тоталитаризма, прежде всего характеризуемой националистической идеологией, представлениями о превосходстве одних наций над другими (господствующей нации, расы господ и т. д.), крайней агрессивностью». Фашизм, как правило, основывается на националистической, расисткой демагогии, которая возводится в ранг официальной идеологии. Целью фашистского государства объявляется охрана национальной общности, решение геополитических, социальных задач, защита чистоты расы. Главная посылка фашистской идеологии такова: люди отнюдь не равны перед законом, властью, судом, их права и обязанности зависят от того, к какой национальности расе они принадлежат. Одна нация, раса при этом объявляется высшей, основной, ведущей в государстве, в мировом сообществе, а посему достойной лучших жизненных условий. Другие нации или расы, если и могут существовать, то всего лишь как неполноценные нации, расы, они в конечном счете должны уничтожаться. Поэтому фашистский политический режим - это, как правило, человеконенавистнический, агрессивный режим, ведущий в итоге к страданиям прежде всего своего народа. Но фашистские режимы возникают в определенных исторических условиях, при социальных расстройствах общества, обнищании масс. В их основе лежат определенные общественно-политические движения, в которые внедряются националистические идеи, популистские лозунги, геополитические интересы и т. п. Милитаризация, поиск внешнего врага, агрессивность, склонность к развязыванию войн и, наконец, военная экспансия определенным образом отличают фашизм от иных форм тоталитаризма Для фашистского режима характерны опора на шовинистические круги крупного капитала, слияние государственного аппарата с монополиями, военно-бюрократический централизм, который ведет к упадку роли центральных и местных представительных учреждений, рост дискреционных полномочий исполнительных органов государственной власти, сращивание партий и профсоюзов с государственным аппаратом. При фашизме происходит разрушение общечеловеческих ценностей, растет произвол, упрощаются карательные процедуры, ожесточаются санкции и вводятся превентивные меры, разрушаются права и свободы личности, увеличивается число деяний, признаваемых преступными. Государство при фашизме неимоверно расширяет свои функции и устанавливает контроль над всеми проявлениями общественной и личной жизни. Уничтожаются, либо сводятся на нет конституционные права и свободы граждан. В отношении других прав граждан часто допускаются нарушения со стороны властей и открыто демонстрируется пренебрежение к правам личности, в противовес им подчеркиваются государственные приоритеты, основанные на “великой”, “исторической” национальной идее. Противопоставление интересов государства и гражданина решается в пользу государственных интересов, зачастую ложно принятых и провозглашенных. Фашизм питается националистическими, шовинистическими предрассудками, заблуждениями. Он использует сохраняющиеся национальные структуры в обществе для достижения своих целей, для натравливания одних наций на другие. Фашистское право -это право неравенства людей прежде всего по критерию их национальной принадлежности.

    «В настоящее время фашизм в его классической форме нигде не существует. Однако всплески фашистской идеологии можно увидеть во многих странах. Фашистские идеологи при поддержке шовинистических, люмпенизированных слоев населения активно борются за овладение государственным аппаратом либо, по крайней мере, за участие в его работе».