• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    В польском языке особенность обращения к кому-либо заключается не только в употреблении слов Pan , Pani , Pa ń stwo , Panowie , Panie . Если мы называем человека, например, по имени или профессии, то это слово должно быть употреблено в определенной форме – звательном падеже.

    Когда-то давно и в русском языке существовал этот падеж, но со временем он утратился. К слову, сейчас в разговорной речи поляков он тоже нередко исчезает: вместо звательного падежа употребляется именительный. Но это не значит, что можно не придерживаться правил литературного языка. Звательный падеж не имеет вопросов, поскольку является особой формой обращения и употребляется при приветствии и прощании, в письмах, просьбах, советах, эмоциональных восклицаниях. Как и в русском языке, на письме обращение всегда выделяется запятыми.

    Формы звательного падежа

    У всех слов среднего рода формы звательного падежа идентичны с именительным падежом. Да и существуют они только гипотетически (так называемые потенциальные формы), потому что к неодушевленным предметам люди, как правило, не обращаются. Во множественном числе формы звательного падежа во всех трех родах тоже равны формам именительного падежа. А в единственном числе в словах женского и мужского рода картина иная.

    Окончание e имеют существительные мужского рода, у которых основа заканчивается на твердый согласный (b, d, f, ł, m, n, p, r ,s ,t, w, z ), кроме k , g , ch . Например:

    Pan-panie! (мужчина);

    Profesor-profesorze! (профессор);

    Naród-narodzie ! (народ);

    Jan-Janie! (Ян)

    При этом твердый согласный смягчается с помощью буквы i или чередуется с другим звуком, как и при образовании форм : ł > l, r > rz, t > ci, d > dzi, st > ści, sł > śl, zd > ździ.

    Окончание u пишем в существительных мужского рода с основой на мягкий (ć, ś, ń, ź, j, l) или отвердевший согласный (sz, cz, rz, ż, dz, dż, с) +k , g , ch :

    Mąż-mężu! (муж);

    Tomek-Tomku! (Томек);

    Tadeusz-Tadeuszu! (Тадеуш);

    Kraj-kraju! (страна);

    Koń-koniu ! (конь);

    Nauczyciel-nauczycielu! (учитель).

    Внимание! Если слово заканчивается наek , то гласный e в звательном падеже «выпадает» (это так называемый беглый звук).

    А также в словах женского рода на a , основа которых заканчивается на мягкий согласный, в том числе в уменьшительно-ласкательных формах имени:

    Babcia babciu ! (бабушка);

    Kasia Kasiu! (Катя);

    Martusia Martusiu ! (Марточка).

    Окончание o пишем в словах женского и мужского рода, которые в именительном падеже оканчиваются на -а (- ia /- ja ) и при этом имеют твердый конечный согласный в основе (+k , g , ch ). Например:

    Tata-tato! (папа);

    Mężczyzna-mężczyzno! (мужчина);

    Mama-mamo! (мама);

    Polska-Polsko! (Польша);

    Wiktoria-Wiktorio! (Виктория);

    Maria Mario ! (Мария);

    Beata Beato ! (Беата).

    Окончание i имеют существительные женского рода, которые в именительном падеже заканчиваются на —i , а также на согласный (преимущественно на мягкий). Например:

    Pani pani ! (женщина);

    Gospodyni-gospodyni! (хозяйка);

    Radość-radości! (радость);

    Krew-krwi ! (кровь);

    Przyjaźń-przyjaźni! (дружба).

    Окончание y пишем в словах женского рода, которые в именительном падеже заканчиваются на отвердевший согласный:

    Noc nocy ! (ночь);

    Mysz myszy ! (мышь);

    Moc mocy ! (мощь, сила);

    Ma ł ogoszcz Ma ł ogoszczy ! (г. Малогощ);

    Wesz wszy ! (вошь).

    Обратите внимание, что прилагательные, местоимения и числительные, которые согласуются с существительным, употребленным в звательном падеже, всегда остаются в именительном падеже. Кроме того, нет особых форм звательного падежа у женских и мужских фамилий: Pani Kozłowska! Panie Wałęsa! При этом слова Pan / Pani стоят в звательном падеже.

    Исключения:

    B ó g Bo ż e ! (Бог);

    Dziad-dziadu! (дед, предок);

    Lud-ludu! (люд);

    Dom-domu! (дом);

    Syn-synu! (сын);

    Ksi ą dz ksi ęż e ! (ксендз);

    Go łą b go łę biu ! (голубь);

    Jastrz ą b jastrz ę biu ! (ястреб);

    Paw pawiu ! (павлин);

    N ó w nowiu ! (новолуние);

    Ch ł opiec ch ł opcze ! (мальчик, парень);

    G ł upiec g ł upcze ! (глупец);

    Starzec starcze ! (старец);

    Ojciec ojcze ! (отец).

    О стальные существительные наec склоняются по такой же схеме.

    Запомните одну особенность! Если титул (указание должности или профессии) относится к женщине, то название этого титула остается в именительном падеже:

    Panie profesorze/Pani profesor (профессор);

    Panie redaktorze/Pani redaktor (редактор);

    Panie doktorze/Pani doktor (доктор, врач);

    Panie prezydencie/Pani prezydent (президент).

    Доктор филологических наук.

    Все лекции цикла можно посмотреть .

    Когда мы обращаемся к церковнославянскому материалу, часто нам справедливо кажется, что сложности, которые могут возникать у обращающегося к древнему тексту, связаны с пониманием грамматических явлений.
    Естественно, грамматическая система древнего языка достаточно активно развивалась, и в современном языке грамматика во многом упростилась, по сравнению с древним периодом. Тем не менее остатки и фрагменты грамматической системы древности того же самого церковнославянского языка вполне могут быть найдены нами в материале современного языка.
    Это касается таких интересных грамматических явлений, связанных с именной системой церковнославянского и русского языков, например с системой падежной или системой числа. Исторически, кроме известных нам шести падежей, существовал еще звательный падеж, или звательная форма, то есть падеж, который имел значение и выполнял функцию обращения к лицам или предметам. На самом деле, как только мы сопоставляем этот материал с современным языком, мы видим, что и в нем есть некая звательная форма, когда мы берем слова I склонения, отсекаем от них окончания и получаем форму типа: «мам», «пап», «Маш», «Саш». Это форма, которую мы используем для обращения, но в ней нет признака, который мы бы воспринимали как падежный, то есть особого окончания. Здесь просто отсечение окончания, и это не факт современного литературного языка, а факт язык разговорного. Тем не менее функционально это тоже обращение, правда, таким образом мы обращаемся только к лицу, а исторически можно было обращаться и к лицам, и к предметам. Но и тут мы тоже можем увидеть, что в современном языке представлены архаичные формы звательного падежа, которые иногда даже используются, но уже не как обращения, а междометия. Это традиционные примеры типа «Господи», «Боже», «Отче». Как вы помните, в известной сказке Пушкина приплывает рыбка и спрашивает: «Чего тебе надобно, старче?» Не «старик», а «старче», не «отец», а «отче», не «Бог», а «Боже» – наблюдается особое окончание «е», а в форме «Господи» – «Господь» окончание. Мы видим, что исторически эта звательная форма, или звательный падеж, имела определенное окончание, два из них совершенно отчетливо представлены в современенном языке: «Боже» и «Господи». Видимо, исторически это были разные склонения, поэтому у них разные окончания.
    Если мы возьмем формы устойчивых выражений, например о человеке, который должен сначала обратить внимание на себя, решить собственную проблему, а потом заниматься решением проблем других, мы говорим «врачу, исцелися сам». Это выражение из Евангелия, которое Христос использует как выражение, уже тогда имевшее пословичный характер. «Врач» и «врачу» – мы видим, что есть еще одно окончание – «у». Если и современные слова «врач» и «Бог», и исторические – это одно склонение, но у них разные окончания, видимо, это значит, что внутри каждого склонения были какие-то свои особенности, которые вынуждали использовать разные окончания. Это было завязано на том, что у слов типа «Бог» твердые конечные согласные основы, а у «врач» – как раз мягкая, но это особая, смешанная, разновидность в церковнославянском. В любом случае мы видим, что разность окончания показывает, что внутри одного склонения тоже могли быть особые случаи и разновидности.
    Если мы возьмем известную молитву «Богородице Дево, радуйся», то в словах «Богороди-це», «Де-во», «Мари-е» видим, как звательный падеж представлен в формах, которые в современном языке относятся к I склонению (на «а» женского, мужского рода), а в церковнославянской грамматике это II склонение. Мы можем пронаблюдать эти формы, и такое вниательное отношение может указать нам на древнюю картину в более широком ключе.
    Форма двойственного числа – использование некой особой формы числа по отношению к двум лицам или предметам – также достаточно сохранилась в русском языке. Например, в форме «воочию», что буквально означает «в двух глазах», какое-то особое окончание «ию», тоже маркирующее какой-то фрагмент древней системы. Или случаи типа: «два глаза», «два раба» и т.д., где мы думаем, что это родительный падеж единственного числа, а исторически это и есть форма двойственного числа, которая просто была переосмыслена в языке, как конструкция с родительным падежом единственного существительного.
    Когда мы обращаемся к древнему тексту, то наблюдаем, что какие-то явления и элементы вполне сохранились в современном языке, но при этом, может быть, подверглись некоему переосмыслению. Как мы видим, форма «два раба», какой была исторически, так и сейчас визуально не изменилась.

    Нет необходимости много говорить о так называемом звательном падеже. В некоторых языках, например в латинском, он имеет особую форму, а поэтому должен считаться отдельным падежом. Однако в большинстве языков он совпадает с именительным падежом, а поэтому не нуждается в отдельном названии. Звательный падеж там, где он существует, указывает на то, что существительное употреблено как второе лицо и что оно стоит вне предложения или само по себе образует предложение. Он имеет точки сопри­косновения с повелительным наклонением; про него также можно сказать, что он выражает побуждение: „Слушай!“ или „Будь вни­мателен!“

    Тесную связь между звательным и именительным падежами можно наблюдать в повелительных предложениях типа You, take that chair! „Ты, возьми этот стул!“, где you стоит вне предложения; при быстром произнесении получается You take that chair!, где you будет подлежащим повелительного наклонения.

    Заключительные замечания о падежах

    Принято говорить о двух типах падежей: о грамматических падежах (именительный, винительный и т. д.) и конкретных падежах, главным образом локальных (местный, отложительный, сопроводи­тельный, творительный и т. д.). Вундт примерно в том же смысле различает падежи внутренней детерминации и падежи внешней детерминации, а Дейчбейн - „падежи логического мышления“ (Kasus des begrifflichen Denkens) и „падежи созерцания“ (Kasusder­ Anschauung). Однако подобное разграничение, по крайней мере в наиболее изученных языках, провести нельзя. Даже в финском языке с его развитой системой локальных падежей такое различие четко установить невозможно, поскольку эссив, который является теперь в основном грамматическим падежом, когда-то был локаль­ным. На это указывают в первую очередь некоторые пережиточные случаи, сохранившиеся в виде наречий. В индоевропейских же языках эти две категории были неразрывно связаны с самого начала. Постепенно, однако, чисто конкретное употребление падежей было утрачено, главным образом ввиду появления предлогов, обо­значавших локальные и другие отношения более отчетливо, чем уступающие им по численности падежи; и, таким образом, падежи стали излишними.

    С течением времени количество падежей постоянно уменьшалось, особенно потому, что более твердого порядка слов оказывалось часто вполне достаточно для того, чтобы охарактеризовать роль слова в предложении. Однако ни один язык нашей семьи ни­когда не обладал такой падежной системой, которая была бы осно­вана на точной и последовательной системе значений; иначе говоря, падеж есть категория чисто грамматическая (синтаксическая), а не понятийная в настоящем смысле слова. Основные значения паде­жей следующие:

    Обращение - звательный.

    Подлежащее - именительный.

    Предикатив - специального падежа нет.

    Дополнение - винительный или дательный.

    Связь - родительный.

    Место и время, много различных отношений - местный и т. д.

    Мера - специального падежа нет.

    Образ действия - специального падежа нет.

    Орудие - творительный.

    Другая классификация (в некоторых отношениях она представ­ляется более совершенной) была бы основана на трех рангах, рассмотренных в главе VII.

    I. Падежи в качестве первичных элементов:

    Падеж подлежащего.

    Падеж дополнения.

    Последний можно подразделить на падеж прямого допол­нения и падеж косвенного дополнения.

    Падеж предикатива.

    II. Падеж адъюнкта:

    Родительный падеж.

    III. Падежи субъюнкта:­

    Их можно подразделить на падежи, обозначающие время (когда? в течение какого времени?), падежи, обозначающие место (где, куда, откуда), падежи, обозначающие меру, образ действия и орудие.

    Многие понятия, однако, очень трудно определить, и они неза­метно переходят одно в другое. Поэтому не приходится удивляться, что существуют значительные различия даже между теми языками, которые в конечном счете восходят к одному и тому же „праязыку“. Падежи представляют собой одну из наименее рациональных частей языка в целом 1 .

    Звательную падежную форму (от латинского слова «vocativus») употребляют для того, чтобы идентифицировать объект, к которому использовано обращение. Как правило, это касается имен существительных. Следует отметить, что падежом такую форму называют условно, так как если говорить о грамматической семантике, то подобная форма вовсе не является падежом.

    Эта падежная форма уходит своими корнями в индоевропейские языки. Звательным падежом пользовались в таких языках, например, как древнегреческий, латинский и даже санскрит. Позже в большинстве индоевропейских языков этот падеж перестал существовать, но некоторые языковые системы до сих пор сохранили такую падежную форму.

    К этим языкам сегодня относятся: цыганский, ряд кельтских и балтийских языков, греческий и некоторые славянские. Если говорить о романской группе, то современному румынскому языку также присуща эта форма. Звательным падежом сегодня пользуются и люди, разговаривающие по-арабски, по-грузински и по-корейски.

    В русском языке начало отмирания этой формы относится примерно к 11 веку, когда стало прослеживаться смешение звательного падежа с именительным. Позже такая форма еще встречалась, но использовалась она только при почтительном обращении к людям, имевшим высокий ранг. Подобное употребление было зафиксировано в 14-15 веках (в берестяных грамотах). Например: «Отче!», «Господине!», «Княже!» и т.д.

    Из разговорной речи звательная форма ушла в середине 16 века. И лишь в церковном языке обращение подобного рода продолжало свое существование, например, «Владыко!»

    Вплоть до 1918 года в русских грамматиках этот падеж был седьмым в списке падежей. В наши дни, если подобная устаревшая форма и сохранилась, то ее используют в качестве формы именительного падежа, например: «владыко Моисей читал молебен». Но некоторые выступают в защиту чистого русского языка и призывают полностью отказаться от архаичной формы.

    Но вопреки всему устаревшая форма все еще продолжает существовать в некоторых архаизмах. Здесь речь идет об устойчивых фразеологических оборотах, в состав которых и входят такие архаизмы. В литературе звательную форму используют в некоторых случаях:

    Для умышленной архаизации текста;

    Для придания украинским героям произведений некой «украинизации»;

    При использовании церковнославянских цитат в тексте.

    Стоит отметить, что использование подобной падежной формы в церковном языке (следует учесть, что церковнославянский язык - это официально признанный язык, на котором ведутся службы в Русских Православных Церквях) на регулярной основе привело к тому, что помимо речи церковнослужителей, в речи верующих и прихожан все чаще можно услышать устаревшие формы звательного падежа. Такие формы также нередко появляются и в новых русских текстах религиозной тематики.

    Было исследовано немало гимнографических текстов, из анализа которых следует, что употребление звательной падежной формы связывают с традиционными канонами при полном игнорировании грамматических норм. Более того, устаревшая звательная форма в некоторых случаях используется не только для имен собственных, но и для неодушевленных имен (нарицательных). Например: «обра́зе», «тепло́то», «мо́сте», «защи́то», «ка́мене».

    Сегодня нередко к новому звательному падежу относят имена существительные, относящиеся к первому склонению и имеющие нулевое окончание. Например: «Кать», «Маш», «Петь», «мам», «дедуль» и т.д. Как мы видим, эти формы полностью совпадают с формами родительного падежа множественного числа. Но подобная тема все еще является предметом споров для языковедов, так как далеко не все желают выделять такую форму в отдельную категорию грамматики.

    Что означают слова «сынку», «старче», «отче», «деда», «доча», «человече», «друже», «орле», «княже»,«врачу», «Велесе», «Боже», «Господи»?

    Звательный падеж/форма слова (вокатив/’vocativus’, “кличная форма”) - особая форма имени (существительного), выделяющая объекта (человека, явление, предмет, сущность), к которому обращаются в тексте (предложении/фразе).

    Исторически звательная форма была в индоевропейском языке и его системе падежей. Она существует в латыни, Санскрите, древнегреческом. Но она была утеряна многими современными индоевропейскими языками, хотя некоторые языки сохранили её до нашего времени, например украинский, белорусский, польский, сербский, греческий, цыганский, кельтский, шотландский, ирландский, латышский, литовский, румынский, грузинский, арабский, корейский и многие другие.

    В древнеславянском языке, как и во всех прочих древних славянских языках падежная система состояла не из 6 падежей, а из 7. Седьмой падеж/форма – это звательный падеж («вокатив»).

    Цитата из учебника древнерусского языка:

    Седьмой падеж - звательный - служил для выражения грамматического обращения. Он имел особые формы лишь для существительных мужского и женского рóда в единственном числе, а в остальных случаях не отличался от именительного (например, Чему, господине, насильно вѣяши в «Слове о полку Игореве»). Нередко звательный падеж называют не падежом, а звательной формой, так как он не выражал отношений существительного к другим словам в словосочетании. Однако он мог иметь зависимые слова и не может быть исключён из системы склонения, значит, его допустимо считать падежом.

    К сожалению, эта форма слова исчезла в современном русском языке. А ведь она часто используется при доверительном общении, и фраза показываете более близкие взаимоотношения или уважительное отношение.

    Как же строить звательную форму слов

    Для слов мужского рода, оканчивающихся на твёрдый согласный, использовалось окончание «-е»; для тех же, что оканчивался на мягкий согласный, использовалась «-у».

    Для слов женского рода использовалось окончание «-о».

    Есть дополнительные правила так.

    Для старославянского языка правила были подобные, как и во всех славянских языках.

    В процессе словоизменения происходило чередование согласных: “к” – “ч” (человек – человече; їжак – їжаче), “г” – “ж” (бог – боже, друг – друже), “x” – “c” (влах – власе), “с” – “ш” (бес – беше, но Велес – Велесе), “з” – “ж” (князь – княже).

    Звательный падеж , вокатив - форма имён, употребляемая в качестве обращения.

    В строгом смысле слова это не есть настоящий падеж. Как возглас, звательный падеж стоит всегда вне синтаксического отношения к другим членам предложения и поэтому может быть сравниваем с междометием, с которым имеет нечто общее (ср. такие звательные падежи, как Господи! Батюшки! и т. д., с междометиями вроде morbleu, parbleu, Potztausend и т. д.).

    Звательный падеж в индоевропейских языках имеет или собственные формы, ведущие свое начало из индоевропейского праязыка, или заменяется именительным падежом. Настоящие формы звательного падежа свойственны только единственному числу имён мужского и женского родов; средний род во всех числах, а также двойственное и множественные числа мужского и женского рода вместо звательного употребляют формы именительного падежа. Часто падежного окончания формы звательного падежа не имеют, так что в них мы находим чистую основу данного слова. Эта черта, быть может, есть остаток глубокой старины и унаследована из дофлективной эпохи, когда именем предмета была чистая основа, без всяких падежных окончаний. Звательный падеж в индоевропейском праязыке отличался особой акцентуацией (ударение переносилось на первый слог: о, мать! = санскр. mâtar, греч. μήτερ . У основ на о и â в звательном падеже замечается особое чередование последнего гласного основы: греч. именительный Λύχο-ς, звательный λύχε; греч. гомер. именительный νύμφά, звательный νύμφα и т. д. У основ на i- и u- имеется полная форма основы: санскр. áve, слав. ношти ; санскр. sûno, слав. сынѹ и т. д.

    Многие языки индоевропейской группы утратили звательный падеж, но некоторые сохранили:

    • греческий (волк: λύκος - λύκε),
    • многие славянские -
      • украинский (пасажир - пасажире),
      • польский (профессор: pan profesor - panie profesorze!),
      • чешский (профессор: pan profesor - pane profesore!) и др.;
    • некоторые кельтские -
      • ирландский,
      • шотландский;
    • балтийские -
      • латышский и др.).
    • румынский (единственный в романской группе) (человек: om – omule!).

    Звательный падеж существует также в некоторых языках других групп: китайском, корейском, арабском, грузинском.

    (Visited 619 times, 1 visits today)