• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Швартовное устройство служит для крепления судна к причалу, борту другого судна, рейдовым бочкам, палам, а также перетяжки вдоль причалов. В состав швартовного устройства входят (рис. 1):

    • швартовные тросы;
    • кнехты;
    • швартовные клюзы и направляющие роульсы;
    • киповые планки (с роульсами и без них);
    • вьюшки и банкеты;
    • швартовные механизмы (турачки брашпиля, шпиль, лебедки);
    • вспомогательные приспособления (стопора, кранцы, скобы, бросательные концы).
    Рис. 1 Состав швартовного устройства

    Швартовные тросы . В качестве швартовных концов используются растительные, стальные и синтетические тросы. Количество и размер тросов определяются согласно характеристики снабжения данного судна ().


    Расположение швартовных устройств

    Растительные тросы скручиваются из волокон растительного происхождения. В зависимости от способа плетения и диаметра они разделяются на канаты, лини, перлини, шнуры и кабельтовы. Материал же изготовления зачастую отражается в названии троса. К примеру, трос из волокон луба конопли называется пеньковым. С пеньковыми тросами соперничают так называемые манильские тросы (рис. 2), которые скручиваются из волокна листьев прядильного банана — абака. Такие тросы обладают преимуществом в виде небольшого веса, но значительно уступают пеньковым в гибкости. Так же применяются сизальские (рис. 3), кокосовые, хлопковые, джутовые, льяные (рис. 4) тросы.

    Преимущества и недостатки растительных тросов:

    • уменьшаются при намокании;
    • подвержены развитию плесени;
    • по мере использования прочность растительных тросов быстро уменьшается.
    Рис. 2 Трос Манильский Рис. 3 Трос Сизальский Рис. 4 Трос Льяной

    Синтетические канаты имеют большие преимущества перед расти-тельными. Они значительно прочнее и легче, более гибки и эластичны, влагостой-ки, не теряют прочности при намокании и не подвержены гниению, стойки к рас-творителям. Синтетические канаты очень эластичны. При нагрузке, равной половине разрывного усилия, относительное удлинение плетеных восьмипрядных кана-тов достигает до 35-40%, не теряя при этом прочности.

    Синтетические тросы изготавливают из полимерных материалов. В зависи-мости от марки полимера они подразделяются на полиамидные, полиэфирные и полипропиленовые.

    Полиамидные канаты (рис. 5) отличаются своей способностью поглощать ударную энергию, у них отличная прочность и очень хорошая износостойкость.

    Полиэфирные (полиэстер) тросы (рис. 6) изготавливаются из волокон лав-сана, ланона, дакрона, долена, терилена, и других полимеров. Характеризуются от-личной стойкостью к климатическим условиям, очень хорошей прочностью и из-носостойкостью. В отличие от полиамидных канатов они даже в мокром состоянии гибкие и мягкие. Полиэфирные канаты очень хорошо подходят в качестве шварто-вочных канатов и канатов для подъема тяжелых грузов.

    Канат полипропиленовый (рис. 7) отличается средней износостойкостью, хорошей прочностью. При производстве полипропиленовых канатов применяется пленочная фибрилированная нить или мультифиламентное волокно, которые сами по себе имеют отличные механические свойства и высокую надежность. В послед-нем случае канат получается более гладким и приятным на ощупь. Он имеет высо-кую устойчивость к изгибам, повышенную стойкость к воздействию химически ак-тивных сред, высокую прочность и при этом не является гигроскопичным, а пото-му не теряет своих свойств при погружении в воду. Такие изделия не подвержены разрушительному действию грибков и бактерий, а потому не гниют даже при дли-тельной эксплуатации в среде с высокой влажностью. Канаты из полипропилена имеют высокую упругость, что позволяет создавать из них различные изделия с фиксированной формой. Особенно удобны полипропиленовые швартовы при за-водке на большие расстояния, так как они плавают.

    Синтетические волокна легко различаются по следующим признакам:

    • если образец не тонет в воде, значит он изготовлен из полиэтилена, если тонет, то это либо полиамид, либо полиэфир;
    • если при сгорании идет тёмный дым и образец плавится, то это полиэфир, если он плавится без изменения окраски, то это полиамид, полипропен или полиэтилен;
    • если образец смочить 90%-ным фенолом или 85%-ной муравьиной кисло-той (несколько капель на стеклышке) и волокно растворится, то это поли-амид, если образец не растворится — полиэфир;
    • если не растворится и со-хранит гибкость — полипропен или полиэтилен.
    Рис. 5 Канат полиамидный Рис. 6 Канат полиэфирный Рис. 7 Канат полипропиленовый

    В настоящее время широкое распространение композитные и комбиниро-ванные синтетические канаты с использованием различных типов волокон и нитей.

    Не разрешается использовать синтетические тросы, не прошедшие антиста-тическую обработку и не имеющие соответствующих сертификатов.

    Стальные тросы применяются все реже, так как они плохо восприни-мают динамические нагрузки, требуют больших физических усилий при передаче с борта судна на причал. Наиболее распространенными на морских судах явля-ются стальные швартовы диаметром от 19 до 28 мм. Тросы смазывают (тируют) не реже одного раза в три месяца и каждый раз после пребывания троса в воде.

    Для своевременного обнаружения дефектов швартовы должны один раз в шесть месяцев подвергаться тщательному осмотру. Осмотр также необходимо производить после сто-янки на швартовых в экстремальных условиях.

    На одном конце швартовного троса имеется петля — огон, который надевают на береговую тумбу или крепят скобой к рыму швартовной бочки. Другой конец троса закрепляют на кнехтах, установленных на палубе судна.

    Представляют собой парные чугунные или стальные тумбы, рас-положенные на некотором расстоянии друг от друга, но имеющие общее основа-ние (рис. 8). Кроме обыкновенных кнехтов, в некоторых случаях, особенно на низкобортных судах, применяются крестовые кнехты, которые могут быть как двойные, так и одинарные.


    Рис. 8 Кнехты: 1 — основание; 2 — тумба; 3 — шляпка; 4 — прилив; 5 — стопор; 6 — обух
    Рис. 9 Крепление швартовного троса на кнехте

    Швартовные тросы на кнехтах закреп-ляют наложением ряда шлагов в виде вось-мерки таким образом, чтобы ходовой конец троса находился сверху (рис. 9). Обычно накладывают две-три полные восьмерки и только в исключительных случаях доводят число шлагов до 10. Чтобы не происходило самосбрасывания троса, на него накладывают схватку. Для крепления каждого швартова, поданного на берег, должен быть отдельный кнехт.

    Для пропуска швартовов с судна на берег в фальшборте делают швартовный клюз — круглое или овальное отверстие, окаймленное литой ра-мой с гладкими закругленными краями (рис. 10). В настоящее время все более широкое применение находят универсальные клюзы, имеющие поворотную обойму и роульсы (рис. 11). Такие клюзы предохраняют трос от перетирания.


    Рис. 10 Швартовный клюзы
    Рис. 11 Универсальный клюз

    В тех местах, где фальшборта нет, вместо швартов-ных клюзов устанавливают киповые планки, предохраняющие трос от перети-рания и придающие ему необходимое направление (рис. 12). Имеется не-сколько типов киповых планок. Киповые планки без роульсов обычно применяют только на небольших судах при малом диаметре швартовного троса. Роульсы уменьшают износ тросов и снижают усилие, необходимое для их выбирания. Кроме киповых планок, для изменения направления троса применяют также направляющие роульсы, которые располагают на палубе у швартовных меха-низмов (рис. 13).

    Рис. 12 Киповые планки: а) - с тремя роульсами; б) - с двумя роульсами; в) - без роульсов Рис. 13 Направляющие роульсы

    Вьюшки и банкеты . Для хранения швартовных тросов используют вьюшки и банкеты (рис. 14, 15). Последние представляют собой горизонталь-ный барабан, вал которого закреплен в подшипниках станины. По бокам барабан имеет диски, препятствующие сходу троса.


    Рис. 14 Хранение троса на вьюшки
    Рис. 15 Хранение троса на банкетах

    Бросательные концы (выброски) и кранцы . К деталям швартов-ного устройства относятся также бросательные концы и кранцы. Бросательный ко-нец изготовляют из линя длиной около 25 м. На одном его конце имеется пегость — парусиновый мешочек, наполненный песком (рис. 16).


    Рис. 16 Подготовленное для швартовки рабочее место: 1 — трос; 2 — выброска; 3 — переносной цепной стопор

    Кранцы применяют для предохранения корпуса судна от повреждения при швартовке. Мягкие кранцы чаще всего делают плетеными из старого растительного троса. Применяют также пробковые кранцы, представляющие собой небольшой шаровидный мешок, заполненный мелкой пробкой. В последнее время все более широкое применение находят пневматические кранцы.

    Швартовые механизмы . В качестве швартовных механизмов для выбирания и обтягивания швартовов используются шпили, швартовные простые и автоматические лебедки, брашпили (для работы с носовыми швартовыми). Швартовые шпили устанавливаются для работы с кормовыми швартовыми. Они занимают мало места на палубе, привод шпиля располагается под палубой (рис. 17).


    Рис. 17 Шпиль швартовный

    На баке для выбирания швартовных тросов используют швартовные турачки брашпиля (рис. 18). Автоматические швартовные лебедки могут устанавливаться для работы с кормовыми и носовыми швартовами (рис. 19). Швартов постоянно находится на барабане лебедки, не требуется его предварительной подготовки перед подачей и переноса на кнехты после обтягивания. Автоматическая лебедка самостоятельно потравливает швартов при его чрезмерном натяжении или подбирает, если швартов получил слабину.


    Рис. 18 Использование турачки брашпиля
    Рис. 19 Лебедки автоматические

    Выбранный с помощью механизма швартовный трос переносят на кнехты и закрепляют. Чтобы при переносе троса он не по-травливался, на него предварительно накладывают стопор (рис. 20).


    Рис. 20 Переносные стопоры: а) - цепной; б) - растительный; с) — синтетический

    Стопор крепится к рыму у основания кнехта или за обух на палубе судна (рис. 21). При работе со стальными швартовыми следует использовать цепные стопоры с длиной цепочки не менее 2 м, калибра 10 мм и растительным тросом длиной не менее 1,5 м на ходовом конце (рис. 22). Применение цепных стопоров для растительных и синтетических тросов недопустимо.


    Рис. 21. Крепление переносного стопора к кнехту Рис. 22 Удержание швартовного троса стопором

    Стопор вытягивают вдоль швартова по направлению натяжения. Когда швартов взят на стопор, не следует резко сбрасывать с турачки или шпиля трос, чтобы рывком не оторвать стопор. Швартов следует сначала осторожно потравить обратным ходом шпиля или брашпиля, не снимая шлагов с барабана, и только убедившись, что стопор надежно держит швартов, последний быстро переложить на кнехт.

    На больших судах могут применяться стационарные стопоры, которые установлены на палубе между клюзом или киповой планкой и кнехтом. Выбирание и закрепление швартовных тросов значительно упрощается при использовании кнехтов с вращающимися тумбами. Швартов накладывают «восьмерками» на тумбу кнехта и подают на турачку брашпиля. При выбирании троса тумбы кнехта проворачиваются, свободно пропуская трос. Посл снятия троса с турачки брашпиля он не будет потравливаться, так как тумбы имеют стопор, который препятствует их повороту в обратном направлении.

    Предлагается к прочтению:

    Швартовное устройство предназначено для крепления судна к причалу, швартовным бочкам и палам или к борту другого судна. В состав устройства входят швартовные тросы, кнехты, клюзы, киповые планки, направляющие роульсы, вьюшки, швартовные механизмы, а также вспомогательные приспособления - стопоры, бросательные концы, кранцы, швартовные скобы.

    Швартовные тросы (швартовы) могут быть стальные, растительные и синтетические. Число швартовных тросов на судне, их длина и толщина определяются Правилами Регистра.

    Основные швартовные тросы (рис. 1) подают с носовой и кормовой оконечностей судна в определенных направлениях, исключающих перемещение судна вдоль причала и отход от него. В зависимости от этих направлений швартовы и получили свои названия. Тросы, поданные с носовой и кормовой оконечностей, удерживают судно от перемещения вдоль причала и называются соответственно носовым 1 и кормовым 2 продольными. Трос, направление которого противоположно его продольному концу, называется шпрингом . Носовой 3 и кормовой 4 шпринги используют для тех же целей, что и продольные. Тросы, поданные по направлению, перпендикулярному причалу, называются носовым 5 и кормовым 6 прижимными . Они препятствуют отходу судна от причала при отжимном ветре.

    Рис. 1. Швартовные тросы.

    Литые или сварные тумбы (стальные и чугунные) для крепления швартовных тросов. На транспортных судах обычно устанавливают парные кнехты с двумя тумбами на общем основании, имеющими приливы для удержания нижних шлагов троса, и шляпки, не позволяющие верхним шлагам соскакивать с тумб (рис. 2, а ). Устанавливают также кнехты с тумбами без приливов (рис. 2, б ) и кнехты с крестовиной (рис. 2, в). Последние удобны для крепления швартовных тросов, направленных сверху под углом к палубе. Кнехты устанавливают в носовой и кормовой частях судна, а также на верхней палубе по обоим бортам симметрично.

    Рис. 2. Кнехты.

    Иногда на транспортных судах устанавливают однотумбовые кнехты - битенги (рис. 2, г ), которые используются при буксировке. Битенги представляют собой массивные тумбы, основания которых прикреплены к верхней палубе или пропущены через нее и прикреплены к одной из нижних палуб. Для лучшего удержания троса на битенгах имеются краспицы.

    Очень удобны для выполнения швартовных операций кнехты с врашаюшимнея в подшипниках тумбами, снабженными стопорным устройством (рис. 2, д). Закрепленный на причале швартов кладут «восьмеркой» двумя-тремя шлагами на тумбы кнехта, а затем на турачку брашпиля. Когда трос выбирают, тумбы вращаются и свободно пропускают трос. В нужный момент снимают трос с турачки и накладывают дополнительные шлаги на тумбы кнехта. При этом стопорное устройство удерживает тумбы от вращения.

    устройства, через которые пропускают швартовные тросы с судна. Они представляют собой стальные (чугунные) отливки с отверстиями круглой (рис. 3, а ) или овальной (рис. 3, б) формы, окаймляющие такие же отверстия в фальшборте судна. Рабочая поверхность клюзов имеет плавные закругления, исключающие резкие перегибы швартовных тросов. Для ошвартовки к борту судна мелких плавучих средств используют клюзы с приливами - рогами (рис. 3, в). Для этой же цели в непосредственной близости от клюзов к фальшборту или к его стойкам приваривают утки. В местах, где вместо фальшборта сделано леерное ограждение, специальные клюзы закрепляют на палубе у кромки борта (рис. 3, г ). Для подачи швартовов используют прочно закрепленные на носовом козырьке и на корме судна буксирные клюзы, предназначенные в основном для заводки буксирных тросов.

    Рис. 3. Клюзы.

    Сильное трение швартовов о рабочие поверхности клюзов указанных конструкций приводит к быстрому изнашиванию тросов, особенно синтетических, поэтому на судах получили широкое распространение универсальные (рис. 3, д) и поворотные универсальные (рис. 3, е) клюзы. Универсальный клюз имеет свободно вращающиеся в подшипниках вертикальные и горизонтальные ролики, образующие зазор, в который пропускается подаваемый на берег трос. Вращение одного из роликов при выбирании троса с любого направления значительно уменьшает трение. Поворотный универсальный клюз имеет в корпусе вращающуюся на шарикоподшипниках обойму.

    имеют то же назначение, что и швартовные клюзы. По конструкции они бывают простые (рис. 4, а ), с битенгом (рис. 4, б ), с одним (рис. 4, в ) или несколькими - двумя (рис. 4, г), тремя (рис. 4, д) - роульсами. Для проводки швартовов, подаваемых на высокие причалы и суда с высокими бортами, применяют закрытые киповые планки (рис. 4, е). Наибольшее распространение получили киповые планки с роульсами, применение которых значительно уменьшает затраты усилий на преодоление сил трения, возникающих во время выбирания троса.

    Рис. 4. Киповые планки.

    Для проводки швартовных тросов от клюзов к барабанам швартовных механизмов на палубе бака и юта устанавливают металлические тумбы с направляющими роульсами.

    Вьюшки предназначены для хранения швартовных тросов. Они имеют стопорные приспособления. Устанавливают их в носовой и кормовой частях судна не слишком далеко от кнехтов.

    Швартовные механизмы служат для подтягивания судна на заведенных швартовах к причалу, борту другого судна, швартовной бочке, для перетягивания судна вдоль причала, а также для автоматического регулирования натяжения швартовных тросов при колебаниях уровня воды вследствие приливо-отливных явлений или при изменении осадки судна во время грузовых операций.

    Судовыми швартовными механизмами являются: брашпиль, якорно-швартовные и швартовные шпили, якорно-швартовные лебедки, простые и автоматические швартовные лебедки.

    Брашпили и якорно-швартовные шпили имеют барабаны (турачки), которые используют для выбирания швартовных тросов. На судах, не имеющих кормового якорного устройства, на корме устанавливают швартовный шпиль, не имеющий цепного барабана. Вертикальное расположение оси вращения швартовного барабана шпиля позволяет выбирать швартов с любого направления. Вогнутая наружная поверхность барабана может быть гладкой или иметь вертикальные вельпсы - закругленные ребра. Вельпсы препятствуют скольжению троса по барабану, однако из-за перегибов на них трос быстрее повреждается. Поэтому при широком применении на судах синтетических тросов, подверженных большому истиранию о шероховатые поверхности, предпочтительнее иметь шпили с гладкими барабанами.

    Якорно-швартовные лебедки, устанавливаемые на некоторых судах вместо брашпилей, используют при швартовных операциях так же, как и брашпили.

    Рис. 5. Схема простой швартовной лебедки.

    Простая швартовная лебедка (рис. 5) имеет электродвигатель 1 со встроенным дисковым тормозом. Вращение двигателя через червячный редуктор 2 передается на промежуточный вал, на котором смонтированы шестерня 3 открытой цилиндрической передачи и фрикционная муфта 4. Через большую шестерню вращение передается на рабочий вал со швартовным барабаном 9. На диске барабана смонтирован ленточный тормоз 5 с ручным приводом. Включение и выключение фрикционной муфты осуществляют ручным приводом 6. Швартовный трос 8 укладывается на барабан ровными рядами тросоукладчиком 7 .

    Автоматическая швартовная лебедка (рис. 6) выгодно отличается от простой тем, что она может работать в ручном и автоматическом режимах. В ручном режиме лебедку используют для подтягивания судна к причалу и для выбирания отданных тросов. После того как при подтягивании судна швартовный трос будет обтянут втугую, он остается на барабане, и лебедку переводят на автоматический режим, для чего на автомате устанавливают необходимую силу натяжения швартова. При отклонении по какой-либо причине нагрузки на трос от установленной лебедка автоматически подбирает или потравливает швартовный трос, обеспечивая постоянно заданное натяжение.

    Рис. 6. Схема автоматической швартовной лебедки.

    Длину швартовного троса, которую может автоматически стравить лебедка при нагрузке, превышающей установленную, ограничивают. При этом исходят из наибольших возможных изменений в положении судна относительно причала. Если, например, при сильном отжимном ветре натяжение троса превышает установленное значение на автомате, то лебедка стравит заданную длину троса, после чего автомат зажмет барабан тормозом и на лебедке включится световой или звуковой сигнал, свидетельствующий об аварийном режиме ее работы. При выборе предела допустимой длины стравливаемого швартовного троса рекомендуется установить сигнализацию таким образом, чтобы сигнал включался уже в тот момент, когда на барабане останется полный первый ряд троса. Такая установка даст время для устранения опасности полного стравливания швартова.

    Автоматические лебедки изготавливают в двух вариантах: со швартовной турачкой, соединяемой со швартовным барабаном разобщительной муфтой, и без турачки. Последние устанавливают возле брашпиля и шпиля.

    Стопоры служат для удержания швартовных тросов при переносе их с барабана швартовного механизма на кнехты. Они бывают цепные, растительные и синтетические. Цепной стопор представляет собой отрезок такелажной цепи диаметром 10 мм, длиной 2-4 м, с длинным звеном для крепления скобой к палубному обуху на одном конце и растительным тросом длиной не менее 1,5 м на другом. Стопор для растительных и синтетических тросов изготавливают из того же материала, что и трос, но вдвое меньшей толщины.

    Бросательные концы необходимы для подачи швартовных тросов на берег при подходе судна к причалу. Бросательный конец - это растительный линь или плетеный капроновый шнур толщиной 25 мм, длиной 30-40 м, с заделанными на концах небольшими огонами. Один из них служит для крепления легости - маленького парусинового мешочка, туго наполненного песком и оплетенного шкимушгаром, другой - для удобства пользования бросательным концом.

    Кранцы предназначены для предохранения корпуса судна от повреждения при швартовке, стоянке у причала или борта другого судна. Они бывают мягкие и жесткие.

    Мягкие кранцы - это парусиновые мешки, туго набитые упругим недеформирующимся материалом (например, пробочной крошкой) и оплетенные прядями растительного троса. Кранец имеет огон с коушем для крепления к нему растительного троса, длина которого должна быть достаточной для крепления кранца за бортом при низких причалах и наименьшей осадке.

    Жесткие кранцы - деревянные бруски, подвешиваемые на тросах к борту судна. Для придания такому кранцу эластичности его оклетневывают по всей длине старым растительным тросом.

    Швартовные скобы применяют для крепления швартовного троса за береговой рым или рым швартовной бочки.

    Швартовное устройство служит для обеспечения надежной стоянки судна у пирса или около другого плавучего сооружения (судна, бочки, дебаркадера). Крепят, как правило, судно, устанавливаемое бортом к стенке, с помощью канатов, называемых швартовами. Раньше в качестве швартовов применяли только растительные (сизальские, манильские, на небольших судах - пеньковые) или стальные тросы (имеющие не менее 144 проволочек и 7 сердечников). В последнее время появились более легкие, прочные и долговечные швартовы из волокон капрона, нейлона, полипропилена и других синтетических материалов. На танкерах, перевозящих нефтепродукты 1-го разряда, стальными тросами разрешается пользоваться только на палубах надстроек, если по ним не проходят трубопроводы приема и выдачи груза. Применять на танкерах тросы из искусственного волокна можно только по специальному разрешению Регистра (так как при разрыве таких тросов образуются искры от разрядов статического электричества). Диаметр стального троса или длину окружности растительного троса определяют по Правилам Регистра в зависимости от размеров надводной части корпуса и настроек судна.

    Схема швартовного устройства и расположение швартовов при швартовке лагом. 1 - брашпиль со швартовными барабанами; 2 - кнехт; 3 - швартовная лебедка; 4 - швартовный клюз; 5 - киповая планка; 6 - швартовный шпиль; 7 - кормовой про дольный швартов (правый и левый); 8 - кормовой прижимной швартов; 9 - кормовой шпринг; 10 - носовой шпринг; 11 - носовой прижимной швартов; 12 - носовые про дольные швартовы (правый и левый)

    В состав швартовного устройства входят кнехты, клюзы, лебедки и шпили.

    Кнехты - стальные или чугунные (литые или сварные) тумбы для крепления швартовов на судне. Кнехты могут быть одинарными и двойными, прямыми и крестовыми. Диаметр тумбы кнехта должен быть равен не менее 10 диаметрам стального швартова или одной окружности растительного. Для крепления стальных швартовов диаметром менее 8,4 м и растительных окружностью менее 60 мм вместо кнехтов служат утки.

    Швартовные клюзы - стальные или чугунные отливки с овальным отверстием в фальшборте для направления швартова к швартовному кнехту, устанавливаемому около клюза (не ближе 1,5 м от него). Отверстия клюзов имеют плавные скругленные кромки, исключающие резкий изгиб проходящего через клюз швартова. Чтобы трос из-за трения при движении швартова о кромки клюза сильно не изнашивался, применяют специальные клюзы: универсальные - с двумя парами вертикальных и горизонтальных цилиндрических роликов, между которыми пропускается швартов - и автоматические (поворотные) - с вращающейся в клюзе обоймой, имеющей два ролика, между которыми пропущен швартов. На судах, проходящих через Панамский канал, устанавливают специальные панамские клюзы, приваренные к палубе.

    В тех местах, где вместо фальшборта имеется леерное ограждение, устанавливают киповые планки, которые могут быть с роульсами (от 1 до 3) или без них (на малых судах).

    Если нельзя выполнить прямую проводку троса от клюза или киповой планки на швартовный барабан, то на палубе ставят одиночные роульсы.

    Для закрепления швартовов на кнехтах служат тросовые стопоры - переносные механические зажимы колодочного или цепного типа. Стопоры крепят за тумбу кнехта или за рым в его корпусе.

    Швартовные лебедки , или шпили (паровые, электрические или гидравлические) предназначены для подтягивания судна к пирсу после закрепления на нем швартовов. Для швартовных операций на баке обычно используют швартовные барабаны механизмов якорного устройства (шпиля или брашпиля) В средней части судна и в корме устанавливают специальные швартовные механизмы (на сухогрузных судах используют швартовные барабаны грузовых лебедок).

    Швартовные лебедки бывают простые и автоматические. Автоматические лебедки применяют на танкерах и судах для перевозки навалочных грузов, то есть судах, у которых во время погрузочно-разгрузочных операций быстро изменяется осадка, что требует частых перешвартовок. При наличии автоматических швартовных лебедок стравливание или вбирание швартовов происходит автоматически, так как лебедка поддерживает постоянное натяжение швартовного троса. Для намотки и хранения швартовов служат вьюшки - барабаны с высокими бортиками, которые приводятся во вращение вручную: либо с помощью выступающего обода, либо от ручного зубчатого привода.

    Чтобы предотвратить повреждения борта судна при швартовке к причалу, особенно при швартовке судов друг к другу в открытом море на волнении, на судах предусматривают кранцевое устройство.

    Швартовное устройство

    На к а ждом су д не долж н о иметьс я швартовное устро йство, об е спечива ю щее п о дтягиван и е судна к берег о вым ил и плавучи м прича л ьным с о оружени я м и н а дежное к р епление судна к н и м. Шва р товное у с тройство служит для крепления с у дна к пр и чалу, б о рту друг о го судн а, рейдовы м бочка м, палам, а также пере­т я жки вдол ь причало в. В сост а в шварто в ного уст р ойства в х одят (ри с. 6.32):

    Швар т овные т р осы;

    Кнех т ы;

    Швар т овные к л юзы и направляю щ ие роул ь сы;

    Кипо в ые план к и (с роул ь сами и б е з них);

    Вью ш ки и бан к еты;

    Швар т овные м е ханизмы (турачки брашпиля, шпиль, лебедки); вспо м огатель н ые прис п особлен и я (стопо р а, кранц ы, скобы, бросатель ные

    конц ы).


    Назван и я швартовных концов

    Швартовы

    Mooring lines, hawsers

    Шпринг

    Spring

    Носовой швартов

    Bow line

    Скрещивающиеся шпринги

    Cross springs

    Прижимной швартов

    Breast line, breast fast

    Швартовное оборудование

    Mooring appliances

    Кормовой швартов

    Stern line

    Швартовный клюз

    Mooring pipe

    Носовой швартовный клюз

    Bow mooring pipe

    Киповая планка

    Fairlead, chock

    Fairlcadcr



    Швартовные тросы (канаты). В качестве швартовн ых конц о в исполь з у­ютс я растител ьные, стальные и с и нтетиче с кие трос ы.

    Стальные тро с ы применяются в с е реже, так как они п л охо вос п ринимаю т динамич еские на г рузки, требуют бо л ь­ ш их физических ус и лий при передаче с борта су дна на п р и­ч а л. Наибо л ее распр о странен н ыми на морских с у дах явля ю т­с я стальны е швартовы диам е тром от 19 до 28 мм. Хра н ят с т альной швартов н а ручных вьюшках, оборудованных то р­мозом, пр и жимаемым педаль ю к щеке барабана. На крупн о­т о ннажны х судах уст анавлив а ют швар т овные вь ю шки с п р и­в о дом.

    Ши р окое рас п ростране н ие полу ч или шва р товы, из г о­т о вленные из синте т ических тросов. Они легче равнопр о ч­н ы х им ст а льных и растител ь ных шв ар товов, обладают хо­р о шей ги б костью, которая сохраняет с я при относител ь но низких температурах. Не разрешается использовать синтети­ чес к ие тросы, не прошедшие ан т истатиче с кую обр а ботку и не имею щ ие серти ф и­кат о в.

    Чтобы использо в ать поло ж ительны е качества синтетич еских тр о сов разл и ч­ных видов в ы пускают с я комби н ированн ы е синтетические тросы. Н а швартовых лебе дках, где швартов ы стальные, та его часть, кот о рая идет на берег, изготовляет­ся и з синтетич еского т р оса в вид е так назы ваемой «пружины».

    На суд а х, перев о зящих н а ливом во с пламеня ю щиеся жидкости с температ у­рой вспышк и паров ниже 60 0 С, пользов аться ст а льными тросами разрешае т ся тол ь ко на па л убах над с троек, н е являющи хся верх о м грузовых налив н ых отсек о в, есл и по этим палубам не проход ят трубо п роводы приема и выдачи г р уза. При м е­нят ь на танкер ах трос ы из искусс твенного волокна можно то л ько по с п ециальн о му раз р ешению Регистра (при разр ы ве этих т р осов воз м ожно об р азование искр).

    Для св о евремен н ого обна р ужения д е фектов швартовы должны не реже 1 ра­за в 6 месяце в подверга ться тща т ельному осмотру. Осмотр т а кже необходимо п р о­изв о дить пос л е стоянк и на шварт овых в э к стремаль н ых услов и ях.

    В зави с имости от полож е ния отн о сительно судна швартовы называются: про д ольные, прижимн ы е, шпр и нги (нос о вые и к о рмовые соответст в енно) (р и с. 6.34). Шварт о вы на за б ортном к о нце име ю т петлю - огон, кот орый на к идывают на бер е говой пал или креп ят скобо й к рыму швартовн о й бочки (рис. 6.35). Другой ко­нец троса зак р епляют на кнехтах, установ л енных на палубе с у дна.


    Кнехты предс тавляют собой пар н ые чугу н ные или стальные тумбы, р а спо­л о женные на некото р ом расст о янии др у г от дру г а, но имеющие об щ ее осно в ание (рис. 6.36). Кроме обыкновен н ых кнехт о в, в нек о торых сл у чаях, ос о бенно на низ­к о бортных судах, применяю т ся крес т овые кн е хты, ко т орые мо г ут быть как д в ойные, т а к и один а рные.


    Шва р товные т р осы на кнехтах з ак репляют наложен и ем ряда шлагов в виде в о сьмерки таким образом, ч т обы ход о вой кон е ц троса находилс я сверху (рис. 6.3 7). Обы ч но накла д ывают д в е - три п о лные во с ьмерки и только в исключи т ель­н ы х случа я х доводя т число шлагов д о 10. Чтоб ы не происходил о самосбрасы­ва ния трос а, на него наклады вают сх в атку. Дл я креплен ия кажд о го швар т ова, п о данного на берег, должен б ы ть отде л ьный кн е хт.

    Клюзы. Для пропуска швартово в с судна на берег в фальш борте де л ают ш в артовны й клюз - круглое или оваль н ое отве р стие, окаймленно е литой ра мой с гладкими закругле н ными кр а ями (рис. 6.38). Д л я проводки шварт о вов с ав т ома­т и ческих л е бедок об ы чно уст а навлива ю т универс альные поворотные клюзы (рис. 6.3 9). Таки е клюзы предохра н яют тро с от перет ирания. На судах, следующ и х по П а намском у каналу, где прово дка судн а через шл юзы осу щ ествляе т ся с пом о щью б е реговых тягачей, обязатель н о устана в ливают п а намские клюзы, и м еющие боль­ш и й радиу с кривизны рабочей поверхно сти, чем у бортово го, и луч ш е присп о соб­л е нные для работы с о швартова ми боль ш ого диа м етра.


    Киповые планки. Киповы е планки предназн а чены дл я изменени я направ л е­ния швартова (рис. 6.40). На большин с тве совр е менных судов ус т анавливают кип о вые планки из отдельно сто я щих дву х -трех ро у льсов. К и повые п л анки без ро­уль с ов обычно примен я ют тольк о на небол ьших су д ах при м а лом диа м етре шв а р­тов н ого троса.

    Роульсы уменьш ают изн о с тросов и снижа ю т усилие, необходимое для их выб и рания. Отводные (палубны е) роульсы устанавл ивают о к оло шва р товного ме­хан и зма, что предотвр а щает пер е кос швар т ова на б а рабане (т у рачке ) (р и с. 6.41).


    Вьюшки и банкеты. Для хранения швартов н ых тросо в использу ют банк е ты и в ь юшки (рис. 6.42, 6.43). Пос л едние п р едставля ю т собой горизонт а льный ба р а­бан, вал которого закр е плен в подшипник а х станин ы. По бока м бараба н имеет ди с­ки, препятствующие сходу троса.

    Рис. 6.43. Трос н а банкете


    Рис. 6.4 2. Вьюшка

    Бросательные концы (выброски). Для под ачи швар т овов на берег или дру­г о е сооруж е ние обы ч но испол ь зуется бросательн ы й конец - лёгкий п е ньковый трос с песком в тросовой оплетке на конце (рис.6.44). Конец кр е пят за ог о н шварт о ва и п о следний подают ч е рез шва р товный или букси р ный кл ю з (рис. 6 .4 5). Выб р оску у к ладываю т в шлаги и, удержи вая за с в ободный конец, бросают на причал. С по­мо щью это г о лёгког о троса на берег выт ягивают с я сравни т ельно тя ж ёлые шв а рто­в ы. Бросател ьный ко н ец изгот о вляют из линя дли н ой около 25 метро в.






    Кранцы применя ю т для п р едохран е ния корпуса судна от повр е ждения при шва р товке. Мягкие кр а нцы чаще всего дел а ют плет е ными из старого растител ь ного троса. Применя ю т также пробков ы е кранц ы, предста вля­ющие собой не б ольшой шаровидн ы й мешок, заполне н ный мелко й пробкой. В после днее вр е мя все б о лее ши р окое приме н ение нах о дят пнев м атическ и е кранц ы.








    Рис. 6.45. Подго т овленное для шварт о вки рабочее место: 1 -трос; 2 - выброска; 3 - переносной цепной стопор


    Переносные стопоры. Вы бранный с помощ ь ю механ и зма швар т овный т р ос пер е носят на кнехты и закрепля ю т. Чтобы при пере н осе трос а он не пот равливался, на него пред в арительн о наклады вают сто пор. Стоп ор креп и тся к ры м у у осно в а­ния кнехта и л и за обух на палуб е судна.

    При ра б оте со с т альными швартов ы ми след у ет испол ь зовать ц е пные сто п о­ры с длиной цепочки не менее 2 м, калибр а 10 мм и растител ьным тр о сом дли н ой не менее 1,5 м на ходов ом конце (рис. 6.4 6). Примен ение цеп н ых стоп о ров для р а с­тит е льных и синтетиче с ких трос о в недопу с тимо.

    Рис. 6.46. Удер ж ание шва р товного т р оса стоп о ром

    Стопор вытягив а ют вдоль швартов а по напра влению натяжени я (рис. 6.4 7). Ког д а шварт о в взят на стопор, не следуе т резко сбрасывать с турачки или шпи ля тро с, чтобы рывком н е оторвать стопор. Швартов следует с н ачала ос т орожно по­тра в ить обра т ным ход о м шпил я или браш пиля, н е снимая шлагов с барабана, и тол ь ко убеди в шись, чт о стопор надежно держит ш в артов, последний быстро пе р е­лож и ть на кн е хт. На б о льших с у дах могу т применя ться стац ионарные винто в ые сто п оры, в ко торых тр о с зажим а ется вин т ом межд у щеками. Стациона рные сто п о­ры установле н ы на пал у бе межд у клюзом или киповой планк о й и кнех т ом.

    Выбир а ние и за к репление швартов н ых трос о в значит е льно упр о щается при исп о льзовании кнехто в с вращаю щимися тумбами. Шварто в наклады вают «во с ь­мер к ами» на тумбу кн е хта и по д ают на турачку б р ашпиля. При выб и рании тр о са тум б ы кнехт а проворач иваются, свободн о пропуск ая трос. После сн я тия трос а с тура чки бра ш пиля он не будет п о травлив а ться, так как тумб ы имеют стопор, ко т о­рый препятст в ует их п о вороту в обратном направле н ии.



    Швартовые механизмы. Для вы бирания швартово в могут быть испо л ьзо­в а ны как специаль н о устан о вленные для это й цели швартовн ы е механ и змы (например, швартовные шпил и, лебедки и т. д.), так и други е палубн ы е механ и змы (например, брашпил и, грузовые лебедки и т. д.), им еющие швартовн ы е бараба н ы.

    Для выбирани я швартов ных тросов на бак е использу ют тура чки брашпиля (рис. 6.48). Швартовы е шпили устанав л иваются для работ ы с кормо выми шв а рто­в ы ми. Они занимаю т мало мес та на па л убе, при в од шпил я располаг ается по д па­лу бой (рис. 6.49).


    Авт о матичес к ие швар т овные ле б едки мог ут устан а вливатьс я для рабо ты с к о рмовыми и носов ы ми швар т овами (р и с.6.50). Швартов постоянн о находитс я на б а рабане л е бедки, н е требуетс я его пре д варител ь ной подг о товки пе р ед пода ч ей и п е реноса н а кнехты после обт я гивания. Лебедки автомати ч ески по д тягивают суд­н о, выбирая слабину троса, или потравли вают сл и шком сильно натя н утый тро с при из менении положения судна о т носител ь но прича л а в проц е ссе грузо в ых опер а ций, в о время прилива или отлива.


    Шва р товное у с тройство должно содержат ь ся в исп р авном со с тоянии, обес­п е чивающе м его пост оянную готовност ь к действ ию. Кнехты, швар т овные клюзы, к и повые пл а нки, нап р авляющ и е роульс ы должны быть всегда достато чно глад к ими д л я предот в ращения преждев р еменного износа т р осов. Ро л ики, роу л ьсы и д р угие п о движные элемент ы должны легко вра щаться, быть хорошо расхо ж ены и с м аза­н ы. Цепные и тросовы е стопор ы, глаголь -гаки до л жны быт ь исправны.

    При наличии автоматических швартовных лебедок и швартовных поворот­ных клюзов следует периодически проворачивать ролики клюзов и регулярно сма­зывать трущиеся части.

    Все концы, тросы, кранцы, маты, бросательные лини надо своевременно просушивать, металлические детали - очищать и смазывать.

    При стоянке судна на швартовах необходимо выполнять следующее:

    • запрещается оставлять стальные швартовные концы на барабанах брашпи­лей даже на короткое время, так как при натяжении или рывках швартовов валы механизмов могут быть погнуты;
    • в местах с резким колебанием уровня воды рекомендуется в качестве швар­товных концов применять растительные тросы либо тросы из синтетиче­ских материалов;
    • во время погрузки и выгрузки необходимо проверять, чтобы все швартовы были одинаково обтянуты, не имели излишней слабины или не были слиш­ком тугими. Особенно внимательно надо следить за швартовами в портах, где имеют место колебания уровня воды;
    • во время сильного ветра или течения швартовы, которые испытывают наибольшее напряжение, должны быть равномерно натянуты. При наличии зыби швартовы должны иметь некоторую слабину с целью уменьшения их напряженности при раскачивании судна;
    • во время дождя швартовы и фалини из растительных тросов необходимо периодически потравливать, так как, намокая, они укорачиваются на 10 - 12 % и могут лопнуть.
      • Перед началом швартовных операций убедитесь, что швартовные механизмы и вьюшки находятся в исправном состоянии и работают нормально.
      • Пуск в действие швартовных механизмов производите только по команде ли­ца, руководящего операциями.
      • Выбирайте и травите швартовные тросы только по команде лица, руководя­щего швартовкой.
      • Для швартовных операций применяйте только исправные тросы. Не работайте со стальными тросами, у которых торчат концы оборванных проволок, пере­биты пряди или трос деформирован.
      • Не допускайте нахождения посторонних людей в местах производства швар­товных операций.
      • При подготовке к швартовным операциям разнесите по палубе тросы необхо­димой длины. Не травите тросы непосредственно из бухт или с вьюшек.
      • Не стойте внутри шлагов разнесенного по палубе швартовного троса. Подавая для швартовки трос, очищайте его от калышек.
      • Подавая бросательный конец, предупредите окриком "Берегись!".
      • Не да в айте бол ь шой слабины шва р товному тросу при выборке его пода н ным броса т ельным к о нцом. Тяжелые тр о сы потравливайте через кне х т, налож и в на него о д ин - два шлага.
      • Не зад е рживайт е руками или ногам и вытравл ивающийся трос.
      • Накла д ывая тро с на кнехт, следите, чтобы на нем не об разовал и сь калышки, в проти в ном случае шварт о вный ко н ец возьм и те на ст о пор, рас пр авьте вс е об­разовав шиеся к а лышки и только после этого вновь на л ожите ег о на кнехт.
      • Взяв швартовн ы й трос н а стопор, не находи т есь впер е ди по на п равлени ю его натяже ния и бл и же 1 ме т ра от ме с та налож е ния сто п ора (для синтетич е ских канатов - не бл и же 2 мет р ов).
      • При о т даче сто п ора нахо д итесь то л ько со ст о роны, пр о тивопол о жной на т яже­нию швартовно г о троса, и в стороне от линии натяжени я.
      • Страв л ивая тро с из бухты, встаньте за бухту лицом по направлен ию дви ж ения стравл и ваемого троса и с б расывай т е шлаги в п еред от себя.
      • Выби р ая или потравлив а я шварт о вные тр о сы, дер ж ите ходо в ой коне ц, не подход я к кнехт а м или ба р абану ш в артовног о механизм а ближе 1 метра.
      • Допол н ительны е шлаги тр оса нак л адывайте на бараб а н шварт о вной леб е дки, шпиля или бра ш пиля тол ь ко при остановле н ном мех а низме. Н е стравлив айте трос с вращаю щ егося бар а бана шв а ртовного механиз м а, когда барабан в р аща­ется в сторону в ы борки.
      • По ок о нчании швартовк и на верхн ие шлаги стальног о троса, заведенно г о на кнехт, накладывайте схва т ку из то н кого раст и тельного троса.
      • При о т даче с кнехта туго натянуто г о троса потравите трос до о б разовани я до­статочн ой слаб и ны, только после э т ого сним а йте шлаг и с кнехта.
      • Не на х одитесь на линии натяжени я выбираем ого или стравлив а емого тр о са, а также вблизи к н ехтов и р о ульсов.
      • Не вы б ирайте и не трави т е тросы, если с ни м и произ в одятся р а боты у р о уль­сов ил и киповых планок (освобожд е ние зажа т ых трос о в и пр.).
      • Не пр о таскивай т е шварто в ные кон ц ы через клюзы без специаль н ых крюч ь ев.
      • Во вр е мя прои з водства швартовн ы х работ не держите руки на план ш ире фальшборта, не перегиба й тесь чер е з него. Н е переходи те с суд н а на при ч ал, с прича л а на судно или с с у дна на су д но до ок о нчания швартовки.
      • При з а возке шв а ртовног о троса шл юпкой н а бирайте достаточ н ое колич е ство шлаго в троса дл я свобод н ого его потравли в ания. Не подбира й те завезе н ный шлюп к ой швар т овный тр о с до тех пор, пока шлюпка не освобо д ится от троса и не отойдет о т него на безопасно е рассто я ние. Есл и человек находитс я на шварт о вной бочке, не тра в ите и не выбирайт е швартовный трос.
      • При за п уске ли н еметател ь ной рак е ты следи т е за те м, чтобы линь нахо дился п о д ветро м в сторон е от ва с. Запуска йте лине м етательн у ю ракет у с таким рас­чет ом, чтоб ы она упал а за цель ю.
      • Для п р едохране н ия швар т овных т р осов от пере­ти р ания не о бходимо подкладывать под стальные тро­сы деревян н ые бруск и, а под растительны е - мат ы.

    Стальной швартовный трос подлежит замене, если в любом месте на его длине, равной восьми диаметрам, число обрывов проволок составляет 10% и более общего числа проволок, а также при чрезмерной деформации троса.

    Растительный трос подлежит замене при разрыве каболок, прелости, зна­чительном износе или деформации. Синтетические канаты подлежат замене, если количество обрывов и повреждений в виде надрывов нитей составляет 15 % и бо­лее числа нитей в канате.

    После окончан и я швартовных опе р аций уб е рите св о бодные тросы на вьюшки и л и в бухт ы, а механи змы от к лючите, установи т е противокрысины е щитки.

    § 33. Швартовное устройство

    Швартовное устройство предназначается для крепления судна при стоянке у пристаней, набережных, пирсов или около других судов, барж и т. д.

    Составными элементами швартовного устройства на каждом судне являются (рис. 60):

    швартовы – тросы (канаты), предназначенные для закрепления (швартовки) судна у места стоянки. В качестве швартовов на судах применяются стальные, пеньковые, сизальские, манильские, капроновые и нейлоновые канаты (тросы);

    кнехты – короткие тумбы, прямые или крестовые, прочно укрепленные на верхней палубе судна и служащие для закрепления швартовов;

    киповые планки и тросовые отводы – направляющие тросы к кнехту или шпилю, предохраняющие их от перетирания об острые края судовых деталей;

    швартовные механизмы – швартовные шпили, лебедки, служащие для выбирания тросов при подтягивании судна к месту стоянки или для обтягивания швартовов;

    тросовые вьюшки – предназначаются для хранения на судне швартовных канатов по-походному;

    привальные кранцы – прокладки, предохраняющие борт судна от ударов при навале на стенку или борт соседнего судна.

    Рис. 60. Схема швартовного устройства судна носовЬй и кормовой шпринг; 2- привальные кранцы; 3-прижимные швартовы; 4- продольные швартовы; 5-дополнительные продольные швартовы; 6- киповые планки; 7- кнехты; 8-швартовые клюзы; 9-тросовые вьюшьки: 10- швартовый шпиль; 11- швартовые турочки браншпиля.

    Рис. 61. Схема буксирного устройства. 1 – буксирная лебедка; 2 – буксирный гак; 3 – промежуточный клюз с наметкой; 4 – буксирный трос от лебедки; -5 – буксирный трос от гака; 6- буксирная арка; 7 – буксирный клюз; 8 – буксирный трос при буксировке на коротком тросе.

    Из книги Ударная сила флота (Подводные лодки типа «Курск») автора Павлов Александр Сергеевич

    ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО Атомная подводная лодка проекта 949А (шифр «Антей») создана на базе проекта 949 путем врезки дополнительного отсека (пятого) с целью размещения новой аппаратуры, для удобства компоновки. Внешний вид её весьма примечательный- оставив прочный корпус

    Из книги Все о предпусковых обогревателях и отопителях автора Найман Владимир

    Устройство и характеристики Принципы работы В основе работы неавтономных подогревателей лежат два хорошо известных физических явления: подогрев с помощью электрической энергии и теплообмен в жидкой среде, называемый конвекцией. Хотя оба явления известны, но

    Из книги Советы автомеханика: техобслуживание, диагностика, ремонт автора Савосин Сергей

    2.2. Устройство и работа Бензиновый двигатель – это двигатель с возвратно-поступательным движением поршней и принудительным воспламенением, работающий на топливно-воздушной смеси. В процессе сгорания запасенная в топливе химическая энергия преобразуется в тепловую, а

    Из книги Электронные фокусы для любознательных детей автора Кашкаров Андрей Петрович

    4.1. Устройство и работа Для передачи крутящего момента от коленчатого вала двигателя к колесам автомобиля необходимо сцепление (если у автомобиля ручная КПП), коробка передач, карданная передача (для заднеприводной машины), главная передача с дифференциалом и полуоси

    Из книги Общее устройство судов автора Чайников К. Н.

    3.9.1. Как работает устройство Пока вокруг датчика сухо, на входе элемента DD1.1 высокий уровень напряжения. На выходе элемента (вывод 3 DD1.1) низкий уровень и сигнализация выключена. При небольшой влажности, а тем более, при воздействии на датчик влаги (капель воды) на входе

    Из книги Шлюпка. Устройство и управление автора Иванов Л. Н.

    § 31. Рулевое устройство Рулевое устройство служит для изменения направления движения судна, обеспечивая перекладку пера руля на некоторый угол в заданный промежуток времени.Основные элементы рулевого устройства показаны на рис. 54.Руль – основной орган, обеспечивающий

    Из книги Средний танк Т-28. Трёхглавый монстр Сталина автора Коломиец Максим Викторович

    § 32. Якорное устройство Якорное устройство служит для постановки судна на якорь, обеспечения надежной стоянки судна на открытой воде и для снятия его с якоря.Основное якорное устройство размещается в носовой части открытой палубы и состоит из элементов, показанных на

    Из книги «ЭЛЕФАНТ». ТЯЖЁЛОЕ ШТУРМОВОЕ ОРУДИЕ ФЕРДИНАНДА ПОРШЕ автора Коломиец Максим Викторович

    § 34. Буксирное устройство Буксирное устройство обеспечивает использование судов в качестве буксиров (тянущих или толкающих другие суда) или служит для буксировки судна другими судами. Для этого на обыкновенных судах в оконечностях верхней палубы ставят усиленные

    Из книги Гараж. Строим своими руками автора Никитко Иван

    § 36. Шлюпочное устройство Шлюпочное устройство на судне служит для спуска, подъема, хранения и закрепления шлюпок по-походному.Шлюпки (катера) предназначаются для спасения людей в случае аварии и гибели судна, для связи судна с берегом, а также для выполнения работ на

    Из книги Управление и настройка Wi-Fi в своем доме автора Кашкаров Андрей Петрович

    1.4. Устройство шестивесельного яла Самым распространенным типом гребно-парусной шлюпки является шестивесельный ял (рис. 1). Рис. 1. Общий вид шестивесельного яла:1 – форштевень; 2 – галсовый гак; 3 – брештук; 4 – отверстие для фонарной стойки; 5, 37 – решетчатые люки; 6 –

    Из книги Микроволновые печи нового поколения [Устройство, диагностика неисправностей, ремонт] автора Кашкаров Андрей Петрович

    УСТРОЙСТВО ТАНКА Т-28 Танк Т-28 проходит по площади Урицкого. Ленинград, 1 мая 1937 года. Машина выпуска 1935 года, хорошо видны опорные катки раннего типа (АСКМ).КОРПУС ТАНКА. За всё время серийного производства танки Т-28 имели корпуса двух типов: сварные (из гомогенной брони) и

    Из книги автора

    УСТРОЙСТВО «ФЕРДИНАНДА» Один из готовых «Фердинандов» во дворе завода «Нибелунгенверке» после покраски и оснащения инструментом. Май 1943 года (ЯМ).По своему устройству и компоновке штурмовое орудие «Фердинанд» отличалось от всех немецких танков и САУ времён Второй

    Из книги автора

    Из книги автора

    Из книги автора

    2.1.4. Устройство DSP-W215 Электрическая розетка с интегрированной точкой доступа Wi-Fi модели DSP-W215 также может использоваться для быстрого и удобного подключения датчиков температуры, системы безопасности, датчиков дыма, камер. Настойка и управление осуществляются через

    Из книги автора

    1. Устройство СВЧ-печей 1.1. Секреты оправданной популярности современных микроволновых печей Все или почти все способы приготовления пищи сводятся к одному – разогреть посуду и ее содержимое, то есть нагреть сковородку или кастрюлю и, соответственно, ее содержимое.