• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    контрольная работа

    1.1 Понятие и виды политического абсентеизма

    Абсентеизм - (лат. absentis -- отсутствующий) -- одна из форм сознательного бойкотирования избирателями выборов, отказ от участия в них; пассивный протест населения против существующей формы правления, политического режима, проявление безразличия к осуществлению человеком своих прав и обязанностей. В широком плане под абсентеизмом можно понимать факт равнодушного отношения населения к политической жизни, обывательское представление отдельных людей о том, что от них в политике ничего не зависит», политика «не мое дело» и т.п. Подобное представление противоречит основам конституционного строя Российской Федерации. Если «человек, его права и свободы являются высшей ценностью», то их проявление в политической жизни предполагает отказ от абсентеизма, аполитичности. Статья 32 Конституции гласит: «Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей». Но это право в единстве со свободой человека дает ему возможность неучастия в политической жизни, избирательной кампании. Тем самым абсентеизм выступает как признак свободы человека в обществе. Но свобода от неучастия в политической жизни оборачивается формированием отсутствующего сознания, безразличия к общественно-политическим делам общества и государства. Поэтому особо подчеркнем, что, обладая общей и политической культурой, человек обязан свободно реализовывать свои права в политической жизни. Массовый абсентеизм может взорвать демократические механизмы управления социумом, сделать население объектом манипулирования, абсолютно подвластным «верхам», сформировать пассивную личность. Абсентеизм наличествует в любом обществе: развитом и неразвитом, демократическом и тоталитарном и т. п. .

    Политический абсентеизм не означает, тем не менее, полного выключения человека из поля политических властных отношений, так как он, как правило, остается законопослушным гражданином, добросовестным налогоплательщиком. Позиция неучастия, занятая человеком, касается только тех видов политической деятельности, где он может каким-то образом проявить себя как активная личность: высказать свое мнение, выразить свою сопричастность какой-то группе или организации, определить свое отношение к тому или иному кандидату в депутаты парламента.

    Можно выделить два основных вида абсентеизма: пассивный абсентеизм - низкая политическая и правовая культура определенных слоев населения, порождающая безразличие к политическому процессу и отчуждение от него, и активный абсентеизм - результат отказа от участия в выборах по политическим мотивам, например несогласие с вынесением вопроса на референдум, отрицательное отношение ко всем кандидатам на президентских выборах и т.п.

    Абсентеизм - это, прежде всего, сознательное уклонение избирателей от голосования по политическим причинам.

    Во всем мире наблюдается пагубная тенденция снижения активности избирателей, и это не может не тревожить специалистов. Возрастающая пассивность избирателей, нежелание идти на выборы, полнейшее безразличие - одна из наиболее сложных проблем, стоящих перед мировым сообществом и перед Российской Федерацией в частности. По данным ВЦИОМ на выборах 1979г. Приняло участие 63% избирателей, в 1984г. - 61%, 1989г. - 58,5%, 1994г. - 56, 8%, значительное снижение числа избирателей отмечено в 1999г. - 49,85%, в 2004г. их число составило 45, 7%. Таким образом, на данный момент, по официальным данным в Российской Федерации насчитывается примерно 52 млн. граждан, являющихся абсентеистами.

    Современные исследования позволяют выявить категории абсентеистов:

    И так абсентеизм - это добровольное, осознанное уклонение от выборов. В этой связи, прежде чем говорить о способах устранения такого положения дел, разберемся в причинах нежелания избирателей идти в день выборов на избирательные участки.

    Политический режим -- это упорядоченное взаимодействие структур политической системы, а также совокупность методов осуществления власти и достижения политических целей. Понятие политического режима раскрывает динамический...

    В научной литературе избирательную систему принято рассматривать в узком и широком смысле слова. В широком смысле под избирательной системой понимают упорядоченные общественные отношения, связанные с выборами, составляющие порядок выборов...

    Выборы как основной институт политической системы

    Главным компонентом избирательных систем являются выборы. Выборы - это способ формирования органов государственной власти и наделение полномочиями должностного лица через волеизъявление граждан. Яшин А.А. Выборы и партии в регионах России: Сб...

    Глобальное политическое прогнозирование

    Прогнозирование обычно используется в широком и узком значении. В широком - это выработка вероятного суждения о состоянии какого-либо явления в будущем. В узком - это специальное научное исследование перспектив развития какого-либо явления...

    Идеологическое многообразие в РФ

    Часть 1 статьи 30 Конституции РФ закрепляет следующее: каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется...

    Избирательные системы в зарубежных странах

    В современных зарубежных странах всеобщее избирательное право ограничивается целым рядом цензов (требований к потенциальному избирателю). общие требования - регламентируют активное избирательное право - право голосовать...

    Особенности применения прагматических стратегий в публичных выступлениях британских политических деятелей

    Политический дискурс, как определенный вид коммуникации, которая осуществляется в некой политической ситуации, имеющий прагмалингвистические особенности, свой метаязык, вербальные и психологические механизмы воздействия, имеет и единые цели...

    Политическая мифология России

    В обыденном представлении миф -- это сказка, вымысел. Современный человек считает себя рациональным существом и ни за что не признает, что его поступки и образ мыслей могут определяться мифами. Однако, при ближайшем рассмотрении...

    политический манипулирование кризис конфликт Слово "процесс" (от лат. prossesus - продолжение) означает: 1. динамическое, развивающееся состояние какого-либо объекта (сразу заметим, что в данном случае понятие "объект" по своему содержанию бесконечно...

    Теоретические подходы к определению монархии в современном мире

    Монархия (от греч. monarchia - единовластие, единодержавие) - форма государственного правления, при которой главой государства является монарх - суверенное, политически и юридически безответственное лицо...

    Теоретический анализ подходов к проблемам самоопределения субъектов РФ

    Трансформация недемократических режимов в демократию

    Различные политические явления неразрывно взаимосвязаны и составляют определенную целонность, социальный организм, имеющий относительную самостоятельность. Это из свойство и отражает понятие политической системы...

    Краткое описание

    Политический абсентеизм не означает, тем не менее, полного выключения человека из поля политических властных отношений, так как он, как правило, остается законопослушным гражданином, добросовестным налогоплательщиком. Позиция неучастия, занятая человеком, касается только тех видов политической деятельности, где он может каким-то образом проявить себя как активная личность: высказать свое мнение, выразить свою сопричастность какой-то группе или организации, определить свое отношение к тому или иному кандидату в депутаты парламента.

    1.Вступление
    2.Абсентеизм и пути его преодоления
    3. Причины абсентеизма в молодежной среде
    4.Последсвтия абсентеизма
    5.Вывод

    Прикрепленные файлы: 1 файл

    1.Вступление

    3. Причины абсентеизма в молодежной среде

    4.Последсвтия абсентеизма

    Политический абсентеизм – уклонение избирателей от участия в голосовании при выборах представителей власти, главы государства и т.д.

    Политический абсентеизм не означает, тем не менее, полного выключения человека из поля политических властных отношений, так как он, как правило, остается законопослушным гражданином, добросовестным налогоплательщиком. Позиция неучастия, занятая человеком, касается только тех видов политической деятельности, где он может каким-то образом проявить себя как активная личность: высказать свое мнение, выразить свою сопричастность какой-то группе или организации, определить свое отношение к тому или иному кандидату в депутаты парламента.

    Абсентеизм возникает тогда, когда исчезает внешнее принуждение к политической деятельности, когда у человека появляются право и реальная возможность воздержаться от политических действий. Как массовое явление абсентеизм отсутствует в тоталитарных обществах. Поэтому многие исследователи не дают однозначной оценки данному феномену. С одной стороны, существование проблемы абсентеизма свидетельствует о том, что у индивида есть право выбора той линии поведения, которая соответствует его интересам, но с другой – абсентеизм, несомненно, является свидетельством индифферентности людей к выборам, политическим событиям.

    Абсентеизм опасен тем, что приводит к снижению численности избирателей, при явке которых выборы считаются состоявшимися.

    Немаловажным фактором является спокойная внешнеполитическая и внутриполитической обстановка в стране. И это вполне естественно. Политическая тема становится ведущей лишь в периоды революционных потрясений, глубоких социальных и экономических кризисов. В благополучные же периоды, в силу инертности общества, политика занимает умы весьма небольшой его части.

    В социологическом исследовании мы рассмотрели три пути преодоления политического абсентеизма, которые представляются нам наиболее эффективными.

    1.Повышение электоральной и политической культуры населения.

    2.Учет влияния социальных факторов в предвыборной кампании.

    3. Преодоление социального кризиса.

    Для первого направления важен прежде всего молодежный вопрос. Причем здесь возможны самые разнообразные пути: и углубленное изучение в школах и институтах всех профилей (помимо политологии и обществознания) основ активного избирательного права, и проведение тематических игр-выборов, игр-референдумов, и организация внутри школьных и студенческих коллективов партий и движений, и реализация модели государства на игровом уровне и многое-многое другое.

    Кроме того, предвыборные программы кандидатов должны содержать и определенные социальные факторы, которые создавали бы заинтересованность граждан в электоральном процессе.

    Третье направление – преодоление социального кризиса – довольно популярно не только у социологов, но и у политиков, общественных деятелей и т.д. Это направление связано в основном с повышением духовного, экономического и политического престижа страны в глазах ее граждан.

    Смею заметить, что некоторые считают, что это одна из форм сознательного бойкотирова ния избирателями выборов, отказ от участия в них; пассивный протест населения против существующей формы правления, политического режима. В Украине людей, которые сознательно бойкотируют участие в выборах, принято называть "противсіхами" (протывсихами).
    На первом этапе, на выборах Президента 2010 года, когда в бюллетенях было еще графа "голосую против всех"* возникла в среде деомкратической интеллигенции движение голосовать "против всех" - против всех кандидатов, включая антогонистов Януковича и Тимошенко. Это был сознательный протест в первую очередь против обанкротившихся демократических сил, которые не желали прислушиваться к требованиям общественности и "очиститься".
    Такие настроения "демократически и патриотически настроенных" избирателей активно использовали технологи из предвыборных штабов Партии Регионов, основного соперника проукраинских политических сил, в районах, где большинство составляли противники регионалов. Таким образом "сбивалась явка", то есть уменьшалось количество голосов за кандидата в Президенты Юлию Тимошенко. В условиях, когда страна была поделена на примерно два равных политических лагеря, такая тактика была очень эффективной и в результате принесла победу.
    Позже в бюллетене законодатели убрали графу "не поддерживаю никого". И поэтому большая часть представителей этого течения избирателей сознательно игнорировало участие в голосовании, но часть избирателей все равно приходили на участки и портили бюллетени, чтобы их голос "не пропал", то есть, чтобы бюллетень активного избирателя не был использован для фальсификаций результатов голосования.

    3. Причины абсентеизма в молодежной среде

    На сегодняшний день среди проблем общественного сознания, связанных с абсентеизмом, наиболее актуальной является абсентеизм молодежи. При этом необходимо отметить, что низкий уровень политического участия молодежи, или политический абсентеизм, не является исключительно российской проблемой. «Абсентеизм в большей степени наблюдается у молодежи» независимо от ее гражданства. Даже в развитых демократических странах Европы привлечение молодежи к участию в выборах – самой массовой, общедоступной, простой и наименее время- и ресурсозатратной форме политического участия – представляет собой задачу отнюдь не тривиальную. Меры, направленные на повышение уровня политического участия молодежи, принимаются на самом высоком уровне, создаются программы, выделяются средства, но молодежь по-прежнему отказывается приходить на избирательные участки.

    Анализ политологов и социологов позволяет выявить следующие причины нарастающего абсентеизма:

    1. Низкая политическая и правовая культура населения, порождающая безразличие к политическому процессу и отчуждение от него.
    2. Причины общесоциального и общеполитического характера. В качестве примера: длительные экономические трудности, на решение которых итоги выборов значительного влияния не оказывают, низкий уровень доверия к действующим органам власти, невысокий престиж депутатского корпуса в глазах населения.
    3. Причинны, связанные с особенностью конкретной избирательной кампании. В частности, непривлекательный кандидат, неинтересная агитация.
    4. Причины случайного характера. Например, погодные условия, состояние здоровья избирателя.

    Среди перечисленных выше причин, наиболее серьезной для молодежи является низкая политичская и правовая культура, безразличие и отчуждение от избирательного процесса. Для ее устранения требуется повысить активность молодого избирателя, не только ознакомить его с конституционным правом избирать и быть избранным, но и показать механизм реализации этого права. Под правовой активностью следует понимать, прежде всего, свободное, правомерное поведение в части реализации своего субъективного избирательного права. С целью наиболее всестороннего анализа причин молодежного абсентеизма и возможностей его устраненя, можно отметить элементы, составляющие части правовой активности граждан – это правовое воспитание, правовая культура и правосознание.

    В результате правового воспитания у гражданина формируются правовые потребности, интересы, установки, ценностные ориентации, которые в значительной мере являются важными компонентами социально – психологической регуляции правомерного поведения. Здесь главным является то, что простое знание людьми законов, устройства государства, судопроизводства еще не гарант гражданственности действий этих людей в политико - правовой сфере.

    Правовая культура также выступает элементом правовой активности граждан, являясь ее фундаментом. Она выражется в единстве правомерного и соцально – активного поведения индивила, его активной жизненной позиции в сфере права, законности и стремления к правопорядку.

    4.Последсвтия абсентеизма

    В первую очередь абсентеизм может привести к фальсификации.Во многих странах голоса людей, которые не явились на выборы, используют и голосуют за того, кого нужно. Одна из причин абсентеизма то, что на политическую апатию может влиять недоверие к политическим институтом, ощущение невозможности хоть как то повлиять на процесс принятия решений. Часто говорят: «От меня ничего не зависит, там все уже решено».

    Так вот именно это и самая большая ошибка. Если люди не будут ходить на выборы, вскоре так и будет. И тогда это приведет к тому, что зачем вообще проводить эти выборы. Смысла не будет. А люди вообще не будут знать, что происходит у них в стране. Оценка роли абсентеизма в политической науке неоднозначна. Одни исследователи настаивают на необходимости вовлечения как можно большей части людей в различные формы политического участия. Другие считают, что ограниченное участие и неучастие может рассматриваться как стабилизирующий фактор, поскольку активизация аполитичных слоев населения, включение их в политический процесс может привести к дестабилизации политической системы. Нужно ходить на выборы, потому что необходимо изменить существующий в обществе стереотип, ведь свободные выборы – это не свобода ходить или не ходить на выборы, а свобода выбора среди представленных кандидатов.

    Абсентеизм имеет негативные последствия. Ведь для признания выборов такими, которые состоялись, и для того, чтобы за их результатами можно было определить победителей, необходимое участие определенного количества зарегистрированных избирателей. Неявка избирателей не позволяет сформировать выборные органы или заполнить выборные должности. При таких условиях возникает потребность в проведении новых выборов, а следовательно, и в дополнительных финансовых затратах. Достаточно часто и повторные выборы не дают желательных результатов, в результате чего выборные вакансии не заполняются, что, кстати, касается и депутатского состава Верховной Рады Украины и органов местного самоуправления.


    В государстве, построенном на демократических принципах, гражданам предоставляется возможность участвовать в политическом процессе. Одним из наиболее важных типов такого участия является формирование выборных органов государственной власти. Однако сегодня всё более актуальной становится тенденция отказа граждан от участия в политической жизни социума, что негативно влияет на формирование структур гражданского общества, на эффективность выборных органов власти, в связи с чем возрастает интерес к проблеме абсентеизма.

    Сознательное уклонение избирателей от участия в выборах – распространённое явление в мировой избирательной практике, для демократических государств абсолютное участие в выборах нехарактерно. Стопроцентная явка типична для недемократических режимов, где используются различные методы принуждения к участию в голосовании.

    Увеличивающееся количество людей, которые по тем или иным мотивам отказываются участвовать в выборах органов власти, поднимает проблему легитимности выбранной власти. Поэтому некоторые государства применяют различные меры для обеспечения явки: от введения минимального порога явки до штрафов. Установление юридической обязанности принимать участие в голосовании используется в таких странах, как Австрия, Бельгия, Италия, Люксембург, Португалия и др. Однако вряд ли это можно считать решением проблемы абсентеизма, так как причины отказа от осуществления своего избирательного права различны и зачастую носят политический характер.

    Высокий уровень участия граждан в политике, в частности в выборах, скорее возможен при преобладании коллективистских настроений в обществе.

    По мере роста индивидуалистических настроений появляются приоритетные для каждого человека сферы деятельности, связанные с его личными целями, политика же как сфера общественного и решение политических проблем уходят на второй план.

    По мнению З. Баумана, кризис политического участия связан со снижением интереса к совместным общим делам, размыванием политических убеждений. Э. Гидденс объясняет растущее число абсентеистов отмиранием старых форм легитимации власти, которые становятся неэффективными по мере роста глобализации. Р. Инглхарт считает, что простые формы политического участия, такие, например, как голосование, выборы, теряют свою действенность, и на смену им должна прийти гораздо более сложная система, обеспечивающая политическое участие.

    Уровень абсентеизма в государстве характеризует состояние политической системы, отношение граждан к ней. Игнорирование голосования может быть как формой пассивного одобрения существующей политической ситуации, так и наоборот – формой выражения недовольства властями, недоверия, приводящего к отчуждению человека от политических процессов. Таким образом, среди абсентеистов можно выделить две основные группы:

    1) группу граждан, чьё решение не ходить на голосование не является выражением их политической позиции и демонстрирует конформное поведение, и

    2) группу граждан, выражающих таким образом свой протест.

    На уровень абсентеистических настроений влияет множество факторов, которые можно условно разделить на объективные и субъективные. К объективным относятся такие факторы, как уровень и тип выборов, уровень экономического развития и социальное положение избирателя, его демографические характеристики. К субъективным можно отнести индивидуальные и психологические качества избирателя, специфику его культуры, в том числе и политической, социальнопсихологическое состояние на момент выборов.

    Численность не участвующих в голосовании во многом определяется уровнем выборов. На выборах местного и регионального уровней отмечается значительно меньшее количество проголосовавших, чем на выборах федерального уровня. При прогнозировании явки избирателей на выборы также следует учитывать специфику социальноэкономической ситуации. Как правило, с повышением степени экономического развития падает уровень политического развития, что можно проследить на примере развитых стран.

    Численность абсентеистов варьируется в различных возрастных группах. По мере взросления человека и повышения уровня его образования политическая активность возрастает. По данным фонда «Общественное мнение» (ФОМ), всегда ходят на выборы только 23% молодёжи (18–35 лет), среди людей старшего поколения (от 55 и старше) этот показатель значительно выше – 60%. Из тех, кто имеет среднеобщее и среднеспециальное образование, регулярно участвуют в выборах 32% и 39% соответственно. Среди имеющих высшее образование доля таких граждан составляет 44% (I).

    Динамика явки на федеральные выборы (по данным ЦИК (II))

    Субъективные факторы не только объясняют причины отказа от участия в голосовании, но и связывают проявления абсентеизма с отчуждением от политики. Уклонение избирателей от участия в голосовании – частный случай уклонения от участия в политической жизни вообще, показатель равнодушного к ней отношения. Л.Я. Гозман и Е.Б. Шестопал, характеризуя причины абсентеизма, выделили факторы, оказывающие угнетающее влияние на интенсивность политического участия: ощущение бессилия и фрустрирующие особенности самосознания. Ощущение бессилия в большинстве случаев подавляет желание принимать участие в политике, редко приводит к внеинституциональным фор- мам политической активности. Гозман и Шестопал выделяют четыре параметра фрустрации:

    1) деиндивидуализацию как результат социализации,

    2) размытость групповой принадлежности,

    3) деперсонализацию,

    4) ощущение зависимости от окружающих обстоятельств.

    Вышеперечисленные факторы связаны с одной из главных причин абсентеизма – недоверием к политическим институтам и процессам. Недоверие порождает такую форму политического отчуждения, как самоотчуждение, проявляющееся в абсентеизме.

    Несомненно, абсентеизм – естественноисторический феномен, появившийся с распространением всеобщего избирательного права, с предоставлением права участвовать в политической жизни группам, которые не были в этом заинтересованы. Сегодня абсентеизм – неотъемлемая часть политической жизни государства, выбравшего демократический путь развития.

    Проблема абсентеизма актуальна и для современной России. В советский период высокий уровень участия обеспечивался авторитарными методами, не последнюю роль в этом играли коллективистские ценности. Сращивание партийного и государственного аппаратов определило участие в общественной жизни как необходимое условие профессиональной самореализации. Транс- формировавшиеся в результате перестройки принципы государственного устройства изменили ситуацию, и уровень неучастия значительно вырос. После конституционного закрепления демократической формы государства явка на выборы федерального уровня составляет не более 2/3 от числа зарегистриро- ванных избирателей (см. табл. 1).

    Выборы президента РФ отмечаются наиболее высоким процентом явки избирателей. Это связано не только с набором его полномочий, но и с особенностями политической культуры, которая обусловливает стремление к сильной личности во главе государства и авторитарному стилю управления. Тот факт, что на вы

    борах Государственной Думы явка всегда ниже по сравнению с президент- скими выборами, объясняется низким уровнем доверия к политическим партиям, неверием в возможность представительного органа власти решать какие-либо важные вопросы самостоятельно.

    Показательны в этом отношении данные опросов ФОМ. На вопрос «А Вам хотелось или не хотелось бы состоять в какой-нибудь политической партии, организации?» ответили положительно 9% в 2005 г., 9% в 2006 г. и 5% в 2011 г. (III).

    Таким образом, институт политических партий не вселяет веру в возможность изменить политическую ситуацию в стране или повлиять на неё. По данным исследовательского холдинга «Ромир», в 2011 г. низкую эффективность Государственной Думы признали 40% россиян против 16%, считающих её эффективность высокой. В 1996 г. лишь 11% признали высокую эффективность Государственной Думы, более того – около 30% опрошенных считали, что работа законодательного органа негативно влияет на положение страны (IV).

    Показатели явки на выборы не дают полной картины о доле действительных абсентеистов среди населения. Необходимо учитывать ситуативность принятого решения участвовать или не участвовать в голосовании. Среди абсентеистов, заранее принявших решение не участвовать в выборах, около 80% действительно не пришли на избирательный участок. Однако в общем числе не участвующих доля этой группы весьма невелика: на парламентских и президентских выборах она составила 20–22%, остальные же не пришедшие на голосование не заявляли о своём неучастии. На основе этих данных можно предположить, что среди абсентеистов немало тех, кто принял решение не участвовать в голосовании в последний момент под действием случайных обстоятельств и по причине отсутствия понимания значимости выборов, а значит, их выбор следует трактовать скорее как бездействие, нежели как действие.

    Тем не менее в основе принятого решения как протестных, так и случайных абсентеистов лежат одни и те же причины. В последние годы наблюдается увеличение доли не заинтересованных политикой граждан. По сведениям ВЦИОМ, в 2013 г. 36% граждан избежали различных форм политического участия по причине низкой заинтересованности, в 2012 г. таковых было 30%, в 2007 г. – 20% (V). Низкая заинтересованность российских граждан в политике часто объясняется олигархизацией власти, коррумпированностью и закрытостью по- литических институтов, что лежит в основе главного фактора, влияющего на политическое участие, – недоверия к институтам и процессам политической системы. На вопрос «Иногда можно услышать, что политика – “грязное дело”. Вы лично согласны или не согласны с таким мнением?» только 22% опрошенных ответили, что не согласны. Среди тех, кто выразил своё согласие, 49% не интересуются политикой вообще (VI).

    Недоверие формирует негативное отношение не только к отдельным политическим деятелям, но и к сфере политики в целом, что увеличивает степень политического отчуждения. Проводимые опросы подтверждают преобладание настроений недоверия к институтам политической системы. Количество тех, кто никому не доверяет, с 2004 по 2011 г. выросло с 23% до 37%. Доверие к президенту России в этот же промежуток времени снизилось с 59% до 20%, к правительству РФ – с 14% до 11%, к Совету Федерации – с 4% до 2%, только доверие к Государственной Думе осталось неизменным – 6%, что, однако, ситуацию никак не меняет (VII).

    Стоит заметить, что среди граждан старшего поколения наблюдается более высокий уровень электоральной активности по сравнению с молодёжью. Грядущее на смену поколение если и заинтересовано в политике, то выбирает неформальные виды участия в политической жизни. Объясняется это разным характером политической социализации в советский и современный периоды.

    Однако выборы на сегодняшний день остаются единственным способом формирования легитимной власти, и тенденция игнорировать голосование может негативно сказаться на развитии России как демократического государства.

    Немаловажным фактором, влияющим на участие в выборах, является наличие действительной конкуренции политических сил. Когда выбор предопределён или не из кого выбирать, то логично, что явка снижается, так как смысл волеизъявления теряется. Когда же существует реальная конкуренция между кандидатами, партиями, то внимание повышается как к предвыборной борьбе, так и к её исходу. В ходе опроса ФОМ, проведённого накануне выборов 2004 года, более половины респондентов высказали мнение, что реальной конкуренции на президентских выборах они не ждут (66% против 18%). Однако ситуация меняется в 2012 г.: ожидания респондентов относительно серьёзной предвыборной борьбы между кандидатами на выборах 2012 года разделились примерно пополам. Это связано с повышенным вниманием к политическим событиям, вызванным реакцией населения на результаты думских выборов 2011 года (VIII).

    Однако явка на президентских выборах была немногим больше, чем в 2004 г., и связано это было, возможно, с отношением граждан к честности проводимых выборов. По данным холдинга «Ромир», только 20% опрошенных сочли, что выборы 2011–2012 гг. прошли без нарушений, 62% признают наличие как малозначительных, так и массовых нарушений (IX). Выборы в сознании граждан не представляются инструментом серьёзного влияния на политическую жизнь страны. Согласно опросу 2011 года, 40% граждан считают, что их участие в выборах совсем не влияет на принятие решений в жизни страны, 22% считают, что их участие влияет немного, 26% – незначительно (X). Таким образом, выборы в сознании россиян приобрели ритуализированный, формальный характер: бытует мнение, что они нужны в первую очередь власти, а не избирателям. Потеряна вера в возможность этой процедуры както изменить жизнь страны. Перманентная неудовлетворённость качеством реализации своего избирательного права, наслаивающаяся на множество других актуальных проблем, неминуемо будет порождать отчуждение от сферы политического, которое проявляется в росте количества абсентеистов.

    Выборы – важнейший процесс в демократическом государстве, посредством которого формируются представительные органы власти, предопределяется вектор политического развития. Распространяющееся явление абсентеизма может привести в итоге к установлению нелегитимной власти, выбираемой меньшей частью граждан. Незаинтересованность граждан в политике, их низкая активность ослабляет позиции гражданского общества, стремящегося власть контролировать. Следствием может стать закрытость политической элиты, её безответственное отношение к политическим решениям, что порождает опасность замены демократических политических механизмов на авторитарные.

    Абсентеисты – самоотчуждающаяся от политики часть населения, как правило, мало заинтересованная в политике, слабо в ней разбирающаяся. Их объединяет низкий уровень доверия к политическим институтам и процессам, сильные сомнения в возможности повлиять на ход политического развития государства. Большинство абсентеистов отличаются социальной пассивностью, но есть среди них и те, кто, игнорируя законные формы участия, выбирает неконвенциональные. Эта часть абсентеистов представляет собой протестную силу и в случае социальных кризисов и конфликтов может приобрести черты политического экстремизма.

    Явление абсентеизма демократическими методами искоренить невозможно, да и не нужно, так как, не имея массового характера, он не представляет опасности для основ демократического и правового государства. Всегда будет существовать категория лиц, не участвующих в голосовании по неполитическим причинам. Всегда будет существовать доля людей, не заинтересованных в политике. К негативным последствиям для политической системы абсентеизм может привести в случае его масштабности в государстве, так как он парализует важнейшие демократические процессы. При этом размывается смысл демократии как формы государства, в которой народ сам выбирает и контролирует выбранную им власть.

    Абсентеизм, имея распространение во всех странах развитой демократии, имеет несколько другую природу в современной России, где неучастие порождено в большей степени недоверием к политической системе. В советский период имело место отчуждение от народа со стороны самой власти, которое трансформировалось в самоотчуждение граждан по причине неэффективности демократических механизмов. Именно такое самоотчуждение порождает постоянный рост числа абсентеистов, не верящих в возможность изменить политическую ситуацию существующими законными способами, и политическое бездействие именно таких абсентеистов может превратиться в политическое действие протестного радикального характера.

    К.И. Аринина


    Подобные документы

      Понятие и основные характеристики политического поведения. Содержание и формы политического участия. Политическая иммобильность и абсентеизм: причины и следствия. Во всех развитых демократических странах существуют институты политического образования.

      реферат , добавлен 15.12.2003

      Теоретические и методические аспекты "политического участия" граждан в жизни страны, его сущность, виды и формы протекания. основные характеристики политического поведения. Практические и целенаправленные формы политического участия в современной России.

      реферат , добавлен 20.09.2011

      Изучение особенностей личности политического лидера Д.А. Медведева - российского государственного и политического деятеля, третьего Президента РФ, избранного на выборах 2 марта 2008 г. Анализ политической деятельности, участия в выборах Президента России.

      реферат , добавлен 27.10.2010

      Сущность и стуктура политического процесса. Понятие политического процесса и его формы. Структура и виды. Режимы протекания. Особенности политического процесса в современной России в переходный период от тоталитаризма к демократии.

      дипломная работа , добавлен 16.12.2002

      Понятие и основные теоретические подходы к изучению абсентеизма, предпосылки его появления и характерные особенности. Проявление конфликтного потенциала в условиях абсентеизма в современном избирательном процессе, его последствия и механизмы преодоления.

      курсовая работа , добавлен 14.05.2015

      Объект, предмет, система категорий социологии политики. Механизм функционирования политической системы. Факторы политического поведения и участия. Институт выборов и его социальные функции. Типы партийных систем. Функции политического лидерства.

      шпаргалка , добавлен 24.11.2010

      Общее понятие политического лидерства. Сложность феномена политического авторитета. Современные теории политического лидерства и их характеристика. Типологизация политического лидерства на основе различных признаков. Особенности лидерства в XXI веке.

      реферат , добавлен 08.02.2011

      Специфика политического сознания, роль в жизнедеятельности общества, источники и функции. Социально-психологические аспекты политики. Роль человека в политике. Типология политического участия. Основные права и свободы. Понятие политической психологии.

      курсовая работа , добавлен 10.11.2009

      Раскрытие сущности и изучение режимов функционирования политического процесса как упорядоченного действия по реализации властных интересов и целей. Исследование процесса принятия политического решения. Основные способы и формы политического участия.

      реферат , добавлен 31.05.2013

      Подходы к рассмотрению политического сознания, его функции и пути формирования. Формирование политического сознания личности, его типы (политическая теория, государственно-партийное и массовое политическое). Типология политического сознания россиян.

    Регистрация кандидатов

    8) Агитационная кампания . Законодатель определяет: сроки агитационной компании (начала, конца), условия и способы, места, использование СМИ (равные условия и равное время выступления кандидатов). В некоторых странах запрещено публиковать опросы общественного мнения за несколько дней до окончания агитации. Финансирование – см. вопрос 39.

    9) Голосование . В большинстве стран голосование тайное, личное, методом бюллетеней. Бюллетени печатаются государством официального образца (в большинстве стран) и самими партиями (напр.Франция). Допускается голосование по почте (Великобритания, ФРГ), по доверенности, выдаваемой на родственников (Франция, ФРГ), во многих странах допускается досрочное голосование. Бывают и др.методы: механический рычаг, перфокарта (пробивание отверстия), электронная система прямой записи (сенсорный экран, кнопочные машины) и т.д.

    10) Подсчет голосов, подведение итогов, опубликование . Подсчет осуществляется членами избирательных комиссий и др.органами, производится открыто и гласно, присутствуют партийные наблюдатели, представители независимых кандидатов, общественности, СМИ, международных наблюдателей (дают заключение о степени легитимности выборов). Действительность выборов или их недействительность подтверждается различными органами: прежде всего центральными избирательными комиссиями, подтверждение действительности может входить в компетенцию Парламента, Судебный порядок, Конституционным судом, Конституционный совет (Франция).

    Это обязательные стадии. Также предусматриваются факультативные стадии:

    12) Окончательное определение результатов голосования и опубликование итогов

    Избирательные споры решаются в административном порядке (избирательными комиссиями) и судебном. Для судебного в некоторых странах создаются специализированные избирательные суды (Бразилия), в некоторых не создаются (США).


    Абсентеизм (от латинского absentia - отсутствие), уклонение избирателей от участия в голосовании при выборах представительных органов или должностных лиц.

    Абсентеизм – одна из форм сознательного бойкотирования избирателями выборов, отказ от участия в них; пассивный протест населения против существующей формы правления, политического режима, проявление безразличия к осуществлению человеком своих прав и обязанностей. В широком плане под абсентеизмом можно понимать факт равнодушного отношения населения к политической жизни , обывательское представление отдельных людей о том, что от них в политике ничего не зависит, политика "не мое дело" и т.д.



    Масштаб абсентеизма напрямую связан с историческими условиями становления институтов демократии, с различиями в менталитете народов, с существованием различных традиций и обычаев в данном социуме.

    ПРИЧИНЫ:

    Абсентеизм вызван, как правило, аполитичностью граждан, утратой их доверия к государственным органам власти, низким уровнем политической компетенции избирателей, низкой значимостью результатов выборов для граждан. Абсентеизм оказывает негативное влияние, поскольку снижает легитимность власти и свидетельствует об отчуждении граждан от государства; в некоторых странах (Италия, Бельгия, Греция, Австрия) преследуется по закону.

    Рост числа абсентеистов – это свидетельство несовершенства сложившейся политической системы, показатель роста недоверия к демократическим институтам, индикатор нарастания социальной напряженности в обществе.

    Одной из характерных черт политической жизни постиндустриального общества является резкое снижение политической активности граждан. Рост числа абсентеистов фиксируется практически во всех высокоразвитых в экономическом отношении странах. (По данным Международного института демократии и содействия выборам (Стокгольм, Швеция), проводившего анализ активности избирателей на всеобщих парламентских и президентских выборах в 163 странах мира, среднестатистический показатель явки избирателей снизился за последние годы с 70 до 64%3). Таким образом, с известными допущениями можно утверждать, что абсентеизм стал своеобразной "визитной карточкой" новейшего времени.

    Главной причиной абсентеизма является неприемлемость для части избирателей социального строя , института выборов, отсутствие интереса к политике и потребности заниматься политической деятельностью, а не сложности технического или организационного порядка, как это утверждает ряд западных авторов.

    Можно выделить два основных вида абсентеизма : пассивный абсентеизм - низкая политическая и правовая культура определенных слоев населения, порождающая безразличие к политическому процессу и отчуждение от него и активный абсентеизм - результат отказа от участия в выборах по политическим мотивам, например несогласие с вынесением вопроса на референдум, отрицательное отношение ко всем кандидатам на президентских выборах и т.п.