• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Да и матерям их понять проще - все-таки, женская психология. Но при ближайшем рассмотрении оказывается, что подобные взгляды не соответствуют действительности. Воспитание девочки - это трудоемкий процесс, в наши дни практически искусство. Что могут сделать родители, чтобы в будущем дочь стала счастливой, гармоничной женщиной, чувствовала себя уверенной, смогла создать свою семью, радоваться и ощущать полноту жизни?

    В современном мире, к сожалению, размываются границы между мужским и женским началом. Мужчины и женщины на протяжении последних 100 лет стали терять свою гендерную идентичность, мужские и женские роли смешиваются и перепутываются. Стало исчезать понятие «женственности» и «мужественности». Если посмотреть, как выглядят сегодня кумиры молодежи, можно поймать себя на мысли, что мужчины становятся все более женственны (длинные волосы, манерность, кокетство), девушки, наоборот, приобретают мужские черты (напористость, агрессивность во внешнем облике и поведении, жесткость в общении).

    ХХ век дал женщинам равные права с мужчинами, открыл перед женщинами невиданные возможности. Но в погоне за карьерой, учеными степенями, освоением новых профессиональных сфер женщина стала проигрывать в семье. У нее не стало хватать времени на воспитание детей, поддержание домашнего очага, на заботу о муже. Всеобщая пропаганда равенства полов травмировала женскую душу, потому что изначальное божественное предназначение женщины - быть помощницей мужчины, его эмоциональной поддержкой и вдохновением. В результате мы имеем поистине устрашающую статистику: из трех семей распадаются две.

    В этих условиях современным родителям нужно сосредоточить свой педагогический талант на том, чтобы воспитать девочку женственной. А воспитание женственности во всей своей полноте невозможно без духовности. Важно помнить, что воспитание человека начинается с момента его зачатия. Оказывается, в момент зачатия срабатывают законы духовной наследственности.

    Мы знаем, что существуют законы генетической наследственности (информация от обоих родителей через набор хромосом передается ребенку). Святые отцы говорят о том, что духовное состояние родителей в момент зачатия сказывается на особенностях души будущего ребенка. Если это было состояние страстное, ребенок рождается более подверженным неблагоприятному воздействию. Если это было состояние духовное, то на ребенка нисходит особая благодать, душа ребенка как бы освящается в утробе (известны случаи, когда родители будущих святых, перед зачатием становились на молитву, просили, чтобы Бог послал им богоугодную душу).

    Если такого духовного состояния не было в момент зачатия, его можно восполнить тем, что в ожидании рождения чада его мама и папа будут особо внимательны к своей духовной жизни, как можно чаще исповедоваться, принимать святое Причастие. Во время беременности духовная связь ребенка с родителями настолько сильна, что каждый грех родителей ложится печатью на душу ребенка.

    Священник Илья Шугаев в книге «Один раз и на всю жизнь» приводит такой пример: «Мама и папа вечером садятся перед телевизором, чтобы посмотреть непристойный фильм. Их дочка еще находится в утробе у матери, она ничего не видит и почти ничего не слышит. Но грех родителей отпечатывается на ее душе. Потом, через пятнадцать - шестнадцать лет, родители будут разводить руками и удивляться: „Откуда это в ней? Мы ее воспитывали в строгости, ничего непристойного в своей жизни она никогда не видела, подруги у нее все приличные. Ну почему она выросла такой гулящей?!“ Да, ей ничего не показывали, но сами вели себя блудно: в компании друзей мама могла себе позво- лить пофлиртовать, папа на улице и на работе часто заглядывался на короткие юбки, вместе по вечерам, уложив детей, мама и папа позволяли себе чтение бульварных статей, с интересом обсуждая статьи об интимных подробностях жизни знаменитых людей. Ребенок ничего этого не видел, но на душе оставался отпечаток греха».

    В период от рождения до пяти - шести лет у ребенка закладываются характерологические особенности, а также идет формирование половой идентификации. Очень важно в этот период оказывать девочке эмоциональную поддержку, особенно подчеркивать в ней проявления мягкости, уступчивости, сострадательности, заботливости. Когда четырехлетняя девочка хочет помочь маме вымыть посуду, мудрая мама обязательно скажет: «Какая ты у меня помощница!». Пусть потом маме придется тайком перемывать тарелки, зато девочка впоследствии будет повторять то действие, за которое ее похвалили. Таким образом, в ней можно воспитать привычку помогать по хозяйству, проявлять заботу о ближних.

    Маме важно помнить, что ее собственное поведение, способ взаимоотношений с миром, ее женский сценарий - это образец для подражания дочери. Если мама ведет себя грубо, часто кричит на дочь, конфликтует в присутствии дочери с отцом, девочка скорее усвоит не мамины правильные слова, а ее способ реагирования.

    Психология материодиночки, к сожалению, часто передается из поколения в поколение. Женщина неуспешная во взаимодействии с мужем бессознательно будет культивировать в своей дочери черты характера, которые почти на сто процентов сделают ее в будущем неспособной ужиться с собственным мужем.

    Для того, чтобы стать счастливой женщиной, девочке нужно иметь перед глазами образец для подражания в виде счастливой мамы. Если мама не чувствует себя счастливой, нужно проанализировать, что является причиной этого. За ощущением несчастья могут стоять, например, застарелые обиды, затаенные в глубине сердца (на своих родителей, на мужа, на ребенка). А корни обиды уходят в такую страсть, как гордыня. Осознав, в чем кроется причина ее собственных трудностей, и, изменив свою жизнь через покаяние и прощение, женщина поможет своей дочери стать по-настоящему счастливой.

    Для воспитания женственности девочке необходима любовь и внимание отца. Принято считать, что мальчик, воспитанный без отца - это плохо. И с этим трудно спорить. Но дефицит мужского воспитания для девочки также может иметь долгоиграющие негативные последствия. Повседневное общение с отцом учит девочку разбираться в мужской психологии, подстраиваться под нее (а для женщины это очень важно, если она хочет, чтобы ее замужество оказалось удачным), учит не бояться мужчин. В идеале оно дает то человеческое тепло, которое многие женщины, не имевшие отца, пытаются обрести путем раннего вступления в любовную связь и «вешаясь» то на одного мужчину, то на другого.

    Очень важно, чтобы с детства девочка видела правильную семейную иерархию: отец послушен Богу, мать послушна отцу, дети слушаются родителей. Если эта иерархия нарушена (например, женщина берет на себя функции главы семьи), ребенок часто растет неуверенным в себе, боязливым, невротизированным, а у девочки не возникает правильного представления о том, как нужно в обществе вести себя женщине, каким должен быть настоящий мужчина.

    Истинное женское обаяние заключается в чистоте души девушки. А чистота души сохраняется, если девочку воспитывают в целомудрии. Целомудрие воспитывается через такие, на первый взгляд, банальные вещи как одежда, игрушки, книги

    Важно одевать девочку в женственную одежду: платья, юбки. На эту тему достаточно подробно говорит монахиня Нина (Крыгина). Сейчас очень много девочек дошкольного возраста, одетых в брюки. С психологической точки зрения, одежда, которую могут носить и мужчины, и женщины (брюки, джемпера и т. д.) - это одежда-гермафродит. Даже взрослый человек, женщина, надевая брюки, психологически чувствует себя более независимо, раскованно. А поскольку дошкольный возраст является базовым по формированию пола, то очень легко ребенку «сбить» пол.

    В то же время платье платью рознь. Не нужно девочку одевать как на подиум: излишне декольтированное, открытое платье, полупрозрачный материал, обилие украшений могут навредить душевному состоянию девочки. Поэтому родителям нужно контролировать, во что одевается их дочь, пока их мнение авторитетно и значимо. Если говорить о девочках-подростках, то в выборе одежды они уже ориентируется не на мнение родителей, а на так называемую моду.

    Священник Илья Шугаев так пишет о посланиях, которые транслирует женская одежда: «О чем говорит современная женская мода? Короткая юбка говорит всем проходящим мужчинам следующее: «Половину своих ног я тебе уже показала, остальное получишь потом, если захочешь». Обидно, что девушка, надевая короткую юбку, думает показать всем только то, что она умеет модно одеваться, и не догадывается, что ее одежда несет совсем иное послание всем окружающим мужчинам. Вообще, одежда - это всегда некое безмолвное обращение ко всем встречным людям. При встрече обращение, зашифрованное в одежде, обязательно прочитывается. «Встречают по одежке». Появляется девушка в обтянутых брюках. Читаю: «Я вроде бы скрыла свое тело, но о моих прелестных формах ты можешь уже догадаться...» Есть и более коварные послания. Это длинные до пят юбки, но со столь же длинным разрезом на всю высоту юбки. Читаю это послание: «Я скрыла свое тело, но оставила маленькую щелочку, ты можешь немного подглядеть, если постараешься, и будешь ловить своим взглядом все движения моей походки, но остальное можно будет рассмотреть потом, если захочешь». Высказав подобное своей одеждой, девушке будет очень трудно встретить хорошего мужа. Поэтому, дорогие родители, на вас лежит очень большая ответственность научить девочку с детства хорошему вкусу в одежде, любви к платьям, но при этом важно выработать чувство меры. И, пожалуйста, не поощряйте интерес девочки к косметике.

    Еще один немаловажный момент. Родителям необходимо тщательно подбирать игрушки для дочери. Современная индустрия часто предлагает игрушки, ориентированные, по сути, на развращение детской души. Девочке дошкольного возраста очень вредно, например, играть куклами типа Барби.

    Я напомню, что кукла Барби исходно предназначалась для увеселения взрослых. Правда, звалась она подругому и была гораздо больших размеров. В середине ХХ века ее попробовали продавать в Германии в качестве «сексуальной партнерши» для моряков. Однако номер не прошел - нравы тогда еще не расшатались, и в Германии поднялась буря возмущения. Игрушке пришлось иммигрировать в Америку, где она сильно сократилась в размере и обрела новое имя. Но облик «секс-бомбы» остался.

    Кукла Барби имеет пропорции взрослой женщины, и девочка вынуждена, играя с этой куклой, воспроизводить взрослые сюжеты: поход в ресторан, общение с Кеном и т. д. Тогда как традиционная кукла - это прообраз ребенка. И играя с ней, девочка учится быть мамой. Она воспроизводит действия взрослых: пеленает «дочку», кормит, укачивает и таким образом с детства готовится исполнить главное предназначение женщины - материнство.

    Сейчас появляются игрушки для так называемого «полового воспитания», т. е. это куклы с половыми органами. Журналы для родителей уверяют, что это очень полезно для половой самоидентификации ребенка. Православные психологи, в том числе Татьяна Шишова, утверждают: «На самом деле, подобные игрушки - это одно из начальных звеньев в цепи мероприятий по сокращению рождаемости. В разработке мировой антидемографической политики участвовало много западных психологов и психиатров, была поставлена не одна сотня экспериментов. „Игрушки для полового воспитания“ действительно воспитывают. Только не хорошего семьянина или гармонично развитую личность, на что надеются родители, верящие прогрессивным журналам, а их противоположность».

    Родителям девочек можно посоветовать покупать традиционных кукол с детскими пропорциями, пупсиков. Если говорить о мягких игрушках, то стоит приобретать зверушек-малышей, которые пробуждают материнские инстинкты, кроме того, они мягкие, теплые, создают у ребенка чувство безопасности, снимают тревожность, несут определенную терапевтическую нагрузку.

    Ребенок активно осваивает мир, по-своему преобразуя его, ощущая себя творцом, и игра для него - необходимое средство познания мира. Поэтому, чем шире спектр применения игрушки, тем выше ее ценность для творчества и тем больше она может развивать потенциал самого ребенка.

    Подрастая, девочки начинают проявлять интерес к книгам и телевидению. Хочется сказать о романах для женщин, которыми сейчас заполнены прилавки. Мало того, что они портят литературный вкус, и без того не развитый у современных детей. Так еще - и это главная опасность - поглощая подобную литературную продукцию, девочки напитываются совершенно ненужными в их возрасте знаниями, учатся «искусству обольщения», усваивают взгляды и установки, которые, как правило, не доводят до добра.

    В этих книгах очень часто переплетены секс и романтика. Пользуясь тем, что девочкиподростки, как и сто лет назад, мечтают о любви, авторы совершают ловкую подмену: вместо любви целомудренной, чистой нацеливают читательниц совсем на другое.

    Большинство современной литературы для девочекподростков распаляет чувственность, внушает мысль о допустимости и даже желательности близких отношений в подростковом возрасте и преподносит в качестве эталона образ напористой, самоуверенной, нетерпеливой героини, которая не стесняется навязываться парням, часто ведет себя как девушка легкого поведения, превыше всего ставит собственное удовольствие, а потому, естественно, нарушает «устаревшие» моральные нормы. В конце книги героиню, как правило, ждет удача.

    Девочка-подросток, обольщенная подобной литературой, попадает в ловушку. Начиная подражать героине романа, она отказывается от своих естественных женских качеств: скромности, мягкости, заботливости, умения сострадать. Поначалу ей кажется, что она обрела свободу и независимость, но очень быстро выясняется, что парни смотрят на нее как на вещь, объект потребления.

    Родителям нужно внимательно следить за тем, что читает и смотрит девочка. И важно, чтобы родители сами не читали подобные книги и не смотрели сомнительные фильмы. Потому что все тайное становится явным. Если отец читает непристойный журнал, дети в силу своей природной наблюдательности и любопытства рано или поздно этот журнал найдут. Потом будет очень сложно объяснить им, почему это плохо, если низкопробная печатная продукция была найдена, скажем в родительском секретере.

    Очень полезно приводить примеры святых жен, достигших святости в супружестве. Жизнь святых благоверных князей Петра и Февронии, святых царственных страстотерпцев Николая Александровича и Александры Федоровны, их переписка до брака являются замечательным образцом чистоты отношений.

    Родителям необходимо постараться воспитать девочку так, чтобы она смогла осознать и принять свое женское предназначение, свою высокую роль в жизни семьи и общества, чтобы, образно говоря, девушка не занималась играми на чужом поле, пытаясь подражать мужчинам. Родители должны своим примером и чутким воспитанием показать, что девушка будет счастлива только если будет сама собой, будет реализовывать Богом заложенный в ней потенциал, предназначение. А главное предназначение женщины - дарить любовь и дарить жизнь - быть женой и мамой. И если мы сможем нашим девочкам раскрыть это высочайшее призвание женщины, научим их любить семью и детей и готовиться с детства к этому подвигу, мы убережем их от многих ошибок, разочарований и жизненных трагедий, а значит и наша жизнь на весах Божией Правды будет взвешена по иному. Ведь, как известно, «дерево познается по плодам».

    , изданной Сретенским монастырем в 2008 г.

    На встрече выпускников семинарии один мой одноклассник, а ныне настоятель нескольких храмов, благочинный, встал и сказал: "Для меня служение Церкви и служение семье стоит на одном месте». Не совсем обычно было слышать это от благочинного, который по долгу службы отвечает за несколько приходов, строит храмы, окормляет множество людей. Но потом я подумал и понял, что он прав. Если у священника неблагополучно в семье, ему очень сложно делать Божие дело. Святой апостол Павел пишет: Если же кто о своих и особенно домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного (1 Тим 5, 8). Вот так жестко. Не пишет, например: "Кто плохо молится и не радеет о своем деле», а кто о своих домашних не печется. И даже священник, совершая служение, выше которого нет ничего в мире, служа литургию и устрояя Церковь Божию, не может забывать о своем доме, семье. Жена, семья даются батюшке один раз в жизни. Он не может жениться вторично, и он особенно должен беречь свою матушку и помогать ей. Свято место пусто не бывает, на любой, даже самый ответственный пост можно найти замену, придут другие люди, но детям отца, а жене мужа никто не заменит.

    В современном мире, где осталось так мало любви, семья - тихая пристань, спасительный оазис, куда человек должен стремиться ото всех бурь и забот. Заповедь о любви к Богу и ближним воплощается в первую очередь в семье. Кого же еще любить, как не самых близких для нас людей - детей, родных? Любя их, научаемся любви к Богу. Ибо как можно полюбить Того, Кого не видел, не возлюбив тех, с кем живешь?

    Нас часто несет совершать какие-то подвиги, кому-то помогать, спасать, - а спросит с нас Господь в первую очередь о том, как мы заботились о своей семье, вверенных нам детях, как воспитали их.

    Немного на этом остановимся. Кто они, наши дети? Продолжение нас? Наша собственность? Или, того хуже, материал для реализации тех проектов и амбиций, которые не удалось воплотить в своей жизни нам? Детей дает Бог. Они - чада Божии и только потом - наши. И Бог дает их нам на время, чтобы спросить за них. Когда мы это поймем, то не будем питать ложных иллюзий и скорбеть от обиды на них. Мол, потратили на детей всю жизнь, силы, а получили вовсе не то, что хотели.

    Родители в большинстве случаев любят детей больше, чем дети родителей. И ожидание огромной детской любви - самый настоящий эгоизм. Начнем с того, что нормальный отец, нормальная мать заводят детей для самих себя, в тот момент они вовсе не думают, что их кто-то будет за это благодарить. Мотивы, по которым люди рожают детей: 1) любовь к детям; 2) чтобы иметь опору в старости. И вряд ли кто-то думает при этом, что облагодетельствовал свое будущее чадо или улучшил демографическую ситуацию в стране. Дети не просили их рожать, мы это делаем для себя. Те, кто любит детей, знают, что они могут нам дать гораздо больше радости, счастья, чем мы им. Тяжкий крест - не иметь чад. Это мы должны быть им благодарны, что они у нас есть.

    Горько бывает выслушивать жалобы родителей на детей, на которых они якобы потратили лучшие годы жизни, кучу денег и душевных сил и которые отплатили им черной неблагодарностью. Не надо уподобляться Рокфеллеру, который выставил счет своим уже взрослым детям за все те годы, когда он их поил и кормил. Нужно сожалеть не о потерянных годах и средствах, а о том, что не смогли воспитать детей достойной опорой своих родителей, не смогли завоевать их любовь.

    И поэтому главная задача родителей не в том, чтобы дать ребенку лучшую одежду, еду и игрушки, а чтобы образовать его. То есть взрастить в нем образ Божий, спасти его душу, а остальное приложится.

    О школьном образовании я знаю не понаслышке, так как довольно долго преподавал и в воскресной школе, и в самом обычном профтехучилище. И с болью вижу, что с каждым годом ситуация с детьми становится все хуже. Да и как может быть иначе, когда детьми никто не занимается: ни родители, ни школа. Раньше хотя бы были воспитательные программы, кружки, секции. Сейчас их почти нет.

    Зато в школах вводятся уроки сексуального просвещения. Остается телевизор и компьютер. Ребенок включает телевизор и видит, например, фильм Федора Бондарчука "9-я рота», где речь постоянно сдабривается матом и показана сцена группового секса. Говорят, один "афганец» в гневе сломал диск с этим фильмом, сказав, что это неправда и клевета на афганскую войну, это даже историческая неправда, 9-я рота не погибла, как показано в картине. В фильме "Антикиллер» главный герой, "рыцарь без страха и упрека», курит травку. И таких примеров можно привести множество, ведь у нас даже министр культуры Швыдкой призывал объявить мат нашим национальным достоянием. По TV постоянно транслируются фильмы, которые еще несколько лет назад подпадали под статью "Изготовление и показ порнографии». К этому нужно добавить детские (!) эротические журналы, уроки полового просвещения в школе и многое другое. По тому же TV постоянно идет явная и скрытая реклама алкоголя и табака, а во многих фильмах - даже наркотиков. Наркотики стали весьма доступны, а пиво вообще продается по цене минеральной воды. Когда я учился в школе, мы знали только одного наркомана из нашей школы, сейчас эта беда захлестнула все учебные заведения.

    Для чего я все это рассказываю? Не для того, чтобы кого-то запугать. Я думаю, все и так об этих проблемах знают. Важно понять другое: сейчас не то время, когда росли и воспитывались мы, не говоря уже о старшем поколении. И без веры в Бога, без христианских нравственных заповедей, без православной культуры мы детей не воспитаем. Еще лет 17–20 назад можно было опираться в воспитании на общечеловеческие ценности, сегодня - нет. Время потеряно. Христианское, православное воспитание дает ребенку прививку, духовный иммунитет против всего того зла, которое усиливается с каждым днем. И борьба за душу ребенка идет не только через культ доллара, секса и материальных ценностей. Мы живем в стране победившего оккультизма и сатанизма. Чтобы понять это, достаточно полистать любую газету с объявлениями о колдовских услугах и подойти к любому книжному лотку.

    Этот род (бесовский) победить материальными средствами невозможно. Вот для чего нужна вера. Если ребенок узнает, "что такое хорошо и что такое плохо» не по Маяковскому, а по Закону Божьему, если получит в своей жизни стержень веры в Бога, если узнает, что за все наши дела мы дадим ответ не только за гробом, но и в этой жизни, он сможет противостать миру и его злу. У Высоцкого есть слова: "Если путь прорубая отцовским мечом, ты соленые слезы на ус намотал, если в жарком бою испытал, что почем, значит, нужные книги ты в детстве читал». И наша задача дать детям эти книги, то есть воспитание.

    Кстати, о книгах. Очень важно привить ребенку с детства любовь к чтению, вкус к хорошей литературе. Делать это нужно как можно раньше, не ленясь читать детям вслух. Если малыш привыкнет к хорошим, настоящим книгам, у него не будет желания читать плохие. Сейчас время компьютеров, DVD и мобильных телефонов, и молодежь читает очень мало. Но научиться пользоваться компьютером можно очень быстро, а вот научиться читать книги, не имея с детства такой привычки, очень сложно. То же можно сказать и про качественные, хорошие фильмы и мультфильмы. Воспитав вкус ребенка в этой области, мы убережем его глаза и уши (а главное, душу) от похабных, бездарных поделок. Он, скорее всего, сам не сможет их смотреть. Покупая для детей диски, я с удивлением узнал, какое у нас огромное количество замечательных отечественных фильмов и мультфильмов для детей. И конечно, они не идут ни в какое сравнение с западной продукцией. А теперь перейдем к нашей основной теме: воспитанию детей в семье.

    Может быть, скажу банальную вещь, но воспитание ребенка нужно начинать с работы над собой. Есть известные пословицы: "С осины не собирают апельсины» и "Яблоко от яблони недалеко падает». Какими бы мы хотели видеть своих детей в будущем, такими мы должны быть сейчас, когда наши дети живут и общаются с нами. Учить надо примером жизни. Если отец разглагольствует о вреде алкоголя и табака, затягиваясь сигаретой и прихлебывая пиво, даст ли это какой-либо результат?

    Однажды я наблюдал очень неприятную сцену. Две молодые мамаши стояли на улице и разговаривали. В двух шагах играли их маленькие дети (не более четырех лет). И вот из уст этих женщин через каждое второе слово вылетала самая чудовищная матерная брань. Такой ругани я не слышал от матерых слесарей и бывших зэков. Кто вырастет из детей этих мамаш? Нетрудно догадаться. Такие же любители сквернословить. А где мат, там обязательно и другие пороки. Когда я был подростком, почти невозможно было встретить женщину, дымящую на улице. Сейчас курят даже молодые мамы, толкающие коляску, даже на детской площадке. Притом часто люди делают это не злонамеренно, просто они совершенно потеряли способность различать "хорошее» и "плохое». Они настолько свыклись с выпивкой, курением, сквернословием, что считают все это нормой жизни. Однажды мы с женой и детьми пришли на детскую площадку. Кроме нас там было несколько старушек на скамейках да мужчина и женщина, которые сидели прямо на досках песочницы. Мужчина курил. Я подошел к нему и попросил уйти, так как здесь детская площадка, гуляют дети. Как ни странно, он совершенно нормально воспринял мой призыв, извинился, погасил сигарету и ушел. Я думаю, он просто не задумывался, что его курение кому-то неприятно или вредит.

    Приведу пример, как за неблагочестивую жизнь родителям посылаются вразумления и как Господь показывает им, сколь большой вред они наносят своим чадам.

    Архимандрит Троице-Сергиевой лавры Кронид (Любимов) рассказывал про случай, который приключился с его земляком, крестьянином деревни Кетилово Волоколамского уезда. Звали его Яков Иванович. Он имел сына Василия восьми лет. С некоторых пор у него начались припадки невыносимого сквернословия, которые сопровождались хулой на святыню. Лицо его делалось при этом черным и страшным. Отец пытался наказывать его, бросал в подвал, но мальчик и оттуда продолжал сквернословить. Отец отрока поведал, что сам он трезвый не ругается, а как выпьет - первый сквернослов на улице и ругается при детях. Он сам сознавал, что виноват в одержимости сына. Архимандрит Кронид посоветовал крестьянину слезно каяться в грехах и молиться преподобному Сергию об исцелении сына. Приехав через год в лавру, крестьянин рассказал, что сын вскоре заболел, начал таять как свеча. В течение двух месяцев он болел и был необыкновенно кроток и смирен сердцем. Никто не слышал от него скверного слова. За два дня до смерти он исповедовался и причастился и, попрощавшись со всеми, умер. Потрясенный отец бросил пить и никогда более не произносил бранных слов.

    Этот случай показывает, какую ответственность мы несем за каждый наш поступок и слово, произнесенное в присутствии детей. О том, что ждет того, кто соблазнит единого от малых сих, мы хорошо знаем из Евангелия.

    Главным воспитательным фактором является атмосфера, царящая в семье. То, что ребенок видит и получает в семье, в детстве, на 80% формирует его характер.

    Сейчас появилась теория о том, что не существует плохой наследственности от родителей алкоголиков и наркоманов. Просто подростки, находясь в среде, где пьют и употребляют наркотики, сами перенимают эти пороки.

    Я не медик, мне сложно судить о правильности этой гипотезы, но скажу одно: ребенок не имеет грехов, грехи совершают взрослые. Известны многие примеры, когда дети из семей алкоголиков воспитывались в благополучных семьях и вырастали совершенно нормальными людьми. Наследственность была преодолена любовью и заботой.

    То же можно сказать и о других грехах. Например, отец подвержен гневу, часто кричит на жену. Сын вырастает точно таким же. И все говорят, что он весь в отца. На самом деле он действительно унаследовал от родителя импульсивный, эмоциональный характер, но вот образец для подражания он взял уже сам от своего папы. Дети наследуют от нас свойства характера и темперамента, но как они их применят и разовьют, зависит от нашего поведения и от того, как мы их воспитываем. Бережливость может стать рачительностью, а может - скупостью. Твердость может развиться в упорство, а может превратиться в упрямство, самодурство. Поэтому важно разглядеть особенности характера чада еще в младенчестве и дать им правильное развитие, а не стремиться любой ценой переделать их или навязать что-то, ребенку совсем не свойственное. То же можно сказать и о способностях. Если у подростка талант художника, а из него хотят любой ценой сделать математика только потому, что папа у него профессор мехмата, можно очень сильно повредить любимому чаду.

    Очень влияет на состояние детей то, какие отношения между супругами. Ведь семья - это единый организм, и дети неотделимы от нас. Психолог Максим Бондаренко приводит такой пример: "Отец приходит на консультацию с сыном. Заявляется проблема плохой успеваемости сына в школе, его нежелание учиться. По ходу беседы выясняется, что отец постоянно ругается с матерью, так как ревнует ее. Казалось бы, какое это имеет отношение к учебе сына? Оказывается, прямое. Поскольку он боится развода родителей, то часть конфликтной энергии в семье неосознанно оттягивает на себя. Для этого ему и “пришлось стать” плохим учеником. В результате родители часть своей агрессии, адресованной друг другу, направляют на сына, который таким образом неосознанно “спасает” семью от развала. Вот и получается, что отец и мать занимаются его “воспитанием” вместо того, чтобы решить проблему собственных отношений» . "Когда семья вместе - тогда душа на месте», - говорит народная мудрость.

    Если родители хотят воспитать хороших детей, они должны разобраться сами с собой, достичь хороших взаимоотношений. Тогда и детей воспитывать будет легче. Беда современных родителей - недостаток свободного времени, в этом цейтноте очень мало часов остается на детей, особенно у отцов. И это объяснимо, время тяжелое, нужно зарабатывать деньги. Но все же выкроите время и поиграйте, позанимайтесь с детьми. И они вас за это отблагодарят, даже тем, что вы станете ближе друг другу.

    Один папа рассказывал: "Мне раньше казалось непозволительной роскошью пойти с детьми в зоопарк, на природу или на цирковое представление. Я не считал себя настолько свободным человеком, чтобы тратить время на такие пустяки. Лучше помолиться, почитать Евангелие. Но Бог разбил и полностью изменил мои представления о духовной жизни. Я понял, что моя отцовская духовность состоит в том, чтобы уделять моим детям все свое свободное время. Никакая духовность не оправдает необходимости воспитания собственных детей. И теперь мы ходим в зоопарк, вместе играем и гуляем в лесу».

    Роль отца особенно важна в воспитании мальчиков. То, как вы играли с детьми в футбол, ходили в поход, совершали паломничества, что-то вместе мастерили, запомнится на всю жизнь. Воспоминания детства - самые светлые, яркие, они светят нам как звездочки всю нашу жизнь.

    Многие папы, чувствуя вину перед детьми из-за недостатка общения, задаривают чад дорогими вещами, игрушками, но зачастую детям это совсем не нужно. Для них было бы гораздо ценнее, если бы папа сделал что-нибудь вместе с ними, починил машину или научил пилить и забивать гвозди. Мы часто жалуемся на дурное влияние улицы, школы. А сами-то много ли времени проводим с детьми, влияем на них, интересуемся, чем они живут, какие фильмы и песни их волнуют? Родители должны быть первыми друзьями своих детей, сохраняя, конечно, субординацию, избегая панибратства.

    Нужно ли хвалить детей? Я считаю, что нужно. Семья, папа и мама, для ребенка - целый мир. Он что-то сделал, но еще не может объективно оценить свой успех, не имеет жизненного опыта. Взрослый человек может получить оценку своего труда на работе, от друзей, родных, а ребенок - только от родителей. И похвала, даже за маленький успех, имеет огромное значение для дальнейшего творческого роста.

    И напротив, дети, которым родители твердят: "Ты у меня глупый, неумеха, толстый», "Ничего хорошего из тебя не выйдет», - вырастают глупыми, неумелыми, неудачниками. Если ребенка, даже действительно больного, постоянно опекать, оберегать от всего, он всю жизнь будет считать себя больным, ущербным. Возникает так называемый комплекс неполноценности.

    А теперь поговорим о таком важном разделе воспитания, как наказание детей. Священное Писание и опыт Церкви не отрицают необходимости строгого наказания чад. Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его (Притч 13, 25). Розга и обличение дают мудрость; но отрок, оставленный в небрежении, делает стыд своей матери (Притч 29, 15). Но тут есть одно "но»: любое наказание в гневе, раздражении не принесет пользы. …Солнце да не зайдет во гневе вашем (Еф 4, 26). Родители, срывающие злобу, выпускающие пар, наказывают не детей, а себя. Наказание (особенно телесное) должно преследовать одну цель - пользу для ребенка, воспитывать надо с любовью, спокойно и без крика. Возраст, когда можно шлепать ребенка, должен быть не очень ранним (малыш даже не поймет, за что его били) и не поздним (нанесем травму и обиду подростку). Если соблюсти эту меру, после пяти лет наказывать телесно уже не придется, достаточно строгого напоминания о порке.

    Рассказывают, что к Макаренко пришла мать и просила посоветовать, как воспитывать непослушного сына. Известный педагог спросил, сколько ему лет, мама сказала, что шестнадцать. Тогда Макаренко ответил: "Вы опоздали на шестнадцать лет». Чтобы не опоздать, начинать надо с первых дней, а еще лучше с беременности. И начинать воспитание нужно с себя. Недавно слышал рассказ врача-гинеколога. Она рассказывала о том, что родовые воды матерей, которые не курили во время беременности, чистые и светлые, а у курящих мамаш коричневые и с устойчивым запахом табака. Человек становится курильщиком и алкоголиком еще в утробе матери.

    Но продолжим о наказаниях. В Священном Писании есть такая фраза: Отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в наставлении Господнем (Еф 6, 4). В воспитании нужно избегать раздражения и пустопорожних слов. Наставление должно быть конкретным и по делу. Например, ребенок нечаянно разбил вазу. Грозный отец пристает к нему с бессмысленным вопросом: "Ты зачем разбил вазу?» - "Я не хотел…» - "Нет, признавайся, зачем разбил вазу?» Раздражение ребенка нарастает, потому что он не знает, что отвечать. Ярость отца тоже усиливается. Терпение ребенка может лопнуть. Однажды отец вполне может услышать: "Папа, ты что, дурак?» Что ж, каков вопрос - таков и ответ .

    Частая ошибка - делать замечания на каждом шагу, превращать их в разменную монету. И ребенок скоро начинает воспринимать их как бессмысленный, ничего не значащий фон.

    Настало время поговорить о главном. О христианском воспитании детей. Существует расхожее мнение, что ребенку не стоит навязывать религиозное воспитание: мол, вырастет - сам выберет веру, придет к Богу. Ничему не учить и вообще не воспитывать так же безумно, как не читать ребенку никаких книг: вырастут - сами выберут, что читать. Ведь мы же пытаемся привить ребенку то, что сами считаем хорошим, правильным, и не задумываемся над тем, что у кого-то другая шкала ценностей.

    Второй момент: дети лишены жизненного опыта, не могут еще сами выбрать, что хорошо и что плохо. Вопроса, воспитывать в вере или нет, для верующего человека не существует. Вера для нас - смысл жизни, и неужели мы не хотим передать детям то, что является для нас святыней?

    Недавно мы с одним диаконом, моим другом, рассуждали за чашкой чая, нужно ли заставлять детей молиться, ходить в храм. И каждый из нас приводил много примеров "за» и "против». Как ребенка с детства заставляли молиться, а потом он ушел из Церкви, и, наоборот, как люди, воспитанные с детства в вере, становились благочестивыми священнослужителями. Мне кажется, самое главное - не только ставить ребенка на молитву и водить к причастию, но и самим жить молитвой и службой. Ребенок не терпит фальши, формализма. Если для родителей молитва - часть их жизни, души и они смогли показать это детям, то ребенок, несмотря на внешнее противление, сам потом не сможет жить без Бога. Бывали случаи, когда подростки отходили от Церкви, но потом возвращались, вспоминая родительские наставления. Главное - все, что мы делаем в семье, делать с одним чувством - любовью к детям и близким. Стремясь воцерковить детей, нужно не перегнуть палку. Вряд ли малыш выстоит всенощную или литургию полностью, сможет прочесть все правило к причастию. В храме ребенку не должно быть тягостно и скучно. Можно прийти не к началу, объяснить ребенку заранее, что будет на службе, спеть с ним тропарь праздника. Мы сами ленимся почитать чаду Евангелие с картинками, рассказать про праздники, а потом жалуемся, что дети не хотят идти в храм. Ребенок - это человек-привычка. Он привыкает кушать, ложиться и вставать по режиму, ходить в кружки, потом в школу. И поход в церковь тоже должен стать такой благой привычкой. Регулярные занятия очень дисциплинируют, это пригодится во всех случаях жизни. И не нужно смущаться, что у ребенка нет пламенного горения во время молитвы. Дети очень любопытны, они ждут наших объяснений. А мы часто ограничиваемся: "Пошли за мной, потому что так надо». Так ребенок даже на прогулку не пойдет, не то что в храм. Очень хорошо объяснить малышу, где какая икона в церкви и что на ней нарисовано, во что одеты батюшки, алтарники, выучить с ним "Верую», "Отче наш», чтобы он пел с народом. Но учить, конечно, не зубря. У меня ребенок знал эти молитвы уже в три года. Просто мама читала их утром, перед сном, перед едой. Ведь есть же выражение: "знать, как “Отче наш”».

    В связи с этим хотелось бы затронуть еще одну тему: трудовое воспитание.

    Дети привыкли играть. И играют они не только в машинки и куклы. Для наших детей самыми любимыми игрушками были кастрюли, крышки, какие-то совсем взрослые вещи. Это нужно использовать. Дети с удивительной радостью участвуют в совместном приготовлении пищи, трут овощи на терке, размешивают салаты, моют посуду. Еще бы! Ведь обычно им этого не дают. Это вам не детский мобильный телефон или надоевшая машина. Собирать разбросанные игрушки можно, привозя их на детском грузовике. А с каким удовольствием дети помогают сажать зелень или забивают гвозди! Если вы что-то умеете (шить, рисовать, мастерить), самыми любимыми и интересными игрушками будут те, которые вы сделали вместе с детьми. Занятия с малышами доставляют родителям не меньшую радость, чем детям. Мой ребенок просто визжал от радости, когда я взял его с собой в лес. Я пилил сухие деревья, а он таскал сучья к машине. Сложно сказать, кто из нас получил большее удовольствие.

    В рамках нашей темы есть пункт о воспитании детей в семье, а не в детских учреждениях.

    Конечно, воспитывать ребенка должна семья, никто детям не заменит отца и матери. Однако сказать, что детей ни в коем случае нельзя отдавать в детский сад, я не могу. Бывают ситуации, когда мать растит ребенка без отца, вынуждена работать или учиться, кормить семью. Сейчас у многих семей весьма затруднительное материальное положение, оба родителя работают, чтобы обеспечить семью. Да мало ли какие бывают ситуации. Конечно, детсад - скорее, терпимое зло. В нем есть ряд серьезных минусов. Ребенок еще очень мал, чтобы знать, что хорошо, а что дурно. Дети приносят из сада плохие слова, игры, замашки. Часто воспитатели плохо следят за подопечными, а то и обижают их. Малыши в саду чаще болеют. Ребенок отучается молиться перед едой, перед сном, в саду этого не делают. Все-таки в школьном возрасте ребенок более крепок душевно и телесно, уже имеет свое мнение. Так что, если есть возможность, воспитывайте детей в семье. Если мать не ленится, ребенок в семье разовьется гораздо быстрее, чем в детсаду. А родительская ласка и тепло - само по себе воспитание.

    Если в семье не один ребенок, проблем с общением тоже не будет. Актриса Анна Михалкова в интервью журналу "Фома» говорит: "Боюсь, множество людей вообще не задумываются о воспитании детей. Сколько семей, где вопрос о том, как воспитывать детей, попросту не ставится… Скинули в детский сад, пошли работать. Потом забрали из сада, помыли, покормили, уложили спать. Многих ситуация заставляет жить по инерции».

    Кратко остановимся на теме многодетности. Сколько иметь детей? Вот мнение психолога Т. Шишовой: "У единственного ребенка в семье гораздо больше шансов вырасти эгоистом, а такие люди повышенно ревнивы. Им хочется, чтобы весь мир вращался вокруг них… Подчас женщина даже по телефону спокойно поговорить не может: ребенок тут же начинает ныть, выкрутасничать, требовать, чтобы она положила трубку. Единственным детям труднее приходится в коллективе, дети же из многодетных семей очень рано получают навыки общения. Причем общение с детьми другого возраста дает им дополнительные преимущества: опекая младших, они учатся самостоятельности, обретают уверенность в своих силах. Имея рядом старшего брата или сестру, малыш чувствует себя более защищенным. Подражая старшим братьям и сестрам, малыши гораздо быстрее обучаются и развиваются. Многие многодетные мамы рассказывают, что они учили чтению и счету только первенцев. Далее дети учились по эстафете - от старших к младшим» .

    Я сам счастлив, что вырос в семье, где было трое детей. Чего-чего, а избалованности во мне нет.

    Главной причиной, по которой люди не хотят иметь много детей, является причина экономическая. То есть им кажется, что они не смогут прокормить большую семью. Хотя, конечно, есть и другие факторы. Могу совершенно точно сказать: если человек хочет иметь много детей, Господь ему обязательно поможет. И примеров тому тьма. Приведу лишь один. Мой знакомый алтарник жил со своей женой, мамой и тремя детьми в очень маленькой двухкомнатной квартирке. Даже ванна там была сидячая. И вот они решаются родить четвертого. И что ж? Их дом (который не должны были ломать, он был девятиэтажным и кирпичным) признают аварийным, и им дают сразу три квартиры в новом доме. Одну трехкомнатную и две однокомнатные. Одну из однушек они сдают, что является большим подспорьем.

    В завершение приведу слова императрицы Александры Федоровны, которая сама являлась образцом матери и жены: "Родители должны быть такими, какими они хотят видеть своих детей, - не на словах, а на деле. Они должны учить своих детей примером своей жизни».

    ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ПРАВОСЛАВНОЙ СЕМЬЕ

    С рождением ребенка в семье к его воспитанию подключался сложный механизм рода. Общение в семье, а также с близкими родственниками всегда несло духовно-психологическую нагрузку. Любые нюансы в отношениях родителей друг с другом, с родственниками чутко улавливаются детьми и на сознательном, и на бессознательном уровнях. Открытость или замкнутость, искренность или притворство, сочувствие или равнодушие, щедрость или скупость, доброжелательность или холодность - всё попадает на весы детского восприятия, откладывается в памяти различными эмоциональными оттенками, влияя на формирование личности ребёнка. У каждого человека благодарная память хранит детские впечатления от общения с бабушками и дедушками. Мир ребёнка немыслим без колыбельных песенок, сказок, поучительных историй. Бабушки и дедушки рассказывали внукам о своих молодых годах, играх, о службе или работе, встречах и общении с интересными людьми, делились жизненным опытом, при этом они вспоминали своих родителей, бабушек, дедушек. Это почитание светлой памяти предков сохраняло ощущение их присутствия в семье. Да и сам дом, мебель, вещи, купленные ими или сделанные их руками, поддерживали эту атмосферу, создавали своеобразную нравственную подпитку. В живом общении, таким образом, участвовали три, иногда четыре поколения, которые были связаны живой памятью ещё с двумя поколениями, ушедшими из этого мира. Все эти семь поколений составляли своеобразный корень, уходящий в глубину рода.

    Пространственное положение корней рода в лице более или менее близких родственников (дядей, тетей, племянников, двоюродных, троюродных братьев и сестёр, сватьев, свояков и т.п.) придавало устойчивость роду, охватывая как обширную географию проживания, так и различные ступени социальной лестницы.

    Крещение ребёнка

    Путь каждого христианина к Царству Божию начинается с Таинства Крещения. Для принятия Крещения необходимы вера и покаяние. Православная Церковь учит, что вера в таинство и связанное с этим искреннее желание его принятия являются необходимыми условиями для того, чтобы действие таинства было спасительным: «Кто будет веровать и креститься, спасён будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16: 16).

    Защитить своего ребёнка от проблем и невзгод - самое важное для родителей. Младенца, по традиции Церкви, следует крестить на восьмой или сороковой день жизни. Понятно, что в таком возрасте требовать от него веры и покаяния – двух главных условий соединения с Богом, нельзя. Поэтому с древних времён появились крёстные – люди, по вере которых крестят младенцев. Задача крёстных, как её видит Церковь, помочь родителям в православном воспитании крестников. Быть крёстным – и почётно, и ответственно.

    «Крёстные должны быть крещёными, воцерковлёнными православными христианами, должны знать молитвы, читать Евангелие. Главное, чтобы критерием выбора крёстного или крестной было то, сможет ли он впоследствии помогать семье в христианском воспитании ребёнка. И, конечно, важным критерием должна быть степень знакомства и просто приязненность отношений». (2, с. 3).

    Крёстные мать и отец, участвуя в Таинстве, принимают на себя ответственность за ребёнка, поэтому они обязательно должны быть православными людьми. Крёстным, конечно, следует становиться человеку, который к тому же обладает некоторым опытом церковной жизни и поможет родителям вырастить младенца в вере, благочестии и чистоте. Крёстные обязаны молиться за своих крестников, что бы Господь удержал их на пути благочестия. Главное, в чем может и должен помочь крёстный, и в чём он берёт на себя обязательство, – это не в том только, чтобы присутствовать на Крещении, но и потом помочь крестнику расти, укрепляться в церковной жизни, и ни в коем случае не ограничить своё христианство только Крещением. По учению Церкви, за то, как крёстные родители позаботились об исполнении этих обязанностей, с них так же спросится в день последнего суда, как и за воспитание собственных детей. В семьях русского Севера крестную мать называли «божатка» (мать, данная от Бога при крещении).

    Итак, крёстные родители принимали на себя ответственность за нравственное становление крёстных детей, помогая им в трудных жизненных ситуациях. В крёстные чаще выбирали родственников, тем самым ещё более укрепляя родовые связи. Но крестными становились и ближайшие друзья, уважаемые соседи, тем самым расширяя границы рода.

    Таким образом, вся система родственных отношений убедительно свидетельствует, что сущность продления рода эволюционно направлена на создание условий для раскрытия тех лучших качеств и свойств человека, которые от рождения заложены в его природу, на развитие творчества ума и души.

    Религиозное и трудовое воспитание

    Основой воспитания крепких в вере христианских детей является напряженная духовная внутренняя жизнь родителей, в которой они участвуют в соответствии со своим возрастом и особенностями своего характера. «Дух веры и благочестия родителей должен почитаться могущественным средством к сохранению и воспитанию и укреплению благодатной жизни в детях» - писал святитель Феофан Затворник.

    Такая сопричастность к духовной жизни необходима для развития христианских знаний и навыков у детей и является залогом превращения со временем отношений родители – дети, старшие - младшие в отношения духовных друзей. Тогда родители будут делиться духовным опытом, при этом возрастая, заимствуя духовный опыт и знания у своих детей.

    Задача воспитания – вложить в сердца начатки веры, раскрыть её и подготовить детей к жизни. По слову Христа, «Царствие Божие внутри вас есть» (Лк. 17, 21). Оно не дается воспитанием, Оно – дар Бога, но воспитание способно расчистить пути к его принятию. Начальные стадии воспитания ложатся на плечи матери. Она учит ребёнка крестному знамению и молитве, затем начинает возрастать роль отца.

    «В ребёнке должно возрастать сознание бытия Божия, Его могущества и любви, и не только понимание необходимости молитвы, но и живая потребность в ней. Для этого и нужно воспитание, пример родителей, их молитвы за ребёнка». (2, с. 4).

    Религиозно-нравственное воспитание значительно облегчается наличием у детей постоянного духовника, причём в детях воспитывается должное к нему отношение, соответствующее его сану и положению.

    Ещё до школы родителям следует рассказать детям об основных вехах Священной истории, раскрывая при этом достоверность Библии в свете научных данных: дети должны уметь преодолевать влияние антихристианской пропаганды.

    Со школьниками следует проводить систематические занятия по изучению Евангелия и Символа Веры и ознакомлению их, хотя бы в самом общем виде, со смыслом и содержанием церковного богослужения. Многие отдают детей в воскресные школы с этой целью. Эти школы должны прежде всего воспитывать религиозное чувство нравственности и благоговения. Но само религиозное воспитание закладывается прежде всего в семье, а дополнительное обучение может лишь помочь ему.

    В переходном возрасте у подростков происходит критическое переосмысление мира, появляется стремление утвердить свою самостоятельность и независимость личности. Основным противоречием подросткового периода является самоутверждение и критицизм, а также мучительное желание быть понятым другими людьми и повышенный интерес к их взглядам.

    Таким образом, семья является своеобразной школой религиозного воспитания. Её задача привить веру ребёнку с самого детства и помочь детям на прохождении жизненного пути.

    Трудовое воспитание – это формирование в человеке созидательного начала. Оно может проявляться в творчестве, в садоводстве, в уборке, в научной деятельности, в воспитании в себе личности и т.п., - во всех этих действиях проявляется подобие Богу - Творцу. Религия облагораживает всякое дело, если оно делается во имя Бога и любви.

    Православие относится к труду и как к послушанию, и как к творчеству. Послушание необходимо для борьбы с греховностью, а творчество – это дар, за который нужно благодарить Господа и чувствовать ответственность за обладание им. Развивая свои таланты, мы преумножаем их, а не используя их в труде, утрачиваем. Итак, детей нужно приучать к полезному труду. Благодаря этому, они не станут эгоистами, будут нуждаться в деятельности и стремиться помогать другим.

    ЛИТЕРАТУРА

    1. Принято считать, что девочек воспитывать легче, чем мальчиков. Дескать, мальчики озорные, а девочки гораздо спокойней. Да и матерям их понять проще — все-таки женская психология… Но при ближайшем рассмотрении, как это часто бывает, оказывается, что подобные взгляды не соответствуют действительности.

      Когда задумываешься о воспитании всерьез, то выясняется, что еще неизвестно, чьим родителям легче: мальчиков или девочек. Ведь XX век открыл перед женщинами невиданные возможности, однако при этом возложил на них бремя огромной ответственности. Получив равные права с мужчинами, женщины смогли учиться, работать, заниматься политикой, самостоятельно решать свою судьбу. И все, казалось бы, шло отлично, да только семья вдруг затрещала по швам. Времени у женщин стало хватать на что угодно, только не на детей и мужа.

      Изменение образа жизни и психологии вело к разводам. Разводы коверкали детские судьбы. Дети, вырастая, копировали родителей, и таким образом одно поколение за другим втягивалось в порочный круг…

      Сейчас из трех семей у нас распадается две, и конца этому не видать. Мне уже не раз приходилось сталкиваться с фактом передачи психологии матери-одиночки в третьем-четвертом поколении: прабабушка развелась и воспитывала дочь одна.

      Та, в свою очередь, тоже не смогла ужиться с мужем и передала сей горький опыт своей дочери. Дочь опять-таки не извлекла из случившегося должных уроков, в результате чего осталась одна с малышкой на руках. И вот теперь эта выросшая малышка мается со своей дочуркой, жалуясь на ее поведение, но одновременно культивируя в ней черты характера, которые почти на сто процентов сделают ее в будущем неспособной ужиться с мужем. Ведь отрицательные стереотипы поведения с противоположным полом настолько уже укоренены в этой семье, что преодолеть чрезвычайно трудно. Это как бремя наследственности: в каждом поколении оно становится все тяжелее и тяжелее.

      Интересно, что всем мире большинство разводов совершается по инициативе женщин. Почему? Вам не кажется это странным? Ведь женщины на протяжении тысячелетий традиционно выступали в диаметрально противоположной роли — в роли хранительниц семейного очага! Значит, произошли какие-то драматичные изменения в женской психологии и характере. И здание семьи начало рушиться, погребая под руинами всех: и мужчин, и детей, и, конечно же, самих женщин.

      Вот и получается, что воспитать девочку в наше время — задача не из простых. На что ее нацеливать: на семью или на карьеру? Что поощрять, а какие черты стараться приглушить?

      Одно дело с детства внушать ребенку, что главное это активность и независимость. И совсем другое — воспитывать мягкость, уступчивость, сострадательность. То есть, качества, облегчающие семейную жизнь, но несовместимые с расхожими представлениями о лидерстве.

      Выбор, естественно, за родителями. (Другое дело, что далеко не всегда у нас получается так, как мы задумываем. Как говорится, «человек предполагает, а Бог располагает».)

      Но мне кажется, выбор должен быть осознанным. А для этого нужно отчетливо представлять себе последствия своего выбора. В том числе и достаточно отдаленные.

      Главное — семейное счастье. остальное приложится

      Очень многие взрослые, на собственном опыте убедившиеся, каково приходится детям, у которых мать «горит» на работе, считают, что девочек надо ориентировать прежде всего на создание крепкой семьи. А остальное приложится.

      Наверное, кому-то это покажется странным. «Ничто ни к чему не прикладывается, — скажет он. — Если ставить семью во главу угла, о работе надо позабыть».

      Либо семья, либо карьера. Так не бывает, чтобы человек направлял свои усилия на одно, а другое получалось само собой.

      Но как ни странно, в данном вопросе эта железная логика сплошь и рядом дает сбои. Хотя, если вдуматься, что здесь такого уж странного? У женщин с не сложившейся личной судьбой часто искажается характер. Факт? — Факт. Многие озлобляются, становятся обидчивыми, раздражительными, амбициозными, мстительно-мелочными. Это, естественно, не лучшим образом сказывается на их отношениях с сослуживцами, а значит, и на карьере. Конфликтный человек наживает себе врагов, коллеги норовят от него избавиться…

      А если, допустим, у женщины постоянно скандалы в семье? Если дети отбились от рук? Сколько бы мать ни гнала от себя тягостные, тревожные мысли, они никуда не денутся, и все равно будут мешать ей сосредоточиться на работе. Да, подчас мы окунаемся в работу с головой, стремясь забыться.

      Но тогда работа становится своеобразным наркотиком. А любая наркомания до добра не доводит.

      Как часто в наши дни женщины мечтают о карьере, в глубине души досадуя на то, что им приходится тратить время на воспитание родившегося ребенка! Но случись с ним что-нибудь — и оказывается, ничто не мило. Лишь бы ребенок был жив и здоров.

      «Все Валино детство я разъезжала по командировкам. Мне так нравилась профессия геолога! Я мечтала стать доктором наук, мне прочили блестящее будущее. Валя оставался с моими родителями. Он скучал, плакал, просил: «Мама, не уезжай!» Потом подрос и вроде привык. А потом, в тринадцать лет, вдруг стал каким-то чужим, замкнулся, начал конфликтовать с ребятами, с учителями. Я забеспокоилась, старалась побольше бывать дома. Потом даже с работы ушла, чтобы заняться ребенком. Но было поздно. Теперь его нет, и я понимаю, что мне не нужна ни диссертация, ни заведование отделом, ни поездки за границу…»

      Сколько матерей узнают себя в этой печальной исповеди незнакомой женщины, подошедшей ко мне однажды после моего выступления в каком-то клубе или в библиотеке?! Конечно, не все истории кончаются так трагично, но общий смысл остается неизменным: строя карьеру в ущерб воспитанию детей, женщина в итоге проигрывает на обоих поприщах.

      Немного о минусах «бесполой педагогики»

      Изменение традиционных ролей и моделей поведения всегда чревато отрицательными последствиями. Хотя порой это бывает очевидным не сразу.

      В последние годы не только у нас, но и в других странах все чаще раздаются голоса в защиту раздельного обучения мальчиков и девочек. В одном английском графстве недавно поставили эксперимент, и оказалось, что успеваемость в школах с раздельным обучением выше, чем там, где мальчики и девочки учатся вместе.

      Странно? — Ничуть! Дело в том, что физиологически и психологически мальчики на несколько лет отстают от девочек.

      Поэтому когда они учатся вместе, у мальчиков развивается комплекс неуспешности. В начальной и средней школе они и ростом ниже девочек, и физически часто слабее, и неаккуратней. В тетрадках у них грязь, почерк хуже, оценки, соответственно, тоже… Все это, как вы понимаете, не стимулирует у большинства мальчишек желание учиться… Когда же мальчиков не ставят в заведомо проигрышное положение, они чувствуют себя спокойно и показывают гораздо лучшие результаты.

      Ну, а с другой стороны, девочки, обычно раньше мальчиков начинающие интересоваться вопросами пола, не отвлекаются при раздельном обучении на уроках, не строят глазки, не перебрасываются записочками…

      Недавно я побывала в московском детском саду, где тоже предпринята попытка отдельно воспитывать мальчиков и девочек. Занятия и прогулки у них совместные, а вот остальная детсадовская жизнь: еда, сон, игры, — проходит порознь.

      Побывала я там и подумала: «Это ж надо! Сколько в последние годы пришлось услышать об ошибочности «бесполой педагогики» (так прозвали педагогику, не учитывающую половые различия) и о необходимости полового воспитания детей. А вот оно здесь, у нас под боком! Нормальное, без непристойностей, без рассекречивания тем, которые традиционно считаются у нас недетскими, без циничного подглядывания в замочную скважину…»

      С детьми в этом детском саду не муссируют тему «откуда я взялся», а просто каждый день преподносят им образцы эталонного мужского и женского поведения. Мальчиков учат быть мужественными, выносливыми, галантными по отношению к девочкам.

      О девочках же поговорим поподробней.

      Когда попадаешь на их половину, вспоминается роман Золя «Дамское счастье». Чего там только нет! Гостиная с миниатюрной мягкой мебелью и искусно нарисованным камином. Мини-кафе с зонтиками и вазочками для мороженого, сделанного из белоснежной ваты. Праздничный стол с множеством блюд, вылепленных из теста и раскрашенных красками. Куклы с колясками и кучей нарядов. Настоящее женское царство, в котором каждая девочка — маленькая принцесса. Они и держатся соответственно. Такая непринужденно-прямая осанка бывает разве что у балерин, а пластика поражает женственностью и изяществом. Хотя впервые придя в садик, многие девочки ухватками напоминали мальчишек. Особенно те, у кого есть старшие братья. Да и у других малышек манеры не отличались изяществом, ведь в саду немало детей из неблагополучных семей, где грубость и агрессивность — норма жизни.

      Но здесь девочки быстро меняются. Причем без особого нажима со стороны взрослых. Просто в этой уютной и какой-то очень благородной обстановке вести себя по-хамски противоестественно. А дети чутко улавливают фальшь.

      Приходя на девичью половину в гости, мальчишки явно обалдевают от обилия «финтифлюшек» и с облегчением возвращаются на свою половину, к привычно-мужскому антуражу: саблям, пожарным каскам, солдатикам. Но при этом у них не возникает соблазна разрушить девчоночий рай. Хотя вообще-то мальчишек хлебом не корми — дай поломать девчонкам игру, чтобы продемонстрировать свое превосходство над плаксами и ябедами. Это их способ «пометить территорию», показать, «кто самее». И пока детсад был обычным, сорванцы, естественно, не упускали возможности напакостить девчонкам. Теперь же, когда делить нечего, они не только не обижают девочек, но и с удовольствием пропускают их вперед, уступают лучшие места и т.п.

      Воспитание женственности

      По-моему, основная проблема воспитания нынешних девочек — это воспитание женственности. Вроде бы чепуха. Зачем воспитывать то, что заложено самой природой?

      Однако произошла парадоксальная вещь: в борьбе за равноправие женщины одержали победу, но в результате перешли играть на чужое поле, а свои позиции сдали, утратили женскую мягкость, чистоту и наивную милоту, которая так трогает сильных мужчин.

      Современный стиль — напористый, агрессивный, дерзкий. Девушки-подростки стараются не отстать от парней: матерятся, занимаются карате и ушу, курят, пьют, «меняют партнеров», все чаще вступают в банды. Женственность многим кажется непрестижной, воспринимается как проявление слабости. В почете подруги Хи-Мэна, способные уложить противника на лопатки.

      Их, правда, трудно представить нежными, заботливыми матерями. Но оно и не нужно, они не по этой части.

      А посмотрите на игрушки. Разве раньше девочкам предлагали играть в культуристок, обвешанных самым разным оружием? Справедливости ради замечу, что очаровательные куклы с фарфоровыми личиками тоже, конечно, есть на прилавках. Но во-первых, они не всем по карману, а во-вторых, это вчерашний день, стиль ретро.

      Я уж не говорю про книги. Собственно, и двадцать лет назад у нас было маловато специфически девичьей литературы (вот она, «бесполая педагогика»!): зачитанная до дыр «Динка» Асеевой, некоторые повести Льва Кассиля, новеллы Александра Грина, очень популярная в 70-80е гг. «Девочки, книга для вас»… Сейчас книг для девочек и того меньше. Старые далеко не все переизданы, а новые — это, в основном, детективы и приключения для мальчишек и про мальчишек. Даже «Алису» Кира Булычева, по моим наблюдениям, больше нравится читать мальчикам!(Ну да, это ведь фантастические приключения!) Мы справедливо ругаем латиноамериканские телесериалы, но не предлагаем девочкам качественных образцов романтизма.

      То же можно сказать и о популярных сейчас среди девочек-подростков бульварных книжонках, срочно переведенных с английского или наспех состряпанных отечественными авторами.

      Мало того, что они портят литературный вкус, и без того неразвитый у современных детей. Так еще — и это главная опасность — поглощая подобную литературную стряпню, девочки напитываются совершенно ненужными в их возрасте знаниями, учатся «искусству совращения», усваивают взгляды и установки, которые, как правило, не доводят до добра.

      В этих книгах очень часто сцеплены секс и романтика. Пользуясь тем, что девочки-подростки, как и сто лет назад, мечтают о любви, авторы совершают ловкую подмену: вместо любви платонической, возвышенной нацеливают юных читательниц совсем на другое. На то, что с предельной откровенностью выражается в подростковых журналах заголовками типа «Неужели ты в тринадцать лет все еще девственница?». В книжках это может быть немного закамуфлировано, но суть остается неизменной.

      Большинство современной бульварной литературы для девочек-подростков распаляет чувственность, внушает мысль о допустимости и даже желательности постельных отношений в подростковом возрасте и преподносит в качестве эталона образ напористой, самоуверенной, нетерпеливой героини, которая не стесняется навязываться парням (у нее это называется «добиваться своего»), часто ведет себя как законченная проститутка, превыше всего ставит собственное удовольствие, а потому, естественно, нарушает «устаревшие» моральные нормы, считая их глупыми, дремучими предрассудками. Одно из основных качеств такой девахи — разгулявшееся своеволие, красиво названное «жаждой свободы». Родители ее, конечно, «не понимают», «мешают», «давят». При этом все описано так, чтобы вызвать у девочек сочувствие к героине и восхищение ею.

      Она рисуется умной, смелой, независимой, успешной. В конце книги ее, как правило, ждет удача.

      И обольщенные девочки-подростки начинают подражать любимым героиням, не задумываясь о том, что попадают в ловушку. Игра на чужом поле — занятие опасное. Отказываясь от естественных женских качеств: скромности, мягкости, заботливости, умения терпеть и сострадать, — девушки, сами того не подозревая, отрекаются от своей природы и переходят в другую категорию. Нет, не в категорию мужчин. Это все равно невозможно. Сколько бы антилопа ни малевала себе полос на спине, она от этого в тигра не превратится. А вот посмешищем в зверином царстве стать может.

      Так и с «продвинутыми» девочками-подростками. Поначалу им кажется, что они обрели свободу и независимость, что весь мир лежит у их ног, все готовы за ними ухаживать, все от них без ума. Но очень быстро выясняется, что парни смотрят на них как на вещь, объект потребления. А вещь, особенно в обществе, проникнутом потребительской психологией, ценится только, пока она новая. Попользовался — и бросил. Зачем беречь, когда за копейки, а то и даром, можно взять другую?

      Как только девичья свежесть проходит (а сейчас, с распространением педофилии это случается очень быстро: для поклонников Лолит восемнадцати-девятнадцатилетняя девушка – уже старуха), «объект» становится неинтересен. И это логично.

      Почему, собственно, должно быть по-другому? В обществе потребления вещи взаимозаменяемы. А чувства, переживания… Даже смешно. Какие чувства у вещи?

      — Поэтому родителям, которые всерьез задумываются о будущем дочерей, я бы посоветовала уделить повышенное внимание именно романтическому воспитанию девочек. Не бойтесь, что оно вступит в противоречие с жизнью, которая, конечно, жестче, чем в романах Ш.Бронте. (Хотя и не насквозь цинична, как нам пытаются внушить «желтые» СМИ). Романтизм удивительным образом закаляет душу. Тем более что он соответствует самой женской природе.

      — Не ограничивайтесь литературой — естественно, ее классическими, качественными образцами. Рассказывайте девочкам про ваших родственниц и знакомых, которых вы считаете достойным образцом для подражания.

      — Вспоминайте нашу и зарубежную историю. В ней ведь немало примеров женской доброты, чистоты, самоотверженности, милосердия.

      — Почаще ставьте девочку в ситуацию, когда ей нужно о ком-то позаботиться. И, конечно, отмечайте это как большое достоинство! Признание заслуг — огромный стимул для ребенка,но многие родители, к сожалению, до сих пор им пренебрегают.

      — Не поощряйте интерес девочек-подростков к косметике.

      Сейчас некоторые мамы, наслушавшись советов о том, как важно сызмальства приучать девочек краситься и ухаживать за кожей (дескать, в этом и заключается воспитание женственности), накупают десяти-двенадцатилетним девчонкам «детской» губной помады или «детских» теней для век. Почему это настойчиво пропагандируют фирмы-производители косметики, понятно: для них чем больше покупателей, тем лучше. А вот почему родители покупаются на эти дешевые уловки, понять нелегко. Ведь в восприятии девочек употребление косметики — очень важный шаг на пути во взрослую жизнь. И поощряя такие шаги, мамы невольно подталкивают дочек ко всему остальному, что сопряжено с современными подростковыми понятиями о взрослости. Это в пять лет девочка попросит покрасить себе ноготки, «как у мамы», и пойдет играть в «дочки-матери». А в двенадцать накрашенные девочки идут совсем в другие места и играют в другие, уже не столь невинные игры.

      Мягкое побеждает твердое

      «И все-таки, — спросите вы, — почему одни девочки — маленькие принцессы, а другие — маленькие разбойницы? Неужели дело только лишь в воспитании?»

      Нет, конечно. Очень многое зависит от характерологических особенностей ребенка, от его темперамента. Маленькими разбойницами часто бывают гиперактивные дети. Или демонстративные девочки, которым нравится привлекать к себе внимание, пусть даже отрицательное. А бывает и просто авантюрный склад характера. Кроме того, очень многое зависит от примеров, которые подаются ребенку. Девочки, растущие в семьях, где есть старшие братья, часто (хотя далеко не всегда) подражают мальчишкам.

      В каждом конкретном случае надо понять причину «разбойничьих» выходок дочери и подумать, как настроить ее на что-то положительное. Согласитесь, что между бандиткой и заядлой походницей «две большие разницы», как говорят в Одессе.

      Но вообще-то любопытно, что в том детском садике, о котором я рассказывала — где к мальчикам свой подход, а к девочкам — свой — даже отпетые маленькие разбойницы постепенно становятся ласковей и послушней.

      «Мягкое побеждает твердое», — гласит старинная китайская пословица. И эта древняя мудрость сегодня мне кажется как нельзя более современной.

      По материалам книги Т. Шишовой

      У современных девочек так же, как и у мальчиков есть общий нравственный порок - праздность души. И просто механическая занятость в кружках и секциях, к сожалению, лишь отчасти решает проблему праздности, т.е. некоей пустоты души.

      Сегодня чрезвычайно важным является восстановление подлинных идеалов русской девушки. Сегодня это сфера смещена и доведена до абсурда.

      Идеалы, которые культивирует общественное сознание сегодня следующие. Первый расхожий идеал - девушка как фотомодель. Требуются хорошие внешность и фигура, белозубость, внешняя нахватанность и пр. Вообще как бы исходной точкой всего является не сердце или ум, а бедро. Все должно быть от бедра и не выше бедра и мысли и желания и чувства.

      Второй идеал, который завоевывает сегодня огромную популярность, несмотря на очевидную его безнравственность – девушка как блудница. Само эго занятие все менее и менее порицается в обществе. О печальных последствиях этого стиля жизни говорить не приходится. Любому педагогу и психологу они очевидны. И, прежде всего -это потеря первоосновы, того главного, зачем девочка появляется на Свет Божий.

      Речь не идет об анафематствовании, о проклятии этих несчастных. Напротив, среди них попадаются натуры искренне страдающие и глубокие. И в Евангелии мы видим образы кающихся блудниц. А пример преподобной Марии Египетской - сначала блудницы, а затем великой святой, - лег в основу христианской нравственности как пример одновременно и милости Божией, и огромных возможностей человеческого духа, стремящегося к возрождению.

      Однако, жалея таких девушек и женщин, мы не можем не порицать причины, которые приводят к этим аномалиям. В первую очередь - это широкая пропаганда порнографии и насилия, распущенности и блуда, которые ведут сегодня средства массовой информации.

      Основополагающим и положительным нравственным идеалом для русской девушки должен быть идеал добропорядочной жены и заботливой матери.

      Безусловно, путь всякого человека полон тайн. И девушка может не выйти замуж или, будучи в замужестве, не иметь детей. Но по вере каждого человека Господь даст и сил понести свой крест.

      Это не меняет главного направления нашей заботы. Именно такая, совсем непопулярная сегодня и старая, как мир, установка на замужество и рождение детей и есть одновременно и подлинно государственный и нравственно осмысленный подход в деле воспитания девочки.

      В связи с этим главным охранительным нравственным чувством, которое всегда формировало облик русской девушки, было (и есть сегодня и будет всегда) - целомудрие.

      Образом сегодняшнего массового сознания является девушка, у которой все просто и легко - просто вступить в связь просто разорвать ее. А по сути дела к 25-30 годам такая женщина не может чувствовать ничего другого, кроме опустошения, одиночества и тоски. И хотя путь возрождения ей не закрыт, но он должен начаться с горького признания того, что до сего времени она была ничем другим, как сточной канавой для разных мужчин.

      Целомудрие девушки - это хранение своего тела и души в чистоте и целости для Бога и мужа.

      Понятно и ясно, что чистой по естеству, но нере­лигиозной девушке практически невозможно сегодня устоять в целомудрии. Так как при ярой экспансии разврата, буквально отовсюду, стыдливость будет вос­приниматься ею как невроз, закомплексованность и глупость.

      И, лишь христианское братство успешно противостоит этому напору. Наш четырехлетний опыт работы в Воскресной школе в Конакове лишнее доказательство тому. Нам радостно отметить сегодня, что девушки и парни, воспитанные Церковью, способны на чистую, романтическую любовь, у них сохранились стыдливость и стойкость по отношению к агрессивному и блудливому миру.

      Вместе с тем опасаясь изоляционизма, мы стараемся выстраивать свою работу не по сценарию жесткого противопоставления миру. Это неизбежно привело бы к дезадаптации и невротичности детей. Напротив, мы пытаемся делать барьеры мягкими и пластичными. Две крайности, которыми грешат сегодня Воскресные школы - это либо стремление к жесткой оппозиционности к миру, либо, напротив, излишняя секуляризация. Найти этот самый трудный средний и одновременно узкий путь - задача христианских педагогов.

      Сейчас они пишут стихи о любви, влюбляются, придет время и, даст Бог, будут вступать в браки.

      Кроме главного и фундаментального нравственного чувства у девочек – целомудрия, можно говорить и о других. Это терпеливость, жалость, милосердие. Это хозяйственность, т.е. особая домашность девушки, будущей жены и хозяйки. Не углубляясь в многообразие характеров и типов, надо отметить, что одной из характерных отрицательных черт сегодняшней женщины является психологическая бездомность. Сразу надо серьезно оговориться, что исключения здесь много. Известны женщины, которые любят, чувствуют и ведут свой дом. Ибо женщина и уют – это синонимы!

      ***

      Читайте также по теме:

      • Воспитание детей: Пять практических правил для родителей-христиан - иерей Питер Гиллквист
      • Мысли о религиозном воспитании детей - Антоний Сурожский, митрополит
      • Материнские заметки: час перед сном - Анна Журавлева
      • Воспитание девочек - Татьяна Шишова
      • Воспитание мальчиков - Татьяна Шишова
      • Воспитание девочки-христианки - Борис Ничипоров
      • Воспитание мальчика-христианина - Борис Ничипоров
      • Когда болеют дети - Алексей Грачев, иерей
      • Воспитание детей - ответы на вопросы родителей иерея Александра Ильяшенко
      • Как успеваемость в школе зависит от семейных ценностей - Елена Михайлова
      • Проблемы детских лагерей и их решение - диакон Михаил Першин

      ***

      Итак, речь здесь видимо идет о таинстве устроения самой души той или иной девушки или женщины. Та женщина, которая "сама не в себе" - именно она и не может, по-видимому, иметь дома. И обретение дома для женщины приходит параллельно с возвращением к себе, к святыне своей души.

      Вместе с тем не стоит возлагать всю ответственность за дом на женщину, так как хозяин и муж тоже не всегда бывает сегодня в должной форме. А иногда даже и до такой степени, что у всякой хозяйки руки опускаются.

      В Евангелии от Луки есть замечательный рассказ о Марфе и Марии: "В продолжении пути их, пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у ней была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово его. Марфа же заботилась о большом угощении, и подошедши сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? Скажи ей, чтобы помогала мне. Иисус сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! Ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно. Мария же избрала благую часть, которая не отнимется от нее" (Лк.10:38-42).

      Данное место не стоит толковать, как оппозицию мирского и монашеского образа жизни или умонастроения.

      Марфа заботилась, как сказано, о "большом угощении", т.е. речь здесь идет попечение об излишествах и пустой суетливости, которые бывают характерны для женщин.

      Много глупостей было сказано и в адрес Церкви, когда речь шла о равенстве женщин в период, как сказать, "стирания граней", между городом и деревней, между русским и украинцем, мужчиной и женщиной и пр. И, увы, процесс этот продолжается и сегодня.

      А ведь проблема решается предельно ясно в первых же главах Библии: мужчина и женщина равны по достоинству, но не равны по происхождению. По плоти Адам и муж Еве и отец одновременно. Мистика этих отношений и отражает сущность христианского брака.

      Равенство "по достоинству" означает равенство природы мужчин и женщины: вечной души, свободной воли и разума.

      Православная Церковь является кладезем великих примеров и идеалов для подражания. И для наших сегодняшних девочек и девушек таковым прежде все­го является житие Самой Божией Матери. Ибо Пречистая Дева и есть Кладезь целомудрия и чистоты. Это также и святые образы жен-мироносиц, святых мучениц и преподобных. Назидает девушку-христиан­ку и жизнь и подвиг той святой, именем которой она наречена во святом крещении. Для христианок Твер­ского края непреходящим примером жертвенности, верности своему мужу, христианского благочестия и чистоты является великая княгиня, а затем и инокиня Анна Кашинская.

      С верой в возрождение этих святых для русского сердца идеалов в среде наших российских девочек, девушек и женщин сегодня мы и заканчиваем наш разговор о воспитании русской девочки.

      Борис Ничипоров

      Введение в христианскую психологию:

      &азмышления священника-психолога. -М.: Школа-Пресс, 1994.