• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    (ФГОС НОО 2009г.)

    Образовательная система «Школа 2100» – это одна из программ развития общего среднего образования, направленная, прежде всего, на развитие и совершенствование содержания образования и на обеспечение его программно-методическими и учебными материалами. Научный руководитель программы c 1990 по август 2004 года – академик РАО А. А. Леонтьев, с сентября 2004 года - академик РАО Д.И. Фельдштейн.

    УМК «Школа 2100» для начальной школы включает в себя учебники по следующим учебным предметам:
    - Обучение грамоте и чтению.
    Букварь. Авторы:
    - Русский язык. Авторы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.
    - Литературное чтение. Авторы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.
    - Математика. Авторы: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П.
    - Окружающий мир. Авторы: Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. (1-2 класс) и Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Бурский О.В. и др. С.В. (3-4 класс).
    - Информатика. Автор Горячев А.В.
    - Технология. Авторы: Куревина О.А., Лутцева Е.А.
    - Изобразит искусство. Авторы: Куревина О.А., Ковалевская Е.Д.
    - Риторика. Автор Ладыженская Т.А.

    Все учебники (кроме ИЗО и риторики) включены в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации, на 2010-2011 учебный год. Авторский коллектив Образовательной системы «Школа 2100» стал Лауреатом премии Правительства РФ 2008 года в области образования «За теоретическую разработку основ образовательной системы нового поколения и ее практическую реализацию в учебниках». Содержание образования определяется государственными стандартами и воплощается в содержании и формах учебной литературы для учащихся. Эксперты Российской академии образования отмечают, что авторскому коллективу «Школа 2100» удалось создать современную личностно ориентированную образовательную систему для массовой школы, которая полностью соответствует государственной политике и направлениям модернизации российского образования и эффективно реализует идеи развивающего образования, непрерывно и преемственно от дошкольной подготовки до окончания общеобразовательной школы.

    Главное преимущество учебно-методического комплекта «Школа 2100» заключается в глубокой преемственности и непрерывности образования . По этой программе дети могут учиться, начиная с дошкольного возраста и до окончания общеобразовательной школы (в основном по направлению русский язык-литература).

    Все учебники программы построены с учетом психологической специфики возраста. Характерной особенностью этой образовательной программы является принцип "минимакса" : учебный материал предлагается ученикам по максимуму, а учащийся должен усвоить материал по минимуму стандарта. Таким образом, у каждого ребенка есть возможность взять столько, сколько он может.

    Авторский коллектив Образовательной программы «Школа 2100» попытался разработать такую образовательную систему , которая:
    во-первых, была бы системой развивающего образования , готовящей школьника нового типа – внутренне свободного, любящего и умеющего творчески относиться к действительности, к другим людям, способного не только решить старую, но и поставить новую проблему, способного делать осознанный выбор и принимать самостоятельные решения;
    во-вторых, была бы доступна массовой школе , не требовала бы от учителей переучиваться заново;
    в-третьих, была бы разработана именно как целостная система – от теоретических основ, учебников, программ, методических разработок до системы повышения квалификации учителей, системы контроля и мониторинга результатов учения, системы внедрения в конкретные школы;
    в-четвертых, была бы системой целостного и непрерывного образования .

    Программа «Школа 2100» построена на основе концепции «педагогики здравого смысла» и концепций отдельных предметов. Объединяет основные современные подходы к процессу образования (развивающий, вариативный, гуманистический, личностно-ориентированный и др.). Эта концепция противопоставлена устаревшей «манипулятивной» парадигме, где учащийся выступает как объект обучения и воспитания, а не как равноправный участник или субъект образовательного процесса. В ней сформулированы цели, принципы и перспективы развития содержания и технологии российского образования (включая воспитание) на ближайшие десять лет, отвечающие развивающему и вариативному подходу и основанные на идее непрерывного образования.

    Авторы Образовательной системы "Школа 2100" разработали систему психолого-дидактических принципов развивающего образования, а именно:
    а) личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности, принцип развития, принцип психологической комфортности;
    б) культурно ориентированные принципы: принцип картины мира, принцип целостности содержания образования, принцип систематичности, принцип смыслового отношения к миру, принцип ориентировочной функции знаний, принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип;
    в) деятельностно ориентированные принципы: принцип обучения деятельности, принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика, принцип опоры на предшествующее развитие, принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.

    Разработана технология проблемно-диалогического обучения , которая позволяет заменить урок «объяснения» нового материала уроком «открытия» знаний. Технология проблемного диалога представляет собой детальное описание методов обучения и их взаимосвязей с содержанием, формами и средствами обучения. Данная технология результативна, поскольку обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей, воспитание активной личности при сохранении здоровья учащихся.Технология проблемного диалога носит общепедагогический характер, т.е. реализуется на любом предметном содержании и любой образовательной ступени.

    Предложена оптимальная для условий развивающего образования трактовка образовательного стандарта, в основе которой лежит принцип минимакса – несовпадение уровня требований к содержанию предъявляемого материала и уровня требований к усвоению его учащимися. На основе этого принципа созданы учебники, которые существенно различаются по объему того материала, которые ученики могут и должны (стандарт и требования программы) усвоить. Это позволяет формировать информационную компетентность, т.е. способность определить недостающую информацию, искать, анализировать и синтезировать новую информацию.

    Воспитательные принципы программы: - социальной активности; - социального творчества; - взаимодействия личности и коллектива; - развивающего воспитания; - мотивированности; - индивидуализации; - целостности воспитательного процесса; - единства воспитательной среды; - опоры на ведущую деятельность.

    В настоящее время учебники Образовательной программы «Школа 2100» активно входят в практику массовой школы, авторы учебников регулярно проводят методические курсы, консультации и семинары для учителей, научно-практические конференции.

    На данный момент в школах Украины и России кроме традиционной классно-урочной системы для обучения используются разные образовательные системы обучения: школа 2100, Занкова, интеллект Украины, Эльконина-Давыдова и другие. В общеобразовательных школах России сейчас все чаще встречается система обучения «Школа 2100». Многие родители, не имеющие педагогическое образование, не сразу могут понять особенности обучения по новой программе «Школа 2100», поэтому в этой статье разберем, что это такое подробнее: цель, основные принципы и возникающие трудности.

    Что такое «школа 2100»?

    Образовательная система обучения Школа 2100 – это распространенная на территории России программа, направленная на повышение уровня общего среднего образования и охватывающая учреждения общего (детские сады, школы) и дополнительного образования. Эта программа создана в соответствии с Законом Российской Федерации “Об образовании” и уже больше 20 лет используется в школах всей страны.

    Целью «Школа 2100» является воспитание подрастающего поколения (детей) , уверенными в своих силах, умеющими и быть ответственными, т.е. максимально подготовленными к сложностям современной жизни.

    Принципы построения обучения:

    1. Системность : обучение по программе «Школа 2100» охватывает детский сад, начальную, основную и старшую школу, т.е. с трехлетнего возраста и до самого выпуска из общеобразовательной школы. На каждом следующем этапе обучения применяются одни и те же образовательные технологии, которые просто усложняются, а также используются учебники и пособия, построенные по единым принципам.
    2. Непрерывность : вся система образования состоит из предметных курсов, плавно перетекающих из одного в другой, обеспечивая постепенное совершенствование учащихся.
    3. Преемственность : предусмотрена единая организация обучения на всех этапах обучения и нет прерывания процесса обучения на их границах.

    Психолого-дидактических принципы:

    • личностные: адаптации под конкретного ученика и его психологической комфортности;
    • культурно-ориентированные: создавать целостные знания в масштабах мира, формировать смысловое отношение ко всему и культуру как мировоззрение или как культурный стереотип;
    • деятельностные: обеспечить управляемый переход от деятельности в рамках учебы к деятельности в жизненной ситуации и от совместной деятельности к самостоятельной; опора на предшествующий опыт; формировать потребность в творчестве.

    Принципы воспитания:

    • формировать социальную активность и творчество, с опорой на ведущую деятельность;
    • учить взаимодействовать с коллективом;
    • воспитание должно проходить в едином направлении в школе и дома.

    Основные используемые технологии:

    Особенностью программы «Школа 2100» является то, что опираясь на классическую модель обучения, успешно используются и современные достижения в области педагогики:

    • личностно-ориентированное обучение;
    • проблемный диалог;
    • продуктивное чтение;
    • оценивание успехов в процессе учебы.

    Учебники и учебные пособия программы «Школа 2100»

    Все учебники, используемые при обучении, построены с учетом психологических особенностей возраста, на который они рассчитаны. Но при их составлении использовался важный для развивающего образования принцип «минимакса»: учебный материал предложен по максимуму, а учащийся должен усвоить материал по минимуму, то есть стандарт. Таким образом, каждый ребенок берет столько, сколько он может, но это не всегда реализуется, так как по привычке требуется выучить все, что не всегда возможно.

    Несмотря на то, что «Школа 2100» существует уже достаточно давно, постоянно развивается и совершенствуется, но она сохраняет свою целостную структуру и использование основных принципов обучения.

    «Школа 2100» - это одна из массовых программ развития общего среднего образования.

    В настоящее время «Школа 2100» занимает 37% школьного рынка.

    В начале 1990-х, педагоги Р.Н. Бунеев и Е.В. Бунеева подготовили серию учебников по чтению для начальной школы. Книжки «Капельки солнца», «Маленькая дверь в большой мир», «В одном счастливом детстве», «В океане света» стали практическим воплощением теории, легшей в основу образовательной системе «Школа-2100».

    У Бунеевых стали появляться единомышленники: Т.А. Ладыженская, разработавшая уникальный курс обучения общению «Детская риторика»; А.А. Вахрушев, подготовивший курс «Окружающий мир»; Д.Д. Данилов, создавший личностно-ориентированный курс истории и др.

    В 2008 году группа ученых, разработавших и внедривших в практику массовой школы систему «Школа 2100», удостоена премии правительства РФ в области образования.

    Долгие годы руководителем группы был академик А.А. Леонтьев, психолог, человек с энциклопедическими знаниями и мировым именем.

    О научном руководителе Образовательной системы - А.А. Леонтьеве

    Алексей Алексеевич Леонтьев (1936-2004 гг.) родился 14 января 1936 г. в семье известного отечественного психолога Алексея Николаевича Леонтьева.

    • В 1958 году закончил романо-германское отделение филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова по специальности «немецкий язык».
    • С 1958 по 1975 г. работал в Институте языкознания АН ССС.
    • В 1963 году защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата.
    • В 1968-м - докторскую диссертацию по филологическим наукам.
    • В 1975 году защитил докторскую диссертацию по психологическим наукам на тему «Психология речевого общения».
    • С 1975 года заведующий кафедрой методики и психологии Института русского языка им. А.С. Пушкина, с 1976-го - профессор.
    • С 1986 г. - профессор кафедры методики преподавания иностранных языков Московского государственного педагогического института им. В.И. Ленина (ныне Московский педагогический государственный университет), а с 1997 г. - профессор кафедры психологии личности факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.
    • В 1992 году избран действительным членом Российской академии образования, а в 1997-м - действительным членом Академии педагогических и социальных наук.
    • Автор многих книг, в том числе: «Язык, речь, речевая деятельность» (1969); «Психология и обучение языку» (1981, на английском языке); «Педагогическое общение» (1979, 1996); «Психология общения» (1974, 1997, 1999); «Основы психолингвистики» (1997); «Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии» (2001). Автор множества научных и популярных статей по вопросам школьного и вузовского образования, в том числе в «Учительской газете», журналах «Семья и школа» и «Знание - сила».
    • Проблемами педагогики и педагогической психологии занимался, начиная с 70-х годов. Много лет сотрудничал с Шалвой Александровичем Амонашвили, Василием Васильевичем Давыдовым и другими видными психологами и педагогами.
    • С 1997 года - научный руководитель ассоциации «Школа 2000…» (ныне Образовательная программа «Школа 2100»). Руководитель авторского коллектива и основной автор Образовательной программы «Школа 2100».

    Общая характеристика Образовательной программы «Школа 2100»

    Авторский коллектив Образовательной программы «Школа 2100», которым руководит Президент межрегиональной общественной организации в поддержку образовательной системы «Школа-2100», член-корреспондент АПСН, профессор Р.Н. Бунеев, разработал образовательную систему, которая:

    • является продолжателем традиций развивающего образования, готовит школьника нового типа - внутренне свободного, самостоятельного, умеющего творчески относиться к действительности
    • доступна массовой школе, не требует бы от учителей переучиваться заново
    • разработана как целостная система - от теоретических основ, учебников, программ, методических разработок до системы повышения квалификации учителей, системы контроля и мониторинга результатов учения, системы внедрения в конкретные школы
    • решила одну из самых болезненных проблем нашего образования: непрерывности и преемственности на всех ступенях обучения. Сегодня создано186 учебников и учебных пособий по всем предметам школьной программы с 1-го по 11-й класс.

    В образовательной системе «Школа 2100» одним из ведущих принципов, определяющих содержание, технологию, методы и приемы работы с детьми, является принцип обучения деятельности.

    В соответствии с ним школьный урок открытия знаний строится в соответствии с технологией проблемно-диалогического обучения.

    Детям не только сообщаются готовые знания, но и организуется такая их деятельность, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают что-то новое и используют полученные знания и умения для решения жизненных задач.

    Методологические положения Образовательной программы «Школа 2100»

    Психолого-педагогические принципы

    • Принцип адаптивности. Не ребенок для школы, а школа для ребенка! Она должна быть предельно гибкой системой, чтобы в ней нашли себе место и одаренные дети, и дети с разной подготовленностью и разными интересами.
    • Принцип развития. В нашем представлении основная задача школы - это развитие школьника, и в первую очередь - целостное развитие его личности и готовность личности к дальнейшему развитию.
    • Принцип психологической комфортности. Сюда относится, во-первых, снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса. Во-вторых, данный принцип предполагает создание в учебном процессе раскованной, стимулирующей творческую активность школьника, атмосферы.

    Культурно ориентированные принципы

    • Принцип образа мира. Представление школьника о мире должно быть единым и целостным. В результате учения у него должна сложиться своего рода схема мироустройства, мироздания, в которой конкретные, предметные знания занимают свое определенное место.
    • Принцип целостности содержания образования. Содержание образования изначально едино. В основе структуры содержания образования лежит не понятие предмета, а понятие «образовательной области».
    • Принцип систематичности. С самого начала образование должно быть едино и систематично, соответствовать закономерностям личностного и интеллектуального развития ребенка и подростка и входить в общую систему непрерывного образования. В частности, школьное образование должно логично и последовательно «вытекать» из дошкольного образования и «перетекать» в высшее.

    Деятельностно ориентированные принципы

    • Принцип обучения деятельности . Мы учим деятельности - ставить цели, уметь контролировать и оценивать свои и чужие действия. Как бы справедливо мы ни обрушивались на сведение содержания образования к ЗУНам (знания - умения - навыки), без формирования умений и лежащих в их основе навыков представить себе обучение, особенно начальное, невозможно. Так или иначе, но мы должны научить школьников предметно-практическим действиям (простейшим трудовым процессам, счету, чтению и письму, хотя бы элементарному практическому общению на иностранном языке и пр.). С другой стороны, у них должны быть сформированы способы и приемы чисто учебной деятельности (вроде правильной записи условий задачи или техники синтаксического разбора) и деятельности познавательной (например, способы работы со словарем). Должны быть сформированы умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Учащийся должен уметь самостоятельно ставить цели и организовывать свою деятельность для их достижения.
    • Принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика. Обучение деятельности, вообще процесс обучения, предполагает на определенном этапе совместную учебно-познавательную деятельность коллектива (группы) учащихся под руководством учителя. То, что сначала выступает в форме коллективной деятельности учащихся, затем начинает существовать как внутренний способ мышления ребенка.
    • Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие . Опираться на предшествующее спонтанное, самостоятельное, «житейское» развитие! Особенно актуален такой подход для обучения грамоте, родному языку, в известной мере, иностранному языку.
    • Креативный принцип. В соответствии со сказанным ранее в школе необходимо учить творчеству, т.е. «выращивать» у учащихся способность и потребность самостоятельно находить решение не встречавшихся ранее учебных и внеучебных задач. Сегодня у школьника отношение к миру в схемах «знаю - не знаю», «умею - не умею», «владею - не владею» должно смениться параметрами «ищу - и нахожу», «думаю - и узнаю», «пробую - и делаю».

    Технология (средства и приемы) обучения

    Под технологиями мы имеем в виду конкретные приемы и средства, используемые в учебном процессе.

    Развивающему обучению чужд фронтально-индивидуальный подход. Ему свойственны такие формы работы, которые опираются на совместную или самостоятельную учебно-познавательную деятельность учащихся, руководимую учителем.

    Противопоказано развивающему подходу преобладание чисто механических (тренировочных) упражнений. Вызывает сомнение и само понятие «упражнения»: вслед за Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдовым мы считаем более правильным говорить о системе взаимосвязанных учебных задач.

    При прочих равных условиях форма работы, требующая умственной активности ученика, предпочтительнее чисто «исполнительской» деятельности. Лучше придумать самому одну математическую задачу, чем решить десять задач из учебника. Сочинение всегда эффективнее изложения.

    Чрезвычайно актуальны приемы снятия стресса в учебном процессе. Педагогический садизм - опрос младших, да и не только младших, школьников у доски.

    Наша позиция формулируется кратко: максимум оценок - минимум отметок. Текущие отметки (не оценки!) едва ли нужны вообще. Итоговые (например, четвертные) имеет смысл, как это делает Ш.А. Амонашвили, выставлять с участием класса.

    Обсуждая проблему контроля, мы считаем необходимым минимизировать экзамены. Вполне достаточно системы зачетов и письменных контрольных работ. Однако полная или почти полная отмена устных экзаменов едва ли возможна на современном уровне педагогической и познавательной культуры, где экзамен выполняет функции, не обеспечиваемые другими компонентами образовательного процесса (например, мотивационную).

    Что касается домашних заданий, то развивающая парадигма предполагает максимальную отработку тренировочных заданий на уроке. Если задавать уроки на дом, то только для одной из трех целей:

    • а) выравнивание (если учащийся отстал от класса и т.д.)
    • б) дифференциация (например, задания особой сложности для ученика с ярко выраженными математическими способностями)
    • в) самостоятельная организация своей деятельности.

    Говоря об объеме учебной нагрузки , следует учитывать, что эта нагрузка не носит чисто физиологического характера и не может измеряться исключительно в рабочих часах, а тем более в количестве страниц учебника или в объеме материала. Оптимальная нагрузка (или перегрузка) учащихся зависит от психологического отношения учащегося к процессу обучения: то, что интересно, то, усвоение чего сильно мотивировано, может не вызывать эффекта перегрузки. И наоборот - то, что вызывает у учащихся отторжение, то, где учащийся не видит перспективы, что для него бессмысленно и бесцельно, может вызывать такой эффект даже при относительно скромных объемах учебного материала. В этом смысле проблема учебной нагрузки зависит и от содержания образования, и от структуры этого содержания, и от используемых предметных методик и педагогических технологий. Наконец, эффект перегрузки в высокой степени зависит от индивидуальных особенностей детей и подростков.

    В заключение настоящего раздела остановимся на технологиях мотивационного обеспечения учебного процесса. Здесь необходимо выделить два основных подхода.

    • Во-первых, это определенная динамика опоры на внутреннюю мотивацию, учет в учебном процессе реальных (внутренних) мотивов учебной деятельности, их дифференцированности применительно к разным предметам и образовательным областям и их смены на различных этапах образования.
    • Во-вторых, это опора на мотивы успешности , на возникающее у ученика ощущение продвижения вперед.

    Особенности начального образования

    Психическая деятельность ученика, закончившего начальную школу, должна характеризоваться тремя новообразованиями: произвольностью, рефлексией, внутренним планом действий .

    Одной из важнейших содержательно-целевых линий развития в начальном образовании, обеспечивающих конечные (целевые) требования к ребенку, завершающему начальный этап образования, следует считать формирование учебно-познавательной деятельности ребенка. Именно в младшем школьном возрасте ребенок овладевает системой действий (операций), необходимых для успешной познавательной деятельности на последующих этапах. При этом существенно, чтобы предлагаемая для усвоения система не носила жестко алгоритмического характера, вернее, чтобы ее алгоритмический характер не препятствовал, а способствовал формированию у ребенка эвристических действий; ум ребенка должен оставаться гибким, самостоятельным, творческим, а не быть закованным в строгие рамки универсальных предписаний. Этому требованию в полной мере отвечает, в частности, система Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова.

    « Парадокс учебной деятельности состоит в том, что, усваивая знания, ребенок сам ничего в этих знаниях не меняет. Предметом изменений в учебной деятельности впервые есть такая деятельность, которая поворачивает ребенка на самого себя, требует рефлексии, оценки того, « чем я был» и « чем я стал» (Л.Ф. Обухова. Цит. соч., с.273). Отсюда вторая линия развития - личностнообразующая (субъектообразующая).

    Формирование учебной деятельности неразрывно связано еще с двумя линиями развития.

    • Во-первых, это овладение учебным материалом: никакое обучение невозможно без накопления знаний об окружающей действительности, лежащих в основе построения образа мира.
    • Во-вторых, это формирование умений свободного перехода от учебной к неучебной деятельности, перехода от решения системы учебных задач к ориентировке в проблемных ситуациях реальной деятельности, распознаванию и решению встающих в ней задач.

    Далее, это линия опоры на материал в поэтапном развитии ребенка. Мало передавать младшему школьнику социальный опыт: это необходимо делать таким образом, чтобы поворотные точки развития детского интеллекта и вообще высших психических функций, соответствующие особой предрасположенности (сензитивности) ребенка к усвоению тех или иных действий (операций), были обеспечены необходимым и достаточным материалом.

    Проще говоря, чтобы школьник нормально развивался на следующем этапе, данный, начальный этап должен быть оптимально организован. В частности, очень важна происходящая на этом этапе перестройка всех высших психических функций на базе развития мышления.

    В этой связи приведем парадоксальное высказывание В.В.Давыдова: «...Как показывают исследования психологов... мышление школьников [в традиционной, не развивающей школе] заканчивается в своем развитии к 12 годам. И заканчивает человек университет на базе того уровня развития, которого достиг к 12 годам. Образование для большинства учащихся как бы проходит боком, на их умственное развитие существенно не влияет».

    Уже на «доначальном» этапе можно выделить еще две линии, передавае-мые начальной школе, так сказать, по наследству.

    • Это линия с оциально-психологической ориентации в человеческой действительности, в малой группе и «большом» обществе, источником которой является не только прямая трансляция социальных норм, эталонов и запретов. Здесь обучение непосредственно граничит с воспитанием.
    • И это линия поддержки, закрепления и развития усвоенных в дошкольный период культурных и социальных ценностей.


    кандидат филологических наук

    «Школу 2100» называют «концепцией образовательной системы» и это не случайно, стоит лишь ознакомиться с авторским составом ее создателей.

    Авторы программы «Школа 2100»

    «Школу 2100» была разработана и опробирована такими гигантами педагогической науки как Шалва Александрович Амонашвили, Алексей Алексеевич Леонтьев, Таисой Алексеевной Ладыженской, Дмитрием Даимовичем Даниловым Рустемом Николаевичем и Екатериной Валерьевной Бунеевыми, и другими.

    В основе созданной ими системы лежит «Педагогика здравого смысла» А.А.Леонтьева, концепция развивающего обучения и технология проблемно-диалогического обучения.

    Очень ценными считаются в этой программе учебники математики под редакцией Людмилы Георгиевны Петерсон.


    Людмила Георгиевна совместно с другими математиками разработала теоретические основы непрерывного математического обучения в системе развивающего обучения. Именно она разработала программу математического обучения для детей с трех лет и до девятого класса. Она была автором программы «Школа 2000», а затем отмечена как соавтор в «Школе 2100».

    Педагоги и родители отмечают также высокий уровень учебников «Русский язык», «Литература», «Литературное чтение» под редакцией Рустема Николаевича и Екатерины Валерьевны Бунеевых.


    Бунеева Екатерина Валерьевна — один из авторов программы Школа 2100

    Их учебники называют особенно запоминающимися, формирующими мировоззрение ребенка, побуждающими к изучению окружающего мира. Как мы видим, авторский коллектив этот удивительный: все специалисты высочайшего класса, трудолюбивые, нестандартно мыслящие. В общем – специалисты высочайшего класса.

    Цели и задача «Школы 2100»

    • функционально грамотная личность, которая способна использовать все полученные знания, умения и навыки для решения жизненно важных задач.
    • научить ребенка организовывать свою учебную деятельность, добывать научные знания, учиться анализу, синтезу и применению этих знаний на практике, учить правильно оценивать результаты своего труда.

    УМК программы «Школы 2100»

    В УМК «Школа 2100» входят законченные предметные линии учебников по главным предметам начального образования. Они прошли длительную апробацию в школах России, входят в Федеральный перечень учебников и используются в школах нашей страны с 1992 года. В учебно-методический комплект входят учебники по всем предметам и рабочие тетради к ним. Учебник математики под редакцией Л.Г.Петерсон направлен на развитие интереса к предмету, мышления, творческих способностей детей и предназначен не только для работы в школе, но и для отдельных занятий родителей с детьми.

    Авторами учебников «Азбука», «Литературное чтение», «Русский язык» являются супруги Бунеевы. Учебник по литературному чтению продолжает «Азбуку». Он призван совершенствовать у детей умение не только читать, но и понимать текст, развивает интерес к чтению и читательскую самостоятельность ребенка. К этим учебникам имеются соответствующие им рабочие тетради. Учебники «Русский язык» этих же авторов помогают повторить, систематизировать и формировать знания, умения и навыки по предмету. Все учебники прошли государственную экспертизу, они соответствуют ФГОС. С 2012 года они входят в Федеральный перечень учебников.


    УМК программы Школа 2100

    Следует отметить, что завершенные предметные линии учебников системы «Школа 2100» с 2018 года не включены в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования в соответствие с приказом Минпросвещения России от 28.12.2018 N 345.

    Особенности «Школы 2100»

    Методисты выделяют три самых главных особенности программы «Школа 2100». Вот они:

    • преемственность, которая выражается в единстве всех этапов обучения: детский сад – начальная школа – основная школа – старшая школа – ВУЗ – последипломное обучение;
    • системность – ребята с дошкольного возраста и до окончания обучения учатся пользоваться навыками, умениями и знаниями, которые получили в процессе учебы;
    • непрерывность отражается в наличии непрерывной последовательности учебных задач на протяжении всего образования.

    Характеристика программы

    Программа базируется на концепции «педагогики здравого смысла», а также концепциях некоторых предметов. Объединяет личностно-ориентированный, развивающий, гуманистический, вариативный и другие подходы к учебному процессу.

    Конечный продукт программы – функционально грамотная личность, которая способна к саморазвитию, человек, владеющий картиной мира, умеющий принимать решения и нести за них ответственность, толерантный, уважающий мнение других и умеющий отстаивать свое мнение, способен адаптироваться в любом обществе.

    Принципы

    В основе программы «Школа 2100» лежат следующие принципы:

    • принцип адаптивности (способность ребенка подстраиваться под любые обстоятельства);
    • принцип развития (весь окружающий нас мир и мы сами находимся в постоянном и непрерывном развитии);
    • принцип психологической комфортности (отсутствие стрессовых ситуаций в процессе обучения);
    • принцип смыслового отношения к миру (осознанное отношение к явлениям окружающего мира и действительности);
    • принцип обучения деятельности (дети выступают активными участниками образовательного процесса, а не просто наблюдателями),
    • «щадящая» система домашних заданий (домашние задания должны быть интересными, дозированными, разноуровневыми, оправданными и результативными).

    Продолжается ли обучение по программе в 5 классе?

    Работа по программе «Школа 2100» продолжается в среднем и старшем звене школы. В состав учебно-методического комплекта входят учебники, рабочие тетради, тетради для самостоятельных и проверочных работ.

    Подготовка к школе 2100 для дошкольников

    В настоящее время существует программа «Детский сад 2100», которая создана для соблюдения условий преемственности различных образовательных уровней. Программа является личностно-ориентированной, направлена на раскрытие потенциала дошкольника и является начальным этапом программы «Школа 2100». Ребенок учится находить ответы на вопросы самостоятельно. Принципы построения программ одинаковы, что лишний раз доказывает преемственность на различных этапах обучения. Главная цель программы для дошкольников состоит в формировании положительного восприятия мира у дошкольников. С помощью разного рода занятий у малышей развивается память, воображение, речь. Дети учатся оценивать свою работу, намечают пути исправления ошибок. Они получают социальный опыт, взаимодействуя с ровесниками и педагогами. Ребята усваивают такие морально-нравственные понятия как добро, любовь, семья, дружба. Только в психологически-комфортных условиях дети смогут проявить себя в полной мере и раскрыть все свои потаенные качества. Программа говорит о том, что наибольший результат будет достигнут только в атмосфере дружбы, добра. Весь процесс обучения построен на диалоге, ведь ребенок добывает знания самостоятельно. В основе деятельности дошкольника лежит игра. Обязательно учитываются индивидуальные особенности малыша, исходя из них простраивается система занятий. Педагоги отмечают успешную подготовку к начальной школе по этой программе.

    Разделы: Администрирование школы , Общепедагогические технологии

    Наступила эпоха перемен в образовании. В школах стоят проблемы между старым хорошим и новым. Изменяется взгляд на реально существующую жизнь. Перед педагогами встаёт вопрос: “Что делать?”

    В России нет центральной единой программы. Есть государственные вариативные программы.

    Образовательная система “Школа 2100” названа программой будущего образования в России. Лучшие наработанные материалы, созданные за многие годы – это ОС “Школа 2100”.Основная идея данной системы – это сохранить старое лучшее, но по-новому, учитывая современную жизнь. Учить по-новому, используя лучшее старое новыми методами. Приложение 1

    Научить ребёнка не выживать, а жить полноценной жизнью в окружающей среде и быть достойным человеком - главная цель ОС “ Школы 2100”. Сформировать личность, умеющую отвечать за себя, за своих близких – государство ставит такую задачу. Как этого добиться? Лучшие умы объединяются вместе для решения этой проблемы. ОС “Школа 2100” ставит также главную задачу сформировать грамотную личность. Функционально грамотная личность – это личность обладающая потенциалом к:

    • Самоподготовке(учить учиться людей);
    • Встречей с нестандартной ситуацией;
    • Жизнь – это поиск разумных компромиссов;
    • Умение адаптироваться (а не приспосабливаться) в социуме и достигать поставленной цели;
    • Реализация мыслительной деятельности через речь.

    Общение с помощью языка, коммуникация - этому никогда не учили в школе – это задача ОС “ Школа 2100”.

    Многие идеи ОС “ Школа 2100” взяты у Крупской, Луначарского, Блонского, Выготского, Гальперина, Амонашвили, Ямбурга, Тубельского.

    Главные проблемы, которые решает ОС “Школа 2100”

    1. Преемственность дошкольного и начального образования.

    Что значит подготовить ребёнка к школе? Это не умение читать, писать. Это развитие памяти, интеллектуальных операций, умение работать в коллективе, развитые моторика руки, воображение, речь, фонематический слух. Выпущены пособия для дошкольников с 3 до 7 лет.

    2. Преемственность начальной и средней школы.

    3. Проблема комплектов учебников.

    Всё в комплексе для работы учителя: учебники, методические рекомендации, учебные программы, наглядные пособия. Работать необходимо по комплекту, нельзя использовать разные системы, разные методики при обучении.

    4. Проблема нас самих.

    Работать по ОС “ Школа 2100” профессионально может каждый, а эмоционально - нет!

    5. Развитие, формирование интеллектуальных способностей первично в “Школе 2100”. ЗУН – вторично.

    6. Принцип минимакса во всех учебниках.

    Дать максимум, а ребёнок выбирает минимум или максимум. По данному принципу построены все учебники, ничего к уроку дополнительно искать не надо.

    Побуждать ребёнка к говорению, развивать речь. Коммуникативное общение, сотрудничество учителя и ученика.

    8. Роль отметки.

    Больше оценок, меньше отметок! В Ос “ Школа 2100” разработана и применяется технология оценивания.

    Технология урока отличается от традиционного урока. Правила:

    1. В ОС “ Школа 2100” нет неправильных ответов детей.
    2. Из правильных выбирается один, которым будем пользоваться.
    3. Научить ребёнка отвечать на знакомом материале, а потом переходить на новый материал.
    4. Максимум оценок - минимум отметок.
    5. Конкурировать внутри класса знаниями, а не отметками.
    6. Ничего не навязывать, а попытаться, чтобы дети сами добывали знания. Создать на уроке ситуацию поиска.

    Уроки могут быть разные, главное был бы результат. Переход к творчеству должен преобладать.

    Должен работать коллектив единомышленников, работающих по ОС “ Школа 2100” и применяющих современные технологии, способствующие качественному обучению школьников.

    Какие бы технологии мы не применяли, главное чтобы они соответствовали выбранной системе обучения.